Научная статья на тему 'Изучение коммуникативных способностей у будущих технологов и конструкторов швейного производства'

Изучение коммуникативных способностей у будущих технологов и конструкторов швейного производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ «ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ» И «КОНСТРУИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ» / КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕХНОЛОГА / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гунина Е.В., Емильева Т.Н.

В данной статье поднимается проблема развития коммуникативных способностей у студентов, обучающихся по профилю подготовки технология швейных изделий и конструирование швейных изделий. Рассмотрены основные профессиональные и личностные качества, необходимые для успешного выполнения совместной деятельности технолога и конструктора создания нового швейного изделия. Особое внимание уделяется коммуникативным умениям. Решая разные профессиональные задачи, именно общение позволяет технологам и конструкторам решать их конструктивно. Проведенное исследование показывает важность развития коммуникативных умений у студентов, в процессе их обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение коммуникативных способностей у будущих технологов и конструкторов швейного производства»

ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У БУДУЩИХ ТЕХНОЛОГОВ И КОНСТРУКТОРОВ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА

© Гунина Е.В.1, Емильева Т.Н.2

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

В данной статье поднимается проблема развития коммуникативных способностей у студентов, обучающихся по профилю подготовки технология швейных изделий и конструирование швейных изделий. Рассмотрены основные профессиональные и личностные качества, необходимые для успешного выполнения совместной деятельности технолога и конструктора - создания нового швейного изделия. Особое внимание уделяется коммуникативным умениям. Решая разные профессиональные задачи, именно общение позволяет технологам и конструкторам решать их конструктивно. Проведенное исследование показывает важность развития коммуникативных умений у студентов, в процессе их обучения в вузе.

Ключевые слова: профили подготовки «технология швейных изделий» и «конструирование швейных изделий»; конструкторская деятельность; деятельность технолога; коммуникативные способности.

Для создания любого швейного изделия необходим тесный контакт «тандем» многих специалистов. В первую очередь конструктора, создающего новую модель и технолога, воплощающего ее в практику. Изучению профессиональной деятельности конструктора посвящены работы А.И. Черем-ных, Л.В. Росновской, Л.Л. Никитиной, Ф.Т. Шагаевой, В.Г. Иванова и др. [1, 4].

В них подробно рассматриваются задачи конструкторской деятельности, разработка конструкторской документации, профессиональные и личностные качества. Установлено, что инженер-конструктор решает следующие профессиональные задачи: составляет план размещения оборудования; организует рабочие места специалистов; разрабатывает технические нормы выработки продукции и мероприятия по улучшению ее качества и др. Все эти умения позволяют конструктору эффективно выполнять профессио-

1 Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

2 Студент 4-го курса ТЭФ.

нальное конструирование. Под ним в литературе понимается процесс создания и совершенствование технических объектов [4]. Выявлены основные видя деятельности конструктора: проектно-конструкторская, производственно-технологическая, научно-исследовательская и организационно-управляющая. Изучая деятельность конструкторов швейных изделий с позиции коммуникативного, рефлексивного, когнитивного, креативного и процессуального компонентов А.М. Санько [3] выделила ряд способностей: диагностика мотивационно-потребностной сферы клиента; анализ ситуации; ориентация в направлениях моды; умение читать эскизы швейных изделий; принимать и обрабатывать большой и разнообразный поток информации; выбор наиболее рациональных способов выполнения изделий проводить раскрой и примерку швейных изделий и др.

Пашкова С.Г., исследуя вопрос формирования профессиональной культуры будущих инженеров-технологов швейного производства в процессе обучения, выявила их необходимые профессиональные и личностные качества. Для выполнения своей профессиональной деятельности технолог должен овладевать следующими умениями: проектировочными, организаторскими, конструктивными, гностическими.

К проектировочным умениям относятся такие, как умения создавать технические системы, объекты, текущее и перспективное планирование профессиональной деятельности, проектировать системы управления и контроля. К организаторским способностям относятся умение организовать свою деятельность, самоконтролировать и оценивать свою деятельность. Конструктивными качествами являются такие, как умения выполнять эскизы, чертежи на изготовление изделий, организовывать технологический процесс в соответствии с техническими условиями, определять системы мероприятий для устранения неполадок. Гностические умения включают в себя как умения читать технические эскизы, чертежи, карты, выявлять возможности и условия выполнения предстоящей работы, определять технические характеристики оборудования.

Таким образом, технологи должны уметь руководить коллективом, тактично улаживать конфликтные ситуации, создавать оптимальный психологический климат в коллективе, быть прекрасным руководителем.

Сравнивая основные качества, необходимые в деятельности конструктора и технолога швейного производства, видим, что, не смотря на различие их деятельности они должны быть хорошими руководителями, уметь предвидеть конечный результат труда, разрешать конфликтные ситуации и, безусловно, иметь высокий уровень креативности.

Психология труда, инженерная психология и эргономика

45

Одно из причин возможных конфликтов между данными специалистами является нарушение коммуникаций.

Для изучения уровня коммуникативных способностей проведено исследование со студентами технолого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. В исследовании приняло участие 28 студентов, обучающихся по профилю подготовки «технология швейных изделий» и «конструирование швейных изделий». Диагностика способностей в общении проводилась с применением методики В.Ф. Ряховского, позволяющей выявить уровни общительности.

Полученные результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты диагностики общительности

Классиф. Конструктора Технологи

Пок. Абс. % Абс. %

низкий 4 28,5 2 14,2

средний 7 57,1 9 64,2

высокий 3 14,4 3 28,6

Данные табл. 1 свидетельствуют, что средний уровень коммуникабельности характерен для 57,1 % будущих конструкторов и 64,2 % будущих технологов. Предположительно, данные студенты в своей профессиональной деятельности будут проявлять достаточную терпеливость в общении с коллегами и клиентами. Проявление сильных эмоций и вспыльчивость в беседах исключается. Технологи, в отличие от конструкторов, должны быть более общительными. Технолог - это человек, работающий больше с людьми, чем с материалами или машинами, поэтому он должен уметь руководить вверенным ему коллективом сотрудников, тактично улаживать возникающие конфликты, создавать оптимистичный настрой в среде работников, своим добросовестным выполнением должностных обязанностей вдохновлять коллектив на качественный результат.

В табл. 2 представлены результаты изучения умения слушать среди студентов, будущих технологов и конструктов. Умение слушать составляет большую часть успеха профессиональной деятельности, как для технолога, так и для конструктора. В производственной практике нет изделий, которые являются творческим созданием одного исполнителя. Инженер-конструктор работает в тесном содружестве с разными специалистами, среди которых первое, основное и ведущее место занимают технологи. Поэтому умение

слушать занимает главное место, если между ними не будет взаимопонимания, то создать качественную одежду будет малая вероятность.

Таблица 2

Результаты диагностики умения слушать

Классиф. Пок. Конструктора Теехнологи

Абс. % Абс. %

низкий 2 14,3 2 15,6

средний 10 71,4 9 64,2

высокий 2 14,3 3 21,4

Данные табл. 2 свидетельствуют о том, большинство 71,4 % конструкторов и 64,2 % технологов оценивают себя как способные достаточно хорошо выслушать своего собеседника по общению. Способность технолога и конструктора к общению является обязательной стороной взаимодействия и условием регулирования своего поведения в соответствии с обстоятельствами и решаемыми в этом взаимодействий задачами.

Таким образом, мы видим, как важно в процессе подготовки технологов и конструкторов в вузе развивать коммуникативные способности. При общении технолога и конструктора актуализируются представления и понятия о технологии швейных изделий, построение выкроек, конструкторские и технологические документации и т.д.

Список литературы:

1. Никитина Л.Л., Шагаева Ф.Т., Иванов В.Г Технология формирования проектных компетенций специалистов легкой промышленности в условиях инженерного вуза: монография. - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - 254 с.

2. Пашкова С.Г. Формирование профессионально значимых навыков в процессе обучения будущих специалистов сферы сервиса // Университетская наука - региону: матер. 51-й науч.-методич. конф. преподавателей и студентов, посвященная 75-летию Ставропольского государственного университета. - Ставрополь: СГУ 2006. - 0,10 п. л.

3. Санько A.M. Содержание профессиональной деятельности конструктора-модельера швейных изделий / А.М. Санько // Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ. - Самара: Изд-во «Универс групп», 2009. - С. 79-82.

4. Черемных А. И. Основы художественного конструирования женской одежды / А.И. Черемных. - М.: «Легкая индустрия», 1977. - 144 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.