М.Р. Вилкова, С.В. Степанидина
СОПОСТАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ФОРМООБРАЗОВАНИЕ...
УДК 687.01
СОПОСТАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ФОРМООБРАЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ОДЕЖДЫ
© 2015
М.Р. Вилкова, старший преподаватель кафедры «Конструирование и технология швейных изделий»
С.В. Степанидина, старший преподаватель кафедры «Конструирование и технология швейных изделий» Институт пищевых технологий и дизайна, Нижний Новгород (Россия)
Аннотация. При проектировании швейных изделий должны быть максимально использованы последние достижения науки, техники, прикладного искусства, что и определит перспективы формообразования одежды. Теоретические разработки, существующие в области дизайна, не исчерпывают всей сложности и многогранности содержания понятия «форма костюма». Вопрос формообразования является определяющим в профессиональной деятельности и художника-модельера, и конструктора-модельера, но в само понятие «формы костюма» дизайнер и конструктор вкладывают разное содержание. Что же определяет и различает взгляды художника и инженера на процесс формообразования одежды? Ответ на этот вопрос постарались дать авторы статьи. Известно, что изменения в мире моды - есть изменения в форме костюма. Формообразование играет большую роль в процессе проектирования костюма, потому что этот процесс включает в себя интуитивный композиционный поиск и логическое формообразование. Формообразование опирается на общие закономерности целостного строения формы, на принципы гармонии связей элементов формы и предусматривает последующую проверку и корректировку структуры и формы для достижения оптимального варианта. В художественном проектировании процесс формообразования сложен: он предопределяет и объемно-пространственную структуру, и конструкцию формы. Процесс формообразования требует от художника не только интуиции и одаренности, но и способности к логическому мышлению. Авторы подробно рассматривают значение процесса формообразования в проектировании костюма, сравнивают возможности конструктивного способа формообразования и муляжного метода. В статье не только дается определение формы костюма с различных точек зрения, но и освещаются основные методы и средства формообразования кроеной одежды. Сделан акцент на единство формы и функции в комплексе требований, предъявляемых к конструкции одежды и материалам для ее изготовления. В заключение сделан вывод о роли формообразования в процессе проектирования костюма и намечены пути дальнейших изысканий в этой области.
Ключевые слова: коллекция моделей, конструктивные элементы, кроеная одежда, методы и средства формообразования, объемно-пространственная структура, свойства материалов, форма костюма, формообразование, фор-моустойчивость.
Потребность в исследовании формы вытекает не только из чисто научных интересов, но и прежде всего, из технологических и экономических условий современного машинного производства одежды, так как при промышленном проектировании необходимо опираться на стабильные факторы [1, с. 93]. На многочисленных студенческих конкурсах модной одежды мы наблюдаем воплощение самых дерзких предложений. При разнообразном использовании в коллекциях предшествующих культурно-исторических источников, мало кто из студентов обращается к основополагающим понятиям проектирования, таким, как форма. Чаще можно наблюдать поиски на поверхностном, фактурном уровне проектирования. Но своеобразие и достоинство созданной вещи есть её граница, то есть форма. Форма воспринимается нами как «внешность» предмета, несущая информацию о его конфигурации и связи с окружающим пространством [2, с. 161].
Теоретические разработки, существующие в области дизайна, не исчерпывают всей сложности и многогранности содержания понятия «форма костюма» [3, с. 75]. Вопрос формообразования является определяющим в профессиональной деятельности и художника-модельера, и конструктора-модельера, но в само понятие «формы костюма» дизайнер и конструктор вкладывают разное содержание. Что же определяет и различает взгляды художника и инженера на процесс формообразования одежды?
Художественный взгляд на форму предполагает следующую классификацию:
1. Живописная форма, когда цветовые и орнаментальные элементы определяют стиль костюма.
2. Архитектоническая форма, когда костюм подчиняется традициям.
3. Пластическая форма, которая выделяет человеческое тело, демонстрируя его индивидуальность. Она возникает в тех общественных условиях, где личность является индивидуальностью, а человек - ценностью в общественном сознании общества [4, с. 154]. Декоративная форма костюма - костюм-маска, которая скрывает человека и вводит нас в заблуждение относи-
тельно его носителя.
Кроме этих типологических градаций костюма можно выделить два основных конструктивных момента в покрое одежды:
1) недифференцированная форма одежды;
2) дифференцированная форма одежды.
В первом случае покрой платья представляет собой нерасчлененную материю, форма которой монолитна, при втором варианте покрой платья слагается в целое в виде суммы отдельных элементов.
Форма - морфологическая и объемно-пространственная структурная организация вещи, возникающая в результате содержательного преобразования материала. Дизайн-форма - особая организованность предмета, возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению единства всех компонентов изделия [5, с. 74]. Характер формы в целом и в деталях, проявляющийся как эстетический облик предмета, есть важное свойство, с которого дизайнер начинает проектирование нового изделия. Создание художественно-выразительной формы костюма - главная задача художника-модельера. Изменение формы и является модой. Через форму мы получаем информацию о внешнем виде предмета и о том месте, которое предмет занимает в окружающем его пространстве. Формы костюма видоизменялись параллельно с развитием общего стиля в искусстве и архитектуре, переживая вместе с ними все этапы эволюции. Форма является важнейшей объемно-пространственной характеристикой любого предмета, в том числе и костюма. Эстетика формы - это конкретно-чувственный прообраз художественного стиля дизайнера, в котором соединяются гармоничные соотношения и взаимосвязи его индивидуальности [6].
Форма одежды для конструктора - объемное очертание, конфигурация или пространственная структура модели, которую она принимает на фигуре человека (или манекене), в определенный момент времени.
Форму изделия разрабатывают сразу в объеме, на манекене, а затем, сняв наколку с манекена, получают развертку деталей кроя на плоскости. Моделирование
М.Р. Вилкова, С.В. Степанидина СОПОСТАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ФОРМООБРАЗОВАНИЕ...
на манекене дает более яркое представление о возможностях ткани, её пластике, объемности, фактуре поверхности, способности сохранять или менять форму. При овладении муляжным методом приходит понимание взаимосвязи формы одежды со строением человеческого тела [7, 8, 9, 10].
При исследовании формы костюма выделяют четыре уровня:
1) фактура ткани, цвет, декор, линии, отделки, видимые швы - материально-декоративный уровень;
2) степень свободы костюма, выражающаяся в степени прилегания к фигуре материала в различных ее точках (что тоже характеризует моду) - уровень прибавок на свободу облегания (прибавки на силуэт);
3) структура как геометрическая внутренняя характеристика формы (пропорции, геометрия, симметрия) и связь между частями - структурный уровень;
4) пластическая форма самой фигуры - уровень пластики фигуры.
Исследование формы костюма по этим уровням вызывает необходимость глубокого анализа их взаимосвязи [11].
Часто для облегчения общения художников в процессе творчества мы прибегаем к геометрии, придавая геометрический вид формам из ткани. Форму часто сравнивают с геометрическими фигурами или их сочетанием, предметами, буквами или цифрами. Используемые при этом символические знаковые обозначения формы (прямоугольник, трапеция, овал, «ножницы», «бочонок» и т. п.) не содержат подробной и достаточной информации о конкретной форме, но, тем не менее, они акцентируют в ней главное и понятны специалистам в области моды. Приведение силуэта костюма или части силуэта к той или иной геометрической фигуре как к аналогу можно считать средством работы художника над композицией костюм [12, с. 23].
При анализе геометрического вида формы одежды конструктором используется метод сопоставления с формой тела человека. Например, при оценке верхних контурных линий формы учитывается ширина и наклон плечевых срезов относительно естественного скоса плеч, конфигурация линий перехода от плеча к рукаву, форма головки и нижней части рукава. О боковой образующей поверхности формы судят по характеру ее кривизны, обращая внимание на степень изгиба и размер прилегания на разных уровнях. В конструкторской практике для характеристики формы традиционно используется понятие «силуэт», которое дает представление только о плоскостной проекции формы и не достаточно для построения чертежа детали изделия, так как не содержит количественных значений о размерах формы [13].
В швейной промышленности модель (замысел художника) несуществующего изделия обычно задается графическим рисунком (эскизом), но он раскрывает лишь общую художественную идею модели, а не реальную пространственную форму. Реже форму описывают вербально (набором слов) или задают скульптурным изображением макета, выполненного в материале методом наколки. Последний вариант дает наиболее точное представление о форме, но способ достаточно сложный, трудоемкий и материалоемкий [14, с. 39].
Форма костюма становится целесообразной и выразительной при эстетически грамотном её решении, а именно - выразительности силуэта, точности пропорциональных отношений частей костюма, ясности ритмического строя деталей, соответствии цветового строя его назначению и т. д., то есть - при соблюдении основных признаков композиции [15, с. 272].
Формообразование играет большую роль в процессе проектирования костюма, потому что этот процесс включает в себя интуитивный композиционный поиск и логическое формообразование. Формообразование опирается на общие закономерности целостного строения
формы, на принципы гармонии связей элементов формы и предусматривает последующую проверку и корректировку структуры и формы для достижения оптимального варианта. В художественном проектировании процесс формообразования сложен: он предопределяет и объемно-пространственную структуру, и конструкцию формы. Процесс формообразования требует от художника не только интуиции и одаренности, но и способности к логическому мышлению.
Что же такое формообразование в костюме? Прежде всего «сложение» формы в пространстве и во времени. Существует утверждение, что суть формообразования состоит в процессе саморазвития объекта, превращающего материал в предметную форму [3, с. 79].
Формообразование связано с последовательным изменением и накоплением качественных и количественных признаков формы во времени и пространстве. В то же время процесс формообразования не является абстрактным понятием, так как на него влияют уровень производства, социальный заказ, географические условия и климат.
Формообразование как процесс представляет собой постоянную перестановку элементов и изменение их свойств.
Реальность решения костюма в материале - это формы и линии, пропорционально соотнесенные между собой и в целом. Поверхность одежды расчленяется конструктивными линиями на отдельные детали. Эти составные детали одежды остаются более или менее постоянными, т. к. в наибольшей степени соответствуют строению тела человека и изменениям его размеров и формы при движении.
В связи с этим обязательным качеством каждого конструктора является умение выделить характерные черты модели: форму, рельеф и пластику ее поверхности, наличие членений, декоративных и функциональных элементов и наметить способы и средства их реализации в зависимости от вида и свойств материалов.
Формообразование кроеной одежды - это процесс создания объемных форм, основанный на способности материалов под действием деформации изгиба, растяжения и смятия создавать пространственную форму.
Способ формообразования деталей зависит от конфигурации поверхности соответствующего участка (вогнутости или выпуклости), свойств материалов, направления моды и т. д. (рисунок 1).
Конструктивный метод (механический) обеспечивает получение объемной формы деталей за счет их полного или частичного членения материала на части конструктивными, конструктивно-декоративными линиями и вытачками [16].
Форма одежды имеет сложную поверхность. Ее развертывание на плоскости невозможно без конструктивных линий членения (без расчленения на детали). Для создания сложных форм используют также технологические приемы. Количество членений, влияющее на восприятие формы, определяется не только моделью, но и характеристиками используемых материалов. Конструктивными элементами формообразования одежды являются: швы, вытачки, сборка, мягкие или фиксированные складки. К технологическим элементам формообразования относятся следующие операции влажно-тепловой обработки изделия: сутюживание, оттягивание, формование за счет изменения углов между нитями основы и утка и их комбинирование [17, с. 22].
Преимущество следует отдать конструктивному способу формообразования, так как он позволяет получить поверхности любой сложности из любых материалов с высокой точностью воспроизведения. Для этого метода характерно устойчивое закрепление практически любой формы и ее формоустойчивость в процессе эксплуатации. Для реализации его не требуется сложного специального оборудования.
М.Р. Вилкова, С.В. Степанидина естественнонаучное
СОПОСТАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ФОРМООБРАЗОВАНИЕ... направление
Комбинированный
Рисунок 1 - Методы и средства формообразования
Характер членения одежды на составные части определяется:
- сложностью поверхностей одежды и тела человека (поверхность относится к классу не развертываемых, поэтому членение ее неизбежно);
- традициями конструирования;
- особенностями конкретной модели;
- требованиями художественной выразительности. Одежда с помощью удачно выбранных линий членения может подчеркнуть достоинства фигуры человека или скрывать ее недостатки, корректировать пропорции частей формы (здесь задачи стилиста и конструктора совпадают);
- трудностями технологической обработки материала;
- шириной и другими свойствами материала.
Кроме перечисленных факторов должны быть учтены, жесткость, драпируемость, осыпаемость и другие свойства конкретного материала, определяющие его способность к формообразованию.
Завершающим этапом поиска композиционного решения при проектировании одежды является разработка конструкции основных деталей одежды. Эстетика ее внешнего вида во много зависит от четкости, пластичности и целесообразности линий силуэта, членения деталей и конструктивных линий. Членение деталей создает определенные пропорции силуэта одежды, является одним из наиболее существенных элементов, подчеркивающих ее форму. При этом линии деталей, как правило, должны соответствовать антропоморфным особенностям фигуры, подчеркивать форму тела и выполнять определенную функциональную нагрузку. Без решения этих вопросов трудно говорить о красивой одежде.
Гармоничное единство формы и функции отражает органическую взаимосвязь между комплексами требований, предъявляемых к конструкции одежды и ее материалам. Если проанализировать качество различных видов одежды, которую относят к лучшим отечественным или мировым образцам, то можно убедиться, что форма этих изделий органически связана с их назначением. Для того чтобы судить о подлинной красоте одежды, необходимо, прежде всего, выяснить, как ее форма отвечает назначению, насколько она органично связана с конструкцией, как использован материал, а также какими технологическими средствами достигнута эта форма. При проектировании конструкции от эскиза модели до изготовления и оценки образцов каждое решение должно отвечать требованиям взаимосвязи формы с функцией и их соответствия [18, с. 100].
Различают внутренние и внешние формы и размеры одежды. Именно внутренняя форма является элементом ее функции и во многом определяет качество построенной конструктором развертки одежды, соответствие ее форме и размеру поверхности фигуры человека. Перед
конструктором стоит задача соотнести внутреннюю форму изделия и фигуру потребителя. Внутренняя форма и размеры одежды не являются точной копией фигуры: на опорных участках одежда плотно прилегает к телу, на других располагается свободно, а может деформировать отдельные участки, придавая фигуре стройность. Следовательно, конструктор должен понимать не только внешнее проявление формы, но и ее внутреннюю сущность. Внешняя форма одежды, проектируемая художником, как основной компонент композиции определяется, прежде всего, ее внутренней формой, силуэтными и конструктивными линиями, пропорциями. Для художника-модельера главным является создание модной формы и пластической композиции одежды, которые зависят от внешнего вида материала, его «одевающей» способности, формоустойчивости и функциональных требований.
Промышленная коллекция создается оптимальными стилистическими и техническими средствами, чтобы окупились затраты на ее разработку. Поэтому коллекция строится на ограниченном числе конструктивных форм. Для маленьких производств это может быть одна или две формы, а для больших около пяти. В мировой практике разработке новой формы уделяется очень большое внимание. Вначале отрабатывается макет новой формы, далее по нему делается модель из ткани. Процесс этот трудоемкий и требует высокого мастерства модельера конструктора и портного.
Модельер-конструктор всегда работает в паре с художником-модельером (стилистом) - творцом (креато-ром) коллекции. Если художник модельер задумывает идею коллекции, прорабатывает ее в эскизах, то модельер конструктор анализирует эскиз, создает чертеж, либо делает макет и уже на этой основе выполняет шаблоны деталей, кроит, делает примерку модели в непосредственном контакте с художником и отвечает за выход опытного образца [19, с. 20].
Вопросы формообразования в равной степени волнуют и дизайнера и конструктора. Но дизайнер озадачен поиском модной внешней формы костюма, а конструктор - поиском способов ее воплощения в готовое изделие.
Таким образом, дизайнер или художник-модельер, занимается эстетической организацией мира вещей, окружающих людей и созданных их руками; он проектирует художественный облик нашей одежды. Модельер-конструктор решает задачу практического характера: как можно выполнить в материале сочиненную дизайнером форму. Другими словами, дизайнер «сочиняет» некую форму одежды, а конструктор «расшифровывает» ее конструкцию. Названные специалисты имеют разные задачи и выполняют разные стадии одного процесса - создания новой модели одежды.
Художественное и инженерное проектирование должны находиться в гармоничном согласии. В процессе такого сотрудничества происходит накопление опыта, типизация покроев, закрепление отдельных элементов конструкции и видоизменения одежды в соответствии с изменяющимися условиями жизни: материально-технической базы и общей культуры.
XXI век меняет качество жизни с космической скоростью и вводит в моду новые стандарты одежды. Благодаря научно-техническому прогрессу, существенно изменилась среда нашего обитания, соответственно, и одежда должна меняться и быть не только модной и красивой, но и функциональной.
При проектировании швейных изделий должны быть максимально использованы последние достижения науки, техники, прикладного искусства, что и определит перспективы формообразования одежды [20, с. 17].
Текстильная промышленность предлагает новые материалы для одежды, обладающие неизученными пластическими свойствами, а модельер должен предвидеть поведение материала в проектируемом костюме, раскрыть его способность к формообразованию. Волокнистый состав, способ выработки и отделки, использова-Карельский научный журнал. 2015. № 2(11)
С использованием формовочных свойств материалов (фпзико-механический)
С использованием пластических свойств волокон (физико-химический)
М.Р. Вилкова, С.В. Степанидина СОПОСТАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ФОРМООБРАЗОВАНИЕ...
ние инновационных технологий производства материалов для одежды оказывают влияние на характер формы костюма.
Дизайнеру и конструктору необходимо выбирать, искать и находить новые оптимальные конструктивные и композиционные решения для создания формы изделия, имеющего высокие эстетические и утилитарные свойства, отвечающие потребностям и вкусам различных этносоциальных групп потребителей и, одновременно, высокую рентабельность для изготовления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Козлова Т. В. Основы теории проектирования костюма : учебник для вузов М. : Легпромбытиздат. 1988. 352с.
2. Бердник Т. О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. (Сер. «Учебники 21 века»). Ростов н/Д : Феникс. 2001. 320с.
3. Куренова С. В., Савельева С. Ю. Конструирование одежды. Учебное пособие/ Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д : Феникс. 2003. 480 с.
4. Дмитриева Н. А. Загадки мира моды: Очерки о культуре моды. Д. : Сталкер. 1998. 464 с. (Серия «Загадки мира»).
5. Гусейнов Г. М., Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю. Композиция костюма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М. : Издательский центр «Академия». 2003. 432с.
6. Малинская А. Н., Смирнова М. Р. Разработка коллекции моделей: теория и практика: учебное пособие. Иваново : ИГТА. 2008. 276 с.
7. Кочедыкова М. Нарядное платье от Dior. Выполняем макет оригинального платья методом наколки // Ателье. М. : ЗАО «ЭДИПРЕСС - КОНЛИГА». 2013. № 2.
8. Кочедыкова М. Роскошное вечернее платье Dior. Часть 1. Выполнение лифа методом наколки // Ателье. М. : ЗАО «ЭДИПРЕСС - КОНЛИГА». 2013. № 12.
9. Кочедыкова М. Изысканный жакет от Dior. Жакеты haute couture методом наколки // Ателье. М. : ЗАО «ЭДИПРЕСС - КОНЛИГА». 2013. № 6.
10. Кочедыкова М. Жакет с бантом Giambattista Valli. Мастер-класс по моделированию методом наколки // Ателье. М. : ЗАО «ЭДИПРЕСС - КОНЛИГА». 2012. № 12.
11. Кузьмичев В. Е., Ахмедулова Н. И., Юдина Л. П. Художественно-конструктивный анализ и проектирование системы «фигура - одежда»: учебное пособие. Иваново: ИГТА. 2010. 300 с.
12. Горина Г. С. Моделирование формы одежды. М. : Легкая и пищевая промышленность. 1981. 184 с.
13. Смирнова Н. И., Конопальцева Н. М. Проектирование конструкций швейных изделий для индивидуального потребителя: Учебное пособие. М. : ФОРУМ: ИНФРА-М. 2005. 432с.
14. Шершнёва Л. П., Ларькина Л. В. Конструирование одежды: Теория и практика: Учебное пособие. М. : ФОРУМ: ИНФРА-М. 2006. 288 с.
15. Каракова Т. В., Сабило Н. И. Принципы структурного формообразования в дизайне костюма // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, 4, 2009.
16. Булатова Е. Б., Евсеева М. Н. Конструктивное моделирование одежды : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2004. 272с.
17. Мартынова А. И., Андреева Е. Г. Конструктивное моделирование одежды Учеб. пособие для вузов. М. : МГАЛП. 2002. 216с.
18. Стебельский М. В. Макетно-модельный метод проектирования одежды. М. : Легкая индустрия, 1979. 160с.
19. Матузова Е. М., Соколова Р. И., Гончарук Н. С. Мода и крой. Ч.1- М. : Институт индустрии моды. 1999. 192с.
20. Тухбаттулина Л. М., Сафина Л. А., Хамматова В. В. Проектирование костюма. Ростов н/Д : Феникс. 2007. 283 с.
COMPARISON OF SEPARATE POINTS OF VIEW TO MORPHOGENESIS OF CLOTHES DESIGN
© 2015
M.R. Vilkova, assistant professor of the chair «Designing and Technology of Sewing Products» S.V. Stepanidina, assistant professor of the chair «Designing and Technology of Sewing Products»
Fool Technologies and Design Institute, Nizhny Novgorod (Russia)
Abstract. Using of the latest science and technological achievements should be maximized in designing of sewing products. It will determine future clothes morphogenesis. Results of theoretical researches in the field of clothes design don't exhaust all the complexity and versatility of content of "form of costume" term. Question of morphogenesis is one of the fundamental for designers and fashion designers in their business but nevertheless they have separate points of view to the meaning of the "form of costume" term. What defines and distinguishes the points of view of the "engineer" (designer) and "artist" (fashion designer)? This is the main question on which the authors have tried to answer in this scientific article.
The article defines the "form of costume" term from different points of view, reviews the importance morphogenesis as a basic principle in the design activity. Authors also investigate basic methods of morphogenesis of "cut out" clothes. It is known that a change in fashion - there are changes in the shape of the costume. Shaping plays an important role in the process of designing a costume, because this process includes an intuitive search and compositional logic shaping. Shaping is based on the general laws of the integral structure of the form, on the principles of harmony relations of form elements, and provides follow-up inspection and adjustment of the structure and shape to achieve the optimal option. In the artistic design process of complex formation: it predetermines the volume-spatial structure and shape design. Forming process requires not only the artist's intuition and talent, but also the ability to think logically. The authors examine in detail the value of the shaping process in designing the costume, compared opportunities for constructive ways and methods of creating crappy form. The article not only defines the shape of the costume from different points of view, but also highlights the main methods and tools for shaping cut clothing. Emphasis on the unity of form and function in the complex requirements for the design of clothing and materials for its production. In conclusion, the conclusion about the role of shaping the process of designing costumes and ways of further research in this area.
Keywords: cut out clothes, elements of construction, methods of morphogenesis, volume-spatial structure, material properties, model collection, form of costume, morphogenesis, shape stability.