УДК 008(1-6)
Н. М. Багновская
Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества
в постсоветский период
В статье рассматриваются изменения, происходящие в системе ценностных ориентаций студенчества, на примере ряда столичных вузов. В настоящее время высшее образование получает первое «постперестроечное» поколение молодежи, которое прошло все стадии социализации в постсоветский период. Ученым приходится сталкиваться с совершенно новой ценностной моделью, являющейся базисом ценностно-ориентационного портрета личности. Студенчество, являясь динамичной частью общества, уверено в необходимости развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности, и активно ратует за либерализацию экономики. В России на современном уровне развития общественного сознания преобладание материальных ценностей достигло своей «критической массы». И конечно, студенчество не свободно от экономической заангажированности своих социальных предпочтений. Среди наиболее значимых ценностей студенты называют высокий заработок и материальное благополучие. Об этом говорят социологические опросы студентов, проведенные преподавателями кафедры социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова в 2009-2010 г. в 4-х вузах столичного мегаполиса, в число которых входили Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Московский энергетический институт (технический университет), Академия экономической безопасности МВД РФ, Московская высшая школа бизнеса (институт).
Ключевые слова: материальные, социальные, духовные ценности; ценностные ориентации; тенденции изменения ценностных ориентаций.
N. M. Bagnovskaya
Transformation of Russian Students' Value Orientations during the Post-Soviet Period
The article examines the changes in the system of value orientations of students on the example of some Moscow universities. Currently, higher education receives the first post-perestroika generation of the youth, which passed all the stages of socialization in the post-Soviet period. Scientists have to face a completely new value model, which is a basis of the value-orientation portrait of the personality. The students, as a dynamic part of society, convinced in the need of development of market relations, whose principles are inseparable from the principles of economic independence and actively support liberalization of the economy. In Russia at the modern level of development of social consciousness predominance of material assets reached its "critical mass". And of course, the students are not free from economic bias of their social preferences. Among the most important values of the students referred to high earnings and material welfare. It is proved by sociological surveys of students conducted by the teachers of the Department of sociology REU named after Plekhanov in 2009-2010 in 4 universities of Moscow, which included the Russian economic University, Moscow power engineering Institute (technical University), the Academy of economic safety of the Ministry of interior of the RF, Moscow higher school of business (Institute).
Keywords: physical, social, spiritual values, value orientations, trends in value orientations.
Революционные преобразования в России последних десятилетий привели к принципиальной нестабильности системы ценностей и ценностных ориентаций в обществе в целом и прежде всего в молодежной среде.
Проблема общих тенденций изменения ценностных ориентаций в современном обществе неоднократно ставилась в центр внимания множества самых разных социологических исследований. В отечественной социологической литературе понятие «ценностные ориентации личности» стало использоваться в 60-х гг. XX в. Первыми исследователями ценностных ориентаций были
В. А. Ядов, В. Б. Ольшанский и А. Г. Здравомы-слов.
Проблема студенчества в философско-социологической литературе начала активно разрабатываться также в 60-е гг. Различные аспекты этой проблемы, такие как социальные источники пополнения студенчества, особенности различных его профессиональных групп, высшая школа как канал социальных перемещений, рассматривались такими исследователями, как А. В. Дмитриев, С. Н. Иконникова,
Ю. С. Колесников, В. Т. Лисовский, Б. Г. Рубин, Л. Я. Рубина, М. Н. Руткевич, Э. А. Саар, М. Х. Титма, Ф. Р. Филиппов и др. Особая роль в
© Багновская Н. М., 2014
изучении студенчества принадлежит И. С. Кону, который познакомил общественность с мировым опытом изучения этой социальной группы, а также со студенческим движением в странах Запада [1].
Вклад в разработку молодежной аксиологии был сделан такими российскими учеными, как В. Бакшутов, В. Боровик, С. Григорьев, В. Добреньков, В. Журавлев, И. Ильинский, Л. Коган, В. Харчева, А. Шендрик, Т. Петрова и др.
В настоящее время высшее образование получает первое «постперестроечное» поколение молодежи, которое прошло все стадии социализации в постсоветский период. Ученым приходится сталкиваться с совершенно новой ценностной моделью, являющейся базисом ценностно-ориентационного портрета личности. Следовательно, изучение ценностных ориентаций, жизненных планов и социальных проблем современной студенческой молодежи является наиболее актуальной задачей современных исследователей. Являясь переходной социальной группой, студенчество в ближайшее время станет основой нового в ценностном плане интеллектуального слоя, который заменит современную российскую интеллигенцию.
Студенчество, являясь динамичной частью общества, уверено в необходимости развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Поскольку экономическая независимость выступает основой политической независимости и гарантией политических свобод, студенты наиболее активно ратуют за либерализацию экономики. Как правило, среди выпускников вузов меньше всего недовольных нынешней экономической ситуацией в стране. Это, в первую очередь, связано с традиционным оптимизмом, присущим молодежи, когда «все лучшее впереди».
Об этом говорят социологические опросы студентов, проведенные преподавателями кафедры социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова в 20092010 гг. в 4-х вузах столичного мегаполиса, в число которых входили Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Московский энергетический институт (технический университет), Академия экономической безопасности МВД РФ, Московская высшая школа бизнеса (институт)1.
В России на современном уровне развития общественного сознания преобладание материальных ценностей достигло своей «критической массы». И конечно, студенчество несвободно от
экономической заангажированности своих социальных предпочтений. Сегодня среди наиболее значимых ценностей студенты называют высокий заработок и материальное благополучие. Остается надеяться, что этот дисбаланс определяется переходными процессами социально-экономического реформирования общества, всегда связанными с падением жизненного уровня больших слоев населения, и что после окончания этих процессов баланс между материальными и духовными ценностями придет в норму.
В студенческой среде все отчетливее проявляется ориентация на достижение личного успеха. Если установка на успех в 1970-е гг. была характерна для 10-15 % студентов, то в 2009-2010 гг. -для 68-70 %. Истоки этого изменения заключаются в усилении роли индивидуалистических ориентаций, в экстремальности жизненной ситуации в России.
Для большинства студентов успех - это достижение, прежде всего, материального благополучия посредством карьеры, приобретения высокого социального статуса. Важность общественного признания порой не берется во внимание. Изменилось мнение студентов и о способах достижения успеха. В начале 1990-х гг. главным считалось везение, стечение обстоятельств, умение рисковать, а уровень образования не играл существенной роли [2]. В последнее время он рассматривается как все более значимый фактор достижения успеха.
В качестве ценностных приоритетов в ответах студентов преобладают высокий заработок и материальное благополучие, однако почти такая же часть студенческой молодежи считает, что хорошая семья и верные друзья - не менее важные ценности в жизни.
В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место раздвоение. Наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов. Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны прежде всего благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании студенчества специфики российской экономики, в которой эклектически сочетаются принципы двух разных моделей экономики.
Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющим пути и средства получения материальных, ста-
Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества в постсоветский период
тусных, профессиональных благ и ценностей. Сопоставление полученных данных с результатами аналогичных исследований последнего десятилетия позволяет зафиксировать и преемственность, и параллельную новую, устойчивую и активно реализующуюся тенденцию.
В целом экономические реформы приветствуются молодежью, поскольку она видит в них перспективы для своей карьеры в будущем. Она надеется легко адаптироваться к новым экономическим условиям. Молодежь считает, что рыночные отношения расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиций, и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций. Однако реализация предоставляемых рынком возможностей напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов. Большинство студентов намерены попытать себя в бизнесе или устроиться в частный сектор экономики. Другой вопрос, что осуществление этих возможностей для подавляющей части молодежи является весьма проблематичным.
Наименее престижны в настоящее время у студенческой молодежи ученые, педагоги, писатели. Результаты опроса подтверждают тезис о том, что в России на современном уровне развития общественного сознания преобладают материальные ценности.
Отношение студентов к политике весьма неоднозначно. Самой популярной у студентов стала партия «Единая Россия». В то же время более 70 % респондентов не только не участвуют в деятельности политических партий, а вообще далеки от политики. В отличие от 90-х гг., сегодня студенты меньше интересуются политикой.
Несмотря на утрату духовных ориентиров, традиционная духовность студенчества является его фундаментальным качеством и базовой ценностью. Что же и кто оказывает влияние на вкусы и интересы студенческой молодежи, на ее культурные ориентации и предпочтения? Судя по полученным в ходе исследования ответам, основным источником информации в данной сфере являются средства массовой информации и друзья, причем воздействие телевидения оценивается как самое высокое - 34 %, за ним с разрывом всего в один процент идут друзья, а вслед за ними с результатом 20 % - книги. Учитывая ту роль, которую сыграло семейное влияние в восстановлении общей ориентации молодежи на культуру и образование в середине 1990-х гг.,
удивляет сравнительно малое значение, которое наши респонденты придают мнению родителей в вопросах, связанных с художественными (а нередко и общекультурными) предпочтениями (всего 11 %).
Как показывает социологический опрос, несмотря на мощное воздействие «электронной революции», учащаяся молодежь в России сохраняет живой интерес к чтению, которое занимает в досуговых предпочтениях московских студентов следующую ранговую позицию после общения с друзьями: от 50 до 60 % московских студентов читают постоянно и регулярно, до трети - читают в основном урывками. Самой предпочтительной в студенческой среде оказалась художественная литература (43 % опрошенных), а также научно-популярные издания и фантастика (17 %). Приключения, детективы, юмор пользуются спросом, но отстают от научно-популярного жанра и художественной литературы.
Среди новых явлений в сфере этических ценностных ориентаций особо выделяется возвращение к искусственно изъятой из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы: обращение к религии имеет зачастую характер моды. Пока речь идет о своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и почти практически не проявляющейся в обрядовой традиционной религиозности.
Проведенные исследования показывают, что основной части студентов (78 %) присуще чувство здорового патриотизма и гордости за свою страну, хотя 17 % опрошенных стыдятся истории СССР.
В сфере этических ценностных ориентаций российского студенчества происходит рост прагматизма и гедонистических устремлений, падение альтруистических настроений, возрастает настроение индивидуализма. Рост индивидуалистических настроений связан с идеологией рыночных механизмов хозяйствования, которые диктуют этику личной ответственности за свою судьбу.
О положительном влиянии перемен на их жизнь заявляют почти 70 % опрошенных. Они чувствуют и оценивают потенциальные возможности в политической и экономической сферах. Несмотря на все сложности нашей жизни, противоречивость проводимых реформ в стране, трансформацию ценностных ориентаций, морально-нравственные нормы у большинства студентов остаются прежними: 52 % опрошенных считают
главным украшением человека чистую совесть. Однако часть студентов вследствие падения духовно-нравственных ориентиров в России имеет иные взгляды на традиционные ценности.
Результаты опросов наглядно свидетельствуют о том, что базовые духовные ценности современной российской молодежи, связанные с российскими социокультурными традициями (коллективизм, приоритет духовного над материальным и т. п.), в целом изменились незначительно. Они лишь оказались невостребованными в условиях личностной и социальной дезориентации. Это привело к их вытеснению на периферию сферы общественного и индивидуального сознания. Есть основания полагать, что в случае общего преодоления кризисного состояния российского общества значимость базовых традиционных ценностей может быть восстановлена.
Россия всегда была богата умными и талантливыми людьми. Задача состоит в том, чтобы создать такие социальные условия, при которых каждый получит возможность для беспрепятственного развития своих дарований.
Библиографический список
1. Кон, И. С. Студенчество на Западе как социальная группа [Текст] / И. С. Кон // Вопросы философии. -1971. - № 9. - С. 67-77.
2. Вишневский, Ю. Р., Шапко, В. Т. Студент 90-х -социокультурная динамика [Текст] / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. - 2000. - № 2.
Bibliograficheskij spisok
1. Kon, I. S. Studenchestvo na Zapade kak sotsial'naya gruppa [Tekst] / I. S. Kon // Voprosy filosofii. - 1971. -№ 9. - S. 67-77.
2. Vishnevskij, YU. R., SHapko, V. T. Student 90-kh - sotsiokul'turnaya dinamika [Tekst] / YU. R. Vishnevskij, V. T. SHapko // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2000. - № 2.
1 Использовавшиеся при этом анкеты включали в себя ряд вопросов, задававшихся в ходе всероссийских социологических опросов, что позволяет проводить достаточно широкие сопоставления. Так, в Институте социологии РАН в 20002003 гг. проводилось исследование актуальных проблем и ценностных ориентации студенчества в свете экономических, политических и социальных проблем современной высшей школы и российского общества в целом. - Режим доступа: http: //www.isras.ru /index.php?page_id=763&alfavit
Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества в постсоветский период