Научная статья на тему 'Профессионально важные качества личности инженера-конструктора швейных изделий в структуре оргнизационно-управленческой компетенции'

Профессионально важные качества личности инженера-конструктора швейных изделий в структуре оргнизационно-управленческой компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова О. Е., Никитина Л. Л., Шагеева Ф. Т.

В статье рассмотрены составляющие организационно-управленческой компетенции инженера-конструктора, приведен анализ мотивационной составляющей профессиональной направленности студентабудущего конструктора швейных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова О. Е., Никитина Л. Л., Шагеева Ф. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально важные качества личности инженера-конструктора швейных изделий в структуре оргнизационно-управленческой компетенции»

2. Росновская Л.В. Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза: дисс. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург: НОУ ВПО ГУ, 2005.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления подготовки дипломированного специалиста 656100 Технология и конструирование изделий легкой промышленности. - введ. 2000-03-23. - М., 2000. - 49 с.

4. Санников Д.В. Развитие конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии средствами проектного обучения: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ульяновск: УГЛУ, 2006.

5. Валеева Н.Ш., Самойлова Н.И. Формирование профессиональной компетентности у будущих инженеров: зарубежный и отечественный опыт.

- Казань: КГТУ, 2005.

6. Никитина Л.Л., Шагеева Ф.Т., Иванов В.Г. Технология формирования проектной компетенции специалистов легкой промышленности в условиях инженерного вуза: монография. - Казань: РИЦ «Школа», 2007.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ИНЖЕНЕРА-КОНСТРУКТОРА ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ В СТРУКТУРЕ ОРГНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

© Гаврилова О.Е.*, Никитина Л.Л.*, Шагеева Ф.Т.*

Казанский государственный технологический университет, г. Казань

В статье рассмотрены составляющие организационно-управленческой компетенции инженера-конструктора, приведен анализ мотивационной составляющей профессиональной направленности студента-будущего конструктора швейных изделий.

В качестве ведущего вида деятельности специалиста-конструктора швейных изделий исследователи выделяют проектную деятельность [1, 3, 8]. Большая часть общепрофессиональных и специальных дисциплин, занятия по которым проводятся преподавателями кафедр института технологии легкой промышленности, моды и дизайна и, следовательно, содержание которых могло бы отражать характер будущей профессиональной

* Старший преподаватель кафедры Конструирования одежды и обуви.

* Доцент кафедры Конструирования одежды и обуви, кандидат педагогических наук.

* Профессор кафедры Педагогики и методики высшего профессионального образования, доктор педагогических наук.

деятельности, направлены именно на решение художественных и конструкторских задач. В наибольшей степени данные дисциплины направлены на формирование проектной и отчасти производственно-технологической компетенций. В то же время для конструктора швейного производства не менее важно не только владение способами решения конструкторско-технологических задач, но и способность организовать и эффективно управлять процессом решения этих задач в условиях совместной работы в коллективе (конструктор, закройщик, технолог, портные, швеи, начальники цехов, операторы САПР, конфекционист, лекальщик и т.д.).

В процессе создания моделей одежды участвует коллектив, состоящий из художника, конструктора, технолога и др. От слаженности работы этого коллектива зависит качество продуктов деятельности. Роль инженера-конструктора постоянно меняется: то он активный творец, то координатор процесса изготовления одежды. При этом высокая степень взаимопонимания и скоординированности действия специалистов во многом обеспечивается наличием художественно-образного типа мышления и связанных с ним рефлексивных способностей, формирование которых происходит в процессе овладения навыками профессионального восприятия окружающей среды. Коммуникативный аспект деятельности конструктора связан с овладением специальными языками обмена информацией между специалистами, системой профессиональной деятельности и окружающей средой. Управление профессиональной группой можно рассматривать как одно из направлений деятельности конструктора. Конструктор, реализуя идею художника и ориентируя деятельность технолога, портных, закройщиков и др. (задает параметры технологической обработки, показатели материалоемкости, экономичности и т.п.), по сути дела выступает организатором и координатором как самого проектировочного процесса в целом, так и его участников. Успешность этой деятельности во многом определяет -ся организаторскими способностями, структура которых включает совокупность психологических свойств специалиста: от способности заряжать своей энергией других людей, понимать и верно реагировать на их психологию до общительности, настойчивости, работоспособности, активности и организованности как способности организовать самого себя и коллектив специалистов, включенных в совместную профессиональную деятельность [1].

Среди множества качеств личности, которые определяют успешность профессиональной деятельности конструктора швейных изделий в рамках организационно-управленческой компетенции, можно выделить несколько приоритетных.

Интеллектуальные качества представляют собой способность к не-стимулированному извне продолжению мышления, способность к овладению и пользованию различными типами мышления, которые включают в себя умение подвергать самостоятельному анализу события или явления,

способность делать самостоятельные выводы и обобщения, владение и свободное пользование словарным богатством языка. Интеллект - это форма организации индивидуального опыта умственной деятельности человека (ментального опыта), а интеллектуальные способности - это индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности [4].

Коммуникативные способности или коммуникабельность рассматриваются как способности личности к установлению деловых контактов, связей, отношений, способности к социальному взаимодействию с обществом. Коммуникационная готовность - это владение литературой и деловой письменной и устной речью; владение, как минимум, одним из иностранных языков, умение разрабатывать проектно-конструкторскую документацию и пользоваться ею, умение пользоваться компьютерной техникой и другими средствами связи и информации, включая телекоммуникационные сети; знание психологии и этики общения, владение навыками управления профессиональной группой или коллективом [1].

Творчество - один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решения творческой задачи). Для творчества необходимы объективные и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности). Результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, прогрессивностью.

Креативность или творческие способности - творческие возможности (способности) личности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, это способности порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. В узком значении - дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является разнонаправленность и вариативность поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации. В широком смысле - творческие интеллектуальные способности, в том числе привносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем, осознавать проблемы и противоречия, формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, отказываться от стереотипных способов мышления.

Работоспособность представляет собой потенциальную возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов личности [5].

По мнению И. А. Зимней общая культура представляет собой единое целое, включающее в себя внутреннюю культуру, определяемую личностными, деятельностными и интерактивными особенностями человека, вое-

питанными в семье и системе образования, и образованность, как освоенную совокупность знаний, характеризующуюся системностью, широтой, всесторонностью и глубиной [6]. Понятие «общая культура» характеризуется наличием признаков, функций, задач, параметров, определяющих готовность личности культурно развиваться независимо от особенностей специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно конкретной профессиональной деятельности [7]. Несмотря на то, что формирование общей культуры не зависит от конкретной профессиональной деятельности, общая культура является необходимым профессионально важным качеством (в структуре профессиональной компетентности) не для любой профессии.

Авторы [2] не вводят в структуру профессиональных компетенций мотивационную составляющую, однако рассматривает ее как часть профессиональной направленности, без которой невозможно становление профессиональной компетентности специалиста легкой промышленности. Причем в мотивационную составляющую входят познавательная активность, мотивация к определенной деятельности, направленность на достижение успеха [8]. Успешность профессионального развития личности на стадии освоения специальности, как указывают исследователи, напрямую связана с формированием профессиональной направленности личности, мотивов профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков [9-11]. Системообразующим фактором направленности автором [12] выделена потребностно-мотивационная сфера, составляющая ее профессиональную позицию, под которой понимается комплекс ведущих профессиональных мотивов, ценностных ориентаций, принципов. Мотивацией называют процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности [13].

Высокий уровень сформированности составляющих организационноуправленческой компетенции в контексте профессиональной деятельности необходим современному специалисту-конструктору швейных изделий в различных производственных ситуациях.

Конструктору швейного предприятия необходимо осознавать проблемы и противоречия, возникающие в процессе производства швейных изделий, формулировать гипотезы относительно возможных решений возникших проблем, находить верные решения в условиях нестандартных ситуаций (возникновения брака по различным причинам, возникновения конфликтных ситуаций в коллективе и др.). Способность выполнять широкий спектр социальных ролей, образованность, глубокие всесторонние знания позволят конструктору успешно сочетать функции исполнительного, организующего, регулирующего, и контролирующего звеньев произ-

водственного процесса. В условиях совместного с портными, технологами и швеями решения проблем и задач, возникших в процессе изготовления конкретного изделия или опытного образца, инженер-конструктор швейных изделий должен проявлять способности к самостоятельному анализу проблемы, самостоятельно делать выводы. При необходимости осуществлять анализ и делать вывод о соответствии уровня квалификации будущих исполнителей требованиям к качеству изготавливаемого образца или изделия. В процессе оценки соответствия уровня квалификации будущих исполнителей требованиям к качеству изготавливаемого образца или изделия, установления причин возникшего брака и т.д. конструктор не должен руководствоваться личным, предвзятым отношением к отдельным сотрудникам предприятия. При возникновении на производстве нестандартных ситуаций, когда от сроков выполнения конкретной задачи зависит возможность получения заказа или результаты участия в конкурсе или тендере, специалист швейного производства должен обладать возможностью осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне эффективности, являясь примером для всего коллектива. Неспособность конструктора к установлению деловых контактов, связей, отношений, к взаимодействию с коллективом в целом, с конкретным исполнителем, с руководителями других подструктур предприятия безусловно станет препятствием эффективной организации производственного процесса всего предприятия.

Очевидно, что задача формирования таких составляющих организационно-управленческой компетенции, как умения, навыки и ПВК личности специалиста, а также повышения уровня мотивационной составляющей профессиональной компетентности может быть решена в рамках специальных и общепрофессиональных дисциплин за счет форм организации учебного процесса.

Список литературы:

1. Росновская Л.В. Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза, дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук, Екатеринбург, НОУ ВПО ГУ, 2005.

2. Никитина Л.Л., Шагеева Ф.Т., Иванов В.Г. Технология формирования проектной компетенции специалистов легкой промышленности в условиях инженерного вуза: Монография. - Казань: РИЦ «Школа», 2007.

3. Гаврилова О.Е. Содержание профессиональных компетенций спе-циалистов-конструкиоров швейного производства / О.Е. Гаврилова, Л.Л. Никитина, Ф.Т. Шагеева // Кожа и мех в XXI веке: Материалы конференции.

- Улан-Удэ, 2010.

4. Коробова Т.М. Развитие интеллектуальных способностей учащихся основной школы при обучении физике: дисс. ... канд. пед. наук / ГОУВПО «Московский педагогический государственный университет». - М., 2009.

5. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие специалиста / В.И. Андреев. - Казань, 2008.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

7. Валеева Н.Ш., Самойлова Н.И. Формирование профессиональной компетентности у будущих инженеров: зарубежный и отечественный опыт.

- Казань: КГТУ, 2005.

8. Тухбатуллина Л.М. Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения: ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Казань, КГТХ 2009.

9. Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление специалиста / А.Б. Каганов. - Минск, 1983.

10. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М., 2002.

11. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. - М., 1982.

12. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-пе-дагога / Э.Ф. Зеер. - Свердловск, 1988.

13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М., 1989.

РОЛЬ ПРОЦЕССОВ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

© Ильиных Ю.В.*

Курганский государственный университет, г. Курган

Статья посвящена изучению смысловых аспектов формирования социальной психологической компетентности специалиста социальной сферы. Социальная и психологическая компетентность личности тесно взаимосвязана с процессами межличностного взаимодействия посредством установления смысловых связей и механизмов смыслострои-тельства. Изучение структурных и процессуальных особенностей смыслостроигельства становится особенно значимым и актуальным для формирования компетентности специалиста по социальной работе, поскольку одним из основных направлений в его деятельности является социальное консультирование.

* Доцент кафедры Социологии и социальной работы, кандидат психологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.