ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
С.Ю. Сергин
Sergin S.Y. Peculiarities of leisure-time activity organization of teenagers and youth at a regional level. The given article is dedicated to a problem of organization of leisure-time activity of teenagers and youth. Changes of principles of youth associations’ activity at a modern stage of the Russian society development are revealed in details. Leisure-time activity of youth public organizations is analyzed within historical and modern contexts. It makes it possible to trace transformation of the main directions of work public formations in Russia and in the Tambov Region in particular.
Начало ХХ1 в. в России отмечено экономическими и последовавшими за ними социальными изменениями в обществе, которые привели к серьезной деформации социального статуса и к изменениям в структуре социальной активности подрастающего поколения.
Повышенное внимание к негативным тенденциям в молодежной среде привело к возникновению распространенного мнения о подростках и молодежи как о замкнутой, маргинальной группе населения, стремящейся выключиться из процессов социальнокультурной и общественной жизни [1].
В то же время, исторический опыт исследования социальной активности подростков и молодежи в нашей стране указывает на чрезвычайно важное место подрастающего поколения в политической, социально-экономической и духовной жизни общества [2].
Совершенствование общества и человека как субъекта его цивилизационного развития происходит в детерминированных и взаимообусловленных процессах, реализующихся на основе системы факторов, в том числе, и социальных, обеспечивающих его эффективность. Разрушение традиционных институтов социализации, деформация привычных способов самореализации подрастающего поколения, коммерциализация сфер досуга настоятельно потребовали обновления сложившихся форм работы с подростками и молодежью.
Констатируя множественность институтов социального влияния на личность подрастающего поколения, необходимо особо выделить значение досуга и досуговых форм деятельности.
Появление большого числа общественно-добровольных формирований и инициатив сегодня дает основание рассматривать их
как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития, самоорганизации.
Сущность таких понятий как «молодежное объединение», «молодежная организация» является предметом обсуждения философов, социологов и педагогов. Сложность и многогранность феномена современного молодежного движения создают большие трудности в выяснении их сущности и определении.
Молодежное общественное объединение -это общественное формирование, в котором самостоятельно (или вместе со взрослыми) добровольно объединяются и несовершеннолетние и совершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Общественным оно считается потому, что. во-первых, создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления подростков и взрослых, не является структурным подразделением государственного учреждения, хотя может функционировать на его базе и при его поддержке, в т. ч. материально-финансовой; во-вторых, осуществляет социально полезную деятельность и, в-третьих, не ставит своей уставной целью распределения.
Молодежная организация - это добровольное, самодеятельное, самоуправляемое молодежное общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценностной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную
структуру и фиксированное членство.
Молодежное движение представляет собой совокупность координированных действий молодых граждан, направленных на реализацию какой-либо идеи, связанной с изме-
нением социальной действительности или своего положения в обществе, на развитие социального творчества в подростковой среде. Участниками того или иного молодежного движения могут становиться различные общественные объединения, организации, иные формирования как на постоянной, так и на временной основе.
Молодежные объединения являются важной формой участия молодежи в жизни общества. Учитывая специфику этого явления, мы определяем его как социальнопедагогическое общественное формирование, уделяя пристальное внимание его свойствам, методам, приемам и средствам развития и совершенствования его составляющих.
В последнее время произошли серьезные изменения в принципах деятельности молодежных объединений, что нашло свое выражение в предоставлении права выбора объединений, отвечающих интересам и запросам подрастающего поколения.
На современном этапе развития российского общества еще только происходит определение и формирование новой социальной модели функционирования досуговой сферы. В условиях новой для нашей страны, независимой по отношению к государству позиции молодежных общественных объединений, многие из них приступили к разработке и формированию собственных концепций развития личности, присутствующих в деятельности общественных объединений. Большинство из них возникли на основе корпоративных интересов, другая часть ориентируется на существующие политические партии и движения или являются их молодежными объединениями.
Сегодня молодежные общественные организации выступают феноменом социальнокультурной активности подрастающего поколения. Деятельность молодежных общественных организаций опирается на процессы подлинного творчества населения, независимость и самостоятельность работы, использование большого исторического опыта, накопленного в процессе развития отечественного молодежного движения [3].
Сами по себе молодежные общественные организации представляют собой особую разновидность общественных объединений. Они могут выступать как институтом социализации, так и инструментом формиро-
вания социально-культурных потребностей личности молодого человека, занимаясь в равной степени процессами воспитания, образования и развития.
Необходимо заметить, что все гуманные цели, которые ставят перед собой эти общественные формирования, будут оставаться напрасными, пока досуг, как социальный феномен, не будет осмыслен на серьезном научном и практическом уровне, пока в работе этих формирований не будут применяться научно обоснованные методические приемы и формы.
Становление и развитие нового статуса объединений детей и юношества происходит на базе и с учетом предшествующего опыта, осмысление и анализ которого представляет особую ценность, как для развития теории, так и для практики современного молодежного движения [4].
Согласно Закону «Об общественных объединениях» (1990 г.) учреждать детские, подростковые и юношеские общественные организации могут различные объединения и частные лица. В зависимости от путей включения детей в социальные отношения и удовлетворения их интересов молодежные объединения можно классифицировать следующим образом.
1. Объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворение интересов и потребностей детей и подростков, передачу им знаний, умений и навыков и через это -включение их в социальную практику. К этой группе относятся школы и клубы, первоначально созданные только с целью обучения, но впоследствии переросшие в творческие коллективы, действующие на пользу окружающим.
Сохранившие при этом свое первоначальное предназначение, обретшие самодеятельные черты и активно передающие свои умения другим людям. Подростки имеют право и возможность выбора и самого объединения, и руководителя взрослого. Позиция взрослого здесь во многом сходна с учительской: он и управляющий, и технолог разнообразной деятельности. Он наделен правом -ставить задачи, требовать их выполнения, корректировать и оценивать индивидуальную работу. Молодежь в подобных объединениях участвует в управлении деятельностью в той мере, в которой позволит взрослый.
2. Молодежные организации - особый
тип общественных отношений, представляющий собой самодеятельное, самоуправляемое молодежное общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющие регулирующее его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или другом учредительном документе, выраженную
структуру и фиксированное членство.
Такие объединения предлагают систему ценностей, на основе которой строится деятельность, формируются определенные отношения между подростками и взрослыми. Сюда относятся религиозные молодежные объединения, национальные организации, скаутские организации. Подобным объединениям противопоказана «повелительная» позиция взрослого.
3. Объединения клубного типа, предлагающие различные виды творческой деятельности и через нее и с ее помощью включающие в социальную практику. Благоприятные условия для влияния на развивающуюся личность создают отношения между взрослыми, среди самих детей и самих взрослых.
Клубный тип объединений отличается большой вариативностью выбора. Сюда относятся «профильные» объединения: военнопатриотические и военно-спортивные, краеведческие и туристические, экологические, милосерднические, юнкоровские, этнокультурные и др. Как правило, такие объединения действуют на базе каких-либо взрослых формирований или в тесной связи с ними. Здесь нет строго заданной программы. В клубном типе объединений возможно действительное самоуправление или соуправле-ние, хотя взрослый и находится в позиции организатора.
4. Спонтанно образующиеся молодежные объединения, которые отличаются саморегуляцией своей деятельности. Это могут быть команды, группы, клубы, возникшие на основе общей увлеченности, неформальные по своей сути и структуре. Доверительные отношения, такт, находчивость - необходимые средства для вступления взрослых в контакт с такими объединениями.
Понятие «неформальное объединение», на наш взгляд, можно рассматривать как и любое явление, которое принадлежит одно-
временно разным взглядам, т. е. в зависимости от группы исследователей. Так, исследователи Института молодежи считают неформальные объединения организациями нетрадиционного характера, особенно альтернативные прежним (пионерской и комсомольской), а также группы школьного самоуправления, национально-патриотические, религиозные и др. Органы внутренних дел причисляют неформалов к организациям криминогенного характера, негативного («казанские» группировки, «люберы» и подобные, так называемые «борцы» за оздоровление общества и социальную справедливость). Психологи, педагоги, философы относят к неформальным организациям молодежные субкультурные группировки: панки, хиппи, фанаты; различные землячества (по этническим признакам), политические молодежные объединения и религиозной субкультуры (кришнаиты, буддисты, сатанисты и др.).
Неформальная группа, объединение молодежи - это общность, состоящая из подростков и лиц молодого возраста. Такая общность характеризуется рядом неотъемлемых признаков. К ним относятся:
- возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
- самоорганизация и независимость от официальных структур;
- обязательные для участников (отличные от нормотипичных) модели поведения, направленные на реализацию неудовлетво-ряемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка);
- относительная устойчивость, высший уровень включения индивида в функционирование общности, определенная иерархия;
- выраженные особенности (или система) мировоззрения, ценностных ориентации, отношений к окружающей среде, стереотипов поведения;
- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
Комплекс перечисленных признаков позволяет сформировать родовое понятие рассматриваемого явления и определить в «пограничных» случаях, относится ли группа, объединение, движение к числу неформальных молодежных общностей. Такая класси-
фикация нужна и для решения практических задач конкретизации воспитательной и профилактической работы государственных органов, учреждений, общественных организаций, а также для ориентации средств массовой информации, других средств формирования правильной позиции общественного мнения.
Итак, воспитательный потенциал молодежного общественного объединения есть определенная целостность социально-психологических факторов, обусловливающих потребности личности в жизнедеятельности объединения, позицию субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития. Его общие характеристики предопределены природой данного типа формирования (добровольность волеизъявления, самоопределение, самоуправление), возможностью реализации в нем прав человека и освоения социальной роли члена общественного объединения, спецификой создания и функционирования как воспитательной системы, особенностями взаимоотношений детей и взрослых - членов объединения, своеобразием микрокультуры, диапазоном социальных связей.
Индивидуальность конкретных объединений определяется и тем, как преломляются в них общие характеристики воспитательного потенциала, и совокупностью внутренних, субъективных характеристик: социальный
состав членов объединения, их возраст, по-требностно-мотивационная сфера, система ценностных ориентации, принципы и методика организации жизнедеятельности, система взаимоотношений, нравственно-психологическая атмосфера, социальное и природное окружение, связи со средой. Но только целостность объективных и субъективных характеристик раскрывает всю силу воспитательного потенциала педагогически организованного детского сообщества.
В этой связи, изучая деятельность общественных объединений, необходимо рассмотреть социально-культурную природу их происхождения. Говоря о социально-культурных институтах, Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников разделяют их на официальные учреждения, к которым относят клубные учреждения, библиотеки, кинотеатры, дома отдыха, комплексные социально-культурные образования, а также образовательную систему и
негосударственные учреждения, структуры, которые создавались и создаются сейчас на волне подъема социально-культурной активности [5]. До недавнего времени некоторые разновидности негосударственных образований осуществляли свою деятельность в некоем правовом вакууме. Более того, некоторые из государственных, официальных структур раньше не имели строго определенной законодательно закрепленной нормативной базы.
Сегодня мы пытаемся возвратиться к истокам и, как правильно замечают по этому поводу Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников: «Как добровольно объединяющаяся общность людей, клуб может приобрести статус общественной организации, статус юридического лица» [5, с. 109]. Безусловно, не все молодежные общественные организации по специфике своей деятельности подходят под определение «клуба», здесь необходимо подробное изучение, прежде всего, досуговой составляющей их работы. Однако бросается в глаза тот факт, что подавляющее большинство программ и проектов, реализуемых в рамках молодежных общественных объединений, имеют культурно-досуговую направленность и во многих из них есть должности освобожденных работников, т. е. людей, профессионально занимающихся общественной деятельностью. Последний факт, по нашему мнению, особенно роднит молодежные общественные организации и клубные учреждения.
Безусловно, имеется сущностная связь между некоторыми общественными молодежными организациями и любительскими объединениями. В первую очередь, это касается тех молодежных общественных формирований, в структуре деятельности которых имеется одно или несколько программных направлений работы. Во-первых, каждая такая программа - это добровольное сообщество любителей того или иного вида деятельности, имеющих вполне определенные интересы и стремящихся в наибольшей степени удовлетворить свои досуговые запросы. Во-вторых, члены общественной организации периодически переизбирают свои руководящие органы так же, как и участники любительских формирований производят самостоятельный выбор своего руководства.
Рассмотрим некоторые статистические данные. Так, по результатам анализа сети лю-
бительских объединений Тамбовской области, созданных на базе учреждений культуры государственной системы культуры, было выявлено следующее. Общее число любительских объединений составило 901 объединение данного профиля. По структуре своей направленности они подразделяются на:
1) общественно-политические - 53,
с числом участников 1902 человека;
2) производственно-технические - 107;
3) художественно-искусствоведческие - 142;
4) естественнонаучные - 74;
5) физкультурно-оздоровительные - 189;
6) прикладных знаний и навыков - 79;
7) ветеранов - 113;
8) комплексные - 86.
Среди общего числа любительских объединений молодежные и детские формирования составляют 448 единиц. В них занимается 7395 представителей молодежи области. Самыми многочисленными любительскими объединениями среди молодежи являются «Клубы выходного дня». Как показывают отчеты, присылаемые в Областной научнометодический центр при Управлении культуры администрации области, любительские общественные объединения в своей работе сотрудничают со школами, библиотеками, общественными организациями. Молодежные любительские объединения используют в своей работе такие формы, как игры («Брейн-ринг», «Звездный час»), конкурсные программы («Супер-юноша», «А ну-ка, девушки», «Веселые потехи», «Русские игрища», «Утренняя звезда»), развлекательные программы («Татьянин день», «День влюбленных», «Тусовка-98»). В рамках приобщения молодежи области к национальным традициям и истокам культуры, любительские объединения активно занимаются художественно-эстетическим воспитанием. Среди молодежных любительских объединений выделяются семейные клубы, приобретающие особую популярность сегодня. Их насчитывается 92 во всех районах Тамбовской области.
Однако общественные организации, являющиеся предметом исследования в нашей работе, наиболее близки по своей социальнокультурной направленности (если брать за основу классификацию досуговых объединений) к инициативным группам населения. Молодежные организации серьезно занимаются решением насущных социально-куль-
турных проблем региона, организацией досуга населения, помощью социально незащищенным слоям населения, решают задачи социального воспитания и социализации. Однако общественную организацию нельзя назвать просто «группой», т. к. это организационно оформленная и юридически закрепленная разновидность социокультурных объединений. Для регистрации в органах юстиции общественная организация должна предоставить устав общественного объединения, закрепить за собой определенный юридический адрес, урегулировать вопросы собственности, принадлежащей общественному формированию. Все это неизбежно усложняет начальный этап процесса проявления социально-культурной активности молодежи, зато дает неоспоримые статусные преимущества в глазах представителей органов власти и увеличивает возможности социальной и экономической мобильности общественной организации.
В статье № 8 «Закона об общественных объединениях» говорится: «Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан». Таким образом, общественная молодежная организация - это особая организационно-правовая форма досуговых объединений, отличающаяся как от клубных и любительских досуговых формирований, так и от инициативных групп населения.
Для нашего исследования имеет значимость «Закон об общественных объединениях», принятый на федеральном уровне и продублированный, с некоторыми изменениями, на уровне регионов. Необходимо отметить, что в связи с его принятием произошло серьезное переосмысление термина «неформальные молодежные объединения». Однако начать рассмотрение этого определения необходимо с взгляда на природу его происхождения.
Неформальные молодежные объединения стали прародителями множества социально-культурных формирований, существующих сегодня, в т. ч. и общественных организаций. В эпоху постепенного зарождения мощного молодежного движения (некоторые исследователи начинают отсчет этого
периода примерно с начала 60-х гг. ХХ в.) под «неформалами» подразумевались молодые люди, объединенные идеями и замыслами, не совпадавшими с официально сложившимися. Представителей этих объединений было принято не поддерживать, а наоборот, всяческим образом критиковать за их радикальность и антикультурную позицию. Пользуясь тем, что во многом эти общественные формирования ориентировались на представителей западной культуры, им приписывалась пропаганда западного образа жизни. В некоторых случаях эта критика носила объективный характер. Чрезмерный радикализм отдельных неформалов и целых групп пугал и настораживал общественность. Однако надо признать, что данное движение в общей своей массе было проявлением социальнокультурной активности определенной части молодого поколения того времени, своеобразной реакцией, которую продемонстрировала молодежь в ответ на косность, неспособность государственных структур к серьезным социальным изменениям и культурным преобразованиям, в т. ч. и в области досуга. Впоследствии государственные и общественные формирования того времени (пионерская и комсомольская организации) пытались сотрудничать с наиболее лояльно настроенными и идущими на компромисс представителями неформальной среды. Предпринимались неоднократные попытки изучения неформального молодежного движения. На региональном уровне примером такого изучения могут служить исследования, проводившиеся Тамбовским областным Комитетом ВЛКСМ в 1987-1989 гг.
С 1996 г. действует Экспертно-консультационный Совет при отделе молодежной политики администрации Тамбовской области. Основным полем его деятельности является экспертная оценка проектов (программ) молодежных общественных объединений с целью получения последними соответствующего финансирования, а также организационной, информационной и иной поддержки. Данный орган представляет для нас интерес с точки зрения тех возможностей, которые он дает как инструмент взаимовлияния и взаимодействия между отделом молодежной политики администрации Тамбовской области и различными общественными молодеж-
ными и детскими фондами, движениями и организациями. Одной из форм такого взаимодействия становится та оценка, которую дает Совет социально-культурным и досуговым программам общественных объединений. Тем самым, Совет, используя механизм экономического поощрения, стимулирует развитие педагогического творчества в досуговой сфере. В состав Экспертно-консультационного Совета входят представители молодежных объединений, ученые тамбовских университетов, представители государственных органов, занимающихся работой с детьми и молодежью. Все это обеспечивает высокий профессионализм, позволяет избегать предвзятости в оценках и мнениях участников. Оценка представляемых проектов и программ производится на конкурсной основе.
В результате анализа работы большинства общественных организаций нашей области выяснилось, что в сфере деятельности негосударственных учреждений культуры в наименьшей степени развиты направления, связанные с самодеятельным художественным творчеством. В деятельности негосударственных общественных объединениях основной упор делается на социально значимые аспекты работы (акции, семинары, конкурсы), общественно-политические и спортивные направления работы.
Таким образом, анализ досуговой деятельности молодежных общественных организаций в историческом и современном контекстах позволил проследить трансформацию основных направлений работы этих общественных формирований.
1. Гилинский Я.И. // Вестн. Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 2.
2. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.
3. Григорьева Е.И. Методика и организация самодеятельного творчества любительских объединений в культурно-просветительных учреждениях. Тамбов, 1988.
4. Молодежное движение в России (1919-1928): Документы и материалы. М., 1993.
5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995. С. 53-54.
Поступила в редакцию 2.08.2007 г.