ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.1
А.С. Баранова
магистрант, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье рассмотрены трудности, которые испытывают дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи при самостоятельном создании новых слов, предложена система логопедических занятий по формированию навыков словообразования глаголов.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, словообразование глаголов, младшие школьники, логопедические занятия.
A.S. Baranova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
FORMATION OF SKILLS VERB WORD IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH
UNDERDEVELOPMENT
Abstract. The article discusses the difficulties faced by children of primary school age with general speech underdevelopment in self-creation of new words, proposed a system of speech therapy classes in the development of skills of word verbs.
Keywords: general underdevelopment of speech, verb word, junior high school students, speech therapy
classes.
В последние десятилетия в психологических, лингвистических и психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словообразования зависит не только состояние лексической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом.
В работах, посвященных изучению и исправлению общего недоразвития речи (ОНР), содержатся данные о неполноценности протекания словообразовательных операций у этих детей. Эта информация носит характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном создании новых слов. Опираясь на данное утверждение, ученые приходят к выводу о том, что дети с недоразвитием речи с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками образования глаголов, что существенно обедняет возможности детей в использовании языковых средств. Кроме того, развитие речи в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние на психическое развитие ребёнка в целом.
Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. Несмотря на различную природу дефектов у таких детей имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности.
У детей с ОНР младшего школьного возраста обнаруживаются значительные трудности дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов, нарушения словообразования приставочных глаголов и др. Нарушения восприятия и употребления форм словообразования глагола связаны, прежде всего, с несформированно-стью познавательных процессов и проявляются более грубо на уровне семантики.
Формирование грамматического строя языка (словообразования, словоизменения) младшего школьника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приемы, формы организации) Для освоения словообразования и
словоизменения в частности важны приемы, стимулирующие языковые игры.
Согласно результатам, полученным в ходе экспериментального исследования, у большинства младших школьников с общим недоразвитием речи преобладает низкий уровень развития навыков словообразования глаголов. Это можно объяснить бедностью пассивного словаря, особенностями развития внимания, мышления, памяти, недостаточных возможностях семантического сравнения и сопоставления однокоренных слов; трудностями адекватного выделения общего и различного в звучании однокоренных слов, проявляющихся в неправильном употреблении производного и производящих слов; недифференцированным пониманием значений аффиксальных словообразовательных элементов.
Для решения проблемы формирования словообразовательных компетенций необходимо создание системы коррекционных логопедических занятий, включающей в себя основные этапы логопедической работы по формированию словообразовательных процессов. Коррекци-онная работа должна идти в специально ориентированном направлении, формировании «модельных типов», суть подобных моделей заключается в наглядной демонстрации детям словообразовательной системы языка как наиболее общих правил конструирования и употребления производных единиц.
По данным, полученным в ходе экспериментального исследования, нами была разработана система коррекционных логопедических занятий по формированию навыков словообразования глаголов у младших школьников с общим недоразвитием речи. При разработке данной системы были использованы некоторые приемы и методы, описанные Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой.
Система коррекционных логопедических занятий по обогащению глагольной лексики рассчитана на первый период обучения и включает в себя 8 занятий. Обогащение глагольной лексики у детей осуществляется на фронтальных и подгрупповых занятиях. Группы детей формируются на основе анализа диагностических данных и не превышают по численности 10 человек. Периодичность занятий с детьми в группе - 2 раза в неделю.
Тема первого и второго занятия «Приставочные глаголы». Цель: формирование умения образовывать глаголы приставочным способом и употреблять их в связной речи.
Третье и четвертое занятие посвящены теме «Употребление и понимание возвратных глаголов». Цель: формирование умения употреблять и понимать в речи возвратные глаголы.
Пятое и шестое занятие посвящены теме: «Глаголы совершенного и несовершенного вида». Цель: формирование умения образовывать и употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида.
В основе седьмого и восьмого занятия заложена тема: «Образование глаголов от других частей речи». Цель: формирование умения образовывать глаголы от других частей речи и использовать их в спонтанной речи.
В процессе формирования словообразования глаголов у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой морфемы, уточнения ее значения. Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.
В итоге логопедической работы дети должны научиться образовывать глаголы различными способами в соответствии с параметрами возрастной нормы и использовать их в спонтанном общении.
Список литературы:
1. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 304 с.
2. Матросова Т.А. Рекомендации логопедам и педагогам по организации и проведению коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевой патологией / Т.А. Матросова. - М.: Сфера, 2005. - 112 с.
3. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., 2000.