Научная статья на тему 'Динамика ценностных ориентаций и установок будущих инженеров'

Динамика ценностных ориентаций и установок будущих инженеров Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
205
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TECHNICAL EDUCATION / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENGINEERING EDUCATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION / ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / DYNAMICS OF VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Банникова Л. Н., Боронина Л. Н., Вишневский Ю. Р., Кеммет Е. В., Шолина И. И.

В статье на основе результатов многолетнего мониторинга уральского студенчества выявляется динамика ценностных ориентаций будущих инженеров. Конструируется социокультурный портрет будущего инженера, рассматриваются основные принципы профессиональной подготовки специалистов технического профиля нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Банникова Л. Н., Боронина Л. Н., Вишневский Ю. Р., Кеммет Е. В., Шолина И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values orientation dynamics and aims of future engineers

On the basis of long-term results’ monitoring of the Ural students the article unveils the dynamics of values orientation of future engineers. The authors create social and cultural image of future engineer, considers the main principles of specialist’s professional training in technical specialty of new generation.

Текст научной работы на тему «Динамика ценностных ориентаций и установок будущих инженеров»

Л. Н. Банникова, доктор социол. наук, профессор,

Л. Н. Боронина, канд. филос. наук, доцент,

Ю. Р. Вишневский, доктор филос. наук, профессор,

Е. В. Кеммет, магистрант,

кафедра социологии и социальных технологий

управления,

Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия,

[email protected]

И. И. Шолина, директор.

Центр развития инженерного образования,

Высшая инженерная школа,

Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия

[email protected]

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТАНОВОК БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ*

Обеспечение преемственности поколений и устойчивого воспроизводства квалифицированных и компетентных специалистов нового поколения — одна из мировых тенденций в подготовке инженерных кадров. Мировая наука и промышленность сталкиваются со сверхсложными и гиперсложными проблемами, требующими нетрадиционных подходов к их решению. Все это предъявляет новые требования к современному инженерному образованию.

Смена стратегиче- =

ских приоритетов современной образовательной политики обусловлена необходимостью выработки разнообразных механизмов компенсации постепенно растущего дефицита специалистов. Кадровый голод, связанный с нехваткой профессионалов инженерного профиля, сегод-

США, стремясь сохранить свое мировое научно-технологическое лидерство, в качестве среднесрочного ориентира ставит задачу к 2015 году удвоить численность

выпускников американских вузов со степенями бакалавров по STEM-специальностям (STEM - Science, Technology, Engineering and Mathematics).

мировых держав. Так, в Японии дефицит инженерных кадров составляет 80 %, в США — 52 %, в Бразилии — 57 %, в Индии — 67 %, в Китае - 24 %, в России - 45

Запуск и внедрение масштабных программ подготовки инженеров нового поколения, их направленность и основные целевые установки обусловлены спецификой национальных экономик и образовательных институтов. Так, США, стремясь сохранить свое мировое научно-технологическое ли-= дерство, в качестве среднесрочного ориентира ставит задачу к 2015 году удвоить численность выпускников американских вузов со степенями бакалавров по STEM-специальностям (STEM - Science, Technology, Engineering and Mathematics).2

Страны Евросоюза, желающие вплотную

ня характерен для большинства крупнейших приблизиться к признанным лидерам хай-

* Статья подготовлена в рамках проекта «Новые модели инженерного образования как фактор воспроизводства технической элиты индустриального региона» в рамках гранта № НК 13-06-006610\13, поддержанного РФФИ.

тека, стагнацию в сфере инженерного образования связывают с недостаточной численностью выпускников технических вузов, половина из которых не желает работать по полученной специальности. Создание нового кластера элитных европейских университетов, по мнению европейских экспертов, будет способствовать преодолению негативного тренда в сфере инженерного образования.

Интенсификация — базовый принцип реформирования инженерного образования в странах Азиатского региона. 31 % от общей численности научно-технического персонала в мире приходится на долю двух государств-миллиардеров, Китая и Индии3. Стремление к «роли догоняющего лидера», актуализирует понимание того, что компенсировать свое отставание в научно-технической сфере благодаря только количественным показателям не удастся. По мнению китайских аналитиков, необходимо осуществить стратегическую трансформацию от процесса имитации к процессу инноваций, а массовое взращивание элитных ученых и инженеров, в том числе через создание специальных национальных центров подготовки научно-технических талантов, рассматривать в качестве первоочередной и базовой меры.

В России образовательная ситуация далека от мировых тенденций развития инженерного образования и мировых трендов развития производства. Отсутствие на протяжении более двадцати лет значимых инвестиций в технологический рост по целому ряду направлений развития производства предопределило логику «догоняющего» развития4. Осознание важности базовых технологических инноваций для конкурентоспособности экономики, национальной безопасности и устойчивого развития страны требуют новых приоритетов для инженерной деятельности, а технологические потребности модернизации экономики знаний резко меняют характер инженерного образования.

Сегодня 37 % вузов страны готовят инженеров. Треть всей студенческой молодежи — это студенты, получающие инженерную подготовку. Однако ориентация на сохранение традиций массового технического образования пока не решает основные проблемы — структурного несоответствия рынка труда и сферы образования, низкого уровня подготовки и мотивации абитуриентов, низкого качества вузовской образовательной подготовки, ее изолированности от международных образовательных сетей. Создание системы федеральных и национальных университетов в стране — только часть реализации реформирования института российского высшего образования, решающая вопросы его организационного обеспечения, но оставляющая без внимания такие «стратегические развилки», как «отраслевой или региональный принцип в модернизации сети инженерно-технических вузов», «приоритет вузовской или корпоративной подготовки инженерных кадров», модальности «практичности или системной инженерии» в новых образовательных стандартах и программах, «принципы массовости или элитарности» в инновационном моделировании нового инженерного обра-зования5.

В какой парадигме — альтернативной или комплементарной — будет осуществляться модернизация и развитие инженерного образования в России? Проектирование и реализация новой модели будет зависеть от многих факторов: специфики стартовой образовательной ситуации, социального опыта и традиций института высшего инженерного образования, синхронизации социального времени проекта, его ресурсного обеспечения, качества человеческого и интеллектуального потенциала участников проекта и основных субъектов образовательного процесса в формате единого комплекса «Образование — Наука — Промышленность».

Очевидно одно — необходима опережающая подготовка конкурентоспособных

В России образовательная ситуация далека от мировых тенденций развития инженерного образования и мировых трендов

развития производства. Отсутствие на протяжении более двадцати лет значимых инвестиций в технологический рост по целому ряду направлений развития производства предопределило логику «догоняющего» развития

и востребованных технических кадров, обладающих компетенциями мирового уровня, сформированных по принципу трансдисци-плинарности — перехода от узкоспециализированных отраслевых квалификаций к набору ключевых компетенций («активных знаний», «знаний в действии») — способности и готовности вести различного рода деятельность (научную, инженерную, конструкторскую, расчетную, технологическую). Стремительное развитие базовых технологий, постоянный рост их науко-емкости повышают требования к целостности, универсальности и широте подготовки инженера, а также предъявляют новые запросы к базовому образованию инженеров, качеству их ценностного и интеллектуального потенциала, волевым и организационным способностям.

В какой степени актуальные социокультурные характеристики будущих инженеров соответствуют ожидаемым и перспективным требованиям и компетенциям? Для выявления специфики социокультурного потенциала будущих инженеров мы обратились к результатам многолетнего социологического мониторинга студентов вузов Свердловской области, выделив для специального анализа студентов-технарей. Мониторинговый характер опроса, неизменный объект исследования (студенты третьих курсов вузов Свердловской области), коррелируемый с модульным принципом предлагаемой респондентам анкеты, позволяет отследить динамику ценностных ориентаций студентов технических специальностей6.

В социальном портрете студентов к 2012 году гендерный дисбаланс, зафиксированный мониторингом, начиная с 2007 года, практически устраняется. Более того, впервые можно говорить о намечающейся тенденции к возврату в прошлые годы, когда на технических факультетах и специальностях преобладали мужчины. Традиционно профессия инженера считалась мужской профессией. Длительная невостребованность высококвалифициро-

ванных кадров в стране, связанная с развалом в перестроечные годы национальной промышленности, сокращением отраслевых производств, обусловили ситуацию хронического недобора абитуриентов на технические специальности. Падение престижа инженерной профессии, отсутствие социальных гарантий на производстве и низкие зарплаты отрицательно сказывались на мотивации выбора инженерных профилей у абитуриентов-юношей. Возрождение и становление национального промышленного потенциала могут ослабить устойчивую до сих пор феминизацию технического высшего образования.

За десять лет нашего мониторинга практически не изменился территориальный статус будущих инженеров. Почти 40 % студентов-технарей — жители Екатеринбурга. Треть студентов — это в прошлом жители малых и средних городов. Их значительное представительство со временем не меняется, несмотря на ужесточение нормативно-правовых требований к филиалам и представительствам вузов в малых и средних городах области.

«Иногородним» студентам в материально-бытовом отношении учиться гораздо сложнее. Почти каждый десятый вынужден снимать квартиру. Такой же процент респондентов ютится у родственников и знакомых или имеет собственное жилье. В целом каждый второй респондент не проживает с родителями. С одной стороны, сказывается растущее стремление к самостоятельности, независимости от родителей и родственников. С другой — обеспечивает рост материально--бытовых трудностей для студентов и финансовых проблем для их родителей. По оценкам самих студентов, для большей половины из них характерен средний уровень материального положения. Только треть оценивают материальный статус родительской семьи как очень хороший или хороший. Каждый шестой признается в бедственном положении. Неблагоприятная финансовая ситуация в семье с необхо-

Стремительное развитие базовых технологий, постоянный рост их наукоемкости повышают требования к целостности, универсальности и широте подготовки инженера, а также предъявляют новые запросы к базовому

образованию инженеров, качеству их ценностного и интеллектуального потенциала,волевым и организационным способностям.

димостью вынуждает студентов устраивать- определялась как неизменном структурой

ся на работу, искать дополнительные источ- ценностного сознания студентов — иерар-

ники существования уже на третьем курсе хией базовых ценностей, так и удельным

обучения. Каждый десятый респондент весом каждой ценности в этой иерархии,

имеет постоянную работу, каждый третий работает периодически. Примечательно, что у 10 % работающих студентов содержание работы связано с получаемой профессией, они уже на третьем курсе имеют возможность применять полученные в процессе учебы знания и навыки. Вместе с тем две трети респондентов (70 %) признаются в отсутствии такой возможности, рассматривая, по-видимому, работу исключительно как источник дополнительных финансовых средств.

Профессиональное становление студентов неотделимо от ценностного самоопределения. Характер и структура терминальных и инструментальных ценностей выявлялись двумя вопросами студенческой анкеты: «Что для Вас наиболее ценно в жизни?» и «Что сегодня важнее для достижения успеха в жизни?».

Устойчивость ценностных приоритетов студенчества — основной исследовательский вывод мониторинга социокультурного портрета свердловского студенчества, который проводился нами на протяжении 10 лет7. Эта устойчивость

Оптимистическое настроение сохранилось лишь у каждого четвертого студента, выросло количество студентов, настроенных пессимистически - каждый десятый считает, что жизнь будет только ухудшаться, уменьшается и терпение готовых ждать лучшие социальные перемены.

влиянием на них социально-демографических различий респондентов.

В шкале ценностных приоритетов, независимо от социально-экономической и политической ситуации взросления и социализации разных возрастных когорт, универсальные ценности частной жизни — семья, дети, здоровье, конкурируя между собой во времени, остаются относительно устойчивыми, занимают лидирующее положение в ранговой шкале терминальных ценностей (ценностей — целей). Вместе с тем, результаты опроса 2012 г. внесли в устойчивые ценностные диспозиции, определенные изменения. Последний этап мониторинга зафиксировал снижение значимости этих универсальных ценностей. В иерархии ценностных приоритетов наблюдается и сокращение удельного веса коммуникативных (общение с друзьями), трудовых (интересная работа), профессиональных (профессионализм и образованность), материальных (материальное благополучие) и эксзистенциональных (личная безопасность, независимость, свобода) ценностей. С чем связано снижение значимо-

Таблица 1

Динамика ценностных приоритетов студентов технического профиля обучения (2003-2012 гг.)

(в % к числу ответов)

Ценностные приоритеты 2003 2007 2009 2012

Здоровье 67 67 61 51

Семья, дети 60 63 67 44

Творчество, реализация способностей 24 26 33 27

Деньги, материальные блага, свое дело, бизнес 56 48 54 26

Общение с друзьями 51 49 45 21

Работа по душе 39 45 44 25

Независимость, свобода 33 30 28 21

Образованность, профессионализм 27 39 32 14

Получение удовольствий, интимная жизнь 27 20 19 17

Личная безопасность 27 17 15 8

Красота, прекрасное, физическое совершенство 15 9 14 7

Общение с природой 12 9 7 4

Престиж, слава, власть 12 9 11 17

сти жизненно важных ценностных ориентиров?

Первая причина — изменение условий социализации. Третьекурсники 2003 года — это поколение, родив- -

шееся в начале 80-х гг. Их взросление приходилось на «лихие» 90-е гг. — периода начала рыночных реформ, кризиса авторитарного типа гражданской культуры, сопровождающегося :

процессом переоценки ценностей — трудным, противоречивым и болезненным. Отсутствие какого-либо интегрального ценностного вектора в развитии постсоветской России существенно осложнял процесс формирования ценностного сознания молодежи. С одной стороны, неактуальность жизненного и социального опыта старших поколений для молодежи сопровождалась ее отказом от традиционных ценностей и норм. С другой — сфера частной жизни (семья и дети, благополучие в первую очередь родительской семьи) в период сложных, кризисных, перестроечных и реформаторских испытаний оставалась единственной нишей, компенсирующей тяжесть обрушившихся на людей социальных и экономических проблем.

Респонденты 2012 года — это поколение 2000-х гг. Они не испытали всего трагизма и последствий шоковой терапии начального этапа реформ. Отсутствие негативного социального опыта позволяет сохранять юношеский и социальный оптимизм. Вместе с тем, затянувшийся системный кризис, коммерциализация и коррумпированность социальных отношений, влияние СМИ, насаждающих стандарты и психологию общества потребления, тотальный кризис институционального доверия, отсутствие доверия к различным государственным и общественным институтам на фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи, на наш взгляд, обусловили примитивизации смыслов жизнесуществования будущих инженеров.

Каждый третий студент (и этот показатель устойчив на протяжении десяти лет) фиксирует безразличие властных структур к запросам и интересам молодежи.

К наиболее острым проблемам относятся опасения не найти достойную работу после окончания вуза и плохие возможности для дополнительных заработков.

На формирование ценностных ориен-таций взрослого индивида влияют не только социально-экономические условия, превалировавшие в годы его детства, но и актуальный - статус личности — ее социально-экономическое состояние и социально-психологическое самочувствие в данный конкретный период времени. В ценностных ориентациях также от-= ражаются прожективные элементы, связанные с теми потребностями, которые наименее удовлетворены сегодня, но являются значимыми в контексте будущих устремлений субъекта. Темпоральные аспекты формирования ценностных ориентаций нашли свое отражение в структуре социальных ожиданий наших респондентов и рейтинге наиболее острых, по их мнению, социальных и личных проблем.

На протяжении всего мониторинга мы подтверждали неизменность общей картины социальных ожиданий и настроений студентов. Значительная часть студенчества была настроена весьма патриотично. Даже условия финансового кризиса не могли поколебать оптимизм молодого поколения. Так, в 2009 году почти 40 % опрошенных студентов верили в ближайшее улучшение ситуации в стране, несмотря на неблагополучия, связанные с экономическим кризисом. Еще 20 % можно было отнести к «осторожным оптимистам». Они были уверены в хороших общественных перспективах, но в отдаленной временной перспективе. В 2012 году картина резко меняется. Оптимистическое настроение сохранилось лишь у каждого четвертого студента, выросло количество студентов, настроенных пес- симистически — каждый десятый считает, что жизнь будет только ухудшаться, уменьшается и терпение готовых ждать лучшие социальные перемены. Практически неизменным лишь остался удельный вес категории опрошенных, демонстрирующих психологию ноувизма, ситуативности — «нужно жить сегодняшним днем». Распространяется куль-

тура обыденности, сориентированная не на «высшие цели», а на повседневные задачи и проблемы.

Социологический анализ социальных проблем связан с из- -

учением коллективных представлений. Чем сильнее эти представления соответствуют объективным условиям, тем эффективнее они воздействуют на формирование и динамику ценност- =

ных приоритетов. Каждый третий студент (и этот показатель устойчив на протяжении десяти лет) фиксирует безразличие властных структур к запросам и интересам молодежи. К наиболее острым проблемам, по оценкам наших респондентов, относятся опасения не найти достойную работу после окончания вуза и плохие возможности для дополнительных заработков. Профессиональная обеспокоенность сопровождается и негативными оценками качества получаемой в вузе профессиональной подготовки. 16 % респондентов в 2012 г. отмечает низкое качество образования. Оценка качества образовательной подготовки у студентов технического профиля обучения, по сравнению с 2003 г. снизилась в два раза. Учтем, что респонденты нынешнего этапа мониторинга — это студенты третьего курса, 68 % которых уже перешли

Индивидуалистический настрой -«каждый сам за себя» - становится для молодежи выше гуманных отношений взаимопонимания, дружеской взаимоподдержки и взаимопомощи.

на двухуровневую систему подготовки «бакалавриат-магистратура».

Характер и направленность социальных проблем, отражающих те социальные условия, в которых пребывает молодое поколение, во многом коррелирует с артикуляцией проблем, лично волнующих наших респондентов. Для 42 % респондентов — это труд-= ности, связанные с поиском хорошей работы, 39 % опрошенных озабочены получением собственного жилья, 27 % — сохранением здоровья, 25 % — возможностью высоких заработков.

В ситуации жесткой конкуренции на рынке труда нарастает конфликт между потребностями молодежи и ее реальными возможностями. Не случайно в нашем опросе в два раза падает значимость трудовых (интересная работа) и профессиональных ценностей (профессионализм, образованность). В 2012 г. только каждый четвертый респондент связывает успех в жизни с интересной, творческой работой, и каждый шестой с образованностью и профессионализмом.

Противоречивыми оказались и ценности будущей работы. На вопрос, что значимо, ценно в будущей работе — на воз-

можность карьеры, достижение высокого уровня профессионализма сослались 52 % опрошенных, и почти такое же количество указали на возможность получать большие заработки. -

Если терминальные ценности в опросе 2012 г. оказались достаточно «подвижными», обнаружив динамичные изменения в своей структуре, то набор инструментальных ценностей остается традиционным, неизменным на протяжении всего 10-летнего мониторинга.

По-прежнему ведущим фактором достижения успеха в жизни являются связи и знакомства с нужными людьми. Инструментальные ценности образованности и предприимчивости уступают по своей значимости ресурсам приобретаемого и накопленного (прежде всего, родительского) социального капитала.

Интересен и другой феномен — меняющееся социально-коммуникативное пространство студентов. В ближайшем значимом социальном окружении, вспоминая динамику терминальных ценностей, остается по-прежнему семья — ближний круг. Социально-желаемыми и пока дистанцированными социальными отношениями являются связи с влиятельными, статусными персонами, создающие основу для социального капитала как ресурса перспективного жизненного благополучия. А вот друзья, традиционно игравшие значительную роль в терминальных ценностях молодежи как референтная группа, отошли на второстепенные роли. Причин может быть несколько. Влияние виртуального сетевого общения, компенсирующего для современной молоде-

Высокая коммуникативность проявляется с нужными, влиятельными людьми, отражающими высокий социальный статус.

постматериальных ценностей с их ориентацией на автономность, креативность, самостоятельность, усиление все тех же прагматических установок — во благо личного успеха иметь влиятельные социальные связи, в меньшей степени оценивая значимость дружеских отношений. Индивидуалистический настрой — «каждый сам за себя» — становится для молодежи выше гуманных отношений взаимопонимания, дружеской взаимоподдержки и взаимопомощи. Высокая коммуникативность проявляется с нужными, влиятельными людьми, отражающими высокий социальный статус. В социальной практике ресурсы социального капитала в их отрицательной модально -сти могут выступать в статусе коррупционных технологий. Не приведет ли актуальная артикуляция и прожективные установки молодежи на использование этих ресурсов в качестве приемлемых и доминирующих механизмов достижения жизненного успеха к тому, что в будущем мы будем называть поколение 2000-х гг. «коррупционным» или «коррумпированным» по аналогии с потерянным поколением 80-х и маргинальным поколением — 90-х?

Мы спросили будущих инженеров: «Как Вы считаете, можно ли нарушать закон?». Только треть респондентов дали категорический отрицательный ответ — «нет, закон есть закон». Если в 2007 г. удельный вес таких ответов составлял 48 % (почти половина), то к 2012 г. он снизился до 33 %. Каждый четвертый респондент уверен в том, что если закон нарушает права личности, его можно обойти. Каждый шестой не стесняет-

жи живое дружеское общение, значимость ся в выборе средств в достижении собствен-

Таблица 2.

Динамика инструментальных ценностей студентов технического профиля (%)

Что сегодня важнее для достижения успеха в жизни? 2003 2007 2009 2012

Власть 7 6 6 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образование 34 28 24 28

Богатство 12 7 6 11

Связи, знакомства 48 48 45 44

Предприимчивость 46 42 41 26

ных целей, убежденный, что нарушение законов возможно, если того требует дело.

Образование как фактор достижения жизненного успеха артикулирует лишь каждый третий респондент. Характер притязаний к образованию носит инструментальный характер. Образование рассматривается как средство перспективного конкурентоспособного положения на рынке труда и лишь затем как способ приобретения знаний. В своем подавляющем большинстве молодежь ориентирована на получение любого образования с минимальными усилиями — лишь бы получить диплом. «Поколение, скачивающее рефераты» — еще одно определение, которым окрестили журналисты нынешнюю молодежь. Молодые люди, поглощенные внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время, стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.

Использованный нами метод экспертной оценки — «взгляд со стороны» — по-

«Поколение, скачивающее рефераты» - еще одно определение, которым окрестили журналисты нынешнюю молодежь.

будущего инженера. Современный инженер наряду с освоением узкоспециализированных научно-технических и инженерных дисциплин должен владеть широким спектром ключевых социально-личностных компетенций (табл. 3).

Достижение жизненного успеха зависит не только от объективных факторов, но во многом от определенного набора личностных свойств. Отличительная черта опроса 2012 г. — снижение значимости деловых качеств личности. Лишь каждый пятый респондент, оценивая своих сверстников, указывает на наличие у них таких качеств, как энергичность, предприимчивость, деловые способности. И каждый пятый же респондент фиксирует прямо противоположные качества — равнодушие, безволие, отсутствие интереса к жизни.

В отношении этих двух крайних позиций намечается и прямо противоположная тенденция: начиная с 2003 г. «деловитость» снижается, «пассивность», наоборот, нарастает. Объяснение этому — и пессимистические социальные ожидания молодежи,

зволил составить социокультурный портрет и приоритетность ценности социального

Таблица 3.

Социокультурный портрет будущего инженера (%)

Что, по Вашему мнению, наиболее характерно для большинства Ваших сверстников? Технический профиль подготовки

2003 2007 2009 2012

Бездуховность, отсутствие идеалов и стойких убеждений 25 28 29 23

Грубость, хамство, агрессивность 25 30 32 30

Зависть, недоброжелательность 20 19 16 17

Закрытость, отрицание всего нового 4 3 5 8

Интерес к жизни, готовность воспринять новое 29 36 31 29

Отзывчивость, желание понять, помочь 16 14 22 23

Порядочность, честность, добросовестность 9 9 6 13

Равнодушие, безволие, отсутствие интереса к жизни 25 15 17 20

Растерянность, страх, непонимание того нового, что происходит в жизни 8 5 5 7

Терпение, выносливость, умение переносить трудности 18 10 15 15

Энергичность, предприимчивость, деловые способности 35 29 28 18

Юмор, жизнерадостность 47 49 48 47

капитала в структуре инструментальных ценностей.

В целом портрет личностных качеств остается таким же противоречивым, как и в прошлые годы мониторинга. На фоне юношеской жизнерадостности и оптимизма каждый пятый респондент отмечает отзывчивость, желание понять, помочь, каждый шестой — терпение, выносливость, умение переносить трудности, каждый десятый — порядочность, честность, добросовестность. Вместе с тем, по мнению студентов, весьма распространенными у их сверстников являются и отрицательные социально-нравственные качества — грубость, хамство, агрессивность (30 %), бездуховность, отсутствие идеалов и стойких убеждений (23 %), зависть и недо- =

брожелательность (17 %).

Сложности в социальной адаптации воспроизводят практически у каждого десятого опрошенного растерянность, страх,

Молодые люди, поглощенные внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время, стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.

непонимание того нового, что происходит в жизни. В стороне остается устойчивая мировоззренческая и нравственная позиции, проявляющиеся в социальной ответственности, порядочности, искренности.

Этимология термина «инженер», как известно, восходит латинскому «т-£епшш» — «остроумное изобретение», что дает право обозначить инженера как творца нового. Инновационные установки (готовность воспринимать все новое, интерес к жизни) демонстрирует каждый третий сту-~ дент технического профиля обучения.

Подводя итог характеристике ценностного сознания будущих инженеров, хочется отметить следующее. Студенческая техническая среда четко копирует и зеркальным образом отражает в себе как наиболее значимые происходящие в российском обществе изменения, так и сложившуюся ситуацию в современном инженерном образовании.

Сосуществование преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашей ментальности, и распространяющихся новых либеральных (потребительских) интересов, нравственных антиценностей — свидетельствует о неоднозначности, противоречивости и дифференцированно-сти ценностного сознания наших студентов.

Низкие стартовые возможности молодежи, пока еще невысокий престиж инженерного образования и инженерных специальностей в стране, сложности в трудоустройстве отражаются на значимости технического образования как терминальной и инструментальной ценности. Сегодня процесс образования для будущих инженеров связан не столько с получением знанием и навыков по выбранной профессии, сколько выступает способом и временем развития свои природных склонностей и способностей. Самореализационные ценности (творчество и реализация своих способностей) опережают в ценностной иерархии трудовые и профессиональные ценности. Вместе с тем, лабильность, обусловленная возрастной спецификой и ноу-вистской психологией, подкрепленная юношеским оптимизмом, инновационной готовностью, деловитостью, энергичностью и предприимчивостью, пусть не в массовом варианте, а дифференцированном и частном, дают основания для качественной и персонифицированной оценки ценностного и интеллектуального потенциала будущих инженеров. А это в свою очередь позволяет конституировать два основных принципа инновационного моделирования нового инженерного образования — массовость и элитарность. Заявленная альтернативность принципов преодолевается, а точнее приобретает статус комлементарности в контексте внедрения, с одной стороны, комплекса технического (технологического) прикладного бакалавриата, реализующего массовидную подготовку специалистов низшей технической квалификации, с другой — инновационных магистерских программ, ориентированных на научную деятельность, стимулирующих рост и концентрацию инновационных талантов, и, следовательно, элитарную подготовку специалистов высшего звена. ^

1. Повестка инженерного образования в России. Доклад директора департамента государственной политики в сфере высшего и инженерного образования Соболева А.Б. на международной выставке «Ин-нопром». Екатеринбург, 2013.

2. Современное инженерное образование»: серия докладов в рамках проекта «Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации»/ Боровков А.И., Бурдаков С.Ф., Клявин О.И., Мельникова М.П., Пальмов В.А., Силина Е.Н.; Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» — (Серия докладов в рамках проекта «Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации») — Санкт-Петербург, 2012. Вып.2 С.24.

3. Там же. С.24.

4. Там же. С.5.

5. Повестка инженерного образования в России. Доклад директора департамента государственной политики в сфере высшего и инженерного образования Соболева А.Б. на международной выставке «Ин-нопром». Екатеринбург, 2013.

6. Студент - 2003, 2005, 2007, 2009, 2012. Информационно-аналитические отчеты по результатам социологических исследований. Екатеринбург: УГТУ-УПИ (УрФУ), 2003, 2005, 2007, 2009, 2012.

7. Банникова Л. Н., Боронина Л. Ценностные установки и выбор профессиональных траекторий регионального студенчества: итоги мониторинга. IV Очередной Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. Электронный ресурс. РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М.: РОС, 2012. 1 CD ROM. С.1004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.