Научная статья на тему 'Структурные компоненты творческого потенциала инженера-конструктора'

Структурные компоненты творческого потенциала инженера-конструктора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ УМЕНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ЗНАНИЯ НА ОСНОВЕ ОПЫТА / УСТАНОВКА НА ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липилина Елена Юрьевна

В статье рассматривается сущность категории «творческий потенциал инженера-конструктора швейных изделий», определяются его структурные компоненты и наиболее значимые механизмы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липилина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурные компоненты творческого потенциала инженера-конструктора»

УДК 378.036.5:658.512 ББК 74.580.22 Б 69

Е.Ю. Липилина СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНЖЕНЕРА-КОНСТРУКТОРА

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье рассматривается сущность категории «творческий потенциал инженера-конструктора швейных изделий», определяются его структурные компоненты и наиболее значимые механизмы развития.

Ключевые слова: творческий потенциал, проектно-конструкторские умения,

проектирование швейных изделий, конструирование швейных изделий, моделирование швейных изделий, профессиональное восприятие, профессиональное творческое воображение, знания на основе опыта, установка на творчество.

E.Yu. Lipilina STRUCTURAL COMPONENTS OF CREATIVE POTENTIAL OF THE ENGINEER-DESIGNER

Abstract. The paper examines the essence of a category “creative potential of the engineerdesigner of garments”. Its structural components and the most significant mechanisms of development are defined.

Keywords: creative potential, design abilities, designing of garments, construction of garments, modelling of garments, professional perception, professional creative imagination, an empirical knowledge, installation on creativity.

Множественность составляющих творческого потенциала будущего инженера-конструктора швейных изделий предполагает свести это множество к малопараметрической модели. По-видимому, определение творческого потенциала личности содержится в самом названии: 1) потенциал личности и 2) творческость. При этом потенциал мы понимаем как ресурсы личности (интеллектуальные, психические), способности, проявляющиеся в конкретной ситуации, а творческость — как отношение, установка личности, выражающиеся в видении проблемы в новом свете, свобода от стереотипов, открытость и устремленность к нетривиальным решениям.

В Ставропольском технологическом институте сервиса осуществляется подготовка специалистов в сфере технологии и конструирования изделий легкой промышленности (Квалификация выпускника - инженер) по специальности 280900 «Конструирование швейных изделий» (260902 по ОКСО), с учетом специализации 280905 «Конструирование изделий по индивидуальным заказам».

Практическая деятельность инженера-конструктора, особенно работающего с индивидуальными заказами, связана с проектированием костюма в самом широком смысле этого слова. По мнению таких профессионалов в сфере дизайна одежды, как В.М. Зайцев, Л.М. Литвина, Т.А. Горина и др., проектирование костюма - один из самых интересных видов творчества [1, 2, 3], которым должен владеть инженер-конструктор швейных изделий. Именно творческая деятельность детерминирует профессиональную

компетентность специалиста и является обязательной составляющей его профессионального потенциала.

Творческий потенциал не есть нечто цельное и единое, а состоит из многих слагаемых, развитие которых и обеспечивает профессиональное становление специалиста, создает базу для его непрерывного профессионального роста и совершенствования.

Представляет интерес перечень профессионально-личностных качеств инженеров-конструкторов, приведенный в «Справочнике профессий», изданном в США, к наиболее значимым из которых следует отнести:

- общий уровень интеллекта - умение понимать указания, способность воспринимать абстрактные принципы, умение рассуждать и оценивать;

- владение словом - способность понимать значения слов и эффективно пользоваться ими: понимать речь собеседника, выражать ясно свои мысли;

- владение числом - способность быстро и точно производить арифметические действия;

- пространственная ориентация - способность воспринимать положение тел в пространстве, ориентироваться в пространстве;

- восприятие формы - способность воспринимать положение существенных деталей в объекте, мысленно замечать разницу в форме фигур, ширине и длине линий;

- моторная координация;

- различение цветов - способность различать цвета или их оттенки [Цит. По 4].

Вышеперечисленные профессионально-личностные качества, развитые проектноконструкторские умения в синтезе с творческим профессиональным воображением, дополненные знаниями на основе опыта, составляют творческий потенциал инженера-конструктора, способного высокопрофессионально решать задачи в сфере проектирования костюма.

Проектно-конструкторские умения, формируемые у будущего инженера в процессе обучения, являются базовыми для успешного осуществления проектирования, моделирования, конструирования костюма.

Понятие «проектирование швейных изделий» включает в себя «конструирование швейных изделий», которое осуществляют специалисты технического профиля, и «моделирование швейных изделий», в котором принимают участие художники-модельеры (создание дизайн-проекта).

Моделирование одежды — создание образца (модели), по которому в дальнейшем изготавливаются изделия на швейных предприятиях; искусство создания костюма по законам композиции [5].

В узкопрофессиональном смысле специалистами сферы создания костюма применяется понятие «техническое моделирование», которое включает в себя совокупность методов и приемов, позволяющих вносить любые модельные особенности в базовую конструкцию изделия, разрабатывая модели высокой сложности.

Конструирование одежды - графическое создание плоскостных чертежей деталей кроя, конфигурация которых обеспечит проектируемую пространственную форму изделия.

Воспринимать, мысленно преобразовывать и создавать пространственные образы объектов человеку позволяет творческое воображение.

Важнейшее значение профессионального воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека на процесс деятельности [6].

Профессиональное творческое воображение инженера- конструктора позволяет воспринимать и анализировать форму тела, пропорции и особенности телосложения заказчика, мысленно преобразовывать ее с помощью средств формообразования костюма так, чтобы нивелировать недостатки и выявлять достоинства фигуры, представлять пространственный образ модели в графическом виде (эскиза, чертежа конструкции). Таким образом, адекватное реальности профессиональное восприятие является

базовым компонентом профессионального творческого воображения, представляя «возможность трансформации образа с целью приведения его к виду, пригодному для принятия решения» [6, С. 53].

Решение профессиональных задач инженером-конструктором на высоком творческом уровне невозможно, если эти решения не основаны на глубоких профессиональных знаниях. При выборе и построении конкретной конструкции необходимо учитывать не только особенности телосложения конкретного заказчика, но и направление моды, законы зрительного восприятия, свойства основных, подкладочных и прокладочных материалов, возможности имеющегося оборудования, технологию поузловой обработки и др. Без этих знаний на основе опыта творческая деятельность инженера-конструктора не может быть профессиональной.

На рисунке 1 представлена схема структурных компонентов творческого потенциала будущего инженера-конструктора.

Рис. 1. Структурные компоненты творческого потенциала будущего инженера-

конструктора

Наиболее действенными механизмами развития творческого потенциала инженера - конструктора швейного производства, с нашей точки зрения, являются установка на творчество и мотивация.

Установка - это готовность к определенной форме реагирования, побуждающей личность действовать именно так, а не иначе. Установка на творчество включает в себя систему эмоциональных состояний: настроение (расположенность к предстоящей

деятельности); предвосхищение удовлетворенности от предстоящей деятельности; эмоциональное «видение» предстоящей деятельности, ее основных контуров; вдохновение, возникающее из эмоционального увлечения материалом и предстоящей деятельностью [7]. Положительная установка на профессию будущего конструктора швейных изделий обеспечивает предрасположенность личности к профессиональной активности, создает условия для ценностных ориентаций будущего специалиста, способствует более успешному профессиональному обучению, т.к. данная характеристика личности предполагает потребность в профессиональной деятельности, стремление овладеть профессией. Именно поэтому одной из важных задач современного профессионального образования является развитие положительной установки на профессиональное творчество.

Мотивация составляет основу творческой деятельности профессионала.

Мотивационный компонент инженера-конструктора швейных изделий акцентирован на саморазвитие, самовоспитание, самовыражение; преодоление недостатков как собственной профессиональной деятельности, так и производственного процесса в целом; овладение новыми знаниями и умениями; их творчески-активное применение: преобразование системы способов, приемов конструирования и моделирования; преодоление

стандартности и шаблонности решения производственных задач.

Устойчивая положительная мотивация творческой деятельности, мотивация достижения успеха, в том числе в профессии, является еще одним значимым механизмом развития творческого потенциала будущего инженера-конструктора швейных изделий.

Таким образом, потенциал личности — комплекс интеллектуально-творческих и мотивационных характеристик личности, комплекс способностей, определяющих

возможность выдающихся достижений [S]. Развитие - это характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и

сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая, прежде всего, процессы изменений, развитие предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов [9]. Определив компоненты, составляющие структуру творческого потенциала будущего инженера-конструктора швейных изделий, развивая их, можно и нужно решить задачу развития этой системной структуры в целом.

Примечания:

1. Зайцев В.М. Такая изменчивая мода. М., 19S0.

2. Литвина Л.М., Леонидова И.С., Турчановская Л.Ф. Моделирование и художественное проектирование женской и детской одежды. М., 1974.

3. Горина Т.А. Моделирование форм одежды. М., 19S1.

4. Лернер П.С. Подготовка кадров для перспективного производства (инженернопедагогические аспекты). М.: Высш. шк., 19S9.

5. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: учеб. для высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.

6. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. М.: Политиздат, 19б3.

7. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Можно ли научить творчеству? // Народное образование. 19S9. № 11. С. б2-бб.

S. Савенков А.И. Потенциал личности // Новые ценности образования = New Educational Values. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус = Anthropological, Activities and It urological Approaches. 2005. Вып. 5 (24). С. 107-110.

9. Смирнова С.В. Развитие готовности студентов к продуктивной социальнопедагогической деятельности на основе акмеологического подхода: дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.

References:

1. Zaitsev V.M. Such a changeable fashion. М., 19S0.

2. Litvina L.M., Leonidova I.S., Turchanovskaya L.F. Modelling and art designing female and children's clothes. М., 1974.

3. Gorina T.A. Modelling of clothes forms. M., 19S1.

4. Lerner P.S. A professional training for promising manufacture (engineering-pedagogical aspects). М.: Higher school, 19S9.

5. Petushkova G. I. Suit designing: textbook for higher institutions. М.: Academy, 2004.

6. The philosophical dictionary / Ed. M.M.Rosental, P.F.Yudin. М.: Politizdat, 19б3.

7. Kan-Kalik V.A., Nikandrov N. Can one learn creativity?//National education. 19S9. No. 11. P.

б2-бб.

S. Savenkov A.I. Potential of the person//New Educational Values. Anthropological, activities and cultural approaches. 2005. Iss. 5 (24). P. 107-110.

9. Smirnova S.V. Development of readiness of students for productive social-pedagogical activity on the basis of the acmeological approach: Thesis for Candidate of Psychology degree. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.