Научная статья на тему 'ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ'

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнопедагогизация / этнокультурное воспитание / профессиональная подготовка / учитель начальных классов / научно-исследовательская деятельность / ethnopedagogization / ethnocultural education / vocational training / primary school teacher / tutor / research activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т А. Шергина

В статье представлена реализация комплексной программы «Эркээйи эргиирэ: создание среды саморазвития детей и молодежи»; раскрыты проблемы формирования этнопедагогической компетенции учителя начальных классов, этнопедагогизации образовательного процесса и формирования общероссийской гражданской идентичности как условия успешной реализации задачи нового стандарта начальной школы; описываются содержание и этапы формирования этнопедагогической компетенции бакалавров – учителей начальных классов на примере Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. В данной статье автор раскрывает роль научно-педагогического работника вуза в формировании исследовательских навыков студентов и аспирантов, также рассматривает сущность деятельности по формированию научно-методической компетенции, руководству научной деятельностью педагогов. Выделяются содержание и основные направления научной деятельности преподавателя по данному направлению. В статье отмечается роль профессоров Данилова Дмитрия Алексеевича, Неустроева Николая Дмитриевича в подготовке молодых исследователей как наставников и их научной школы, воспитавшей целую плеяду педагогов-ученых. В научной школе рассматривались организационно-педагогические проблемы образования, проблемы регионализации образования, индивидуально-творческая, этнопедагогическая подготовка педагогических кадров. Успешная научная деятельность ученых-профессоров, преданность профессии учителя служат примером для студентов, аспирантов, учителей, преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPEDAGOGIC TRAINING OF TEACHERS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE SYSTEM OF ETHNOCULTURAL EDUCATION OF STUDENTS IN RURAL SCHOOLS

The article presents the implementation of the comprehensive program “Erkeei ergiire: creating an environment for the self-development of children and youth” and the formation of ethnopedagogic competence of primary school teachers, ethnopedagogization of the educational process and the formation of an all-Russian civic identity as a condition for the successful implementation of the task of the new primary school standard, describes the content and stages of the formation of ethnopedagogic competence of bachelor primary school teachers on the example of “North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov”. In this article, the author reveals the role of a scientific and pedagogical employee of a university in the formation of research skills of students and postgraduates, also examines the essence of activities for the formation of scientific and methodological competence, the leadership of scientific teachers. The content and main directions of the scientific activity of the teacher in this area are highlighted. The article notes the role of professors Dmitry Alekseevich Danilov and Nikolai Dmitrievich Neustroev in the training of young researchers as mentors and their scientific school, which has educated a whole galaxy of scientific teachers. The scientific school considered organizational and pedagogical problems of education, problems of regionalization of education, individual creative, ethnopedagogic training of teaching staff. The successful scientific activity of academic professors, dedication to the teaching profession serve as an example for students, graduate students and teachers.

Текст научной работы на тему «ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ»

кружка с первой попытки становятся студентами вузов. Главное достижение музейной педагогики - это этнокоммуникативные компетенции обучаемых, их способность в дальнейшем - свободно, с чувством гордости рассказывать на разных уровнях о культуре и традициях родного села, улуса и родного края представителям других этносов.

Современные статистические данные в сфере образования подтверждают тот факт, что в Республике Саха (Якутия) преимущественным типом сельской школы остается малокомплектная школа. Несомненно, сегодня малокомплектные школы сталкиваются в основном с проблемами недостаточности ресурсного обеспечения: кадрового, финансового, материально-технического, информационного, что в итоге отражается на качестве образовательных результатов. Значительно острее сложившаяся ситуация ощущается в условиях внедрения

Библиографический список

нового поколения федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, поскольку ожидаемые образовательные результаты затрагивают не только предметные знания, но и личностные качества, характеристики, новообразования, способности и компетенции, что требует расширения возможностей образовательной среды. Создание условий для гармоничного полноценного развития личности обучающихся предусматривает необходимость усиления индивидуализации образовательного процесса, обеспечения педагогического сопровождения каждого ученика в рамках его индивидуальной траектории развития с целью максимального раскрытия личностного потенциала, уникальной индивидуальности. С этой точки зрения малокомплектная школа обладает преимущественными возможностями, которые необходимо активно использовать и технологически совершенствовать.

1. Ильина Т.М., Охлопков Г.И. Эркээйи эргиирэ»: создание среды саморазвития детей и молодежи: региональная программа. Якутск: Дани-Алмас, 2021.

2. Кривошапкин А.И. Наследие предков. Якутск: ОФСЕТ, 2008.

3. Винокурова У.А. Этнопедагогика любви и национального спасения. Якутск: Медиа-холдинг Якутия, 2017.

4. Шергина Т. А., Бугаева А.П., Кожурова А.А. Этнокультурное воспитание младших школьников в условиях Арктики. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018.

5. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде. Якутск: Издательский дом СВФУ 2016.

References

1. Il'ina T.M., Ohlopkov G.I. 'Erk'e'eji'ergiir'e»: sozdanie sredy samorazvitiya detej imolodezhi: regional'naya programma. Yakutsk: Dani-Almas, 2021.

2. Krivoshapkin A.I. Naslediepredkov. Yakutsk: OFSET, 2008.

3. Vinokurova U.A. 'Etnopedagogika lyubvi i nacional'nogo spaseniya. Yakutsk: Media-holding Yakutiya, 2017.

4. Shergina T.A., Bugaeva A.P., Kozhurova A.A. 'Etnokul'turnoe vospitanie mladshih Shkolnikov v usloviyah Arktiki. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2018.

5. Kozhurova A.A., Shergina T.A. Vospitanie mladshih Shkolnikov v polikul'turnoj srede. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2016.

Статья поступила в редакцию 30.11.23

УДК 373.3

Shergina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: sherginata@mail.ru

ETHNOPEDAGOGIC TRAINING OF TEACHERS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE SYSTEM OF ETHNOCULTURAL EDUCATION OF STUDENTS IN RURAL SCHOOLS. The article presents the implementation of the comprehensive program "Erkeei ergiire: creating an environment for the self-development of children and youth" and the formation of ethnopedagogic competence of primary school teachers, ethnopedagogization of the educational process and the formation of an all-Russian civic identity as a condition for the successful implementation of the task of the new primary school standard, describes the content and stages of the formation of ethnopedagogic competence of bachelor primary school teachers on the example of "North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov". In this article, the author reveals the role of a scientific and pedagogical employee of a university in the formation of research skills of students and postgraduates, also examines the essence of activities for the formation of scientific and methodological competence, the leadership of scientific teachers. The content and main directions of the scientific activity of the teacher in this area are highlighted. The article notes the role of professors Dmitry Alekseevich Danilov and Nikolai Dmitrievich Neustroev in the training of young researchers as mentors and their scientific school, which has educated a whole galaxy of scientific teachers. The scientific school considered organizational and pedagogical problems of education, problems of regionalization of education, individual creative, ethnopedagogic training of teaching staff. The successful scientific activity of academic professors, dedication to the teaching profession serve as an example for students, graduate students and teachers.

Key words: ethnopedagogization, ethnocultural education, vocational training, primary school teacher, tutor, research activity

Т.А. Шергина, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: sherginata@mail.ru

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ

В статье представлена реализация комплексной программы «Эркээйи эргиирэ: создание среды саморазвития детей и молодежи»; раскрыты проблемы формирования этнопедагогической компетенции учителя начальных классов, этнопедагогизации образовательного процесса и формирования общероссийской гражданской идентичности как условия успешной реализации задачи нового стандарта начальной школы; описываются содержание и этапы формирования этнопедагогической компетенции бакалавров - учителей начальных классов на примере Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. В данной статье автор раскрывает роль научно-педагогического работника вуза в формировании исследовательских навыков студентов и аспирантов, также рассматривает сущность деятельности по формированию научно-методической компетенции, руководству научной деятельностью педагогов. Выделяются содержание и основные направления научной деятельности преподавателя по данному направлению. В статье отмечается роль профессоров Данилова Дмитрия Алексеевича, Неустроева Николая Дмитриевича в подготовке молодых исследователей как наставников и их научной школы, воспитавшей целую плеяду педагогов-ученых. В научной школе рассматривались организационно-педагогические проблемы образования, проблемы регионализации образования, индивидуально-творческая, этнопедагогическая подготовка педагогических кадров. Успешная научная деятельность ученых-профессоров, преданность профессии учителя служат примером для студентов, аспирантов, учителей, преподавателей.

Ключевые слова: этнопедагогизация, этнокультурное воспитание, профессиональная подготовка, учитель начальных классов, научно-исследовательская деятельность

Этнопедагогизация обучения, воспитания и развития студентов предполагает такую методологическую позицию, как опора на прогрессивные традиции народного воспитания, развитие национально-региональной системы образования Республики Саха (Якутия) на основе прогрессивной этнопедагогической теории и практики, реализации комплексной программы «Эркээйи Эргиирэ: создание среды саморазвитие детей и молодежи».

В настоящее время педагогический институт, являясь одним из динамично развивающихся подразделений Северо-Восточного федерального университета, проводит целенаправленную работу по этнопедагогической подготовке высокообразованной, нравственной, творчески мыслящей личности, способной постоянно обновлять профессиональные знания и умения. Качество его сформированных педагогических компетенций обеспечивает профессиональную

деятельность педагога. И здесь ключевой фигурой может стать наставник, учитель.

Значимость этнодидактики в профессиональной подготовке будущего учителя велика. Этнопедагогическая компетентность является одним из компонентов профессиональной культуры педагога для развития у обучающихся толерантности, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы выявить особенности этнопедаго-гической подготовки учителей для реализации системы этнокультурного воспитания обучающихся в сельских школах, деятельности и роли научно-педагогического работника вуза в формировании исследовательских, этнокультурных навыков студентов и аспирантов.

Задачи исследования: теоретическое описание и обобщение результатов апробации модели этнопедагогической подготовки учителей начальных классов для реализации системы этнокультурного воспитания обучающихся сельских школ.

В обосновании научной новизны мы исходим из позиции, что педагог, только сам являясь носителем и активным субъектом сохранения и развития собственной этнической культуры, может успешно транслировать культурные образцы, эффективно формировать этнокультурную идентичность ученика начальной школы, развивать его этническое самосознание, самоуважение как основы гармоничного поликультурного взаимодействия в обществе.

Теоретическая значимость состоит в том, что статья раскрывает подходы этнопедагогической подготовки учителей для реализации системы этнокультурного воспитания обучающихся сельских школ, формирования общероссийской гражданской идентичности с позиции обеспечения национальной безопасности, взгляд на общероссийскую идентичность через призму ее социокультурных, ци-вилизационных оснований, т. е. предлагается идея общероссийской гражданской нации.

Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при этнопедагогической подготовке учителей начальных классов в системе высшего образования.

Наука играет ведущую роль в развитии прогресса и социальных изменений в мире. В научной деятельности преподавателя можно выделить следующие направления: проведение научного исследования; оформление научных монографий, статей, отчетов и т. д.; внедрение результатов научного исследования в учебный процесс, их апробация; презентация результатов своей научной работы, исследования; участие в конференциях, симпозиумах, семинарах и пр. научных форумах, осуществление научных коммуникаций в целом, участие в жизни научного сообщества; руководство научной работой студентов и аспирантов, наставничество. Стоит выделить важность последнего направления. Именно через подготовку учеников к научной деятельности ученый транслирует свой накопленный опыт, создает основу для дальнейшего развития научного направления. Это и есть путь формирования научной школы.

Мы полагаем, что сегодня существует не совсем корректное представление о том, что научным руководителем студента, аспиранта может быть любой опытный вузовский преподаватель, обладающий научной степенью и ученым званием. Как показывает практика, научное руководство - это сложный специфический вид научно-педагогической деятельности. Он связан с формированием у студента, аспиранта необходимой компетентности в области научной работы, определенных навыков и умений. В выражении «научный руководитель» ключевым словом выступает «руководитель», т. е. тот, кто направляет чью-то деятельность к достижению заданной цели.

В деятельности научного руководителя объектом управления является научная деятельность студента, аспиранта. И она изначально может находиться на разном уровне развития. Таким образом, результатом работы научного руководителя становится не столько законченная работа его ученика, сколько сформированная личность ученого. Наставнику принадлежит ключевая роль в процессе становления ученого.

Целенаправленное обучение студентов научной деятельности в учебном процессе вуза практически не предусмотрено. Оно происходит при выполнении ряда самостоятельных заданий по предметам, на практических занятиях по овладению методами исследования, при изучении курса «Методология научного исследования», при написании курсовых и творческих работ.

Весом вклад Д.А. Данилова, Н.Д. Неустроева, которые рассматривали организационно-педагогические проблемы образования, проблемы регионализации образования, вопросы этнопедагогической подготовки педагогических кадров.

Одним из центров развития живой этнопедагогики Г.Н. Волкова является педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, где в 1993 году был создан диссертационный совет по педагогическим наукам, основное направление деятельности которого нацеливалось на научное обеспечение этнопедагогической практики в системе образования и подготовки педагогических кадров. Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев основали научную школу по педагогике, модернизации малокомплектных школ, под их руководством открылись педагогические специальности в учебных подразделениях университета, а также диссертационный совет, где многие педагоги республики поверили в себя и смогли защитить диссертации, почувствовав себя уверенно с методической, педагогической точек зрения. Все это делалось под наставни-

чеством Д.А. Данилова, Н.Д. Неустроева и педагогов, которых они объединяли. Сегодня их ученики успешно воплощают результаты научных диссертационных исследований в педагогическую практику, таким образом продолжая дело своих учителей-наставников. Профессора в течение ряда лет руководили опытно-экспериментальной работой в школах по разным направлениям.

Как видно из высказываний бывших учеников и студентов, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев - педагоги-профессионалы, обладающие соответствующими интеллектуальными и личностными качествами. Они наряду с преподавательской работой интенсивно занимались совершенствованием многогранной организационно-управленческой системой в образовании и научно-исследовательской деятельностью. Продолжением и углублением профессионально-педагогической деятельности профессора Д.А. Данилова является разработка концептуальных положений и модели индивидуально-творческой подготовки студентов к педагогической деятельности. Апробация модели проводится в деятельности его научной школы.

Когда было принято решение об открытии новой кафедры управления образованием, Дмитрий Алексеевич принял решение ее возглавить, начать новое и интересное дело. В тот период ему надо было сформировать кафедру, осуществить подбор педагогов, лицензировать новую специализацию «Управление образованием» по специальности «Менеджмент организации», обеспечить реализацию основной образовательной программы учебными планами и программами, начать набор студентов. Этот поступок характеризует его как личность, которая не боится открывать новое. Вся профессиональная деятельность Дмитрия Алексеевича показывает, что он никогда не боялся трудностей - чем сложнее профессиональная деятельность, тем она для него более значима и интересна. Одновременно факультет проводил в других институтах и факультетах университета, где готовятся педагоги, по желанию студентов спецкурс «Управление современной школой».

Для студентов, занимающихся проблемами управления образованием, ученым подготовлено учебное пособие «Организационно-управленческая деятельность в системе внутришкольного руководства». Оно знакомит студентов с основными проблемами процесса управления и способами их разрешения. Они усваивают основные понятия, раскрывающие суть управления образованием, и овладевают управленческими умениями, такими как анализ работы педагогического коллектива; определение близких, средних и дальних перспектив развития школы; планирование работы школы; контроль выполнения принятых решений; выбор оптимальных сочетаний управленческих методов для достижения результативности работы школьных подразделений. Для более полного усвоения основ управления педагогическими системами в пособие включен необходимый для самостоятельной работы методический материал. По окончании спецкурса студенты получали сертификаты руководителя современной школы с присвоением квалификации «Руководитель современной школы». Результативность проводимой работы бесспорна: выпускники работают управленцами разных категорий (директорами, их заместителями по учебной, воспитательной, научно-исследовательской работе и т. д.) в образовательных учреждениях [6].

Рассмотрим опыт работы кафедры начального образования педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Формирование этнопедагогической компетенции учителя начальных классов у вчерашних абитуриентов начинается с 1 курса с ознакомления с основами педагогической профессии, особенностями, видами и функциями деятельности педагога, с требованиями к личности педагога, с понятием и структурой профессиональной компетентности, где этнокультурный компонент представлен в содержании отдельных тем. Более того, первокурсники систематически посещают музей института, где представлена вся история становления этнопедагогической научной школы республики, посещают различные общекультурные мероприятия в городе Якутске (театры, выставки, концерты). Это составляет сущность информационного этапа. Также на 1 курсе имеет место процесс адаптации в новой, педагогически ориентированной среде вуза, т. е присвоение новых социальных норм и ценностей, формирование типичных моделей поведения и деятельности, характерных для будущего учителя. Одновременно с введением в профессию формируется мотивация на профессиональную деятельность, поскольку принятые по результатам единого государственного экзамена первокурсники не всегда профессионально ориентированы и осознанно осуществляют свой профессиональный выбор. В процессе ознакомления с основами профессии студенты знакомятся с передовым педагогическим опытом, историческими этапами становления и развития педагогической профессии, выдающимися персоналиями в педагогической науке и практике. В ходе ознакомления студенты осуществляют поисковую работу по изучению и исследованию педагогического опыта известных им местных педагогов, представителей педагогической династии своего родного села, поселка, города, региона, россии и зарубежья. Это способствует приобретению личностного смысла и развитию эмоционального отношения к содержанию педагогической деятельности и личности учителя, ее роли и значимости в общественном развитии. Проводимая воспитательная работа в университетском кампусе (конкурсы «Алло, мы ищем таланты!», «Посвящение в студенты» и другие) помогает выявить имеющиеся у студентов таланты, в том числе в этнокультурном направлении. Так, многие студенты посещают факультативы Е.П. Чехордуной по педагогике Олонхо, поступают с уже сформированным со

школьной скамьи портфолио творческого характера: поют на родном языке, исполняют тойук, олонхо, чабыр5ах, играют на хомусе и других музыкальных инструментах. Несомненно, это неоценимые способности для будущего учителя как транслятора культуры, наставника младшего школьника в этнокультурном развитии.

Личностное осмысление выбора профессии учителя и формирование потребности в развитии этнического самосознания студентов продолжается на 2 курсе бакалавриата. На данном этапе завершается комплексная диагностика учителя начальных классов на интерес к этнопедагогической деятельности учителя начальных классов, организуется рефлексия студентов с целью определения направления саморазвития, разработки плана освоения этнокультурного и полиэтнического материала в вузе в рамках учебной и внеучебной работы (запись в кружки, участие в проводимых мероприятиях, акциях). На этапе первого ознакомления с педагогическим реалиями современной начальной школы будущий учитель более углубленно осваивает образовательные технологии, формы и методы обучения и воспитания младших школьников, учится рациональному их применению.

На итоговом курсе обучения бакалавриата преддипломная практика ориентирована на совершенствование приобретенных компетенций за период профессиональной подготовки, в том числе этнопедагогической. Это составляет суть деятельностного этапа формирования этнопедагогической компетенции выпускника.

Анализ и обобщение эмпирической практики Д.А. Данилова, показывает, что в современных условиях - это один из крупных новаторов нашей республики. Дмитрий Алексеевич проводил занятия с соискателями и аспирантами, повышая их педагогическое мастерство. Н.Д. Неустроева вспоминают как замечательного

Библиографический список

человека, блестящего ученого, учителя с большой буквы, мастера своего дела и мудрого наставника.

Как видно, этнопедагогическая подготовка учителей к реализации системы этнокультурного воспитания обучающихся предлагаем модели формирования этнического самосознания и этнопедагогической компетенции будущих учителей, способствует развитию профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к педагогическому сопровождению процесса этнокультурного развития личности младшего школьника как носителя уникальной культуры народов Северо-Востока России, способности применять соответствующие адекватные индивидуально подобранные формы и методы, средства и технологии, наиболее эффективные в условиях малокомплектной сельской начальной школы. В настоящее время в опыте работы сельских малокомплектных школ республики не практикуется традиционная методика организации учебного процесса в разновозрастных группах, которая содержательно раскрыта в российской педагогической теории. Как правило, сегодня учитель работает с одним малочисленным классом. Но следует отметить, что практика индивидуализации образовательного процесса также недостаточно разработана и распространена в деятельности сельских школ. Именно технология индивидуализации в сельской школе наиболее соответствует применению в процессе формирования этнокультурной идентичности и этнического самосознания младшего школьника, поскольку привитие интереса и уважения к своей культуре и языку начинается с интересных ребенку форм досуговой деятельности, выбора направления освоения родной культуры (музыка, танец, устный фольклор и др). Успешное решение этой задачи возможно только при условии соответствующей готовности педагогических кадров, сформированности их собственной этнопедагогической компетенции, этнического самосознания.

1. Ильина Т.М., Охлопков ПИ. Эркээйи эргиирэ»: создание среды саморазвития детей и молодежи: региональная программа. Якутск: Дани-Алмас, 2021.

2. Никитина Е.С., Данилов Д.А. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003.

3. Данилов Д.А. Служение педагогической науке. Москва: Образование и информатика, 2007.

4. Неустроев Н.Д. По тропам педагогической науки. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018.

5. Шергина Т. А., Бугаева А.П., Кожурова А.А. Этнокультурное воспитание младших школьников в условиях Арктики. Якутск: Издательский дом СВФУ 2018.

6. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016.

References

1. Ulna T.M., Ohlopkov G.I. 'Erk'e'eji 'ergiir'e»: sozdanie sredy samorazvitiya deteji molodezhi: regional'naya programma. Yakutsk: Dani-Almas, 2021.

2. Nikitina E.S., Danilov D.A. Regional'nye problemy podgotovki pedagogicheskih kadrov: organizacionno-pedagogicheskie osnovy. Novosibirsk: Sibirskoe universitetskoe izdatel'stvo, 2003.

3. Danilov D.A. Sluzhenie pedagogicheskoj nauke. Moskva: Obrazovanie i informatika, 2007.

4. Neustroev N.D. Po tropam pedagogicheskoj nauki. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2018.

5. Shergina T.A., Bugaeva A.P., Kozhurova A.A. 'Etnokul'turnoe vospitanie mladshih Shkolnikov v usloviyah Arktiki. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2018.

6. Kozhurova A.A., Shergina T.A. Vospitanie mladshih shkol'nikov v polikul'turnojsrede. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2016.

Статья поступила в редакцию 01.12.23

УДК 378

Abdulaev M.A., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

DIDACTIC POSSIBILITIES OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF ORGANIZING CONSTRUCTIVE INTERACTION OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. Based on his own pedagogical experience and specialized literature wide range analysis, the author examines the main didactic possibilities that the expansion of the pedagogical technologies using in the constructive interaction organization of college students. To do this, first of all, he gives a definition of the pedagogical technology, the most relevant to the set research goals. After that, he determines the role played by the technological competence of the college teaching staff in organizing constructive interaction between students. Then the conditions that promote the most effective use of pedagogical technologies for the appropriate purposes are demonstrated. Specific examples of pedagogical technologies are given, the correct use of which makes it possible to organize constructive interaction, and their didactic advantages are also considered.

Key words: secondary vocational education, personal development of students of secondary vocational education organizations, constructive interaction of students of secondary vocational education organizations, improving effectiveness of interaction between participants in educational process, pedagogical technologies

М.А. Абдулаев, аспирант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: filimonuk.l@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ СПО

На основе анализа собственного педагогического опыта и широкого круга специальной литературы автор рассматривает основные дидактические возможности, которые даёт расширение использования педагогических технологий при организации конструктивного взаимодействия студентов учреждений среднего профессионального образования. Для этого в первую очередь он представляет определение дефиниции «педагогическая технология», наиболее релевантное поставленным исследовательским целям. После этого определяет ту роль, которую играет технологическая компетентность педагогического работника учреждения СПО при организации конструктивного взаимодействия между учащимися. Затем демонстрируются условия, способствующие наиболее эффективному применению педагогических технологий в соответствующих целях. Приводятся конкретные примеры педагогических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.