Список литературы
1. Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов / Н. П. Вайзман. - М.: Педагогика, 1976. - 104 с.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. - М.: Владос, 2002. -272 с.
3. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб.,
1995.
4. Дудьев В. П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи / В. П. Дудьев // Дефектология. - 1995. - № 6.
5. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. - 144 с.
6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.: Изд-во МГУ, 1962. - 431с.
7. Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 1985.
8. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.
9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учеб.-метод. пособие. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.
Т. Ф. Колтуклу, И. В. Егорова
Результаты исследования словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
В последние десятилетия в психологических, лингвистических и психолингвистических исследованиях подчеркивается значимость усвоения процессов словообразования для полноценного овладения лексической системой языка, формирования языковой компетенции ребенка. В работах Л.Н. Ефименковой, Г.И. Жаренковой, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спировой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Т.Б. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др. содержатся данные о неполноценном развитии словообразовательной системы у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи обладают сниженной способностью восприятия различий звуковых и семантических характеристик аффиксов русского языка, что приводит к ограничению комбинаторных словообразовательных способностей, необходимых для творческого использования конструктивных элементов родного языка при построении новых лексических единиц.
Целью нашего исследования являлось уточнение особенностей формирования системы словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи (6 лет).
Качественный анализ ошибок выявил, что усвоенная продуктивная словообразовательная модель, переносится ("генерализуется") ребенком с ОНР на эту модель, на другие случаи словообразования, которые подчиняются менее продуктивным закономерностям. Дети, употребляя словообразовательные морфемы в соответствии с их точным значением, могут комбинировать корневой элемент с чуждыми этому корню аффиксами (не принятыми в языке). Чаще всего заменяются синонимичные аффиксы: применяется продуктивный вместо непродуктивного аффикса. Выявленные в ходе исследования ошибки, допущенные детьми с общим недоразвитием речи, можно разделить на три группы:
1) тенденция «выравнивания» основы, сохранение тождества корня (основы) в производном слове. Эта тенденция носит многоплановый характер, что проявляется в следующем: в производных словах часто не используется чередование, изменение ударения, консонантизация гласного, основы, супплетивизм, например: причесывает - «причесает», перепрыгивает - «спрыгивает», «прыгает», «запрыгает» и т. д.
2) замена продуктивных словообразовательных аффиксов непродуктивными; согнуть - «сгнуть», отвязать - «развязать», отлетает -«улетает», перепрыгивает - «запрыгивает», выпила - «попила» и т. д.
3) переход от простого к сложному как в плане семантики, так и в плане формально-знакового выражения. Например: употребляли глаголы без приставки - «летит», «идет»; выражали законченность действия словами: одевается - «сам научился», оделась - «идет гулять», зима -«зимовать», рыба - «рыбовать» и т. п. Дети без речевой патологии в основном правильно выполняли задания, иногда при помощи экспериментатора, или допускали ошибки только в непродуктивных формах словообразования.
Усвоение словообразовательных моделей, которые исторически сложились в языке, прежде всего происходит через познание семантики конкретных производных слов, представленных в речевом общении с взрослыми носителями языка. Овладение семантикой данных слов напрямую связано с вхождением ребенка в область словообразовательной номинации и овладением ее единицами. В процессе восприятия производных слов происходит овладение формами, значением и способами сочетаемости того языкового «строительного материала», который впоследствии может быть использован ребенком при самостоятельном продуцировании слов [1, 3].
Результаты проведенного нами констатирующего эксперимента установили, что дошкольники с ОНР находятся на низком уровне словообразования, что проявляется в недоразвитии словообразовательных морфем как языковых знаков и невозможности осуществлять операции с ними. Причина этого кроется в бедности пассивного словаря, особенностях развития мышления, памяти, недостаточных возможностях семантического сравнения и сопоставления однокоренных слов; трудностях
адекватного выделения общего и различного в звучании однокоренных слов недифференцированным пониманием значений аффиксальных словообразовательных элементов [1, 4]. Нарушение формирования словообразовательных операций негативно отражается на становлении морфологических и синтаксических обобщений, в результате чего операции грамматического конструирования - выбор определенных языковых единиц и элементов парадигмы, их объединение в синтагматические структуры - оказываются специфическими, отличными от онтогенетических закономерностей развития [2].
Проведенный нами эксперимент выявил значительное отставание в усвоении семантики производных глаголов, что проявляется в недостаточном понимании значений производных основ. Дошкольники с речевой патологией не чувствуют разницы в семантике производного и производящего слов. Симптом носит стойкий характер. На материале глаголов дошкольники допускали замены частотных аффиксов на нечастотные, замены продуктивных моделей непродуктивными. Отмечаются звуковые и семантические замены аффиксов. Вероятно, данные симптомы свидетельствуют о том, что в сознании детей не закрепились типы словообразовательных моделей, которые они слышат в речи взрослых.
Образование новых глаголов доступно лишь на материале хорошо усвоенных, наиболее частотных и продуктивных словообразовательных моделей. В ситуации, когда требуется перенос словообразовательных навыков на новый, менее употребляемый в разговорной практике лексический материал, возникает «поломка» сформированных операций с языковыми единицами.
Таким образом, подводя итог полученным нами результатам о состоянии словообразования у детей с ОНР, необходимо подчеркнуть, что следует как можно раньше начинать формирование словообразовательных возможностей у дошкольников с ОНР, для того чтобы к началу школьного обучения ребенок владел этими возможностями.
Список литературы
1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб., 1999. -С. 160.
2. Баева А. И. Изучение состояния речевых процессов у - летних детей с общим недоразвитием речи // Рубрика. - 2004. - № 2. - С. 74.
3. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Избр. работы. - М., 1959. - С. 48.
4. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня // Логопед. - № 1. - 2004. - С. 25.