Е. А. Федорова
СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Работа представлена кафедрой философии Новочеркасской государственной мелиоративной академии.
Научный руководитель — доктор философских наук, профессор Л. С. Николаева
В статье проанализирована динамика системы ценностных ориентаций студентов в результате дифференциации социальной структуры современного российского общества. Отражены результаты авторского исследования ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, студенчество, социальная дифференциация, профессиональное образование.
E. Fyodorova
SOCIAL DIFFERENTIATION OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS
OF SPECIALISED SECONDARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
IN MODERN RUSSIA
The dynamics of the system ofstudents' value orientations, which occurred as a result of the differentiation in the social structure of modern Russian society, is analysed in the paper. The results of the author's research on value orientations ofstudents ofspecialised secondary educational establishments are reflected.
Key words: values, value orientations, students, social differentiation, vocational training.
В современном российском обществе подходит к своему завершению процесс коренных социально-экономических и политических изменений, создания качественно новых эконо-
мических условий жизнедеятельности, формирования принципиально новых социальных отношений, ориентированных на рынок. На протяжении последних двух десятилетий ка-
чественно изменилась структура общества и социальный статус большинства его членов. Ключевыми проблемами его развития стали проблемы имущественного и социального неравенства, появление полярных социально-экономических групп, дифференциации общества по различным критериям.
С дифференциацией социальной структуры в России произошла и ценностная переориентация различных социальных слоев и всего общества в целом. Все это не могло не отразиться на изменении социальных ценностей и формировании новых личностных ценностных ориентаций, что особенно проявляется в мировоззрении молодежи как социальной группы с еще не устоявшейся системой ценностей. Анализ ценностных ориентаций молодежи является приоритетной задачей современной науки, так как по системе ценностей можно судить о культуре, гуманистическом потенциале, перспективах развития общества, о том, какие перемены ожидаются.
В науке существует множество определений ценностей в связи с многогранностью этого понятия. Остановимся на том, что ценности представляют собой нравственные, духовные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой, являющиеся продуктами общественного сознания и принятые личностью в качестве собственных жизненных ориентиров.
Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций. На наш взгляд, ценностные ориентации являются широкой системой отношений личности и выражают ее позицию по отношению к совокупности предметов, явлений и жизненных ситуаций; управляют общим подходом к содержанию деятельности, формами поведения личности, разворачиваются в целях, идеалах, интересах, планах, принципах, убеждениях, установках; способствуют целеполаганию человека; раскрываются через оценки, решения, избираемые линии поведения и представляют важнейшие элементы внутренней структуры личности.
Современное общество со сформировавшейся в довольно короткие сроки рыночной экономикой предъявляет к индивидам очень
жесткие требования, которые создают определенные трудности вхождения молодого человека в систему рыночных отношений. Чтобы участвовать в процессе становления таких отношений, человеку необходимо иметь определенный стартовый капитал, причем не только материальный, но и достаточно прочный капитал жизненного опыта, знаний, определенных ценностных ориентаций и стереотипов поведения в конкретных ситуациях. Но как раз этого нашей современной молодежи в подавляющем ее большинстве и недостает.
Молодые люди, родившиеся в 1980-е гг., сформировались под воздействием разнонаправленных идей и образов поведения, смещения культур и нравственных акцентов и в системе жизненных ценностей. Как отмечает К. Мяло, «образовался феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченные равнозначным стремлением эти блага создавать» [3, с. 200]. Это и повлияло на поколения, выросшие в условиях рыночных реформ.
Рынок в современной России породил уникальное явление — «парадоксального человека». Ж. Т. Тощенко отмечает, что сущность этого феномена проявляется в том, что он одновременно доверяет взаимоисключающим утверждениям, верит в их ценность и люди как бы бегут от себя и одновременно от реальности в прямо противоположных направлениях [5, с. 14-16].
В результате у современной молодежи сформировалось эклектичное сознание, в котором переплетаются две ценностные системы: новые западные ценности (индивидуализм, стремление к достатку) уживаются с традиционными историко-культурными ценностями (коллективизмом, справедливостью, равенством).
Образование непосредственным образом влияет на процесс социализации молодежи как поколения; существует тесная взаимосвязь между ценностными ориентациями транслируемыми институтом образования и формирующимися у студенчества. Это позволяет изучить и проанализировать дифференциацию и трансформацию ценностных ориентаций студентов
средних специальных учебных заведений, динамику изменений в системе образования и сам процесс самоопределения студентов.
По исследованиям Е. М. Авраамовой, А. А. Шабуновой, Д. М. Логинова, в сегодняшней ситуации российского общества выбору профессии предшествует желание студента получить диплом, чтобы повысить свой социальный статус с целью улучшения материального положения. Всего лишь 10—15% студентов осознанно выбирают специализацию [1, с. 98—103]. Таким образом, большинство студентов в качестве образовательной стратегии выбирают не столько получение знаний, сколько получение документа. Многие понимают, что не будут работать по избранной специальности, многие начинают подрабатывать, совмещая учебу с работой. Студенчество, по исследованиям вышеуказанных авторов, в большинстве своем разделилось на «рыночников», ориентированных на деньги и прибыль, и «антирыночников», ориентированных на духовные приоритеты. Низкая оплата высококвалифицированного труда снижает стремление студентов к профессиональному мастерству. Каждый четвертый студент оценивает свое материальное положение как «плохое», 60% студентов считают, что важной проблемой в их жизни являются материальные трудности [1, с. 101].
Большая часть студентов руководствуется инструментальными ценностями, и диплом является средством достижения целей. По шкале профессий популярностью пользуются «прибыльные» финансово-экономические профессии. Второе место занимает юриспруденция, затем инженерно-технические, медицинские, бизнес-искусства, психолого-педагогические [1, с. 102]. Выбор профессии зависит в настоящее время от финансовых возможностей, от уровня подготовленности, от связей родителей, а не от собственных способностей, интересов и предпочтений.
Образовательные мотивации у современной молодежи структурируются следующим образом: интеллектуально-прагматическая (получение знаний и конвертация их в высокие доходы) — 29,7%; интеллектуальная (получение знаний) — 31,8%, прагматическая с целью получе-
ния высоких доходов — 22,1%; получение образования как символического капитала (уход от призыва в армию, трудоустройство или отсрочка проблемы) - 16,4% [1, с. 99].
В соответствии с той или иной функцией образования (прагматической, статусно-престижной, социокультурной, профессиональной) можно выделить пять типов жизненной стратегии: 1) успех в жизни базируется на прагматической функции образования; 2) желание стать культурным и образованным человеком, что характерно для социокультурной функции образования; 3) материальная обеспеченность соответствует прагматической функции; 4) желание иметь профессию характеризует профессиональную функцию образования; 5) желание получить определенный статус соответствует статусо-престижной функции образования [1, с. 100]. Отсюда, отмечает Л. И. Бойко, вырисовываются три модели поведения: па-терналистическая, индивидуально-карьерная, амбивалентная (неопределенная) [2, с. 78-83].
К окончанию учебного заведения, по нашему исследованию, основанному на анализе результатов анкетирования (по методу М. Ро-кича) выборки студентов, состоящей из 163 учащихся первого и четвертого курсов ФГОУ СПО «Новочеркасский автотранспортный колледж», проведенного в первом квартале 2008 г., растет приоритет материальных факторов в трудовой деятельности (36% первокурсников и 43% четверокурсников), значение перспектив карьерного роста (30,2 и 43,8%), происходит увеличение интереса к политике (3,7 и 16,7%), а также растут патриотические настроения (25,2 и 63,2%) в студенческой среде.
Ценность семьи высока и является условием стабильности благополучия. Число студентов, состоящих в браке, составляет 6%, имеющих детей — 3%; вовсе не хотят иметь детей 26,6% студентов, лояльно относятся к внебрачным связям 47,8% девушек и 41,6% юношей, распространены гражданские браки (43% студентов и 36% студенток положительно относятся к незарегистрированному браку).
Большинство студентов ценят семью, любовь, дружбу, работу, образование, но более высоко ценятся такие инструментальные
ценности, как предприимчивость, рациональность, энергичность, мобильность, инициативность, коммуникабельность, т. е. те ценности, которые помогают добиться успеха в жизни. Приоритетной ценностью студенты называют любовь во всех ее появлениях: любовь к ближнему, родительская, супружеская, любовь к детям, половая любовь. Но в целом система ценностей студентов средних специальных учебных заведений отличается транзитивным характером, неоднозначна, противоречива, что характеризует неустойчивое состояние как системы ценностных ориентации современной молодежи, так и всего российского общества.
Все большая часть студенчества переключается на индивидуальные личные проблемы, на материальные ценности, отодвигая общественные ценности и духовные. Анализ результатов анкетирования показал, что 44,8% респондентов готовы переступить ради своего благополучия моральные принципы, число студентов, не считающих свой профессиональный выбор окончательным, довольно велико — 45,5%; 42,8% от общего числа опрошенных после окончания среднего специального учебного заведения готовы продолжать обучение в высшем учебном заведении. В целом такая ситуация — следствие нестабильности в социальной и экономической жизни общества, когда человек не уверен в том, какие профессии будут приоритетными и востребованными на рынке труда в тот или иной момент. Можно назвать этот факт в некотором смысле положительным, так как такая ситуация заставляет молодежь меняться, развиваться, получать новые знания и умения для того, чтобы занять желаемую социальную нишу.
Как отмечает Р. М. Рахимова, «все объективные условия жизни людей определяют их мышление. С этой точки зрения даже субъективные условия, от которых зависит мышление индивида и реальность, являются объективными условиями потому, что у них имеется общественно обусловленная предыстория, она входит в индивидуальную биографию человека и ограничивает действия и идентичность вполне определенными возможностями [4, с. 243].
Результаты нашего исследования, проведенного в одном из учебных заведений небольшого города, свидетельствуют о том, что существует взаимосвязь между объективными условиями жизни и ее объективным восприятием молодежью, в которых достаточно большую роль играют традиционные ценности, несмотря на появление во всех сферах жизни новых, диктуемых рынком ценностей. Провинция определяется как среда, в которой наблюдается приверженность традициям, высокая толерантность, а низкий уровень ценностей гражданского общества, свободного рынка проявляется в социальной апатии, положительное отношение к понятиям «приватизация», «предприниматель» у студентов демонстрирует стремление к согласию, старательности.
Идея российского профессионального образования основывается на принципе, что образование — это приобщение к многовековой мудрости, человеческой культуре и творчеству, духовно-нравственным традициям своего народа. Однако данная традиция фактически не реализуется в современном обществе.
Несоответствие социальных реалий и духовного российского наследия, т. е. того, что мы имеем в наличии, и того, что должно быть, непременно приводит к деформации психики молодого поколения, появления неопределенности, фрустрационных состояний. А ведь именно современная молодежь уже начала создавать не только свое будущее, но и будущее всей страны, основанное не столько на умениях и навыках, сколько на нравственных принципах, духовных ценностях, мировоззренческих представлениях, которые сформировали их личность за время учебы.
Конечно же, рыночные отношения предполагают возникновение и учет индивидуальных потребностей. Главным итогом рыночных реформ, по нашему мнению, должен стать некий симбиоз в сознании молодежи индивидуального и социального, формирование которого возможно путем трансляции определенных ценностей через институт образования, который, в свою очередь, должен стать вновь явлением не прагматическим, а идеологическим.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авраамова Е. М, Шабунова А. А., Логинов Д. М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы и ожидания // Социологические исследования. 2005. № 9. С. 98—103.
2. Бойко Л. И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. 2002. № 3. С. 78—83.
3. Мяло К. Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. М.: Политиздат, 1991. 438 с.
4. Рахимова Р. М. Ценностные ориентации молодежи юго-востока Татарстана // Регионология. 2002. № 2. С. 240-147.
5. Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2008. 543 с.
REFERENCES
1. Avmamova Е. М, Shabunova аА. А., Loginov D. М. БШёеПу 81ОИ1БУ 1 ргоутЬи: БоЫаГпуе геБигеу 1 02Ыёатуа // БЛБШ^юЬеБЫуе ¡ББЫоуашуа. 2005. N 9. Б. 98-103.
2. Boyko L. I. Тгап8йогта181уа vysshego 0Ъга20уап1уа 1 Бо181а1'пуе РО2ИБ11 БШёепеЬеБ^а // 8о18Ш^юЬе8к1уе iss1edovaniya. 2002. N 3. Б. 78-83.
3. Myalo К. Т. Угетуа vybora: 1 obshchestvo V poiskakh аГ1егпа!гуу. М.: Po1itizdat, 1991. 438 s.
4. Rakhimova К. M. Tsennostnye oriyentatsii mo1odezhi yugo-vostoka Tatarstana // Ке;юпо^1уа. 2002. N 2. Б. 240-147.
5. Toshchenko Ж. Т. Paradoksa1'ny Ле^ек. М.: Gardariki, 2008. 543 s.