Научная статья на тему 'Специфика профессиональной деятельности инженера-конструктора швейных изделий'

Специфика профессиональной деятельности инженера-конструктора швейных изделий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова О. Е.

В статье рассмотрены взгляды различных исследователей на профессиональную деятельность инженера-конструктора, приведены результаты анализа профессиональной деятельности конструктора швейных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика профессиональной деятельности инженера-конструктора швейных изделий»

Список литературы:

1. Жуков Ю.В. Итоги работы легкой промышленности в 2006 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.legprominfo.ru/2_statji/05_shvey/ 2006.1.html, свободный.

2. Жуков Ю.В. Итоги работы легкой промышленности в I полугодии

2007 г. - 2007. - № 6.

3. Жуков Ю.В. Итоги работы легкой промышленности в I полугодии

2008 г. - 2008. - № 6.

4. Жуков Ю.В. Итоги работы легкой промышленности в I полугодии

2009 г. - 2009. - № 6.

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА-КОНСТРУКТОРА ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

© Гаврилова O.E.*

Казанский государственный технологический университет, г. Казань

В статье рассмотрены взгляды различных исследователей на профессиональную деятельность инженера-конструктора, приведены резунь-таты анализа профессиональной деятельности конструктора швейных изделий.

Проводимые в России реформы высшего профессионального образования направлены на обновление содержания образования, разработку эффективных форм и методов обучения студентов технических вузов, отвечающих современным требованиям подготовки инженеров. Специалист с высшим образованием должен эффективно использовать знания, умения, навыки и способности в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Для достижения высокого качества продукта деятельности специалиста легкой промышленности необходимо, чтобы этот специалист был готов не только к осуществлению своей ведущей профессиональной деятельности, но и знал процесс производства элементов предметной среды с позиций всех участников производственного процесса. Достижение целостности проектировочного процесса, как со стороны внутренней логики, так и по отношению к окружающему предметному миру, требует от конструктора высоких интеллектуальных способностей, умения анализировать научные данные и факты, технические характеристики, экономическую конъюнктуру и в то же время обладания творческим воображением, эстетическим чувством, интуицией, характерных для художника.

* Старший преподаватель кафедры Конструирования одежды и обуви.

Исследователи [1, 2, 6] профессиональной деятельности инженера-конструктора рассматривают проектировочную деятельность конструктора как неотъемлемую часть дизайн-деятельности. Наиболее полное научное освещение деятельности человека в сфере дизайна было дано в работах М.С. Кагана, которые позволили выявить факторы, определяющие процесс формирования продуктов дизайна, закономерности дизайнерской деятельности. Деятельность - способ существования человека, выражение его сущности. Любая деятельность вызвана потребностями и прямо или косвенно предполагает потребление продуктов производства. Она либо непосредственно рассчитана на создание объектов потребления, либо познает объекты, имея ввиду то или иное их использование, либо оценивает объекты с позиций их соответствия или несоответствия потребностям субъекта. Поэтому субъект деятельности выступает и как субъект производства, и как субъект потребления. Функции субъекта производства состоят в познании потребностей и в созидании продукта, а функция субъекта потребления - в овладении продуктом, т.е. в его потреблении, и в предъявлении требований к производству. В литературе дизайну приписывают много функций, но бесспорным можно считать, что дизайн является одной из форм деятельности по созданию элементов предметной среды, которые и выступают в качестве продуктов этой деятельности. Положение о том, что художник-конструктор участвует в создании новых вещей, новых потребительских стоимостей, сегодня может быть с уверенностью принято в качестве методологической основы дизайна. Все области дизайнерской деятельности по характеру целей могут быть разделены на три группы: чисто технические формы деятельности, преследующие осуществление продуктом только утилитарных функций; изобразительные и орнаментально-декоративные виды творчества, преследующие осуществление продуктом только художественных функций; прикладные искусства, архитектура, дизайн предметов быта и одежды, преследующие осуществление продуктом одновременно материальных и духовных, утилитарных и художественных функций [1].

Однако, автор [1], в отличие от многих исследователей, обращает внимание на то, что невозможно свести духовную функцию элемента предметной среды к эстетической функции (приданию вещам красоты, изящества и т.д.), художественная выразительность проявляется как воплощение духа времени и социальной среды, эмоционального состояния потребителя. Также автор обращает внимание на расширение коммуникативной активности художника-конструктора по сравнению с художественным ремеслом. Необходимость создания объектов, сочетающих утилитарно-технические и художественно-эстетические качества, а также промышленный способ их изготовления обязывают специалиста вступать в производственное общение со всеми участниками творческого процесса: художником, конструктором, технологом, экономистом, мастерами, рабочими, т.е. со всеми членами производственного коллектива [1].

Под дизайном одежды можно понимать такую деятельность, которая реализует способы связи утилитарно-технических, социально-утилитарных, эстетических и художественных качеств одежды на базе современного промышленного производства. Рассматриваемая специфика профессиональной деятельности конструктора позволяет утверждать, что решаемые им задачи составляют неотъемлемую, основную часть дизайн-деятельности, а создаваемый им совместно с другими специалистами конечный продукт является дизайн-проектом и дизайн-продуктом [2].

Профессиональная деятельность конструктора предусматривает уча -стие в решении следующих профессиональных задач: составлении планов размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, расчете производственных мощностей и загрузки оборудования; участие в разработке технически обоснованных норм выработки, норм обслуживания оборудования; расчете нормативов материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, энергии); расчете экономической эффективности проектируемых изделий и технологических процессов; осуществлении контроля за соблюдением технологической дисциплины в цехах и правильной эксплуатацией технологического оборудования; в разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда; анализе причин брака и выпуска продукции низкого качества и пониженных сортов, участие в разработке мероприятий по их предупреждению, а также в рассмотрении поступающих рекламаций на выпускаемую предприятием продукцию; в разработке методов технического контроля и испытания продукции; участие в составлении патентных и лицензионных паспортов заявок на изобретения и промышленные образцы; в рассмотрении рационализаторских предложений по совершенствованию технологии производства; участие в проведении научных исследований или выполнении технических разработок; осуществлении сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме (заданию); проектировании средств испытания и контроля, оснастки, лабораторных макетов, контроле их изготовления; участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий; подготовке исходных данных для составления планов, смет, заявок на материалы, оборудование; разработке проектной и рабочей технической документации, оформлении законченных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ; участие во внедрении разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий, объектов; изучении специальной литературы и другой научно-технической информации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники в области техники и технологии легкой про-

мышленности; в подготовке информационных обзоров, а также рецензий, отзывов и заключений на техническую документацию, в консультациях по вопросам проектирования конкурентоспособной продукции, разработки и реализации прогрессивных технологических процессов [3].

В настоящее время в процессе подготовки конструкторов швейных изделий большое внимание уделяется непосредственно проекгно-консгруктор-скому направлению подготовки специалиста, что значительно снижает качество выполняемых работ в области профессионального конструирования.

В общем случае под профессиональным конструированием понимается процесс создания и совершенствования технических объектов с выполнением их проектов и расчетов. Этот процесс состоит из нескольких этапов. Начинается он с составления технического задания и ознакомления с аналогичными конструктивными решениями. Далее следует выбор принципиальной схемы конструкции. Он осуществляется путем параллельной разработки нескольких вариантов, подвергаемых тщательной сравнительной оценке со стороны конструктивной целесообразности, совершенства кинематической, силовой и других схем, стоимости изготовления, энергоемкости, расходов на рабочую силу, надежности действия, габаритов, материалоемкости, веса, технологичности, удобства обслуживания и использования. Следующими этапами конструирования являются разработка технического, эскизного и технического проектов. По рабочему проекту изготовляется опытный образец изделия, проводятся испытания, корректируется техническая документация [4].

Автор [4] выделяет пять видов конструкторско-технологических задач: анализ конструкций, выяснение принципа действия и устройства технического объекта, выбор принципиальной схемы конструкции, определение размеров конструкции, выбор формы и материала деталей, выбор способа соединения деталей [4].

Применительно к дизайну одежды, традиционный алгоритм решения проектно-конструкторской задачи, обоснованный в работах Е.Б. Кобляко-вой, предусматривает выполнение следующих этапов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, разработка рабочей документации. Исследователи в области проектирования одежды указывают на особую актуальность в современных условиях таких видов теоретических и практических работ, как предпроектный анализ, формирование формального образа, анализ проектной ситуации, поиск принципиальных решений, анализ первой реакции потребителей, оценка опытного образца на достижение поставленной задачи. Козлова Т.В. в своих исследованиях в состав предпроектного анализа включает социально-экономический, функциональный, функционально-стоимостный, технический анализ и анализ формы будущего изделия. Сфера деятельности конструктора предусматривает осознанную ориентацию и учет серийного способа производства одежды,

«типовой» продукт которого обладает не только эстетическими, но и производственными качествами: экономическими, технологическими, конструктивными. Унификация, типизация, агрегатирование, стандартизация и другие способы комплексного формообразования становятся своеобразными разновидностями проектно-графической деятельности конструктора, одновременно являясь экономическими критериями оценки целесообразности производства проектируемых моделей. В этих условиях меняются требования к инженерному профессионализму: если прежде необходимо было уметь разработать, спроектировать и осуществить надзор за реализацией проекта самому, то теперь важно найти информацию для решения инженерной задачи [2], уметь организовать эффективную работу трудового коллектива.

Характеристика профессиональной деятельности инженера обусловлена наличием четырех преобладающих видов деятельности: производственно-технологической, проектно-конструкторской, научно-исследовательской и организационно-управленческой. Ключевые квалификации по видам деятельности включают в себя умения и профессионально важные качества личности [5]. На основе характеристики профессиональной деятельности инженера [5] и характеристики профессиональной деятельности специалиста легкой промышленности, разработанной на основе ГОС ВПО (второго поколения) направления подготовки дипломированного специалиста «Технология и конструирование изделий легкой промышленности» [6], нами определено содержание профессиональных компетенций инженера-конструктора швейных изделий, в каждой из которых выделены инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть включает в себя знания, умения, навыки (ЗУН) и профессионально важные качества (ПВК) личности специалиста швейной промышленности, а вариативная - ЗУН и ПВК конструктора швейных изделий.

Несомненна справедливость положения о том, что проектная деятельность инженера-конструктора швейных изделий является ведущей, которая подчеркивается всеми исследователями [1, 2, 6], и которой мы также придерживаемся. Однако, профессиональная деятельность данных специалистов не может быть рассмотрена в узких рамках проектной составляющей его деятельности и сведена к этой составляющей. В составе профессиональной компетентности специалиста все компетенции должны достигнуть необходимого и достаточного уровня. Результаты, проведенного нами, констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости эффективного использования и сочетания различных форм организации учебного процесса для успешного формирования оптимального уровня составляющих профессиональной компетентности студентов.

Список литературы:

1. Черемных А.И. Основы художественного конструирования женской одежды / А.И. Черемных. - М.: «Легкая индустрия», 1983.

2. Росновская Л.В. Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза: дисс. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург: НОУ ВПО ГУ, 2005.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления подготовки дипломированного специалиста 656100 Технология и конструирование изделий легкой промышленности. - введ. 2000-03-23. - М., 2000. - 49 с.

4. Санников Д.В. Развитие конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии средствами проектного обучения: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ульяновск: УГЛУ, 2006.

5. Валеева Н.Ш., Самойлова Н.И. Формирование профессиональной компетентности у будущих инженеров: зарубежный и отечественный опыт. - Казань: КГТУ, 2005.

6. Никитина Л.Л., Шагеева Ф.Т., Иванов В.Г. Технология формирования проектной компетенции специалистов легкой промышленности в условиях инженерного вуза: монография. - Казань: РИЦ «Школа», 2007.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ИНЖЕНЕРА-КОНСТРУКТОРА ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ В СТРУКТУРЕ ОРГНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

© Гаврилова O.E.*, Никитина Л.Л.*, Шагеева Ф.Т.*

Казанский государственный технологический университет, г. Казань

В статье рассмотрены составляющие организационно-управленческой компетенции инженера-конструктора, приведен анализ мотиваци-онной составляющей профессиональной направленности студента-будущего конструктора швейных изделий.

В качестве ведущего вида деятельности специалиста-конструктора швейных изделий исследователи выделяют проектную деятельность [1, 3, 8]. Большая часть общепрофессиональных и специальных дисциплин, занятия по которым проводятся преподавателями кафедр института технологии легкой промышленности, моды и дизайна и, следовательно, содержание которых могло бы отражать характер будущей профессиональной

* Старший преподаватель кафедры Конструирования одежды и обуви.

* Доцент кафедры Конструирования одежды и обуви, кандидат педагогических наук.

" Профессор кафедры Педагогики и методики высшего профессионального образования, доктор педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.