Научная статья на тему 'Подготовка конструкторов-модельеров швейных изделий в колледже'

Подготовка конструкторов-модельеров швейных изделий в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санько Альбина Михайловна

В статье актуализируется проблема подготовки конструкторов-модельеров швейных изделий в колледже и рассматривается специфика их профессиональной деятельности. В качестве профессионально важного интегративного свойства личности специалиста выделяется социально-технологическая мобильность конструктора-модельера швейных изделий, которая способствует быстрой адаптации выпускника колледжа к выполнению профессиональной деятельности в постоянно меняющихся условиях рынка и производственной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка конструкторов-модельеров швейных изделий в колледже»

УДК 687:373.6

А.М. Санъко*

ПОДГОТОВКА КОНСТРУКТОРОВ-МОДЕЛЬЕРОВ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ В КОЛЛЕДЖЕ

В статье актуализируется проблема подготовки конструкторов-модельеров швейных изделий в колледже и рассматривается специфика их профессиональной деятельности. В качестве профессионально важного интегративного свойства личности специалиста выделяется социально-технологическая мобильность конструктора-модельера швейных изделий, которая способствует быстрой адаптации выпускника колледжа к выполнению профессиональной деятельности в постоянно меняющихся условиях рынка и производственной среды.

Ключевые слова: конструктор-модельер, профессиональная деятельность, социально-технологическая мобильность.

Развитие профессиональных учебных учреждений в современной России направлено на совершенствование массового образования, которое становится фундаментом нового мировоззрения, адекватного реалиям стремительно меняющегося мира. Вместе с тем средняя профессиональная школа сегодня не в полной мере способствует решению проблем, связанных с экономикой, наукой, культурой общества в целом, поэтому её модернизация является частью стратегии общего национального развития. Функционирование средней профессиональной школы предполагает внесение изменений в содержание подготовки специалистов, что невозможно без проектирования опережающих квалификационных требований для обеспечения соответствия личностных, общественных потребностей перспективам развития науки, техники, экономики, культуры.

Профессиональное образование в колледже нацелено на подготовку специалистов среднего звена, готовых к полной реализации всех способностей [1.С.467] в условиях зарождающейся многоукладной экономики, приоритетного развития малых форм производства и бизнеса. Швейная промышленность в современных экономических условиях является рентабельной только на малых предприятиях, а специалист швейного производства способствует комфортному существованию другой личности в современном мире. На конструкторов-модельеров швейных изделий возлагается ответственность по обеспечению качества жизни, что

* © Санько А.М., 2008

Санъко Альбина Михайловна — кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета

требует понимания важности для общества выпуска качественной швейной продукции.

Постоянное расширение сферы сервисных услуг, ускоряющийся процесс морального старения всех компонентов профессионального опыта требуют от современного специалиста готовности к непрерывному самообразованию и приобретению новой специальности; в постиндустриальную эпоху востребован иной тип личности — гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к любым изменениям, инициативный, мобильный.

Новый тип личности конструктора-модельера швейных изделий характеризуется социально-технологической мобильностью, проявляющейся способностями приспособиться к любым изменениям в профессиональной деятельности; умениями принимать самостоятельные и нестандартные решения, проектировать и изготавливать одежду с использованием информационных технологий. Доказано, что для выполнения различных видов профессиональной деятельности необходимы свойства, важные практически для любого вида деятельности, хотя особенности профессиональной деятельности требуют проявления специальных свойств, развивающихся в ходе профессиональной подготовки, целью которой становится формирование специалиста, способного адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка и производственной среды.

В государственных документах, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года профессиональная мобильность заявлена как результат профессиональной подготовки студентов [2.С.8]. Мобильность специалиста — это способность быстро перестраиваться и приспосабливаться к смене трудовых функций (С.Я.Батышев), что предполагает наличие специальных знаний и навыков. Результатом детерминированной меняющими среду событиями деятельности специалиста выступает его самореализация в профессии и жизни, что позволяет принимать мобильность за базовое свойство личности, способной к самостоятельной и творческой деятельности [3. С.8].

Сущность профессиональной подготовки конструктора-модельера швейных изделий в образовательном пространстве колледжа выражается развитием способностей создавать потребительские ценности (изделия), адаптироваться к специфике трудовой деятельности, приобретать новые умения и навыки, совокупность которых представляется социально-профессиональной мобильностью специалиста, его готовностью решать как технологические, так и социальные задачи при выполнении профессиональной деятельности.

Специфика профессиональной деятельности конструктора-модельера швейных изделий заключается в проектировании и создании современной одежды в соответствии с требованиями моды, принципами сти-лепостроения и запросов потребителей, на основе новейших технологий, материалов, аксессуаров [4.С.7]. Таким образом конструкторы-модельеры швейных изделий должны обладать следующими умениями: легко и продуктивно общаться с людьми; быстро адаптироваться к модерни-

зации производства, активно включаясь в любой социокультурный контекст; находить и применять новую информацию для решения задач, логически выстраивая алгоритм их реализации в неожиданных ситуациях, требующих анализа и оценивания альтернатив. Предполагается интеграция двух элементов: технологического (постоянные технологические изменения, революционные открытия в информационных и коммуникационных технологиях) и социального (возможность существования модной индустрии только внутри социальных систем общества) [5.С.61].

Таким образом, специфика профессиональной деятельности конст-рукторов-модельеров швейных изделий задаёт требования к его исполнителю: сформированность интегративного свойства личности — социально-технологической мобильности (единство социальной и профессиональной мобильности).

Несмотря на то что проблема профессиональной подготовки конст-рукторов-модельеров швейного производства представлена исследователями в различных аспектах, их суть в основном сводится к определению профессионально важных качеств (Е.М. Бодокия, Ю.Н.Бородин, И.И. Иванова, И.Ф. Леонова, Н.Н. Петрунина, Л.В. Росновская и др.). Методологическую основу научных поисков составили компетентностно-ориен-тированный и системный подход к подготовке конструкторов-моделье-ров швейных изделий, принципы которых позволяют анализировать их трудовые функции, проектировать модели деятельности, отбирать содержание подготовки к моделированию и конструированию швейных изделий в условиях непрерывного профессионального образования. Исследователями разработана система подготовки с использованием САПР-Ассоль — программы компьютерного моделирования одежды, ориентированной на формирование социальной мобильности конструкторов -модельеров швейных изделий в качестве цели профессиональной подготовки в колледже. Вместе с тем обнаруживается, что проблема социально-технологической мобильности конструкторов-модельеров швейных изделий не была предметом исследования.

Для обоснования значимости этого вида мобильности потребовалось обращение к структуре профессиональной деятельности, в которой выделяются когнитивный (профессиональные знания), креативный (созидательные способности), проектировочный (технологические умения), коммуникативный (умения общения) и рефлексивный (способности к анализу и оценке) компоненты. Обоснованием совокупности данных компонентов являются основные виды деятельности: конструкторско-технологическая (когнитивный, креативный, проектировочный компоненты) и организационно-управленческая (коммуникативный и рефлексивный компоненты). Таким образом, профессиональная деятельность конструкторов-модельеров швейных изделий представляется единством двух видов деятельности (конструкторско-технологический и организационно-управленческий), выполнение которых обусловлено сформированной мобильностью специалиста во время обучения в колледже.

Когнитивный компонент конструкторско-технологической деятельности включает в себя знания в области основных направлений моды и

положений нормативной документации; знания техник моделирования и конструирования изделий, современных методов и технологий изготовления швейных изделий; знания критериев анализа и оценки изделий отечественной и зарубежной модной индустрии. В создании запаса знаний ведущая роль принадлежит интеллектуальным способностям, обеспечивающим особый тип организации научного знания — структурированность и системность, категориальность и обобщенность, гибкость и оперативность в анализе ситуаций, что позволяет эффективно решать информационно-аналитические, а затем и практические задачи.

Основным источником креативного компонента конструкторско-технологической деятельности является чувственно-эстетический, художественный опыт, опыт восприятия эстетической реальности жизни и воображаемой иллюзорной реальности современного искусства. Такой опыт связан с необходимостью отражения эстетических свойств и художественной образности одежды как чувственно-воспринимаемой реальности в её целостности и организованности и воплощении этого образного начала в материальном образце. Формирование креативного компонента происходит через образно-ассоциативное мышление, эмпатию, интуицию, что позволяет вырабатывать адекватные объективной реальности методы и технологии деятельности, осуществлять поиск наиболее рациональных вариантов используемых материалов и оборудования, а также конструирование принципиально новых решений изделия.

Проектировочный компонент конструкторско-технологической деятельности связан с умениями разработки исполнения и контроля художественно-конструкторского проекта швейных изделий различного назначения, технологической оснастки, подготовки материалов для художественно-конструкторской экспертизы проектов, реализации художественно-конструкторских решений при изготовлении образцов изделий. Эффективность проектировочного компонента деятельности обеспечивают такие субъективные свойства личности, как способность к деятельности на высоком технологическом уровне. Таким образом, конструкторско-технологическая деятельность требует технологической мобильности специалиста, выражающейся способностью быстро адаптироваться к изменениям в профессиональной сфере.

Организационно-управленческая деятельность конструктора-модель-ера швейных изделий основывается на общении, многоплановом процессе установления и развития контактов между людьми, удовлетворяющих потребности в совместной деятельности. Коммуникативный компонент деятельности обусловлен способностями в выработке собственных позиций, регулирующих поведение в жизненных и профессиональных ситуациях, связанных со свободой выбора целей, средств и способов деятельности, адекватных профессиональной действительности. Эффективность деятельности определяется мерой и формами общительности личности, характером, формой и прочностью контактов, устанавливаемых с другими людьми, умением быстро и адекватно оценивать окружающих, предсказывая их реакции, принимая правила и принципы сотруднического взаимодействия, что ведёт к достижению согласия с

другими, осмыслению собственных профессиональных и личностных возможностей (рефлексивный компонент деятельности). Технологическая мобильность конструктора-модельера швейных изделий способствует повышению профессионального статуса специалиста и его материального благосостояния и может быть представлена вертикальной мобильностью; социальная мобильность конструктора-модельера швейных изделий, обеспечивающая комфортное состояние личности в профессиональном социуме, может быть представлена горизонтальной мобильностью.

Таким образом, социально-технологическая мобильность конструк-торов-модельеров швейных изделий может рассматриваться как деятельность, которая содержит два ее вида (конструкторско-технологическая и организационно-управленческая деятельность); как личностная характеристика, которая интегрирует два вида мобильности (вертикальная и горизонтальная мобильность); как свойство личности, что составляет внутренний механизм развития специалиста.

С целью формирования социально-технологической мобильности кон-структоров-модельеров швейных изделий отбираются информационные технологии соответственно показателям структурных компонентов (когнитивный, креативный, проектировочный, коммуникативный и рефлексивный) профессиональной деятельности. Организуется интегрированное проектное обучение (С.М.Кожуховская, Е.В.Ткаченко), представляющее собой процесс создания различных проектов с использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов. Базовое содержание представляется учебной дисциплиной «Оборудование швейного производства», тематические разработки которой в виде блоков требуют разработки проектов-презентаций. В результате проектной деятельности осуществляются сбор и анализ информации из различных источников, в том числе с использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов, что позволяет структурировать профессиональные знания (когнитивный компонент профессиональной деятельности), стимулировать развитие созидательных способностей (креативный компонент профессиональной деятельности) и технологических умений для создания конкретного продукта труда (проектировочный компонент профессиональной деятельности), приобретать опыт общения и взаимодействия в коллективе (коммуникативный компонент профессиональной деятельности), развивать способности к анализу и оценке профессиональной деятельности (рефлексивный компонент профессиональной деятельности).

Библиографический список

1. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие для самообразования / Б. С. Гершунский. — Изд. 2-е, переработанное и дополненное. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001г.] // Прил. №2 к журн. СПО.- 2005. - № 6. - С.4-12.

3. Меркулова, Л.П. Модель системы формирования профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языжа / Л.П.Меркулова //Профессиональная подготовка студентов в условиях модернизации высшей школы: труды конференции 25 июня 2007 г. — Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. — С.243-250.

4. Ткаченко, Е.В. Концепция непрерыганого дизайн-образования / Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская. — М.: Издательский центр НОУ «ИСОМ», 2006. — 44 с.

5. Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. — 2-е изд. — М.: Агентство «Издательский сервис», «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 232 с.

A.M. Sanko DESIGNERS-MODELERS OF CLOTHING ARTICLES TRAINING IN THE COLLEGE

In the paper the problem of designers-modelers of clothing articles training in the college and the specific character of their professional activity are considered.

Socially technological mobility of designers-modelers of clothing articles is considered to be professionally important integrative personal characteristics of the specialist and provides fast adaptation of a college graduate to fulfill the functions of his professional activity in the situation of conditions and manufacturing sphere.

Key words and phrases: designer-modeler, professional occupation, sociotechnical mobility.

Статья принята в окончательном варианте 27.08.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.