Научная статья на тему 'Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи'

Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4916
672
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Ю. А. Гафурова, Е. А. Высоцкая, Н. Н. Китаева

Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к росту общего недоразвития речи (ОНР), при котором недостаточно сформированы основные компоненты речевой функциональной системы: лексический, грамматический, фонетико-фонематический строй, связная речь.

Многие учёные (Р.И. Лалаева [2; 3], Н.В. Серебрякова [3], Р.Е. Левина [4], Н.А. Никашина [5], Л.Ф. Спирова [6], Т.В. Туманова [7], Т.Б. Фили-чева [8], Г.В. Чиркина [8; 9] и др.) отмечали наличие существенных трудностей у детей с ОНР в словообразовании глаголов.

Для исследования состояния словообразования глаголов у детей 5,5-6 лет c ОНР, стертой дизартрией (экспериментальная группа) использовалась методика Р.И. Лалаевой [2]. В контрольную группу вошли сверстники с нормальным речевым развитием.

Констатирующий эксперимент проводился с февраля по март 2015 г. на базе ГБДОУ № 94 компенсирующего вида Невского района и ГБДОУ № 53 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Результаты исследования показали, что у всех детей экспериментальной группы имеется выраженное отставание в развитии экспрессивной стороны речи при относительно благополучном понимании обращённой речи.

Дети с ОНР допускали следующие ошибки при образовании приставочных глаголов противоположного значения:

• использовали мотивирующее слово с частицей не (пристегнуть -не пристегнуть, входить - не входить);

• называли глагол другого вида (закрывать - закрыть вместо открыть);

• заменяли приставку, подбирая префикс не противоположного значения (наливать - отливать, вливать, заливать вместо выливать);

• использовали бесприставочные глаголы диффузного значения (входит - идет, сгибает - делает);

• неправильно выбирали мотивирующую основу (придвинуть -убрать).

• употребляли глагол с близкой по семантике приставкой (входить -уходить вместо выходит, сгибать - отгибать вместо разгибать, влетать - улетать, выезжать - заезжать);

• допускали лексически замены, игнорируя употребление той или иной приставки (переходит - гуляет, перелетает - кружится, переплывает - купается).

При исследовании словообразования глаголов совершенного и несовершенного вида в экспрессивной речи у детей с ОНР ошибок было меньше, чем в предыдущем задании. Это можно объяснить тем, что в норме появление разных видов глаголов отмечается уже в возрасте 1 г. 3 мес. - 1 г. 8 мес. (по А.Н. Гвоздеву [1]). Сначала ребенок образует совершенный вид с помощью приставок, позднее - с помощью суффиксов -ива-, -ыва-, -ва, -а/-я, -ну.

Виды ошибок у детей ЭГ:

• называли глагол несовершенного вида без приставки (рисует -рисовала вместо нарисовала), что приводило в ряде случаев к аграмма-тизмам (сажает - садит вместо посадил);

• заменяли приставку (лезет - полез вместо залез, пьет - попила вместо выпила, моет - помыла, лепила - налепила вместо слепила, рисовала - срисовала вместо нарисовала), что также в ряде случаев приводило к неологизмам (починил - счинил);

• допускали лексические замены (рисует - покрасил, залез - сидит, в том числе связанные с неспособностью образовать глагол совершенного вида чинит, строит - делает, ставит - наливает вместо поставил);

• игнорировали чередование согласных в корне (сажает - посажает).

При исследовании способности употребления возвратных глаголов

у дошкольников с ОНР также встречались ошибки. Это можно объяснить тем, что в норме усвоение возвратного залога начинается в возрасте двух лет и практически заканчивается к трем годам [1]. Тем не менее усвоение возвратного залога требует не только сформированности грамматических обобщений, но и логического мышления, что связано с анализом направленности действия либо на самого себя, либо на другой объект.

Дети экспериментальной группы чаще всего допускали в этом задании ошибки в паре причесывает - причесывается, одевает - одевается, моет - моется, вытирает - вытирается. Ошибки дошкольников с ОНР можно объяснить следующим образом:

1) дети прибегали к замене приставки помимо добавления (или отбрасывания) постфикса (вытирает - протирается, моется - умывает);

2) заменяли приставку, не убирая постфикс (одевается - надевается);

3) допускали лексические замены (моет - вытирает, умывается -моет).

У детей с ОНР глагольное словообразование развито существенно хуже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Тем не менее овладение словообразованием у испытуемых с общим недоразвитием речи протекает хотя и значительно медленней, чем у детей без речевой патологии, но подчиняется тем же законам, идёт в той же последовательности, что и у нормально развивающихся сверстников, т. е. дети

усваивают сначала более простые, частотные, а затем более сложные формы словообразования.

Многочисленные ошибки в употреблении слов разного значения обусловлены трудностями сопоставления глаголов по видовым признакам, по направленности действия, невозможностью выделения общего и различного в звучании однокоренных слов, дифференциации производного и производящего слов, в несоблюдении формальных условий при образовании глаголов.

Таким образом, можно говорить о том, что дети с ОНР испытывают значительные трудности в овладении первичными словообразовательными операциями, что ведет, с одной стороны, к неполноценной речевой коммуникации, а с другой - ограничивает когнитивные возможности детей.

Процесс словообразования у старших дошкольников с ОНР находится в стадии формирования, о чем свидетельствует разнообразный характер используемых ими неологизмов.

Результаты проведенного исследования диктуют необходимость проведения коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование системы глагольного словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Список литературы

1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб., 2007. - 472 с.

2. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. - СПб.: Наука-Питер, 2006. - 103 с.

3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб., 1991. - 160 с.

4. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М., 1961. 144 с.

5. Никашина Н.А. Педагогическое изучение недостатков речи детей // Дефектология. - 1969. - № 4. - C. 21-36.

6. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I—IV классы); Науч. исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1980. - 192 с.

7. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи: моногр. - М., 2002.

8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.

9. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учеб. / под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.