Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ / ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джафарова А. В., Калашникова Л. В., Шепелева Е. Е.

Словообразование глаголов как грамматическая категория является важной работой по развитию правильной, грамотной речи. При таком нарушении как общее недоразвитие речи имеются свои особенности речевого развития. Это, прежде всего бедность и недиференцированность словарного запаса, явная ограниченность словаря и другие нарушения. Цель нашего исследования определение организационно-содержательных аспектов логопедической работы по формированию навыков словообразования глаголов движения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джафарова А. В., Калашникова Л. В., Шепелева Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

обществоведческих дисциплин / М.С. Бажайкина // Парадигма, 2019. - № 1. - С. 23-33 ISSN 2367-8658.

2. Критическое мышление / Педагогический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://erusds.ru/pedagogicheskij-slovar-2/ (Дата обращения: 05.05.2020).

3. Патрушева, Ж.Г. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории и обществознания / Ж.Г. Патрушева // Инновационное развитие профессионального образования, 2016. - № 11. - С.44 - 47 ISSN 2304-2818.

4. Приёмы и техники: [Электронный ресурс]. - URL: https://sites.google.com/site/konstmktoruroka/priemy-i-tehniki (Дата обращения: 06.05.2020).

5. Славская, И.В. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности с применением нетрадиционных уроков по истории / И.В. Славская // Проблемы педагогики, 2020. - № 1. - С. 42-45 ISSN 2413-8525.

© Белоусова Е.Г., Белоусова М.В., 2021

УДК 373.24

Джафарова А.В.,

учитель-логопед МБДОУ д/с №89 г. Белгорода

Калашникова Л.В., учитель-логопед МБДОУ д/с №89 г. Белгорода

Шепелева Е.Е.,

учитель-дефектолог МБДОУ д/с №89 г. Белгорода

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация

Словообразование глаголов как грамматическая категория является важной работой по развитию правильной, грамотной речи. При таком нарушении как общее недоразвитие речи имеются свои особенности речевого развития. Это, прежде всего бедность и недиференцированность словарного запаса, явная ограниченность словаря и другие нарушения.

Цель нашего исследования определение организационно-содержательных аспектов логопедической работы по формированию навыков словообразования глаголов движения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Ключевые слова

Навыки словообразования глаголов, глаголы движения, общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, уровень сформированности навыков словообразования.

Процесс формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста является достаточно сложным процессом. Овладение словообразованием осуществляется на основе развития когнитивных и речевых процессов. Усвоение моделей словообразования глаголов зависит от закономерностей овладения этой частью речи. Более позднее появление глаголов в словаре дошкольников и меньшая представленность слов этой части речи в высказываниях приводит, соответственно, и к более позднему усвоению их словообразования.

Глагол играет важную роль в умственном и речевом развитии детей. Осмысленное оперирование глаголом требует сравнительно высокой степени синтеза, анализа, обобщения, сравнения. Умение выделить действие и обозначить его соответствующими словами способствует появлению и развитию понятийного мышления, а также влечет за собой высокое формирование и развитие всех мыслительных процессов.

Среди глаголов, которые обозначают перемещение, в отдельную группу следует выделить глаголы движения, передающие передвижение при помощи транспорта или без него. Глаголы движения широко распространены в русском языке и для ребенка с нарушением речи усвоение их связано с затруднениями, обусловленными как тем, что применение отдельных глаголов сопровождается неправильным образованием временных форм (вести-вел, нести-нес) или чередованием согласных при спряжении (носить-ношу, ходить-хожу и др.), так и специфическим лексическим значением.

Поскольку в своей работе мы исследуем словообразование глаголов движения, понимание и использование которых предполагает ориентировку в пространстве, то в экспериментальную работу мы посчитали необходимым включить дополнительный блок обследования, направленный на изучение оптико-пространственных представлений старших дошкольников.

После анализа литературы по проблеме исследования нами было организовано и проведено экспериментальное исследование с целью изучения уровня сформированности навыков словообразования глаголов движения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Результаты исследования уровня сформированности словообразования глаголов дошкольников с ОНР и сверстниками без речевой патологии показали, что 60% экспериментальной группы имеют средний уровень сформированности словообразования глаголов, 40% - низкий уровень. В контрольной группе 50% детей имеют средний уровень сформированности словообразования глаголов движения, 20% - уровень выше среднего и 30% - высокий уровень. Это говорит о том, что развитие словообразования у детей с ОНР сформировано недостаточно по сравнению с возможностями словообразования детей с нормой речевого развития.

Поскольку в своей работе мы исследуем словообразование глаголов движения, понимание и использование которых предполагает ориентировку в пространстве, то в экспериментальную работу мы посчитали необходимым включить дополнительный блок обследования, направленный на изучение оптико-пространственных представлений старших дошкольников.

При выполнении заданий на обследование оптико-пространственных представлений дети показали следующие результаты: 30% детей экспериментальной группы имеют низкий уровень, 40% - уровень ниже среднего, 30% - средний уровень. В контрольной группе мы получили следующие результаты: 60% детей - высокий уровень, 30% - уровень выше среднего и 10% - средний уровень сформированности оптико-пространственных представлений.

Отсюда можно сделать вывод, что дети с общим недоразвитием речи недостаточно владеют оптико-пространственными представлениями.

Получив результаты по двум методикам, мы попробовали выяснить есть ли зависимость между уровнями сформированности словообразования глаголов движения и оптико-пространственными представлениями детей.

Полученные результаты позволяют предположить, что уровень сформированности словообразования глаголов движения зависит от уровня сформированности оптико-пространственных представлений. У детей, имеющих низкий уровень сформированности словообразования глаголов движения наблюдается низкий уровень сформированности оптико-пространственных представлений. У детей с высоким уровнем сформированности словообразования глаголов движения - высокий уровень сформированности оптико-пространственных представлений.

Так как нами установлено, что существует зависимость между сформированностью словообразования глаголов движения и оптико-пространственными представлениями мы предлагаем включать в работу игры и упражнения на развитие оптико-пространственных представлений, так как нарушения данных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка.

В компоненты системы обучения детей дошкольного возраста входит наглядность, которая может помочь ребёнку качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся, тем самым обеспечивается переход от конкретного к абстрактному. Поэтому мы предлагаем использовать в работе по формированию навыков словообразования глаголов движения

пиктограммы.

Чтобы устранить и существенно повысить уровень навыка словообразования глаголов движения у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо последовательно усложнять работу по формированию словообразовательных операций, использовать разнообразные методы и приемы по формированию умений образовывать и изменять слова.

Развивая навыки словообразования глаголов у старших дошкольников, мы не только расширяем их знания, обогащаем словарный запас, но и развиваем наглядно-образное и логическое мышление, воображение и восприятие.

Список использованной литературы:

1. Баранова А.С. Формирование навыков словообразования глаголов у дошкольников с ОНР: Приволжский научный вестник №8(36), часть 2, 2014. - 54-56 с.

2. Викжанович С.Н. Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм // С.Н. Викжанович. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 214 с.

© Джафарова А.А., Калашникова Л.В., Шепелева Е.Е., 2021

УДН 371.32

Малахаева Т.А.

студентка 3 курса КФУ, г. Казань, РФ

НОВОГОДНИЕ ИСТОРИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего детского возрастаю. Целью данной статьи является теоретическое и практическое исследование духовно-нравственного развития детей младшего детского возраста с помощью новогодних историй. На основе изучения выбранной темы установлено, что специфика детской литературы и ее восприятие детьми требует определенного подхода. Разнообразие детской литературы, а также возрастная специфика детей предполагает использование различных средств на уроках чтения.

Ключевые слова

Духовное воспитание, нравственное воспитание, детская литература, новогодние истории, младший детский возраст

В современном мире проблема духовно-нравственного развития детей становится все более актуальной, что вызвано резким скачком в развитии общества и ритме жизни человека.

В процессе духовно-нравственного развития у человека вырабатывается человеческое отношение к миру, реализуется регулирующая функция нравственности, обеспечивается регулирование поведения согласно принятым нормам, формируется ориентация личности, его мировоззрение, система нравственных убеждений, которые гарантируют гармонию личности и общественных интересов, способствуют формированию нравственного поведения.

Вопросами духовно-нравственного развития задавались и задают многие педагоги. По мнению В.А. Сластенина нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплина, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [1, с. 149].

В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты были определены основные задачи интеллектуального и нравственного развития младшего детского возраста:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.