УДК 378:37.015.3:159.947.5 ББК 74.580.052.6 Г 83
И.А. Рудакова
0.А. Г ригорьева-Рудакова
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. Рассмотрены результаты экспериментального исследования побудительных мотивов получения высшего профессионального образования технического профиля. Выделены типы личности студентов с различной ценностной ориентацией. Показано, что тип студенчества «профессионал» обладает невысоким уровнем развития смысловой эмпатии. Делается вывод о необходимости включения в состав воспитательно-развивающих задач образовательного процесса дифференцированного подхода с учетом выделенных личностных типов.
Ключевые слова: побудительные мотивы, учебно-профессиональная среда, ценностные ориентации, профессиональные типы личности, профессиональное самосознание.
1.A. Rudakova O.A.Grigorieva-Rudakova
MOTIVATIONAL-AXIOLOGICAL COMPONENTS OF PROFESSIONAL SELFCONSCIOUSNESS IN TECHNICAL HIGHER SCHOOL STUDENTS
Abstract. The paper discusses the results of an experimental research of incentive motives for obtaining higher professional education of a technical structure. Types of the student person of students with various axiological orientation are allocated. The author shows that the type of students -“professionals” has a low level of development of semantic empathy. It is inferred that inclusion of the differentiated approach, taking into consideration the allocated personal types, in structure of educational-developing problems of educational process is necessary.
Key words: incentive motives, the educational-professional environment, axiological
orientations, professional types of the person, professional self-consciousness.
Важнейшим фактором формирования смысловой сферы личности становится профессиональная среда, где естественным образом должны «сходиться» ее основные жизненные ценности и ценности профессии. В исследованиях подчеркивается, «если избранная профессия и реализуемый жизненный смысл, достигаемая жизненная ценность составляют деятельностно-смысловое единство для субъекта, то профессиональная деятельность приобретает сущностный, смысложизненный характер» [1].
Процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций и профессиональная деятельность взаимодетерминированы. С одной стороны, отношение к профессиональнотрудовой среде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных прошлым опытом, осознаваемая часть этой системы существует в виде ценностей и ценностных ориентаций; с другой стороны, профессиональная деятельность и даже этап подготовки к ней оказывает воздействие на систему ценностных ориентаций личности. По мнению Е.А. Климова, для каждой определенной профессиональной группы характерен свой смысл деятельности, своя система ценностей. Однако если основные жизненные ценности субъекта лежат вне профессии, то она является лишь средством реализации этих ценностей [2].
Как показали проведенные нами исследования процесса становления профессионального самосознания студенческой молодежи, в техническом университете примерно 25-30% молодых людей свои жизненные планы ориентируют на получение высшего образования, однако характер их смысложизненных стратегий различен. Так,
установлено, что студенчество высшего технического университета воспроизводится в основном из четырех наиболее явных типов студенчества: «профессионалов» - 35,65%, «универсалов» - 34,78%, «организаторов» -15,65% и «середняков» - 10,43% [5].
Каждый тип студенчества обладает специфическими характеристиками. «:Середняк» -профессионально неадаптированная молодежь со средними интеллектуальными способностями. Отношение к высшему техническому образованию - как средству, способу расширения адаптационных возможностей данного типа студенчества. Им важна «корочка» диплома о высшем образовании, не отнимающая у них много времени и средств для её получения. Этим объясняется академическая пассивность данного типа студенчества, который компенсируется социальной и поведенческой активностью, в том числе и в самостоятельном трудоустройстве даже во время учебы. Материально независимая часть студенчества направляет свою активность на деятельность в профсоюзных организациях, добровольных народных дружинах (ДНД), спорте, коллективных досуговых и развлекательных мероприятиях. Навыки общения, коммуникации и управления они предполагают использовать для реализации своих устремлений в предпринимательской (6,96%), менеджерской (22,6%) деятельности, часто рассчитывая на счастливый случай (6,96%), чем на прагматичную, настойчивую работу [5].
«Организатор» - преимущественно гуманитарный тип. Обладая хорошо развитым интеллектом и образовательно-поведенческой активностью, «организатор» выбирает высшее техническое образование как сферу деятельности, позволяющую удовлетворить образовательную потребность, использует социальный институт образования для пополнения своих жизненных ресурсов. В силу профессиональной «инертности» мотивационно-поведенческой реакцией у данного типа становится личностная реализация достижения признания в студенческой или другой значимой среде. Характер познавательно-поведенческой активности у «организатора» проявляется через реализацию во втором, в основном гуманитарном, образовании, получаемом параллельно с первым. Организация образовательного процесса в современном высшем техническом заведении позволяет такие стратегии реализовать, не выходя из стен того же учреждения. Проявляя активность и самостоятельность в интеллектуально-творческом развитии, эти студенты в качестве групп общения предпочитают неформальные интеллектуальные общности, круг интеллигенции (1,74%, 14,78%, 11,3% соответственно). Это группа - набирающая статус, использующая высокий уровень личностного потенциала для поиска новых идентификаций и стилей жизни. Эта часть молодежи ориентирована на самореализацию в процессе образовательной деятельности. Личностная стратегия на самореализацию приводит данный тип к соответствующему поведению. Диплом для него не самоцель, а средство для дальнейшей реализации своих жизненных планов. По нашим исследованиям, у них выражено чувство самодостаточности, критичности по отношению к себе и другим, зависимость от собственного настроения. Они чутко прислушиваются к слову, используют дополнительные символы для выражения собственной экспрессии, уточняют важность приобретения эмпатического опыта для собственного развития. Сложно определить мотив, движущий студентами по вопросу причинения вреда другому человеку, ведь, согласно исследованию, они понимают, почему человек становится жестоким, что растения и животные обладают «разумом», что дети - уникальны по своей природе. Более того, большинство верит в идеалы. Широта мышления, развитая эмоциональная сторона, по-видимому, обусловлены воспитанием в семье, значением родителей, которые состоялись в жизни. Это студенты, у которых выражено чувство ответственности и значимости собственного «Я» [5].
«Универсал» - тип студенчества без выраженной профессиональной ориентации, воспринимающий образование как трамплин в своей будущей карьере. Поэтому при наличии выбора они склоняются в сторону престижного вуза, определяя тем самым будущее социальное положение, а не личностное развитие в соответствии со своими
способностями. Карьерными планами определяется также познавательно-поведенческая активность у этого типа студенчества. Им нужны свидетельства престижности: отличные оценки, «красный» диплом, дипломы олимпиад и конкурсов и др. знаки успешности. Их общение сосредотачивается в группах дополнительной подготовки, в интеллектуальных шоу и других сообществах; их «значимыми», референтными группами также являются престижные сообщества бизнесменов (14,78%), олигархов и др. социальных групп (6,96%). Это интеллектуально развитая часть молодежи, часто с широким мировоззрением. В большей своей части студенчество этого типа имеет повышенные материальные возможности, повышенный образовательный уровень за счет дополнительного и общекультурного развития. Этот тип в большей степени, чем тип «профессионал», ориентирован на материальное благополучие и карьеру [5].
При описании характеристик одного из самых распространенных типов студенчества - «профессионала» - отмечается, что на характер познавательноповеденческой активности этого типа студенчества в вузе повлияли изменения, произошедшие в обществе и самом образовании. Этим мы объясняем невысокую научную активность, участие в научных конференциях и др. мероприятиях (2,6% опрошенных). Они выбирают не фундаментальное образование, а «быстрое», прикладное, дающее в перспективе работу и заработки. В образовании начинает господствовать принцип «полезного знания». Эти установки подтверждают выбранные студентами референтные группы как показатели идентификаций студенчества: на профессиональные общности ориентируются 33,9% опрошенных студентов, на ученых - только 8,7%. Отличительной чертой этого типа студенчества является особый тип мышления, основанный на значительном интеллектуальном потенциале, стремящийся к четкости и однозначности понятий в теории и практике, обладающий умением самостоятельно планировать и осуществлять поставленные цели. В этих группах наблюдается ранняя профессиональная направленность, соответствующая индивидуальным склонностям будущего студента, дополнительная фундаментальная подготовка [5].
Одно из актуальных направлений развития смысловой сферы студентов технического университета лежит, по нашему мнению, в области смысловой эмпатии как специфического компонента эмпатии. В психологии представлены различные уровни ее развития. По критерию степени выраженности признаков «смысловой эмпатии» выделяют низкий, средний, высокий уровни [1]. Первый уровень - самый низкий, характеризуется «слепотой» к чувствам и мыслям других. Таких личностей больше интересуют собственные выводы, которые могут быть часто ошибочны вследствие установки на хорошее знание и понимание других людей. Второй уровень встречается чаще всего, свойственен любым типам личности. Людям свойственна эпизодическая «слепота» к чувствам и мыслям других. Самый высокий уровень развития эмпатии - третий уровень
[2]. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания мнения или интересов. Людям высокого уровня развития смысловой эмпатии свойственно общаться с другими по принципам взаимного доверия и альтруизма
[3].
В ходе проведенных экспериментальных исследований [3,4] была подтверждена не только зависимость развития эмпатии от специфики профессии, но и установлена связь смысловой эмпатии и типов студенчества в техническом университете. Установлено, что для студентов, принадлежащих к типу «профессионал», характерен невысокий (колебания от среднему к низкого) уровень развития смысловой эмпатии в направлении понимания и принятия других типов студентов, сочувствия и сострадания к тем, кто волей обстоятельств или личностных проблем не смог профессионально самоопределиться, имеет другие смысложизненные стратегии [4].
Выявленные особенности позволяют сделать следующий вывод: в состав
воспитательно-развивающих задач образовательного процесса в вузе технического профиля необходимо включать компоненты дифференцированного подхода с учетом выделенных личностных типов студенчества.
Примечания:
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психологодидактический подход). Ростов н/Д 2003. 480 с.
2. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов н/Д 2006. 278 с.
3. Одинцова М.А., Семенова Е.М. Сравнительный анализ эмпатийных способностей студентов-экономистов и студентов-психологов // Психология в вузе. 2006. № 4. С. 32-47.
4. Рудакова И.А., Григорьева-Рудакова О.А. Уровни развития эмпатических способностей студентов технического университета: результаты диагностики / Лосевские чтения: труды Междунар. науч. конф., посвящ. памяти А.Ф. Лосева, г. Новочеркасск, май 2007 г. Новочеркасск, 2007. С. 203-206.
5. Алексеенко Т.Ф., Рудакова И.А., Щербакова Л.И. Рельефы идентификационного пространства российского студенчества. Новочеркасск, 2005. 128 с.
References:
1. Abakumova I.V. Teaching and sense: sense formation in educational process. (The psychological-didactic approach). Rostov-on-Don, 2003. 480 pp.
2. Abakumova I.V., Ermakov P.N. and Rudakova I.A. Sense centrism in pedagogy: new understanding didactic methods. Rostov-on-Don. 2006. 278 pp.
3. Odintsova M.A. and Semenova E.M. Comparative analysis of empathic abilities of students -economists and students - psychologists // Psychology in higher school. 2006. No. 4. P. 32-47.
4. Rudakova I.A. and Grigorieva-Rudakova O.A. Levels of development of empathic abilities of students of technical university: results of diagnostics / Losev’s readings: Proc. Intern. Sci. Conf. Devoted to A.F.Losev's memories, Novocherkassk, may, 2007. Novocherkassk, 2007. P. 203-206.
5. Alekseenko T.F., Rudakova I.A. and Shcherbakova L.I. Reliefs of identification space of the Russian students. Novocherkassk, 2005. 128 pp.