УДК 377.017.9 ББК 74.570.053 В 75
Н.Х. Ворокова
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ
(Рецензирована)
Аннотация. Интерес к ценностным ориентациям современных студентов средних профессиональных учебных заведений имеет особые основания. Студенчество - специфическая социальная группа, временно принадлежащая к системе образования, осуществляющая свой профессиональный выбор. Ценностные ориентации студенчества находятся в процессе становления - они неустойчивы, зависимы от различных внешних факторов. Поэтому их изучение позволяет в какой-то степени наглядно проследить процесс формирования личностных ценностных систем.
Ключевые слова: ценностные ориентации, нравственные ценности, этапы анкетирования, социализация студенчества, систематизация наблюдений, банк педагогических ситуаций.
N.H. Vorokova
Formation of moral values and axiological orientations in contemporary students on the basis of imitating modelling of vital situations
Abstract: Interest to axiological orientations of contemporary students from high professional educational institutions has the special bases. Students are the specific social group belonging temporarily to an education system, carrying out the professional choice. Axiological orientations of students are in process of setting up: they are unstable and dependent on various external factors. Therefore their studying allows one to trace visually the process of formation of personal axiological systems.
Key words: axiological orientations, moral values, questioning stages, student socialization, systematization
of observations, bank of pedagogical situations.
Педагогические подходы к исследованию нравственных ценностей и ценностных ориентаций в настоящее время ведутся в трех основных направлениях. Первое основано на разработке более или менее полного списка определенных ценностей, объединенных в некое пространство и создание иерархической пирамиды от более важных ценностей к менее важным, опирающееся на оценивание в баллах (М. Рокич, Н.И. Лапин и др.). Второе направление использует отождествление с мотивацией личности, а выводы зачастую зависят от субъективных взгляда и опыта исследователя (В.Ф. Петренко, Н.А. Низовских). Третье направление основано на методе парного сравнения нравственных ценностей Л. Терстоуна или к методике «семантического дифференциала» [1].
В проведенном исследовании, направленном на изучение проблемы диагностики ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений, было принято решение опираться на традиционную и наиболее распространенную методику М. Рокича [4], поскольку большинство исследователей считают ее наиболее полной и объективной,
имеющей наилучшее качественное обоснование, а также на разработанные ранее диагностики (методики Б.С. Круглова, Д.А. Леонтьева, Н.Е. Щурковой и др.).
Исследователи понимали, что ценностные ориентации и нравственные ценности не могут быть заданы и привнесены извне. Они являются результатом и предпосылкой собственной деятельности индивида, в процессе которой происходит создание «Я - концепции», ее реализация, развитие, освоение и построение мира человеческой культуры (знаний, приоритетов, ценностей). Но только в процессе непосредственного живого общения, в сотрудничестве, соавторстве и сотворчестве с личностями, несущими эту культуру, открывается мир человеческой культуры, происходит открытие своего «Я» для индивида. Именно свободные индивидуальные ценности и их отношение к развивающемуся и проходящему собственное становление индивиду как суверенному субъекту представляют собой «зеркало», отображаясь в котором индивид начинает осознавать и познавать собственное отличие, своеобразие, уникальность. Но необходимо также отметить, что одновременно с признанием и осознанием собственного «Я» развивается и критическое отношение к нему, точнее, умение оценивать результаты собственных усилий, своих способностей и возможностей. Таким образом, вырабатываются способности к самооценке и ответственности, которые, превращаясь в потребности, становятся внутренним источником развития личности.
Структура ценностных ориентаций студенчества достаточно традиционна и соответствует системе ценностей общества, но всегда отличается гибкостью и динамикой. Ценностные ориентации личности студента неизбежно изменяются под влиянием окружающего мира. Однако результаты такой социальной адаптации часто противоречивы по своему характеру.
Одной из задач нравственного воспитания современных студентов должна стать цель объединения, максимального развития и разумного дополнения друг другом таких аспектов личности молодого человека, как разум и чувство, то есть рациональный и эмоциональный компоненты.
К основным группам ценностей, присущим современным студентам, можно отнести: ориентации в экономической и политической области, духовно-нравственной сфере, в образовании и профессиональном выборе.
Особый интерес представляют гуманистические ценности, как наиболее близкие к духовно-нравственным ценностям, а также распространение этих ценностей в сознании студенчества. Уровень ориентированности на эти ценности состоит в обратнопропорциональной связи с адаптационными способностями и возможностями студенчества. Чем больше студент привыкает, приспосабливается к рыночным условиям, к борьбе за существование, к конкуренции, тем больше он упускает возможности принятия и развития гуманистических духовных ценностей.
Такое противоречие создает атмосферу социальной напряженности, растерянности и, как следствие, неверия в позитивное будущее.
Начиная работу с группой студентов первого курса, многие из нас проводят различного рода анкетирование с целью получения определенных сведений о юношах и девушках, с которыми необходимо будет работать в течение нескольких последующих лет. Такое анкетирование обычно содержит вопросы, касающиеся некоторых биографических данных, сведений о родителях и тому подобное. Обычно кураторы стараются выяснить интересы, способности, черты характера своих воспитанников. Зачастую диагностика этим и ограничивается.
Столкнувшись в работе с данной проблемой, мы поставили перед собой цель - подобрать диагностические методики, позволяющие провести более подробное исследование нравственных ценностей и ценностных ориентаций студентов средних профессиональных учебных заведений на протяжении всего срока обучения.
В ходе первичной социализации, которая, как правило, осуществляется помимо воли индивида, происходит приобщение и присвоение определенной системы ценностей. В дальнейшем, на основе переосмысления и переработки собственного социального опыта индивид сам осуществляет выбор системообразующей, приоритетной для себя ценности, в качестве таковой выступает та ценность, которая в период жизни полагается им значимой и, следовательно, выстраивает собственную иерархию ценностей. Подобное конструирование ценностных ориентаций существует, но далеко не всегда полностью выражает сущность рассматриваемого нами процесса. Исследователи иногда не рассматривают тот факт, что далеко не все потребности и ценности индивида достаточно четко им осознаются и познаются. Но на основании этого нельзя утверждать, что сила их воздействия и влияния на жизнедеятельность личности не становится меньше.
Интерес к ценностным ориентациям современных студентов колледжа имеет особые основания. Студенчество - специфическая социальная группа, временно принадлежащая к системе образования, осуществляющая свой профессиональный выбор. Ценностные ориентации студенчества находятся в процессе становления - они неустойчивы, зависимы от различных внешних факторов [3]. Поэтому их изучение позволяет в какой-то степени наглядно проследить процесс формирования личностных ценностных систем. Не менее интересны они и с позиции прогнозирования будущего, так как студенты после окончания обучения становятся основной действующей силой производства, всей общественной жизнедеятельности, и, следовательно, ценности молодых специалистов будут определять ценности всего общества. Не вызывает ни малейшего сомнения, что детальное и пристальное изучение развития и динамики ценностей современного студенчества важно и для формирования наиболее действенных и эффективных средств воздействия
на их содержание, направленность и глубину в процессе воспитательного взаимодействия.
Важнейшим фактором влияния и воспитания можно полагать обучение студентов, в процессе которого ими приобретаются знания и социальный опыт.
В процессе обучения необходимо стремиться к выработке у студентов навыков научного мышления как метода познания и преобразования мира, в эмоциональной области необходимо стремиться, чтобы они усваивали и фиксировали в собственном сознании категории чести и достоинства, чувство долга, нравственной ответственности и т.д. Формирование молодого человека не представляется возможным без гармоничного развития его умственных способностей и позитивных эмоций и чувств.
Составление и систематизация методик диагностического исследования ценностных ориентиров студентов может способствовать, на наш взгляд, решению ряда задач:
- определение приоритетности ценностных ориентаций студентов;
- выявление динамики ценностных ориентаций студентов на разных этапах обучения в колледже (при поступлении в учебное заведение, на первом курсе, на среднем курсе, на выпускном курсе);
- оказание помощи преподавателям в определении дальнейшего планирования учебно-воспитательной работы в группе и с отдельными студентами по формированию ценностных ориентаций;
- создание банка педагогических ситуаций.
Контингент поступающих в СПУЗы характеризуется большим разнообразием и, в то же самое время далеко не всегда высоким уровнем сформированности нравственных ценностных ориентаций. Первичная социализация студентов колледжа происходит до того, как они поступают в учебное заведение. Ко времени поступления в колледж (15-17 лет) студенты уже обладают определенными сформировавшимися личностными качествами, у них есть свои жизненные цели, идеалы, стремления. В своих поведенческих проявлениях они руководствуются уже начавшими формироваться жизненными ценностями. Поэтому зачастую преподавателям и воспитателям приходится сталкиваться с необходимостью преодоления негативного социального опыта индивида.
Проведенные исследования позволяют выделить наборы ценностных ориентаций, наиболее присущих опрошенным респондентам и выстроенных в некую иерархическую пирамиду по степени важности.
На первом этапе исследования для выявления системы нравственных ценностей студентов колледжа был использован метод свободного интервью в тесном взаимодействии с методом групповых бесед. По форме общения свободное интервью в качественном исследовании больше напоминает неформальную естественную беседу, дружеский разговор. Такая процедура общения позволяет респондентам не только быть более свободными в выборе формы выражения своих чувств и мыслей относительно заданной тематики, но и дает возможность выйти на
неожиданные повороты темы, ускользнувшие от внимания исследователей. В беседах исследователями было выявлено отношение студентов колледжа к потреблению алкогольных напитков, табакокурению и потреблению наркотических средств.
В результате проведения таких тематических интервью и групповых бесед были выбраны несколько групп студентов, представляющих наибольший интерес для исследователей. На втором этапе студентам 1-3 курсов колледжа были предложены различные анкеты, которые можно объединить под условным названием «Изучение взглядов и установок современных студентов колледжа по проблемам нравственных ценностей», вопросы которых охватывали самые различные аспекты жизни респондентов [2]. Анкетирование проводилось среди студентов различных возрастных, социальных и национальных групп. В результате данного опроса были выявлены «терминальные» и «инструментальные» ценности, присущие данным группам респондентов. На этом этапе в исследовании принимало участие 428 респондентов.
Проанализировав ответы на вопросы анкеты в целом, можно сделать следующие выводы. Участники опроса ставят на первое место создание благополучной семьи (90%) независимо от возраста, причем как юноши, так и девушки. На втором месте получение качественного образования (70%) и, как следствие качественного образования, на третьем месте, по мнению респондентов, приобретение профессии (67%). На четвертом месте материальный достаток (50%), а на пятом - получение удовольствий от жизни (43%). Такие нравственные ценности, как дружба и любовь оказались на шестом (37%) и седьмом местах соответственно. Настораживает (и на этот факт, по мнению исследователей, необходимо обратить пристальное внимание воспитателей), что такие ценности, как патриотизм (7%), служение обществу (5%) оказались практически невостребованными студентами колледжа.
К сожалению, типичный набор признаков успеха в обыденном сознании современного студенчества (15-20 лет) заключается в материальном благополучии, власти, получении удовольствий. Интерес к размышлениям о своем месте в обществе не характерен для студентов колледжа, неуклонно растет количество студентов, считающих реализацию личных интересов основной целью человеческого существования в социуме.
Третьим этапом исследования стала стратегия принятия решений, раскрывающая ступени принятия нравственно правильных решений. Для данного этапа были разработаны дилеммы, созданные по результатам интервью и групповых бесед. Ситуативные задачи предваряются тремя вопросами, поставленными перед студентами: определить, в чем суть проблемы; определить, какие нравственные и этические ценности данная дилемма (проблема) затрагивает; подумать, как их действия отразятся на других людях; и, наконец, подумать, какое косвенное воздействие на окружающих могут оказать их поступки.
Анализ проведенной работы выявил неодинаковую степень восприятия студенчеством принятых в обществе духовно-нравственных ценностей, что вносит некоторые сложности в процесс формирования ценностных ориентаций. Так, если для одной части студентов практикуемые в обществе ценности очевидны и они склонны в своем поведении целиком полагаться на них, то для других эти ценности неясны и недостижимы. В таких случаях люди формируют собственные ценности, которые либо носят упрощенный, зачастую эмпирический характер и не выходят за рамки обыденных представлений, либо вступают в неразрешимые противоречия с общественными нормами и ценностями. Данный этап исследования показал, что индивидуализм, приоритетное восприятие индивидуальных интересов личности перед общественными стали основной чертой современной студенческой молодежи. В связи с такими выводами по третьему этапу мы пришли к выводу, что перед воспитателями (кураторами и преподавателями) ставится задача показать и доказать студентам, что история человечества вообще, да и реальная практика человеческого общежития выявила, что люди не могут жить и действовать, ориентируясь лишь только на собственные индивидуальные ценности. Необходимо также отметить, что эффективность и степень восприятия индивидуальным сознанием общественных ценностей и реализация их в практическом поведении зависят не только от объективных условий и отношений, складывающихся в обществе, семье, коллективе, но и в значительной мере от уровня образованности, культуры и характера нравственно-психологических свойств и качеств самого индивида.
Следующим этапом исследования стало создание педагогических ситуаций (задач), созданных на основе жизненных ситуаций, с которыми столкнулись студенты, участвовавшие в эксперименте.
В эксперименте участвовала группа студентов, проявивших наибольшую активность при проведении предыдущих опросов.
Респондентам было предложено вспомнить и описать самый хороший и самый плохой поступки, совершенные ими в жизни, и объяснить (мотивировать), если это возможно, почему они поступили так или иначе в данной ситуации. При этом степень доверия опрашиваемых к исследователям за время проведения предыдущих этапов эксперимента стала настолько высока, что многие из студентов подписали свои опросные листы, хотя опрос был заявлен анонимным для наиболее правдивого описания своих поступков.
Плохие поступки студенты описывали более подробно, конкретизируя детали, а о хороших поступках говорили менее охотно. По мнению исследователей, такая ситуация сложилась из-за того, что вольно или невольно (скорее всего, неосознанно) они пытались оправдать себя, показать самим себе и окружающим, что в данном конкретном случае действовали безнравственно или аморально под давлением определенных
обстоятельств, а не потому, что они не знают, «что такое хорошо и что такое плохо».
Исследуя базовые нравственные ценности и ценностные ориентации, составляющие основу ценностного сознания студентов, необходимо выявить не только их состав, но и на иерархическом соотношении друг с другом в индивидуальном и групповом сознании.
Интерес к размышлениям о смысле жизни и о собственной жизни в социуме не характерен для современного студенчества, но нужно отметить, что медленно, но неуклонно увеличивается число студентов, полагающих достижение своих целей и реализацию личностных интересов основной целью человеческого существования в обществе. По мнению некоторых исследователей, распределение альтруистической ориентированности и коллективного мышления студенчества зависит от профиля обучения. Они считают, что студенты гуманитарных отделений учебных заведений отличаются приверженностью к альтруизму и коллективизму хотя бы на уровне сознания. В свою очередь, студенты экономических отделений и факультетов настроены более скептически, то есть эта часть студенческой молодежи полагается на собственные возможности в достижении жизненных целей и успехов и не перекладывает возникающие проблемы на окружающих и обстоятельства. Те же исследователи считают, что в таком различии выражается наибольшая сформированность психологической готовности студентов экономических специальностей к вхождению в новые экономические отношения общества, фундаментом которой является конкуренция. Наши исследования показали, что выбор профиля образования и будущей профессии, по большому счету, не влияет на ценностную ориентированность наших студентов. Как показывают многие исследования, приоритеты сегодняшних студентов образуют следующую иерархию ценностных предпочтений: душевный комфорт, материальное благополучие, власть, слава. Впрочем, исследователи не исключают, что власть, слава и материальное благополучие рассматриваются студентами как возможность достижения душевного комфорта.
Можно провести своеобразное разделение студентов по группам на основании исповедуемых ими образовательных ценностных ориентаций. Различие этих групп можно определить по условному делению «престижных», то есть востребованных на рынке труда, и «не престижных», то есть невостребованных специальностей. К первой можно отнести экономику всех направлений, финансы, правовую сферу, информационное и программное обеспечение и в какой-то мере ряд технических специальностей. Данная группа студентов отличается позитивным социальным настроем, характеризуется оптимистическими верованиями в собственное будущее, достаточно предприимчиво и старательно в обучении. Для них ценность образования носит инструментальный характер и является, очевидно, несомненной. Вторую группу составили студенты, обучающиеся по естественнонаучным,
гуманитарным и психолого-педагогическим направлениям. Мотивация поступления в учебные заведения и отделения учебных заведений этих профилей зачастую продиктованы не профессиональным самоопределением, и этот факт сказывается на ценностных установках и желании профессионального образования. Но, на наш взгляд, подобное разбиение студентов на группы по профилю образования носит относительный характер, поскольку приоритеты в системе ценностных ориентаций студенчества меняются очень быстро. Несомненно, что рост интереса молодежи к образованию продолжается. Необходимо также отметить значительный рост ценности и значимости образования и традиционного набора специальностей по сравнению с престижностью и выгодностью тех или иных профессий.
Для поступающих в колледж абитуриентов характерно наличие уважения к образованным людям в обществе. Необходимо также отметить, что, кроме деления с точки зрения абитуриентов и их родителей специальностей, факультетов и отделений на престижные и не очень, имеет место и «остаточный» принцип поступления в колледж, то есть молодой человек не смог преодолеть конкурсный отбор поступления в высшие учебные заведения и ему пришлось довольствоваться средним специальным профессиональным образованием, что менее престижно и ценно в глазах абитуриента и его родителей. В рамках нашего исследования мы столкнулись с некоторой неудовлетворенностью местом получения образования с точки зрения студентов колледжа, подтверждением чему явилось высказывание студентов группы на одном из занятий: «Мы не в состоянии усвоить предлагаемый нам учебный материал, мы не настолько умны, как те, кто учится в университете».
Таким образом, на заключительном, формирующем этапе исследования нами был разработан и внедрен ряд методических рекомендаций по работе со студентами для преподавателей-воспитателей (кураторов), которые учитывают неодинаковость степени восприятия молодежью ценностных ориентаций в зависимости от половых, возрастных, социальных и национальных особенностей воспитуемых. По мнению исследователей, полученные методические рекомендации могут использоваться при проведении кураторских часов и внеклассных воспитательных мероприятий для формирования полноценной нравственной личности студента.
Примечания:
1. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980. 128 с.
2. Иващенко А.В., Фролова Н.В. Нравственные ценности и особенности их усвоения школьной молодежью в современных условиях. М., 1996. 158 с.
3. Логинова Л.Г. Ценности современных студентов // Воспитание и развитие личности студента в условиях современного ВУЗа: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М., 2000. С. 110-115.
4. Perre R.B. Realms of value. Cambridge, 1954.
References:
1. Artem’eva E.Yu. Psychology of subjective semantics. M., 1980. 128 p.
2. Ivashchenko A.V., Frolova N.V. Moral values and features of their mastering by school youth in modern conditions. M., 1996. 158 p.
3. Loginova L.G. Values of contemporary students // Education and development of the person of the student in conditions of modern higher school: the Russian scient.-pract. conf. M., 2000. P. 110-115.
4. Perre R.B. Realms of value. Cambridge, 1954.