УДК 34(075)
Мавлянова Е.Н.,
аспирант, Юридический институт, Российский университет транспорта (МИИТ),
kat_moss@mail.ru
ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОСТАВКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ТРУБОПРОВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются исторические аспекты правового регулирования поставки нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом в РФ. Автор излагает исторические факты, что позволят понять актуальность проблематики и с позиции современного состояния правового регулирования поставки нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом. Характеризуются правоотношения, связанные с регулированием поставки нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом в РФ. В результате рассмотрения исторического развития правоприменения в данной области и проведении комплексного анализа проблем правового регулирования поставки нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом в Российской Федерации, формулируются выводы о необходимости реформирования соответствующего законодательства.
Ключевые слова: нефть, правовое регулирование поставки нефти, нефтепродукты, трубопроводный транспорт, нефтеснаб-жение, транспортировка нефти
Mavlyanova E.,
graduate student of the Law InstituteRussian University of Transport (MIIT)
HISTORY OF LEGAL REGULATION OF OIL DELIVERY OF OIL PRODUCTS BY PIPELINE TRANSPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION
The article discusses the historical aspects of the legal regulation of the supply of oil and oil products by pipeline to the Russian Federation. The author sets out historical facts that will make it possible to understand the relevance of the problem from the perspective of the current state of legal regulation of the supply of oil and oil products by pipeline. The legal relations associated with the regulation of the supply of oil and oil products by pipeline to the Russian Federation are characterized. As a result of reviewing the historical development of law enforcement in this area and conducting a comprehensive analysis of the problems of legal regulation of the supply of oil and oil products by pipeline in the Russian Federation, conclusions are drawn about the need to reform the relevant legislation.
Keywords: oil, legal regulation of oil supplies, petroleum products, pipeline transport, oil supply, oil transportation
В научной литературе уделено недостаточное внимание теме договорных отношений по транспортировке нефти по магистральным нефтепроводам. Законодательная база в сфере отрасли находится на стадии своего формирования. Действующее законодательство не только не эффективно, но и имеет немало противоречий.
Впервые этой проблеме наиболее систематично была посвящена четвертая редакция Устава Горного Российской империи, принятая в 1893 г. Устав Горный содержал специальную главу «О нефтепроводах». В ней регламентировался порядок прокладки и эксплуатации нефтепроводов, отвода земель, платежей за перекачку, доступа к трубопроводам, устанав-
ливались требования к экологической и технической безопасности.
Особое внимание в Уставе уделено специфике регулирования различных форм собственности на сами недра, а также на имущество, используемое для добычи полезных ископаемых и их использования. Горные промыслы в дореволюционной России находились и в частной, и в государственной собственности. Частные горные промыслы и заводы имели различный правовой режим и могли быть «во владельческой собственности», т. е. находиться на землях частных владений и быть полностью независимыми от казны, а также быть «на праве посессионном», т. е. получать дотации от государства и находиться на государственных землях и лесах.
U93
Частная горная промышленность разрешалась и осуществлялась также и на всех казенных землях, за некоторыми исключениями (спорные территории, земли, предоставленные для осуществления разведки казенным заводам).
Российское право традиционно исходило из юридической конструкции, согласно которой право добычи и пользования нефтью для частных горнопромышленников было привязано к праву собственности на землю и было построено на единстве горно-земельных правоотношений. «В имуществе недвижимых вещей объемлет не одну поверхность земли, но и сами ее недра: и потому оно простирается на все сокровенные минералы и на все металлы, из них происходящие» (ст. 236 Устава Горного Российской империи) [1].
В соответствии с таким подходом собственник земель имел право искать, копать, плавить, варить и чистить всякие природные ресурсы, включая металлы, для разных надобностей, не исключая и драгоценные, и все это по своему желанию обрабатывать и распоряжаться.
В 1918 г. декретом Совнаркома РСФСР нефтяная промышленность была национализирована. Поскольку в период гражданской войны Советская республика оказалась отрезанной от основных нефтяных районов, обострилась проблема транспортировки нефти из других нефтяных районов. 17 марта 1920 г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны принял Декрет «О сооружении нефтепровода от Эмбинско-го нефтеносного района до города Саратова». Одобрены были и другие проекты, однако в силу нехватки финансовых средств, а самое главное - труб, все эти проекты были приостановлены. С 1917 по 1926 г. магистральные нефтепроводы фактически не строились [4, С. 12]. Соответственно, отсутствовала и насущная необходимость в создании всеобъемлющей законодательной базы, посвященной регулированию данных отношений [3, С. 15].
В рамках советского законодательства правовые аспекты отношений поставки нефти регулировались соответствующими применимыми в зависимости от времени редакциями гражданского кодекса (Основ гражданского законодательства), а также специальными актами, посвященными данным отношениям, например, Особыми условиями поставки нефти и нефтепродуктов, утвержденными Министерством промышленности СССР в развитие Положения о поставках продукции производственно-технического назначения от 22 мая 1959 г. Данные отношения были мало исследованы отечественной юридической наукой [4, С. 11].
В 1970 г. ответственность за управление и регулирование нефтепроводного хозяйства страны возложили на Министерство нефти и газа СССР. 30 октября 1970 г. Постановлением Совета Министров
СССР № 889 было образовано Главное управление по транспорту и поставкам нефти (Главтранснефть), занимающееся вопросами проектирования, сооружения, эксплуатации и перспективным развитием не-фтепроводной системы [3, С.12].
Рядом авторов [4] вообще оспаривается правомочность существующего государственного регулирования отношений, возникающих в связи с транспортировкой нефти вообще и договором на транспортировку нефти посредством системы магистральных нефтепроводов, в частности.
Аргументами подобного рода утверждений служат в том числе следующие:
1. Превышение Минтопэнерго России своих полномочий, предоставленных последнему Положением о Министерстве топлива и энергетики, утверждено постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 мая 1993 г. № 504, в части введения в действие министерством Положения о приеме и движении нефти;
2. Факт того, что Положение о приеме и движении нефти не было опубликовано и, более того, не было зарегистрировано Минюстом России, а, следовательно, не может быть обязательным к применению;
3. Факт вмешательства исполнительных органов государственной власти в частноправовые отношения самостоятельных юридических лиц: ПАО «Транснефть» и ее контрагентов, что противоречит ст. 421 и п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации [3, С.14].
Однако при анализе указанных аргументов необходимо отметить, следующее: ни один пункт указанного Положения о Министерстве топлива и энергетики, утвержденого постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 мая 1993 г. № 504, не позволяет сделать вывод о том, что Минтопэнерго России превысило свои полномочия, утвердив Положение о приеме и движении нефти. Более того, анализ текста указанного Положения о Министерстве топлива и энергетики позволяет сделать обратный вывод о том, что утверждение Положения о приеме и движении нефти находилось в компетенции Минтопэнерго России, поскольку последнее было наделено правами регулировать отношения, связанные с транспортировкой углеводородов. Кроме того, принятые в последующем Положения о Министерстве топлива и энергетики (см., напр. Положение о Министерстве топлива и энергетики, утв. постановлением Правительства от 27 января 1996 г. № 60) также не содержат каких бы то ни было норм, ограничивающих компетенцию Минтопэнерго России в этой части. Кроме того, согласно ст. 3 ГК РФ, федеральные министерства вправе принимать акты, содержащие нормы гражданского права.
Указывая на несоответствие законодательству России того факта, что Положение о приеме и дви-
□а
жении нефти не было опубликовано и зарегистрировано в Минюсте России, Д.Д. Логофет обосновывает свою позицию положениями Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
При анализе данного аргумента необходимо принимать во внимание два факта:
1. Вышеназванный Указ 1996 года был принят почти спустя год после утверждения Положения о приеме и движении нефти. До этого действовал иной нормативно-правовой акт - Указ Президента РФ от 22 марта 1996 г. № 302. Данный акт не предусматривал необходимости обязательного опубликования нормативных актов, прошедших регистрацию в Минюсте России, федеральных органов государственной власти (каковым и является Минтопэнерго России), а распространялся исключительно на акты Президента РФ и Правительства РФ (к каковым, соответственно, не могут быть отнесены акты Минтопэнерго России).
2. Кроме того, действие Указа от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» не было распространено на отношения, возникшие до его принятия; рассматривая данный тезис, необходимо учитывать даже тот факт, что в соответствии с данным Указом обязательному опубликованию подлежат только нормативные акты федеральных органов государственной власти, прошедшие регистрацию в Минюсте России. При этом вопрос о том, имеет ли Положение о приеме и движении нефти нормативный характер с точки зрения теории права [2, С. 235], а также в том смысле, как это сформулировано в Указе от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (пункт 8 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»), является весьма неоднозначным. Об этом позволяет судить уже хотя бы то, что Положение о приеме и движении нефти распространяется на ограниченный круг лиц (производителей нефти, а также организацию, занимающуюся транспортировкой нефти).
Наиболее убедительным представляется третий довод противников подобного государственного регулирования рассматриваемых отношений. Однако
и в данном случае необходимо учитывать, что возможными аргументами, оспаривающими такую позицию, могли быть следующие. Так, в соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Кроме того, согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. При этом под иными нормативными актами Гражданский кодекс (п. 6 ст. 3 ГК РФ) понимает указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Более того, согласно п. 7 ст. 3 ГК РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. Регулирование же отношений в топливной отрасли, в том числе посредством принятия соответствующих актов было передано Минтопэнерго России в силу одного из таких «иных нормативных актов» - Положения о Министерстве топлива и энергетики, утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 мая 1993 г. № 504 (подробнее об этом см. выше). В связи с этим нормы Положения о приеме и движении нефти являются абсолютно законными и регулируют соответствующие права и обязанности сторон по договору транспортировки нефти посредством системы магистральных нефтепроводов.
Таким образом, ссылка авторов оспариваемой концепции о неправомерном характере Положения о приеме и движении нефти на противоречие Положения о приеме и движении нефти принципу свободы договора (ст. 421 ГК РФ) основана на недостаточно полном и несистематическом анализе всей совокупности норм, регулирующих такой принцип гражданского права, как свобода договора.
На основании изложенного утверждение о несоответствии Положения о приеме и движении нефти законодательству Российской Федерации представляется неверным. Что касается практики отношений в рассматриваемой сфере, данное Положение применяется с момента его вступления в силу. Таким образом, при формировании договорных связей, а равно формулировании положений самих договоров участникам необходимо следовать нормам Положения о приеме и движении нефти, а также иных актов, регулирующих данную сферу отношений [3, С. 15].
Нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время Положение о приеме и движении нефти объективно не соответствует существующим правовым и экономическим реалиям.
Исходя из Положения о приеме и движении нефти, очевидно, что на момент его принятия Минто-
ип
пэнерго России рассматривало ПАО «Транснефть» в качестве подчиненной организации, деятельностью которой министерство может руководить посредством такого рода приказов и положений. Одной из причин такого характера отношений, вероятно, является то, что Российская Федерация должна быть признана собственником системы магистральных нефтепроводов, а, следовательно, несмотря на наличие ПАО «Транснефть», считает возможным контролировать порядок ее использования. Однако с точки зрения гражданского права налицо ситуация, когда федеральный орган исполнительной власти детально регулирует договорные отношения самостоятельных юридических лиц (ПАО «Транснефть» и ее контрагентов).
Дополнительно к нормативным актам, указанным выше, необходимо также упомянуть подписанный Россией в 1994 г. Договор к Энергетической хартии. Этот договор до сих пор Россией не ратифицирован, однако в соответствии со ст. 45 Договора к Энергетической хартии каждая сторона соглашается временно применять Договор к Энергетической хартии до его вступления в силу (ратификации). Основное внимание в Договоре к Энергетической хартии уделяется вопросам защиты и поощрения инвестиций, правилам международной торговли, а также транзиту энергоресурсов, включая транзит посредством магистральных нефтепроводов [3, С. 16].
Поскольку вопросы транзита затрагивают отношения по транспортировке нефти, не относятся к теме настоящей работы, отметим лишь, что в качестве
основного принципа для стран-участниц закрепляется принцип свободы транзита энергоресурсов по их территориям вне зависимости от места происхождения и назначения и владельца таких энергоресурсов, а также принцип недискриминационных тарифов и предоставления для транзита не менее благоприятных условий, чем для энергоресурсов, происходящих из собственной территории страны-участницы или предназначенных для нее.
Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что действующие в настоящее время нормативные акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с транспортировкой нефти посредством системы нефтепроводов, недостаточны, чтобы охватить весь круг таких отношений (например, не урегулирована такая важная составляющая транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов, как уступка «доступа к трубе»). Более того, имеющиеся акты во многом устарели и не соответствуют актуальному законодательству и фактическим отношениям участников процесса транспортировки [3, С. 17].
Любой правотворческий процесс (применительно к разработке отдельных нормативных актов) должен иметь научную проработанность решаемых проблем, включая переосмысление имеющихся научных положений. Только при таких обстоятельствах можно достичь единства, системности и целостности правового регулирования рыночных отношений, включая сферу энергетики, правовая база которой нуждается в совершенствовании и стабильности.
Список литературы
1. Новикова Е.В. О правах недропользователей по Уставу Горному Российской империи // Нефть, газ и право. -2002. - № 2.
2. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т. 2. Право: Академ. курс / М.Н. Марченко, С.Н. Бабурин и др.; Отв. ред. М.Н. Марченко - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 816 с.
3. Ситников, С. Л. Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов: актуальные проблемы [Электронный ресурс] / С. Л. Ситников .- М. : Юстицинформ, 2012 .- 185 с. -(Деловая библиотека) .- ISBN 978-5-7205-1169-2 .- Режим доступа: https://rucont.ru/efd/260766.
4. Шаммазов A.M., Мастобаев Б.Н., СощенкоА.Е. Трубопроводный транспорт России (1860-1917 гг.) // Трубопроводный транспорт нефти. - 2000. - № 6. - С. 32-35.
References
1. Novikova E.V. On the rights of subsoil users under the Charter of the Mountainous Russian Empire // Oil, gas and law. - 2002. - No. 2.
2. General theory of state and law. T. 2. Law: Academ. course / M.N. Marchenko, S.N. Baburin et al .; Repl. ed. M.N. Marchenko - 4th ed., Revised. and add. - M .: Norma: SIC INFRA-M, 2013 .- 816 p.
3. Sitnikov, S. L. Civil regulation of oil transportation through a system of oil pipelines: actual problems [Electronic resource] / S. L. Sitnikov. - M.: Justicinform, 2012. - 185 p. - (Business library) .- ISBN 978-5-7205-1169-2 .- Access mode: https://rucont.ru/efd/260766.
4. ShammazovA.M., MastobaevB.N., Soshchenko A.E. Pipeline transport of Russia (1860-1917) // Pipeline transport of oil. - 2000. - No. 6. - P. 32-35.
DO