логические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии/ В.В. Николаева. -Л., 1976. - С. 98-99. 2 Резникова, Т.Н. О моделировании «внутренней картины болезни» [Текст] // Проблемы медицинской психологии /Т.Н. Резникова, В.М. Смирнова. - Л., 1976. -С. 122-124.
З.Шац, И.К. Психологическая поддержка тяжелобольного ребенка [Текст] : монография / И.К. Шац. - СПб.: Речь, 2010. - 192 с.
4 Лурия, Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные
заболевания [Текст] / Р.А. Лурия. - М.: Медицина, 1977. - 112 с.
5 Диагностика здоровья: Психологический практикум
[Текст]/под ред. проф. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2007. - 950 с.
6 Моуди, Р. Жизнь после утраты. Как справиться с
несчастьем и обрести надежду [Текст] / Р. Моуди, Д. Аркэнджел. - М.: София, 2003. - 288 с.
УДК 159.9
Н.Л. Егорова, Т.А. Вехова
Курганский государственный университет
ФОРМИРОВАНИЕ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Аннотация. В статье говорится о необходимости проведения коррекционно-педагогической работы по формированию морфемного состава слова у третьеклассников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Ключевые слова: морфемный состав слова, способы словообразование, общее недоразвитие речи третьего уровня, восприятие, память.
N.L. Yegorova, T.A. Vekhova Kurgan State University
FORMATION OF MORPHEMIC WORD STRUCTURE AT JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THIRD LEVEL
Annotation. In this article the necessity of carrying out of correctional and pedagogical work on formation of morphemic structure of a word at third-graders with the general underdevelopment of speech of the third level has been studied.
Key words: Morphemic structure of a word, wordformation ways, the general underdevelopment speeches of the third level, perception, memory.
ВВЕДЕНИЕ
Проблеме преодоления нарушения письма у
детей - дисграфии - посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Исследователи по-разному характеризуют виды дисграфии и причины, их вызывающие. И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.В. Ястребова, Л.Г. Парамонова среди причин, обуславливающих ошибки на уровне слова, называют трудности анализа и синтеза частей слова (морфологический аграмматизм), которые проявляются в виде ошибок словообразования, неправильного использования приставок или суффиксов, уподобления различных морфем. Наиболее ярко данный вид дисграфии проявляется к окончанию обучения в начальной школе, то есть тогда, когда более значимым становится морфологический принцип письма.
Морфологический принцип письма является ведущим в русской орфографии, поскольку именно ему подчинено правописание подавляющего большинства слов. Сущность его заключается в том, что каждая морфема (корень, приставка, суффикс), независимо от звучания, всегда пишется одинаково. Следовательно, для усвоения грамматических правил, каждое из которых касается правописания той или иной морфемы, учащийся должен хорошо владеть морфемным анализом слов, то есть быстро и безошибочно находить в любом слове составляющие его элементы: приставку, корень, суффикс, окончание.
Изучением проблемы формирования морфемного состава слова у младших школьников занимались такие известные учёные, как А.В.Текучев, Е.Г. Шашкова, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов, В.А. Кус-тарёва, Л.К. Назарова, Н.С. Рожденственский.
Раздел морфемики имеет большое значение в теории и практике. Теоретическое значение этого раздела состоит в том, что он наглядно демонстрирует системные отношения в языке и требует осмысленного сознательного подхода к анализируемо-му языковому материалу: морфемный анализ каждого слова глубоко индивидуален и требует хорошего понимания устройства морфемного уровня языка и формально-семантических связей слов. Изучение морфемного состава слова заключает в себе большие возможности для развития умственных способностей учащихся и, в частности для формирования у них специфических умственных умений, без которых невозможно сознательное владение словом как языковой единицей.
Значение работы над морфемным составом слов состоит, во-первых, в том, что школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов. Во-вторых, знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами. В-третьих, ознакомление с основами словообразования способствует обогащению знаний школьников об окружающей их действительности. В-четвертых, осознание роли морфем в слове, значения приставок и суффиксов содействует формированию точности речи. В-пятых, изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЗНАНИЙ О МОРФЕМНОМ СОСТАВЕ СЛОВА Констатирующий эксперимент проводился на базе школы № 24 г. Кургана. В эксперименте приняли участие 5 учащихся 3 класса с логопедическим заключением: нарушение письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи третьего уровня. Данная группа является экспериментальной. В качестве контрольной группы были взяты учащиеся 3 класса школы № 29 в количестве 5 человек с логопедическим заключением: нарушение письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи третьего уровня. Исследование проводилось 6 месяцев.
На основе проанализированных методик, предложенных Е.Ф. Архиповой, Т.А. Фотековой, Т.В. Аху-тиной, Л.Н. Ефименковой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Г.Г. Мисаренко, мы разработали методику обследования состояния устной, письменной речи, чтения и высших психических функций у учащихся 3 класса с общим недоразвитием речи третьего уровня, которую применили для проведения констатирующего эксперимента.
Проведя констатирующий эксперимент и изучив уровень развития речевой системы, характеризующие состояние устной, письменной речи, чтения и высших психических функций у учащихся третьего класса с общим недоразвитием речи третьего уровня, пришли к выводам, что обследуемые нами младшие школьники имеют различные отклонения в состоянии речевой системы, которые отрицательно сказываются на усвоении школьной программы, и в частности программы по русскому языку, особенно при усвоении темы «Морфемный состав слова».
По результатам обследования школьников с общим недоразвитием речи выявлены особенности сфор-мированности знаний морфемного состава слова: проблемы в подборе родственных слов; неправильное выделение приставки, корня, суффикса, окончания; трудности актуализации даже хорошо знакомых слов; смешение окончания и суффикса, корня и суффикса; множественные дисграфические и орфографические ошибки; нарушение всех компонентов чтения.
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА На основании выявленных особенностей и анализа современной методической литературы по данной проблеме нами была предложена и проведена методика работы по формированию знаний морфемного состава слова у учащихся 3 класса с общим недоразвитием речи.
Наша коррекционно-педагогическая работа основана на следующих принципах: принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка; принцип деятельностного подхода; принцип развития; принцип системности; принцип комплексности, принцип формирования и коррекции речевого дефекта на основе установления взаимосвязи между фонетическим, лексическим и грамматическим компонентами языка.
Осуществление коррекционно-педагогической
работы формированию языковой способности происходило в рамках программы школьного и с учетом тематического планирования. Данная работа включает в себя упражнения, карточки, таблицы и игры, направленные на развитие звукопроизноше-ния, связной речи, активного и пассивного словаря, звукослоговой структуры, грамматических структур, развитие слухового внимания, восприятия и других высших психических функций.
При формировании языковой способности учитывались форма речевой патологии, характер первичного дефекта и обусловленные ими вторичные нарушения.
РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
После проведения данной работы с целью выявления и анализа результатов нами было проведено итоговое контрольное обследование детей, участвовавших в формирующем эксперименте.
В конце формирующего эксперимента результаты испытуемых экспериментальной группы оказались выше, чем в начале обучения. У экспериментальной группы после обучающего эксперимента отмечалась позитивная динамика в формировании знаний не только морфемного состава слова, но и в общей ориентировки в рече-языковой системе.
Исследование звукопроизношения выявило, что у всех учеников и контрольной, и экспериментальной групп повысились показатели данного параметра. Испытуемые справились с неправильным произношением звуков [р, ц, ч], перестали заменять данные звуки, обнаруживаем замену [ч] на [ц].
Исследование фонематических процессов выявило следующие результаты: дети назвали картинку с заданным звуком. При обследовании фонематического синтеза экспериментальная группа лучше составляла слова, состоящих в правильной последовательности произнесённых звуков: сок, лиса, кино. Дети экспериментальной группы реже использовали помощь логопеда, самостоятельно справлялись со звуковыми дорожками.
Среди учащихся контрольной группы трое учащихся оказались на среднем уровне, двое - ниже среднего уровня развития. В группе в целом произошло улучшение на 5 баллов.
При обследовании звукослоговой структуры слова у учащихся 3 класса экспериментальной группы было обнаружено качественное улучшение результатов. Двое школьников из пяти искажали произношение двух слов, некоторые слова произносили замедленно. Трое ребят справились без помощи логопеда.
Учащиеся контрольной группы также улучшили свои результаты, но трое учащихся остались на том же уровне формирования данного признака.
При повторном обследовании словаря и словообразовательных процессов было выявлено, что учащиеся и экспериментальной, и контрольной групп улучшили свои результаты. Но у учащихся экспериментальной группы словарь в совокупности повысился на 9 баллов, а у учащихся контрольной группы - на 6 баллов.
58
ВЕСТНИК КГУ, 2013. №1
Пассивный словарь учеников остался всё же шире, чем активный. Так как у этих детей низкий уровень развития образной памяти, то они быстро забывают новые слова, если их не повторять.
Навыки словообразования у школьников экспериментальной группы оказались развитыми лучше, чем у контрольной группы.
При обследовании грамматического строя речи выявлено, что ученики экспериментальной группы улучшили свои результаты в совокупности на 12 баллов, а контрольной группы - на 6 балла. Поэтому у учащихся экспериментальной группы грамматический строй речи развит чуть лучше, чем у учащихся контрольной группы.
Говоря о связной речи, школьники обеих групп еще затрудняются не только построить рассказ по серии сюжетных картин, но и пересказать хорошо знакомую им сказку. Простые предложения в самостоятельных рассказах чаще состояли из подлежащего, сказуемого и дополнения.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Проанализировав результаты, мы пришли к следующим выводам: результаты экспериментальной группы превзошли результаты контрольной в совокупности на 13 баллов.
Для учеников данной категории важно не только количественно увеличить уровень сформированное™ знаний морфемного состава слова, но и качественно, за счет приобретения умений и навыков словообразования.
Проведенное исследование позволяет вести речь о необходимости совершенствования традиционного подхода в обучении языку. В сочетании с традиционным обучением данная методика способствует устранению недостатков устной и письменной речи, что подтвердил анализ результатов констатирующего эксперимента. Проведение контрольного среза и анализ его результатов позволил нам сделать вывод о том, что предложенная нами работа оказалась достаточно эффективной.
Список литературы
1 Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в
коррекционной школе [Текст]/ А.К. Аксенова.- М.: Владос, 1999.
2 Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологи-
ческая диагностика [Текст] / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учебное пособие / под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М.: МПСИ, 2001. - С. 7-20.
3 Венедиктова, Л.В. Базисный учебный план по русскому
языку для школы V вида [Текст]/Л.В. Венедиктова, Р.И. Лалаева, Е.А. Мартынова и др. - Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, 1997.
4 Баранова, Е.Б. Формирование словообразовательных
операций у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в системе работы над родственными словами (в рамках комплексного подхода) [Текст] / Е.Б. Баранова //Логопед в детском саду.- 2004.-№1.-С. 13-26.
5 Коньшина, Н.А. Формирование полноценных представле-
ний о морфемном составе слова у младших школьников с ОНР [Текст] / Н.А. Коньшина //Логопед.- 2005.-
№ 4. - С 108-121.
6 Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи и их
преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова.- М., 1997.
7 Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школь-
ников с использованием нейропсихологических исследований методов: пособие для логопедов и психологов [Текст] / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: АРКТИ, 2002. - 136 с.
8 Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филиче-
ва, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.- М., 1989.
9 Фуреева Е.П. Нарушение речи у школьников: корреционно-
педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе [Текст] / Е.П. Фуреева, Е.В. Шипило-ва, О. В. Филиппова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
УДК 159.9 Н.Л. Егорова
Курганский государственный университет
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация. В статье говорится о необходимости проведения коррекционно-педагогической работы по формированию культуры полового поведения у учащихся старших классов с нарушением интеллектуального развития
Ключевые слова: половое воспитание, культура полового поведения, старшеклассники с нарушением интеллектуального развития.
N.L. Yegorova Kurgan State University
FORMING OF SEXUAL BEHAVIOUR CULTURE OF SENIOR PUPILS WITH IMPAIRED INTELLIGENCE
Annotation. In this article the necessity of carrying out of correctional and pedagogical work of forming of sexual behavior culture of senior pupils with impaired intelligence is presented.
Key words: sexual education, sexual behavior culture, senior pupils with impaired intelligence.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в педагогике, в том числе и специальной, резко усилился интерес к формированию у подростков культуры полового поведения, а также вообще к половому и полоролевому развитию молодежи. Наблюдается организация групп и широкая пропаганда среди молодых людей поведения, которое не отличает подростков по тендерному признаку. Ярким примером являются подростки, принадлежащие к субкультурным организациям, по внешним признакам (одежда, прически, макияж)