Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКШИХ В СВЯЗИ С РЕГУЛИРОВАНИЕМ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ НЕФТЕПРОВОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКШИХ В СВЯЗИ С РЕГУЛИРОВАНИЕМ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ НЕФТЕПРОВОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСТАВКИ НЕФТИ / ТРАНСПОРТИРОВКА НЕФТИ / ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЕПРОВОД / МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОД / ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕФТЕПРОВОДА / НЕФТЬ / НЕФТЕПРОДУКТ / УГЛЕВОДОРОД / ЭМБИНСКИЙ НЕФТЕНОСНЫЙ РАЙОН / КАСПИЙСКИЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ КОНСОРЦИУМ / БАНК КАЧЕСТВА НЕФТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мавлянова Е.Н.

В статье раскрывается актуальная проблематика правового регулирования отношений, связанных с транс- портировкой нефти, осуществляемой посредством использования трубопроводного транспорта в Российской Федерации. Изложенные обстоятельства, позволят аргументировать актуальность проблем данной темы исследования. Объектом данного исследования является совокупность правоотношений, регулирующих поставку нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом в РФ, затрагивая особенности данных отношений. Предме- том данного исследования служат правовые нормы, посвящённые правовому регулированию поставки нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом в РФ. В настоящее время, нефть и нефтепродукты являются одним из важнейших природных ресурсов, без которых невозможно представить жизнеобеспечение всего человечества в целом. Данные блага играют фундаментальную роль в развитии отдельных государств, оказывают непосредственное влияние на экономику и ведение политики. Нефть - это кровь в сосудах урбанизированных сообществ. Магистральный нефтепровод представляет собой сложный комплексный механизм, помимо самой «трубы» включающий целый ряд объектов, обеспечивающих безопасную и эффективную транспортировку углеводород- ного сырья. Для обеспечения гражданского оборота магистральный трубопровод следует рассматривать как предприятие, имущественный комплекс, используемый для реализации предпринимательской деятельности. Слабое развитие законодательства в указанной сфере считается одной из причин многочисленных дискуссий при определении правовой природы отношений, связанных с транспортировкой нефти трубопроводным транспортом. Имеющиеся научные положения по указанным проблемам служат необходимой основой для разработки и обосно- вания новых нормативных положений. Любой правотворческий процесс (применительно к разработке отдельных нормативных актов) должен включать как обязательную стадию научную проработанность решаемых проблем, включая переосмысление имеющихся научных положений. Характерной особенностью правового регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли является отсутствие специального закона, регулирующего общественные отношения именно в данной отрасли. Рассмотрение структуры и содержания особенностей, даст возможность найти способы совершенствования отношений, связанных с транспортировкой нефти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мавлянова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE REGULATORY LEGAL RELATIONS ARISING IN CONNECTION WITH THE REGULATION OF OIL TRANSPORTATION THROUGH OIL PIPELINE SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article reveals topical issues of legal regulation of relations connected with oil transportation, carried out through the use of pipeline transport in the Russian Federation. The stated circumstances will allow arguing the relevance of the problems of this research topic. The object of this research is a set of legal relations, regulating the supply of oil and petroleum products by pipeline transport in Russia, affecting features of these relations. The subject of this research is served the legal norms, devoted the legal regulation of the supply of oil and petroleum products by pipeline transport in Russia. Now, oil and petroleum products are one of the major natural resources without which it is impossible to imagine the life support of all mankind as a whole. These benefits are playing a fundamental role in the development of certain states; they have a direct impact on the economy and the conduct of policy. Oil is the blood in the vessels of the urbanized communities. The trunk pipeline is a difficult, complex mechanism; in addition to the “pipe” it includes a number of facilities, ensuring safe and efficient transportation of hydrocarbon raw materials. For civil turnover ensuring the trunk pipeline should be considered as an enterprise, the property complex, used for entrepreneurial activities implementation. Poor development of legislation in this area is considered to be one of the reasons of numerous discussions when determining the legal nature of the relations, connected with oil transportation by pipeline transport. The current scientific positions on these issues are provided the basis for the development and justification of new statutory provisions. Any law-making process (in relation to the development of separate normative acts) should include as a mandatory stage of scientific elaboration of issues to be solved, including the reinterpretation of existing provisions. A characteristic feature of legal regulation of public relations is the lack of a special law in this industry, regulating public relations in this industry exactly. Consideration of the structure and content features will give the chance to find ways of improving of the relations, connected with oil transportation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКШИХ В СВЯЗИ С РЕГУЛИРОВАНИЕМ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ НЕФТЕПРОВОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 374.4(075.32).

Мавлянова Е.Н.,

аспирант Юридического института Российского университета транспорта

ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКШИХ В СВЯЗИ С РЕГУЛИРОВАНИЕМ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ НЕФТЕПРОВОДОВ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

В статье раскрывается актуальная проблематика правового регулирования отношений, связанных с транспортировкой нефти, осуществляемой посредством использования трубопроводного транспорта в Российской Федерации.

Изложенные обстоятельства, позволят аргументировать актуальность проблем данной темы исследования. Объектом данного исследования является совокупность правоотношений, регулирующих поставку нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом в РФ, затрагивая особенности данных отношений. Предметом данного исследования служат правовые нормы, посвящённые правовому регулированию поставки нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом в РФ.

В настоящее время, нефть и нефтепродукты являются одним из важнейших природных ресурсов, без которых невозможно представить жизнеобеспечение всего человечества в целом. Данные блага играют фундаментальную роль в развитии отдельных государств, оказывают непосредственное влияние на экономику и ведение политики. Нефть - это кровь в сосудах урбанизированных сообществ.

Магистральный нефтепровод представляет собой сложный комплексный механизм, помимо самой «трубы» включающий целый ряд объектов, обеспечивающих безопасную и эффективную транспортировку углеводородного сырья. Для обеспечения гражданского оборота магистральный трубопровод следует рассматривать как предприятие, имущественный комплекс, используемый для реализации предпринимательской деятельности. Слабое развитие законодательства в указанной сфере считается одной из причин многочисленных дискуссий при определении правовой природы отношений, связанных с транспортировкой нефти трубопроводным транспортом. Имеющиеся научные положения по указанным проблемам служат необходимой основой для разработки и обоснования новых нормативных положений. Любой правотворческий процесс (применительно к разработке отдельных нормативных актов) должен включать как обязательную стадию научную проработанность решаемых проблем, включая переосмысление имеющихся научных положений.

Характерной особенностью правового регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли является отсутствие специального закона, регулирующего общественные отношения именно в данной отрасли. Рассмотрение структуры и содержания особенностей, даст возможность найти способы совершенствования отношений, связанных с транспортировкой нефти.

Ключевые слова: законодательная база, правовое регулирование поставки нефти, АК «Транснефть», транспортировка нефти, нефтеснабжение, трубопроводный транспорт, магистральный нефтепровод, магистральный трубопровод, эксплуатация нефтепровода, углеводородное сырьё, нефть, нефтепродукт, углеводород, Эмбинский нефтеносный район, Каспийский Трубопроводный Консорциум, месторождения, банк качества нефти

Mavlyanova E.,

Postgraduate student of the Law Institute of Russian University of Transport

THE FORMATION OF THE REGULATORY LEGAL RELATIONS ARISING IN CONNECTION WITH THE REGULATION OF OIL TRANSPORTATION THROUGH OIL PIPELINE SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article reveals topical issues of legal regulation of relations connected with oil transportation, carried out through the use of pipeline transport in the Russian Federation.

The stated circumstances will allow arguing the relevance of the problems of this research topic. The object of this research is a set of legal relations, regulating the supply of oil and petroleum products by pipeline transport in Russia, affecting features of these relations. The subject of this research is served the legal norms, devoted the legal regulation of the supply of oil and petroleum products by pipeline transport in Russia.

Now, oil and petroleum products are one of the major natural resources without which it is impossible to imagine the life support of all mankind as a whole. These benefits are playing a fundamental role in the development of certain states; they have a direct impact on the economy and the conduct of policy. Oil is the blood in the vessels of the urbanized communities. The trunk pipeline is a difficult, complex mechanism; in addition to the "pipe" it includes a number of facilities, ensuring safe and efficient transportation of hydrocarbon raw materials. For civil turnover ensuring the trunk pipeline should be considered as an enterprise, the property complex, used for entrepreneurial activities implementation.

Poor development of legislation in this area is considered to be one of the reasons of numerous discussions when determining the legal nature of the relations, connected with oil transportation by pipeline transport.

The current scientific positions on these issues are provided the basis for the development and justification of new statutory provisions. Any law-making process (in relation to the development of separate normative acts) should include as a mandatory stage of scientific elaboration of issues to be solved, including the ^interpretation of existing provisions. A characteristic feature of legal regulation of public relations is the lack of a special law in this industry, regulating public relations in this industry exactly.

Consideration of the structure and content features will give the chance to find ways of improving of the relations, connected with oil transportation.

Keywords: legislative base, legal regulation of oil supply, JSC "Transneft', oil transportation, oil sourcing, pipeline transport, trunk pipeline, major pipeline, pipeline operation, hydrocarbon raw materials, oil, petroleum, hydrocarbon, Embinskiy petroliferous region, Caspian Pipeline Consortium, oilfield, oil quality bank

История развития данной отрасли российского законодательства о трубопроводном транспорте углеводородов имеет глубокие корни. Впервые этой проблеме наиболее систематично была посвящена четвертая редакция Устава Горного Российской империи, принятая в 1893 г. Устав Горный содержал специальную главу «О нефтепроводах». В ней регламентировался порядок прокладки и эксплуатации нефтепроводов, отвода земель, платежей за перекачку, доступа к трубопроводам, устанавливались требования к экологической и технической безопасности.

В 1918 г. декретом Совнаркома РСФСР нефтяная промышленность была национализирована. Поскольку в период гражданской войны Советская республика оказалась отрезанной от основных нефтяных районов, обострилась проблема транспортировки нефти из других нефтяных районов. 17 марта 1920 г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны принял Декрет «О сооружении нефтепровода от Эмбинско-го нефтеносного района до города Саратова». Одобрены были и другие проекты, однако в силу нехватки финансовых средств, а самое главное - труб, все эти проекты были приостановлены. С 1917 по 1926 г. магистральные нефтепроводы фактически не строились [1]. Соответственно, отсутствовала и насущная

необходимость в создании всеобъемлющей законодательной базы, посвященной регулированию данных отношений [2].

Современное законодательство о вопросах транспортировки нефти трубопроводным транспортом.

В настоящее время сформирована законодательная база, регулирующая широкий круг отношений, связанных с транспортировкой нефти посредством системы нефтепроводов. При таком широком круге регулируемых отношений данная законодательная база состоит из относительно небольшого, вследствии, недостаточного числа актов, (в особенности специального характера), регулируют гражданско-правовые по своей природе отношения, возникающие при транспортировке нефти посредством монополиста в области транспортировки нефти - АК «Транснефть», стоит отметить, что во многом данный факт предопределяет характер соответствующего регулирования.

Характерной особенностью правового регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли является, отсутствие специального закона, регулирующего общественные отношения именно в данной отрасли, как, например, в газовой отрасли, в сфере электроэнергетики, в сфере теплоснабжения и др.[3], содержание которых составляли бы стандарти-

Как цитировать статью: Мавлянова Е.Н. Формирование нормативных правовых отношений, возникших в связи с регулированием транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов в Российской Федерации // Вестник Академии права и управления. 2017. № 4(49). с. 99-106

зированные нормы правового регулирования отношений в нефтяной отрасли.

Гражданско-правовое регулирование договорных отношений по поставкам нефти и нефтепродуктов носит дозволительный характер, а в отдельных случаях имеет место отказ от их нормирования, например, в части определения порядка, сроков и способов заключения договоров поставки, их содержания (за исключением случаев обязательного заключения таких договоров при государственных закупках).

Сложности правового регулирования поставки нефти и нефтепродуктов возникают при определении иерархии применения актов, содержащих нормы гражданского права, а также в связи с отсутствием специальных норм в ГК РФ, посвященных поставке нефти и нефтепродуктов.

В настоящее время регулирование общественных отношений в нефтяной отрасли осуществляется различными источниками права, среди которых следует отметить:

Гражданский кодекс РФ;

Налоговый кодекс РФ;

Земельный кодекс РФ;

Градостроительный кодекс РФ;

Кодекс РФ «об административных правонарушениях»;

Уголовный кодекс РФ;

Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»[4];

Федеральный закон от 30.12.1995 №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»[5];

Федеральный закон от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»[6];

Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»[7];

Федеральный закон №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»[8];

Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»[9];

международные договоры Российской Федерации, а также значительное количество подзаконных нормативных правовых актов.

Инструкция по учету нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть», утверждено Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, регистрационный код: ФР.1.28.2001.00274;

Порядок оплаты услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам, утверждено постановлением ФЭК РФ от 27 ноября 2002 г. №84-э/3.

Большинство перечисленных актов посвящено отношениям, связанным с эксплуатацией магистральных нефтепроводов (по сути, нефтепроводов, состав-

ляющих систему, используемую АК «Транснефть»). Можно сделать вывод, что отношения, которые возникают в связи с транспортировкой нефти посредством системы частных («промысловых») нефтепроводов, регулируются лишь нормами Гражданского кодекса РФ. При этом в силу отсутствия каких-либо специальных норм, содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации, конкретная форма регулирования избирается участниками отношений транспортировки, и, как показывает практика, этот выбор далеко не всегда соответствует сути возникающих отношений (подробнее об этом см. ниже) [2].

Содержание транспортировки нефти трубопроводным транспортом в Российской Федерации

Рассмотрим для ознакомления, в общих чертах, что представляет собой сам объект изучаемых нами отношений - нефть.

Нефть представляет собой сложную смесь углеводородов с содержанием небольшого количества других химических веществ, таких как соединения серы, азота и кислорода.

Нефть, добытая в разных частях света и даже с разных глубин одного и того же месторождения, различается по составу углеводородов и других компонентов. Качество продукта определяется комплексом параметров: удельным весом, вязкостью, процентным содержанием серы, смол, асфальтенов, парафинов, ванадия, никеля, коксуемостью, выходом различных фракций углеводородов. То или иное сочетание этих компонентов позволяет индивидуализировать нефть.

Именно поэтому типы нефти заметно отличаются друг от друга по внешнему виду и характеристикам - от светлых летучих жидкостей до густых темных масел, настолько вязких, что их с трудом удается выкачивать из пласта. В результате в природе нет абсолютно одинаковых месторождений. Нефть каждого из них имеет свой состав. Встречаются уникальные сорта. Например, только из масляной нефти Эмбинско-го месторождения, находящегося в устье реки Урал, вырабатывались масла для высотных самолетов, которые не закипали при полетах на большой высоте в разряженном пространстве. Нигде в мире подобной нефти нет. Даже в период обострения «холодной войны» Америка была вынуждена покупать такую нефть у Советского Союза.

Таким образом, нефть, добытая из различных месторождений, отличается друг от друга качественными характеристиками, фактически индивидуализирующими ее.

Нефтепроводы: описание и статус

Исследование вопроса о транспортировке нефти посредством системы нефтепроводов был бы неполным без изучения вопроса о структуре самих нефтепроводов. Проанализировав данную тему, мож-

но добиться более детального понимания отношений по транспортировке нефти посредством системы нефтепроводов.

Магистральный нефтепровод - понятие собирательное. Наиболее полное определение магистрального нефтепровода содержится в СНиП 02.05.06-85 [10]. Объекты, составляющие магистральный трубопровод (нефтепровод и газопровод). Объектами так же являются: трубопровод (от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции) с ответвлениями и лупингами;

установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи;

линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов;

емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов;

здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;

постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов;

головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции, резервуарные парки; пункты подогрева нефти и нефтепродуктов. Из вышеприведённого перечня, следует, что магистральный нефтепровод представляет собой сложный комплексный механизм, помимо самой «трубы» включающий целый ряд объектов, обеспечивающих безопасную и эффективную транспортировку углеводородного сырья. Для обеспечения гражданского оборота магистральный трубопровод следует рассматривать как предприятие, имущественный комплекс, используемый для реализации предпринимательской деятельности.

Единственным собственником всей существующей системы магистральных трубопроводов в соответствии с российским законодательством является только Российская Федерация, подтверждается нормативными актам Правительства РФ. В этих актах государство относится к магистральным нефтепроводам как собственник. В качестве примера можно привести постановление Правительства РФ от 21 декабря 1994 г. №1412 [11], в соответствии с которым часть нефтепровода, входящего в систему магистральных нефтепроводов, подлежит передаче Каспийскому [2] Трубопроводному Консорциуму в качестве вклада Российской Федерации в этот проект. Кроме того, решение вопроса о доступе к системе магистральных нефтепроводов принимает правительственная комиссия, представляющая интересы государства.

Правовые аспекты транспортировки нефти и нефтепродуктов

В настоящее время, сложившиеся подходы к правовому регулированию поставки нефти и нефтепродуктов имеют разнообразные концепции. Рассмотрим один из множества договоров, которые теоретически можно было бы применить к транспортировке нефти посредством системы нефтепроводов.

Ряд авторов предусматривают, договор энергоснабжения приоритетным для транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. В соответствии со ст. 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Детальный анализ данной концепции, по транспортировке нефти посредством системы нефтепроводов, предполагает практическое несоответствие правилам договора энергоснабжения.

Прежде всего, необходимо выделить элементы договора энергоснабжения, в частности:

а) осуществление энергоснабжения через присоединенную сеть, включающую, помимо прочего, приборы и оборудование учета (ст. 539, 543 ГК РФ). При этом в обязанности абонента включается также содержание сетей в надлежащем техническом состоянии.

Однако применительно к договору транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов, ни о какой присоединенной сети в том понимании, в котором данная конструкция используется в ГК РФ применительно к договору энергоснабжения, речь идти не может. Более того, по общему правилу все обязанности по поддержанию такой сети, а равно ее элементов лежат исключительно на транспортирующей организации;

б) самостоятельная эксплуатация абонентом соответствующих сетей и приборов учета.

В рамках отношений, связанных с транспортировкой нефти посредством системы нефтепроводов, по общему правилу, не происходит самостоятельной эксплуатации сети и приборов учета (как обязательного элемента данных отношений) третьими лицами, помимо транспортирующей организации. Это вполне рационально и объяснимо с точки зрения сущности и практики соответствующих отношений, возникающих в связи с эксплуатацией системы нефтепроводов, поскольку было бы странно для транспортирующей организации передать заботу и охрану неотъемлемых элементов нефтепровода третьим лицам. Необходимо заметить, что отправители нефти могут иметь в собственности нефтепровод, по которому произ-

водится транспортировка нефти от системы измерений количества и показателей качества нефти [2] предприятия до точки подключения к системе магистральных нефтепроводов («подводящий нефтепровод»). В данном случае естественно, что такое предприятие имеет в своем ведении приборы учета и контроля и осуществляет их эксплуатацию. Тем не менее в отличие от договора энергоснабжения, в котором факт самостоятельной эксплуатации абонентом сетей и приборов учета является одной из обязательных составляющих сущности договора, сущность договора транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов не будет нарушена в случае отсутствия у отправителя нефти таких приборов учета (большинство отправителей нефти не имеют таких подводящих нефтепроводов), а следовательно, и объективной невозможности их эксплуатации отправителем нефти;

в) потребление передаваемой энергии (самого объекта отношений сторон) происходит непосредственно в процессе ее передачи.

Применительно к договору транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов подобное утверждение было бы несправедливым, поскольку воля сторон договора направлена на получение самой вещи по наступлении определенного юридического состава (по итогам «процесса транспортировки»): прошествии срока, предназначенного для транспортировки нефти, предъявление получателем документов, подтверждающих его права, и ряда иных.

Объясняя факт исчезновения объекта отношений (нефть, переданная для транспортировки)таким «потреблением», конструкция договора энергоснабжения непременно столкнулась бы с вопросом передачи получателю нефти по завершении «процесса транспортировки», что не укладывается в рамки договора энергоснабжения.

Можно сделать вывод из вышеизложенного, что применение договора энергоснабжения в том виде, в котором он урегулирован в § 6 гл. 30 ГК РФ, по всей видимости, не соответствует отношениям, возникающим между участниками процесса транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов, также, как и многие другие. В данном случае, представляется необоснованным применение договора энергоснабжения к отношениям по транспортировке нефти.

Вывод о природе договора транспортировки нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации

На настоящий момент существует дискуссия о виде и сущности договора транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов.

В зависимости от характера отношений, возникающих между участниками процесса транспортировки нефти, а также целей, которые преследуются этими участниками в каждом конкретном случае,

наиболее обоснованными формами, в которых может и должно осуществляться конструирование договора транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов (соответственно, и вид этого договора), являются: договор возмездного оказания услуг либо смешанный договор, сочетающий элементы договора мены и договора возмездного оказания услуг, либо смешанный договор, сочетающий элементы возмездного оказания услуг и договора о порядке распоряжения имуществом, находящимся в общей долевой собственности.

Договор транспортировки нефти, оформляющий отношения между сторонами, преследующими единственную цель - получение нефти в месте, отличном от передачи отправителем иной нефти, чьи качественные показатели находятся в рамках установленного ГОСТа (или технического регламента), должен конструироваться по принципу договора о возмездном оказании услуг и, по сути, не содержит каких-либо осложняющих его элементов.

Возможные способы совершенствования отношений, связанных с транспортировкой нефти

В то время как в Российской Федерации указанные «проблемные вопросы» могут быть логично и юридически обоснованно решены посредством применения одного из двух механизмов толкования сущности отношений, возникающих в связи с транспортировкой нефти посредством системы нефтепроводов: механизма долевой собственности или механизма мены - в иных странах решению данного вопроса во многом способствует создание так называемого банка качества нефти.

Основное предназначение и суть банка качества нефти (БКН) - реализация компенсационного инструмента по возмещению ущерба, причиненного тому отправителю нефти, качество нефти которого ухудшилось в результате смешения с нефтью худшего качества, переданной в систему нефтепроводов иным отправителем.

В качестве аргумента в пользу внедрения БКН часто ссылаются на практику, сложившуюся, в частности, в США и Казахстане. В этих странах так называемая система магистральных трубопроводов представляет, по существу, один магистральный трубопровод, к которому подключено всего несколько месторождений. Это позволяет даже идентифицировать партии нефти различного качества на отдельных этапах ее транспортировки,перевалки и хранения.

Предлагаемые новеллы

Прежде всего, следует констатировать катастрофическую нехватку гражданско-правового регулирования отношений, связанных с транспортировкой нефти посредством системы нефтепроводов, а также наличие вызванных данным фактом многочисленных дискуссий. В связи с этим представляется це-

лесообразным более детально рассматривать природу отношений, связанных с транспортировкой нефти посредством системы нефтепроводов, и предусмотреть в законодательстве ряд норм, посвященных отношениям отправителей нефти и транспортирующих организаций, включая, как минимум, нормы, четко закрепляющие право собственности на нефть, находящуюся в процессе транспортировки по системе нефтепроводов, а также посвященных риску случайной утраты или гибели такой нефти, основаниям и пределам ответственности участников процесса транспортировки.

Как показывает опыт нормативной деятельности в отношении транспортировки газа, да и нефти (как было указано выше), в ситуации, когда возникает необходимость регулирования сравнительно новых и не совсем устоявшихся хозяйственных отношений, основные правила для таких отношений формулируются сначала на уровне подзаконных актов (в форме правил, принятых Правительством). Представляется, тем не менее, необходимым урегулировать эти отношения в рамках законодательных актов с тем, чтобы обеспечить наиболее полное и всеобъемлющее регулирование данной проблематики, причем в отношении всех вовлеченных в эти отношения субъектов.

В настоящее время, учитывая теорию права, а также имеющиеся в действующем законодательстве (в частности, в Гражданском кодексе Российской Федерации) нормы, можно назвать следующие наиболее логичные и порождающие желаемые юридические последствия способы решения вопроса о юридической сути процесса транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов (а равно прекращение права собственности на транспортируемую нефть): механизм оказания услуг, механизм долевой собственности и механизм мены.

Причиной, по которой данные механизмы представляются наиболее подходящими к регулированию данных отношений, является тот факт, что передаваемая отправителем в систему нефтепроводов нефть смешивается с нефтью третьих лиц и не может быть идентифицирована. Специфика же права собственности традиционно усматривается в том, что его объектом могут служить только индивидуально определенные вещи. Сдав в соответствии с договором нефть, отправитель лишается возможности истребовать ее обратно или распорядиться ею. У него появляется только право требования выдать определенное количество нефти, т. е. признать право собственности на нефть, переданную в систему, за отправителем невозможно.

Наиболее четкое закрепление того или иного механизма зависит от сути и особенностей отношений между сторонами процесса транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов и над-

лежащего закрепления его в соответствующих договорах (либо соответствующего изменения уже имеющихся типовых договоров транспортировки). Однако, как показывает практика, далеко не всегда стороны соответствующих отношений полностью понимают суть отношений, возникающих между ними, пусть даже вызванных особенностями фактических действий, совершаемых в рамках таких отношений.

В связи с этим представляется вполне возможным решить этот вопрос в Законе «О трубопроводном транспорте», проект которого уже довольно длительное время находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе распространив на смесь нефти в нефтепроводе режим общей долевой собственности либо предусмотрев переход права собственности на такую нефть к транспортирующей организации или собственнику нефтепровода, либо предоставив участникам соответствующих отношений право выбора одного из названных механизмов для целей применения их при структурировании своих отношений.

Подобные изменения, впрочем, могут быть закреплены и в Гражданском кодексе Российской Федерации, что обеспечило бы последовательность регулирования гражданско-правовых по своей сути отношений и договорных связей.

Подход с максимальной тщательностью к анализу существующих договоров транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов и пересмотр их с учетом особенностей, присущих одной из указанных выше концепций. При этом необходимо учитывать, что выбор соответствующей концепции не должен носить «точечный характер» (распространяться на отношения лишь с одним или несколькими участниками процесса транспортировки нефти), но должен охватывать всех участников, вовлеченных в процесс транспортировки нефти посредством конкретной системы нефтепроводов (правовой режим должен быть одинаковым для всех отправителей, транспортирующих нефть при содействии одной и той же транспортирующей организации). В противном случае произойдёт смешение различных правовых режимов, что приведёт к еще большему усложнению и без того непростых отношений.

Внедрение на практике, можно сделать на примере типового договора транспортировки нефти, применяемого АК «Транснефть». В настоящее время типовой договор основывается на описанном механизме оказания услуг. Для закрепления механизма мены потребовался бы глобальный пересмотр всего договора. Для закрепления механизма долевой собственности на транспортируемую нефть достаточно было бы небольших изменений (точнее, дополнений, которые могли быть сформулированы в дополни-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельном приложении к типовому договору транспортировки нефти, а равно договору транспортировки нефти посредством системы промысловых нефтепроводов).

Слабое развитие законодательства в указанной сфере считается одной из причин многочисленных дискуссий при определении правовой природы отношений, связанных с транспортировкой нефти трубопроводным транспортом. В литературе представлены самые разнообразные точки зрения относительно правовой сущности договора транспортировки. Данный договор относят к договорам:

• поставки,

• перевозки,

• возмездного оказания услуг,

• энергоснабжения,

• переработки,

• смешанным договорам.

Вместе с тем, не отрицая причинности вышеуказанных явлений, нельзя не отметить, что имеющиеся научные положения по указанным проблемам служат необходимой основой для разработки и обо-

снования новых нормативных положений. Любой правотворческий процесс (применительно к разработке отдельных нормативных актов) должен включать как обязательную стадию научную проработанность решаемых проблем, включая переосмысление имеющихся научных положений. Только при таких обстоятельствах можно достичь единства, системности и целостности правового регулирования рыночных отношений, включая сферу энергетики, правовая база которой нуждается в совершенствовании и стабильности.

Следовательно, в завершении стоит отметить, что в Российской Федерации отсутствует четко выстроенная система нормативных правовых актов, регулирующих отношения по нефтеснабжению, не нашли законодательного закрепления легальные определения договоров, используемых в процессе транспортировки нефти по магистральным трубопроводам. Дальнейшее ее совершенствование должно осуществляться в рамках современных концепций по совершенствованию норм ГК и развитию энергетического законодательства в РФ.

Список литературы

1. Шаммазов A.M., Мастобаев Б.Н., Сощенко А.Е. Трубопроводный транспорт России (1860-1917 гг.) // Трубопроводный транспорт нефти. 2000. №6. С. 12.

2. Ситников С.Л. «Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Актуальные проблемы». C. 12-41.

3. Федеральный закон от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // Свод Законов РФ.

1999. №14. Ст. 1667.

4. Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» // Свод Законов РФ. 1995. №10. Ст. 823.

5. Федеральный закон от 30.12.1995 №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // Свод Законов РФ. 1996. №1. Ст. 18.

6. Федеральный закон от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Свод Законов РФ. 1995. №49. Ст. 4694.

7. Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Свод Законов РФ. 1997. №30. Ст. 3588.

8. Федеральный закон от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» // Свод Законов РФ. 2011. №30 (ч. I). Ст. 4604.

9. Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 (ред. от 05.04.2016) «О таможенном тарифе» // Свод Законов Российской Федерации.

10. СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», утв. постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 г. №30 (с изм. от 8 января 1987 г., 13 июля 1990 г., 10 ноября 1996 г.). М.: ГУП ЦГШ «Жилищное хозяйство», 1997.

11. Постановление Правительства от 21 декабря 1994 г. №1412 // Свод Законов РФ. 1994. №35. Ст. 3722.

12. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ).

13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 05.12.2017).

Reference list

1. ShammazovA., MastobaevB., Soshchenko A. Pipeline transport of Russia (1860-1917 gg.) // Pipeline Transport of Oil.

2000. № 6. P.12.

2. Sitnikov S. "Civil-legal regulation of oil transportation through pipeline system. Topical issues". P. 12-41.

3. The Federal Law from 31.03.1999 №69-FL "On gas supply in the Russian Federation" // Code of Laws of the Russian Federation. 1999. №14. Art. 1667.

4. The Law of the Russian Federation of 21.02.1992 № 2395-1 "On subsoil" // Code of Laws of the Russian Federation. 1995. №10. Art. 823.

5. The Federal Law of 30.12.1995 №225-FL "About agreements on production section" // Code of Laws of the Russian Federation. 1996. №1. Art. 18.

6. The Federal Law of 30.11.1995 №187-FL "On continental shelf of the Russian Federation" // Code of Laws of the Russian Federation. 1995. № 49. Art. 4694.

7. The Federal Law of 21.07.1997 №116-FL "On industrial safety of dangerous industrial objects" // Code of Laws of the Russian Federation. 1997. № 30. Art. 3588.

8. The Federal Law from 21.07.2011 №256-FL "About safety of objects of fuel and energy complex" // Code of Laws of the Russian Federation. 2011. №30 (part I). Art. 4604.

9. The Law of the Russian Federation of 21.05.1993 №5003-1 (amended on 05.04.2016) "On customs tariff" // Code of Laws of the Russian Federation.

10. SNiP 2.05.06-85 "pipelines", approved by the Resolution of Gosstroy of the USSR from 30th of March, 1985, №30 (Revised from 8th of January, 1987; 13th of July, 1990; 10th of November, 1996). M.: GUP VTSKP "Zhilishchnoe Khozyaystvo", 1997.

11. The RF Government Resolution of 21st of December, 1994 №1412 // Code of Laws of the Russian Federation. 1994. №35. Art. 3722.

12. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 №6-FCL, from 30.12.2008 №7-FCL, from 05.02.2014 №2-FCL, from 21.07.2014 № 11-FCL).

13. The Civil Code of the Russian Federation (Part one) from 30.11.1994 №51-FL (as amended on 05.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.