Научная статья на тему 'Методические рекомендации по определению уровня сформированности специальной компетентности бакалавров педагогического образования'

Методические рекомендации по определению уровня сформированности специальной компетентности бакалавров педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМК ДПП (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ) / БЛОКИ И МОДУЛИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ТЕСТЫ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Л.А.

В статье рассматривается методика определения уровня сформированности специальной компетентности бакалавров педагогического образования по профилю «Технология обработки ткани и женских рукоделий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по определению уровня сформированности специальной компетентности бакалавров педагогического образования»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ

УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Шилова Л.А.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

В статье рассматривается методика определения уровня сформиро-ванности специальной компетентности бакалавров педагогического образования по профилю «Технология обработки ткани и женских рукоделий».

Ключевые слова УМК ДПП (учебно-методический комплекс по дисциплинам профильной подготовки); репродуктивный (исполнительский), продуктивный (проективный), творческий (дизайн-проектный) уровни сформированности специальной компетентности, блоки и модули комплексной программы профильной подготовки; тесты и диагностические задания.

Организация учебного процесса профильной подготовки бакалавров ПО осуществляется на основе стандарта ВПО, учебного плана, рабочих программ по дисциплинам профильной подготовки, УМК ДПП (учебно-методического комплекса дисциплин профильной подготовки).

УМК ДПП должен быть не формальным набором пакета документов по дисциплинам профильной подготовки, а единым комплексом подготовки студентов. Необходимо, чтобы все документы УМК ДПП дополняли друг друга, исключая дублирование. Знания и умения, формируемые при изучении каждой отдельной дисциплины профильной подготовки, объединяются в результате реализации УМК ДПП в целостные комплексы специальных компетентностей. Для этого совокупность всех дисциплин профильной подготовки в УМК ДПП должна быть объединена концептуально, содержательно и структурно, обеспечивая также связь с другими соприкасающимися курсами дисциплин учебного плана.

Качество подготовки выпускника вуза в современных условиях определяется не столько объемом полученных знаний, сколько такими личностными свойствами специалиста, как уровень специальной компетентности, творческость, креативность мышления [1, 2, 3]. Одним из возможных путей преодоления формализма в оценивании результатов обучения при текущей, промежуточной и итоговой аттестации является перевод процедуры атте-

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук.

стации на систему показателей, в основе которых лежит показатель «уровень сформированное™ специальной компетентности» [4, 5, 6]. Уровень сформированности специальной компетентности принят нами за основной показатель качества учебного процесса и разработаного УМК. При оценке уровня сформированности специальной компетентности студентов нами используется совокупность последовательных уровней усвоения знаний, умений, способностей, характеризующих результаты учебного процесса. При анализе качества овладения студентами дисциплин профильной подготовки в показателях уровня сформированности специальной компетентности наибольшую сложность у преподавателей вызывает оценивание самостоятельной, творческой работы студентов по предмету. Для оценки степени сформированности специальной компетентности в данном случае используются следующие критерии и показатели:

- Высокой степени сформированности специальной компетентности соответствует творческий (дизайн-проектный) уровень, поисковый характер учебной деятельности студентов: студент самостоятельно определяет объект своей деятельности (задачу, тему доклада, проекта, реферат, объект труда), выбирает нетривиальную проблему, нестандартную задачу; использует междисциплинарные знания на уровне переноса, осуществляет подход к решению задачи (проблемы); адекватно оценивает степень своей успешности при выполнении задания.

- Средняя степень сформированности специальной компетентности может быть соотнесена с продуктивным (проективным) уровнем, частично-поисковым характером деятельности при выполнении задания: студент осуществляет коррекцию объектов деятельности, предложенных преподавателем; демонстрирует усвоение знаний на уровне «умения», в известный алгоритм действий при выполнении задания вносит элементы новизны; не в полной мере адекватно оценивает свои достижения.

- Низкой степени сформированности специальной компетентности соответствует репродуктивный (исполнительский) характер выполнения самостоятельной работы: студент демонстрирует понимание проблемы, но без глубокого проникновения в ее сущность; действует строго по образцу в рамках изученных алгоритмов действий, копирует известные подходы и решения; неадекватно оценивает свои знания и умения [7].

Для определения уровня сформированности специальной компетентности бакалавров ПО по профилю «Технологии обработки тканей и женских рукоделий» предлагаются следующие критерии:

- творческость;

- самостоятельность мышления личности;

- совершенное владение учебным материалом в специализированной области знаний;

- умение использовать знания и умения по дисциплинам специализации для решения практических задач в различных направлениях деятельности;

- прочность знаний и умений в области дизайн-проектирования, необходимых учителю для реализации задач технологического образования учащихся;

- способность самостоятельно получить необходимые для профессиональной деятельности знания, умения;

- умение принимать обоснованные решения;

- творческий подход к решению задач;

- высокие нравственно-патриотические качества личности;

- стремление к самообразованию и саморазвитию.

На основе предложенных выше критериев и профессиональных компетенций (ПК), представленных в ФГОС третьего поколения [8, с. 267] («студент должен быть способен») нами разработана характеристика знаний, умений, способностей, формируемых в результате профильной подготовки при освоении блоков и модулей программы «Технологии обработки тканей и женских рукоделий» (табл. 1-6).

Характеристика знаний, умений, способностей, формируемых в результате профильной подготовки бакалавров ПО

Таблица 1

Блок 1. «Технология обработки тканей»

Знает Умеет Способен

1 ур. Классификацию ручных и машинных стежков и швов, приемы выполнения, ТУ виды работ при изготовлении изделий; приемы и операции по выполнению обработки швейных изделий. Выполнять все виды ручных стежков, машинных швов; выполнять операции ручной, машинной, спецмашиной, утюжильной обработки материалов и изделия; выбирать ТУ на выполнение операций по обработке материалов и изделия; выполнять операции технологической последовательности изготовления швейного изделия; определять способы обработки и виды оборудования, инструментов, приспособлений для изготовления конкретного изделия. Продемонстрировать знания и умения по выполнению машинных швов, ручных стежков, по обработке карманов, застежек, воротников и др. узлов пооперационной обработки швейных изделий. Использовать знания и умения по основам технологии обработки материалов и по-узловой обработке швейных изделий в учебно-практической деятельности. Сформировать эти знания и умения у учащихся.

2 ур. Этапы изготовления швейного изделия; подготовка материалов к раскрою, рацио- Разрабатывать технологическую последовательность обработки изделия. Выполнять примерки Эффективно использовать знания и умения по технологии обработки швейных

Продолжение табл. 1

Знает Умеет Способен

нальный расход материалов, настилание и раскрой материалов; основные виды работ и способы соединения деталей при изготовлении швейных изделий, особенности изготовления изделий из х/б, шелковых, шерстяных и синтетических тканей; пошив юбок и брюк; изготовление женской легкой одежды с примерками. Ремонт одежды. изделия на фигуре заказчика, определять дефекты посадки и качества обработки и устранять их. материалов в комплексном процессе изготовления изделия, в ремонте и реставрации изделия. Сформировать знания и умения у учащихся по технологии изготовления фартука, юбки, сорочки, платья.

3 ур. Изготовление изделий повышенной сложности. Реставрация и обновление одежды. Выполнять операции по реставрации и обновлению одежды; создавать новые модели на основе использования новых и нетрадиционных технологий обработки материалов. Воспринимать новую информацию по технологии изготовления моделей одежды, использовать ее в дизайн-проектной деятельности. Организовать дизайн-проектную деятельность учащихся по изготовлению моделей одежды.

Таблица 2 Блок 2. «Текстильное материаловедение»

Знает Умеет Способен

1 ур. Волокнистые материалы, основы технологии производства тканых материалов; строение и свойство тканей; классификация материалов для одежды, их качество; ассортимент тканей; трикотажные полотна; нетканые полотна; ассортимент других материалов для одежды; соединительные материалы, отделочные материалы, фурнитура; характеристика материалов по назначению. Определять волокнистый состав текстильных материалов, их переплетение, структуру поверхности, вид отделки; Определять свойства текстильных материалов, качество. Определять вид материала по способу производства и назначению, их ассортимент. Продемонстрировать знания и умения по определению состава, строения, свойств, назначения материалов. Использовать полученные знания и умения по материаловедению в практической учебной деятельности.

2 ур. Влияние свойства тканей на выбор модели и технологии изготовления одежды. Характеризовать ткань по назначению, структуре, свойствам; Выбирать материал для определенной модели, определять способы обработки материала, выбирать оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для обработки материала. Использовать знания и умения при выборе ткани и материалов, соответствующих проектируемой модели одежды по свойствам и стилю. Научить учащихся определять волокнистый состав

Продолжение табл. 2

Знает Умеет Способен

ткани и материалов, переплетение ткани, вид отделки, свойства текстильных материалов и их назначение.

3 ур. Разрабатывать модель одежды по заданному образцу ткани. Создавать материалы по заданным свойствам (вязание, роспись по шелку, ткачество, кру-жевоплетение, фриволите). Получать новую информацию по изготовлению и использованию текстильных материалов для применения ее в дизайн-проектной деятельности. Организовать выполнение дизайн-проекта учащимися на основе использования текстильных материалов.

Таблица 3 Блок 3. «Швейное оборудование»

Знает Умеет Способен

1 ур. Общую характеристику технологического оборудования швейного производства и его классификация, наладка оборудования. Заправлять швейную машину, оверлог; регулировать длину стежка, качество строчки; регулировать температуру подошвы утюга. Выполнять мелкий ремонт машины. Продемонстрировать знания и умения по обслуживанию швейного оборудования. Использование знаний и умений по обслуживанию оборудования в практической учебной деятельности.

2 ур. Выбор оборудования при проектировании швейных изделий. Выбирать оборудование для обработки материалов и изготовления швейного изделия. Применять умения выбирать оборудование для обработки различных материалов в практической учебной деятельности. Научить учащихся заправлять швейную машину, оверлог; регулировать длину стежка и качество строчек, менять иглу; регулировать температуру подошвы утюга.

3 ур. Использовать оборудования в нетрадиционной технологии изготовления швейных изделий. Использовать возможности имеющегося оборудования для разработки новых способов обработки материалов в дизайн-проетной деятельности. Организовать выполнение дизайн-проекта учащихся с учетом имеющегося оборудования.

Таблица 4

Блок 4/7. «Художественное моделирование и основы композиции костюма, дизайн одежды» (комплексный блок)

Знает Умеет Способен

1 ур. Графические решения фигуры человека в одежде. закономерности композиции, пропорции, цвет в костюме, фактура, декоративная отделка в одежде; техническое описание моделей; Теория цвета в одежде. Приемы конструктивного моделирования. Изображать сгибы, складки, драпировки; изображать модели одежды на фигуре на виде спереди, сзади, сбоку. Рисовать модели одежды по образцу и с натуры. Выполнять описание модели одежды; составлять таблицу спецификации деталей кроя изделия. Продемонстрировать знания и умения по рисунку ткани, фигуры человека и моделей одежды на фигуре. Использовать знания и умения по изображению моделей одежды на фигуре в учебно-практической деятельности.

2 ур. Графические решения композиции из 2-3-х и более фигур в одежде. Художественные принципы моделирования костюма; моделирование одежды; разработка и художественное оформление моделей различного ассортимента; ансамбль, комплект, коллекция. Основы имиджелогии. Рисовать модели одежды по памяти и представлению, определять тип композиционного решения модели одежды; моделировать одежду на одной конструктивной основе. Использовать умение рисовать модели одежды на фигуре в проектной деятельности. Научить учащихся рисовать модели одежды на фигуре. Выполнять приемы технического моделирования на основе базовых конструкций. Выполнять проектную документацию по разработке моделей одежды: спецификацию деталей кроя, расчет и построение чертежа конструкции, техническое моделирование на основе чертежа, изготовление лекал деталей кроя, раскладку на ткани.

3 ур. Содержание итогового хуцсжественно-конструк-торского анализа модели одежды. Корректировать строение фигуры с помощью одежды; разрабатывать и художественно оформлять модели различного ассортимента; изображать ансамбли, комплекты, коллекции по представлению. Разрабатывать модели современной одежды на основе народного костюма, исторического стиля. Разрабатывать ансамбли моделей одежды определенного имиджа. Изображать новые модели одежды по представлению в процессе дизайн-проектной деятельности. Научить учащихся выполнять дизайн-листы и коллажи в дизайн-проектной деятельности Выполнять дизайн-анализ в проектировании одежды. Разрабатывать новые ансамбли, комплекты, коллекции моделей в процессе дизайн-проектной деятельности. Организовать выполнение дизайн-проекта учащимися по изготовлению швейного изделия.

Таблица 5

Блок 5. «Конструирование одежды»

Знает Умеет Способен

1 ур. Размерную типологию женских фигур, размерные признаки тела человека; теоретические основы единой методики конструирования одежды и других методов и систем; построение и анализ базовых конструкций плечевой и поясной одежды. Снимать мерки с фигуры; определять строение фигуры, тип пропорций, телосложения, осанки, типовую фигуру; выбирать прибавки для построения чертежа, выполнять необходимые расчеты, строить чертеж конструкции плечевой и поясной одежды. Продемонстрировать знания и умения по конструированию одежды. Использовать знания и умения по конструированию одежды в учебно-практической деятельности.

2 ур. Расчет и построение конструкции плечевого изделия с втачным рукавом различных силуэтов. Анализировать строение фигуры, ее достоинства и недостатки; разрабатывать лекала деталей кроя на основе чертежа базовой конструкции. Научить учащихся снимать мерки, строить чертеж фартука, юбки, ночной сорочки.

3 ур. Расчет и построение конструкции с рукавом сложного покроя. Разрабатывать конструкции по эскизу. Воспринимать новую информацию по разработке конструкции в соответствии с направлением моды.

Таблица 6

Блок 6. «Женские рукоделия и народный костюм»

Знает Умеет Способен

1 ур Прядение, ткачество, набойка, роспись, вышивка, плетение, вязание, лоскутная пластика. Инструменты и материалы, приемы выполнения операций, требования к технике безопасности, к качеству выполнения операций. Образцы узоров. Правильно использовать оборудование, инструменты и приспособления при выполнении приемов рукоделия; правильно выполнять приемы и операции; осуществлять контроль качества изготовления операций и образцов рукоделий. Продемонстрировать владение техникой вязания, плетения, вышивки, ткачества, росписи, лоскутной пластики. Использовать знания и умения по женским рукоделиям и ремеслам в учебно-практической деятельности.

2 ур. Северный народный костюм как отражение истории развития народного творчества и портняжного ремесла. Принципы композиционного решения северо-русского сарафанного комплекса, особенности кроя и художественно-декоративного оформления. Конструкция рубахи, сарафана, коротены, головного убора. Свойства применяемых материалов. Виды рукоделий, применяемых при изготовлении костюма. Изготовлять изделий в технике рукоделия. Разрабатывать конструкцию народного костюма, изготовлять лекала деталей кроя, выполнять раскрой и пошив сарафана, рубахи, коротены, повойника. Выполнять традиционную северную куклу закрутку, зольную и др. Выполнять декоративную отделку деталей костюма по образцу. Использовать техники рукоделий и ремесел в изготовлении изделий по образцу и при изготовлении народного костюма. Сформировать у учащихся умения вязать, вышивать, плести, расписывать, ткать, выполнять лоскутную пластику. Продемонстрировать знания по народному костюму, умения по его изготовлению. Применять знания и умения по народному костюму в учебно-практической деятельности. Использовать знания и умения по изготовлению народного костюма в организации проектной деятельности. Научить учащихся выполнять традиционную северную куклу-закрутку.

Продолжение табл. 6

Знает Умеет Способен

3 ур Изготовлять авторские изделия с использованием различных техник рукоделия и ремесел. Выполнять традиционную куклу в авторском варианте. Использовать элементы народного костюма в моделировании современных коллекций моделей одежды. Получать и использовать новую информацию в дизайн-проектной деятельности по изготовлению авторских изделий. Организовать выполнение дизайн-проекта учащихся по выполнению изделий в технике женских рукоделий и ремесел. Использовать знания по народному костюму в дизайн-проектировании современной одежды и сценического костюма. Организовать выполнение дизайн-проекта учащимися но народной кукле, народному костюму.

На основе характеристики знаний, умений, способностей, формируемых в результате профильной подготовки при освоении блоков и модулей программы «Технологии обработки тканей и женских рукоделий» (табл. 1-6) нами разработаны диагностические тесты и задания по проверке уровня сформированности специальной компетентности студентов. Уровень специальной компетентности студентов определяется по степени сформирован-ности предметных знаний, умений по каждому блоку и модулю комплексной программы профильной подготовки, знаний, умений, способностей в области дизайн-проектирования, в области организации и методики преподавания специальных дисциплин.

Показателями уровня сформированное™ специальной компетентости являются ответы студентов на вопросы тестов, представленных ниже (субъективная оценка) и выполнение соотвтетствующих диагностических заданий (объективная оценка), уровень сложности которых соответствует уровню профильной подготовки студента:

1 уровень - репродуктивный (исполнительский),

2 уровень - продуктивный (проективный),

3 уровень - творческий (дизайн-проектный).

Вопросы тестов и диагностические задания по определению уровня сформированности специальной компетентности студентов

Репродуктивный уровень профильной подготовки студентов

Вопросы тестов:

1. Способен продемонстрировать знания и умения по определению волокнистого состава материала, переплетения ткани, вида отделки, свойств материалов, их назначения?

2. Способен использовать в учебно-практической деятельности знания и умения по материаловедению, например, при выборе материалов для пошива изделия?

3. Способен продемонстрировать знания и умения по обслуживанию швейного оборудования: заправку нитки в иглу и в шпульный колпачок, регулировку натяжения верхней и нижней нити в строчке, регулировку длины стежка, устранение мелких неполадок (замену иглы, смену лапки), регулировку температуры подошвы утюга?

4. Способен использовать в учебно-практической деятельности знания и умения по обслуживанию оборудования?

5. Способен продемонстрировать знания и умения по рисунку ткани (сгибов, складок, драпировок), по рисованию фигуры человека по модулю и изображению моделей одежды на фигуре?

6. Способен использовать в учебно-практической деятельности знания и умения по изображению моделей одежды на фигуре?

7. Способен продемонстрировать знания и умения в снятии мерок, анализе строения фигуры?

8. Способен использовать знания и умения по снятию мерок в учебно-практической деятельности?

9. Способен продемонстрировать знания и умения по построению чертежа, например в построении чертежа прямой двухшовной юбки, ночной сорочки?

10. Способен использовать в учебно-практической деятельности знания и умения по построению чертежей моделей одежды?

11. Способен продемонстрировать знания и умения по техническому и художественному моделированию одежды, например, перенос вытачек, моделирование кокеток, коническое расширение в моделировании изделий и др.?

12. Способен использовать в учебно-практической деятельности знания и умения по техническому и художественному моделированию одежды?

13. Способен продемонстрировать знания и умения по основам технологии, например, по выполнению машинных швов, ручных стежков?

14. Способен использовать в учебно-практической деятельности знания и умения по основам технологии?

15. Способен продемонстрировать знания и умения по обработке карманов, застежек, воротников и других узлов пооперационной обработки швейных изделий?

16. Способен использовать в учебно-практической деятельности знания и умения по обработке карманов, застежек, воротников и других узлов пооперационной обработки швейных изделий?

17. Способен продемонстрировать знания и умения по обработке поясных изделий (юбок, брюк и др.)?

18. Способен использовать в учебно-практической деятельности знания и умения по обработке поясных изделий?

19. Способен продемонстрировать знания и умения по обработке плечевых изделий (сорочки, платья)?

20. Способен использовать в учебно-практической деятельности знания и умения по обработке плечевых изделий?

21. Способен продемонстрировать владение техникой вязания?

22. Способен использовать в учебно-практической деятельности знания и умения по вязанию?

23. Способен продемонстрировать владение техникой вышивки?

24. Способен использовать в учебно-практической деятельности знания и умения по вышивке?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Способен продемонстрировать владение техникой лоскутной пластики?

26. Способен использовать в учебно-практической деятельности знания и умения по лоскутной пластике?

27. Способен продемонстрировать владение техникой плетения (макраме, фриволите, плетение поясов)?

28. Способен использовать в учебно-практической деятельности знания и умения по плетению изделий, например плетению поясов в технике макраме, фриволите?

29. Способен продемонстрировать владение техникой ткачества?

30. Способен использовать в учебно-практической деятельности знания и умения по ткачеству?

31. Способен продемонстрировать владение техникой росписи по шелку?

32. Способен использовать в учебно-практической деятельности знания и умения по росписи по шелку?

Субъективная оценка студента (самооценка) проверяется выполнением соответствующего диагностического задания, выдаваемого студенту преподавателем (экспертная оценка). Например:

Задание № 1. По выданному образцу ткани определите волокнистый состав, переплетение ткани, вид отделки, свойства ткани, назначение данной ткани.

Задание № 2. Из представленного ассортимента тканей (в магазине) выбрать ткань для пошива рубахи в народном костюме.

Профессионально-продуктивный уровень профильной подготовки студентов

Вопросы тестов:

1. Способен комплексно использовать знания и умения при выборе материалов для проектируемых изделий?

2. Способен научить учащихся определять волокнистый состав ткани, переплетение ткани, вид отделки, свойства текстильных материалов и их назначение?

3. Способен комплексно использовать знания и умения по выбору и обслуживанию оборудования в процессе изготовления изделий?

4. Способен научить учащихся заправлять швейную машину, оверлог; регулировать длину стежка и качество строчки, менять иглу; регулировать температуру подошвы утюга?

5. Способен комплексно использовать умения рисовать ткани, фигуру и модели одежды при выполнении эскизов, набросков, зарисовок на дизайн-листах, в коллажах, при изображении ансамблей, коллекций моделей одежды?

6. Способен научить учащихся рисовать модели одежды на фигуре?

7. Способен использовать знания и умения по изготовлению фартука в выполнении проекта: выполнять спецификацию используемых материалов, спецификацию деталей кроя, выполнять расчет и построение чертежа конструкции фартука, выполнять приемы технического моделирования на его основе, изготовлять лекала деталей кроя, выполнять раскладку на ткани, шить фартук, например, для народного костюма?

8. Способен научить учащихся изготовлять фартук: снимать мерки, строить чертеж, выполнять лекала деталей кроя, шить, проверять качество готового изделия?

9. Способен эффективно использовать знания и умения по технологии изготовления юбок, например, при выполнении проекта по народному костюму, при ремонте и реставрации изделия? Способен составить технологическую последовательность изготовления изделия, разработать инструкционно-технологические карты, сшить изделие?

10. Способен научить учащихся шить юбки?

11. Способен комплексно использовать знания и умения по изготовлению сорочки, в том числе выполнять примерки, определять дефекты посадки изделия на фигуре и причины их появления, устранять дефекты, например, при выполнении проекта по народному костюму, при изготовлении летней блузы?

12. Способен научить учащихся шить ночную сорочку?

13. Способен комплексно использовать знания и умения по рукоделиям, например, в проекте по народному костюму?

14. Способен научить учащихся вязать?

15. Способен научить учащихся вышивать?

16. Способен научить учащихся лоскутной пластике?

Примеры диагностических заданий:

Задание № 1. Выбрать материалы для изготовления нарядной рубахи в народном костюме (для демонстрации на конкурсе), учитывая имеющуюся

в наличии сумму денег и требование сохранения эстетического вида в течении длительного срока.

Задание № 2. Провести практическое занятие с учащимися на педпрактике по теме «Свойства ткани».

Творческий (компетентностный) уровень профильной подготовки студентов

Вопросы тестов:

1. Способен разработать, материализовать и защитить дизайн-проект по реставрации и обновлению одежды с использованием новых материалов, новых видов отделки изделия?

2. Способен разработать, материализовать и защитить дизайн-проект по разработке имижда личности, например, «Мисс ФТиП» с защитой на «Последнем звонке»?

3. Способен разработать, материализовать и защитить дизайн-проект по народному костюму, например, для участников фольклорной группы?

4. Способен разработать, материализовать и защитить дизайн-проект по изготовлению изделия из собственноручно выполненного материала, например, связать джемпер, сплести головной убор в технике фриволите?

5. Способен выполнить дизайн-проект по разработке коллекции моделей одежды из нетрадиционных материалов и в нетрадиционной технике изготовления, например, для участия в региональном конкурсе - показе моделей одежды?

6. Способен разработать, материализовать и защитить дизайн-проект по теме «История стилей одежды», например, для коллекции кукол?

7. Способен организовать выполнение дизайн-проекта учащимися по теме «Изготовление фартука»?

8. Способен организовать выполнение дизайн-проекта учащимися по теме «Изготовление юбки»?

9. Способен организовать выполнение дизайн-проекта учащимися по теме «Изготовление сорочки»?

10. Способен организовать дизайн-проектную деятельность учащихся по рукоделиям?

11. Способен организовать дизайн-проектную деятельность учащихся по народной кукле?

12. Способен разработать предпрофильный курс по технологии изготовления одежды для учащихся 8, 9 класса?

Примеры диагностических заданий:

Задание№ 1. Разработать, выполнить в материале и защитить дизайн-проект по реставрации и обновлению народной рубахи с использованием новых материалов, новых видов отделки изделия.

Задание № 2. Разработать, выполнить в материале и защитить дизайн-проект по разработке имиджа личности с защитой на «Последнем звонке».

Методика расчета уровня сформированности специальной компетентности студентов

Диагностические задания в совокупности с тест-анкетами позволяют оценить уровень сформированности специальной компетентности студентов на каждом этапе подготовки. Если студент способен выполнить поставленную проблемную задачу, он получает «+1 балл»; если не способен, то получает «-1 балл»; если сомневается, или выполняет задание не до конца, то получает «0 баллов». По шкале уровня сформированности специальной компетентности сумма оценок всех выполненных заданий дает максимальный балл «+100» (идеальный уровень «полная компетентность»); соответственно минимальная сумма (ни одно задание не выполнено) составляет «-100 баллов» (идеализированный уровень «полная некомпетентность»); критическим - переходным уровнем является «0 баллов». Оценка уровня сформи-рованности специальной компетентности студента на каждом этапе профильной подготовки (репродуктивном, продуктивном и творческом) выражается числовым значением, которое определяется по количеству диагностических заданий соответствующего этапа. Каждый этап профильной подготовки имеет свой переводной коэффициент определения уровня сформи-рованности специальной компетентности. Для первого - репродуктивного уровня коэффициент составляет «1», т.е. 32 задания первого - репродуктивного уровня составляют 32 балла. Для второго - продуктивного уровня коэффициент «2», т.е. 16 заданий второго - продуктивного уровня составляют 32 балла. Для третьего - творческого уровня коэффициент «3», т.е. 12 заданий третьего - творческого уровня подготовки студентов составляют 36 баллов. В сумме 32 + 16 х 2 + 12 х 3 составляет 100 баллов. Соответственно, уровень сформированности специальной компетентности студентов оценивается по пятибалльной системе, имеющей следующие значения:

«1 » - (от «-5» баллов до «-100» баллов) - недопустимый уровень сфор-мированности специальной компетентности;

«2» - (от «-5» баллов до «+5» баллов) - критический уровень сформи-рованности специальной компетентности;

«3» - (от «+5» баллов до «+32») - допустимый уровень сформированности специальной компетентности;

«4» - (от «+32» баллов до «+64» баллов) - оптимальный уровень сфор-мированности специальной компетентности;

«5» - (от «+64» баллов до «+100» баллов) - высокий уровень сформи-рованности специальной компетентности.

Данная методика определения уровня сформированости специальной компетентности позволяет контролировать процесс профильной подготовки студентов и может быть использована в системе высшего профессионально-

го образования, среднего профессионального образования, в системе повышения квалификации учителей технологии.

Методика определения уровня сформированости специальной компетентности студентов была разработана и апробирована на кафедре Технологии и безопасности жизнедеятельности САФУ им. М.В. Ломоносова.

Список литературы:

1. Бордовский Г.А. и др. Управление качеством оразовательного процесса: монография / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицин. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2001. - 358 с.

2. Валитова Ю.О. Организационно-методические условия повышения конкурентоспособности выпускников педагогических университетов по направлению «Технологическое образование»: дисс. ... канд. пед. наук. -СПб., 2005.

3. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; под ред. А.С. Роботовой. - 2-е изд., стереотип. - М., 2004. - 208 с.

4. Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. - М., 2005. - № 4. -С. 30-33.

5. Дружинина М.В., Соколова М.Л. Компетентность будущих специалистов: от образовательной политики к свободе выбора // Вестник поморского университета. - Архангельск, 2003. - Вып. 3, № 1. - (Физиологические и психолого-педагогические науки). - С. 80-88.

6. Зуев Д.Д. Повышение эффективности учебно-методического комплекса как средства интенсификации учебно-воспитательного процесса // Проблемы школьного учебника: спец. вып. - М.: Просвещение, 1987.

7. Подготовка специалиста в области образования. Анализ и оценка качества. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 1996. - С. 23.

8. Проект федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования для общественной экспертизы и обсуждения в академическом сообществе. - СПб., 2008. - 599 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.