Научная статья на тему 'Специфика деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений в условиях модернизации образования'

Специфика деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ СОСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS PERIPHERAL STAFF / СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL ACTIVITY CONTENT / ВНУТРИВУЗОВСКОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / INTERACADEMIC FURTHER TRAINING / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION MODERNIZATION / ОБЪЕДИНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS MERGER / СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ / SOCIAL AND TECHNOLOGICAL MOBILITY OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санько Альбина Михайловна

В статье рассматривается изменение содержания профессиональной деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений в условиях модернизации высшего образования и структурной ломки исторически сложившихся традиций организации деятельности по управлению различными процессами в вузе в ходе их объединения (на примере слияния двух университетов г. Самары вуза, осуществляющего подготовку в области классического естественнонаучного и гуманитарного образования, и вуза, осуществляющего подготовку специалистов для узкой высокотехнологичной, имеющей стратегически важное значение для обороноспособности государства отрасли). Описываются содержание и сущность социально-технологической деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений и трудности, возникающие при перестройке с одного вида деятельности (коммуникация) на другой (работы с программными продуктами и сервисами). Рассматривается роль грамотного взаимодействия специалистов учебно-вспомогательного состава всех структурных подразделений для эффективной организации по управлению деятельностью всего вуза. Представлены результаты анализа деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательного учреждения, имеющих разную профессиональную подготовку. Полученные материалы могут служить основой для организации курсов внутривузовского повышения квалификации учебно-вспомогательного состава и дальнейшего мониторинга эффективности их деятельности для управления образовательным учреждением в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Санько Альбина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity specifics of educational institutions peripheral staff in the conditions of education modernization

The following article deals with the change of professional activity content of educational peripheral staff in conditions of higher education modernization and structural changes of historically developed traditions of activity management organization in the higher educational institution in the course of their merger (on the example of two Samara universities merger higher educational institution that gives education in the sphere of classical natural sciences and humanities and higher educational institution that educates specialists for narrow high-technology, being strategically important for the national defence capability branch). The author describes the content and essence of educational peripheral staff social and technological activity and difficulties appearing at the rearrangement from one activity (communication) to another (work with software programs and services). The author also shows the role of adequate cooperation of educational peripheral staff of all organization departments for activity management effective organization of the university and presents the results of educational peripheral staff activity analysis. The obtained materials can serve as the basis for the interacademic further training courses organization for educational peripheral staff and further monitoring of their activity effectiveness for the educational institution management.

Текст научной работы на тему «Специфика деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений в условиях модернизации образования»

Руднева Т.И., Храмцова А.Б.

Влияние средств иностранного языка на динамику профессиональных мотивов.

13.00.00 - педагогические науки

7. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007. 352 с.

8. Руднева Т.И. Средства формирования коммуникативной компетентности студентов // Известия Са-мар. науч. центра Рос. акад. наук, 2012. Т. 14. № 2-3. С. 634-638.

9. Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: Академия, 1973. 298 с.

10. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: НПО «МОДЭК», 2001. 314 с.

11. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5 испр. М.: Издательство «Лабиринт», 1999. 352 с.

12. Храмцов Е.Б. Профессиональное самосознание юриста: процесс формирования: монография. Самара: ООО «Офорт», 2012. 180 с.

INFLUENCE OF DYNAMICS OF STUDENTS PROFESSIONAL MOTIVES BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE

© 2016

T.I. Rudneva, doctor of pedagogical sciences, professor, head of Theory and Methods of Professional Education Department A.B. Khramtsova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Modern Languages and Professional Communication Department

Samara National Research University, Samara (Russia)

Abstract. On the basis of Samara high school graduates life projects monitoring an issue urgency of high education institution choice and profession for the purpose of acquisition of professional competences is proved. In dynamic environment of societal life students need to acquire regulatory means for successful interaction with professional community representatives internationally that demands professional reasons formedness. Educational and informative activity of students is the most important means of students' quality training improvement. In recent years researchers even more turn to study of training outcome which depends on the applied pedagogical means. Interest in studying of vocational training result from such subjective characteristic as motivation of high education receiving is unreasonably underestimated. Results of this research reflect new tendencies of modern high education: the integration processes setting new productive characteristics of vocational education quality - aspiration for career development, interest to creation of personal development trajectory. First and second year students survey results prove that set of educational means when studying foreign languages promotes revitalizing not only student cognitive activity but also reinforcement of professional competences acquisition requirement allowing to implode into professional association. As a result the foreign language becomes an evolvement means of professional motivation and the mechanism of linguistic identity formation that is successfully socialized in international professional area. The methodical aspect of a problem is presented by conditions of a foreign language acquisition: verbal and semantic, thesaurus, pragmatical. The comparative analysis of experimental work results confirms the expediency of students' readiness formation for integration into new type of social reality in the course of communicative education. It is proved that the result of communicative education is achieved by integration of two models (the model of the linguistic identity and model of professional activity) that is assisted by means of a foreign language.

Keywords: professional adoption; high school graduates life projects; professional reasons; linguistic identity; socialization means; education satisfaction; communicative competence; professionally oriented foreign language; professional development; model of activity; model of linguistic identity; professional self-consciousness.

УДК 378

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2016

А.М. Санько, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва, Самара (Россия)

Аннотация. В статье рассматривается изменение содержания профессиональной деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений в условиях модернизации высшего образования и структурной ломки исторически сложившихся традиций организации деятельности по управлению различными процессами в вузе в ходе их объединения (на примере слияния двух университетов г. Самары -вуза, осуществляющего подготовку в области классического естественнонаучного и гуманитарного образования, и вуза, осуществляющего подготовку специалистов для узкой высокотехнологичной, имеющей стратегически важное значение для обороноспособности государства отрасли). Описываются содержание и сущность социально-технологической деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений и трудности, возникающие при перестройке с одного вида деятельности (коммуникация) на другой (работы с программными продуктами и сервисами). Рассматривается роль грамотного взаимодействия специалистов учебно-вспомогательного состава всех структурных подразделений для эффективной организации по управлению деятельностью всего вуза. Представлены результаты анализа деятельности специалистов

Санько А.М.

13.00.00 - педагогические науки_Специфика деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава...

учебно-вспомогательного состава образовательного учреждения, имеющих разную профессиональную подготовку. Полученные материалы могут служить основой для организации курсов внутривузовского повышения квалификации учебно-вспомогательного состава и дальнейшего мониторинга эффективности их деятельности для управления образовательным учреждением в целом.

Ключевые слова: инновационная деятельность; учебно-вспомогательный состав образовательных учреждений; содержание профессиональной деятельности; внутривузовское повышение квалификации; модернизация высшего образования; объединение образовательных учреждений; социально-технологическая мобильность специалистов.

Фактором, влияющим на конкурентоспособность образовательного учреждения, является его интеграция в социально-экономические реалии, что требует совершенствования системы управления вузом, качество которого определяется перспективными задачами развития общества. Высшее образование развивается во взаимодействии со сферой труда, со всеми отраслями экономики и социальной сферы и производства, что диктует новый формат организации работы учебно-вспомогательных служб образовательного учреждения. Так, необходимы квалифицированные, инициативные специалисты, решающие профессиональные задачи в условиях информатизации общества, изменяющей содержание трудовой деятельности современных работников. Постоянное расширение сферы деятельности специалистов, отвечающих за организацию методического, учебного, воспитательного, научно-исследовательского процессов в образовательном учреждении, ускоряющийся процесс морального старения всех компонентов профессионального опыта требуют от современного специалиста готовности к непрерывному самообразованию. Мобильный, гибкий тип личности умеет быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности.

Новые социально-экономические условия функционирования образовательных учреждений определяются постоянными технологическими изменениями, ужесточением нормативных сроков реализации учебных процессов, революционными открытиями в области информационных и коммуникационных технологий и вызванным ими быстрым темпом социальных перемен. Наиболее значимые изменения в деятельности учреждений высшего образования [1] связаны с техническим прогрессом, обилием сервисов и программных продуктов, с которыми должен уметь работать специалист образовательного учреждения.

При бесспорном желании данных специалистов выполнять свою профессиональную деятельность быстро и квалифицированно, качество и соответствие подготовки их профессиональной сфере находятся в некотором противоречии [2], выражающемся в недостатке кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать сложные технологические, коммуникационные, управленческие задачи, предполагающие взаимодействие между структурными подразделениями образовательного учреждения. Социально-технологическая мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава может стать тем условием, которое позволит адаптироваться к постоянному изменению содержания профессиональной деятельности, чему будет способствовать постоянное повышение профессиональной квалификации в ходе освоения. Повышение квалификации данных специалистов обеспечивает условия для формирования их профессиональной мобильности. Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17)

Анализ научной литературы и результатов исследований проблемы выявил, что проблема формирования мобильности специалистов нашла отражение в трудах ученых (А.И. Архангельский [3], Л.П. Меркулова [4], И.В. Никулина [5] и др.), где рассматриваются разные аспекты и закономерности данного процесса. Однако нами не обнаружено работ, посвященных факторам формирования социально-технологической мобильности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений.

Цель нашего исследования заключалась в изучении изменений в содержании деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава структурных подразделений образовательных учреждений (на примере Самарского государственного национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева) в процессе слияния двух вузов, исторически имеющих различные цели подготовки студентов, различные традиции организации образовательного процесса (классический университет ставит цель служение науке, а аэрокосмический университета ориентирован на высокотехнологичное производство, характеризующееся режимностью, секретностью, особой стратегической значимостью для государства).

Изучение содержания профессиональной деятельности специалистов по учебно-методической работе, документоведов, учебных мастеров различных структурных подразделений университета в ходе объединения вузов выявило увеличение объемов документе -оборота, программных продуктов и сервисов, которые используются для сбора, обработки и представления информации [6]; увеличение сроков согласования документов, диапазона пространственных и временных перемещений для согласования, способов коммуникации внутри организации и вне ее, общей информационной перегрузки специалистов. Изменение содержания работы вызывает неудовлетворенность своей деятельностью и деятельностью коллег, которая становится основным конфликтогеном [7] как в самом структурном подразделении, так и между несколькими структурными подразделениями, вызывая срыв сроков выполнения управленческих, организационных, учебных заданий. Таким образом, специфика профессиональной деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательного учреждения заключается в установлении грамотного социального взаимодействия различными способами коммуникации [8], чему будет способствовать социально-технологическая мобильность специалиста (подструктура социально-профессиональной мобильности).

Анализ исследований проблемы профессиональной подготовки мобильных специалистов (О.Н. Беришвили [9], Б.М. Игошев [10], Л.П. Меркулова, И.В. Никулина, О.Г. Чеховских и др.) в образовательном учреждении

Санько А.М.

Специфика деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава...

выявил, что образование, являясь сферой непрерывного профессионального саморазвития специалиста, не находит адекватного и оперативного отклика в процессе подготовки специалистов для образовательных учреждений. Кадровый учебно-вспомогательный состав представляют студенты и выпускники, обучающиеся в этом учреждении, которые не имеют опыта организационно-управленческой работы в образовании [11]. Постоянное изменение содержания труда в условиях цейтнота, жесткая нехватка времени приводят к низкой мотивации своей деятельности. Однако условием эффективности образовательного учреждения является четко организованная и согласованная деятельность всех структурных подразделений на всех этапах реализации учебных, научно-исследовательских, воспитательных и иных процессов. Таким образом, социально-технологическая мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава может быть условием успешности и конкурентоспособности образовательного учреждения в целом. Рассмотрим суть социально-технологической мобильности специалистов учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений.

Отечественные исследования конца прошлого века под «социальным» чаще всего понимают социальную структуру общества, характеризующуюся общественной связью личностей и общностей, классов и наций, сословий и народностей, что приобретает смысл, синонимичный человеческому фактору, отличному от внечеловеческого фактора (техника, технология и т.д.) [12]. Характер деятельности, обусловленный связью ее видов и предметов и демонстрирующий образец, позволяет рассматривать ее как социальную или общественно-историческую, реализующую определенное отношение к другим людям, в независимости от реального их присутствия в момент совершения деятельности. Средствами такой деятельности выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризированные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Вместе с тем, социальная деятельность имеет закономерную связь с деятельностью технологической. Современное развитие общества интегрирует социальный (человеческий) и технологический (технический) миры, свидетельствуя об увеличивающейся зоне их взаимопроникновения (человеческая деятельность приобретает более технологичные свойства, а техника и технология все более подстраиваются под человека). Информационные потоки социально-технологической деятельности создают ее неопределенность [13] в ходе коммуникации в разных формах сотрудничества субъектов (непосредственного или опосредованного), что доказывает значимость процессов управления [14], обеспечивающих согласование и упорядочение целей различных социальных и профессиональных групп для непрерывного исторического развития общества.

В любой профессиональной деятельности можно выделить коммуникационные, информационные, управленческие процессы [15], являющиеся системой множества взаимодействий личности с предметной действительностью для производства субъектом материальных и духовных ценностей. Любой вид профессиональной деятельности включает психические процессы (способности и свойства личности), а успех

13.00.00 - педагогические науки в профессиональной деятельности [16] зависит от того, насколько закономерно осуществляется, тщательно вырабатывается информация и как функционирует обратная связь. Таким образом, изменяя реальный мир предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам, становится мобильным - способным быстро перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся профессиональным условиям.

Мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений предполагает наличие необходимых компетенций освоения изменяющегося контекста профессиональной деятельности. Формы проявления мобильности специалистов учебно-вспомогательного состава разнообразны: смена должностей, отличающихся содержанием работ; изменение специализации, области их профессиональной деятельности; совмещение специалистами должностей и профессий. Следовательно, профессиональная мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава интегрирует в себе характеристики, как деятельности, так и личности.

В качестве исходных позиций, обеспечивающих профессиональную мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава образовательного учреждения, выделяем ряд личностных характеристик: способность взаимодействовать в различных профессиональных ситуациях [18], проектах разной содержательной направленности; интерес к разным сферам социальной и профессиональной деятельности; способность к самообразованию и саморазвитию; креативность, настроенность на творческое отношение к любому делу, творческое преобразование любой ситуации; высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, функционально различным видам деятельности; способность быстро получать качественный результат своей деятельности.

Таким образом, профессиональную мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава образовательного учреждения представляем как свойство личности и как процесс деятельности. Структура социально-профессиональной мобильности как интегра-тивной характеристики описывается его трудовыми функциями в рамках профессионального стандарта. Однако, трудовые функции не отражают особенности профессиональной деятельности в разных образовательных учреждениях и их структурных подразделениях. Для достижения результата профессиональной деятельности специалисты учебно-вспомогательного состава образовательных учреждений должны обладать социально-технологической мобильностью, которая является формой социально-профессиональной мобильности.

Социальная мобильность проявляется в процессе профессионального общения со студентами, коллегами, партнерами по выполнению задания в инновационных условиях и обеспечивает комфортное состояние личности в профессиональном социуме, способной быстро адаптироваться к изменениям в нем. Технологическая мобильность представляется знаниями о структуре образовательного учреждения, его кадровом составе; о правилах эксплуатации оргтехники и ведения делопроизводства, о технологиях и информационных ресурсах для создания, обработки, передачи и хранения документов, а также о критериях анализа

Санько А.М.

Специфика деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава.

13.00.00 - педагогические науки и оценки деятельности [19] как самого специалиста, так и всего образовательного учреждения в целом. Анализ деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава структурных подразделений объединенного университета показал, что разница в традициях двух старейших университетов г. Самары и целях подготовки специалистов проявляется в стиле коммуникации, способах взаимодействия и режиме выполнения поручений: специалисты, работающие в парадигме классического образования, адекватно воспринимают суть и контекст профессиональной ситуации; проявляют гибкость в ходе коммуникации с коллегами, осознавая значимость выполняемых действий, как связана их деятельность с деятельностью других структурных подразделений; осуществляют коммуникацию с учетом норм профессиональной этики. Специалисты учебно-вспомогательного состава, работающие в условиях режимного объекта, научные разработки которого являются государственной тайной, в своей деятельности основываются на формализованных нормах в ходе взаимодействия с коллегами, со студентами. Внедренная и успешно функционирующая система менеджмента качества способствует четкому распределению обязанностей и ответственности за выполнение работы на своем участке, унификации процессов. Однако на практике это приводит к увеличению сроков согласования документов. Формализация деятельности структурных подразделений образовательного учреждения является источником недопонимания, вызывающего конфликты и нарушение норм профессионального общения.

Неудовлетворенность своей работой и работой своих коллег ведет к потере смысла выполнения этой деятельности. Вместе с тем, независимо от того, в какой традиции работали специалисты по учебно-вспомогательному составу образовательного учреждения до объединения вузов, все они испытывают трудности при освоении новых программных продуктов по сбору, обработке и хранению информации, которые необходимы для эффективной деятельности национального исследовательского университета. Постоянное повышение квалификации таких специалистов является условием формирования их социально-технологической мобильности. На социальную составляющую мобильности могут быть ориентированы курсы «Педагогическая конфликтология», «Нормативно-правовое обеспечение и профессиональная этика», «Система менеджмента качества». Технологическая мобильность может быть сформирована в ходе освоения курсов «Электронные средства обучения», «Система 1 С: предприятие». В бывшем Самарском государственном университете повышение квалификации специалистов [20] учебно-вспомогательного состава реализовывалось. Считаем, что внедрение такой практики в деятельность национального исследовательского университета приведет к снижению конфликтных ситуаций, уменьшению сроков документооборота и к более эффективному управлению образовательным учреждением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Смирнова М. Е. Специфика нормирования труда учебно-вспомогательного персонала в условиях совершенствования системы образования // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 1. № 1. С. 589-593.

2. Николаева А.А., Караханян К.Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление // Инновации и инвестиции. 2015. № 11. С. 15-18.

3. Архангельский А.И. Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах: дис. ... канд. пед. наук. М.,

2006. 146 с.

4. Меркулова Л.П. Профессиональная мобильность специалистов технического профиля: монография. М.: МГУП, 2005. 267 с.

5. Никулина И.В. Профессионально-педагогическая мобильность преподавателя высшей школы: монография. Самара: Изд-во «Самарский университет»,

2007. 145 с.

6. Стрекалова Н.Б. Сетевые коммуникации в современном образовании // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VI Международной науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (6). С. 116-117.

7. Никулина И.В. Конфликтологическая компетентность преподавателя вуза // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 9 (120). С. 222-226.

8. Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В. Кадровая политика организации. Самара: Самарский университет, 2015. 70 с.

9. Удалова И.В., Гражданников Е.Д. Измерение социальной мобильности (на примере коренных народов Сибири). Новосибирск: Наука, 1988. 112 с.

10. Игошев Б.М. Сущностно-логический анализ мобильности как международного понятия // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 105111.

11. Николаева А.А.Факторный анализ признаков социальной активности современного студенчества как показатель конфликтологической компетентности // Актуальные вопросы кадрового и образовательного менеджмента: сборник науч. статей. 2015. С. 30-38.

12. Булычев И.И. О базисных логико-философских константах теории коммуникации // Философия и общество. 2011. № 4. С. 97-116.

13. Позднякова О.К. Педагогическая интерпретация принципов морального выбора // Научный потенциал. 2012. № 3. С. 70-74.

14. Егорова У.Г. Психологическая работа с родителями студентов в контексте воспитательного процесса в вузе // Материалы международной научно-практической конференции «Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сборник научных трудов /отв. ред. Т. И. Руднева. Самара: Самарский университет, 2014. С. 69-72.

15. Санько А.М. Формирование социально-технологической мобильности конструкторов-модельеров швейных изделий в процессе профессиональной подготовки в колледже: дис. ... канд. пед. наук / Самарский государственный университет. Самара, 2009. 175 с.

16. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 256 с.

17. Горюнова Л. В. Мобильность как принцип модернизации высшего педагогического образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 6. С. 31-36.

Санько А.М.

Специфика деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава.

13.00.00 - педагогические науки

18. Межличностная коммуникация : теория и жизнь / О.И. Матьяш и др.; науч. ред. О.И. Матьяш. СПб.: Речь, 2011. 552 с.

19. Руднева Т.И., Астахова С.В., Лапшова Е.С. Профессиональная подготовка специалистов гумани-

тарного профиля: монография. Самара: Самарский университет, 2007. 249 с.

20. Николаева С. В. Методологические подходы к организации дополнительного профессионального образования // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 1-2(82). С. 187-191.

ACTIVITY SPECIFICS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS PERIPHERAL STAFF IN THE CONDITIONS OF EDUCATION MODERNIZATION

© 2016

A.M. Sanko, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Theory and Methods of Professional Education Department

Samara National Research University, Samara (Russia)

Abstract. The following article deals with the change of professional activity content of educational peripheral staff in conditions of higher education modernization and structural changes of historically developed traditions of activity management organization in the higher educational institution in the course of their merger (on the example of two Samara universities merger - higher educational institution that gives education in the sphere of classical natural sciences and humanities and higher educational institution that educates specialists for narrow high-technology, being strategically important for the national defence capability branch). The author describes the content and essence of educational peripheral staff social and technological activity and difficulties appearing at the rearrangement from one activity (communication) to another (work with software programs and services). The author also shows the role of adequate cooperation of educational peripheral staff of all organization departments for activity management effective organization of the university and presents the results of educational peripheral staff activity analysis. The obtained materials can serve as the basis for the interacademic further training courses organization for educational peripheral staff and further monitoring of their activity effectiveness for the educational institution management.

Keywords: innovative activity; educational institutions peripheral staff; professional activity content; interacademic further training; higher education modernization; educational institutions merger; social and technological mobility of specialists.

УДК 616.8

ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

© 2016

Н.Н. Семёнова, старший преподаватель кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании

Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара (Россия)

Аннотация. В статье приводятся причины реорганизации системы образования, обновления содержания и технологий образования. Определяются цели современного образования. Приводятся проблемы подготовки будущих педагогов. Рассматриваются проблемы модернизации российской системы образования. Описываются требования к выпускникам образовательных учреждений высшего образования. Раскрываются причины перехода от знаниевой парадигмы образования к компетентностной, рассматривается содержание понятия «компетенция» относительно педагогической деятельности. Анализируются проблемы формирования профессиональных компетенций выпускников вуза по направлению подготовки «Педагогическое образование». Даётся определение компетентностного похода к модернизации содержания профессионального образования. Определяется влияние компетентностного подхода на качество образования. Раскрывается понятие профессиональной компетенции в её взаимосвязи с профессиональной компетентностью педагога и с акцентированием внимания на последнем феномене. Описывается процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога, и анализируются проблемы повышения уровня его профессиональной компетентности. Приводятся группы ключевых компетенций, формируемых у студентов. Даются определения ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций. Анализируются проблемы внедрения компетентностного подхода в систему образования, раскрывается актуальность и необходимость изменения содержания педагогической деятельности в образовательных учреждениях высшего образования.

Ключевые слова: компетентностный подход; знания; умения; навыки; компетенция; компетентность; цель образования; профессиональные компетенции; ключевые компетенции; ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции.

Трансформация российской действительности в начале XXI века привела к необходимости реорганизации основных социальных институтов, и в первую

очередь системы образования. Это объясняется комплексом социально-экономических причин: обострением опасности потери индивидуальности человека,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.