Научная статья на тему 'Состояние и тенденции нравственных ценностей студенчества'

Состояние и тенденции нравственных ценностей студенчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
187
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А. О. Срукова

Статья посвящена исследованию трансформаций нравственного сознания современного студенчества. В работе выявлены ценностные ориентиры и жизненные планы молодежи. На основе социологического исследования дан сравнительный анализ ценностных приоритетов молодежи в 80-х, 90-х годов и в настоящее время. Прослеживается тенденция изменения молодежного сознания в сторону признания общечеловеческих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION AND TENDENCIES OF STUDENTS' MORAL VALUES

The article presents the investigation of moral consciousness transformation among students of nowadays. The paper reveals value orientations and life plans of the youth. On the basis of sociological research the comparative analysis of the youth's value priorities in the 1980s, 90s and at present has been made. Changes in youth's consciousness are revealed with the tendency of accepting all-human values.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции нравственных ценностей студенчества»

[ошмшсш ннуки

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСТВА

А.О. Срукова

CONDITION AND TENDENCIES OF STUDENTS' MORAL VALUES

Srukova A.O.

The article presents the investigation of moral consciousness transformation among students of nowadays. The paper reveals value orientations and life plans of the youth. On the basis of sociological research the comparative analysis of the youth's value priorities in the 1980s, 90s and at present has been made. Changes in youth's consciousness are revealed with the tendency of accepting all-human values.

Статья посвящена исследованию трансформаций нравственного сознания современного студенчества. В работе выявлены ценностные ориентиры и жизненные планы молодежи. На основе социологического исследования дан сравнительный анализ ценностных приоритетов молодежи в 80-х, 90-х годов и в настоящее время. Прослеживается тенденция изменения молодежного сознания в сторону признания общечеловеческих ценностей.

Существенные сдвиги в сознании молодежи не могут не интересовать современную науку, так как сегодняшняя молодежь - это завтрашние вершители судеб страны. Особый интерес вызывает исследование ценностных ориентаций студентов как передового отряда молодежи.

Интересным представляется также рассмотрение динамики культурно-нравственной ориентации студенчества через призму социальной специфики региона и его традиций. Деидеологизация, кризис идеалов и ценностей, отчужденность основной массы студенчества от культурно-исторического прошлого, следствием которого является трагический разрыв между поколениями, с неизбежностью ставят вопрос изучения роли традиций и национальной специфики региона. Это важная составляющая процесса становления будущего специалиста, какова бы ни была сфера его деятельности.

Для выявления и дальнейшего изучения различий в ценностных ориентациях студенческой молодежи нами были выбраны вузы Адыгеи, а именно: Адыгейский государственный университет и Майкопский государственный технологический университет, а также майкопские филиалы центральных вузов. Выбор определялся географическим положением республики: с одной стороны, она является одной из национальных республик сложного северокавказского региона, с другой стороны, она представляет собой анклав в Краснодарском крае, что, на

УДК 316.37

наш взгляд, не могло не отразиться на сознании молодежи. Немаловажным для нас был и тот факт, что республика образует своеобразный мост между северокавазскими национальными образованиями и центральной Россией, располагаясь фактически между ними. Эти особенности и предопределили наши ожидания получения неких срединных показателей, в которых национальные особенности были бы спаяны воедино с общегосударственными взглядами и убеждениями.

Изучение ценностных ориентаций и сравнение приоритетных ценностей студентов перечисленных вузов проводилось авторами по методике Р. Инглехарта и А. Лакей-на. Р. Инглехарт считал, что если еще не удовлетворены материальные потребности -в комфортном существовании, в достойных условиях жизни и уровне потребления, то, естественно, материальные ценности будут предпочтительнее духовных, духовные же ценности выдвинутся на первый план по мере удовлетворения материальных потребностей. Показатели физиологических потребностей, по Инглехарту, «идут в связке, т.е. образуют группу материалистических ценностей; социальные же потребности и потребности самореализации - ценности, связанные с развитием духовной культуры народа, построением гуманного общества и т.п. - постматериалистические».

Используя методику Р. Инглехарта, в ходе исследования респонденту предлагалась картотека с перечислением четырех приоритетных ценностей, из которых необходимо выбрать то, что на карточке респондент считает наиболее важным и что будет вторым по важности. В зависимости от этого респонденты были нами разделены на 3 типа:

• ценностный тип 1 (ЦТ1) - те, кто подряд два выбора в пользу постматериалистических индикаторов;

• ценностный тип 2 (ЦТ2) - те, кто выбирает первые два индикатора материалистического характера;

ценностный тип 3 (ЦТ3) - выбравшие первым материалистический, вторым - постматериалистический. Как видно из таблицы, у студентов государственных вузов на первом месте такие ценности, как стабильная экономика, борьба с преступностью, а более абстрактные цели - построение гуманного общества, культурное развитие страны - отходят на второй план. Студенты негосударственных высших учебных заведений, несмотря на их материальную обеспеченность, более привержены чисто материалистическим ценностям. Между тем, как по данным Р. Инглехарта, у наиболее обеспеченной молодежи Западной Европы и США на первом месте - постматериалистические ценности.

Приверженность студентов различным типам ценных ориентаций

Группы студентов Всего ЦТ1 ЦТ2 ЦТ3 ЦТ4

чел. % чел. % чел. % чел. %

Студенты государственных вузов 163 - - 101 61,9 62 38, 1 - -

Студенты филиалов центр. вузов 75 - - 65 81,7 10 3,3 - -

Сравнив ценностные ориентации студентов государственных и негосударственных вузов, получили следующие результаты: студенты государственных вузов среди своих жизненных планов указывают на желание достичь продвижения в карьере и, как следствие, высокого благосостояния, побы-

вать за границей (в том числе обучения или стажировки). Среди перспективных проектов часто называются создание семьи, воспитание детей, обеспечение им достойного образа жизни.

Жизненные планы студентов негосударственных вузов концентрируются вокруг

двух главных направлений: 1) купить как можно больше престижных вещей - машину, норковую шубу, дом (желательно на берегу моря) и т.п.; 2) иметь крупную фирму (юридическую, финансовую) или занимать в ней престижную должность. Желание побывать за границей у большинства респондентов связано исключительно с развлечениями (Париж, Багамы и т.п.), среди планов на ближайшее время учеба идет на третьем месте после каких-либо покупок и желания весело провести каникулы.

Для более детального изучения социального портрета современной учащейся молодежи были проведены опросы по обширному спектру вопросов. Наибольшее внимание было уделено молодому Майкопскому государственному технологическому университету (МГТУ) и филиалу Московской академии социального управления. Основным методом сбора данных выступал анкетный опрос, проведенные в 2005-2006 г.г. На первом этапе исследования применялась выборка по основному массиву со сплошным анализом данных по всей совокупности студентов. На втором - многоступенчатая комбинированная выборка. Всего было опрошено 2750 респондентов.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что среднестатистический студент поступил в МГТУ вполне сознательно. Его в основном привлекла высокая технология и качество обучения (63%). Лишь немногие были привлечены рекламой (3%) и легкостью поступлений (5%). Он имеет две цели обучения: «романтическую» - саморазвитие и повышение образованности (45%) и «прагматическую» - последующее хорошее трудоустройство (51%). Данного студента привлекают международные связи - зарубежные стажировки (77%) и диплом зарубежного вуза (69%). Его устраивает диплом бакалавра (53%), но он не против получить специалиста(37%); стать магистрами хотят немногие (10%). Студент хотел бы дополнительно к диплому МГТУ получить диплом негосударственного вуза (15%). 10% хотели бы продолжить образование и стать магистрами и докторами наук.

После окончания вуза студент хочет работать в крупной корпорации (54%) или в какой-либо структуре (18%). Хотят открыть свое дело 13%. Меньший успех падает на долю государственных организаций (10%) и совсем мало желающих трудиться на малых предприятиях (2%). На вопрос о возможностях трудоустройства после вуза 83% студентов отвечали, что пока не видят этих возможностей; лишь 9% могут рассчитывать на работу в коммерческих структурах и по 3% - в крупных корпорациях и государственных предприятиях. Студенты пришли в МГТУ из общеобразовательных школ (60%) и средних профессиональных училищ (20%). Ранее работали 20%; служили в армии - 2%. Из тех, кто работал, большинство - в коммерческих структурах (15%) и на должностях исполнителей (17%). Во время учебы в МГТИ студенты, как правило, не работают (76%), а работающие предпочитают коммерческие структуры (9%).

В МГТУ отлично учится 23% (средний балл 4,5-5,0), «хорошисты» составляют 54% (средний балл 3,8 - 4,4%); посредственно учится 19% (средний балл 3,0-3,7). При этом студенты не только стремятся, но и готовятся к работе с иностранными фирмами; владеют иностранным языком в объеме средней школы 61% опрошенных; из них 15% дополнительно кончили языковые курсы, 3% владеют иностранным языком свободно.

Студент имеет довольно высокий уровень притязаний. Стремятся к лидерству 89%, и только 11% готовы уступить роль лидера.

Анализ данных опроса показал, что у современного студента МГТУ значительно выше установки на предпринимательство, чем на научную деятельность. Стремления к научной деятельности доминируют лишь у тех студентов, родители которых успешно реализовали себя в данной сфере (у данной группы интерес к предпринимательству очень низок - 3%). Практически равны стремления реализовать себя в науке и бизнесе у студентов с низкими стартовыми возможностями родителей (9,4%).

Таким образом, студент МГТУ как социальный тип представляет активно стре-

мящегося реализовать себя в бизнесе молодого человека, который является выходцем из различных слоев населения.

Студенты майкопского филиала негосударственной Московской академии социального управления (МАСУ), обучающиеся на платной основе, - выходцы из наиболее обеспеченных слоев населения - банкиров, работников сферы торговли. В данной среде ценится не сам статус высшего образования, а диплом как средство устройства на престижную, высококвалифицированную работу. Не случайно негосударственные вузы предлагают главным образом «рыночные» специальности. В данных вузах отсутствует конкурсный набор, поэтому, как показали исследования, общий интеллектуальный уровень студентов ниже, чем у студентов государственных вузов.

В результате корреляционного анализа терминальных и инструментальных ценностей выявлены этнические различия в системе ценностных предпочтений. Так, ценности самоутверждения характерны прежде всего для представителей русского этноса (независимость, смелость в отстаивании своего мнения, умение настоять на своем, общественное признание, высокие запросы). Ценности профессионального самоопределения обнаруживаются в выборках молодежи адыгского этноса (интересная работа, активная деятельная жизнь, творчество, трудолюбие, исполнительность, ответственность, продуктивная жизнь). Ценности межличностного общения достаточно четко выражены в выборках молодежи того и другого этноса (воспитанность, жизнерадостность, широта взглядов, терпимость, чуткость).

Подводя итоги анализа современного состояния проблемы формирования нравственной культуры студентов, можно сделать вывод, что большинство студентов плохо связывает свои ценностные ориентиры с нравственным идеалом.

В связи с этим представляется весьма любопытным сопоставление нравственных представлений молодежи советской эпохи с современной. С этой целью нами были проведены опросы в соответствии с анкетами

проф. Казанова Х.М., распространенными им в им в начале 80-х и в конце 90-х гг1.

Опросы показали, что даже за этот небольшой период в сознании молодежи произошли существенные изменения. По ним видно, как в 80-е г. стремительно, подобно шагреневой коже, сжимались, буквально, «кукожились» ценности, которые сравнительно недавно представлялись высшими и неизменными. Шкала жизненных ценностей студенческой молодежи стремительно снижалась, из личных качеств ведущими становились эгоизм, самолюбие, равнодушие, жестокость, потребительское отношение к людям и к обществу в целом..

Вернувшись к тем же вопросам (в тех же вузах) в 2006 году мы увидели, что, вместе с заработавшей экономикой, восстановлением стабильности, возобновлением в СМИ патриотической тематики и другими признаками возрождения, происходят и характерные сдвиги в молодежном сознании: снова начинают существенно расти те моральные ценности, которые достигли низшей шкалы в 2001 году:

1 Казанов Х.М. Молодежи - высокие цели // Ош-хамахо. - № 6. - Нальчик,1986; его же: Образ жизни и моральные ценности // Миннгитау. -1984. - №4. - Нальчик, .1984; его же: Фундаментальная цен-ность общества // Проблемы истории и теории общства. - Нальчик, 1988; его же: О ценностных ориентациях молодежи: Мат. рег. конференции развития нац. культур. - Майкоп, 1994; его же: Содержание и смысл национальных культур: В помощь учителю. - Нальчик, 1994; его же: Ценностные ориентации студенчества // Известия ЦСИ МГТИ. - 1997. - №1. - Майкоп, 1997; его же: Молодежь и социальные ценности: Мат научно-практической конференции. - Майкоп 2001

Какие черты характера вы считаете самыми важными (выше остальных)? Конкретные черты % по годам

1997 2001 2006

чувство высокого долга 44 30 58

честность, искренность 57 29 53

воспитанность 52 37 49

борьба с недостатками 22 6 25

коллективизм 55 18 31

К сожалению, в условиях кризиса духовных идеалов все большее распространение получает допустимость признания возможности достижения материального благосостояния любой ценой. На это оказались готовы 24% молодых людей.

Нравственный идеал был одним из основных категорий нравственности советского периода. В качестве таковых выступали или литературные персонажи, либо всенародно известные герои: мальчики хотели стать летчиками, космонавтами, учеными, девочки - врачами, педагогами, артистками. Потом наступает период, когда школьники начинают мечтать о карьере киллера, а девочки о заработках валютной проститутки. Сегодня, к счастью, этот угар как будто прошел. По крайней мере, в студенческой среде нравственный идеал, хоть и оказался довольно приземленным, все-таки носил положительный характер: это или очень положительный член семьи (62%), или таковой же сокурсник (31%), знакомый вне учебы (31%), преподаватель... Но не рэкетир, бандит, наемный убийца.

Условия, в которых протекает процесс формирования нравственной культуры студентов, сложны и противоречивы. Многие моменты ограничивают эффективность использования национальных морально-этических традиций. Социологический опрос показал, что подавляющее большинство студентов очень плохо ориентируется в национальной культуре: многие из них располагают лишь фрагментарными знаниями о народных традициях (49%).

Какие же выводы можно сделать из всего вышеизложенного? Думается, они могут быть слудующими.

• В настоящее время в студенческой среде происходит смена нравственных ори-

ентиров. Ценности и нормы социалистической морали, где коллективистские установки были доминирующими, замещаются иными ценностями и нормами, а наиболее гуманистические из них постепенно восстанавливаются.

• В качестве отличительной черты нравственной ориентации студентов выступает полицентризм ценностей, который делает нравственную жизнь молодого поколения исключительно напряженной, так как наличие разных ценностных систем в сознании студентов служит источником состояния перманентной фрустрации, в которой пребывает сегодня подавляющее большинство юношей и девушек.

• В студенческой среде происходит процесс формирования нового типа морали, который можно условно назвать «типом морали рыночного человека».

• Анализ ценностных ориентаций молодежи показывает, что углубляется дифференциация студенчества по ценностным ориентациям.

• Наиболее распространенное явление в студенческой среде - индивидуализм прагматического типа. Усиливаются и эгоцентрические настроения.

• Характерной чертой современного нравственного сознания студентов является рационализм. Все чаще для принятия решений студенчество руководствуется не столько моральными постулатами, сколько конкретной рациональной выгодой, эмпирическим рассудком.

При выборе типа коммуникаций, партнеров по общению, студенческая молодежь в значительной мере опирается на принцип прагматизма. Модной становится американ-

ская философия, в которой как раз этот принцип разрабатывается во всех деталях.

Анализ ценностных ориентаций показывает, что молодые люди еще не совсем определились в их выборе. Остается социальное смятение, обусловленное поиском как обществом, так и отдельной личностью нового пути развития, формируется и «эмоциональная» коллективность, толерантная к негативным проявлениям, в основе которой лежат формальные, регламентированные отношения.

Однако при всех противоречиях и напряженности сегодня можно сделать вывод,

что вместе со стабилизацией в обществе происходят положительные сдвиги и в данной сфере, и эти изменения, происходящие в сознании наиболее перспективной и грамотной части молодежи, вполне могут служить основой нашего социального оптимизма.

Об авторе

Срукова Альбина Олеговна, старший преподаватель кафедры технологий социальной работы Кабардино-Балкарского государственного университета. Сфера научных интересов - социология культуры, духовной жизни, социологические проблемы формирования и воспитания духовных ценностей, социология управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.