Научная статья на тему 'Государственное регулирование ценообразования в трубопроводном транспорте зарубежных стран'

Государственное регулирование ценообразования в трубопроводном транспорте зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЬ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЙ ТАРИФ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ГЕРМАНИЯ / ФРАНЦИЯ / OIL / PETROLEUM PRODUCTS / PIPELINE TRANSPORTATION SYSTEM / STATE REGULATION / PRICING / TRANSPORTATION TARIFF / GREAT BRITAIN / GERMANY / FRANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулиев И. А. Игбал Адиль Оглы, Литвинюк И. И. Игорь Игоревич

В статье представлен порядок установления тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом в европейских странах, который определяется двухуровневым регулированием: антимонопольным законодательством Европейского Союза и национальным законодательством отдельных стран. Показаны существенные противоречия в вопросах соотношения положений законодательства Европейского Союза с национальным законодательством стран, анализируется их влияние на политику государства в области регулирования ценообразования на транспортировку нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом на территории Великобритании, Германии и Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гулиев И. А. Игбал Адиль Оглы, Литвинюк И. И. Игорь Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Regulation of Pricing in the Pipeline Transportation of Foreign Countries

The tariffs for oil and petroleum products pipeline transportation in Europe are regulated by a two-level system: the first level comprises the EU antimonopoly laws, and the second national legislation in individual countries. It should be noted that the relative importance of the provisions of the EU law and the national legislation of the union members remains a controversial matter. This article analyzes the practices of state regulation of the oil and petroleum pipeline transportation tariffs in the United Kingdom, Germany and France.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование ценообразования в трубопроводном транспорте зарубежных стран»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2016. № 3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

И.А. Гулиев, И.И. Литвинюк

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

В статье представлен порядок установления тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом в европейских странах, который определяется двухуровневым регулированием: антимонопольным законодательством Европейского Союза и национальным законодательством отдельных стран. Показаны существенные противоречия в вопросах соотношения положений законодательства Европейского Союза с национальным законодательством стран, анализируется их влияние на политику государства в области регулирования ценообразования на транспортировку нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом на территории Великобритании, Германии и Франции.

Ключевые слова: нефть, нефтепродукты, трубопроводный транспорт, государственное регулирование, ценообразование, транспортный тариф, Великобритания, Германия, Франция.

The tariffs for oil and petroleum products pipeline transportation in Europe are regulated by a two-level system: the first level comprises the EU antimonopoly laws, and the second — national legislation in individual countries. It should be noted that the relative importance of the provisions of the EU law and the national legislation of the union members remains a controversial matter. This article analyzes the practices of state regulation of the oil and petroleum pipeline transportation tariffs in the United Kingdom, Germany and France.

Key words: oil, petroleum products, pipeline transportation system, state regulation, pricing, transportation tariff, Great Britain, Germany, France.

Гулиев Игбал Адиль оглы — кандидат экономических наук, заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИ-МО МИД России; e-mail: guliyev@miep-mgimo.ru

Литвинюк Игорь Игоревич — аспирант кафедры международных проблем ТЭК, ведущий аналитик Центра стратегических исследований и геополитики в области энергетики Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России; e-mail: litvinyuk@miep-mgimo.ru

Особенность порядка установления тарифов в странах-членах Европейского Союза (ЕС) заключается в отсутствии специального законодательства в области трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. В значительной мере этим обстоятельством обуславливается многообразие практик установления тарифов в европейских странах1. С одной стороны, вопросы тарификации в каждой отдельной стране решаются своим особым национальным способом2. Но в то же время, для европейских стран характерно наличие двухуровневого регулирования тарифов в области транспортировки нефти и нефтепродуктов. В реальной управленческой практике применяются нормы антимонопольного регулирования на уровне Европейского Союза, а также нормы национальных законодательств на уровне отдельных стран3. Их соотношение может существенно различаться в отдельных странах.

Например, нефтяная отрасль экономики Германии организована преимущественно на конкурентной основе, поэтому государственное регулирование является незначительным4, что, однако, не является особенностью исключительно Германии5. Ценовые условия договоров о транспортировке нефти не установлены на законодательном уровне, и стороны имеют полную свободу в их определении. Однако большую роль играет тот факт, что трубопроводная инфраструктура Германии находится в собственности субъектов нефтеперерабатывающей промышленности, которые в большинстве случаев управляются совместными предприятиями крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Последние, по сути, сформировали олигополию на

1 См.: Гулиев И.А., Литвинюк И.И. Роль России в развитии мировой нефтеперерабатывающей промышленности // Мировое и национальное хозяйство. 2015. № 2 (33). С. 1-17.

2 См.: Гулиев И.А. Проблемы и перспективы нефтепроводных сетей Европы // Вестн. МГИМО-ун-та. 2014. № 4. С. 68-72.

3 См.: Nicholson B. Regulatory Complexity Governs Rail, Truck Oil Field Transportation // Oil&Gas Journal. 2014. Vol. 112. Issue 1. P. 88-93. URL: http://www.og. com/articles/print/volume-112/issue-1/transportation/regulatory-complexity-governs-rail-truck-oil.html (accessed: 05.07.2016).

4 В противоположность этому, газовый сектор Германии регламентирован детально ввиду имплементации в национальное законодательство соответствующих Директив ЕС.

5 См.: Austria Oil & Gas Regulation, 2016 // International Comparative Legal Guides [Site]. URL: http://www.iclg.co.uk (accessed: 05.07.2016); Гулиев И.А., Литвинюк И.И. Актуальные вопросы добычи, переработки и транспортировки нефти в Канаде // Вестн. МГИМО-ун-та. 2015. № 3. С. 184-189.

нефтяном рынке6. Ввиду этого вопрос об определении стоимости транспортировки нефти трубопроводным транспортом в Германии рассматривается с позиций антимонопольного регулирования7.

Во-первых, нормативно-правовые акты ЕС напрямую применимы к компаниям, ведущим деятельность на территории ЕС (без необходимости имплементации в национальное законодательство). Во-вторых, действует внутреннее законодательство Германии, в частности, Закон о борьбе с ограничением конкуренции (Gesetz gegen Wettbewerbsbeschränkungen, GgW). Особенно важной в отношении тарифов на транспортировку нефти является § 20 GgW, запрещающий использование доминирующего положения крупных организаций в целях препятствования малым и средним конкурентам, прямым или косвенным образом8.

Таким образом, любые злоупотребления доминирующим положением, нарушающие конкуренцию (в том числе касательно ценообразования), попадают в поле внимания контролирующих органов. В данной сфере таковыми являются Европейская Комиссия в лице Генерального Директората по вопросам конкуренции9 и Федеральное антимонопольное ведомство Германии (Bundeskartellamt, BKA) при Федеральном министерстве экономики и энергетики (Bundesministerium für Wirtschaft und Energie, BWE).

Анализ наличия злоупотребления доминирующим положением является комплексным и включает большое количество разноплановых аспектов. К примеру, методика определения того, имеет ли место явление «ценовых ножниц» (Preisschere) на рынках заправочных станций (АЗС) вследствие установления цены ВИНК, состоит в сопоставлении цен. Если результатом сравнения является вывод о том, что брутто-цена на нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) с учетом стоимости транспортировки является выше, нежели брутто-цена на АЗС за вычетом возможных скидок, то будет иметь место нарушение ВИНК § 20 GgW. Издержки в пере-

6 Sektoruntersuchung Kraftstoffe. Abschlussbericht gemäß § 32e GWB — Mai 2011 // Bundeskartellamt [Offizielle Webseite]. URL: http://www.bundeskartellamt.de (accessed: 05.07.2016).

7 Gesetz gegen Wettbewerbsbeschränkungen (GWB) // Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz [Offizielle Webseite]. URL: http://www.gesetze-im-inter-net.de/bundesrecht/gwb/gesamt.pdf (accessed: 05.07.2016).

8 Energiepolitik der IEA-Länder. Deutschland. Prüfung 2013 // IEA — International Energy Agency. URL: https://www.iea.org/publications/freepublications/publi-cation/IDR_Germany_WEB_GER.pdf (accessed: 05.07.2016).

9 Compliance Matters: What Companies Can Do Better to Respect EU Competition Rules. Luxemburg: Publications Office of the European Union, 2012. URL: http:// goo.gl/GBg71P (accessed: 05.07.2016).

возке являются лишь одним из аспектов анализа BKA. Неоспоримым остается факт возникновения издержек при транспортировке топлива от НПЗ или нефтехранилища к АЗС, которые регулярно калькулируются и учитываются при расчете брутто-цены на НПЗ, однако природа ценообразования в транспортировке исключается из проводимого BKA анализа.

Таким образом, в Германии непосредственно тарифы на транспортировку нефти не находятся в сфере государственного регулирования, и стороны имеют свободу в определении условий договоров о транспортировке нефти, в том числе ценовых. Вероятно, в связи с тем, что трубопроводная инфраструктура Германии находится в собственности субъектов нефтеперерабатывающей промышленности, зачастую подконтрольных ВИНК, именно антимонопольное регулирование является наиболее эффективным механизмом воздействия на ценообразование, нежели императивное установление тарифов на государственном уровне. Иными словами, законодательство Германии идет по пути создания механизмов для ограничения необоснованного завышения данных тарифов, а не по пути осуществления функции ценообразования.

Во Франции деятельность, связанная с транспортировкой нефти и нефтепродуктов, является объектом регулирования со стороны государства10. Регулирование тарифов осуществляется как органами государственной власти, так и комитетами отраслевых организаций, что служит большей сбалансированности устанавливаемых тарифов и является методом саморегулирования11. Это в равной степени относится и к общему регулированию, и к тарифному регулированию. Изучив характер последних и определив степень участия тех или иных государственных органов в данной деятельности, можно сделать ряд выводов в отношении тех принципов, которые применяются в стране для установления тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом.

Согласно ст. L632—1 Энергетического кодекса Франции, положения, относящиеся к строительству трубопроводов для транспортировки углеводородов, объявлению их общественной полезности и установлению сервитутов, содержатся в главе V раздела V книги

10 Loi No 82-1153 du 30 décembre 1982 d'orientation des transports intérieurs. Version consolidée au 17 janvier 2016 // Legifrance.gouv.fr [Site Officiel]. URL: https:// www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000319738 (accessed: 05.07.2016).

11 Tromop R., Badaker V., Dzioubinski O., Foster S., Held S., Litvinyuk I. Best Policy Practices for Promoting Energy Efficiency. NY.; Geneva: UNECE, 2015.

V Экологического кодекса Франции12, за исключением тех положений, которые должны приниматься в форме декрета с обязательной консультацией Государственного совета Франции.

Также общая регламентация деятельности, связанной с трубопроводным транспортом, осуществляется в рамках регулирования, определяемого Министерством экологии, устойчивого развития и энергетики, которое конкретизирует административные процедуры и требования, связанные с безопасностью на всей инфраструктуре трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов13. Кроме того, административными процедурами занимаются центральные администрации и региональные дирекции по окружающей среде, благоустройству и вопросам жилья. Последние осуществляют деятельность по расчету возможных рисков от деятельности по транспортировке нефти и нефтепродуктов, реализуют политику государства в области защиты окружающей среды и предотвращения технологических рисков. Непосредственно в области транспортировки нефти и нефтепродуктов их компетенция распространяется на сферу контроля над сухопутным трубопроводным транспортом.

Еще одним органом, созданным Министерством экологии, устойчивого развития и энергетики, является Высший Совет по энергетике, который консультирует министерство по вопросам национальной энергетической политики и дает заключения по вопросам, в том числе, связанным с транспортировкой нефти и нефтепродуктов. Наконец, в соответствии со ст. L632—2 Энергетического кодекса Франции, Государственный Совет своим постановлением определяет вопросы, связанные с техническим и финансовым контролем со стороны государства за компаниями, эксплуатирующими нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, а также порядок установления тарифов. Таким образом, структурно можно заключить, что к государственным органам, регулирующим деятельность по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом относятся Государственный совет, Министерство экологии, устойчивого развития и энергетики,

12 Décret du 14 octobre 1959 autorisant la construction et l'exploitation d'une conduite d'intérêt général destinée au transport d'hydrocarbures liquids // INERIS [Site Officiel]. URL: http://www.ineris.fr/aida/consultation_document/3357 (accessed: 05.07.2016).

13 Décret No 2012-615 du 2 mai 2012 relatif à la sécurité, l'autorisation et la déclaration d'utilité publique des canalisations de transport de gaz, d'hydrocarbures et de produits chimiques // Legifrance.gouv.fr [Site Officiel]. URL: http://www.legifrance. gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000025794106&dateTexte=20160117 (accessed: 05.07.2016); Nicolet-MonnierM., GheorgheA.V. Quantitative Risk Assessment of Hazardous Materials Transport Systems. Zurich: Kluwer academic publishers, 1996. P. 34.

Высший Совет по энергетике, центральные администрации и региональные дирекции по окружающей среде, благоустройству и вопросам жилья.

Одновременно тарифное регулирование на уровне органов государственной власти осуществляет исключительно Государственный совет, посредством своих постановлений. Единственное исключение касается нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, имеющих общественную значимость. Положения, относящиеся к тарифам доступа к нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, проходят через процедуру контроля со стороны министра энергетики за два месяца до начала их применения. О любых последующих изменениях должно быть сообщено министру энергетики за месяц до их вступления в силу. В этот срок, на основании ст. 6 Постановления № 2012-615 от 2012 г., содержащего требования к безопасности, получению разрешения, обоснованию общественной полезности трубопроводного транспорта, посредством которого производится транспортировка газа, нефти и нефтепродуктов, а также химических продуктов, министр может возразить против предлагаемых изменений тарифа. В этой ситуации отражается принцип транспарентности и государственного контроля за изменением тарифов, касающихся нефтепроводов и нефтепродукто-проводов, имеющих публичное значение. Таким образом в отношении к данному типу нефтепроводов и нефтепродуктопроводов еще одним регулятором со стороны государства в лице министра выступает Министерство экологии, устойчивого развития и энергетики.

Кроме того, на основании ст. 30-2, Главы III Закона № 82-1153 от 1982 г. любое объединение транспортеров нефти и нефтепродуктов может создать комитет партнеров-транспортировщиков. С ним, в частности, консультируются компании-члены данного объединения при установлении тарифов. Данное положение, как один из принципов регулирования, служит большей сбалансированности устанавливаемых тарифов и является методом саморегулирования для транспортеров нефти и нефтепродуктов.

Реализация вышеназванных принципов тарифного регулирования может быть рассмотрена на примере транспортера нефти и нефтепродуктов во Франции Société du Pipeline Sud Européen (SPSE). В решении Антимонопольного органа № 14-DCC-167 от 13.11.201414,

14 Décision No 14-DCC-167 du 13 novembre 2014 relative à la prise de contrôle exclusif de la Société du Pipeline Sud-Européen par Total SA / République Française, Autorité de la concurrence [Site Officiel]. URL: http://www.autoritedelaconcurrence. fr/pdf/avis/14DCC167decision_version_publication.pdf (accessed: 05.07.2016).

касающегося передачи части SPSE под исключительный контроль Total S4, установлен ряд правил деятельности общества. В их числе указывается, что на основании Декрета от 14 октября 1959 г. SPSE может эксплуатировать нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, а также, что SPSE ограничено в применении тарифов. SPSE должна на основании ст. 10 указанного Декрета обеспечивать транспортировку нефти и нефтепродуктов за счет своих акционеров и всех компаний, поставляющих продукцию для транспортировки.

Декрет предусматривает, что финансовые условия являются одинаковыми для всех лиц, осуществляющих деятельность на основании ст. 10, в условиях предоставления продукции сопоставимого качества, сопоставимой частоты поставок, их важности и географической локализации. В этом решении отмечается, что данный принцип недискриминации также гарантируется тарифным контролем, который осуществляется со стороны Генеральной дирекции по энергетике и климату (Direction Générale de l'Energie et du Climat, DGEC). На основании уже описанных положений о контроле со стороны министра энергетики в части Декрета 2012 г., Дирекция подтвердила распространение своих контрольных полномочий и уточнила, что она осуществляет анализ данных, в том числе о тарифном регулировании, которые присылает SPSE, и запрашивает дополнительные разъяснения в случае необходимости.

Кроме того, положение, которое заняла компания Total в SPSE, позволяет ей ограничивать возможности SPSE по тарифному влиянию на цены. На основании положения о SPSE решения, касающиеся установления тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов принимаются большинством в 2/3 руководства компании. Компания Total, таким образом, получила блокирующее меньшинство, которое будет способно помешать изменению тарифов в тех пределах, в которых это ей позволяет Декрет 2012 г., однако Total не сможет навязывать изменение тарифов.

Это является ярким примером реализации принципа учета интересов производителей нефти и нефтепродуктов в деятельности транспортирующих компаний.

Согласно практике государственного регулирования тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, сложившейся в Великобритании15, и законодатель-

15 Department of Energy & Climate Change // The Government of Great Britain [Official Site]. URL: https://www.gov.uk/government/organisations/department-of-en-ergy-climate-change (accessed: 05.07.2016); Office of Fair Trading of Great Britain //

ству страны, а именно Закону об энергетике от 2011 г. (Energy Act 2011)16 и Кодексу практики обеспечения доступа к инфраструктуре добычи и транспортировки нефти и газа на Континентальном шельфе17 Великобритании от 2012 г.18 (ICoP), стороны, участвующие в отношениях по транспортировке углеводородов, обладают свободой заключения договора и свободой в достижении соглашения по всем условиям договора. Данное право вытекает из общих принципов торгового права Великобритании и принципа свободы договора.

Соответственно, тарифы по транспортировке фактически устанавливаются владельцем трубопровода, однако ценообразование в рамках транспортировки не является неограниченным19. Несмотря на существующие принципы, тарифы попадают под регулирование антимонопольного законодательства и специального антимонопольного органа — Управления по конкуренции и рынкам (Competition and Markets Authority, CMA). CMA осуществляет свою деятельность на основании Закона о предприятиях и реформировании регулирования от 2013 г. (Enterprise and Regulatory Reform Act 2013), Закона о конкуренции от 1998 г. (Competition Act 1998) и Закона о компаниях от 2002 г. (Enterprise Act 2002).

В рамках своей деятельности CMA имеет право применять и приводить в принудительное исполнение ст. 101 и 102 Договора о функционировании ЕС20 (Treaty on the functioning of the European Union) и Главы 1 и 2 Закона о конкуренции от 1998 г. Вышеуказанные статьи международного договора и национального закона Великобритании запрещают злоупотребление доминирующим положением, а также заключение картельных и других антикон-

The Government of Great Britain [Official Site]. URL: https://www.gov.uk/govern-ment/organisations/office-of-fair-trading (accessed: 05.07.2016).

16 Energy Act 2011 // legislation.gov.uk [Official Site]. URL: http://www.legislation. gov.uk/ukpga/2011/16/contents (accessed: 05.07.2016).

17 Несмотря на наличие в названии Кодекса слов «на континентальном шельфе», он также регулирует отношения по транспортировке нефти и по трубопроводам, проложенным на сухопутной части их трассы на территории Великобритании.

18 Code of Practice on Access to Upstream Oil and Gas Infrastructure on UK Continental Shelf 2012 / The Government of Great Britain, Department of Energy & Climate Change. November 2012. URL: http://oilandgasuk.co.uk/wp-content/uploads/ 2015/05/ICoP-revised-2013.pdf (accessed: 05.07.2016).

19 Kemp A.G., Stephens A.G. The UK Petroleum Fiscal System in Retrospect. L.: Imperial College Press, 1996. P. 61-79.

20 Договор о функционировании Европейского союза // Право Европейского союза [Сайт]. URL: http://eulaw.ru/treaties/tfeu (дата обращения: 05.07.2016).

курентных соглашений21. Злоупотребление выражается, в том числе, в навязывании прямым или косвенным образом цен покупки или продажи либо других несправедливых условий торговли.

В целом, для экономики Великобритании характерно регулирование уровня цены согласно индексу розничных цен Великобритании (Retail Price Index, RPI), который отражает уровень инфляции за вычетом ожидаемых сбережений. Этот подход в некоторой степени применяется и для сектора трубопроводного транспорта, а именно в той форме, что Управление по нефти и газу22 (Oil and Gas Authority, OGA) рекомендует операторам трубопроводов устанавливать свои тарифы исходя из уровня инфляции в стране, преимуществ конкретного оператора по сравнению со среднестатистической компанией отрасли и инфляции в ценах факторов производства23.

Решение всех вопросов в отношении сухопутной части трассы трубопроводного транспорта происходит с опорой на ICoP. Данный документ предназначен для уточнения, упрощения и ускорения процесса своевременного доступа к объекту нефтегазовой инфраструктуры на недискриминационной основе. ICoP не является юридически обязательным, однако Министерство энергетики и изменения климата (Department of Energy and Climate Change, DECC) рекомендует сторонам следовать положениям ICoP, и, если DECC становится вовлеченным в разрешение конфликта о предоставлении доступа третьей стороны, то одним из существенных факторов является соблюдение сторонами положений ICoP24.

Положения ICoP основываются на ряде требований, важнейшими из которых в контексте проведенного исследования являются следующие:

- стороны признают и соблюдают принципы целостности и безопасности инфраструктуры и окружающей среды;

- стороны следуют Кодексу коммерческой практики (Commercial Code of Practice, CCoP);

21 См.: Гулиев И.А., Литвинюк И.И. Экономические аспекты освоения энергетических ресурсов Арктики в контексте устойчивого развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2015. № 3. С. 66—78.

22 Oil and Gas Authority // The Government of Great Britain [Official Site]. URL: https://www.gov.uk/government/oiganisations/oil-and-gas-authority (accessed: 05.07.2016).

23 Office of Fair Trading of Great Britain // The Government of Great Britain [Official Site]. URL: https://www.gov.uk/government/organisations/office-of-fair-trading (accessed: 05.07.2016).

24 Oil and Gas: Codes of Practice // Oil and Gas Authority. The Government of Great Britain [Official Site]. 22.01.2013. URL: https://www.gov.uk/guidance/oil-and-gas-codes-of-practice (accessed: 05.07.2016).

— стороны своевременно предоставляют друг другу необходимую информацию до начала и во время проведения переговоров;

— стороны разрешают конфликты интересов;

— владельцы объекта инфраструктуры предоставляют к нему доступ третьим лицам на прозрачной и недискриминационной основе;

— при запросе владельцы объекта инфраструктуры предъявляют информацию о тарифах и условиях предоставления несвязанных услуг;

— стороны соглашаются на условия об адекватном уровне тарифов и их изменения при повышении уровня риска;

— стороны предоставляют в публичный доступ ключевые положения соглашения.

Среди перечисленных положений в части установления тарифов следует отметить предоставление владельцами инфраструктуры информации о тарифах и условиях предоставления несвязанных услуг, а также соглашение между сторонами об адекватном уровне тарифов и условиях их изменения при повышении уровня риска25. Кроме того, ICoP прямо указывает на основные принципы установления тарифов на услуги по транспортировке, которые перечислены в Разделе 13 «Справедливые и разумные тарифы и условия» ICoP.

С точки зрения позиций корпоративного сектора в отношении подходов к установлению тарифов доступа к трубопроводному транспорту, оценка величины первоначальных вложений в капитальные активы при исчислении тарифа происходит на основе принципов, разработанных Антимонопольной службой Великобритании, согласно которым «компания вправе компенсировать первоначальные инвестиции посредством механизма использования тарифа, если возможно показать, что не достигнут приемлемый уровень доходности от первоначальных инвестиций»26.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в Великобритании государство, в целях упрощения для новых участников доступа к трубопроводной инфраструктуре, предоставляет компаниям возможность в частном порядке разрешать коммерческие

25 См.: Shauk Z, Dloughy J.A. Rail Disaster Underscores Risks in Oil Transportation // San Antonio Express-News [Site]. 08.07.2013. URL: http://www.expressnews. com/news/energy/article/Rail-disaster-underscores-risks-in-oil-4653638.php (accessed: 05.07.2016); Гулиев И.А., Мустафинов Р.К. Обзор прогнозов долгосрочного изменения средневзвешенной цены на нефть // Ученые записки Петрозаводского гос. ун-та. Сер. Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 7 (152). С. 113-116.

26 Гулиев И.А. Проблемы и перспективы нефтепроводных сетей Европы.

вопросы и, в случае возникновения разногласий, руководствоваться принципами сложившейся в отрасли деловой практики, фактически законодательно не устанавливая определенных предписывающих норм.

Заключение

Особенность порядка установления тарифов на перекачку по трубопроводам нефти и нефтепродуктов в странах-членах ЕС заключается в отсутствии специального законодательства по не-фтепроводному транспорту. В большинстве стран национальные регулирующие органы самоустраняются от установления тарифов и обеспечивают недискриминационный доступ к инфраструктуре.

В частности, в Великобритании тарифы по транспортировке устанавливаются владельцем трубопровода, при этом они соответствуют нормам специального антимонопольного органа. Компании при установке тарифа ориентируются на уровень инфляции в стране, преимущества оператора по сравнению со среднестатистической компанией отрасли и инфляцию в ценах на факторы производства. В результате тариф не должен превышать величину индекса розничных цен Великобритании.

В Германии нефтяная инфраструктура также находится в собственности субъектов нефтеперерабатывающей отрасли и управляется совместными предприятиями ВИНК. Любые злоупотребления доминирующим положением, нарушающие конкуренцию (в том числе при ценообразовании), попадают в поле внимания контролирующих органов: Европейской Комиссии и Федерального антимонопольного ведомства Германии.

Во Франции деятельность, связанная с транспортировкой нефти и нефтепродуктов, является объектом регулирования со стороны государства. В частности, Государственный Совет определяет вопросы технического и финансового контроля со стороны государства, а также порядок установления тарифов. При формировании тарифов учитываются интересы производителей нефти и нефтепродуктов в деятельности транспортирующих компаний. Для этого применяются рычаги влияния (участие в акционерном капитале транспортных компаний или заключение соглашений), позволяющие производителям сохранять приемлемый, недискриминационный уровень тарифов.

Сравнение порядка установления тарифов на перекачку по трубопроводам нефти и нефтепродуктов в рассмотренных странах представлено в табл. 1.

Таблица 1

Порядок установления тарифов на перекачку по трубопроводам нефти и нефтепродуктов в Великобритании, Германии, Франции27

Страна Регулирующие органы Принципы ценообразования

Великобритания Управление по конкуренции и рынкам Управление по нефти и газу Максимальный размер тарифа не должен превышать КР1

Германия Федеральное антимонопольное ведомство Германии Федеральное министерство экономики и энергетики Операторы обладают полной свободой в определении условий договоров о транспортировке

Франция Государственный совет Министерство экологии, устойчивого развития и энергетики Высший Совет по энергетике Центральные администрации Региональные дирекции по окружающей среде, благоустройству и вопросам жилья Тарифное регулирование осуществляет исключительно Государственный совет посредством своих постановлений

Список литературы

Гулиев И.А. Проблемы и перспективы нефтепроводных сетей Европы // Вестн. МГИМО-ун-та. 2014. № 4. С. 68-72.

Гулиев И.А., Литвинюк И.И. Роль России в развитии мировой нефтеперерабатывающей промышленности // Мировое и национальное хозяйство. 2015. № 2 (33). С. 1-17.

Гулиев И.А., Литвинюк И.И. Актуальные вопросы добычи, переработки и транспортировки нефти в Канаде // Вестн. МГИМО-ун-та. 2015. № 3. С. 184-189.

Гулиев И.А., Литвинюк И.И. Экономические аспекты освоения энергетических ресурсов Арктики в контексте устойчивого развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2015. № 3. С. 66-78.

Гулиев И.А., Мустафинов Р.К. Обзор прогнозов долгосрочного изменения средневзвешенной цены на нефть // Ученые записки Петрозаводского гос. ун-та. Сер. Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 7 (152). С. 113-116.

Договор о функционировании Европейского союза // Право Европейского союза [Сайт]. URL: http://eulaw.ru/treaties/tfeu

Austria Oil & Gas Regulation, 2016 // International Comparative Legal Guides [Site]. URL: http://www.iclg.co.uk

27 Разработано авторами.

Code of Practice on Access to Upstream Oil and Gas Infrastructure on UK Continental Shelf 2012 / The Government of Great Britain, Department of Energy & Climate Change. November 2012. URL: http://oilandgasuk.co.uk/ wp-content/uploads/2015/05/ICoP-revised-2013.pdf

Compliance Matters: What Companies Can Do Better to Respect EU Competition Rules. Luxemburg: Publications Office of the European Union, 2012. URL: http://goo.gl/GBg71P

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Décision No 14—DCC—167 du 13 novembre 2014 relative à la prise de contrôle exclusif de la Société du Pipeline Sud-Européen par Total SA / République Française, Autorité de la concurrence [Site Officiel]. URL: http://www. autoritedelaconcurrence.fr/pdf/avis/14DCC167decision_version_publication.pdf Décret du 14 octobre 1959 autorisant la construction et l'exploitation d'une conduite d'intérêt général destinée au transport d'hydrocarbures liquids // INERIS [Site Officiel]. URL: http://www.ineris.fr/aida/consultation_document/3357

Décret n°2012-615 du 2 mai 2012 relatif à la sécurité, l'autorisation et la déclaration d'utilité publique des canalisations de transport de gaz, d'hydrocarbures et de produits chimiques // Legifrance.gouv.fr [Site Officiel]. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT00002579 4106&dateTexte=20160117

Department of Energy & Climate Change // The Government of Great Britain [Official Site]. URL: https://www.gov.uk/government/organisations/ department-of-energy-climate-change

Energy Act 2011 // legislation.gov.uk [Official Site]. URL: http://www. legislation.gov.uk/ukpga/2011/16/contents

Gesetz gegen Wettbewerbsbeschränkungen (GWB) // Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz [Offizielle Webseite]. URL: http://www. gesetze-im-internet.de/bundesrecht/gwb/gesamt.pdf

Energiepolitik der IEA-Länder. Deutschland. Prüfung 2013 // IEA — International Energy Agency. URL: https://www.iea.org/publications/freepubli-cations/publication/IDR_Germany_WEB_GER.pdf

Kemp A.G., Stephens A.G. The UK Petroleum Fiscal System in Retrospect. L.: Imperial College Press, 1996.

Loi No 82—1153 du 30 décembre 1982 d'orientation des transports intérieurs. Vèrsion consolidée au 17 janvier 2016 // Legifrance.gouv.fr [Site Officiel]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTE XT000000319738

Nicholson B. Regulatory Complexity Governs Rail, Truck Oil Field Transportation // Oil&Gas Journal. 2014. Vol. 112. Issue 1. P. 88-93. URL: http:// www.ogj.com/articles/print/volume-112/issue-1/transportation/regulatory-complexity-governs-rail-truck-oil.html

Nicolet-MonnierM., Gheorghe A.V. Quantitative Risk Assessment of Hazardous Materials Transport Systems. Zurich: Kluwer academic publishers, 1996.

Office of Fair Trading of Great Britain // The Government of Great Britain [Official Site]. URL: https://www.gov.uk/government/organisations/office-of-fair-trading

Oil and Gas Authority // The Government of Great Britain [Official Site]. URL: https://www.gov.uk/government/organisations/oil-and-gas-authority

Oil and Gas: Codes of Practice // Oil and Gas Authority. The Government of Great Britain [Official Site]. 22.01.2013. URL: https://www.gov.uk/guid-ance/oil-and-gas-codes-of-practice

Sektoruntersuchung Kraftstoffe. Abschlussbericht gemäß § 32e GWB — Mai 2011 // Bundeskartellamt [Offizielle Webseite]. URL: http://www.bun-deskartellamt.de

Shauk Z., Dloughy J.A. Rail Disaster Underscores Risks in Oil Transportation // San Antonio Express-News [Site]. 08.07.2013. URL: http://www. expressnews.com/news/energy/article/Rail-disaster-underscores-risks-in-oil-4653638.php

Tromop R., Badaker V., Dzioubinski O., Foster S., Held S., Litvinyuk I. Best Policy Practices for Promoting Energy Efficiency. NY.; Geneva: UNECE, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.