Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ СПО'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессионального образование / личностное развитие студентов организаций среднего профессионального образования / конструктивное взаимодействие студентов организаций среднего профессионального образования / повышение эффективности взаимодействия между участниками образовательного процесса / педагогические технологии / secondary vocational education / personal development of students of secondary vocational education organizations / constructive interaction of students of secondary vocational education organizations / improving effectiveness of interaction between participants in educational process / pedagogical technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М А. Абдулаев

На основе анализа собственного педагогического опыта и широкого круга специальной литературы автор рассматривает основные дидактические возможности, которые даёт расширение использования педагогических технологий при организации конструктивного взаимодействия студентов учреждений среднего профессионального образования. Для этого в первую очередь он представляет определение дефиниции «педагогическая технология», наиболее релевантное поставленным исследовательским целям. После этого определяет ту роль, которую играет технологическая компетентность педагогического работника учреждения СПО при организации конструктивного взаимодействия между учащимися. Затем демонстрируются условия, способствующие наиболее эффективному применению педагогических технологий в соответствующих целях. Приводятся конкретные примеры педагогических технологий, правильное использование которых позволяет организовать конструктивное взаимодействие, а также рассматриваются их дидактические преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC POSSIBILITIES OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF ORGANIZING CONSTRUCTIVE INTERACTION OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Based on his own pedagogical experience and specialized literature wide range analysis, the author examines the main didactic possibilities that the expansion of the pedagogical technologies using in the constructive interaction organization of college students. To do this, first of all, he gives a definition of the pedagogical technology, the most relevant to the set research goals. After that, he determines the role played by the technological competence of the college teaching staff in organizing constructive interaction between students. Then the conditions that promote the most effective use of pedagogical technologies for the appropriate purposes are demonstrated. Specific examples of pedagogical technologies are given, the correct use of which makes it possible to organize constructive interaction, and their didactic advantages are also considered.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ СПО»

школьной скамьи портфолио творческого характера: поют на родном языке, исполняют тойук, олонхо, чабыр5ах, играют на хомусе и других музыкальных инструментах. Несомненно, это неоценимые способности для будущего учителя как транслятора культуры, наставника младшего школьника в этнокультурном развитии.

Личностное осмысление выбора профессии учителя и формирование потребности в развитии этнического самосознания студентов продолжается на 2 курсе бакалавриата. На данном этапе завершается комплексная диагностика учителя начальных классов на интерес к этнопедагогической деятельности учителя начальных классов, организуется рефлексия студентов с целью определения направления саморазвития, разработки плана освоения этнокультурного и полиэтнического материала в вузе в рамках учебной и внеучебной работы (запись в кружки, участие в проводимых мероприятиях, акциях). На этапе первого ознакомления с педагогическим реалиями современной начальной школы будущий учитель более углубленно осваивает образовательные технологии, формы и методы обучения и воспитания младших школьников, учится рациональному их применению.

На итоговом курсе обучения бакалавриата преддипломная практика ориентирована на совершенствование приобретенных компетенций за период профессиональной подготовки, в том числе этнопедагогической. Это составляет суть деятельностного этапа формирования этнопедагогической компетенции выпускника.

Анализ и обобщение эмпирической практики Д.А. Данилова, показывает, что в современных условиях - это один из крупных новаторов нашей республики. Дмитрий Алексеевич проводил занятия с соискателями и аспирантами, повышая их педагогическое мастерство. Н.Д. Неустроева вспоминают как замечательного

Библиографический список

человека, блестящего ученого, учителя с большой буквы, мастера своего дела и мудрого наставника.

Как видно, этнопедагогическая подготовка учителей к реализации системы этнокультурного воспитания обучающихся предлагаем модели формирования этнического самосознания и этнопедагогической компетенции будущих учителей, способствует развитию профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к педагогическому сопровождению процесса этнокультурного развития личности младшего школьника как носителя уникальной культуры народов Северо-Востока России, способности применять соответствующие адекватные индивидуально подобранные формы и методы, средства и технологии, наиболее эффективные в условиях малокомплектной сельской начальной школы. В настоящее время в опыте работы сельских малокомплектных школ республики не практикуется традиционная методика организации учебного процесса в разновозрастных группах, которая содержательно раскрыта в российской педагогической теории. Как правило, сегодня учитель работает с одним малочисленным классом. Но следует отметить, что практика индивидуализации образовательного процесса также недостаточно разработана и распространена в деятельности сельских школ. Именно технология индивидуализации в сельской школе наиболее соответствует применению в процессе формирования этнокультурной идентичности и этнического самосознания младшего школьника, поскольку привитие интереса и уважения к своей культуре и языку начинается с интересных ребенку форм досуговой деятельности, выбора направления освоения родной культуры (музыка, танец, устный фольклор и др). Успешное решение этой задачи возможно только при условии соответствующей готовности педагогических кадров, сформированности их собственной этнопедагогической компетенции, этнического самосознания.

1. Ильина Т.М., Охлопков ПИ. Эркээйи эргиирэ»: создание среды саморазвития детей и молодежи: региональная программа. Якутск: Дани-Алмас, 2021.

2. Никитина Е.С., Данилов Д.А. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003.

3. Данилов Д.А. Служение педагогической науке. Москва: Образование и информатика, 2007.

4. Неустроев Н.Д. По тропам педагогической науки. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018.

5. Шергина Т. А., Бугаева А.П., Кожурова А.А. Этнокультурное воспитание младших школьников в условиях Арктики. Якутск: Издательский дом СВФУ 2018.

6. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016.

References

1. Il'ina T.M., Ohlopkov G.I. 'Erk'e'eji 'ergiir'e»: sozdanie sredy samorazvitiya deteji molodezhi: regional'naya programma. Yakutsk: Dani-Almas, 2021.

2. Nikitina E.S., Danilov D.A. Regional'nye problemy podgotovki pedagogicheskih kadrov: organizacionno-pedagogicheskie osnovy. Novosibirsk: Sibirskoe universitetskoe izdatel'stvo, 2003.

3. Danilov D.A. Sluzhenie pedagogicheskoj nauke. Moskva: Obrazovanie i informatika, 2007.

4. Neustroev N.D. Po tropam pedagogicheskoj nauki. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2018.

5. Shergina T.A., Bugaeva A.P., Kozhurova A.A. 'Etnokul'turnoe vospitanie mladshih Shkolnikov v usloviyah Arktiki. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2018.

6. Kozhurova A.A., Shergina T.A. Vospitanie mladshih Shkolnikov v polikul'turnojsrede. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2016.

Статья поступила в редакцию 01.12.23

УДК 378

Abdulaev M.A., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

DIDACTIC POSSIBILITIES OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF ORGANIZING CONSTRUCTIVE INTERACTION OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. Based on his own pedagogical experience and specialized literature wide range analysis, the author examines the main didactic possibilities that the expansion of the pedagogical technologies using in the constructive interaction organization of college students. To do this, first of all, he gives a definition of the pedagogical technology, the most relevant to the set research goals. After that, he determines the role played by the technological competence of the college teaching staff in organizing constructive interaction between students. Then the conditions that promote the most effective use of pedagogical technologies for the appropriate purposes are demonstrated. Specific examples of pedagogical technologies are given, the correct use of which makes it possible to organize constructive interaction, and their didactic advantages are also considered.

Key words: secondary vocational education, personal development of students of secondary vocational education organizations, constructive interaction of students of secondary vocational education organizations, improving effectiveness of interaction between participants in educational process, pedagogical technologies

М.А. Абдулаев, аспирант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: filimonuk.l@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ СПО

На основе анализа собственного педагогического опыта и широкого круга специальной литературы автор рассматривает основные дидактические возможности, которые даёт расширение использования педагогических технологий при организации конструктивного взаимодействия студентов учреждений среднего профессионального образования. Для этого в первую очередь он представляет определение дефиниции «педагогическая технология», наиболее релевантное поставленным исследовательским целям. После этого определяет ту роль, которую играет технологическая компетентность педагогического работника учреждения СПО при организации конструктивного взаимодействия между учащимися. Затем демонстрируются условия, способствующие наиболее эффективному применению педагогических технологий в соответствующих целях. Приводятся конкретные примеры педагогических

технологии, правильное использование которых позволяет организовать конструктивное взаимодеиствие, а также рассматриваются их дидактические преимущества.

Ключевые слова: среднее профессионального образование, личностное развитие студентов организаций среднего профессионального образования, конструктивное взаимодействие студентов организаций среднего профессионального образования, повышение эффективности взаимодействия между участниками образовательного процесса, педагогические технологии

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящего исследования, может быть обоснована путём изучения особенностей современных психолого-педагогических взглядов на проблему развития личности. Сегодня большинство педагогов-исследователей и практиков разделяют биосоциальный подход к соответствующему процессу (И.В. Брун, В.А. Каган, Е.А. Орел, О.В. Пе-терс, О.М. Разумникова, И.Л. Угланова, О.В. Шаварина). Согласно этому, последнему, главным условием формирования личности, в том числе учащихся организаций СПО, является оптимальное сочетание различных факторов, имеющих как биологическую, так и социальную природу (Е.И. Китаева, Е.А. Орел, О.В. Петерс, О.М. Разумникова, И.Л. Угланова).

Таким образом, именно социальная среда позволяет генерировать обстоятельства, необходимые с точки зрения развития задатков и способностей у представителей подрастающего поколения (М.Я. Басов, И.В. Брун, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Соответственно, большое внимание с необходимостью уделяется проблемам конструктивного взаимодействия, реализуемого по ходу учебно-воспитательного процесса (Е.Н. Герингер, А.Н. Леонтьев, А.Я. Пономарев, Н.В. Путинцева, С.Л. Рубинштейн, А.В. Чоршамбиева). Указанный процесс представляет собой исходную точку при создании различных познавательных ситуаций [1, с. 122].

Выделяют два метода, реализация которых способствует достижению эффективного педагогического взаимодействия:

- синтетический;

- аналитический (Л.А. Варавина, А.В. Павлова, Д.А. Потапов).

При этом практическое воплощение первого подразумевает упор на конкретные педагогические явления и процессы, понимаемые как системы определённых взаимодействий [2, с. 41]. Второй метод связан с пониманием наличных педагогических систем как совокупности абстрактных взаимодействий [3, с. 217-218]. Успешная реализация обоих требует расширения использования современных педагогических технологий в образовательном процессе [1, с. 130]. Дидактическим возможностям этих, последних, посвящена статья.

Соответственно, её цель - рассмотреть дидактические возможности педагогических технологий в процессе организации конструктивного взаимодействия лиц, осваивающих программы организаций среднего профессионального образования.

Задачи, которые необходимо решить для её достижения, формулируются следующим образом:

- дать определение дефиниции «педагогическая технология», наиболее релевантное цели исследования;

- выяснить, какую роль играет технологическая компетентность педагогического работника учреждения СПО при организации конструктивного взаимодействия между учащимися;

- продемонстрировать условия, способствующие наиболее эффективному применению педагогических технологий в соответствующих целях;

- привести конкретные примеры педагогических технологий, правильное использование которых позволяет организовать конструктивное взаимодействие.

По ходу их решения автором были реализованы следующие методы исследования:

- рефлексия собственного педагогического опыта;

- анализ специальной литературы, на страницах которой поднимается интересующая нас проблематика.

Научная новизна исследования заключается в выявлении места, которое технологическая компетентность педагога системы СПО занимает в ходе успешной реализации конструктивного взаимодействия между учащимися.

Теоретическая значимость - в определении условий, способствующих эффективному применению педагогических технологий при организации такого взаимодействия.

Практическая же состоит в демонстрации конкретных педагогических технологий, обладающих в этой связи наибольшей эффективностью.

Сегодня термин «технология» является одним из наиболее употребляемых на страницах педагогических сочинений (И.П. Андриади, М.С. Каган, В.А. Кан-Ка-лик, А.А. Леонтьев, Е.С. Рапацевич). Безусловно, такая ситуация - свидетельство его практической актуальности. С другой стороны, столь активное обсуждение является доказательством того факта, что интересующая нас дефиниция сегодня находится в стадии теоретического освоения [2, с. 42]. По этой причине в профильной литературе соседствует целый ряд родственных понятий. К таковым относятся:

- «технология организации»;

- «технология обучения»;

- «образовательная технология»;

- «педагогическая технология» (С.И. Андреева, Т.А. Гурьянова, А.А. Фоменко, С.Д. Якушева).

Подобный плюрализм среди отечественных авторов наблюдается и применительно к сравнительно узкому понятию «педагогическая технология». Это, последнее, может обозначать:

- то или иное направление дидактики (И.Ф. Дементьева, В.М. Идрисова, Е.В. Коротаева);

- систему приёмов и методов, реализуемых каким-либо педагогом в его образовательной практике (Т. Г Корякина, В.В. Находкин, Е.Н. Неустроева, Ю.П. Прокопьева, Л.И. Савинов);

- технологически разработанную обучающую среду (Д.А. Белухин, Л.К, Гребенкина, В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов, Е.В. Коротаева, А.В. Мудрик, ГА. Цукерман).

С точки зрения решения задач данного исследования наиболее рациональным выглядит понимание педагогической технологии как методики и отдельных методов организации образовательного процесса [1, с. 129].

Таблица 1

Группы условий Примеры условий

Направленные на создание обстановки, комфортной для обучающихся Создание ситуаций успеха в процессе общения между субъектами образовательных отношений [5, с. 315]

Максимальное удовлетворение культурных потребностей и интересов учащихся в ходе педагогического процесса

Стимуляция развития комплекса умений и навыков студентов, связанных с защитой собственной позиции [6, с. 14]

Связанные с максимальным учётом профессионально-личностных особенностей участников учебно-воспитательного процесса и меры их готовности к применению педагогических технологий Диалогичность процесса обучения, направленная на взаимопонимание и выработку общего языка общения [7, с. 258]

Знание преподавателем личностных особенностей обучающихся [8, с. 9]

Точное определение целей, задач и предполагаемых результатов учебной работы

Повышающие эффективность применения педагогических технологий в целях формирования у учащихся навыков конструктивного взаимодействия Поощрение осознанного стремления учащихся к саморазвитию, самопрезентации, самопознанию и самоконтролю

Обеспечение достижения высоких образовательных результатов (С.П. Акутина, И.С. Беганцова, У.Г. Трибунская, Т.Т. Щелина)

Направленность образовательного процесса на развитие у студентов личностных качеств, необходимых для успешной деятельности в условиях постиндустриального общества будущего [9, с. 50-51]

Обеспечение максимальной самостоятельности учащихся при выполнении учебных задач

Стимулирование у них деятельности, связанных с самостоятельным ориентированием в информационных потоках [6, с. 15]

Необходимые условия успешного применения педагогических технологий в процессе организации конструктивного взаимодействия студентов СПО

Ввиду вышеизложенного для современного педагога организации среднего профессионального образования недостаточно сформированной системы знаний об уже существующих технологиях [3, с. 219]. Первостепенную важность приобретают умения и навыки, связанные с практическим использованием таковых [2, с. 44]. Таким образом, от уровня развития технологической компетентности преподавателя во многом зависит успешное построение учебного процесса, не исключая конструктивного взаимодействия между его участниками [4, с. 36-37].

Помимо достаточного уровня сформированности соответствующих компетенций педагогического работника, успешное развитие навыков конструктивного взаимодействия у студентов организаций СПО представляется возможным в случае соблюдения ряда условий (табл. 1).

Необходимость соблюдения вышеперечисленных педагогических условий определяет перечень технологий, представляющихся наиболее применимыми при организации конструктивного взаимодействия у студентов организаций среднего профессионального образования [10, с. 20].

Охарактеризуем некоторые образовательные технологии и те преимущества, которые даёт их реализация (табл. 2).

Каждой из них присущи определённые дидактические возможности по ходу соответствующего процесса. Все вышеперечисленные педагогические технологии позволяют обучающимся получить необходимые для реализации конструктивного взаимодействия знания, умения и навыки. При этом активизируется процесс выработки у них системы полезных ценностных установок. Таким образом, их широкое использование позволяет создать образовательную среду [9]. В её границах представляется возможной правильная организация продуктивного общения между участниками учебно-воспитательного процесса, в том числе на иностранном языке [10].

Из вышеизложенного следует, что одной из наиболее актуальных проблем, каковые необходимо решить по ходу дальнейшей модернизации системы отечественного СПО, является поиск системы оптимальных педагогических технологий. Сказанное относится, в том числе, к такой важной составляющей образовательного процесса, как конструктивное взаимодействие между его участниками.

Библиографический список

Таблица 2

Педагогические технологии, направленные на формирование конструктивного взаимодействия студентов, обучающихся в организациях СПО

Технология Дидактические возможности

Проектная деятельность Позволяет студентам реализовывать навыки конструктивного взаимодействия в составе микрогрупп, работающих над теоретическими и творческими проектами [8, с. 12]

Технология развития критического мышления Её грамотное использование будет способствовать развитию логики, обоснованности суждений, а равно и применения принятых решений к различным ситуациям, возникающим по ходу взаимодействия между участниками образовательного процесса

Кейс-стади Позволяет сформировать у обучающихся способности к аргументированному выбору различных вариантов решения тех или иных проблем в ходе конструктивного взаимодействия

Рациональная организация последнего представляется возможной при соблюдении педагогических условий, которые мы можем условно отнести к следующим группам: направленные на создание обстановки, комфортной для обучающихся; связанные с максимальным учётом профессионально-личностных участников учебно-воспитательного процесса и меры их готовности к применению педагогических технологий; повышающие эффективность применения педагогических технологий в целях формирования у учащихся навыков конструктивного взаимодействия. Их осуществление позволяет с успехом реализовывать при организации конструктивного взаимодействия дидактические возможности таких технологий, как проектная деятельность, скаффолдинг, технология развития критического мышления и кейс-стади.

1. Kong S.C. Components and methods of evaluating computational thinking for fostering creative problem-solvers in senior primary school education. Computational thinking education. Singapore: Springer, 2021: 119-141.

2. Еловская С.В. Использование интерактивных образовательных технологий при обучении иностранному языку в вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018; Т. 23, № 176: 39-45.

3. Алимсакаева РК. Методические условия эффективности педагогического общения в системе профессиональной подготовки будущих учителей. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 217-219.

4. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. Москва: Перо, 2020.

5. Сальникова О.Д., Ромаева Н.Б., Соловьева О.В. Мотивационный ресурс личности как условие развития компетенции самообразования студентов вуза. Перспективы науки и образования. 2021; № 2 (50): 311-324.

6. Ветров Ю.П., Зеленко Н.В., Калинина М.А. Использование цифровых образовательных платформ в процессе активизации самообразовательной деятельности будущих учителей технологии. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 14-16.

7. Эрикенова Э.М. Субъектно-личностный подход как методологическая основа подготовки будущих экономистов к непрерывному образованию. Гуманитарные и социальные науки. 2019; № 4: 253-264.

8. Бигаева И.М., Урумов З.Э. Проблема интеракции «Преподаватель - студент». Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 9-13.

9. Зборовский ГЕ. Можно ли быть вместе, находясь врозь: студенты и преподаватели в вузе. Социологические исследования. 2018; № 9: 49-58.

10. Замаева Д.М. Теоретические аспекты формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 19-21.

References

1. Kong S.C. Components and methods of evaluating computational thinking for fostering creative problem-solvers in senior primary school education. Computational thinking education. Singapore: Springer, 2021: 119-141.

2. Elovskaya S.V. Ispol'zovanie interaktivnyh obrazovatel'nyh tehnologij pri obuchenii inostrannomu yazyku v vuze. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2018; T. 23, № 176: 39-45.

3. Alimsakaeva R.K. Metodicheskie usloviya 'effektivnosti pedagogicheskogo obscheniya v sisteme professional'noj podgotovki buduschih uchitelej. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 217-219.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Bilenko P.N., Blinov V.I., Dulinov M.V., Esenina E.Yu. Didakticheskaya koncepciya cifrovogoprofessional'nogo obrazovaniya iobucheniya. Moskva: Pero, 2020.

5. Sal'nikova O.D., Romaeva N.B., Solov'eva O.V. Motivacionnyj resurs lichnosti kak uslovie razvitiya kompetencii samoobrazovaniya studentov vuza. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2021; № 2 (50): 311-324.

6. Vetrov Yu.P., Zelenko N.V., Kalinina M.A. Ispol'zovanie cifrovyh obrazovatel'nyh platform v processe aktivizacii samoobrazovatel'noj deyatel'nosti buduschih uchitelej tehnologii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 14-16.

7. 'Erikenova 'E.M. Sub'ektno-lichnostnyj podhod kak metodologicheskaya osnova podgotovki buduschih 'ekonomistov k nepreryvnomu obrazovaniyu. Gumanitarnye isocial'nye nauki. 2019; № 4: 253-264.

8. Bigaeva I.M., Urumov Z.'E. Problema interakcii «Prepodavatel' - student». Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 9-13.

9. Zborovskij G.E. Mozhno li byt vmeste, nahodyas' vroz': studenty i prepodavateli v vuze. Sociologicheskieissledovaniya. 2018; № 9: 49-58.

10. Zamaeva D.M. Teoreticheskie aspekty formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii u studentov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 19-21.

Статья поступила в реакцию 21.11.23

УДК 378

Bedrin V.S., Cand. of Sciences (Law), Senior Lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Volgograd, Russia), E-mail: bedrinvs@rambler.ru

INFORMATION CULTURE OF PERSONALITY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. In the modern world, information has become one of the main resources that is used to achieve goals and solve problems. However, people do not always have sufficient knowledge and skills of working with information to use it effectively in their daily activities. This can lead to problems such as lack of awareness, mistakes in decision-making, etc. Therefore, the question of the information culture of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.