1) расширение пассивного и потенциального словарного запаса; 2) осуществление справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов, антонимов).
Многочисленные исследования подкастинга, рассмотренные в этой статье, ясно показывают, что использование подкастов более выгодно и эффективно,
Библиографический список
чем использование традиционного метода в контексте изучения и преподавания специальной лексики иностранного языка, а также, что применение технологии подкастинга может повысить успеваемость и мотивацию, а также уровень понимания студентами специальной терминологии, поскольку подкастинг обеспечивает обучающихся контекстуальным материалом.
1. Польская С.С. Обучение специальной лексике как аспект преподавания языка профессии (на материале экономической терминологии английского языка). Филологические науки в МГИМО. 2009; № 37 (52): 154-163.
2. Алексеева Л.Е. Методика обучения профессионально ориентированному иностранному языку. Курс лекций: методическое пособие. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2007.
3. Незговорова С.Г, Кирсанова Е.М. Индивидуальные стратегии освоения лексики в процессе изучения английского языка как языка профессии. Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2020; Выпуск 4 (837): 161-172.
4. Жданько О.И. Формирование профессионально ориентированной лексической компетенции студентов неязыкового вуза. Дискуссия. Политематический журнал научных публикаций. 2011; № 8 (16): 80-83.
5. Salmon G., Edirisingha P. Podcasting for Learning in Universities. McGrawHill: Open University Press, 2008.
6. Малушко Е.Ю. Подкасты: преимущества и сложности применения в обучении иностранному языку. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2011; № 13: 347-349.
7. Салин Б.С. Некоторые аспекты использования подкастов в обучении английскому языку. Современные проблемы науки и образования. 2010; № 4: 91-93.
8. Соломатина А.Г. Учебные подкасты как средство развития умений говорения и аудирования учащихся. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011; № 3 (95): 102-104.
9. Дмитриев Д.В., Мещеряков А.С. Подкасты как инновационное средство обучения английскому языку в вузе. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014; № 3 (31): 192-199.
10. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку. Иностранные языки в школе. 2009; № 6: 8-11.
References
1. Pol'skaya S.S. Obuchenie special'noj leksike kak aspekt prepodavaniya yazyka professii (na materiale 'ekonomicheskoj terminologii anglijskogo yazyka). Filologicheskie nauki v MGIMO. 2009; № 37 (52): 154-163.
2. Alekseeva L.E. Metodika obucheniya professional'no orientirovannomuinostrannomuyazyku. Kurs lekcij: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: SPbGU, 2007.
3. Nezgovorova S.G., Kirsanova E.M. Individual'nye strategii osvoeniya leksiki v processe izucheniya anglijskogo yazyka kak yazyka professii. Vestnik MGLU. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2020; Vypusk 4 (837): 161-172.
4. Zhdan'ko O.I. Formirovanie professional'no orientirovannoj leksicheskoj kompetencii studentov neyazykovogo vuza. Diskussiya. Politematicheskjzhurnal nauchnyh publikacij. 2011; № 8 (16): 80-83.
5. Salmon G., Edirisingha P. Podcasting for Learning in Universities. McGrawHill: Open University Press, 2008.
6. Malushko E.Yu. Podkasty: preimuschestva i slozhnosti primeneniya v obuchenii inostrannomu yazyku. Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki. 2011; № 13: 347-349.
7. Salin B.S. Nekotorye aspekty ispol'zovaniya podkastov v obuchenii anglijskomu yazyku. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2010; № 4: 91-93.
8. Solomatina A.G. Uchebnye podkasty kak sredstvo razvitiya umenij govoreniya i audirovaniya uchaschihsya. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2011; № 3 (95): 102-104.
9. Dmitriev D.V., Mescheryakov A.S. Podkasty kak innovacionnoe sredstvo obucheniya anglijskomu yazyku v vuze. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki. 2014; № 3 (31): 192-199.
10. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Tehnologii Veb 2.0: Social'nyj servis podkastov v obuchenii inostrannomu yazyku. Inostrannye yazyki v shkole. 2009; № 6: 8-11.
Статья поступила в редакцию 01.10.23
УДК 378
Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Idrisova P.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Murzayeva D.M., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) APPLICATION IN THE FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS PROFESSIONAL TRAINING PROCESS. Based on the reflection of their own pedagogical experience and the special literature analysis, the authors identify the most characteristic features of using information and communication technologies (ICT) in the training process of future foreign language teachers. For this purpose, some research tasks are consistently implemented. Firstly, the advantages of such technologies in stimulating students' cognitive interests and educational motivation terms are considered. Then the possibilities provided by ICT in the organization of educational activities various forms are explored. Further, the main types of training sessions are determined, allowing the maximum realization of these opportunities. Problems that may arise during the widespread use of infocommunication technologies in training of future teachers of a foreign language are identified and ways to minimize their negative impact are demonstrated. The authors of the article conclude that among the didactic possibilities of using infocommunicative technologies in the educational environment in the process of teaching a foreign language, the following can be especially noted: the possibility of more effective actualization of the goals and objectives of classes; creation of text, graphic, audio and video content by means of an online environment; practical implementation of interactivity in the classroom due to the capabilities of the virtual environment; the ability to differentiate in an individual mode to use various educational materials in accordance with the needs of students and the level of formation of their competencies in the field of language.
Key words: higher education, information and communication technologies in higher education, training of future teachers of foreign language, improving process of training future teachers of foreign language, student, teacher
ПД. Абдурахманоеа, д-р филол. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
П.Г. Идрисова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
Д.М. Мурзаееа, канд. филол. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОКОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
На основе рефлексии собственного педагогического опыта и анализа специальной литературы, авторы выявляют наиболее характерные черты процесса использования инфокоммуникативных технологий (ИКТ) в процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка. Для этого последовательно реализуются некоторые научно-исследовательские задачи. Во-первых, рассматриваются преимущества подобного рода технологий в плане стимулирования познавательных интересов и учебной мотивации студентов. Затем исследуются возможности, предоставляемые ИКТ при организации различных форм учебной деятельности. Далее определяются основные виды учебных занятий, позволяющие максимально реализовать указанные возможности. В статье изложены выявленные проблемы, которые могут возникнуть в ходе широкого использования инфокоммуникативных технологий при подготовке будущих учителей ИЯ и демонстрируются пути минимизации их негативного влияния. Авторы статьи делают вывод о том, что среди дидактических возможностей применения инфокоммуникативных технологий в образовательной среде в процессе преподавания иностранного языка можно особо отметить следующие: возможность более эффективной актуализации целей и задач занятий; создание средствами онлайн-среды визуализации и интеграции текстового, графического аудио- и видеоконтента; практическая реализация интерактива на занятиях за счет возможностей виртуальной среды; возможность дифференцированно в индивидуальном режиме использовать различные учебные материалы в соответствии с потребностями студентов и уровнем сформированности их компетенций в области языка.
Ключевые слова: высшее образование, инфокоммуникационные технологии в высшем образовании, подготовка будущих учителей иностранного языка, совершенствование процесса подготовки будущих учителей иностранного языка, студент, преподаватель
Актуальность темы, рассматриваемой на страницах настоящей статьи, определяется тремя объективными тенденциями, фиксирующимися на современной стадии развития человеческого общества и, в частности, образовательной системы [1-15].
Во-первых, наблюдается существенное усиление процессов международной интеграции [1, с. 39]. Оно, в свою очередь, ведёт к росту спроса на профессионалов, способных осуществлять эффективную коммуникацию на иностранных языках. Соответственно, необходимой представляется модернизация подготовки педагогических работников, специализирующихся в данной области [2, с. 20].
Вторая тенденция сводится к тому, что в последние десятилетия образовательная практика подтвердила эффективность широкого применения инфо-коммуникативных технологий (ИКТ) для обучения специалистов по программам высшего образования (И.Э. Королюк, А.Н. Лунев, Н.М. Полевая, Н.Б. Пугачева, В.В. Ситникова).
Ввиду интенсивного совершенствования таких технологий современная педагогика должна сосредоточиться на интенсивных поисках новых приёмов и методов иноязычной подготовки, способствующих достижению обучающимися высокого уровня предметных, метапредметных и личностных результатов [3, с. 417].
Третья во многом связана с предыдущей. Разработка темы использования цифровых технологий в образовательном процессе привела к тому, что сегодня отчётливо просматривается смещение акцента с его компьютеризации в сторону создания виртуальной онлайн-среды, участниками которой являются все субъекты образовательных отношений (М. Джуньент, З.С. Сейдаметова, Г. Себриан).
Массовый переход вузов на реализацию дистанционных форм обучения в связи с пандемией COVID-19 доказал результативность её применения как средства реализации последних (С.А. Дерябина, Т. А. Дьякова, С.В. Нотова, И.А. По-досенова). Но генерация такой среды, конечно, позволит оптимизировать и аудиторную работу [4, с. 59].
Использование преимуществ реализации данной тенденции в сторону смещения акцента с компьютеризации в направлении создания виртуальной онлайн-среды предполагает организацию виртуального иноязычного педагогического взаимодействия. Последнее выступает механизмом включения будущих учителей иностранного языка в процесс профессиональной подготовки, их развития как языковых личностей и профессионалов [5, с. 5-6].
В таких условиях целесообразным представляется широкое использование возможностей ИКТ. В первую очередь следует обратиться к следующим инструментам:
- социальные сети;
- образовательные сервисы [6, с. 15].
Пользуясь ими, будущие профессионалы интересующего нас профиля получат возможность изучать иностранный язык и применять его в естественной среде при минимизации стрессогенных факторов [7, с. 181].
Всё вышеизложенное актуализировало выбора темы исследования.
Цель исследования состоит в выявлении наиболее характерных черт процесса применения инфокоммуникативных технологий по ходу профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка.
Задачи, которые ставят перед собой авторы для её достижения, формулируются следующим образом:
- рассмотреть преимущества этих технологий в плане стимулирования познавательных интересов и учебной мотивации студентов;
- исследовать возможности, предоставляемые ИКТ при организации различных форм учебной деятельности;
- определить виды занятий, позволяющие максимально реализовать указанные возможности;
- выявить проблемы, могущие возникнуть в ходе широкого использования инфокоммуникативных технологий при подготовке будущих учителей ИЯ, а равно - пути их решения.
Для решения этих задач применялись следующие методы: рефлексия собственного педагогического опыта авторов и анализ ряда наименований специальной литературы, посвящённой соответствующей проблеме.
Научная новизна статьи заключается в том, что в ней были изучены основные возможности, предоставляемые инфокоммуникативными технологиями в ходе реализации различных организационных форм учебной деятельности.
Теоретическая значимость сводится к исследованию преимуществ, присущих таким технологиям в плане стимулирования познавательных интересов и мотивации студентов.
Практическая значимость состоит в определении конкретных видов занятий, позволяющих максимально реализовать преимущества ИКТ.
Широкий спектр аутентичных материалов, доступных в виртуальной он-лайн-среде, включает следующие типы контента:
- текстовая информация;
- графика, в том числе анимированная;
- видеоматериалы;
- аудиозаписи [3, с. 419].
Подобное разнообразие может существенно повысить учебную мотивацию будущих специалистов в области преподавания ИЯ. Достигается это за счёт свободы в выборе конкретных материалов и стилей усвоения образовательных программ [1, с. 40].
Кроме того, используемые таким образом аутентичные ситуации погружают обучающихся в реальную языковую среду. Тем самым активизируется их познавательная активность. Студенты получают дополнительную мотивацию к поиску актуальной информации на интернет-ресурсах, формируют собственную цифровую культуру (М. Джуньент, Н.М. Полевая, Н.Б. Пугачева, Г Себриан, В.В. Ситникова, Е.А. Телешова, Т. В. Юдина). У будущих учителей иностранного языка задействуются все каналы восприятия, чему способствует использование как абстрактных моделей, так и наглядных образов [5, с. 6].
Использование ИКТ позволяет педагогу высшей школы реализовать большой арсенал возможностей. К таковым мы можем отнести:
- более точное выделение конкретных аспектов учебных занятий, соответствующих поставленным целям и задачам;
- свободное комбинирование текстового, графического аудио- и видеоконтента [7, с. 179];
- расширение доступа к аутентичным материалам (А.В. Клочков, Э.Ю. Новикова, Л.М. Орбодоева, В.В. Ситникова, Е.А. Телешова, Т.В. Юдина);
- поддержка обратной связи с обучающимися в виртуальной онлайн-среде;
- наиболее полный учёт индивидуальных особенностей студентов [6, с. 16];
- доступ к актуальной информации из стран изучаемого языка;
- адаптационный характер использования учебных материалов, позволяющий максимально учитывать потребности целевой группы и цели обучения [2, с. 27].
В процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка с широким использованием инфокоммуникационных технологий применим ряд видов занятий. Рассмотрим их (табл. 1).
Охарактеризованные выше виды учебных занятий, реализуемые с широким использованием преимуществ инфокоммуникационных технологий, с большой вероятностью позволят:
- активизировать познавательную деятельность будущих учителей ИЯ;
- мотивировать их к поиску актуальной информации на интернет-ресурсах;
- интенсифицировать процесс развития цифровой культуры;
- задействовать все каналы восприятия информации [10, с. 56].
При этом преподавателям, сотрудникам методических служб и администрации вузов всегда следует помнить: применение ИКТ не должно превращаться в
Таблица 1
Виды учебных занятий, позволяющих максимально использовать преимущества ИКТ
Вид Роль ИКТ
Интегрированное занятие Используются для ознакомления с сайтами, содержащими контент на изучаемом языке, посвящённый различной тематике (география, история, литература, социология, педагогика, политика). В дальнейшем могут быть использованы для выполнения предлагаемого задания и написания отзыва на содержание сайта [2, с. 26]
Проектное занятие При помощи ИКТ обучающиеся разрабатывают предложенные им темы и презентуют конечный продукт на изучаемом языке
Международные конференции, форумы и проекты Рассматриваемые технологии применяются будущими учителями при работе над статьями и подготовке выступлений на иностранном языке [8, с.107-108]
Поисковое занятие В связи со спецификой данной формы организации учебной деятельности ИКТ могут применяться для доступа к различным интернет-ресурсам, поиска информации, её сравнительно-сопоставительного анализа, обобщения и подготовки отчётов о проделанной работе (А.Б. Гулиянц, М. Джуньент, Л.В. Новикова, Н.Б. Пугачева)
Мультимедийная лекция Используются при изучении материалов страноведческого, культурологического и литературоведческого характера [9, с. 15]
Коммуникативное занятие Различные мессенджеры могут применяться в целях коммуникации с носителями изучаемого языка, тем самым активизируются умения диалогической и монологической речи будущих педагогов [10, с. 54]
Виртуальные экскурсии в страны изучаемого языка Преимущества ИКТ позволяют познакомить учащихся с географическими особенностями, реалиями, обычаями таких стран
Традиционное занятие Применяются в целях предъявления новой информации, отработки изучаемого материала, повторения пройденного, а также обобщения и систематизации знаний [8, с. 108]
самоцель. Формы работы, подразумевающие их широкое применение, необходимо привести в соответствие с конкретными целям и задачами учебно-воспитательного процесса [11, с. 24].
Рассмотрев преимущества ИКТ при организации различных форм аудиторной и внеаудиторной работы будущих учителей, следует также указать, что, планируя их использование, необходимо принимать во внимание вероятность возникновения ряда проблем [11, с. 27]. К последним относятся:
- минимализация реальной коммуникации между участниками образовательных отношений (А.В. Гизатуллина, Е.И. Пассов, О.В. Шатунова);
- возможный доступ будущих учителей иностранного языка к сетевым ресурсам, которые не соответствуют учебным целям [7, с. 187].
Снижению соответствующих рисков с определённой вероятностью будет способствовать соблюдение следующих принципов:
- активности и интерактивности [9, с. 16];
- наглядности [12, с. 218];
- прочности результатов обучения [13, с. 136];
- систематичности [13, с. 140];
- сознательности [12, с. 219];
- научности [4, с. 62].
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что в настоящее время развитие отечественной системы высшего образования и, в частности, подготовки будущих учителей иностранного языка, в основном определяют три тенденции.
Первая - существенное усиление процессов международной интеграции. Оно, в свою очередь, ведёт к росту спроса на профессионалов, способных осуществлять эффективную коммуникацию на иностранных языках. Соответственно, необходимой представляется модернизация подготовки педагогических работников, специализирующихся в данной области.
Вторая - подтверждённая эффективность широкого применения инфоком-муникативных технологий (ИКТ) для обучения специалистов по программам высшего образования.
Третья - смещение акцента с компьютеризации учебно-воспитательного процесса в сторону создания виртуальной онлайн-среды, участниками которой являются все субъекты образовательных отношений.
В подобных условиях целесообразным представляется широкое использование возможностей ИКТ.
ИКТ существенно облегчают доступ участников образовательного процесса к широкому спектру аутентичных материалов, что может существенно повысить учебную мотивацию будущих специалистов в области преподавания ИЯ. В целом это достигается это за счёт свободы в выборе конкретных материалов и стилей усвоения образовательных программ.
Библиографический список
Используемые таким образом аутентичные ситуации погружают обучающихся в реальную языковую среду. Тем самым активизируется их познавательная активность. Студенты получают дополнительную мотивацию к поиску актуальной информации на интернет-ресурсах, формируют собственную цифровую культуру.
Тем самым будущих учителей иностранного языка задействуются все каналы восприятия, которые, по мнению учёных, способствуют более эффективному запоминанию информации, особенно это актуально в процессе обучения иностранному языку.
Широкое применение инфокоммуникативных технологий позволяет педагогу высшей школы реализовать большой арсенал возможностей.
Среди дидактических возможностей применения инфокоммуникативных технологий в образовательной среде в процессе преподавания иностранного языка можно особо отметить следующие:
- возможность более эффективной актуализации целей и задач занятий;
- создание средствами онлайн-среды визуализации и интеграции текстового, графического аудио- и видеоконтента;
- практическая реализация интерактива на занятиях за счет возможностей виртуальной среды;
- возможность дифференцированно, в индивидуальном режиме использовать различные учебные материалы в соответствии с потребностями студентов и уровнем сформированности их компетенций в области языка.
В процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка с широким использованием инфокоммуникационных технологий применимы следующие виды занятий:
- вебинар;
- семинарское занятие на основе представления в виртуальной среде разработанных студентами проектов на иностранном языке;
- участие студентов в онлайн конференциях различного уровня;
- мультимедийная лекция;
- проведение в рамках вебинаров виртуальных экскурсий в страны изучаемого языка.
При этом преимущества инфокоммуникативных технологий, применяемых в рамках онлайн-среды, могут быть с успехом реализованы также в ходе традиционных занятий, в которых будут интегрированы вышеописанные элементы учебного процесса.
В то же время, как показал наш собственный опыт преподавания иностранного языка, а также опыт коллег, необходимо принимать во внимание вероятность возникновения проблем, связанных с уменьшением реальной, непосредственной коммуникации между участниками образовательных отношений и возможного доступа будущих учителей иностранного языка к нежелательным сетевым ресурсам.
1. Годин В.В., Терехова А.Е. Современный опыт цифровизации образования. Вестник университета. 2021; № 4: 37-43.
2. Карпова Е.Г. Цифровизация высшего образования в контексте глобализационных процессов. Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2022; № 4 (57): 20-28.
3. Раздобарова М.Н., Калиниченко Э.Б., Иванова Л.М. Контент интегрированное обучение как перспективная форма организации языкового образовательного процесса в вузе. Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023; № 1 (215): 415-421.
4. Молчанова И.И., Макушкин С.А., Серикова Н.А. Проектно-цифровая деятельность как средство формирования цифровой компетентности студентов гуманитарных специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 59-62.
5. Агальцова Д.В., Валькова Ю.Е. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 5-7.
6. Черничкина Е.К., Подгорская О.Н., Резник Т.П. Интегративная модель иноязычной коммуникативной компетенции учителя иностранного языка. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019; № 6 (139): 14-17.
7. Сафонова В.В. Переводческая образованность как неотъемлемое качество преподавателя университета XXI века. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021; № 2: 176-188.
8. Поршнева Е.Р Практико-ориентированная выпускная квалификационная работа в профессиональной подготовке будущих переводчиков (уровень бакалавриата). Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2021; № 3: 103-114.
9. Васина Е.А. Проектно-ориентированное обучение синхронных переводчиков-китаистов в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 13-16.
10. Мальцева Т.В. К вопросу о методическом обеспечении ролевых и деловых игр. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018; № 1 (29): 53-58.
11. Сысоев П.В. Подготовка педагогических кадров к реализации предметно-языкового интегрированного обучения в вузе. Высшее образование в России. 2021; Т. 30; № 5: 21-31.
12. Капина А.А. Использование мобильных приложений на занятиях по иностранному языку. Образование. Наука. Культура: материалы Международного научного форума. Гжель: Гжельский государственный университет, 2020: 217-219.
13. Смолина Л.В. Мобильные приложения для изучения английского языка как средство организации самостоятельной работы обучающихся. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2019: 135-143.
14. Ростовцева П.П. Интерактивные методы обучения как способы повышения эмоционального интеллекта. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89): 288-290.
15. Авдеева Е.Л., Жердева О.Н., Шелкова С.В., и др. Лингводидактические, психолого-педагогические аспекты преподавания иностранного языка с учетом вызовов системы образования в эпоху цифровой экономики. Москва, 2019.
References
1. Godin V.V., Terehova A.E. Sovremennyj opyt cifrovizacii obrazovaniya. Vestnik universiteta. 2021; № 4: 37-43.
2. Karpova E.G. Cifrovizaciya vysshego obrazovaniya v kontekste globalizacionnyh processov. Vestnik BIST (Bashkirskogo instituta social'nyh tehnologij). 2022; № 4 (57): 20-28.
3. Razdobarova M.N., Kalinichenko 'E.B., Ivanova L.M. Kontent integrirovannoe obuchenie kak perspektivnaya forma organizacii yazykovogo obrazovatel'nogo processa v vuze. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2023; № 1 (215): 415-421.
4. Molchanova I.I., Makushkin S.A., Serikova N.A. Proektno-cifrovaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya cifrovoj kompetentnosti studentov gumanitarnyh special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 59-62.
5. Agal'cova D.V., Val'kova Yu.E. Tehnologii iskusstvennogo intellekta dlya prepodavatelya vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 5-7.
6. Chernichkina E.K., Podgorskaya O.N., Reznik T.P. Integrativnaya model' inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii uchitelya inostrannogo yazyka. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019; № 6 (139): 14-17.
7. Safonova V.V. Perevodcheskaya obrazovannost' kak neot'emlemoe kachestvo prepodavatelya universiteta HHI veka. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2021; № 2: 176-188.
8. Porshneva E.R. Praktiko-orientirovannaya vypusknaya kvalifikacionnaya rabota v professional'noj podgotovke buduschih perevodchikov (uroven' bakalavriata). Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 2021; № 3: 103-114.
9. Vasina E.A. Proektno-orientirovannoe obuchenie sinhronnyh perevodchikov-kitaistov v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 13-16.
10. Mal'ceva T.V. K voprosu o metodicheskom obespechenii rolevyh i delovyh igr. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2018; № 1 (29): 53-58.
11. Sysoev P.V. Podgotovka pedagogicheskih kadrov k realizacii predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya v vuze. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; T. 30; № 5: 21-31.
12. Kapina A.A. Ispol'zovanie mobil'nyh prilozhenij na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Obrazovanie. Nauka. Kul'tura: materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. Gzhel': Gzhel'skij gosudarstvennyj universitet, 2020: 217-219.
13. Smolina L.V. Mobil'nye prilozheniya dlya izucheniya anglijskogo yazyka kak sredstvo organizacii samostoyatel'noj raboty obuchayuschihsya. Innovacionnye tehnologii obucheniya inostrannomu yazyku v vuze i shkole: realizaciya sovremennyh FGOs. Voronezh: Voronezhskij gosudarstvennyj universitet, 2019: 135-143.
14. Rostovceva P.P. Interaktivnye metody obucheniya kak sposoby povysheniya 'emocional'nogo intellekta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 288-290.
15. Avdeeva E.L., Zherdeva O.N., Shelkova S.V., i dr. Lingvodidakticheskie, psihologo-pedagogicheskie aspekty prepodavaniya inostrannogo yazyka s uchetom vyzovov sistemy obrazovaniya v 'epohu cifrovoj 'ekonomiki. Moskva, 2019.
Статья поступила в редакцию 07.10.23
УДК 378
Grudninskaya T.V., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk, Head of Department of Vocational Education (College), Korolyov Branch of International Law Institute (Korolyov, Russia), E-mail: [email protected] Filimonyuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia); Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
IMPLEMENTATION OF A PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE METHODICAL ACTIVITY OF A VOCATIONAL EDUCATION TEACHER. In the article the most characteristic features of the implementing a practice-oriented approach in the teacher employed in the Russian vocational education organization methodological activities process are presented. The authors analyze the state of modern society, and, in particular, the corresponding educational system segment. The necessity of modernization of methods in the corresponding work forms and instrumental base is proved. Essential and structural characteristics of the "methodical activity" concept are given. The authors tell about the main features of its implementation by the modern educational institutions teaching staff. The meaning of the definition of "practice-oriented approach" is revealed. The work demonstrates the key features of applying this approach in the course of work by the teacher.
Key words: secondary vocational education, modernization of secondary vocational education, teacher of organization of secondary vocational education, methodical activity in secondary vocational education, student of organization of secondary vocational education
Т.В. Груднинская, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, зав. отделением СПО (колледж) Королёвского филиала ОЧУ ВО «Международный юридический институт», г. Королёв, E-mail: [email protected]
Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф,, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, ГАОУ ВО «Нееинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА СПО
На страницах данной статьи представлены наиболее характерные особенности процесса реализации практико-ориентированного подхода в методической деятельности педагога, занятого в организации, входящей в систему отечественного СПО. Для этого сначала анализируется состояние современного общества и, в частности, соответствующего сегмента образовательной системы. Доказывается необходимость модернизации в области методологии и инструментальной базы соответствующих форм работы. Даются сущностная и структурная характеристики понятию «методическая деятельность». Охарактеризованы основные черты её осуществления педагогическими работниками современных учреждений СПО. Раскрывается значение дефиниции «прак-тико-ориентированный подход». Демонстрируются ключевые особенности его применения в ходе реализации методической работы преподавателем СПО.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, модернизация среднего профессионального образования, преподаватель организации среднего профессионального образования, методическая деятельность в среднем профессиональном образовании, учащийся организации среднего профессионального образования