Научная статья на тему 'Вопросы методики обучения технологии изготовления швейных изделий художников-стилистов на базе Ошского государственного университета'

Вопросы методики обучения технологии изготовления швейных изделий художников-стилистов на базе Ошского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / GARMENT TECHNOLOGY / TRAINING / EDUCATION / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айтназарова Н.М., Абдырасулова Р.Р., Гирфанова Л.Р.

Статья посвящена вопросам эффективного изучения технической дисциплины «Технология швейных изделий» при подготовке бакалавров направления 570700 Искусство костюма и текстиля на основе освоения различных видов работ и требований к ним. Проанализирована целесообразность и эффективность применяемого метода преподавания дисциплиныThe article is devoted to the issues of effective study of technical discipline "Technology of garment products" in preparation of bachelor 's degrees of direction 570700 Art of costume and textiles on the basis of mastering of various types of works and requirements for them. Feasibility and effectiveness of applied method of discipline teaching analyzed

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айтназарова Н.М., Абдырасулова Р.Р., Гирфанова Л.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы методики обучения технологии изготовления швейных изделий художников-стилистов на базе Ошского государственного университета»

PEDAGOGICAL SCIENCES

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ ХУДОЖНИКОВ-СТИЛИСТОВ НА БАЗЕ ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Айтназарова Н.М.

Магистрант 2-го курса, Ошский государственный университет, Кыргызстан

Абдырасулова Р.Р.

Кандидат технических наук, и.о. доцента, Ошский государственный университет, Кыргызстан

Гирфанова Л.Р.

Кандидат технических наук, доцент, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Россия

ISSUES OF TRAINING OF THE TECHNOLOGY OF MANUFACTURING OF GARMENT PRODUCTS OF STYLIST ARTISTS ON THE BASIS OF OSH STATE UNIVERSITY

Aitnazarova N.

Master of the 2nd year, Osh State University, Kyrgyzstan Abdyrasulova R.

Candidate of Technical Sciences, Acting Assistant Professor,

Osh State University, Kyrgyzstan Girfanova L.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Ufa State Petrolium Technological University, Russia

Аннотация

Статья посвящена вопросам эффективного изучения технической дисциплины «Технология швейных изделий» при подготовке бакалавров направления 570700 Искусство костюма и текстиля на основе освоения различных видов работ и требований к ним. Проанализирована целесообразность и эффективность применяемого метода преподавания дисциплины.

Abstract

The article is devoted to the issues of effective study of technical discipline "Technology of garment products" in preparation of bachelor 's degrees of direction 570700 Art of costume and textiles on the basis of mastering of various types of works and requirements for them. Feasibility and effectiveness of applied method of discipline teaching analyzed

Ключевые слова: Технология швейных изделий, обучение, образование, методика преподавания.

Keywords: Garment technology, training, education, teaching methods.

Одной из компетенций бакалавра направления 570700 Искусство костюма и текстиля является способность изготавливать оригинальные костюмы и текстильные изделия. Несомненно, дизайнер проектирует уникальный объект, который затем изготавливается в единичном экземпляре, что соответствует специфике изготовления изделий по индивидуальным заказам, для закрепления навыков в рамках дисциплины «Технология швейных изделий» в IV-V семестрах для направления 570700 Искусство костюма и текстиля, предусматривается изучение методов обработки, сборки и последовательность изготовления деталей, узлов швейных изделий (виды карманов, виды воротников, виды рукавов и т.д.), изготовление поясного изделия (юбки) и детских плечевых изделий.

Приведенный выше ассортимент изделий не отличается высокой технологической сложностью, но его изготовление позволяет привить учащимся базовые навыки по выполнению ручных, машин-

ных и влажно-тепловых работ, ознакомить с видами отделки изделий, научить приемам их выполнения [1]. В рамках этой дисциплины студентов последовательно обучают конфекционированию и способам обработки деталей с учетом свойств материалом и конструктивных особенностей изделий, знакомят с процессами раскроя, экономным расходованием материала при раскрое и изготовлении изделий.

Занятия проводятся в соответствии с планом, который предусматривает вводное занятие, изучение ручных, машинных и влажно-тепловых работ. Практические занятия по дисциплине связаны с использованием инструментов, приспособлений и оборудования, обладающими определённой степенью опасности, поэтому, каждое занятие обязательно начинается с вводного инструктажа по технике безопасности. Изготовление изделий как завершающий этап обучения - это наиболее привлекательная часть программы дисциплины, чему способствуют и красочно оформленные

стенды, плакаты и другие наглядные пособия швейной мастерской [2].

При проведении вводного занятия в каждой аудитории рекомендуется демонстрировать готовые узлы и изделия (лучше в натуральную величину), подобные которым студенты будут изготавливать, кроме того, можно использовать учебные пособия по технологии, в которых также показаны виды изделий и их классификация по назначению. Показ видеофильмов и роликов, посвященных ассортименту швейных изделий, истории возникновения одежды и развития швейной промышленности в Кыргызстане также способствует повышению интереса обучающихся к дисциплине и ее освоению.

Следующий этап освоения дисциплины - ручные работы (операции), которые при индивидуальном пошиве изделий в сфере обслуживания занимают более 70% рабочего времени, причем при изучении технологии изготовления швейных изделий эта доля существенно возрастает вследствие отсутствия опыта. Особое внимание необходимо уделять правилам безопасности труда при выполнении ручных работ. Все ручные операции выполняются определенными инструментами, поэтому, прежде чем знакомить студентов с выполнением ручных операций, необходимо научить их пользоваться инструментами и приспособлениями. Рекомендуется для этого использовать плакат с рисунками или объемный стенд «Инструменты и приспособления для швейных работ», на котором наглядно демонстрируются следующие позиции: название и назначение (ножницы, иглы, булавки, наперсток, сантиметровая лента, колышек, мел портновский) и графическое изображение.

Особое место в ручных работах занимает наперсток как наиболее используемое приспособление, которое тяжело осваивается обучающимися, поэтому на каждом занятии необходимо отслеживать его правильное использование.

При выполнении первых образцов на кусочках ткани размером 10х15 см. следует обратить особое внимание на выполнение ручных стежков: прямого сметочного, копировального, стачного, подшивочного потайного, крестообразного, обметочного, петельного. В качестве наглядных пособий при выполнении ручных стежков можно использовать красочно оформленные альбомы, плакаты и рисунки, в изготовлении которых также могут принимать участие студенты.

После ознакомления с видами ручных стежков и строчек студенты осваивают терминологию ручных работ, для чего целесообразно использовать таблицу «Терминология ручных работ», в которой указаны термины и содержание работ, а также их практическое применение. Требования к выполнению ручных работ следует вывешивать в аудитории в виде плакатов или раздавать учащимся для самостоятельного запоминания в виде карточек-заданий, которые могут включать следующие ключевые моменты:

1. Толщина меловых линий на ткани не должна превышать 1 мм.

2. Стежки временного назначения (сметочные, копировальные) выполняют светлыми хлопчатобумажными нитками, а на светлых тканях - контрастными.

3. Номера игл должны соответствовать толщине ткани и характеру выполняемых операций.

4. Длина стежков временного назначения зависит от вида ткани и назначения строчки, но не превышает 1,5 см.

5. Концы строчек временного назначения закрепляют одним-двумя обратными стежками.

6. По окончании обработки стежки временного назначения удаляют. Для этого их разрезают ножницами через каждые 10-15 см и удаляют колышком, а копировальные стежки (силки) удаляют сразу после стачивания.

Закрепление навыков ручных работ происходит на завершающем этапе освоения дисциплины -при изготовлении швейных изделий, причем преподаватель должен постоянно обращать внимание на выполнение всех видов ручных стежков: при сметывании боковых швов, заметывании низа изделий, выметывании краев воротника, клапанов, обметывании срезов деталей и швов, выметывании петель. От выполнения ручных работ во многом зависит и качество машинных, утюжильных работ, поэтому следует обращать внимание на качество выполненных строчек и стежков: строчки и стежки должны быть ровными, одинаковой величины, проложены параллельно срезам или краям деталей.

Для лучшего усвоения материала по выполнению ручных стежков рекомендуется в мастерской оформить стенд в виде инструкционно-технологи-ческой карты или красочно выполненного плаката. Обучающимся рекомендуется использовать в работе справочную таблицу «Ручные стежки», в которой отражены назначение и виды стежков, название стежков и их графическое изображение [3].

Следующий этап освоения дисциплины -влажно-тепловые работы. Для освоения и закрепления этого материала студента может быть дано задание для самостоятельного изучения терминологии по учебнику [3], на основе чего на занятиях продолжить изучение с ознакомления с требованиями, предъявляемыми при выполнении влажно-тепловых работ и правилами безопасности труда. Широкое использованием нагревательных электроприборов, с использованием пара требует подробного инструктажа по технике безопасности, в конце которого каждый обучающийся расписывается в журнале по инструктажу в том, что он ознакомлен с правилами безопасности труда, основные из которых заключаются в следующем:

1. Включать и выключать утюг только сухими руками, берясь за корпус вилки.

2. Работать только стоя на прорезиненном коврике для ног.

3. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

4. Правильно устанавливать положение терморегулятора исходя из волокнистого состава ткани.

5. Ставить утюг на подставку из огнеупорного материала.

6. По окончании работы выключать утюг.

Завершающим этапом в освоении теоретического материала дисциплины является изучение машинных работ. В этом разделе подробное изучение теоретического материала также закрепляется практическим выполнением строчек и швов на лоскутках ткани. Сначала студентов обучают заправлять швейную машину нитками: наматывать нитки на шпульку, правильно ее вставлять в шпульный колпачок, заправлять верхнюю и нижнюю нитки и регулировать их натяжение для получения правильного переплетения. Первые занятия по освоению швейной машины проводят без ниток и ткани для обучения пуску и останову машины, регулировке скорости.

Следующие шаги в освоении машинных строчек проводятся с использованием бумаги вместо ткани, на которой расчерчивают положение строчек и затем отслеживают правильность их выполнения и образованного нитями переплетения. Только после этого можно переходить к характеристике швов, встречающихся при пошиве белья и женского платья (соединительных, краевых и др.), сопровождающимся демонстрацией видов швов, выполненных на образцах ткани, закрепленных в альбомах, после чего обучающимся дают задание выполнить швы и красочно оформить их в своих альбомах, лучшие работы могут быть представлены на студенческой выставке.

Далее преподаватель знакомит учащихся с терминологией машинных работ, которая осваивается и закрепляется студентами в процессе дальнейшей работы. Для наглядности и облегчения процесса запоминания, можно вывесить таблицу с терминологией машинных работ, оформленную таким же образом, как таблица «Терминология ручных работ», а также использовать учебник [3]. При выполнении практических работ рекомендуется раздать учащимся инструкционные карты по изготовлению различных швов, в соответствии с которыми должно быть выполнено задание.

При переходе к технологии изготовления швейных изделий нужно обращать внимание учащихся на то, что процесс изготовления изделий, несмотря на их конструктивное различие, состоит из множества общих операций, объединенных в этапы:

1. Снятие мерок, корректировка лекал выбранной модели, конфекционирование и раскрой тканей пакета изделий.

2. Подготовительные операции с кроем изделия (проверка деталей кроя в соответствии с моделью изделия, прокладывание копировальных стежков по симметричным деталям и для обозначения контрольных линий).

3. Обработка отдельных деталей и узлов изделия: вытачек, складок, пояса, карманов, воротника, манжет, кокеток, бретелей, рукавов и т. д.

4. Монтаж изделия или соединение его основных частей.

5. Окончательная отделка изделия (утюжка, чистка, пришивка пуговиц).

Обобщенный подход к формированию знаний,

умений и навыков обучающихся позволяет им накапливать и преобразовывать опыт изготовления изделий, выходя на самостоятельную форму работы. Формированию таких знаний, умений и навыков во многом способствуют широко применяемые в настоящее время инструкционно-техноло-гические карты и карточки-задания или план работы практических заданий. Эти материалы позволяют преподавателю развивать самостоятельную деятельность учащихся, ставить вопросы поискового характера, обучать студентов сравнивать ход практической работы и технологическую обработку одного изделия с другим.

Следующий шаг в освоении приемов изготовления швейных изделий - детская одежда на примере плечевой. Для студентов второго курса эта тема не является простой, и учитель, опираясь на знания, умения и навыки, полученные учащимися на лекциях и в предыдущих занятиях, начинает формировать общий подход к технологии изготовления изделий. В начале беседы учитель может поставить следующие вопросы перед учащимися:

1. Каков ассортимент одежды и чем он характеризуется?

2. Приведите примеры изделий с их ассортиментной характеристикой.

3. В чем принципиальные различия между плечевыми и поясными изделиями?

4. На примере эскиза (фото, рисунка), назовите детали представленного платья для девочки.

Вводная беседа позволяет восстановить знания учащихся, расширить их представления. В ходе беседы преподаватель обращает внимание учащихся на плакат или рисунок (заранее подготовленные к уроку и расположенные на доске) с изображением различных видов детских платьев. Можно использовать альбомы студентов, различные журналы, где показаны виды детского платья. [4]

Для активизации деятельности студентов преподавателю следует сообщать различные познавательные сведения [5]. Например, рассказать, что в результате технического прогресса условия труда становятся все более гигиеничными, комплексная механизация и автоматизация производства способствуют улучшению условий труда, созданию производственного комфорта. В создании производственной одежды участвуют врачи-гигиенисты и физиологи, художники-модельеры и конструкторы одежды, ученые текстильной и швейной промышленности экономисты. Интересные познавательные сведения к отдельным урокам можно привести из истории создания одежды. После закрепления теоретических знаний студентов, следует выделить учебные задачи:

1. Научиться выполнять ручные стежки при обработке деталей детского платья.

2. Запомнить требования, предъявляемые к качеству швейных изделий.

3. Помнить о правилах по безопасности труда при выполнении всех видов работ.

4. Учиться пользоваться инструкционными картами и др.

На каждом занятии выделяют основные учебные задачи, которые определяют результаты, достигаемые студентами. Для выполнения практических работ раздают инструкционные карты (например, по обработке части платья) и план-задание на текущее занятие. К оформлению инструкционных карт можно привлекать учащихся, которые могут красиво переписать текст на большой лист бумаги, нарисовать от руки или оформить на компьютере [2]. Инструкционные карты должны использоваться в достаточном количестве из расчета не менее одной на двух студентов. По результатам выполнения каждой работы обязателен анализ выполнения для выявления ошибок и неточностей. Для закрепления материала проводят опросы, в которых ставят комплексные вопросы, например, какова последовательность обработки рукава, каким швом обрабатывают низ изделия, для чего срезается запас шва в уголках.

В заключительном инструктаже за 15-20 минут до конца занятия подводится итог выполнения задания, выставляются оценки. При неполном выполнении задания, оно может быть доработано обучающимся самостоятельно и оценивается его результат только после завершения работы. После проведения заключительного инструктажа за 5-7 минут до окончания занятия проводится уборка аудитории.

Как правило, первое изделие на заключительном этапе освоения дисциплины - это юбка. Изучение процессов изготовления юбок включает в себя подготовку к примерке, ее проведение и дошив после примерки. На вводном инструктаже к этому занятию восстанавливают опорные знания учащихся и отвечают на следующие вопросы:

1. Назовите виды юбок и скажите, чем они отличаются друг от друга.

2. Назовите виды складок и карманов в юбках по их расположению.

3. От чего зависят силуэт юбки, виды складок и карманов? и т. д.

После этой беседы учитель демонстрирует модели юбок, рассказывает об особенностях подготовки изделия к примерке. После подготовки юбок к примерке и проведения ее студенты изучают приемы уточнения линии низа, расположения деталей, швов, складок, для чего вновь прокладывают стежки, сметывают швы и вытачки по уточненным меловым линиям или проложенным стежкам. При подготовке изделия к примерке и при ее проведении наибольшие затруднения вызывает подгонка изделия по фигуре и закрепление булавками. Необходимо обращать внимание на студентов на перекосы, несбалансированность деталей относительно фигуры и относительно друг друга и т. д. При изготовлении юбок различных фасонов вводный инструктаж проводят индивидуально или для группы учащихся, изготавливающих изделия, близкие по

силуэту и характеру обработки.

При выполнении самостоятельных практических работ студенты продолжают использовать инструкционные карты, причем в инструкционные карты следует включать сведения для самоконтроля.

Последующий вводный инструктаж в ходе занятий уже может включать больший объем материала, а в ходе текущего инструктажа меньше уделяется внимания анализу ошибок, так как студенты стараются больше работать самостоятельно, оказывают помощь друг другу. Но в заключительном инструктаже преподаватель подробно анализирует допущенные ошибки, дефекты в работе, называет их причину. Как всегда, подводятся итоги работы и называются студенты, проявившие большую самостоятельность, более качественно выполнившие работу.

Наибольшие трудности при изготовлении юбок вызывает обработка застежек, складок и пояса. На эти узлы обработки следует обращать особое внимание и подробно анализировать ошибки студентов, чтобы предупредить их повторение.

Таким образом, последовательное изучение дисциплины, построенное от простого к сложному и подчиняющееся логике изготовления швейного изделия, позволяет студентам творческого направления успешно осваивать техническую дисциплину, связанную с построением последовательностей и работе с технически сложным оборудованием.

Список литературы

1. Гирфанова Л.Р., Абдырасулова А.А. Повышение мотивации и эффективности обучения в индустрии моды на основе объектно-ориентированного подхода / Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «Традиции и инновационные процессы в индустрии моды». - Уфа: Издательство УГНТУ, 2019. - с. 30-32

2. Зубкова Н.М., Карабельская И.В., Гирфанова Л.Р. Формирование нового мышления в современном экологическом дизайне // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. № 4(18), 2016. - с. 146-149

3. М.А. Силаева. Технология одежды. Учебник. Часть 1. М.: Издательский центр Академия. -2012. - 352 с.

4. М.А. Силаева. Технология одежды. Учебник. Часть 2. М.: Издательский центр Академия. -2012. - 480 с.

5. Гирфанова Л.Р. Объектно-ориентированный подход в формировании компетенций социализированного научного мышления преподавателей в условиях инклюзивного образования // Вестник УГНТУНаука, образование, экономика. Серия: Экономика. № 3(13), 2015. - с. 88-91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.