Научная статья на тему 'Формирование экономической культуры в процессе деятельности личности'

Формирование экономической культуры в процессе деятельности личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ПРОФЕССИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джагаева Т.Е.

В статье рассматривается формирование экономической культуры в процессе деятельности личности Экономическая деятельность создаёт предметную основу для актуализации и закрепления полученных знаний и общетрудовых умений, осознания общественной значимости своего труда, формирования культуры труда и трудового общения, воспитывает чувство ответственности и общественного долга, коллективистскую нравственность личности, технологическую грамотность, организаторские способности, навыки самоконтроля. Экономическое воспитание как часть целостной воспитательной системы направлено на решение, прежде всего, общих задач воспитания и выступает как одно из связующих звеньев между экономическим, нравственным, политическим, правовым, экологическим и другими компонентами системы воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECONOMIC CULTURE IN THE PROCESS OF IDENTITY

The article deals with the economic culture in the work of the individual economic activity creates new substantive basis to update and consolidate the obtained knowledge and skills obshhetrudovyh the awareness of the social value of their work, fostering a culture of labour and employment of communication fosters a sense of responsibility and public duty, collectivist moral personality, technological literacy, leadership skills, selfcontrol. Economic education as part of a coherent educational system aimed at addressing primarily the common tasks of education and serves as one of the links between economic, moral, political, legal, environmental and other components of the system of education.

Текст научной работы на тему «Формирование экономической культуры в процессе деятельности личности»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Джагаева Т.Е.

профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры физики и астрономии ФБГОУ ВПО «Северо-Осетинский госуниверситет им. К.Л. Хетагурова» (Владикавказ), Россия

FORMATION OF ECONOMIC CULTURE IN THE PROCESS OF

IDENTITY

Dzgaeva T.E.

professor, doctor of education, professor of physics and astronomy department North Ossetia State University named after K. L. Khetagurov (Vladikavkaz), Russia

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается формирование экономической культуры в процессе деятельности личности Экономическая деятельность создаёт предметную основу для актуализации и закрепления полученных знаний и общетрудовых умений, осознания общественной значимости своего труда, формирования культуры труда и трудового общения, воспитывает чувство ответственности и общественного долга, коллективистскую нравственность личности, технологическую грамотность, организаторские способности, навыки самоконтроля. Экономическое воспитание как часть целостной воспитательной системы направлено на решение, прежде всего, общих задач воспитания и выступает как одно из связующих звеньев между экономическим, нравственным, политическим, правовым, экологическим и другими компонентами системы воспитания.

ABSTRACT

The article deals with the economic culture in the work of the individual economic activity creates new substantive basis to update and consolidate the obtained knowledge and skills obshhetrudovyh the awareness of the social value of their work, fostering a culture of labour and employment of communication fosters a sense of responsibility and public duty, collectivist moral personality, technological literacy, leadership skills, self-control. Economic education as part of a coherent educational system aimed at addressing primarily the common tasks of education and serves as one of the links between economic, moral, political, legal, environmental and other components of the system of education.

Ключевые слова: Экономическая деятельность, культура, знания, умения, навыки, профессия, самоопределение, личность, саморазвитие.

Keywords: economic activity, culture, knowledge, abilities, skills, profession, self-determination, identity, self development.

В современном мире формированию экономической культуре отводится ключевую роль не только в процессе деятельности личности, но и в духовно-нравственной консолидации общества и является важным компонентом социального заказа для образования. Экономическая культура создаёт предметную основу для актуализации и закрепления полученных знаний и общетрудовых умений, осознания общественной значимости своего труда, формирования культуры труда и трудового общения, воспитывает чувство ответственности и общественного долга, коллективистскую нравственность личности, технологическую грамотность, организаторские способности, навыки самоконтроля.

Ученые-педагоги и просветители девятнадцатого века отмечали что, целью образования является превращение природного человека в культур-

ного [5]. Хотя экономическое образование еще не было выделено в качестве отдельного компонента формирования личности, но ощущалась необходимость его введения в систему школьного образования. Оно определялось как индустриальное, трудовое, хозяйственное. С.Т. Шацкий, П.П. Блон-ский, А.С. Макаренко разрабатывали и осуществляли на практике идеи трудовой политехнической школы. Основной задачей политехнической школы они считали подготовку людей нового поколения, которые должны получить в такой школе серьезные практические и теоретические знания в двух основных отраслях производства: промышленности и земледелии, включая основы индустриального труд [6].

Великий учитель и реформатор народного образования К.Д.Ушинский ставил вопрос об изменении направления образования юношества, так

как бурное развитие науки и производства объективно требовали соответствующей подготовки вступающих в самостоятельную жизнь молодых работников. Он разработал основы образования для подготовки "чиновников на службу Отечеству" (управленцев в сегодняшнем понимании). В одной из ранних работ "О камеральном образовании" он предлагает реформировать систему образования в России, чтобы она могла передавать юношеству современную картину окружающего мира, опирающуюся на знания основ наук, учитывающую поступательное движение технического прогресса. К.Д.Ушинский считал, что в круг изучаемых предметов должны обязательно входить политэкономия, начальный курс коммерческих наук и технология хозяйства [1].

Философ и публицист С.И.Гессен выделяет в культуре образованность, гражданственность, цивилизованность и экономический аспект, отождествляя цели культуры и цели образования [2]. А русские ученые-педагоги XIX века своевременно указывали на необходимость экономической подготовки, социально-экономического характера воспитания подрастающего поколения и вооружения воспитателей экономическими знаниями[4].

Фундамнтом экономической культуры личности является экономическое сознание. Формирование высокого сознания, чувства ответственности и дисциплины становится результатом последовательного воспитательного воздействия и выполнения своих обязанностей. В работах современных исследователей утверждается, что образование -не столько способ просвещения индивида, сколько механизм развития культуры, формирование образа мира и человека-личности в нем. На формирование экономической культуры личности оказывает влияние социально-экономическое положение и социально-политический статус региона, проблемы и перспективы современного демократического общества, вопросы становления и облика нации, ее самобытности. Экономическая культура общества рассматривается как системное качество, присущее национальным регионам, отражающее проблемы и перспективы совершенствования основных экономических отношений [3]. Можно выделить две основные категории в формировании экономической культуры личности с учетом регионального компонента - это: - экономист-исследователь, который занимается научной работой, который может сформулировать гипотезу, предпосылки, разработать модель, собрать научно -техническую информацию, систематизировать и обобщать статистическую информацию и через публикацию научных статей произвести обмен экономическими знаниями.

- экономист-профессионал, непосредственно применяющий знания в практике, умеющий тщательно синтезировать уже имеющиеся знания, анализировать результаты академических исследований, сопоставляя их с практикой.

Однако у нас происходит разграничение: экономисты-ученые, которые пишут статьи не в состоянии понять практику, а практики не обращают

внимания на результаты экономических исследований. Но, можно предположить, что получение экономического образования сейчас воспринимается не как получение конкретных навыков, знаний, а как сигнал о том, что выпускник обучаем, его можно чему-то научить. В этом смысле для организаций становится не так важно, что образование является именно экономическим, а важно, чтобы было доверие к диплому данного ВУЗа. Учитывая большое количество выпускников по специальности «экономист» из различных по качеству ВУЗов, стирается восприятие экономистов в обществе.

Но независимо от того, к какой группе принадлежит экономист, он должен обладать следующими качествами личности: внимательность, собранность, четкость, тактичность, сообразительность, творческое мышление, способности к самостоятельному принятию решений.

Личностная характеристика человека раскрывается в ситуациях, когда он способен на самостоятельную полезную деятельность. В процессе развития личностных качеств выявляются внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные жизнью и воспитанием. Личность это осознание себя, внешнего мира и места в нем.

На протяжении жизни мы приобретаем качества, необходимые нам в повседневной жизни и раскрывающие нас как личность. Развитие человека один из необходимых факторов в становлении профессионального работника.

Для оценки сформированности экономической культуры личности и ее социально -педагогической значимости, профессиональной пригодности можно выделить следующие критерии:

1. Степень усвоения экономических знаний, умений и навыков, уровень развития экономической культуры и мышления.

2. Соответствие организации экономической деятельности задачам формирования экономических качеств личности, реализации их в повседневной практической деятельности.

3. Участие в творческой экономической деятельности, уровень развития творческой инициативы, направленной на повышение эффективности и качества работы.

В заключении хочется подчеркнуть, что процесс формирования экономической культуры личности - это непрерывный процесс и начинать ее нужно, прежде всего с семьи, с дошкольных учреждении, продолжить в общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях и долее после профессионального становления личности в производственной сфере. Этот процесс должен включать:

1. Зарождение новых ценностей и норм жизни, новых моделей поведения.

2. Приобщение к новым образцам культуры широких слоев населения региона.

3. Включение новых образцов поведения в повседневный образ жизни и в культуру.

4. Ориентация на общенациональный инте-

рес.

5. Поддержание стабильности общества путём учёта интересов всех социальных групп.

6. Создание наилучших условий для достижения согласий между ними.

7. Внедрение в сознание населения таких нравственных ценностей, которые гарантировали бы единство экономических интересов нации и сплочение всего общества вокруг этих ценностей.

С учетом национального образовательного пространство необходимо вовлекать личность в специально организованные виды деятельности, затрагивающие многосистемный подход к формированию экономической культуры, как:

• отбор содержания, методов и форм проведения учебных занятий по экономике;

• проведение экономической учебы в семьях, детских дошкольных и школьных организациях в средних специальных и высших учебных заведениях и в производственных сферах;

• разработка и внедрение диагностических программ по экономике;

• проведение деловой компьютерной игры по моделирование экономике и менеджменту (МЭМ);

• выполнение индивидуально-творческих, реферативных и экзаменационных работ по экономике;

• проведение интегративных уроков и уроков-экскурсий;

• привлечение респондентов к научно-поисковой и исследовательской работе;

• организация, подготовка и проведение семинаров, коллоквиумов и научно-практических

конференции и т.д.

Результатом формирование экономической культуры в процессе деятельности личности и реформирования общества должен стать не рынок, а человек, живущий в условиях рынка. Только так экономическая культура может укрепить культурные и международные связи молодежи, осуществлять интегративные процессы, развивать традиции, обряды национальных меньшинств, поднимет уровень благосостояния народа региона.

Литература

1. Джагаева, Т. Е. Педагогические основы развития экономического мышления школьников и студентов в условиях региона (на примере РЮО) / Т. Е. Джагаева. - Владикавказ, 2001. - 93 с.

2. Джагаева, Т. Е. Формирование экономической культуры личности в условиях региональной образовательной системы (на примере Республики Южная Осетия) / Т. Е. Джагаева. - Владикавказ, 2010. - 311 с.

3. Джагаева, Т. Е. Экономика для всех / Т. Е. Джагаева. - Владикавказ, 2003. - Ч.1. - 270 с.

4. Крупская, Н. К. Сочинения в десяти томах / Н. К. Крупская. - М. : АПН, 1959. - Т.3. - 280 с.

5. Макаренко, А. С. Трудовое воспитание / А. С. Макаренко. - М. : Из-во АПН РСФСР, 1966. - Т. 5. - 558 с.

6. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

СИСТЕМЫ СУДЕБНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ И КАНАДЫ: НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ

Зуева Л.Е.

судья Одесского апелляционного административного суда, кандидат юридических наук, докторант по специальности «Теория и методика профессионального образования», преподаватель Одесского регионального отделения Национальной школы судей Украины.

SYSTEM OF JUDICIAL EDUCATION IN UKRAINE AND CANADA: CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Zueva L.E.

Judge Odessa Administrative Court of Appeal, PhD legal Sciences, doctoral specialty "Theory and Methods of Professional Education ", lecturer of the Odessa regional branch of the National School ofJudges of Ukraine.

АННОТАЦИЯ

В статье конкретизированы особенности систем судебного образования в Украине и Канаде. Раскрыты составляющие непрерывной профессиональной подготовки судей.

ABSTRACT

The article features specified judicial systems of education in Ukraine and Canada. Disclosed components continuous training of judges.

Ключевые слова: система судебного образования, непрерывная профессиональная подготовка судей, педагогическое мастерство, самосовершенствование судьи.

Keywords: system of judicial education, continuous training of judges, pedagogical mastery, self improvement of the judge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.