Научная статья на тему 'Формирование нравственной культуры студентов-экономистов в учебном процессе на основе интегративного подхода'

Формирование нравственной культуры студентов-экономистов в учебном процессе на основе интегративного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MORALITY / MORAL CULTURE / MORAL EDUCATION / INTEGRATION / INTEGRATIVE APPROACH / ENTREPRENEURSHIP / ETHICS BUSINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конягина Людмила Николаевна, Ильина Ольга Викторовна

В статье раскрыта актуальность решения задачи формирования нравственной культуры студентов-экономистов на основе интегративного подхода; определены формы и методы формирования нравственной культуры студентов экономического вуза. Авторы статьи раскрывается связь нравственное воспитание личности студента с таким понятием, как «экономическая культура», т. к. экономическая культура это особая характеристика экономической жизни общества. В статье обосновываются противоречия между особенностями экономического образования и воспитания и традиционными подходами к преподаванию вузовских дисциплин, где прослеживается отсутствие координации в формировании нравственных качеств личности. Разрешение данного противоречия, на взгляд авторов, возможен через интеграцию знаний различных научных дисциплин: социально-экономических, гуманитарных, общепрофессиональных, специальных, и внедрение интегративного подхода к формированию нравственной культуры будущих специалистов в сфере экономики на внутрипредметном, межпредметном, общенаучном уровнях. Опираясь на современные педагогические и психологические исследования, авторы пришли к выводу, и доказали, что интегративный подход успешно применим уже на первом курсе института, поскольку к этому времени у бывших выпускников школ сформирован понятийный аппарат, формируется мировоззрение, достаточно хорошо развита логика они способны делать суждения, умозаключения, выводы на основе анализа и синтеза. Интегративный подход в исследовании позволил найти оптимальный вариант обучения в экономическом образовании, что максимально способствует усвоению знаний и формированию умений и навыков нравственно-экономического характера. Воссоздание нравственно-экономического контекста экономической деятельности осуществлялось авторами с помощью реализации интегративных связей: как между гуманитарными и социально-экономическими, а так и общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конягина Людмила Николаевна, Ильина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of moral culture of students-economists in the learning process on the basis of integrative approach

The article revealed the relevance of the solution of the problem of the formation of moral culture of students-economists on the basis of integrative approach; identifies the forms and methods of forming moral culture students economic University. The authors of the article reveals communication moral education of the individual student with such concept as "economic culture", because economic culture is a special characteristic of the economic life of society. The article substantiates the contradictions between economic characteristics education and upbringing and traditional approaches to the teaching of University disciplines, where lack of coordination evident in the formation of the moral qualities of the person. Resolution of this controversy, in the opinion of the authors, is possible through the integration of knowledge from various scientific disciplines: socio-economic, humanitarian, professional, special, and implementation of integrative approach towards moral culture of future specialists in the field of Economics, intrasubject, performed at general scientific levels. Based on modern pedagogical and psychological studies, the authors concluded, and proved that an integrative approach successfully applied already in the first year of the Institute, since by that time former graduates formed conceptual the device, a worldview, a fairly well developed logic-they are capable of making judgments, inferences, conclusions based on analysis and synthesis. Integrative approach to the study allowed to find optimal variant for training in economic education that promotes maximum learning and skill formation of moral and economic character. The re-establishment of the moral and economic context of the economic activity carried out by the authors using the integrative relationships: between the humanitarian and socio-economic as well as general professional and special disciplines.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственной культуры студентов-экономистов в учебном процессе на основе интегративного подхода»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/48PDMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Конягина Л.Н., Ильина О.В. Формирование нравственной культуры студентов-экономистов в учебном процессе на основе интегративного подхода // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Konyagina L.N., Ilina O.V. (2019). The formation of moral culture of students-economists in the learning process on the basis of integrative approach. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN319.pdf (in Russian)

УДК 37

Конягина Людмила Николаевна

АНОО ВО ЦРФ «Российский университет кооперации», Мытищи, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: Konyaginaln@mail.ru

Ильина Ольга Викторовна

АНОО ВО ЦРФ «Российский университет кооперации», Мытищи, Россия

Старший преподаватель E-mail: Olgawerhova@yandex.ru

Формирование нравственной культуры студентов-экономистов в учебном процессе на основе интегративного подхода

Аннотация. В статье раскрыта актуальность решения задачи формирования нравственной культуры студентов-экономистов на основе интегративного подхода; определены формы и методы формирования нравственной культуры студентов экономического вуза.

Авторы статьи раскрывается связь нравственное воспитание личности студента с таким понятием, как «экономическая культура», т. к. экономическая культура - это особая характеристика экономической жизни общества. В статье обосновываются противоречия между особенностями экономического образования и воспитания и традиционными подходами к преподаванию вузовских дисциплин, где прослеживается отсутствие координации в формировании нравственных качеств личности.

Разрешение данного противоречия, на взгляд авторов, возможен через интеграцию знаний различных научных дисциплин: социально-экономических, гуманитарных, общепрофессиональных, специальных, и внедрение интегративного подхода к формированию нравственной культуры будущих специалистов в сфере экономики на внутрипредметном, межпредметном, общенаучном уровнях.

Опираясь на современные педагогические и психологические исследования, авторы пришли к выводу, и доказали, что интегративный подход успешно применим уже на первом курсе института, поскольку к этому времени у бывших выпускников школ сформирован понятийный аппарат, формируется мировоззрение, достаточно хорошо развита логика - они способны делать суждения, умозаключения, выводы на основе анализа и синтеза.

https:// mir-nauki. com

Интегративный подход в исследовании позволил найти оптимальный вариант обучения в экономическом образовании, что максимально способствует усвоению знаний и формированию умений и навыков нравственно-экономического характера.

Воссоздание нравственно-экономического контекста экономической деятельности осуществлялось авторами с помощью реализации интегративных связей: как между гуманитарными и социально-экономическими, а так и общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

Ключевые слова: нравственность; нравственная культура; нравственное воспитание; интеграция; интегративный подход; предпринимательская деятельность; этика предпринимательской деятельности

Социально-экономические и культурно-ценностные преобразования, происходящие в России, в связи с переходом к рыночной экономике, предъявляют высокие требования к студентам экономических вузов как будущим специалистам современного рынка труда. При этом успех работы во всех сферах трудовой деятельности зависит не только от уровня профессиональной подготовки кадров и их умения ориентироваться в новых экономических ситуациях в условиях интенсивного развития рыночных отношений, но и от общей нравственно-экономической культуры личности.

Актуальность решения задачи нравственного воспитания молодежи в настоящее время подтверждается рядом важнейших документов в области образования, культуры, социальной и молодежной политики. Прежде всего, это такие документы, как Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.), Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2002 г.), Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г., Программа развития воспитания в системе образования России и другие, в которых отражены основные направления образовательной политики государства в области обеспечения условий нравственного воспитания детей и молодежи.

Проблема нравственной культуры широко представлена в работах отечественных авторов. Относительно нравственной культуры студентов экономического вуза, как будущих специалистов, можно сказать, опираясь на исследование В.И. Журавлёва: «...в отличие от устоявшихся понятий, которые утвердились в педагогике давно и характеризуют явления, получившие многостороннее теоретическое, методологическое, прикладное, историческое, межнаучное отражение, новые понятия отражают ограниченный запас научных сведений о педагогических процессах и явлениях, обобщённых теорией педагогики и закреплённых в научных терминах» [1].

Решение задач разработки нравственно-этического компонента студентов экономического вуза предполагает их соотнесение с нравственными модельными качествами, представленными в исследованиях разных авторов. Так, в работах А.Н. Атрашенко [2], Р.В. Загорулько [3], И.А Зимняя [4], В.В. Подковыровой [5], Г.Г. Руссковой [6] и других с разных позиций обосновывается нравственный портрет современного субъекта рыночных отношений. Опираясь на работы данных авторов, возможно представить нравственный портрет современного специалиста экономического профиля как систему общих, конкретных и специфических нравственных качеств. Причем, общие качества являются базовыми, а все последующие раскрывают их предметно.

Анализируя проблемы современной профессиональной подготовки студентов вузов экономической направленности, а так же воспитательных аспектов такой подготовки, можно

Введение

установить противоречия между особенностями экономического образования и воспитания и традиционными подходами к преподаванию вузовских дисциплин, где прослеживается отсутствие координации в формировании нравственных качеств личности.

Разрешение данного противоречия, на взгляд современных ученых (Лопаткин В.М. [7], Земцовой Е.В. [8] и др.) возможно через интеграцию знаний различных научных дисциплин: социально-экономических, гуманитарных, общепрофессиональных, специальных, и внедрение интегративного подхода к формированию нравственной культуры будущих специалистов в сфере экономики на внутрипредметном, межпредметном, общенаучном уровнях.

Идея интеграции на современном этапе развития образовательных систем становится важнейшим методологическим принципом образования XXI века. Другими словами, интеграция в образовании обусловлена как логикой развития педагогической науки, так и тенденцией к интеграции научных знаний в целом [9].

Опираясь на современные педагогические и психологические исследования, можно сделать вывод, что интегративный подход успешно применим уже на первом курсе института, поскольку к этому времени у бывших выпускников школ сформирован понятийный аппарат, формируется мировоззрение, достаточно хорошо развита логика - они способны делать суждения, умозаключения, выводы на основе анализа и синтеза [10].

Интегративный подход позволяет найти оптимальный вариант обучения в экономическом образовании, что максимально способствует усвоению знаний и формированию умений и навыков нравственно-экономического характера. При составлении учебных планов, программ, интегрированных занятий одним из важнейших инструментов интегрированного подхода являться анализ и синтез.

Цель исследования заключается в изучении возможностей формирования нравственной культуры студентов экономических вузов учебном процессе на основе интегративного подхода.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать научное понятие «нравственная культура» применительно к специализации экономического профиля.

2. Исследовать возможность формирования нравственной культуры студентов экономического вуза на основе интегративного подхода.

3. Провести педагогический мониторинг, который позволит определить уровень нравственной воспитанности студентов-экономистов.

Диагностика проводилась в форме аудиторной фронтальной работы, методами устного и письменного контроля: анкетирования, тестирования, словарных и текстовых работ.

Эксперимент проводился на базе Российского университета кооперации с сентября 2016 г. по май 2019 г. Генеральную выборку экспериментальных групп в нашем исследовании составили около 300 респондентов, в том числе 30 педагогов по специальностям 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учёт и аудит», 051500 «Маркетинг», 061400 «Коммерция», ряда других специальностей: менеджмент организации, мировая экономика и др. В течении всех лет эксперимента исследования велись со студентами групп, переходящих из курса на курс (от 1 курса дот 3 курса).

Для целенаправленного формирования и развития нравственных качеств студентов экономического профиля нами разработана специальная система заданий в учебном процессе на основе интегративного подхода. Данные задания были представлены в формах:

• просвещения (знания о нравственной культуре);

• ориентирования (обучающая программа, цель которой - ознакомить студентов с ценностями, нормами и правилами поведения в экономической ситуации);

• инструктаж (знакомство студента с проблемами, которые могут возникнуть в реальной экономической жизнедеятельности);

• тренинг (эмпирический метод обучения, решающий две основные задачи: через проигрывание ситуаций, протекающих в разных экономических условиях, ознакомить студентов с их различиями; во-вторых, подготовить перенос полученных знаний в другие условия деятельности).

Воссоздание нравственно-экономического контекста экономической деятельности осуществлялось нами с помощью реализации интегративных связей: как между гуманитарными и социально-экономическими, а так и общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

Интегративной дисциплиной, систематизирующей теоретические и методические знания и умения студентов, явился разработанный нами спецкурс «Этика предпринимательства», стимулирующий процесс формирования нравственной культуры будущих специалистов.

В ходе спецкурса изучение нравственно-экономических проблем сопровождалось моделированием студентами различных экономических ситуаций, позволяющих формировать нравственно-экономическую культуру, адекватную профессиональным потребностям будущего специалиста.

При формировании нравственной культуры студентов мы исходили из того, что поставленные задачи будут максимально решаться, если становление отношения студентов к реальной действительности предпринимателя будет происходить в единстве с развитием у них опыта реальной нравственной позиции. Это становится возможным во время производственной практики.

Перед прохождением производственной практики нами была разработана система заданий, которые касаются решения нравственных проблем, возможных во время практики. Была разработана система вопросов /анкеты/, на которые надо было ответить, составляя отчет по итогу практики.

В ходе практики студенты так же работали над корректировкой и реализацией программ по самовоспитанию. В рамках этих программ студенты вели дневники, в которых фиксировали данные о работе над совершенствуемыми личными качествами и осуществляли самоанализ поведения в проблемных ситуациях, требующих морального выбора.

Другие использованные нами виды и формы работы (беседы с опытными специалистами, наблюдения за характером их общения, стилем руководства, изучение и анализ стиля общения известных деятелей экономики с последующим дискуссионным обсуждением и т. д.) способствовали формированию профессионального идеала личности и деятельности студентов-экономистов.

Понимая важность и необходимость использования комплексных форм внеаудиторной работы со студентами нами были разработаны и проведены: этические беседы, заседания «круглого стола», конференции по темам: «Основные аспекты формирования нравственной культуры современного специалиста», «Духовное развитие личности как основа нравственного воспитания», встречи с представителями делового мира, где были затронуты проблемы нравственности в бизнесе и др.

Одной из форм внеаудиторной работы со студентами является клубная форма. Нами был создан и открыт «Клуб делового общения» для студентов разных факультетов и курсов. Данная форма внеаудиторной работы позволила совмещать расширение знаний по этике поведения и обучение специальности, так как содержание заседаний связано с выработкой профессиональной компетентности. В содержании работы «Клуба делового общения» главное внимание было уделено нравственному аспекту взаимоотношений между потенциальными участниками рыночных отношений. Программа Клуба разработана с опорой на межпредметные связи с учётом профессиональных интересов студентов.

В ходе теоретического и экспериментального исследования нами был изучен потенциал дисциплин различных вузовских предметов по формированию нравственной культуры студента экономического вуза. Анализ учебных программ по различным дисциплинам показал их недостаточную насыщенность материалом нравственно-этической направленности, что было дополнено содержанием ряда дисциплин некоторыми понятиями и положениями, с целью наполнения существующих планов и учебных программ нравственно-этическим содержанием. Так, с целью наполнения существующих планов и учебных программ нравственно-этическим содержанием нами были использованы различные уровни междисциплинарных связей (см. таблицу 1).

Таблица 1

Нравственно-этическое содержание междисциплинарных связей

Уровни Учебные дисциплины

Первый уровень Дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла: Отечественная история, история экономики, культурология, политология и др.

Второй уровень Общепрофессиональные экономические дисциплины (Макроэкономика, Микроэкономика, Предпринимательское право и др.

Третий уровень Интеграция нравственно-этической подготовки и специальных дисциплин (Психология бизнеса, Этика делового общения и др.).

Составлено автором

Возможности дисциплин социально-экономического и гуманитарного цикла, содержание которых направлено на формирование нравственной культуры студентов на основе их составляющих элементов, представлены в виде обобщающей таблицы (см. таблица 2).

Таблица 2

Возможности дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла по формированию нравственной культуры студента экономического вуза

№ Учебная дисциплина Элементы нравственной культуры личности студента

1 Отечественная история - история становления норм делового этикета; - изучение памятников деловой письменности (деловое общение); - исторические справки о морали российских и зарубежных работников экономической сферы.

2 Русский язык Язык делового общения Иностранный язык Культура делового общения: а) формы устного делового общения: - деловая беседа; - деловые переговоры; - деловая беседа по телефону; б) письменные формы делового общения: - составление деловых документов; - написание служебных писем; - особенности делового этикета в разных странах мира; - самоменеджмент.

3 Правоведение Предпринимательское право - этика в сфере экономики и её связь с российским законодательством; - социальная ответственность деятельности экономиста; - благотворительность и правовое регулирование.

№ Учебная дисциплина Элементы нравственной культуры личности студента

4 Философия Политология Культурология Социология - соотношение политики и морали, экономики и политики; - нормы морали в различных философских учениях; - этика бизнеса в вербальных памятниках мировой культуры.

5 Психология и педагогика Психология - психология личности и её учёт в деловом общении; - морально-психологический климат коллектива и роль руководителя в его формировании; - методы психолого-педагогического воздействия в деловом взаимодействии; - потребности и интересы, их роль в жизни и деятельности экономиста.

Составлено автором

Нами рассмотрены и также, возможности специальных (финансово-экономических) дисциплин (см. таблицу 3).

Таблица 3

Возможности специальных (финансово-экономических) дисциплин по формированию нравственной культуры студента экономического вуза

№ Учебная дисциплина Элементы нравственной культуры личности предпринимателя

1 Макроэкономика Микроэкономика Международные экономические отношения - взаимосвязь и взаимодействие экономики и морали в современных экономических системах; - нравственно-этические принципы организационного построения экономики развитых стран; - нравственные аспекты экономических отношений стран с рыночной экономикой.

2 История экономики - история меценатства и благотворительности в различных хозяйственных системах; - история становления и развития социально ориентированной рыночной экономики.

3 Управление персоналом Психология управления - нравственно-этические аспекты управления персоналом; - использование национально-культурных традиций и особенностей в управлении персоналом; - типы темперамента и их учёт в управлении персоналом; - создание корпоративной культуры в управлении персоналом.

4 Бухгалтерский учёт Статистика Налоги и налогообложение - точная регистрация доходов и расходов; - объективность статистических данных при различных формах отчётности; - регулярность и честность при уплате налогов.

5 Менеджмент Маркетинг - этические проблемы менеджмента; - этика менеджмента как профессиональная этика; - этические принципы и норы в деятельности менеджера; - этика организации; - этика в мировой экономике; - проблема качества продукции и услуг в маркетинге; - вопросы честности и добросовестности в продвижении товаров и услуг на рынке сбыта.

6 Деловое общение - проблемы морально-психологического климата в коллективе; - конфликты в процессе делового общения и способы их разрешения; - этика деловых отношений.

Составлено автором

Нами было дополнено содержание ряда дисциплин некоторыми понятиями и положениями. В качестве примера приводим программу в специальной таблице 19 по отечественной истории для студентов первого курса, где курсивом выделены компоненты, добавленные нами (см. таблицу 4).

Таблица 4

Дополнение к содержанию программного материала по курсу «Отечественная история» темами, содержащими возможности формирования нравственной культуры будущего экономиста

Р А З Д Е Л Дополнение к содержанию материала (наши дополнения выделены курсивом)

Раздел 3. Времена былинные Фольклор и литературные памятники Киевской Руси о труде и взаимоотношениях в процессе труда. Отношение православия к собственности. Киевская Русь - один из важнейших центров просвещения в Европе.

Раздел 4. Древние россияне Черты национального характера и самосознания (бескорыстие, гостеприимство, духовность, жертвенность и др.). Крестьянская община как форма товарищества.

Раздел 5. Раздробленность Руси Натуральное хозяйство и стремление к хозяйственной изоляции как один из факторов феодальной раздробленности. Экономические причины сохранения государственного духовно-нравственного и церковного устройства Руси.

Раздел 11. Государство Петра Великого Рост авторитета России в Европе в период правления Петра 1. Укрепление государственности. Развитие мануфактур и торговли. Торговые сделки на основе формальных и неформальных подходов.

Раздел 14. Русская культура нового времени Особенности народного самосознания в фольклоре и литературных памятниках ХУ1-ХУШ веков. Формирование идеологии Российского православного самодержавного государства. Идейное наследие: братская любовь Артемия Троицкого, ответственность за судьбу Отечества (Курбский, Фёдор Волконский), славянофилия по Михаилу Щербатову.

Раздел 16. Россия во второй половине XIX века Территориальный рост Российского государства. Особенности развития регионов страны, проблемы собственности, взаимоотношений в хозяйственной деятельности в произведениях русской литературы.

Раздел 17. Россия в мировой истории XX века Соперничество цивилизаций и государств в условиях "дефицита ресурсов". Россия как особый социокультурный феномен. Евразийство. Православие. Русский народ как стержень российской государственности. Этническая толерантность. Социальная организация, духовные и социальные ценности.

Раздел 19. История советского общества (1917-1940) Образование СССР. Успехи в культурном строительстве. Положительные и негативные стороны индустриализации и коллективизации. Культурное развитие национальных образований.

Раздел 21. Страна во второй половине 80-х-90-е гг. Этнизация политической жизни в национальных регионах. Негативные последствия экономической дезинтеграции бывших советских республик. Становление российской государственности: сложности и противоречия.

Составлено автором

Анализ психолого-педагогической литературы, позволил нам измерить и оценить уровень сформированности знаний студентами по нравственно-экономической тематике студентов в ходе нашего эксперимента. За основу нами были взяты различные методики работы с основными понятиями в области нравственного воспитания [11].

Многолетний опыт нашей практической работы, позволил разработать критерии сформированности знаний студентами по нравственно-экономической тематике.

В качестве критериев нами были предложены:

• Ценностно-смысловой (оптимальные нормы поведения в области экономической деятельности).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Интеллектуально-познавательный (символ высокой нравственности современного человека).

• Деятельностно-практический (ценность самообладания).

Соответственно этому определены уровни сформированности нравственной культуры:

• Высокий уровень (Характеризуется устойчивой направленностью на нравственное и профессиональное самосовершенствование, заметным проявлением всех компонентов нравственной культуры).

• Средний уровень (характеризуется малоустойчивой направленностью на нравственное и профессиональное самосовершенствование).

• Низкий уровень (характеризуется слабой выраженностью или отсутствием различных компонентов нравственной культуры студента).

Таблица 5 показывает динамику нравственной подготовленности студентов на начала и конец эксперимента.

Таблица 5

Динамика уровней нравственной подготовки студентов

Уровень нравственной подготовки на основе морально-этических ценностей Начало эксперимента Конец эксперимента

Высокий 32,7 62,4

Средний 64,5 29,1

Низкий 8,5 2,7

Составлено автором

Результаты проведенного исследования формирования нравственной культуры студентов, будущих специалистов-экономистов, в современной общественно-политической и социально-экономической ситуации позволили сделать следующие выводы:

1. Проведённое исследование по формированию нравственной культуры студентов экономических вузов в новых социально-экономических условиях позволило расширить представления о месте и роли данного направления воспитания и формирования личности будущего специалиста рыночной экономики.

2. Необходимо дополнение содержания вузовских учебных дисциплин (социально-экономических и гуманитарных, общепрофессиональных и специальных) на основе интегративного подхода с целью усиления нравственных основ образования и воспитания, расширения представлений студентов о нравственных ценностях, которыми важно руководствоваться в предстоящей профессиональной деятельности.

3. Интегративный подход к формированию нравственной культуры студентов на основе морально-этических ценностей должен опираться на выбор адекватных ему форм и методов. Наряду с традиционными формами обучения (лекции, семинарские занятия) необходимо широко использовать методы и формы активного обучения (дискуссии, ролевые и деловые игры, анализ ситуаций и др.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Программа социально-психологического исследования российских предпринимателей / Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 5. Программы и методики психологического исследования личности и группы: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН. Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 90-110.

2. Атрашенко, А.Н. Управление и самоуправление в образовательных системах: [монография] / А.Н. Атрашенко; Российская акад. образования, Ин-т развития образовательных систем. - Томск: Ин-т развития образовательных систем РАО, 2008. - 287 с.

3. Загорулько, Р.В. Сущность ценностных отношений личности и механизмы их формирования / Р.В. Загорулько, М.Г. Королев // Вестник Витебского государственного университета им. П.М. Машерова. - 2011. - N 1 (61). - С. 125130.

4. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11.

5. Подковырова В.В. Формирование нравственной позиции студентов экономической академии в процессе их подготовки к предпринимательской деятельности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Самара, 2001. - 24 с.

6. Русскова Г.Г. Формирование гуманистической направленности личности студентов / на примере кооперативного вуза: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Ульяновск, 2003. - 19 с.

7. Лопаткин В.М. Интеграционные процессы в региональной системе педагогического образования: монография / В.М. Лопаткин. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - 162 с.

8. Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов / Земцова // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 5. - С. 14-19.

9. Каримов З.Ш. Теория и практика институциональной интеграции высшего профессионального педагогического образования на основе синтеза внешнего и внутреннего компонентов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Уфа, 2009. - 48 с.

10. Яковлев И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством / И.П. Яковлев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - 128 с.

11. Волкова, М.А. Измерение и оценивание нравственной культуры студентов в ходе учебно-педагогического взаимодействия / М.А. Волкова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. - Том 5, № 3. - С. 114-121.

Konyagina Lyudmila Nikolaevna

Russian university of cooperation, Mitishi, Russian E-mail: Konyaginaln@mail.ru

Ilina Olga Viktorovna

Russian university of cooperation, Mitishi, Russian E-mail: Olgawerhova@yandex.ru

The formation of moral culture of students-economists in the learning process on the basis of integrative approach

Abstract. The article revealed the relevance of the solution of the problem of the formation of moral culture of students-economists on the basis of integrative approach; identifies the forms and methods of forming moral culture students economic University. The authors of the article reveals communication moral education of the individual student with such concept as "economic culture", because economic culture is a special characteristic of the economic life of society. The article substantiates the contradictions between economic characteristics education and upbringing and traditional approaches to the teaching of University disciplines, where lack of coordination evident in the formation of the moral qualities of the person.

Resolution of this controversy, in the opinion of the authors, is possible through the integration of knowledge from various scientific disciplines: socio-economic, humanitarian, professional, special, and implementation of integrative approach towards moral culture of future specialists in the field of Economics, intrasubject, performed at general scientific levels. Based on modern pedagogical and psychological studies, the authors concluded, and proved that an integrative approach successfully applied already in the first year of the Institute, since by that time former graduates formed conceptual the device, a worldview, a fairly well developed logic-they are capable of making judgments, inferences, conclusions based on analysis and synthesis.

Integrative approach to the study allowed to find optimal variant for training in economic education that promotes maximum learning and skill formation of moral and economic character. The re-establishment of the moral and economic context of the economic activity carried out by the authors using the integrative relationships: between the humanitarian and socio-economic as well as general professional and special disciplines.

Keywords: morality; moral culture; moral education; integration; integrative approach; entrepreneurship; ethics business

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.