Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ЧЕРТЕЖЕЙ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ У УЧЕНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ЧЕРТЕЖЕЙ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ У УЧЕНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ КОНСТРУИРОВАНИЯ / ЧЕРТЕЖИ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЗАДАЧИ / ПРОФЕССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамедова Холида Бахтиёровна

В статье рассматриваются задачи трудового воспитания школьников Узбекистана в соответствии с Концепцией развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. В частности, изучается вопрос формирования навыков по конструированию чертежей швейных изделий на уроках технологии. Приводятся рекомендации к составлению учебной программы «Технология» для 5 - 9 классов общеобразовательной школы, касающиеся формирования навыков конструирования чертежей швейных изделий. Подчёркивается важность развития творческого начала у школьников и осознания учеником своих способностей и направленности при дальнейшем выборе профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухамедова Холида Бахтиёровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SKILLS IN DESIGNING DRAWINGS OF SEWING PRODUCTS FOR STUDENTS IN TECHNOLOGY LESSONS

The article discusses the tasks of labor education of schoolchildren in Uzbekistan in accordance with the Concept of development of the public education system of the Republic of Uzbekistan until 2030. In particular, the issue of the formation of skills in the design of drawings of garments is studied at the lessons of "Technology". Recommendations are given for the preparation of the curriculum "Technology" for grades 5-9 of secondary schools, concerning the formation of skills in the design of drawings of garments. The importance of the development of the creative principle in schoolchildren and the student's awareness of their abilities and orientation in the further choice of a profession is emphasized.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ЧЕРТЕЖЕЙ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ У УЧЕНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ЧЕРТЕЖЕЙ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ У УЧЕНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Мухамедова Х.Б. Email: Mukhamedova17160@scientifictext.ru

Мухамедова Холида Бахтиёровна - преподаватель, кафедра методики профессионального образования, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются задачи трудового воспитания школьников Узбекистана в соответствии с Концепцией развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. В частности, изучается вопрос формирования навыков по конструированию чертежей швейных изделий на уроках технологии. Приводятся рекомендации к составлению учебной программы «Технология» для 5-9 классов общеобразовательной школы, касающиеся формирования навыков конструирования чертежей швейных изделий. Подчёркивается важность развития творческого начала у школьников и осознания учеником своих способностей и направленности при дальнейшем выборе профессии. Ключевые слова: навыки конструирования, чертежи швейных изделий, формирование компетенций, задачи, профессия.

FORMATION OF SKILLS IN DESIGNING DRAWINGS OF SEWING PRODUCTS FOR STUDENTS IN TECHNOLOGY LESSONS Mukhamedova &B.

Mukhamedova Holida Bakhtiyorovna - Teacher, DEPARTMENT OF VOCATIONAL EDUCATION METHODS, TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER NIZAMI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the tasks of labor education of schoolchildren in Uzbekistan in accordance with the Concept of development of the public education system of the Republic of Uzbekistan until 2030. In particular, the issue of the formation of skills in the design of drawings of garments is studied at the lessons of "Technology". Recommendations are given for the preparation of the curriculum "Technology" for grades 5-9 of secondary schools, concerning the formation of skills in the design of drawings ofgarments. The importance of the development of the creative principle in schoolchildren and the student's awareness of their abilities and orientation in the further choice of a profession is emphasized.

Keywords: design skills, garment drawings, formation of competencies, tasks, career guidance.

УДК 373.6.5

DOI: 10.24411/2304-2338-2021 -10301

Невозможно представить наш народ, имеющий великую историю и прошлое, без труда и профессий. В независимой Республике Узбекистан роль педагогов в трудовом воспитании школьников представляет важный фактор в структуре экономики страны и во многом опирается на тысячелетний опыт обычаев и традиций узбекского народа. По словам мудреца Юсуфа Хас Хаджиба, каждый активный член общества должен учиться ремеслу так, чтобы желание работать стало его жизненно важной потребностью. В «Минералогии» Абу Райхан аль-Бируни задаётся вопросом: «Заслуживает ли уважения человек, добившийся известности и карьеры без работы?». [1]. Принятая в 2019 году Концепция развития системы народного образования

Республики Узбекистан до 2030 года, направленна на поднятие на качественно новый уровень духовного, нравственного и интеллектуального потенциала молодежи. Среди прочих задач, отмечена необходимость формирования у учащихся с самого раннего возраста мотивации к учебе, а также развитие способностей выбора профессии, самостоятельного планирования профессионального роста и освоения современных профессий [2]. В связи с указанным, уроки технологии в школе являются важнейшим условием воспитания молодежи в уважении к профессиям, создании базиса для успешной реализации молодежи в условиях инновационной экономики.

Планирование и проведение уроков технологии должно проходить с учетом постоянного совершенствования обучения школьников профессиям, адаптации к непрерывному развитию процессов производства. Руководствуясь государственными образовательными стандартами, учителя трудового воспитания должны выстроить методику преподавания дисциплины «Технология» таким образом, чтобы выпускники школ смогли избежать ошибок в выборе будущей профессии, а также овладеть общепрофессиональными компетенциями на уровне современных требований образования и производства [3].

В связи с указанным предлагается объём освоения темы «Конструирование и моделирование» в рамках дисциплины «Технология» и её раздела «Создание швейных изделий» распределить на 5 лет - с 5 по 9 класс. Часовая нагрузка для формирования конструкторских навыков в швейном деле согласно учебно-тематического плана должна распределяться примерно таким образом:

• 5 класс - 8 часов,

• 6 класс - 6 часов,

• 7 класс - 4 часа,

• 8 класс - 12 часов.

• 9 класс - 12 часов.

Структура компетенций по конструированию чертежей швейных изделий

По окончании школьного курса «Технология», в рамках которого приобретаются навыки конструирования швейных изделий, ученик должен овладеть общекультурными [4] и общепрофессиональными [5] базовыми компетенциями. Без общекультурных компетенций любая профессиональная деятельность не может быть успешной, так как любое обучение не должно сводиться к примитивному накоплению знаний, умений и навыков, а должно приводить к психологической готовности постоянно их накапливать, творчески применять, совершенствовать, тем самым приводя к саморазвитию личности [6]. Общепрофессиональные компетенции выражаются в:

1. Снятии размерных признаков.

2. Конструировании чертежей швейных изделий.

3. Индивидуальном пошиве швейных изделий по готовому эскизу.

В рамках первой общепрофессиональной компетенции ученики должны усвоить информацию о том, как снимать мерки с учётом особенностей фигуры, количества измерений, отклонений фигуры от пропорциональных параметров.

Уровень освоения компетенций, связанных с конструированием портновских чертежей, оценивается после практических занятий по степени сформированности знаний и умений, приведенный в Таблице 1.

Таблица 1. Реализация компетенции «Конструирование чертежей швейных изделий»

Знания Умения

Зависимость размера от типа фигуры. Принципы построения чертежей. Методы конструирования сетки. Приёмы моделирования. Способы построения деталей изделия. Точная привязка к чертежу на этапе раскроя и пошива изделия. Владение различными методиками конструирования чертежей. Использование методов конструктивного моделирования. Применение масштабирования 1:4 при построении чертежа по собственным меркам. Освоение ручного проектирования простейших моделей и деталей.

Практическим результатом овладения навыками конструирования одежды в рамках школьной программы «Технология» должны стать освоенные варианты объектов труда - чертежи и выкройки соответствующих изделий:

• в 5 классе - фартука.

• в 6 классе - юбки прямой, конической, клиньевой.

• в 7 классе - плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

• в 8 классе: основы конструирования платья в масштабе 1:4 в рабочей тетради; основы конструирования втачного рукава (прямого, узкого, индивидуальной модели на их основе); Основы конструирования воротника стойки, плосколежащего.

• в 9 классе - основы конструирования женских и мужских брюк.

При формулировке задач, входящих в компетенцию «Индивидуальный пошив швейных изделий по готовому эскизу», учителю необходимо устанавливать глубину освоения материала в зависимости от поставленных целей курса «Технология» и творческих способностей учащихся. Начальным этапом формирования данной компетенции станет способность проверять наличие деталей кроя в соответствии с рисунком модели. Уровень освоения данной компетенции оценивается по показателям, указанным в Таблице 2.

Таблица 2. Реализация компетенции «Индпошив по готовому эскизу»

Знание деталей Умения Практические навыки по работе с эскизами

Названия Формы Чтение технического рисунка Сопоставление с эскизом: наличия всех деталей кроя, правильности их выкраивания Распознавание составных частей детали, общей конструкции детали согласно эскизу

Приёмы конструирования и последовательность построения чертежей усложняются по мере освоения учебного раздела «Создание швейных изделий» с каждым последующим годом. Если в 5 классе ученики научились рационально использовать рабочее пространство, грамотно пользоваться сантиметром, масштабной и метровой линейкой, аккуратно выполнять чертёж, то в следующих классах им будет легче освоить более сложные задачи [7]. В процессе отработки навыков конструирования чертежей на занятиях по «Технологии» ученикам пригодятся знания, полученные при обучении рисованию, геометрии, анатомии человека, черчению.

Динамика формирования навыков конструирования чертежей

Поскольку объекты труда меняются и усложняются с каждым годом, возрастает и набор навыков, необходимых для конструирования чертежа очередного швейного изделия и оформления его выкройки. Рассмотрим динамику формирования навыков конструирования чертежей швейных изделий по классам.

5 класс

1. Снятие мерок для изготовления фартука: полуобхват бёдер, полуобхват талии, высота груди, длина изделия.

2. Работа над выкройкой (построение, моделирование, подготовка к раскрою).

6 класс

1. Снятие мерок для пошива юбки: полуобхват талии, полуобхват бёдер, длина до бёдер, длина юбки сбоку.

2. Расчёт дополнительных мерок: длина юбки спереди и сзади, припуски на свободное облегание.

3. Построение чертежей юбок разной формы: прямой, конической, клиньевой.

4. Моделирование, отделка и художественное оформление заданного варианта юбки.

5. Контроль качества выкройки.

7 класс

1. Снятие мерок для пошива плечевого изделия.

2. Овладение формулами расчёта цельнокроеного рукава.

3. Моделирование фасона: создание эскиза модели, копирование готовых выкроек, изменение шаблонов в соответствии с индивидуальными характеристиками фигуры.

8 класс

1. Снятие мерок для конструирования чертежей деталей и основы платья.

2. Построение чертежей: основы платья, втачных рукавов (прямого, узкого), воротников (стойки, плосколежащего).

3. Подготовка выкроек к последующим операциям.

9 класс

1. Снятие мерок для конструирования чертежей деталей и основы женских брюк.

2. Моделирование фасона: создание эскиза модели, копирование готовых выкроек, изменение шаблонов в соответствии с индивидуальными характеристиками фигуры.

3. Построение чертежа женских брюк, карманов, пояса.

4. Построение чертежа мужских брюк, карманов, пояса.

5. Подготовка выкроек к последующим операциям.

Инновационные методы формирования навыков конструирования чертежей швейных изделий

При составлении плана урока по конструированию чертежей учитель должен задействовать инновационные формы проведения занятий. Такие, как построение чертежей в компьютерных графических программах, Дидактические игры, метод Проектов.

Компьютерное конструирование

С помощью программы Paint учащиеся 5 классов научатся изменять чертеж будущего изделия и будут делать это с увлечением. В 7-м классе стоит показать возможности использования программ LECO, RedCafe, посредством работы с которыми учащийся сможет задавать следующие параметры:

• Тип одежды, чтобы иметь возможность: получить конструктивную основу платья, изменить её с помощью встроенных инструментов моделирования.

• Размерные характеристики.

После создания выкройки в электронном формате ученик сможет распечатать её на принтере [8].

Дидактические игры помогут учитывать интересы и особенности развития учащихся при создании игровых моментов в смоделированных рабочих ситуациях:

• «Приём заказа».

• «Подбор фасона».

• «Снятие мерок».

• «Коллективное конструирование».

• «Креативные идеи».

Метод проектов

Чтобы обеспечить динамику формирования навыков конструирования чертежей одежды с помощью творческого проектирования, необходимо предусматривать не менее одного проекта в год для каждой группы. Также необходимы индивидуальные учебно-трудовые задания по созданию планового изделия, обладающего субъективной новизной конструкции, отделки.

В основе метода проектов - процесс совместного творчества детей и педагога. Креативная задача проекта - создать такую конструкцию швейного изделия, которая не встречалась в индивидуальном или массовом производстве.

Цели проекта:

1. стойкий интерес к технологическому творчеству,

2. понимание структуры и состава технологического процесса,

3. перенос усвоенных знаний в личную практику,

4. чувство эстетического вкуса и наблюдательности,

5. понятие о красоте и стиле,

6. создание собственной неповторимой модели, которая подчеркнёт все достоинства фигуры и скроет возрастные несовершенства ученицы.

Выводы

Важнейшей задачей педагогов трудового обучения является раскрытие детского творческого потенциала и его совершенствование в стенах школы по мере взросления воспитанников. Из объекта педагогической деятельности учащийся сможет превратиться в субъект генерации творческого опыта, без которого невозможно представить полноценно развитую личность. По мере формирования навыков конструирования чертежей швейных изделий подрастающее поколение будет знакомиться с характером работы на производстве. Творчески развитые и уверенные в своих силах ребята не пойдут на поводу у семьи и общественного мнения, толкующего о престижности и непрестижности карьеры. Они выберут профессию осознанно, в соответствии со стабильным интересом, личными наклонностями и способностями - именно эти качества становятся залогом профессионального роста и повышения образовательного уровня.

Список литературы /References

1. Sharipov S. Kasb tanlashga yo'llash fanidan sessiya oralig'i nazorat ishlari // Архив Научных Публикаций JSPI, 2020.

2. Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. Указ Президента РУЗ от 29.04.2019 № УП-5712 // Национальная база данных законодательства, 29.04.2019 г., № 06/19/5712/3034

3. Якубова Х.С., Мухамедова Х.Б. Трудовое воспитание, как социальное явление в педагогике // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития, 2018. С. 277-279.

4. Мустафокулов А.А., Абдувалиев Х.А. Основные критерии качества образования // Научный вестник Scientific Reports. Т. 132.

5. Захарова Е.В. Формирование технологических компетенций на уроках технологии в школ : дис., 2018.

6. Мустафокулов А.А., Абдувалиев Х.А. Основные критерии качества образования // Научный вестник Scientific Reports. Т. 132.

7. Воронина М.С., Козуб Л.В. Конструирование и моделирование на уроках технологии как средство развития учащихся // Современные тенденции развития фундаментальных и прикладных наук, 2018. С. 67.

8. Коликова Е.ЛОсобенности внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс на уроках технологии // Школьные технологии, 2018. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.