Научная статья на тему 'Актуальные образовательные методики и программы при подготовке студентов педагогического образования профиля «Технология»'

Актуальные образовательные методики и программы при подготовке студентов педагогического образования профиля «Технология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод / методика / конструирование одежды / технология швейных изделий / процесс обучения / технологическое образование / формирование компетенций / технологические карты швейных изделий / method / technique / design of clothing / technology of garments / learning process / technological education / the formation of competencies / technological maps of garments

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ондар Аниела Борисовна

В статье рассматривается взаимосвязь образовательных методик для получения успешных практических результатов в профессиональной подготовке бакалавров профиля «Технология» (обслуживающий труд). В работе показан комплекс образовательных методик и примеры использования педагогических технологий для освоения профессиональных компетенций в процессе изучения следующих дисциплин: «Конструирование и моделирование швейных изделий», «Технология швейных изделий», «Методика обучения технологии». Студенты знакомятся с основными технологическими терминами, принципами технической унификации в конструировании и технологии. Одним из творческих заданий является разработка серии унифицированных карманов с применением классических и современных технологий и различных методик декорирования. Таким образом, профессия технолога сейчас особенно важна, ведь для моды время часто играет решающую роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ондар Аниела Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT EDUCATIONAL METHODS AND PROGRAMS FOR TRAINING STUDENTS OF PEDAGOGICAL EDUCATION PROFILE «TECHNOLOGY»

The article examines the relationship of educational methods for obtaining successful practical results in the professional training of teacher education of the profile "Technology" (service labor). The work shows a complex of educational methods and examples of teaching pedagogical technologies for mastering professional competencies in the process of studying the following disciplines: "Design and modeling of garments", "Technology of garments", "Technique of teaching technology". Students become familiar with basic technological terms, principles of technical unification in design and technology. One of the creative tasks is the development of a series of unified pockets, using classic and modern technologies and various decorating techniques. Thus, the profession of a technologist is now especially important, because time often plays a decisive role in fashion.

Текст научной работы на тему «Актуальные образовательные методики и программы при подготовке студентов педагогического образования профиля «Технология»»

УДК 371.38

doi 10.24411/2221-0458-2020-10048

АКТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И ПРОГРАММЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЯ

«ТЕХНОЛОГИЯ»

Ондар А.Б.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

CURRENT EDUCATIONAL METHODS AND PROGRAMS FOR TRAINING STUDENTS OF PEDAGOGICAL EDUCATION PROFILE «TECHNOLOGY»

A.B. Ondar Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассматривается взаимосвязь образовательных методик для получения успешных практических результатов в профессиональной подготовке бакалавров профиля «Технология» (обслуживающий труд). В работе показан комплекс образовательных методик и примеры использования педагогических технологий для освоения профессиональных компетенций в процессе изучения следующих дисциплин: «Конструирование и моделирование швейных изделий», «Технология швейных изделий», «Методика обучения технологии». Студенты знакомятся с основными технологическими терминами, принципами технической унификации в конструировании и технологии. Одним из творческих заданий является разработка серии унифицированных карманов с применением классических и современных технологий и различных методик декорирования. Таким образом, профессия технолога сейчас особенно важна, ведь для моды время часто играет решающую роль.

Ключевые слова: метод; методика; конструирование одежды; технология швейных изделий; процесс обучения; технологическое образование; формирование компетенций; технологические карты швейных изделий

The article examines the relationship of educational methods for obtaining successful practical results in the professional training of teacher education of the profile "Technology" (service labor). The work shows a complex of educational methods and examples of teaching pedagogical technologies for mastering professional competencies in the process of studying the following disciplines: "Design and modeling of garments", "Technology of garments", "Technique of teaching technology". Students become familiar with basic technological terms, principles of

technical unification in design and technology. One of the creative tasks is the development of a series of unified pockets, using classic and modern technologies and various decorating techniques. Thus, the profession of a technologist is now especially important, because time often plays a decisive role in fashion.

Key words: method; technique; design of clothing; technology of garments; learning process; technological education; the formation of competencies; technological maps of garments

Формирование творчески развитой личности студента зависит от того, как строится образовательный процесс в вузе, каковы его содержательная,

процессуальная и мотивационная стороны. Единство этих компонентов предполагает активную деятельность обучаемого, которая направлена на самостоятельную работу студентов, чтобы учащиеся самостоятельно находили время для получения результативных знаний, способов их приобретения и развитие творчества.

Задачей высшего образования является поиск оптимального баланса между сохранением традиций высшей школы и необходимостью введения эффективных образовательных технологий. Совершенствование творческого процесса проектирования, методов поиска и использования профессиональной

информации, овладение навыками ведения исследовательской работы - задачи, стоящие перед технологическим образованием, решение которых обязано обеспечить процесс обучения.

Важнейшими направлениями улучшения

качества подготовки студентов являются внедрение интерактивных форм обучения, поиск новых подходов, новых методик, отражающих специфику дизайн-проектирования, акцентирование

значимости научно-исследовательского подхода в процессе разработки моделей одежды.

Методы технологической подготовки

Термин «метод» в переводе с греческого слова означает «путь» и отвечает на вопрос «как учить?». Методы обучения отражают способы

взаимодействия преподавателя и студентов в учебном процессе.

В соответствии с нормативными документами высшего образования к результатам освоения основной

образовательной программы

педагогического образования профиля «Технология» выпускники данного направления должны иметь следующие навыки: основную роль техники и технологий для развития общества; овладение методами учебно-

исследовательской и проектной

деятельности; овладение средствами и

формами графического отображения объектов и процессов; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных задач; развитие умений применения средств ИКТ в современном производстве и сфере обслуживания; формирование

представлений о мире профессий [7. c. 20 -21].

Большинство интерактивных методов предусматривают групповые или коллективные формы организации учебных занятий, однако при подготовке студентов педагогического образования профиля «Технология» преобладает личностный компонент и индивидуальный стиль деятельности, присущий только конкретной личности, который придает результатам работы своеобразие и неповторимость. Использование технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач воспитывает у студента навыки общения со специалистами смежных областей, коммуникабельность, умение работать в подчинении, выполняя вспомогательную работу, быть лидером, вести диалог с заказчиком. Коллективная проектная деятельность воспитывает чувство ответственности, создает условия для социально-профессиональной адаптации студента.

Классифицировать интерактивные методы сложно, «так как многие из них являются переплетением нескольких приемов. Названия многих методов носят условный характер. Их использование зависит от разных причин: цели и специфики занятия, опыта участников и преподавателя. Применительно к обучению направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Технология» можно условно объединить методы в группы по целям их применения.

Дидактические средства,

применяемые на уроках технологии: учебники, тетради на печатной основе; таблицы; планшеты; коллекции; модели и макеты; муляжи; модели; образцы швов, узлов изделия; технологические и инструкционные карты; карточки-задания; разборные плакаты; иллюстративные альбомы; интерактивные плакаты; электронные образовательные ресурсы.

Технологические и инструкционные карты относятся к учебной технологической документации. Они обеспечивают ориентировочную основу деятельности.

Технологические карты - это технологическая документация,

содержащая описание процесса

изготовления изделия (производственных операций, применяемого оборудования, режимов осуществления операций). На предприятиях форма технологических карт

установлена государственными

стандартами [6].

Учебные технологические карты содержат поэтапное описание технологии изготовления изделия, представленное в табличной форме.

Обязательным требованием к технологической карте является наличие технических условий, необходимых для конкретной технологической операции (например, ширина шва, температурный режим, размеры детали и т. п.).

На уроках технологии форма технологических карт используется в измененном виде. Для младших

школьников технологическая карта может иметь упрощенный вид, для старших -может быть более приближена к производственным.

Инструкционные карты тоже содержат поэтапное изготовление изделия, но они отличаются от технологических тем, что могут быть представлены в различной форме: текстовой, графической, в виде блок-схемы.

Структура и содержание

инструкционных карт также зависят от возраста обучаемых: для младших школьников они должны быть более наглядные, для старших - более абстрактные.

Технологические и инструкционные карты должны способствовать

возможности систематического,

пооперационного контроля (самоконтроля).

В настоящее время существуют различные подходы к классификации методов обучения технологии. Наиболее ранняя типология связана с делением методов по способам деятельности субъектов педагогического процесса -учителя (рассказ, демонстрация, инструктаж и др.)

Известный педагог, методист Казакова Л.Г. выделяет следующие популярные педагогические технологии, и их признаки.

Понятие «педагогическая технология» пришло в педагогику из сферы производства. Технологичность обучения состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым, гарантирующим результат - мыслящего, активного творческого ученика.

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения

планируемых результатов обучения [1].

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

Педагогическая (образовательная, обучающая) технология - способ обучения, при выполнении предписаний (алгоритма действий) которого, гарантируется необходимый результат.

Признаки педагогической технологии:

- системность: педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью; также этот признак предполагает наличие научной психолого-педагогической основы (теории);

- инструментальность - наличие системы предписаний (алгоритма действий), которые гарантируют результат;

- воспроизводимость подразумевает возможность повторения, воспроизведения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими учителями;

- управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;

- эффективность: педагогическая технология должна быть эффективна по результатам обучения и оптимальна по затратам;

- результативность: педагогическая технология гарантирует результат при

правильном воспроизведении алгоритма действий.

Отличие методики от

образовательной технологии состоит в том, что методика предусматривает

вариативность, разнообразие способов обучения и не предполагает гарантированности достижения цели. Методика обладает низкой

инструментальностью, в ней велика доля человеческого фактора: личности учителя и его мастерства [13].

Источниками идей и движущими силами для разработки современных педагогических технологий являются:

- достижения отечественных педагогических, психологических, общественных наук;

- передовой педагогический опыт;

- опыт народной педагогики (этнопедагогики);

- зарубежный педагогический опыт;

- развитие сферы производства и возникновение новых технологий;

- социальный заказ на формирование гражданина информационного общества;

- глобальная компьютеризация образовательной системы;

- развитие современной обучающей медиасреды.

Интерактивные педагогические

технологии - технологии, в которых учащийся является самостоятельно действующим и принимающим решения

субъектом. Они направлены на получение и осмысление участником опыта

практической деятельности. Знания и умения формируются через проживание, прочувствование, личный опыт.

Сегодня известно большое количество педагогических

образовательных технологий. Кроме этого, существуют авторские педагогические технологии И. П. Иванова [2], Л. А. и Б. П. Никитиных [4], Л. Н. Серебренникова [6], И. П. Волкова [1], Ю.Л. Хотунцева [11], В.Д. Симоненко и др [7].

Наиболее известные и популярные педагогические технологии:

Проблемное обучение - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками в деятельности, развиваются мыслительные способности, активность учащихся.

Технологии использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых игр.

Технология опорных схем (авт. Шаталов В. Ф.). Особенностью этой технологии является оформление учебного материала в виде опорных схем -конспектов. В них наглядно отражены подлежащие усвоению знания,

представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие

смысловое значение. В них используется система опорных сигналов [8].

Обучение в сотрудничестве (коллективная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Групповые технологии требуют разделения класса на несколько групп для совместного решения определенных задач. Ученикам

предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать на практике и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учет индивидуальных особенностей и открывает большие возможности для развития познавательной активности учащихся.

Исследовательские методы в обучении. Дают возможность учащимся побывать в роли исследователя: выявить проблему, предложить пути ее решения, самостоятельно пополнить недостающие знания, попытаться найти оптимальное решение.

Технология анализа ситуаций (или кейс-технология, метод ситуационного анализа - кейс-стади) заключается в том, что обучаемому предлагается текст, с подробным описанием сложившейся ситуации, и задача, требующая решения. В тексте могут предлагаться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их правомерности.

При использовании этого метода больше внимания уделяется индивидуальному подходу к проблеме и ее решению, чем групповому

В российском образовании сформировалась традиция по подготовке художников-модельеров, художников

театрального костюма, но не дизайнеров одежды, ориентированных на

промышленное производство.

Отечественные специалисты

ориентированы на индивидуальный пошив или малые серии дизайнерской одежды и не способны работать в современной системе индустрии моды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем временем, производство одежды во всем мире - индустрия, имеющая стабильно большую прибыль и высокий спрос у потребителей, а создание одного рабочего места в данном сегменте производства самое дешевое. Современные тенденции свидетельствуют о смене ориентиров: зафиксировано падение дохода у традиционных производителей и крупных брендов на фоне массового выхода на мировые рынки нового поколения fashion-дизайнеров и небольших модных компаний [3, с.485].

Еще один мировой тренд - смена потребительской модели. «Миллениалы» -первое поколение, выросшее в цифровую эру, только недавно вошли в профессиональную образовательную среду и в мир большого fashion-шопинга, к 2030

году это сообщество окажется в зените потребления [5]. Стремительная

трансформация мировой модной индустрии и научно-техническая революция открывает широкие возможности и для нашей страны, которая никогда не ставила данное направление в список приоритетов. При этом нельзя назвать экономический климат в стране благоприятным: инвестиционные, сырьевые и кадровые трудности, отрыв отечественной науки и образовательных технологий от

современного производства, утрата среднего звена в образовании, потеря престижа профессии и разрыв связи поколений. Поэтому подготовка специалистов, способных работать в изменившихся условиях - серьезный вызов сложившейся системе профессионального образования в России.

На кафедре «Технологии и предпринимательства» Тувинского

государственного университета студенты со второго курса обучения во время дисциплины «Технология швейных изделий» знакомятся с технологией швейных изделий, изготавливая образцы технологических узлов по отработанным лекалам. Тематика практических заданий дается по принципу «от простого узла - к сложному», она максимально приближена к решению реальных производственных задач. Студенты знакомятся с основными технологическими терминами, принципами

технической унификации в

конструировании и технологии. Одним из творческих заданий является разработка серии унифицированных карманов, с применением классических и современных технологий и различных методик декорирования. Во втором семестре итогом являются образцы поясных швейных изделий юбок и брюк. Серия эскизов-набросков выполняется на одной или двух базовых конструктивных основах; утверждается технический рисунок для выполнения в материале; составляется описание художественно-технического оформления модели. Следующие этапы: построение чертежа и конструктивное моделирование, изготовление комплекта лекал, выполнение раскладки, раскрой, подготовка и проведение примерок, изготовление образца. Оформляется документация, отражающая все этапы работы, включая маршрутную карту, содержащую основные сведения об изделии: название согласно

ассортиментной группе, эскиз, расход и стоимость материалов. В ходе защиты итоговой работы на занятии студенты вместе преподавателями кафедры оценивают соответствие образца представленному эскизу, качество изготовления, проверяют комплект технической документации. Таким образом, будущие специалисты знакомятся с последовательностью разработки и

изготовления швейного изделия, совмещая функции дизайнера, конструктора, технолога и швеи на производстве.

На практических занятиях по дисциплине «Технология швейных изделий» в ходе выполнения групповых заданий, студенты усваивают такие термины, как «технологический поток», «технологическая карта», «схемы разделения труда». Итоговая работа по дисциплине «Материаловедение» -конфекционная карта пакета материалов для образца, изготовленного на практических занятиях. На занятиях по предмету «Технологии и дизайн» студенты изучают основы композиции, орнамент, раппорт, получают навыки

художественного оформления тканей. Во время внеурочной работы студенты, члены творческой группы «Decor», разрабатывают авторскую сувенирную продукцию, а также создают свои авторские бренды. Например, в фестивале науки и творчества «Наша весна» Тувинского государственного университета в 2020г. в номинации «Мода», направления «Оригинальный жанр» победителем стал Айдаш Сат, студент 2 курса. Молодой дизайнер представил фото-подборку двух модных коллекций «Сияние узора» и «Гламур» в стиле «Бохо». На V Всероссийском фестивале молодых дизайнеров «Этномода-2019» (г. Майкоп, Республика Адыгея) студенты Сат А.С., Оолак Т.А., Кара-Сал

А.О. удостоены диплома I степени в номинации «Декоративно-прикладное искусство и аксессуары в стиле Этно» (коллекция «Мужские и женские аксессуары тувинцев: история и современность»).

Кроме того, наши студенты демонстрируют свои достижения на модных показах и всероссийских форумах, принимают участие в выставках различных уровней - от университетских до международных. Это позволяет

сформировать солидное портфолио и после завершения учебы продолжить работу у известных модельеров, работать в дизайн студиях или на промышленных

Библиографический список

1. Волков, И. П. Учим творчеству : опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской области / И. П. Волков ; [предисловие П. И. Пидкастистого]. - Москва : Педагогика, 1988. - 96 с. - Текст : непосредственный.

2. Иванов, И. П. Педагогика коллективных творческих дел : книга для учителя. -Красноярск, 1992. - 95 с. - Текст : непосредственный.

3. Калашникова, О. В. Актуальные образовательные методики и программы при подготовке специалистов в сфере индустрии моды / О. В. Калашникова. -Текст : непосредственный // Мода и

предприятиях в нашей стране или за рубежом.

В настоящее время успешные студенты кафедры технологии и предпринимательства могут продавать свою продукцию. Молодое поколение смело выходит с продажами в интернет: социальные сети, интернет-магазины, сайты.

Таким образом, профессия технолога сейчас особенно важна, ведь для моды время часто играет решающую роль. Наш стартовый капитал - в творческих талантах и тех, кто может создавать технологии, придумывать новые идеи и воплощать их в реальный продукт.

дизайн : исторический опыт - новые технологии. - Санкт-Петербург, 2014. -С. 485 - 491.

4. Никитин, Л. А. Руководство по машиноведении : пособие для учащихся VIII класса / Л. А. Никитин, Б. П. Никитин. - Москва : УчПедГИз, 1960. -208 с. - Текст : непосредственный.

5. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» // Школа и производство. - 2004. - № 7. - С. 50-69- Текст : непосредственный.

6. Серебренников, Л. Н. Технологическая подготовка школьников. - Ярославль : ЯГПУ, 2004. - 551 с. - Текст : непосредственный.

7. Симоненко, В. Д. Методика преподавания технологии. - Москва : Вентана Граф, 2005. - 316 с. - Текст : непосредственный.

8. Тищенко, А. Т. Технология : программа: 5 - 8 классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица В. Д. Симоненко. - Москва : Вентана-Граф, 2014. - Текст : непосредственный.

9. ФГОС основного общего образования (5 - 9 кл.). Сайт Министерства образования и науки РФ. - URL: https://classinform.ru/fgos/1.3 -osnovnoe-obshchee-obrazovanie-5-9-class.html (дата обращения: 25.09.2020). - Текст : электронный.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва : Просвещение, 2011. - 48 с. - Текст : непосредственный.

11. Хотунцев, Ю. Л. Технологическое образование школьников в Российской Федерации и ряде зарубежных стран. -Москва : МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2012 г. - 1999. - Текст : непосредственный.

12. Шаталов, В. Ф. Путь поиска. - Санкт-Петербург : «Лань», 1996. - 62 с. - Текст : непосредственный.

13. Применение современных педагогических технологий на уроках технологии. - URL:

https://sites.google.com/site/praktikumpom etodike/praktikum-cast-1 -obsie-voprosy-metodiki-obucenia-tehnologii/prakticeskaa-rabota-no5 (дата обращения: 25.09.2020). - Текст : электронный.

References

1. Volkov I.P. Uchim tvorchestvu : opyt raboty uchitelya truda i risovaniya shkoly № 2 g. Reutova Moskovskoj oblasti [We teach creativity: the work experience of a labor and drawing teacher at school No. 2 in Reutov, Moscow region]. Moscow, Pedagogika, 1988, 96 p. (In Russian)

2. Ivanov I.P. Pedagogika kollektivnyh tvorcheskih del: Kniga dlya uchitelya [Pedagogy of collective creative work: a book for the teacher]. Kazan, 1992, 95 p.

3. Kalashnikova O.V. Aktual'nye obrazovatel'nye metodiki i programmy pri podgotovke specialistov v sfere industrii mody [Relevant educational methods and programs for training specialists in the fashion industry]. Fashion and Design: historical experience - new technologies. Saint-Petersburg, 2014, p. 485 - 491. (In Russian)

4. Nikitin L.A., Nikitin B.P. Rukovodstvo po mashinovedeniyu. Posobie dlya uchashchihsya VIII klassa [Mechanical Engineering Manual: A Manual for the 8th grade Students]. Moscow, UchPedGIz, 1960, 208 p. (In Russian)

5. Primernaya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya po napravleniyu

«Tekhnologiya. Obsluzhivayushchij trud» [A sample program of basic general education in the direction of "Technology. Service Labor "]. Shkola i proizvodstvo. 2004, no. 7, p. 50-69. (In Russian)

6. Serebrennikov L.N. Tekhnologicheskaya podgotovka shkol'nikov [Technological preparation of schoolchildren]. Yaroslavl, Yaroslavl State Pedagogical University Publ., 2004, 551 p. (In Russian)

7. Simonenko V.D. Metodika prepodavaniya tekhnologii [Technology teaching methodology]. Moscow, Ventana Graf Publ., 2005, 316 p. (In Russian)

8. Tishchenko A.T., Sinica N.V., Simonenko V.D. Tekhnologiya: programma: 5 - 8 klassy [Technology: program for 5th-8th grades]. Moskow, Ventana-Graf Publ., 2014. (In Russian)

9. Federal State Educational Standard of General Secondary Education (5 - 9 grades). Website of the Ministry of Education and Science of the Russian

Federation [online]. Available at: https://classinform.ru/fgos/L3-osnovnoe-obshchee-obrazovanie-5-9-class.html(In Russian)

10. Federal State Educational Standard. Website of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011, 48 p. (In Russian)

11. Khotuntsev YU.L. Tekhnologicheskoe obrazovanie shkol'nikov v Rossijskoj Federacii i ryade zarubezhnyh stran [Technological Education of schoolchildren]. Moscow, N.E. Bauman MSTU Publ., 2012, 199 p. (In Russian)

12. Shatalov V. F. Put' poiska [Essence of search]. Saint-Petersburg, Lan'Publ., 1996, 62 p. (In Russian)

13. Available at: https://sites.google.com/site/praktikumpom etodike/praktikum-cast-1 -obsie-voprosy-metodiki-obucenia-tehnologii/prakticeskaa-rabota-no5

Ондар Аниела Борисовна - кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры технологии и предпринимательства Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E -mail: aniela.ondar@mail.ru

Ondar Aniela Borisovna - Candidate of Cultural Studies, Senior Lecturer at the Department of Technology and Entrepreneurship, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: aniela.ondar@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.