Научная статья на тему 'Социально-технологическая мобильность специалистов как педагогическая проблема'

Социально-технологическая мобильность специалистов как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санько Альбина Михайловна

В статье рассматривается содержание ключевого понятия «социально-технологическая мобильность», определяются компоненты и показатели социально-технологической мобильности, которые способствуют быстрой адаптации выпускника колледжа к выполнению профессиональной деятельности в постоянно меняющихся условиях производственной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-технологическая мобильность специалистов как педагогическая проблема»

УДК 378

А.М. Санько*

СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассматривается содержание ключевого понятия «социально-технологическая мобильность», определяются компоненты и показатели социально-технологической мобильности, которые способствуют быстрой адаптации вышускника колледжа к выполнению профессиональной деятельности в постоянно меняющихся условиях производственной среды.

Ключевые слова и фразы: профессиональная мобильность, социально-технологическая мобильность, профессиональная деятельность, функции профессиональной деятельности, компоненты: социально-технологической мобильности.

Интерес к проблеме профессиональной мобильности со стороны отечественный педагогов (А.И. Архангельский, С.Я. Батышев, О.М. Белоцерков-ский, Г.А. Бордовский, Л.В. Горюнова, Л.П. Меркулова, И.В. Никулина, М.А. Пазюкова) обусловлен тем, что модернизация образования в России предполагает решение социальной задачи приведения целей, результатов и качества образования в соответствие с современными и перспективными потребностями социально-экономического развития общества. Специалисты, подготовленные к жизнедеятельности в интенсивно изменяющихся условиях (социальныж, экономических, профессиональных и др.), успешно самореализуются и чувствуют себя комфортно в современном обществе, обеспечивая его устойчивое синергийное развитие, что на сегодняшний день признается мировым сообществом как определяющее условие выживания человечества [1]. Таким образом, подготовка социально, культурно, технологически, профессионально мобильных специалистов становится одной из главных целей образования и находит отражение в Концепции модернизации российского образования.

Трансформация российского общества, произошедшая за последнее десятилетие, актуализирует проблему подготовки специалистов в процессе адаптации к новым социальным условиям при использовании ими возможности (П. Бурдье) для эффективного выполнения своих профессиональных функций. Следует отметить, что неравенство профессий в обществе возникает из-за «функциональной значимости профессий» (К. Дэвис, У. Мур), когда каждая из них по-разному способствует удовлетворению «функциональных потребностей общества». Следовательно, более сложные и ответственные профессии требуют высокой квалификации, постоянного наращивания знаний и умений, затрат, а это, в свою очередь, предполагает наличие определенных

* © Санько А.М., 2009

Санько Альбина Михайловна — кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета

способностей для эффективного выполнения профессиональных функций [4]. Функция (лат. functio — исполнение) — обязанность, круг деятельности, «существование, мыслимое нами в действии» (Гете).

Функциональный подход как философское понятие оформился в самостоятельное направление в начале 60-х годов XX века под влиянием «компьютерной метафоры» (уподобления мозга компьютеру, а психической деятельности — выполняемой компьютером программе) и представляет собой идею ее функционализма, основателем которой являлся Аристотель («душа относится к телу так же, как зрение относится к глазу, т.е. как его функция»). Предпосылки становления функционального подхода прослеживаются в экономических трудах Г. Гантта, П.Ф. Друкера, К. Маркса, Д. Муни, Т. Парсонса, П. Слоуна, Л. Урвика, А. Файоля. Сущность функционального подхода в педагогике, как утверждают ученые, изучающие языковые явления (Ф.И. Буслаев, В.В. Виноградов, В.В. Левченко, Н.П. Некрасов, А.М. Пеш-ковский, А.А. Потебня, А.А. Шахматов и др.), заключается в выявлении причинно-следственных связей между потребностями человека и его действиями по преобразованию объекта.

Функциональный подход, пронизывающий весь процесс обучения, дает возможность осознать реальные потребности человека, для удовлетворения этих потребностей получить полную картину мира и осознать свое место в нем. За основу профессиональной деятельности берутся функции, но не самостоятельные (классическая школа), а взаимосвязанные, другими словами, процесс профессиональной деятельности рассматривается как общая сумма всех взаимосвязанных профессиональных функций. Учитывая, что каждая из них требует решения в рамках процесса, состоящего из серии взаимообусловленных действий, то для них необходима коммуникация, т.е. обмен информацией для эффективного выполнения трудовых функций.

В условиях функционирования рынка труда и конкуренции предпочтение отдается мобильным в профессиональном отношении работникам, имеющим фундаментальную профессиональную подготовку как гарантию быстрого освоения новых профессий и новых видов деятельности [2, с. 77]. Профессиональная мобильность специалиста — способность быстро перестраиваться и приспосабливаться к смене трудовых функций (С.Я. Батышев), которая предполагает наличие необходимых знаний и навыков, специальной подготовки к выполнению деятельности в изменяющихся условиях рынка. Результатом детерминированной меняющими среду событиями деятельности специалиста выступает самореализация человека в профессии и жизни, что позволяет принимать профессиональную мобильность за свойство личности специалиста, способного к самостоятельной и творческой деятельности [3, с. 8]. Следовательно, профессиональная мобильность специалиста интегрирует в себе характеристики как деятельности, так и личности и представляет собой и процесс профессиональной деятельности, и свойство личности.

В качестве исходных позиций, обеспечивающих профессиональную мобильность специалиста, можно выделить ряд личностных характеристик: способность взаимодействовать в различных общественных мероприятиях, проектах разной содержательной направленности; интерес к разным сферам социальной и профессиональной деятельности; способность к самообразова-

нию и саморазвитию; креативность, настроенность на творческое отношение к любому делу, творческое преобразование любой ситуации; высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, функционально различным видам деятельности; способность быстро получать качественный результат своей деятельности.

Рассматривая профессиональное образование как процесс, направленный на рост социальной и профессиональной мобильности личности, расширение возможностей эффективного выбора личностью жизненного пути, можно прийти к выводу, что обществу требуются социально-профессионально мобильные специалисты, психологически и инструментально способные к «горизонтальным» и «вертикальным» перемещениям в рамках его социально-профессиональной структуры общества. Вместе с тем, с одной стороны, социально-профессиональная мобильность (Ю.И. Калиновский) характеризуется как интегративное свойство личности, обусловливающее ее способность быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной или профессиональной среде под влиянием изменяющихся в природе, культуре или социуме ситуаций и обстоятельств деятельности субъектов; с другой стороны, социально-профессиональная мобильность (В.Д. Базаева) представляет собой процесс перемещения личности и группы по социальным позициям, связанным с приобретением, сохранением или утратой профессионального статуса.

Структура социально-профессиональной мобильности как интегративной характеристики специалиста определяется соответствующими составляющими через функции специалиста, а функциональный подход предполагает описание профессиональной деятельности на основе ее задач, функций. Таким образом, приходим к выводу, что относительно результата профессиональной подготовки специалистов в образовательном учреждении следует выделять социально-профессиональную мобильность, которая трактуется как форма профессиональной мобильности, обусловленная постоянными изменениями в профессиональной деятельности и в обществе в целом (см. рисунок).

Подготовка конструкторов-модельеров швейного производства на уровне образовательных целей предполагает ориентацию на формирование у них способностей к эффективному выполнению профессиональных видов деятельности (управленческой, организаторской, конструкторской, экспериментальной, технологической), которые можно свести к организационно-управленческой и конструкторско-технологической функциям.

Вместе с тем швейная промышленность в современных экономических условиях является рентабельной только на малых предприятиях, а специалист швейного производства способствует комфортному существованию другой личности в современном мире, на него возлагается ответственность по обеспечению качества жизни. Это требует понимания важности для общества выпуска качественной швейной продукции (швейного изделия), что возможно при сформированности коммуникативного, рефлексивного (организационно-управленческая функция), когнитивного, креативного и проектировочного (конструкторско-технологическая функция) компонентов социально-профессиональной мобильности. Организационно-управленческая функция профессиональной деятельности осуществляется в данном случае через

Рис. Структура мобильности конструкторов-модельеров швейных изделий

операции анализа, синтеза, выбора вариантов конструкции и организации процесса изготовления швейных изделий, а конструкторско-технологическая — через алгоритмизацию операций по выполнению вариантов конструкции швейных изделий.

Сущность социально-профессиональной мобильности конструктора-модельера швейных изделий заключается в способности создавать потребительские ценности и реализовывать свои замыслы, оказывая активное влияние на развитие профессиональной общности в целом. Исходя из специфики профессиональной деятельности, интегрирующей две ее функции (организационно-управленческую и конструкторско-технологическую), выделяем социально-технологическую мобильность специалиста.

«Горизонтальная» мобильность конструктора-модельера швейных изделий, представленная социальной мобильностью, предполагает его профессиональную готовность к работе в условиях инновационной и проектной организации деятельности, что обеспечивает комфортное состояние личности в профессиональном социуме, выражающееся в способности быстро адаптироваться к изменениям в профессиональной сфере (см. таблицу).

Таблица

Показатели социально-технологической мобильности конструкторов-модельеров швейных изделий

Этапы получения продукта (швейное изделие) Компоненты соь конструкто щально-технологической мобильности ров-модельеров швейных изделий

Ко ммуникативный Рефлексивный Когнитивный Креативный Проектировочный

Анализ эскиза изделия (общие требования к изделию с учетом запроса клиента) Способности к профессиональному слушанию и пониманию клиента Способности к анализу ситуации Способности ориентироваться в направлениях моды Способности к воображению Способности читать эскизы швейных изделий

Выявление технических решений (подбор и разработка вариантов конструкции изделия) Способности к принятию и обработке большого потока информации Способности к синтезу Способности определять особенности швейных изделий Способности к выбору рациональных способов выполнения изделия Способности к планированию и прогнозированию

Анализ вариантов конструкции и выбор оптимального варианта с подбором материалов, фурнитуры Способности позитивно принимать критику Способности оценивать качество изделия Способности выполнять технические расчеты Способности к импровизации Способности комбинировать отдельные элементы швейных изделий

Разработка лекал деталей кроя, выполнение раскладки лекал на материале, раскрой и примерка швейного изделия Способности презентовать продукт своей деятельности Способности к оценке своей деятельности и саморазвитию Способности ориентироваться в современных материалах, техно-логиях изготовления одежды и оборудовании швейного производства Способности к интерпретации результата конструирования швейного изделия Способности конструировать одежду, подбирать материалы, оборудование, проводить раскрой и примерку швейных изделий

Социальная мобильность Технологическая мобильность

Технологическая мобильность конструктора-модельера швейных изделий, представленная в «вертикальном» срезе как способность личности быстро овладевать техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения для эффективной реализации профессиональной деятельности, способствует повышению профессионального статуса специалиста и его материального благосостояния, продвижению по карьерной лестнице в непрерывном социально-профессиональном развитии, когда весь предшествующий накопленный опыт работы обеспечивает прочный фундамент для дальнейшего профессионального роста.

Таким образом, социально-технологическая мобильность конструкторов-модельеров швейных изделий как личностная характеристика интегрирует технологическую и социальную мобильность, где социальная мобильность представлена содержанием коммуникативного и рефлексивного компонентов, а технологическая мобильность — когнитивного, креативного и проектировочного компонентов. Содержание показателей социально-технологической мобильности конструкторов-модельеров швейных изделий раскрывается в процессе конструирования, в котором каждый этап изготовления швейного изделия требует проявления профессиональных способностей.

Вместе с тем социальная мобильность конструкторов-модельеров швейных изделий реализуется в процессе профессионального общения с клиентами, коллегами, поставщиками, в построении моделей, в понимании тенден-

ций моды, представлений заказчиков, идей дизайнеров, потребностей исполнителей-портных и дает осознание уверенности в профессии (горизонтальная мобильность), что способствует дальнейшему саморазвитию и профессиональному росту и выражается технологической (вертикальной) мобильностью.

Библиографический список

1. Игошев Б.М. Профессиональная мобильность учителя: организационно-педагогический аспект // Известия Уральского государственного университета. 2008. № 56. С. 34-40.

2. Беришвили О.Н. Подготовка к профессиональной деятельности студентов сельскохозяйственного вуза: монография. Самара: Самар. отд. литфонда, 2006. 160 с.

3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие для самообразования. М.: Педагогическое общество России, 2002. 512 с.

4. Сидорова Н.В. Роль инновационного развития высшей школы в профессиональной мобильности молодежи: автореф. ... дис. канд. соц. наук. Иркутск, 2006. 25 с.

A.M. Sanko

SOCIAL-TECHNOLOGICAL MOBILITY OF SPECIALISTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article dwells on the contents of the main notion «social-technological mobility». The author defines the components and indices of social-technological mobility which provides fast adaptation of a college graduate to fulfillment of the functions of his professional activity in the situation of constant changing conditions of production sphere.

Key words and phrases: professional mobility, social-technological mobility, professional activity, functions of professional activity, components of social-technological mobility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.