УДК 378.18 ББК 74.58
Пономарев Александр Владимирович
кандидат химических наук, доцент г. Екатеринбург Ponomarev Alexander Vladimirovich Candidate of Chemistry,
Associate Professor Yekaterinburg Воспитательная деятельность вуза в контексте ценностных ориентаций студентов University Educational Activity in the Context of Students’ Value System
В статье рассматривается понятие, сущность и содержание ценностных ориентаций современной студенческой молодежи в контексте организации воспитательной деятельности вуза. Проанализированы динамика ценностных ориентаций студенчества за последние годы и аксиопортрет современного студенчества.
The concept, principles and content of value system of the modern students are considered in the article. The dynamics of the youth’s value system for the last years and axiological description of the youth are analyzed.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность, ценностные ориентации, молодежь, студенчество.
Key words: education, pedagogical activity, system of values, the youth, studentship.
В современных условиях остро стоит вопрос о поисках инновационных форм воспитательной работы со студентами, о создании условий для актуализации и реализации интеллектуального поведения и интеллектуальной инициативы молодежи. Здесь существует ряд проблем, свойственных вузам Российской Федерации: понижение общего культурного уровня абитуриентов и выпускников высшей школы; недостаточная мотивация студентов к общественной деятельности; нередкое отсутствие взаимодействия в деятельности подразделений, прямо или косвенно способствующих культурному становлению студенческой молодежи.
Государственная политика в области студенческого воспитания характеризуется опорой в воспитании на такие традиционные для России ценности, как религия, государственность, патриотизм, коллективизм, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценности нового времени - инициатив-
ность, социальная мобильность, предприимчивость, толерантность [5]. Сейчас, как никогда раньше, общество нуждается в новом ценностном сознании, которое отвечало бы современным научно-техническим и социокультурным реальностям. А это означает необходимость целенаправленной воспитательной деятельности в вузе по формированию позитивной системы ценностей будущих профессионалов.
Проблема ценностей настолько важна, что является предметом исследования многих наук. Психологи, например, рассматривают ценностные ориентации как психологический механизм выработки ценностных представлений. При этом одной из составных частей механизма выделяют ориентировку - мотивы ценностного выбора - ценностные представления, которые актуализируются в определенной ситуации и выступают как стремления, побудители действия.
В социологии изучение ценностей связано с анализом их «индивидуальных эквивалентов» - ценностных ориентаций. Ценностные ориентации - это ценностное отношение к объективным фактам, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее.
Студенческие годы - это пора активного социального, нравственного, профессионального становления личности, период бурных поисков своего призвания. Как правило, в возрасте 18-25 лет (студенческая молодежь) человек пытается разобраться в наиболее сложных проблемах общественно-политической жизни, в системе нравственно-этических отношений. В молодом возрасте человек особенно восприимчив ко всему яркому, новому. Однако в силу малого личного опыта, личность студента не всегда правильно отличает действительно новое, передовое от того, что выступает новым лишь по форме. Этим в известной мере могут объясняться некоторые «молодые», но преходящие ценностные ориентации отдельных студентов, их равнодушное, а то и критическое отношение к прошедшим проверку общечеловеческим ценностям. Процесс формирования ценностных ориентаций и социальных установок у молодой личности не всегда завершается выработкой целостного мировоззрения и поэтому порой она
не имеет достаточно твердой линии поведения. Однако, от того, сможет ли молодой человек выделить среди интересов и ориентиров приоритетный, выстроить своеобразную иерархию жизненных ценностей, будет зависеть успешность его дальнейшего жизненного пути.
Ценностно-смысловая сфера студенчества формируется под влиянием всех социальных институтов и является отражением процессов, происходящих в обществе.
Модернизация всех сфер общественной жизни за последние десятилетия сильно изменила социокультурные условия формирования ценностного сознания студенческой молодежи. Середина 1980-х - начало 1990-х годов - переломный момент в развитии всей российской молодежи как социально-демографической группы, и, особенно, формирования социокультурного облика студенческой молодежи. Переходное время порождает маргинальность. «Сегодня молодежь России, как и старшее поколение, испытывает неустроенность и дискомфорт, является средоточием конфликтов. Разрыв между прошлым и будущим, между розовыми ожиданиями и прозаической реальностью, между былой державнической инфантильностью и сегодняшней необходимостью в личной инициативе, между законопослушанием и вседозволенностью, борьба между реформаторами и консерваторами - эти и другие болевые точки, свойственные переходному состоянию России, с особой силой сказываются на формировании гражданской и этнической идентичности и этнополитических представлений молодежи. Молодежь сильнее, эмоциональнее, болезненнее, чем среднее и старшее поколение, реагирует на несостыковку времен, событий, фактов, мнений и свершений» - писал в 1998 году известный историк, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН Михаил Губогло [3, с. 68].
Как известно в СССР существовала четкая система моральных правил, которым все обязаны были следовать. Общественная мораль поддерживалась единой, общей для всех идеологией и мощными средствами принуждения. С крушением СССР институты принуждения деградировали, а новой идеологии не появилось. Последствием смены ценностной парадигмы стало разделение
российского общества на два лагеря представителей двух исторических эпох: советской и постсоветской.
Изменилась и значимость для молодого поколения жизненного и социального опыта старших поколений. Этот опыт в период социальных трансформаций - в отличие от периодов эволюционного, «спокойного» развития - не воспринимается молодежью как актуальный для нее. Вольно или невольно она задает себе вопрос: «Если жизненные устои и ценностные ориентиры предшествующих поколений нуждаются в «перестройке», «кардинальной реформе», «ломке» («Великом Отказе», по Г. Маркузе), то почему мы должны сохранять эти устои и следовать этим ориентирам?». Таким образом, студенческой молодежи 90-х годов свойственен отказ от ценностей старшего поколения и быстрая потеря значения накопленного им социокультурного опыта. Сомнения в правильности жизненных ценностей родителей привели к распаду ценностных представлений их детей.
Существует мнение, что в современных российских условиях конфликт между поколениями носит фундаментальный характер, произошло столкновение разных концепций миропонимания и социального действия [2, 7-9]. По данным социологов, лишь 31% молодых людей твердо заявляют, что родители для них - образец; для 47% родители могут служить образцом далеко не во всем; 11% - вообще не признают родителей образцом; еще 11% затруднились с ответом [6, с. 145].
Для понимания ценностных ориентаций молодого поколения, необходимо учитывать, что сегодня в социокультурном пространстве России сосуществуют несколько систем ценностей, основными из которых являются прежние «советские» ценности, основанные на самобытных ценностях российского народа, в основе которых коллективизм, соборность, духовность, и еще не совсем оформившиеся и институционализировавшиеся ценности западной культуры индивидуализма.
В изменении базовых ценностных ориентаций населения России, в том числе и молодежи, выделяются три периода. Первый период - начало реформ
(конец 80-х - начало 90-х годов). В это время иерархия ценностных ориентаций оставалась практически неизменной. В число ценностей-лидеров входили те, которые были связаны с комфортностью внутреннего микромира человека: спокойная совесть, семья, интересная работа. В числе ценностей-аутсайдеров: корысть, власть, конкуренции. Ценности материального характера позиционировались как среднезначимые.
Второй период - середина и вторая половина 90-х годов. Активизировались процессы вытеснения ценностей духовно-нравственного характера и замещение их материально-прагматической ценностной парадигмой. Уже к середине 90-х годов большинство респондентов оценивало материальное благополучие выше ценности свободы, поменялись местами ценность интересной, творческой работы с ценностью величины платы за труд. Ощутимо возросло число людей, которые ставили выше устремление к власти и достижение собственных целей.
Третий период - рубеж XX и начало XXI веков. Этот этап связан с формированием убежденности в том, что от простых людей ничего не зависит. Среди населения, в том числе молодежи, начала расти поддержка более жестких методов управления, возросла значимость сильной личности, обладающей харизмой и способной вывести страну из кризиса. В мировоззренческих установках и ценностных ориентациях молодежи появился ряд негативных тенденций. Стремление к познанию, труду, образованию, семья существенно потеряли свои позиции, уступив верхние ступени иерархии ценностей материальной обеспеченности. Социологи отмечают, что снижение авторитета надличностных ценностей ведет к примитивизации духовных начал человека; «индивидуализм, прагматизм, которые исповедуют значительная часть современной молодежи, ведут к нарастанию в обществе заряда эгоизма, цинизма, экстремизма и агрессивности» [4, с. 173].
Современные социологические исследования свидетельствуют: российское общество постепенно начинает возвращаться к тем ценностям, которые всегда были характерными для российского менталитета [7, с. 141].
К началу XXI века для подавляющего большинства населения вновь стала актуальной значимость душевной гармонии и спокойной совести. Две трети населения отдают приоритет ценностям свободы и независимости, и лишь треть россиян продолжает ценить материальное благополучие выше свободы. В массовом сознании вновь заметно возросла значимость интересной (а не только денежной) работы, яркой индивидуальности, отчасти - политических прав и свобод. Восстанавливают свои позиции и многие другие базовые ценности, продемонстрировавшие устойчивость, способность к обновлению, выживанию.
Стабильно высокими остаются признание равенства возможностей, а не доходов, показатели положительного отношения к честной конкуренции, предприимчивости, свободе, ответственности, самостоятельности, идеалам демократического рыночного общества. Таким образом, вопреки расхожим представлениям, в настоящее в России не произошло острого кризиса ценностей населения, по крайней мере, в том, что относится к разряду «смысложизненных».
Социокультурный сдвиг, который пережила Россия, не мог не сказаться на ценностных ориентациях и установках студенчества. Ломка сложившихся устоев, переоценка ценностей, их кризис определили и ценностную переориентацию современной студенческой молодежи. В начале реформ (1992- 1996 годы) специалисты института социально-политических исследований РАН констатировали нарастание тенденции прагматизации ценностного сознания молодого поколения и повышения значения таких ценностей, как богатство (деньги), материальные блага и удовольствия, квартира и дорогие вещи, денежная работа (любая), престижный вуз, карьера и успех любой ценой.
Ценностные колебания студенческой молодежи усиливаются и маргинальным характером её социализации, когда молодые люди оказываются между двумя системами ценностей - традиционной (которую они не успели воспринять) и новой (которую они еще не освоили). Современные студенты - люди совершенно новой формации, период социализации которых пришелся на эпоху рыночных реформ, расцвета «дикого» капитализма. Экономическая и политическая нестабильность, массовое обнищание населения, резкая социальная
дифференциация повлияли на менталитет российского студенчества, усилив неуверенность в будущем и социальную аномию.
К окончанию периода либеральных реформ картина ценностных ориентаций современной молодежи весьма разнообразна и зависит от уровня и профиля образования, социального положения, региональных факторов, принадлежности к национально-этнической группе, вероисповедания. Ценности материального порядка актуализировались, однако традиционные для российской культуры приоритеты коллективизма и уравнительности, патерналистские установки также не вытеснены.
Духовный мир студенческой молодежи характеризуется усилением дифференциации идейных, нравственных, политических, гражданских позиций: у одних разрушается система старых «советских» ценностей, у других - наблюдается стремление сохранить их. Формируются ценности нового рыночного общества, среди которых главной являются деньги. Решающим обстоятельством выступают не комфортные условия труда, не его простота и легкость, не свободный режим работы, не ее интересный характер и содержание, а, прежде всего, большая зарплата. Во имя добывания денег каждый третий считает нормальным заниматься перепродажей. Ради денег готовы вступить в брак по расчету почти 30% респондентов [1, 118-121]. В глазах части молодежи становятся престижными нелегитимные, в том числе криминальные виды деятельности: в 1997 году 34% молодых людей социальное положение криминального авторитета оценили выше положения министра, профессора, депутата.
В этой ситуации обостряется потребность в перестройке и совершенствовании системы воспитания, поскольку «разрыв поколений» настолько велик, что речь идет уже не о «конфликте поколений», а об их автономном существовании. В ориентациях большей части студенческой молодежи доминирует прагматический подход, устремленность в те сферы деятельности, которые позволяют изменить к лучшему материальный и социальный статус. Деньги становятся главным мотивом трудовой активности, даже если они зарабатываются не законным путем.
Новая волна прагматизации ценностного сознания студентов приходится на середину первого десятилетия XXI века и связана с тем, что ужесточаются критерии профессионального отбора и становится все сложнее получить высокооплачиваемую работу. Это та сфера развития частного бизнеса, где работодатель готов хорошо платить, но и от работника требует высокой квалификации и полной отдачи сил, где подбор кадров ведут на конкурсной основе опытные менеджеры. Отсюда новый виток конкурентной борьбы и резкое падение морали в студенческой среде. До 40% молодежи по опросам готово переступить моральные нормы для достижения своей цели.
Распространение индивидуалистических установок, с которыми в сознании современного студента связывается жизненный успех, предопределило стремление к дистанцированности от общественных проблем. Студенты практически не занимаются общественно-политической деятельностью. Более половины студентов не хотят проявлять общественно-политическую активность и готовы лишь время от времени выполнять отдельные общественные поручения.
В качестве основы будущей успешной жизни для студента выступает образование. Высшее образование ценилось и ценится во все времена, но в некоторые периоды было необходимо для продвижения по службе, и ценились не столько знания, сколько документ, способный засвидетельствовать наличие определенного уровня квалификации. За последние годы ценность высшего образования не только становится очевидной для все большего числа молодых людей, но и меняется содержательный смысл данного понятия - ценится качество знаний, полученных в процессе обучения.
Современное студенчество нацелено на тесное взаимодействие с рынком труда. Распространение феномена дополнительных заработков, стремление получить профессиональный опыт и навыки, преодолеть иждивенческие стереотипы свидетельствуют о том, что студенты всерьез задумываются о построении профессиональной карьеры уже на начальном этапе обучения в вузе. Все это определяет их стремление не только обладать современными знаниями, умениями и навыками, но и быть способными легко внедряться в трудовой процесс, быть востребованными работодателем на рынке труда.
У большей части студенческой молодежи ранее господствующие ориентации и установки на патерналисткую опеку со стороны государства, общества, семьи видоизменились, превратившись в ориентации и установки на предприимчивость, ответственность за реализацию жизненных целей. Студенты все больше рассчитывают только на себя, свои силы. И в этом стремлении реализовать себя в качестве самостоятельной, социально активной, творческой личности, безусловно, прежде всего, их должен поддержать вуз.
Данные многолетнего социологического мониторинга по изучения социокультурного портрета студенчества Свердловской области (1995-2009 годы), осуществляемого при участии автора, позволили выявить аксиопортрет современного студента и проследить его динамику на протяжении последних 15 лет (табл. 1).
Таблица1
Динамика терминальных ценностей студентов 1999-2009 годы, % от ответов
Ценностные приоритеты 1999 2003 2007 2009
Здоровье 21 67 63 61
Семья, дети 65 60 67 68
Деньги, материальные блага, свое дело, бизнес 27 56 49 47
Общение с друзьями 35 51 44 41
Работа по душе 24 39 47 42
Независимость, свобода 22 33 30 28
Успех 20 30 27 29
Образованность, профессионализм 21 27 37 33
Личная безопасность 14 27 16 15
Получение удовольствий, интимная жизнь 17 27 20 18
Творчество, реализация способностей 5 24 31 33
Красота, прекрасное 11 15 15 17
Общение с природой 13 12 10 9
Престиж, слава, власть 2 12 10 12
Структура терминальных ценностей студенческой молодежи остается практически неизменной. Лидирующие позиции в ранговой шкале студентов занимают ценности частной жизни - «здоровье», «семья» - традиционный для отечественных социологических исследований результат. Возрастающая ценность семьи в студенческом сознании детерминирована тенденцией формирования самостоятельности, прежде всего материальной: в 1999 году материальной помощью родителей пользовалось 85,6 % студентов, в 2002 году - 83,5 %, в 2009 году только
59% опрошенных отмечают материальную помощь родителей как существенную в структуре своего дохода, что свидетельствует о зарождении в России новых межпоколенческих отношений, идентичных западным. Ядро терминальных ценностей студенческой молодежи составляют «деньги (материальное благополучие)», «интересная работа», «друзья». Срединный блок ценностных ориентаций (ценности, значимые для 15-25% респондентов) разнороден: ценности свободы, независимости и личной безопасности; высокого профессионализма, творчества; секса, жизни в свое удовольствие. Замыкают ранговый ряд ценностных ориентаций студенческой молодежи (отмечены не более чем 10% респондентов) такие ценности, как творчество, красота, общение с природой.
Структура инструментальных ценностей становится подвижней и связывается с ориентацией на себя и свои силы, установкой на предприимчивость, связи с нужными людьми (рис. 1).
Рис.1 - Динамика инструментальных ценностей студентов 1999-2009 46 годы, % от ответов
Связи Предприимчивость Образование Богатство Власть
□ 1999 г. П2003 г. И2007 г. И2009 г.
Исследования, проведенные автором, позволили выявить специфику ак-
сиосферы студента технического вуза. Ядро ценностного сознания студентов технического и гуманитарного профилей во многом одинаково: семья (67% и 69%); здоровье (62% и 58%); друзья (46% и 41%). Однако, ценность денег (54% и 41%), материального благополучия, своего бизнеса для студента вуза технического профиля существенно выше. Она занимает третье место в ранге ценностных приоритетов. Это же место в ранге студента вуза гуманитарного профиля занимает ценность работы по душе. Он в большей степени ценит творчество, реализацию способностей (37% против 33%) и красоту (19% против 14%). Исследование выявило также, что профиль обучения накладывает отпечаток на структуру профессиональных ожиданий: студенты вузов технического профиля
ценят в будущей работе связь с современной техникой, новейшими технологиями (22%), возможность получать большие заработки (65%) и возможность работать в дружном коллективе (40%), в то время как студенты вузов гуманитарного профиля - творческий характер работы (54%) и соответствие работы способностям (35%). Несмотря на то, что студенты-гуманитарии чаще являются выходцами из более обеспеченных семей, они оказываются прагматичнее студентов технического профиля, в большей степени ориентируясь на высокую зарплату, финансовое благополучие и карьерный рост.
Библиографический список
1. Гегель, Л.А. Палитра молодежного сознания (нравственный аспект) [Текст] / Л.А. Гегель // Молодежь 97: надежды и разочарования. - Кн. 1. Серия «Молодежь России на пороге нового тысячелетия». - М.: Изд-во «Социум», 1998. - 236 с.
2. Гедуева, Л.А. Социокультурная адаптация российской молодежи к социальным рискам в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук [Текст] / Л.А. Гедуева. - Рос-тов-на Дону, 2007.
3. Губогло, М. Кем себя ощущает молодежь России [Текст] / М. Губогло // Открытая политика. - 1998. - № 7-8 (32). - С. 68-73.
4. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации (2002-2006 гг.). Ч. 1 [Текст] / под ред. А.Ю. Ховрина. - М.: МАТИ, 2008. - 339 с.
5. Программа «Развитие воспитания в системе образования 2008-2010 гг.», утв. приказом Министра образования и науки РФ от 16 октября 2007 г. - № 283.
6. Трутников, Д.Ю. Ценностные ориентации молодежи в системе воспитания в условиях университетского кластера [Текст] / Д.Ю. Трутников, В.И. Трушникова // Молодежь российских регионов в системе межрегиональных и межгосударственных социальноэкономических и политических связей. IV Уральские молодежные социологические чтения: всерос. науч. конф. - В 2 вып. - Вып. 1. - Екатеринбург, 2008. - 276 с.
7. Хабибуллин, К.Н. Динамика факторов риска и профилактика здоровье населения [Текст] / К.Н. Хабибуллин. - СОЦИС. - 2005. - № 6. - С. 139-143.
Bibliography
1. Gedueva, L.A. Social and Cultural Adaptation of the Russian Youth to the Social Risks in the Frame of Modern Russian Realities. Synopsis of Thesis ... Cand. of Social Sciences / L.A. Gedueva. - Rostov-on-Don, 2007.
2. Guboglo, M. How Does the Russian Youth Feel Like / M. Guboglo // Open Policy. -1998. - №7-8 (32). - P. 68-73.
3. Hegel, L.A. Palette of the Youth Perception (Moral Aspect)/ The Youth of 1997: Hopes and Disappointments. / L.A. Hegel // Book 1. “Russian Youth at the Turn of the Millenium” Series. - M.: “Sotsium” Publishing House, 1998. - 236 р.
4. Khabibullin, K.N. Dynamics of Risk Factors and Nation Health Prophylaxis / K.N. Khabibullin // SOCIS. - 2005. - № 6. - P. 139-143.
5. State of the Youth and the State Youth Policy Realization in the Russian Federation (2002-2006). Part One / Edited by A.Yu. Khovrin. - M.: MATI, 2008. - 339 р.
6. Trushnikov, D.Yu. Youth Value Orientations in the Educational System Under University Cluster / D.Yu. Trushnikov, V.I. Trushnikova // The Youth of the Russian Regions in the System of Interregional and Transnational Social, Economic and Political Connections. IV Ural Youth Sociological Readings: All-Russian Scient. Conference. In 2 Parts. Part 1. - Yekaterinburg, 2008. - 276 р.
7. “Upbringing Development in the Educational System of 2008-2010” Program, Approved by the Minister of Education, Order №283, October, 16, 2007.