Научная статья на тему 'Формирование национального самосознания молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений'

Формирование национального самосознания молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1438
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Струкова О. Н.

Forming the national consciousness of the young people within the public associations of leisure activities. The article reveals the specific features of the formation of national consciousness of the young people within the public associations. The author shows that the problems of national consciousness are of special importance for Russia. The most important task of the present day is the preserving the national unity of Russia, spiritual purification of the society, which is impossible without educating a national consciousness. The article presents the results of the investigation aimed at the scientific motivation and design of the conditions of implementing a process of formation of the national consciousness of the young people in the public associations of the sphere of leisure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming the national consciousness of the young people within the public associations of leisure activities

Forming the national consciousness of the young people within the public associations of leisure activities. The article reveals the specific features of the formation of national consciousness of the young people within the public associations. The author shows that the problems of national consciousness are of special importance for Russia. The most important task of the present day is the preserving the national unity of Russia, spiritual purification of the society, which is impossible without educating a national consciousness. The article presents the results of the investigation aimed at the scientific motivation and design of the conditions of implementing a process of formation of the national consciousness of the young people in the public associations of the sphere of leisure.

Текст научной работы на тему «Формирование национального самосознания молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений»

В основе понимания этого понятия лежит национальная идея, национальный менталитет, и оно сосуществует с другими проявлениями самосознания: сословными, конфессиональными и т. д.

Проблемы национального самосознания для России всегда имели особое значение. Этническое многообразие страны, ее необъятные просторы, особенности общинного устройства социальной жизни усилили значимость надэтнических факторов консолидации государства и религии. В силу этих исторических обстоятельств национальное самосознание явилось фактором, связывающим нацию в целое духовное и социокультурное пространство.

Для осмысления сущности национального самосознания необходимо отметить, что исторический генезис этого определения связан с образованием и укреплением отдельных государств. В этом смысле «национальное самосознание» является глубоким чувством, которое формировалось у людей на протяжении веков и, прежде всего, это любовь к своей Родине, потребность разделить своими действиями ее интересы, культуру, традиции, быт, нравы, язык; готовность сохранять ее территориальную целостность, стремление приумножать ее духовные и природные богатства. Позднее понятие национальное самосознание стали подменять словом «патриотизм».

Термин «национальное самосознание» (в значении патриотизм, народность, «русскость») стал употребляться в отечественной литературе в 30-40-х гг. XIX в. Его использовали в своих работах В.Г. Белинский, Н.И. Бердяев, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, Вл. Соловьев, Д.К. Ушинский и др. [1-4].

Однако лишь с 20-х гг. XX в. начинается теоретическое осмысление этой проблемы [5; 2; 4].

Русская идея - это идея о неповторимости и самобытности русской культуры, о месте России в мировой цивилизации, о ее миссии. Традиция русской культуры давно получила мировое признание: в ней душа России, ее смыслообразующее начало. Русская культура представляет собой сложный синтез разных культур. Принято выделять несколько основных направлений теории русской идеи: философское, религиозное, педагогическое.

Проанализировав основные подходы к формированию национального самосознания в исторической ретроспективе, мы констатировали, что русское самосознание - это понятие скорее философское, чем историческое, складывающееся на протяжении всей истории России, которое вбирало в себя традиции русского народа, государственности. Сегодня, на фоне утраты ценностных ориентиров в России, обусловленной изменениями в политической жизни страны и сложными социально-экономическими проблемами,

необходимо рассмотрение различных путей для воспитания у молодых людей национального самосознания.

Появление большого числа общественно-добровольных формирований и инициатив сегодня дает основание рассматривать их как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития, самоорганизации.

Существовавшие совсем недавно в нашей стране общественные, общественнополитические, социально-культурные организации были полностью слиты с государством, и вся культурная жизнь в обществе была подчинена государству. Идеологизированная трактовка культурно-просветительной работы стала инструментом грубого и некомпетентного руководства искусством и культурой в целом, как профессиональной, так и любительской деятельностью в социальнокультурной сфере.

Сущность таких понятий, как «молодежное объединение», «молодежная организация», является предметом обсуждения философов, социологов и педагогов. Сложность и многогранность феномена современного молодежного движения создают большие трудности в выяснении их сущности и определении.

Молодежное общественное объединение -это общественное формирование, в котором самостоятельно (или вместе со взрослыми) добровольно объединяются и несовершеннолетние, и совершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Общественным оно считается потому, что, во-первых, создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления подростков и взрослых, а также не является структурным подразделением государственного учрежде-

ния, хотя и может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой; во-вторых, осуществляет социально полезную деятельность; и, в-третьих, не ставит своей уставной целью распределение.

Молодежная организация - это добровольное, самодеятельное, самоуправляемое молодежное общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценностной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную

структуру и фиксированное членство.

На основе анализа современных концепций национального самосознания, существующих в деятельности общественных объединений молодежи различной направленности, нами определена сущность формирования национального самосознания молодежи в условиях общественных объединений в сфере досуга как сложный многоуровневый процесс, включающий осознание индивидом принадлежности к определенной нации, потребность разделить своими действиями ее интересы, культуру, традиции, быт, нравы, язык; готовность сохранять ее территориальную целостность, стремление приумножать ее богатства.

Исследование особенностей национального самосознания молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений осуществлялось на базе Тамбовской областной общественной организации «Молодежные инициативы» г. Тамбова.

К опытно-экспериментальной работе привлекались студенты кафедры социально-культурной деятельности, сервиса и туризма ТГУ им. Г.Р. Державина, Тамбовского колледжа социально-культурных технологий. Всего в исследовании приняло участие 286 человек.

В начале эксперимента нами было проведено пилотажное исследование, в ходе которого удалось определить уровень сформи-рованности национального самосознания у молодежи.

Первое, что было предложено юношам и девушкам в начале эксперимента, - оценить 10 указанных ценностей жизни по 10-балльной шкале, где наиболее значимые необходимо оценивать в 8-10 баллов, просто значимые - 5-7 баллов; нейтральные - 3-4 бал-

ла; совсем незначимые - 1-2 балла. В результате опроса мы получили, что из предложенных ценностей испытуемые отдают первое место семье (9,9 балла); здоровью -второе место (9,1 балла); друзьям - третье место (9 баллов). Затем идут по убыванию работа (8,7 балла), деньги и любовь (по 8,6 балла), образование (7,7 балла), досуг (6,9 балла), вера (6,2 балла), патриотизм (5,8 балла).

Затем испытуемым была предложена анкета по вопросам национального самосознания, состоящая из 13 пунктов. Цель: выяснение современного состояния сформирован-ности национального самосознания в российской молодежной среде (рис. 1).

Средние баллы

— —

1

: -

_о_о.о1->-соз^с^со Я Ф о СОСЗ о 09 & Й Ю 1= о Ценностные ориентации

Рис. 1. Распределение ценностных ориентаций молодежи по степени личной значимости

Анализируя данные этого опроса, можно сделать вывод, что необходимо формирование в общественном сознании молодежи национальной идеи, отвечающей вызову времени, и воспитание национального самосознания граждан России на основе традиционных ценностей российского этноса, т. к. многие просто не понимают, за что надо любить Родину, почему она велика. Возможно, это происходит оттого, что молодежь осознает безразличное отношение государства к себе, более того, чувствует себя брошенной и оскорбленной.

Следующим этапом констатирующего эксперимента было разбиение участников исследования на контрольную и экспериментальную группы.

Организация диагностической работы в контрольной и экспериментальной группах была направлена на выявление: определенных свойств личности, ее самосознание, межличностных отношений (методика лич-

ностного дифференциала); степени выраженности социально-психологических установок (методика диагностики социально-психологических установок личности в мо-тивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной); степени удовлетворенности 5-ти главных потребностей (методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей).

По результатам первичной диагностики определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений в экспериментальной и контрольной группах можно сделать вывод о том, что необходимо создание дополнительных социально-культурных условий для формирования самосознания у молодежи.

Следующим этапом нашей работы была диагностика степени выраженности социально-психологических установок (методика диагностики социально-психологических

установок личности в мотивационно-потреб-ностной сфере О.Ф. Потемкиной) (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение социально-психологических установок личности в мотивационно-потребност-ной сфере в контрольной и экспериментальной группах (до эксперимента)

Таким образом, полученные результаты констатирующего эксперимента еще раз убедили нас в необходимости формирования национального самосознания молодежи в общественных объединениях.

На формирующем этапе эксперимента были определены социально-культурные условия по формированию национального самосознания молодежи в досуговой среде, которые включают в себя:

- учет возрастных, индивидуально-личностных особенностей молодежи и комплексное использование методов психологи-

ческого и социально-педагогического воздействия;

- использование различных диагностических методик и социально-культурных технологий для активизации и самореализации духовного потенциала молодежи в сфере досуга;

- интеграция усилий семьи, социальнокультурных учреждений, центров культуры и досуга, общественных организаций, учебных заведений;

- разработка и апробирование педагогической программы, направленной на формирование устойчивых интересов в изучении отечественных традиций и духовного наследия русского народа, реализации потребностей в самосовершенствовании, самоактуализации;

- сотрудничество педагога-организатора досуга как специалиста, обладающего комплексом профессиональных и личностных качеств, и молодежи.

Нами была разработана педагогическая программа формирования национального самосознания молодежи. Структура занятий включает следующие элементы: ритуал приветствия, рефлексию прошлого занятия (2-4 упражнения), рефлексию занятия, ритуал прощания.

Разрабатывая программу, мы считали, что личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами, которые играют роль динамических доминант, задающих направленность процессу развития личности:

1) познавательный потенциал. Определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Кроме того, он включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека;

2) морально-нравственный потенциал. Обусловливается приобретенными личностью в процессе социализации нравственноэтическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Речь идет о единстве психологических и идеологических моментов в сознании и самосознании личности, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в ее мироощущении, мировоззрении, мироустремлениях;

3) творческий потенциал. Определяется репертуаром умений и навыков, способностями к действию (созидательному и/или разрушительному, продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в определенной сфере (или сферах) деятельности или общения;

4) коммуникативный потенциал. Зависит от общительности, характера и прочности контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. Содержательно-динамически эта способность выражается в систематичности и разнообразии социальных ролей, которые играет личность;

5) эстетический потенциал личности обусловливается уровнем содержания и интенсивностью ее потребностей в прекрасном, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность личности реализуется и в творчестве (профессиональном или самодеятельном), и в «потреблении» произведений искусства.

Результаты экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что произошли существенные изменения в самосознании, межличностных отношениях, мотива-ционно-потребностной сфере у участников эксперимента (рис. 3).

Таким образом, согласно данным, полученным после внедрения программы, в экспериментальной группе показатели факторов личностного дифференциала в большинстве случаев имеют высокие значения. Следовательно, мы можем утверждать, что большинство испытуемых научились принимать себя как личность, стали склонны осознавать себя как носителей позитивных, социально желательных характеристик, т. е. появилась удовлетворенность собой. Кроме того, говоря те-

перь о силе в самооценках, отмечаем, что испытуемые стали более уверенными в себе, независимыми, склонными рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Проанализировав показатели фактора активности после поведения эксперимента, мы можем констатировать, что проведенная работа повлияла на состояние испытуемых, что полностью подтвердило выдвинутую нами гипотезу исследования.

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

а

т

□ Низкий уровень

□ Средний уровень

□ Высокий уровень

Оценки Силы Активности

Факторы личностного дифференциала

Рис. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы

1. Додонов В.И. // Педагогика. 1994. № 3. С. 73-75.

2. Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). М., 1999.

3. Ильин И.А. Собр. соч.: Письма. Мемуары (1939-1954) / сост., коммент. Ю.Т. Лисицы. М., 1999.

4. Соловьев B.C. Сочинения. М., 1988.

5. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX - начала XX в. М., 1994.

Поступила в редакцию 28.02.2006 г.

70%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.