Научная статья на тему 'Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества в условиях кризисного общества'

Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества в условиях кризисного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
473
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система ценностных ориентаций студенчества / трансформация ценностей в кризисный период общества / the system of the students' value orientations / transformation of values in the crisis period of the society

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лебеденко Ольга Алексеевна

Показана система ценностных ориентаций российского студенчества в кризисном обществе. Отмечается наметившаяся тенденция сокращения разрыва между терминальными и инструментальными ценностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian students value orientations system in the crisis society is shown. The tendency of reducing of the gar between terminal and instrumental values is noted.

Текст научной работы на тему «Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества в условиях кризисного общества»

6. БеляеваЕ. Стертые люди // Московский комсомолец. 2006. 1 сент.

7. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 2000.

8. URL: www.europeansocialsurvey.org(www.ess-ru.ru).

9. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 53.

10. Магун В. С., Руднев М.Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте // Общественные науки и современность. 2010. № 3.

11. Лапин НИ. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социс. 2010. № 1 (309).

O.A. Lebedenko Transformation of the Russian Students' Value Orientations in the Crisis Society

The Russian students' value orientations system in the crisis society is shown. The tendency of reducing of the gar between terminal and instrumental values is noted.

Key words and word combinations: the system of the students' value orientations, transformation of values in the crisis period of the society.

Показана система ценностных ориентаций российского студенчества в кризисном обществе. Отмечается наметившаяся тенденция сокращения разрыва между терминальными и инструментальными ценностями.

Ключевые слова и словосочетания: система ценностных ориентаций студенчества, трансформация ценностей в кризисный период общества.

УДК 31 6.34/.35-057.87 ББК 60.54р

O.A. Лебеденко

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОГО ОБЩЕСТВА

I I роводимые на протяжении более чем двух десятилетий реформы заметно изменили социальный облик российского общества. Система ценностных ориентаций россиян заметно трансформировалась в сторону индивидуализации. У них произошла переориентация с общественных проблем на личные, наблюдается преобладание материальных интересов. В обществе изменились и смысловое содержание, и интерпретация базовых ценностей, среди которых ценности рынка и жизненные стратегии успеха оказались на первом месте. В условиях мировоззренческой дезориентации возникла скрытая деформация норм и образов поведения, изменился межпоколенный механизм передачи традиционных ценностей.

В силу очевидных причин наиболее подверженной этому процессу оказалась моло-

224 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

дежь. Именно она сильнее всего испытывает на себе кризис идентичности, различные виды дезадаптации, девиантного поведения, девальвацию нравственных норм, интериоризацию ценностей. С другой стороны, для молодежи в большей степени, чем для иных возрастных групп, характерно стремление преодолеть трудности, противоречия, приобрести и развить личный опыт. Она обладает такими качествами, как креативность, мобильность, стремится реализовать собственные способности. В этом отношении весьма показательна студенческая молодежь.

Кризис, поставивший отечественный социум в режим выживания, побуждает часть студенчества все чаще обращаться к высшим ценностям, пытаясь в них найти опору существования. В то же время все больше молодых людей видят выход из кризиса не только в апелляции к высшим ценностям, но и в ориентации на девиантное поведение. Как следствие, зачастую у студенческой молодежи наблюдается несогласованность между заявляемыми ценностями и реальным социальным поведением.

В центр сознания молодежи перемещаются ценности, имеющие экзистенциальную направленность. Они помогают адаптироваться к изменяющейся социокультурной среде. В них сочетаются свобода личности, конкуренция, помощь «нужных» людей, связи, плюрализм, необходимость иметь поддержку влиятельных друзей, личная инициатива, материальное благополучие, высокий социальный статус или роль. Специалистами отмечаются усиление прагматизма и утилитаризма, преобладание инструментальных установок. Однако наблюдается тенденция к сокращению расхождения между инструментальными и терминальными ценностями.

Изменения в структуре ценностных ориентаций современного российского студенчества достаточно заметны.

Во-первых, в настоящих условиях все острее складывается противоречие между структурой, характером профессионально-трудовых намерений выпускников учебных заведений (предложение) и структурой, характером потребностей в сфере труда (спрос). С каждым годом разрыв между качественными характеристиками предложений на рынке труда и качественными характеристиками спроса стремительно растет.

Вполне естественно, что в ситуации хаоса в общей иерархии ценностных ориентаций, свойственных молодым студентам, трудовая деятельность, занимавшая в начале 1980-х годов первое место в ранговом распределении социальных предпочтений, в настоящее время переместилась на четвертое [1]. Но в условиях рынка профессиональные ориентации современной молодежи определяются не только спросом на профессию, но и стремлением много зарабатывать, продвигаться по службе. Большинство юношей и девушек ориентируют свои жизненные планы главным образом на материальное благополучие и удачу (удачный контракт, удачный спонсор, удачная женитьба, удачное замужество и т.п.). Это усугубляет проблемы реальной трудовой занятости молодежи. Оказавшись в результате экономического кризиса наименее защищенной частью трудовых коллективов, молодежь страдает от различных форм социальной дискриминации.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 225

Во-вторых, отношение молодежи к политике как ценности всегда было неоднозначным. Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует отдавать себе отчет в том, что молодежь - не только потенциал перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности.

Нестабильность переходного периода обусловливает особую остроту ряда молодежных проблем. Не снижается неудовлетворенность молодежи, связанная с основными показателями качества жизни - материальным положением, жилищными условиями, работой.

В-третьих, как ни странно, ценность семьи для многих студентов гораздо весомее материального успеха и денег - так считают 69,7% городских учащихся и 73% сельских. Любовь и семья остались важны для молодых людей, как и раньше, и не потеряли своей значимости в новых рыночных условиях [2, с. 33]. В то же время ценности индивидуализма, приобщение к миру престижных и красивых вещей становятся для все большей части юношей и девушек самоцелью существования, смыслом бытия [3, с. 142].

Характеризуя ценность межличностных отношений для современной молодежи, заметим, что формирование взглядов молодых людей проходит преимущественно под воздействием передач телевидения и публикаций в газетах. Они, как правило, служат первоначальным импульсом для обмена мнениями, и приоритет средств массовой информации в этом случае несомненен. Бесхитростное предложение «Сегодня отношения между людьми [продолжить]» стимулировало в 1982 г. 22,7% крайне положительных оценок («прекрасные», «братские», «доверительные») и 8,7% - крайне отрицательных. В 1997 г. картина заметно изменилась: преобладают реакции крайне отрицательные («ужасные», «хуже волчьих», «строятся не по Божеским законам», «жесткие, жестокие», «хамские»). Подобных записей 22,9%, тогда как доля положительных оценок («свободные» и т.п.) составляет 16,6%.

Представленный материал свидетельствует о том, что кризисное состояние общества влечет за собой развитие инструментальных, рыночных отношений между людьми. Отношения личностные заменяются деловыми.

Проведенный опрос молодежи по выявлению изменений мотивов поведения показал, что почти 80% респондентов считают, что основной целью жизни является обеспечение материального благополучия, причем 40% опрошенных в качестве жизненного идеала называют возможность «жить беззаботно, развлекаться». Среди устремлений молодых преобладают желания «иметь хорошее здоровье» (83%), «делать всегда то, что хочется» (71 %), «быть очень хорошо материально обеспеченным» (59%) [4].

Среди современной молодежи заметно понизилась планка ценности человеческой жизни. Из-за множества жизненных проблем молодые люди стали все чаще выдвигать в первые порядки проблему личной безопасности (каждый четвертый среди учащейся и рабочей молодежи, каждый пятый среди студентов). Молодые люди хотят иметь личное оружие, требуют создания профессиональных служб безопасности в школах, ПТУ.

В целом для студенческой молодежи характерны: несформированность ценностного поля, полярность суждений, расплывчатость нравственных позиций,

226 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

преимущественная ориентация на материальные блага, нежели на духовные ценности, слабый интерес к проблемам общества и страны.

Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами общества. Это позволяет усваивать духовную культуру общества, способствует превращению культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей, ведет к тому, что потребности удовлетворяются лишь теми способами, которые совместимы с системой ценностей личности.

Ценностная ориентация - одна из основных характеристик личности [5, с. 17]. Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и определяют мотивацию его поведения, оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Ценностные представления о значимости тех или иных факторов формируются в процессе социализации учащихся. В целях выяснения характерного набора ценностных ориентаций типичных представителей учащейся молодежи нами было проведено социологическое исследование в форме анкетирования.

С использованием стандартной методики М. Рокича получены данные о ценностных ориентациях 152 студентов Новочеркасского промышленно-гума-нитарного колледжа (НПГК). Методика базировалась на сопоставлении расположенных в алфавитном порядке 18 ценностей-целей и 18 ценностей-средств. Каждую из них предлагалось оценить по пятибалльной системе в соответствии с ее значимостью для конкретного учащегося. Затем был проведен сравнительный анализ результатов нашего исследования (2010 г.) и результатов исследования в четырех колледжах г. Казани в 1991 г. [5, с. 17]. Как результат были сформулированы следующие аналитические позиции.

Относительно ценностей-целей у студентов отмечается повышение интереса к материально обеспеченной жизни (в 1991 г. - 4,5, в 2010 г. - 4,64 балла); к активной деятельной жизни (в 1991 г. - 3,28, в 2010 г. - 4,11 балла). Одновременно отмечается снижение интереса к трудовой деятельности (в 1991 г. -4,4, в 2010 г. - 3,5 балла); общественному признанию (в 1991 г. - 4,35, в 2010 г. - 3,45 балла); свободе как независимости в поступках (в 1991 г. - 4,18, в 2010 г. - 3,55 балла); общей хорошей обстановке в стране (в 1991 г. - 4,14, в 2010 г. - 3,73 балла); красоте природы и искусства (в 1991 г. - 3,89, в 2010 г. - 3,4 балла); равенству как равным возможностям для всех (в 1991 г. -3,79, в 2010 г. - 3,33 балла).

Относительно ценностей-средств студенты 2010 г. уделяют больше внимания развитию таких качеств характера, как смелость, твердая воля, рационализм (данные возросли с 4,31 балла в 1991 г. до 4,39 в 2010 г.; 4,26 в 1991 г. до 4,50 в 2010 г.; 4,15 в 1991 г. до 4,32 в 2010 г. соответственно). Наивысший подъем отмечается в категориях «образованность» - с 4,03 балла в 1991 г. до 4,52 в 2010 г., «исполнительность, дисциплинированность» - с 3,73 в 1991 г. до 4,17 балла в 2010 г. Отмечается резкое снижение ценности аккуратности, широты взглядов с 4,09 балла в 1991 г. до 3,66 в 2010 г.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 227

Наиболее настораживающим является снижение показателей ценности категорий «терпимость к взглядам и мнениям других» с 3,92 балла в 1991 г. до 3,83 в 2010 г., «умение прощать другим их ошибки» с 3,92 балла в 1991 г. до 3,80 в 2010 г.; «непримиримость к недостаткам своим и других» с 3,66 балла до 3,29 (данная категория ценностей имеет двоякое значение: с одной стороны, это стремление к саморазвитию, а с другой - мелочная придирчивость).

В динамике ценностных ориентаций молодежи наметились новые аспекты, связанные с освоением так называемых «рыночных» ценностей. В то же время можно проследить сохранение традиционных, базовых для российского общества предпочтений. Все также для современной молодежи большое значение имеет семья, дружба, любовь, работа, образование [6, с. 12, 20]. Изменения преимущественно затронули ряд инструментальных ценностей.

Большое значение для адаптации в современном обществе стали иметь предприимчивость, прагматизм, рациональность, инициативность, энергичность, коммуникабельность. Такие инструментальные ценности помогают добиться материального успеха, но иногда вступают в противоречие с коммуникативными ценностями, связанными с потребностью в моральном оценивании, одобрении, определении соответствия своего поведения общепринятым образцам. Ориентация на дружбу плохо согласуется с прагматизмом и предприимчивостью.

На наш взгляд, сегодня невозможно создать обобщенную структуру ценностей студенчества. Единства общей культурной ориентации в студенческой среде не достигнуто. Система ценностей вузовской молодежи отличается некоторой неоднозначность, размытостью. Противоречия, возникающие в структуре ценностей, отражают транзитивный характер современного общества.

Однако в сознании современного студенчества можно выделить некоторые общие тенденции: коллективизм постепенно сменяется индивидуализмом, студенты все больше переориентируются с общественных проблем на личные, наблюдается преобладание материальных ценностей над духовными. Доминирование материальных, статусных ценностей также не позволяет создать гармоничную структуру ценностей современного российского студенчества.

Мы провели исследование специфики ценностных ориентаций студентов высших учебных заведений г. Новочеркасска. В анкетировании участвовали студенты первого и четвертого курсов инженерно-мелиоративного факультета (182 человека) Новочеркасской государственной мелиоративной академии (НИМИ) и экономического факультета (190 человек) Новочеркасской государственной мелиоративной академии (НИМЭ). Результаты исследования показали, что произошла трансформация ценностей.

К концу обучения у студентов повышается значимость перспектив карьерного роста (31,2% первокурсников и 43,5% четверокурсников). Старшекурсники становятся более меркантильными, у них вырастает приоритет материальных факторов в трудовой деятельности (32,4 и 38% соответственно). Однако студенты четвертого курса считают, что «только на интересную работу можно потратить значительную часть жизни» (53,7% опрошенных), то есть

228 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

труд является для них не только источником средств к существованию, но и сферой приложения и развития знаний и способностей, сферой, где удовлетворяются социальные, коммуникативные потребности индивидов. Однако в ситуации выбора большая часть студентов предпочтет материальную обеспеченность и устойчивый социальный статус полноценной реализации профессиональных интересов, если они не смогут совместить эти две стороны жизнедеятельности.

Отметим, что в условиях недостатка финансовых возможностей трансформируются и образовательные намерения молодежи, которая в ситуации ограниченного выбора вынуждена ориентироваться на любой вуз и любую специальность. Так, 12,3% первокурсников и 15,6% четверокурсников отметили, что основным фактором при выборе специальности являлись материальные возможности семьи, а также наличие связей и знакомств (14 и 18% соответственно).

По данным авторского исследования, наиболее приоритетными жизненными целями являются: крепкая семья, крепкое здоровье, настоящая любовь, материальный достаток. Общественное признание как ценность оказалось в конце списка, что свидетельствует об озабоченности современной молодежи прежде всего своими личными проблемами.

Подводя итог, отметим, что тенденция прагматизма, только обозначившаяся в 1990 г., в современной России все более усиливается и переходит в стадию эгоизма, яркого индивидуализма, стремления к материальному достатку, отсутствию толерантности к непохожим на себя людям. Но остается «верность» традиционным ценностям: семья, любовь, друзья, интересная работа.

Индивидуалистические ценности, проникая в жизнь и молодежную среду, нивелируют и искореняют традиционную аксиологическую систему, а сама погоня за прибылью, благами, материальным благополучием приводит к утрате ценности собственной жизни. На фоне снижения ценности духовно-нравственного содержания деятельности, человеколюбия, гуманизма, происходит эго-изация и индивидуализация межчеловеческих отношений в сторону выгоды и полезности. Эти изменения произошли не по внутренней потребности личности студенческой молодежи. Им способствовала ситуация одиночества оказавшегося без средств к выживанию человека перед лицом кризиса глобальных социальных трансформаций.

Библиографический список

1. Ковалева А.И., Луков С.И. Социология молодежи: теоретические вопросы. М., 1999.

2. Климова С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации // Социс. 1995. № 1.

3. Шумилов В.К. Экономическое сознание старшеклассников // Социс. 2003. № 1.

4. Попов Ю.Н., Исламишин В.Г. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социс. 1999. № 6.

5. ОсиповП.Н. Ценностные ориентации учащихся // Среднее специальное образование. 1991. № 8. С. 17-19.

6. Якунина И. С. Динамика структуры ценностных ориентаций студенчества среднего российского города: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Новочеркасск, 2007.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.