Научная статья на тему 'Выявление уровней креативности и факторов творческого мышления у будущих конструкторов-модельеров'

Выявление уровней креативности и факторов творческого мышления у будущих конструкторов-модельеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ / CREATIVITY / CREATIVE THINKING / FORMATION OF CREATIVITY AND LEVELS OF CREATIVE THINKING / COMPLEX TASK AS A FORM OF CREATIVITY AND CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларюшкина Надежда Евгеньевна, Садова Кристина Владимировна

В статье рассмотрены проблемы формирования у будущих конструкторов-модельеров креативности как личностной способности к творчеству. Обращено внимание на разработку комплексного задания, направленного на формирование креативности у будущих конструкторов-модельеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Defining the levels of creativity and factors of creative thinking of the future designers

The article covers the problem of formation of creativity in future designers, as personal ability to be creative. Attention is paid to the development of complex tasks, aiming at the development of creativity in future designers.

Текст научной работы на тему «Выявление уровней креативности и факторов творческого мышления у будущих конструкторов-модельеров»

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЕЙ КРЕАТИВНОСТИ И ФАКТОРОВ

ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ КОНСТРУКТОРОВ-МОДЕЛЬЕРОВ

Н.Е. Ларюшкина1, К.В. Садова2

1 Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани 446001, г. Сызрань, ул. Советская, 45 E-mail: larushkina02@.mail. га

В статье рассмотрены проблемы формирования у будущих конструкторов-модельеров креативности как личностной способности к творчеству. Обращено внимание на разработку комплексного задания, направленного на формирование креативности у будущих конструкторов-модельеров.

Ключевые слова: креативность, творческое мышление, формирование креативности и уровней творческого мышления, комплексное задание как средство формирования креативности и творческого мышления.

Привлечение высококвалифицированного, знающего и компетентного специалиста - одна из «вечных» проблем, которой всегда озабочены работодатели. В связи с этим креативность приобретает наибольшую актуальность в современном обществе, а особое внимание формированию креативности уделяется при подготовке конструкторов-модельеров.

В профессии конструктора-модельера необходим творческий подход, поэтому креативность занимает важное место в его профессиональной деятельности. Внутренняя сущность человека, со всеми её изгибами и неожиданностями, до сих пор остаётся самой неразгаданной загадкой, поэтому раскрыть глубины этой тайны - сложнейшая задача. Даже если только чуть-чуть удастся приоткрыть дверь, за которой необъятные глубины человеческой сущности, это будет означать выход на дорогу, ведущую к пониманию процесса становления человека, его исторического предназначения, его предыстории и соответственно его будущего.

Творческая активность человека определяет не просто его личностное развитие, но и прогресс, культуру всего человечества в целом.

Творчество - это прежде всего отображение сущности человека, его отношения к окружающему миру, это его желания, мечты, чувства, которые двигают человечество вперёд, несмотря ни на что. В основе творчества лежит открытость к возможностям мира. Творчески направленная личность более открыта для получения внешней информации, она переживает проблемы мира, как свои, ищет выход, пути решения.

Креативность - это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по-особенному. Это творчество, которое полезно и в работе, и в других видах деятельности. Креативный человек - это выдумщик. Это тот, кто придумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая всё во что-то новое, неповторимое.

Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего социокультурными процессами, происходящими в современном обществе, которые требуют переосмысления подходов к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Особое значение приобретает развитие творчески активного отношения к действительности, что предполагает стимулирование эмоционально-образной и познавательной активности будущих конструкторов-модельеров.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования» [1].

1 Надежда Евгеньевна Ларюшкина (к.п.н.), доцент, каф. «Педагогика и управление социальными системами».

Кристина Владимировна Садова, техник, каф. «Автоматизация технологических процессов и производств».

Объектом исследования данной работы является процесс формирования уровней креативности и факторов творческого мышления у будущих конструкторов-модельеров.

Предмет исследования - средства формирования уровней креативности и факторов творческого мышления у будущих конструкторов-модельеров.

Цель исследования - повышение уровня креативности и стимулирование творческого мышления у будущих конструкторов-модельеров путём выполнения комплексного задания.

Задачи исследования:

- провести изучение философско-эстетической, психолого-педагогической, методической литературы, выявив наиболее характерные определения понятий «креативность» и «творческое мышление»;

- рассмотреть основные концепции исследования креативности и факторов творческого мышления;

- проанализировать проблемы развития креативности как личностной способности к творческому мышлению;

- выявить пути повышения уровня креативности и стимулирования творческого мышления у будущих конструкторов-модельеров путём выполнения комплексного задания.

Гипотеза исследования - уровень креативности и творческого мышления повысится, если:

- будут выявлены психолого-педагогические условия для формирования уровней креативности и факторов творческого мышления у будущих конструкторов-модельеров;

- будет разработано комплексное задание, направленное на повышение уровней креативности и факторов творческого мышления у будущих конструкторов-модельеров.

Методы исследования основаны на теоретическом и практическом подходах: анализе философской, педагогической, психологической и методической литературы; изучении и обобщении педагогического опыта; педагогическом эксперименте, анкетировании, тестировании; математической обработке экспериментальных данных.

С далекого прошлого и до наших дней одежда является постоянным спутником человека. Но она не всегда была такой, какой мы привыкли ее видеть. Одежда прошла длительный и сложный путь, прежде чем приобрела современный вид.

Каждой эпохе, каждому историческому периоду были присущи свои формы и покрой, отделка и материал одежды, цвет и рисунок ткани, и все вместе взятое создавало определенный стиль в одежде. Стиль в одежде - это своеобразное зеркало той или иной эпохи, позволяющее судить о культуре и экономике государств, о положении человека в обществе, его классовой принадлежности.

Параллельно с возникновением моды и желанием выделиться из общей массы людей формируется огромное число новых профессий, среди которых и профессия конструктора-модельера.

Наименование профессии конструктора-модельера состоит из двух слов.

Конструктор работает на предприятиях легкой промышленности. Разрабатывает базовые основы для предоставляемых ему моделей, изготавливает лекала, продумывает технику пошива, а также новые способы построения основ, то есть обеспечивает техническую сторону изготовления изделий.

Модельер разрабатывает образ будущего изделия, пытается создать новые, непривычные, оригинальные вещи. При создании моделей учитываются запросы и особенности различных групп населения, а также ассортимент существующих материалов, гигиенические и утилитарные требования. Задача модельера заключается в том, чтобы отыскать пути, которые помогли бы людям подчеркнуть свою индивидуальность, найти эстетическое самовыражение.

Работа состоит из ряда этапов: создание нового образа в виде эскиза в различных цветовых решениях, определение нескольких форм покроя, изменение деталей и отделки изделия. Для каждой разработанной модели составляются рекомендации по подбору основных и отделочных материалов, табели изменений лекал и готовых изделий. Для некоторых видов изделий модельер создает базовую конструкцию модели, с рекомендациями для ателье по разработке на этой основе серии моделей. Подготавливает методические и иллюстративные материалы. Иногда осуществляется контроль за изготовлением изделий в массовом производстве.

Таким образом, конструктор-модельер реализует замысел художника-модельера. Создает модели швейных изделий в соответствии с эскизом. Составляет конфекционные карты на разрабатываемые модели с рекомендациями по подбору материалов, фурнитуры. Вместе с

художником-модельером подбирает цветовые сочетания материалов, помогает найти лучшую форму для новых моделей.

Итак, креативность с научной точки зрения рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлений ее изучения. За период от первых попыток изучения творческих способностей до настоящего времени исследователями создана обширная, детальная картина феноменологии креативности. С изучением креативности связаны имена таких видных ученых, как Дж. Гилфорд [4], Д.Б. Богоявленская [2], A.M. Матюшкин [5], С.Л. Рубинштейн [7], В.Ф. Вишнякова [3], Р. Мэй [6] и другие.

Понятие креативности в данный момент нельзя назвать четко определенным и устоявшимся как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях.

Все исследования, посвященные изучению креативности, можно отнести к двум категориям:

1. Первую из них составляют исследования, базирующиеся на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Представители «познавательного» направления исследуют взаимосвязи между креативностью, интеллектом, когнитивными способностями и реальными достижениями. В их работах представлено в основном влияние интеллектуальных познавательных характеристик на способность продуцировать новые идеи.

2. Другое направление изучает креативность с позиции личностных особенностей. Многие экспериментальные исследования посвящены созданию «портрета творческой личности», выявлению присущих ей характеристик, определению личностных, мотивационных и социокультурных коррелятов креативности.

Требования, которые предъявляются личностью и обществом к результатам образования, определили необходимость кардинальных перемен как в содержании образования, так и в педагогических технологиях. Эти требования и цели реализуются в креативном подходе, осуществляемом в образовании - в системе непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей у будущих педагогов профессионального обучения.

Основная цель системы образования - пробудить в человеке творца и развить в нем заложенный творческий потенциал.

Важное педагогическое требование к креативному образовательному процессу -непрерывность, преемственность и включение студентов в активную образовательную среду, в самостоятельное управление творческим процессом. Современный образовательный процесс должен быть направлен на освоение эмоционально-ценностного опыта, обеспечение относительной адаптированности личности к социальной и природной сфере, а также способствовать самореализации и раскрытию духовных потенций личности. Решение этой проблемы связано с отказом от передачи только готовых знаний и ценностно-нормативных представлений в процессе обучения с помощью средств репродуктивности и выработкой новых психолого-педагогических технологий обучения личности педагога.

Существует множество приёмов, с помощью которых можно повысить уровень креативности и развить творческое мышление. Одна из основных целей таких приёмов состоит в том, чтобы уйти от общепринятых и привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, которые затем можно оценить и отобрать из них наиболее полезные. Примером может послужить комплексное задание, в котором от участников требуется генерировать как можно больше разнообразных решений. Таким образом, выполнение такого задания - это поиск и дальнейшая разработка творческих решений, при этом внимание сосредоточено на задаче, а участников намеренно побуждают выдвигать максимальное число нестандартных решений. Во время выполнения таких заданий предлагаемые идеи не подлежат критике: участники должны знать, что решений у задачи может быть множество. После того как этот этап пройден, проводится анализ выдвинутых предложений, а затем более детально рассматриваются наиболее удачные решения.

Комплексные задания играют большую роль в процессе профессионального становления будущих конструкторов-модельеров и достижения ими высшей точки профессиональной подготовки.

Комплексные задания (КЗ) - специально разрабатываемые («нестандартные») задания, позволяющие развить следующие способности:

- к обнаружению и постановке проблем;

- к генерированию большого количества идей;

- к продуцированию разнообразных идей;

- к продуцированию отдаленных ассоциаций, необычных ответов, нестандартных решений;

- к усовершенствованию объекта путем добавления деталей;

- к решению нестандартных проблем, проявляя семантическую гибкость, - увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.

КЗ способствуют системному анализу знаний и построению все более точной и полной картины многообразного мира, а также формированию способностей к творческому мышлению. При работе над комплексным заданием необходимо применить все знания, умения, навыки и компетенции, полученные в процессе обучения. Выполнение такого рода заданий формирует у студентов логическое, абстрактное мышление и развивает творческий потенциал обучаемого. Результаты выполнения КЗ позволяют оценить уровни креативности и факторы творческого мышления у студентов.

В основе экспериментальной исследовательской работы лежало проведение педагогического эксперимента по обеспечению повышения уровней креативности и факторов творческого мышления у будущих педагогов профессионального обучения и динамики их развития.

Экспериментальное исследование основывалось на выполнении комплексного задания, состоящего из двух частей. Часть А направлена на выявление общего уровня креативности испытуемых. Часть Б (модифицированный тест Гилфорда) - на определение факторов, характеризующих беглость (способность к обнаружению, постановке проблем и генерированию большого количества идей), гибкость (способность к продуцированию разнообразных идей) и оригинальность творческого мышления (способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения). В результате был рассчитан суммарный показатель по трём факторам. При выполнении части Б учитывалось затраченное время.

Данное исследование показало, что студенты научились:

- выполнять задание на основе поставленных целей;

- исследовать задачу и исходную проектную ситуацию;

- понимать, какие мотивы движут ими на пути к знаниям;

- выделять самое основное из всей информации;

- визуализировать полученную информацию.

Результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты выполнения комплексного задания по выявлению уровней креативности и факторов творческого мышления

Курс Часть А Беглость Гибкость Оригинальность Часть Б (сумма)

1 16,5 6 15,33 3,33 24,66

2 16,8 6,82 16,88 2,65 26,35

3 18,6 9,6 20,1 5,5 35,2

4 19 11 18,6 6 35,6

Данное исследование показало, что у будущих конструкторов-модельеров креативность находится на среднем (13-17 баллов) и высоком (свыше 17 баллов) уровнях развития (рис. 1).

16,5 16,8 18,6 19

□ Средний уровень

□ Высокий уровень

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Рис. 1. Уровни креативности

Суммарный показатель по трём факторам творческого мышления (гибкость, беглость, оригинальность) возрастает с каждым курсом (рис. 2).

24,66 26,35 35,2 35,6

3,33

15,33

»2,65<

16,88

6^щ6п32|

5,5 6

20,1 18,6

9,6 11

Щ

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Оригиналь-

ность

Г ибкость Беглость

Рис. 2. Факторы творческого мышления

Это говорит о том, что будущие специалисты обладают способностью генерировать и продуцировать большое количество идей, обнаруживать и ставить проблемы, решать нестандартные задачи, проявляя семантическую гибкость, обладают способностью совершенствовать объекты, добавляя детали, предлагая нестандартные решения.

Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество. А предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству.

Необходимость учитывать в воспитании поколений креативность очевидна, ведь универсальный потенциал креативности может быть реализован как на путях созидания, так и на путях разрушения.

Креативность - это всего лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий её успех, но при определённых условиях она может привести к грандиозным достижениям. И в целом трудно не согласиться с Богоявленской, которая писала: «Когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях» [2]. Поэтому не стоит разделять три понятия - личность, креативность, творчество, а необходимо найти возможности их гармоничного сочетания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. Творчество в искусстве - искусство творчества. - М.: Наука; Смысл, 2000.

2. Вишнякова В.Ф. Креативная психология. Психология творческого обучения. - Минск, 1995.

3. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.

4. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. - Львов: Инициатива, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 1946. (книга электронный вариант).

6. Guilford J.P. (1950) Creativity, American Psychologist, Volume 5, Issue 9, p. 444-454.

7. http://www.dvgu.ru/umu/MO RF/concept/con1 02.htm (Нормативные документы Министерства образования РФ. Концепции)

Поступила в редакцию 5/Х/2011; в окончательном варианте - 18/Х/2011.

UDC 378 DEFINING THE LEVELS OF CREATIVITY AND FACTORS OF CREATIVE THINKING OF THE FUTURE DESIGNERS

N.E. Larushkina, K. V. Sadova

Syzran Department of Samara State Technical University 45 Sovetskaya str., Syzran, 446001

The article covers the problem of formation of creativity in future designers, as personal ability to be creative. Attention is paid to the development of complex tasks, aiming at the development of creativity in future designers.

Key words: creativity, creative thinking, formation of creativity and levels of creative thinking, complex task as a form of creativity and creative thinking.

Original article submitted 5/X/2011; revision submitted - 18/X/2011.

Nadezhda E. Larushkina (PhD), Associate Professor, Dept. Pedagogy and the management of social systems, Kristina V. Sadova, Technician, Dept. Automation of technological processes and industries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.