Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее специальное образование / формирование личностных компетенций учащихся / навыки социального взаимодействия студентов / развитие навыков социального взаимодействия студентов / интерактивные образовательные технологии / secondary specialized education / formation of personal competencies of students / skills of social interaction of students / development of skills of social interaction of students / interactive educational technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулаев Магомед Ахмедович, Алижанова Хаписат Алижановна

Автор данной статьи осуществляет анализ основных особенностей текущей стадии развития системы среднего профессионального образования в нашей стране, а также широкого круга специальной литературы. Основываясь на этом, он изучает основные возможности, существующие сегодня для формирования у студентов колледжа системы навыков социального взаимодействия. При этом повышенное внимание уделяется интерактивным образовательным технологиям. Доказывается, что расширение их использования в учебно-воспитательном процессе позволит существенно оптимизировать процесс развития у учащихся компетенций, связанных с эффективным социальным взаимодействием. Приводятся примеры таких технологий. Демонстрируются возможности, существующие сегодня для их интеграции в образовательную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of this article analyzes the Russian secondary vocational education current development stage main features, as well as a wide range of specialized literature. Based on this, he studies the main opportunities that exist today for the formation of a social interaction skills system among college students. At the same time, increased attention is paid to interactive educational technologies. It is proved that the expansion of their use in the educational process will significantly optimize the process of developing students' competencies related to effective social interaction. Such technologies examples are given. The possibilities existing today for their integration into educational practice are demonstrated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

в вузе являются: изучение особенностей организации этнокультурной среды, способствующей развитию читательской культуры и сохранению национально-культурного своеобразия народа; воспитание уважительного отношения к книге, как к сакральному явлению, и читающему человеку, как символу высокого статуса в обществе; развитие личности, как субъекта читательской деятельности, созидателя, хранителя и потребителя культурных этнических ценностей; приобщение детей и молодежи к традициям семейного книжного чтения; развитие познавательных интересов и побудительных мотивов к познанию мира и социально-культурных явлений в цифровом обществе; решение различных ситуаций (жизненных, личных, социальных, психологических, педагогических и т.д.) в развитии читательской компетентности; презентация лучших практик организации читательской деятельности в реальном образовательном процессе.

Литература:

1. Джумагулов, К.Т. Ибрай Алтынсарин и развитие культуры казахского народа / К.Т. Джумагулов. - Алма-Ата: Казахстан, 1984. -204 с.

2. Каирбекова, А.Г. Книга как формат мышления в казахской культуре / А.Г. Каирбекова // Новые исследования Тувы. - 2009, № 1-2. - С. 233-245. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kniga-kak-format-myshleniya-v-kazahskoy-kulture/viewe (дата обращения: 15.08.2023.). -Режим доступа: свободный.

3. Кекеева, З.О. Проблема формирования читательской культуры будущего педагога в Казахстане / З.О. Кекеева, Э.К. Абдираимова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - №6 (149). -С. 85-89

4. Кожахметова, К.Ж. Развитие воспитания в Казахстане: проблемы и перспективы / К.Ж. Кожахметова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2014. - Т. 22, №2. - С. 131135. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23608783_34637887.pdf (дата обращения 12.02.2023). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.

5. Тажибаев, Т. Абай Кунанбаев о воспитании молодежи / Т. Тажибаев. - Казахское государственное издательство. -Алма-Ата, 1954. -25 с.

6. Ушинский, К.Д. Родное слово. Книга для детей и родителей / К.Д. Ушинский. - Новосибирск: Дет. лит., 1994.-424 с.

7. Касымжанов, А.Х. Абу-Наср аль-Фараби / А.Х. Касымжанов. - Москва: Мысль, 1982. - 198 с.

8. Barber, А.Т. How Reading Motivation and Engagement Enable Reading Achievement: Policy Implications / A.T. Barber, S.L. Klauda 11 Policy Insights from the Behavioral and BrainSciences. - 2020. - №7 (1). - P. 27-34

Педагогика

УДК 378

аспирант Абдулаев Магомед Ахмедович

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала); доктор педагогических наук, профессор Алижанова Хаписат Алижановна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Автор данной статьи осуществляет анализ основных особенностей текущей стадии развития системы среднего профессионального образования в нашей стране, а также широкого круга специальной литературы. Основываясь на этом, он изучает основные возможности, существующие сегодня для формирования у студентов колледжа системы навыков социального взаимодействия. При этом повышенное внимание уделяется интерактивным образовательным технологиям. Доказывается, что расширение их использования в учебно-воспитательном процессе позволит существенно оптимизировать процесс развития у учащихся компетенций, связанных с эффективным социальным взаимодействием. Приводятся примеры таких технологий. Демонстрируются возможности, существующие сегодня для их интеграции в образовательную практику.

Ключевые слова: среднее специальное образование, формирование личностных компетенций учащихся, навыки социального взаимодействия студентов, развитие навыков социального взаимодействия студентов, интерактивные образовательные технологии.

Annotation. The author of this article analyzes the Russian secondary vocational education current development stage main features, as well as a wide range of specialized literature. Based on this, he studies the main opportunities that exist today for the formation of a social interaction skills system among college students. At the same time, increased attention is paid to interactive educational technologies. It is proved that the expansion of their use in the educational process will significantly optimize the process of developing students' competencies related to effective social interaction. Such technologies examples are given. The possibilities existing today for their integration into educational practice are demonstrated.

Key words: secondary specialized education, formation of personal competencies of students, skills of social interaction of students, development of skills of social interaction of students, interactive educational technologies.

Введение. Актуальность проблем, связанных с эффективным формированием навыков взаимодействия у студентов колледжа в процессе учебной деятельности обусловлена рядом факторов. Прежде всего, непредсказуемая динамика современного социума требует подготовки учреждениями системы СПО профессионалов, способных работать в быстро меняющихся экономических и культурных условиях [14, С. 65]. С другой стороны, уровень развития технологий, характерный для нашего времени, требует более высокой компетентности специалистов среднего звена, чем ранее [13, С. 25]. В данном случае также необходимо учесть, что сегодня успешная профессиональная деятельность предполагает наличие развитой способности к социальному взаимодействию (Т.Н. Беспалова, В.К. Винник, Е.Ю. Голохвастова А.В. Гузь, Г.В. Куракова, Н.Б. Лумбунова).

При этом сегодня организации, реализующие деятельность по программам среднего профессионального образования, с необходимостью должны воплощать на практике компетентностный подход к обучению будущих профессионалов (Р.Н. Азарова, А.Г. Бермус, Н.В. Борисова, Е.Я. Коган, В.Б. Кузов, О.Е. Лебедева, Т.А. Михайличенко).

Как известного, одним из эффективных практических механизмов реализации компетентностного подхода в образовании, является широкое использование в учебном процессе интерактивных образовательных технологий [1, С. 169]. Существенная отличительная черта таких технологий - их направленность не только на когнитивные процессы учащихся, но и на их личностные качества (по мнению О.И. Вагановой, Е.Я. Коган, О.Е. Лебедевой).

Из вышеизложенного следует, что учебно-воспитательный процесс, реализуемый в пространстве колледжа, с необходимостью должен быть организован таким образом, чтобы оптимизировать формирование у обучаемых знаний, умений и навыков, связанных с реализацией эффективной коммуникации с окружающими [14, С. 66].

Это, в свою очередь, может поспособствовать повышению эффективности развития у студентов СПО следующих качеств:

- критического мышления;

- способности к всестороннему анализу производственных и иных задач;

- навыков эффективного поиска и критической оценки необходимой информации [1, С. 168].

Некоторые моменты, связанные с развитием системы навыков взаимодействия у студентов колледжа в учебной деятельности, реализуемой с широким использованием интерактивных технологий, будут рассмотрены на страницах настоящей статьи.

Изложение основного материала статьи. Изучение специальной литературы вкупе с анализом практического опыта деятельности российских колледжей позволяет предположить, что существенная эффективность в плане формирования навыков социального взаимодействия учащихся присуща организации их коллективного взаимодействия (A.B. Качалова, A.A. Костенко, М.В. Никитин, A.A. Терсакова, А.И. Шутенко).

Коллективное взаимодействие, по мнению многих исследователей, основывается на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности [10, С. 68-69].

Главной характеристикой такой деятельности является достижение кооперативного результата учебной работы, интегрирующего вклад всех её субъектов ( в нашем случае - студентов СПО) [6, С. 56].

Успешность коллективного взаимодействия, охватывающего всех участников образовательных отношений, предполагает соблюдение ряда важных педагогических условий. Эти, последние, могут быть разделены на четыре группы (Табл. 1).

Таблица 1

Группы педагогических условий, соблюдение которых позволяет обеспечить эффективность коллективного взаимодействия между участниками образовательного процесса

Группы Примеры

Методические условия Регулярное совершенствование профессиональной квалификации педагогических работников, методистов и администрации СПО, в особенности по вопросам, касающимся развития у обучающихся навыков социального взаимодействия.

Овладение преподавателями педагогическими технологиями, позволяющими обеспечить эффективную образовательную коммуникацию [4, С. 30-31].

Широкая интеграция в образовательный процесс практик, основывающихся на передовых достижениях в области формирования социальных компетенций будущих специалистов среднего звена (Е.К. Григальчик, Д.И. Губаревич, И.И. Губаревич, Т.С. Панина).

Дидактические условия Развитие рефлексивной позиции студентов колледжа, стимуляция у них осознанного стремления к самовыражению.

Широкая реализация диалоговой модели обучения [9, С. 316].

Систематическое применение подходов, приёмов и методов, имеющих целью формирование социальных компетенций студентов.

Интегрирование учащихся в различные виды социальных и социокультурных практик (A.A. Дарамаева, В.П. Игнатьев, Е.В. Кетриш).

Психолого- педагогические условия Обеспечение безопасности образовательного процесса и его доверительности.

Обязательное содействие реализации стремления учащихся к общению [3, С. 29-30].

Выявление потребностей и интересов студентов, обсуждение в ходе учебной деятельности такого материала, которые является значимым для всей учебной группы.

Реализация обратной связи между субъектами образовательных отношений.

Предоставление учащимся права выбора в некоторых учебных ситуациях (A.A. Дарамаева, В.П. Игнатьев, В.А. Машарова, Г.Н. Прозументова, Ю.А. Сардушкина, И.В. Склярова).

Обращение к личному опыту студентов.

Субъект-субъектный подход к реализации учебной деятельности [11, С. 75].

Организационно-педагогические условия Создание в пространстве колледжа инновационной инфраструктуры [10, С. 69].

Обогащение и развитие инновационной образовательной среды.

Наличие разработанного научно-методического комплекса и банка инпередовыхых педагогических технологий [6, С. 58].

Поощрение деятельности студенческих сообществ.

Соблюдение педагогических условий, которые можно отнести к перечисленным выше группам, будет способствовать успешной организации конструктивного взаимодействия между субъектами образовательных отношений [4, С. 32]. Достижение же указанных образовательных результатов станет важной составной частью процесса формирования навыков эффективного социального взаимодействия у будущих специалистов [11, С. 77].

Наиболее перспективным путём реализации уже упоминавшихся условий в ходе учебной деятельности автору настоящей статьи представляется расширение использования интерактивных образовательных технологий (в отечественной образовательной практике их активно рассматривали A.A. Бизяева, Г.А. Берулава, Н.С. Куриленко, O.E. Лебедева, В.А. Машарова, В.В. Чечет и др.).

Их систематическое применение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса. В данном случае он должен строиться не от теории к практике, но от формирования нового опыта учащихся к его теоретическому осмыслению [1,С. 170].

Современное состояние разработки интересующих нас вопросов позволяет говорить о ряде преимуществ, которые даёт использование интерактивных образовательных технологий по ходу развития навыков взаимодействия у студентов колледжа.

Во-первых их широкое применение позволяет повысить мотивацию учащихся. Таким образом, они демонстрируют большую вовлеченность в решение обсуждаемых проблем. Это, в свою очередь, даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Таким образом, процесс формирования социальных навыков приобретает большую осмысленность [3, С. 33].

Во-вторых использование интерактивных форм обучения расширяет возможности для контроля уровня усвоения интересующих нас навыков. Кроме того, повышаются возможности для анализа сформированности у студентов умения применять их в дальнейшей практике профессиональной и иных видов деятельности [14, С. 67].

Далее, внедрение интерактивных образовательных технологий в учебную деятельность с высокой вероятностью будет способствовать интенсификации процесса усвоения учащимися навыков взаимодействия. Это достигается за счёт их более активного включения в процесс не только получения, но и непосредственного применение таких навыков (Г.А. Берулава, Л.Н. Вавилова, O.E. Лебедева, Т.С. Панина).

Кроме того, рассматриваемые технологии позволяют будущим специалистам среднего звена получить новый опыт социального взаимодействия и его организации [9, С. 250]. Деятельность, направленная на их реализацию в ходе учебной деятельности, обеспечивает не только приращение соответствующих компетенций, но и раскрытие новых возможностей студентов [7, С. 135-136].

Обучение с широким использованием интерактивных образовательных технологий также способствует формированию у учащихся способности нестандартно мыслить, в т.ч. в условиях проблемных ситуаций [2, С. 50]. Это, в свою очередь, подразумевает интенсификацию формирования следующих черт:

- умение вступать в партнерское общение [8, С. 89];

- доброжелательность по отношению к оппонентам;

- навыки продуктивного сотрудничества;

- способность выслушивать иную точку зрения [9, С. 210].

Интерактивные образовательные технологии применимы как в ходе практических занятий, так и лекций [8, С. 125]. Например, первые могут быть реализованы в следующих интерактивных формах:

- лекция-диалог [12, С. 410];

- лекция с запланированными ошибками;

- проблемная лекция [10, С. 67];

- лекция-визуализация.

На семинарах же могут с успехом применяться:

- «мозговой штурм» (М.Н. Булаева, А.П. Панфилова, О.Г. Шагалова);

- ролевые и деловые игры [5, С. 36];

- тренинг;

- кейс-стади.

Рассмотрим ряд образовательных технологий и те преимущества, которые даёт их реализация в процессе формирования конструктивного взаимодействия у студентов СПО [1] (Табл. 2).

Таблица 2

Образовательные технологии, направленные на формирование конструктивного взаимодействия студентов,

обучающихся в организациях СПО

№ Образовательная технология Дидактические возможности данной технологии

1. «Мозговой штурм» Это способ коллективного поиска совместных решений для самых разных задач. В нашем случае - задачи конструктивного взаимодействия. Целью мозгового штурма является получение нестандартных и эффективных решений в условиях ограниченного времени, как правило, семинарского занятия. Добиваются эффективного конструктивного взаимодействия за счет генерирования максимального количества разнообразных идей в процессе совместного обсуждения в команде.

2. Проектная деятельность Позволяет студентам реализовывать навыки конструктивного взаимодействия в составе микрогрупп, работающих над теоретическими и творческими проектами.

3. Технология развития критического мышления Грамотное использование данной технологии способствует развитию логики, обоснованности суждений, а так же и применению принятых решений к различным ситуациям, возникающим по ходу взаимодействия между участниками образовательного процесса.

4. Скэффолдинг Основная черта данной педагогической технологии - организация учебной деятельности по принципу «угасающей помощи», при которой педагог постепенно уменьшает степень своего участия в конструктивном взаимодействии между учащимися до тех пор, пока они не станут совершенно самостоятельными в решении соответствующих задач. Корректная реализация данной технологии позволяет: совершенствовать уровень интеллектуального развития студентов организаций СПО, развивать их кругозор; глубину, гибкость, критичность и прогностичность мышления; настойчивость и уверенность в себе.

5. Кейс-стади Позволяет сформировать у обучающихся способности к аргументированному выбору различных вариантов решения тех или иных проблем в ходе конструктивного взаимодействия.

Педагогический работник при этом не должен выступать в качестве транслятора готовых навыков. По ходу широкого использования интерактивных технологий в целях развития социальных компетенций учащихся основной его задачей становится генерация необходимых условий для проявления студентами инициативы [5, С. 38]. Другая важная функция преподавателя - помощник в данном процессе [12, С. 114].

Рассмотрев некоторые пути развития системы навыков социального взаимодействия у лиц, осваивающих образовательные программы колледжа, необходимо перейти к подведению итогов исследования.

Выводы. Таким образом, в современном российском обществе всё больше значения придаётся выпуску образовательными организациями специалистов среднего звена. При этом фиксируется рост требований к качеству их подготовки. Значимой чертой профессионального портрета такого специалиста является сформированная на достаточном уровне система навыков социального взаимодействия. Соответственно, при дальнейшей модернизации отечественной системы среднего профессионального образования развитию соответствующих компетенций должно быть уделено повышенное внимание.

Результаты анализа текущей педагогической ситуации позволяют с определённой долей уверенности заявить: определённая эффективность в плане развития навыков социального взаимодействия присуща интерактивным технологиям.

Интерактивные технологии применимы как в ходе теоретических, так и практических занятий. В большинстве случаев их широкое использование не требует внесения существенных модернизаций в образовательный процесс.

Однако при этом реализация подобных технологий позволяет существенно повысить эффективность становления системы навыков социального взаимодействия у студентов организаций среднего профессионального образования.

Крайнем важным также является формирование у студентов СПО ряда других черт, необходимых доя реализации профессиональной и иной деятельности в условиях постиндустриального общества будущего.

Литература:

1. Абдулаев, М.А. Дидактические возможности педагогических технологий в процессе организации конструктивного взаимодействия студентов СПО / М.А. Абдулаев // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - №6 (103). - С. 130-133

2. Караханова, Г.А. Интерактивные образовательные технологии в подготовке будущего учителя / Г.А. Караханова, Е.Е. Оруджалиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2020. - Т. 14. - № 2. - С. 49-53

3. Коротаева, Е.В. Проблемы подготовки к педагогическому взаимодействию в современных профессиональных стандартах / Е.В. Коротаева // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 2. - С. 28-34

4. Котышев, И.А. Модель открытого образовательного пространства общеобразовательной организации в условиях социального партнёрства / И.А. Котышев // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 30-33

5. Кутепова, Л.И. Особенности реализации технологии дискуссионного обучения при изучении педагогических дисциплин / Л.И. Кутепова, О.И. Ваганова, М.А. Толчина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - №2(44). - С. 34-39

6. Лапин, В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании / В.Г. Лапин //Инновационное развитие профессионального образования. -2019. -№ 1(21). -С. 55-59

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Маллабоева, Ш.Т. Интерактивные образовательные технологии в обучении физике / Ш.Т. Маллабоева // Мировая наука. - 2022. - № 5(62). - 135-138

8. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н.В. Матяш. - Москва: Академия, 2012.- 160 с.

9. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности: / Л.М. Митина. - Москва: Издательствово Московского психолого-социального института, 2002. -400 с.

10. Мухидинов, М.Г. Проблемы формирования новой образовательной среды / М.Г. Мухидинов, С.М. Магомедова, Г.А, Магомедов // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2(99). - С. 67-69

11. Ососова, М.В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения подростков в системе образовательного процесса / М.В. Ососова // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1 - С. 74-78

12. Панфилова, А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала / А.П. Панцилова. - Санкт-Петербург: Знание, 2003. - 536 с.

13. Перикова, Е.И. Эффективность метакогнитивных стратегий принятия решений в учебной деятельности / Е.И. Перикова, А.Е. Ловягина, В.М. Вызова // Science for Education Today. -2019. - № 4,- С. 19-34

14. Симеонова, Н.М. Моделирование ситуаций профессионального общения на основе ролевых игр в процессе иноязычной подготовки студентов-экономистов / Н.М. Симеонова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). -С. 64-67

15. Шарипова, В.Н. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в колледже / В.Н. Шарипова // Вестник науки. - 2022. - № 12(57). - С. 176-184

Педагогика

УДК 374.32

доцент, член Союза Художников РФ Абдуллина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Петрова Нина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА

ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕПКЕ ИЗ ГЛИНЫ

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальность развития образно-художественного мышления. Анализируются различные виды мышления. Дается описание особенностей развития детей подросткового возраста. Основное внимание в работе акцентируется на больших возможностях лепки из глины в развитии образно-художественного мышления. Обосновывается мысль о том, что интерес подростков к творчеству позволяет им целостно воспринимать окружающий мир. В статье авторы предлагают применять специальные программы обучения, способствующие развитию мышления образами в художественном направлении. Авторы приходят к выводу, что развитие образно-художественного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.