Научная статья на тему 'Особенности формирования нравственных отношений у детей младшего школьного возраста'

Особенности формирования нравственных отношений у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
нравственные отношения / возрастные особенности / психолого-педагогические условия / младшие школьники / воспитание. / moral relations / age characteristics / psychological and pedagogical conditions / primary school students / education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носова Анна Михайловна

В современной системе образования Российской Федерации на первый план выходит развитие личности ребенка, а именно формирование ценностных ориентиров, формирование нравственных отношений к труду, образованию, к семье, к родителям, к финансам, природе, малоимущим и так далее. Личность ребенка формируется не только из знаний, но и из духовной, эмоциональной составляющей. Результаты исследования психологов говорят о том, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных ценностей и норм. Важно отметить, что на процесс формирования нравственных отношений влияют возрастные особенности младших школьников, а также психолого-педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF MORAL RELATIONS IN CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE

In the modern education system of the Russian Federation, the development of the child’s personality comes to the fore, namely the formation of value guidelines, the formation of moral relations to work, education, the family, parents, finances, nature, the poor and so on. The child’s personality is formed not only from knowledge, but also from the spiritual, emotional component. The results of a study of psychologists suggest that it is the primary school age that is characterized by an increased susceptibility to the assimilation of moral values and norms. It is important to note that the process of formation of moral relations is influenced by the age characteristics of primary schoolchildren, as well as psychological and pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования нравственных отношений у детей младшего школьного возраста»

/ PEDAGOGICAL sciences

91

Носова Анна Михайловна

Магистрант 2 курса, Направление подготовки: Педагогическое образование Направленность относятся (профиль) образовательной коммерческая программы:

Педагогика активного отдыха и туризма МГПУ Институт педагогики и психологии образования, Россия, г. Москва

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10822 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Nosova Anna Mikhailovna

2 year undergraduate Direction of preparation: Pedagogical education Focus include (profile) educational commercial program: Pedagogy of outdoor activities and tourism, Moscow State Pedagogical University Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Russia, Moscow

FEATURES OF FORMATION OF MORAL RELATIONS IN CHILDREN OF

YOUNGER SCHOOL AGE

Аннотация

В современной системе образования Российской Федерации на первый план выходит развитие личности ребенка, а именно формирование ценностных ориентиров, формирование нравственных отношений к труду, образованию, к семье, к родителям, к финансам, природе, малоимущим и так далее. Личность ребенка формируется не только из знаний, но и из духовной, эмоциональной составляющей. Результаты исследования психологов говорят о том, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных ценностей и норм. Важно отметить, что на процесс формирования нравственных отношений влияют возрастные особенности младших школьников, а также психолого-педагогические условия.

Abstract

In the modern education system of the Russian Federation, the development of the child's personality comes to the fore, namely the formation of value guidelines, the formation of moral relations to work, education, the family, parents, finances, nature, the poor and so on. The child's personality is formed not only from knowledge, but also from the spiritual, emotional component. The results of a study of psychologists suggest that it is the primary school age that is characterized by an increased susceptibility to the assimilation of moral values and norms. It is important to note that the process offormation of moral relations is influenced by the age characteristics of primary schoolchildren, as well as psychological and pedagogical conditions.

Ключевые слова: нравственные отношения, возрастные особенности, психолого-педагогические условия, младшие школьники, воспитание.

Key words: moral relations, age characteristics, psychological and pedagogical conditions, primary school students, education.

Актуальность проблемы формирования нравственных отношений у детей младшего школьного возраста связана с тем, что в современной системе образования Российской Федерации на первый план выходит развитие личности ребенка, а именно формирование нравственных отношений к труду, образованию, к семье, к родителям, к финансам, природе, малоимущим и так далее. Во многих школах внедряются такие уроки в младших классах, как «светская этика» и «основы мировых религиозных культур», формируются различные организации, направленные на поддержание культуры ЗОЖ, это свидетельствует о том, что система образования находится в поиске новых методов по формированию нравственных отношений у детей.

В.А. Сухомлинский был одним из первых, кто стал говорить о внутреннем достоинстве человека и его воспитании как главной цели, можно даже сказать - самоцели воспитания. Воспитание - это не что иное, как процесс формирования отношений личности к чему-либо: к природе, труду, семейным ценностям, образованию и так далее [4, с. 235].

Словарь терминов по общей и социальной педагогике описывает нравственность, как «особую форму общественного знания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Также нравственность являет собой систему внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь» [3, с. 47].

Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что нравственные отношения - это особый вид отношений человека к окружающим его процессам и явлениям, а также к другим людям. Нравственные отношения опираются на нормы поведения в обществе и гуманистические ценности, моральные ценности, а также мотивы и результаты деятельности, традиции, правила, предписания.

Под младшим школьным возрастом принято считать период жизни человека от семи до одиннадцати лет.

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШМУМ~^©УГМа1>#2414Ш,2(0]9

92_

В младшем школьном возрасте ребенок может проявить сочувствие не только в том случае, если другой человек чувствует физическую боль и плачет, но и в случае несправедливости, усталости и так далее. Также в младшем школьном возрасте у детей развивается чувство собственного «Я», вместе с этим закладывается и представление о «Я» других людей. В этот период, особенно важно научить ребенка ценить труд других людей, слушать и уважать их мнение, работать в команде, а также формировать семейные ценности, уважение к родине, бережность к природным ресурсам.

Нравственные отношения возникают не только между личностями, внутри семьи, коллектива или общественной организации, но и между личностью и обществом, государством, между социальными классами, между поколениями, между государствами.

Результаты исследования психологов говорят о том, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных ценностей и норм.

На процесс формирования нравственных отношений влияют возрастные особенности младших школьников: в данный период развития ведущая деятельность ребенка - учебная; формируется произвольность психических процессов; формируется произвольное внимание и запоминание, выборочное воспроизведение; возможность проявления самоорганизации; на первый план выступает авторитетность мнения сверстников; игровая деятельность регламентируется правилами, основывающимися на социальных образцах поведения; впечатлительность и эмоциональность восприятия; приоритет наглядно-образной памяти; развитие словестно-логического мышления; повышается устойчивость внимания; ребенок активно впитывает в себя моральные ценности и старается следовать принятым правилам и нормам поведения, чаще всего ради одобрения взрослых или сверстников; формируется способность планирования результатов деятельности и рефлексия; ребенок в этом возрасте подвержен внешнему влиянию, благодаря чему впитывает в себя интеллектуальные и нравственные знания; возрастает мотив к получению достижений[1, с. 169].

Психолого-педагогические условия формирования нравственных отношений у младших школьников: у детей сформированы теоретические зна-

ния о нравственности в целом; на занятиях изучаются литературные произведения, затрагивающие темы нравственных отношений; формирование нравственных отношений осуществляется через различные формы воспитательного воздействия: этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы; младшие школьники включены в деятельность, направленную на формирование нравственных отношений: тематические игры, театральные инсценировки, трудовая и проектная де-ятельность[2, с.553]; дети участвуют в анализе поступков, своей деятельности и своих сверстников; поддержка и стимулирование инициативности, самостоятельности детей; профессиональная готовность и грамотность педагогов относительно формирования нравственных отношений; личностно-ориентированный подход к детям; учет педагогами возрастных особенностей детей[1, с. 204].

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что формирование нравственных отношений у детей младшего школьного возраста, обуславливается возрастными особенностями детей и психолого-педагогическими условиями. Данный процесс может происходить в рамках традиционных форм взаимодействия педагогов и детского коллектива, таких как: тематические беседы, различные игры, чтение художественной литературы, просмотр фильмов, наглядные памятки, плакаты и так далее. Но стоит отметить, что на сегодняшний день существует множество новых форм по формированию нравственных отношений, одной из таких форм является проектная деятельность.

Список литературы:

1. Божович Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе [Текст] /Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. - М.: Просвещение, 2000. - 317 с.

2. Бояринова С. С. Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 552-554. — URL https://moluch.ru/archive/149/42221/ (дата обращения: 02.11.2019).

3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. -135с.

4. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х тт. Т. 1 / В. А. Сухомлин-ский; сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. - Москва: Педагогика, 1980. - 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.