Мы считаем, что при всем многообразии функций музыкального краеведения важнейшими из них являются:
• образовательно-воспитательная -формирование знаний о музыкальной культуре родного края, его музыкальном наследии как источнике духовного опыта народа;
• художественно-коммуникативная -формирование и развитие умений восприятия (слушания), «общения» с музыкальными произведениями, представляющими музыкальное наследие края;
• адаптационно-коррекционная - фор-
мирование навыков самопознания, развитие инициативы, творческих способностей,
субъектности, эмоциональности, коррекция нежелательных личностных черт;
• этнообразующая - помощь в национальной идентификации, развитие чувства этнокультурной принадлежности;
• компенсационно-терапевтическая -создание условий для возмещения недостающих в реальной жизни переживаний,
восполнения дефицита эмоций, ярких ощущений, духовного очищения, восстановления внутренней гармонии;
• ценностно-ориентационная - формирование поведенческих образцов и культурных ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе, формирование опыта понимания жизни, ее смысла.
Таким образом, в контексте социального воспитания студенческой молодежи, музыкальное краеведение - это педагогически ориентированная культурно-просветительная деятельность, целью которой является приобщение студентов к музыкальному наследию как части музыкальной культуры родного края.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2-е изд. М., 2000.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М., 1999.
Поступила в редакцию 20.04.2006 г.
ДОСУГ КАК ФАКТОР ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
О.П. Пальцева
Paltseva O.P. Leisure as the factor of the process of self-organizing of student's youth. The article considers the leisure as the factor of the process of self-organizing of student's youth. The author emphasizes that the process of self-organizing of student’s youth carried out in the sphere of leisure is often influenced by spontaneous and negative factors not subjected to any regulation. These conditions require the coordination of activities of social institutions based on the clear idea about the possibilities of each of them, thus enabling evaluation of the efficiency of their influence on the young people.
Пространство свободного времени и досуга студенческой молодежи характеризуется множество параметров и обусловливается рядом факторов, которые выявлены учеными в результате многочисленных исследований.
Рассмотрим досуг как фактор воспитания и развития студенческой молодежи, который является сферой самоорганизации молодого человека, что сказывается на его социальном самочувствии и на том, какие способности удалось развить молодежи и какими навыками самоорганизации овладеть. Рационально организованная структура досуга молодежи,
таким образом, послужит залогом для ее всестороннего и гармоничного развития. Это и дает возможность рассматривать досуг в качестве фактора самоорганизации молодежи.
Относительно процесса самоорганизации студенческой молодежи в пространстве досуга отмечаются негативные проявления ее стихийности, неуправляемости (теория субкультуры) [1]. Это связано с тем, что в условиях неопределенности, отсутствия четких ориентиров в социальном пространстве иногда складывается даже такая ситуация, в условиях которой происходит выталкивание
молодого человека из общества в девиатив-ную среду. Д.В. Петров рассматривает де-виативную среду, предлагающую наряду с определенным видом деятельности, работы и собственную систему ценностей [2].
Следует отметить, что процесс самоорганизации студенческой молодежи, осуществляемый в пространстве досуга, зачастую оказывается под влиянием стихийных и негативных факторов, практически не поддающихся регулированию. В таких условиях требуется координация деятельности социальных институтов, основанная на четком представлении о возможностях каждого из них, что позволит судить об эффективности их воздействия на молодежь. Но для этого должен быть ряд условий, среди которых В.В. Морозов и А.П. Скробов выделяют следующие:
- объективный учет особенностей предшествующего и современного состояния процессов воспитания, менталитета и поведенческих характеристик молодежи;
- своевременное блокирование и устранение факторов, тормозящих процесс самоорганизации молодежи;
- наличие научно обоснованной государственной молодежной политики и эффективных механизмов ее реализации [3].
Соблюдение указанных условий особенно актуально в связи с признанием того, что, как отмечает О.Г. Рослова, старые методы самореализации и воспитания молодежи становятся неприемлемыми в новых условиях, а чтобы помочь молодому поколению войти в жизнь, необходимо комплексно изучать специфику и механизмы развития молодой личности [4].
Говоря о досуге как факторе процесса самоорганизации молодежи, было бы ошибочным рассматривать исключительно негативные проявления из тех, которые обнаруживают себя в этом процессе. На наш взгляд, основное содержание «плюсов» и «минусов» процесса самоорганизации досуга молодежи в современных условиях можно сформулировать в двух нижеследующих положениях:
1. Досуговая сфера, как более «гибкая» сфера жизнедеятельности молодежи, не ограничиваемая жесткими рамками в отношении поведения, видов занятости, в наибольшей степени способна быстро реагировать на изменяющиеся потребности и отвечать возникающим желаниям молодых людей.
2. Досуговое пространство жизни молодежи, деидеологизированное, коммерциализированное, в меньшей степени, чем другие сферы, поддается регулированию, отвечающему потребностям общества, заинтересованного во всесторонне развитой личности молодого человека и в его самоорганизующемся начале.
Подобная ситуация характеризуется усилением вероятностного характера социализации, что является следствием, прежде всего, увеличения количества относительно самостоятельных и не складывающихся в единую иерархическую систему институтов социализации (семья, вузы, СМИ, общественные объединения и т. д.), которые выступают как конкурирующие или вовсе не связанные между собой образования, находящиеся к тому же в неравных условиях распространения своего воздействия.
Обратим внимание на то, что в процессе самоорганизации роль досуга должна состоять в развитии творческого потенциала студенческой молодежи, организации и самоорганизации свободного времени, обеспечении (расширении) поля самореализации и самоутверждения, освоении социальных норм и ценностей современного общества. Приоритетная задача этой сферы жизнедеятельности -развитие инициативы и творчества, способствующих становлению молодежи в качестве активного субъекта социальной деятельности. Значительное влияние на формирование личности молодого человека, его самоорганизацию и самореализацию оказывает пространство досуга. Вместе с тем, нередко наблюдается недооценка той важнейшей роли, которую досуг играет в процессе развития навыков самоорганизации молодежи.
Рассмотрение некоторых составляющих досугового пространства позволяет не только анализировать проблемы субъектов этих отношений, но и выявить их взаимосвязь, взаимовлияние. Важно отслеживать и динамику изменений, происходящих в системе досуговых отношений, что позволит прогнозировать вероятные модели их функционирования и развития в будущем.
На наш взгляд, изучение досуга в качестве фактора процесса самоорганизации молодежи является достаточно продуктивным для анализа меняющейся роли и значимости этой сферы жизнедеятельности на современном
этапе развития общества. По мнению В.Я. Су-ртаева, культурно-досуговая среда - оптимальное для конкретных условий сочетание материально-технических, организационно-методических, социально-психологических факторов, оказывающих влияние на человека [5].
Итак, досуг является простором для саморазвития и самоорганизации лишь при условии рационального его использования, под которым понимается оптимальное соотношение между затратами времени на развивающие и потребительские досуговые виды деятельности.
Э.В. Соколов обратился к проблеме культурной ценности досуга, которая определяется, по его мнению, не столько объемом культурных ценностей, находящихся в распоряжении общества, сколько целями, которые ставит перед собой человек в сфере досуга [6]. Э.В. Соколов рассматривает проблему культурной ценности досуга как проблему педагогическую, как проблему формирования и стимулирования, развития и возвышения потребностей и интересов человека в сфере досуга. Это понятие он рассматривает с двух основных сторон: как способ организации досуга, форму его материальнотехнического обеспечения и нормативноценностного регулирования и как содержательное богатство свободной жизнедеятельности, степень развитости реализации и гармонии родовых и индивидуальных потенций. Для данного исследования важно из этого емкого и широкого подхода к определению понятия «самоорганизация досуга» выделить два наиболее существенных аспекта: 1) способ организации досуга через самоорганизацию личности; 2) степень развитости, реализации и гармонии потенций личности. Выделенные аспекты позволят глубже подойти к проблеме самоорганизации досуга молодежи с социально-культурных позиций.
В работе В.Я. Суртаева представлен механизм формирования навыков самоорганизации досугового времени молодежи, ее готовность к участию в социально-значимых видах досуговой деятельности [5]. Данных механизм базируется на трех основных факторах. Стимулирование у молодежи психологических установок на участие в социально-культурном творчестве в условиях досуга есть первый фактор, и, по мнению В.Я. Суртаева, крайне важно всячески поднимать
престиж социально-значимых видов разнообразной досуговой деятельности, раскрывающих творческие, личностные, характерологические свойства и качества индивидов. Здесь уместна и пропаганда лучших семейных традиций организации досугового времени, любительских увлечений членов учебных коллективов. Субъектами формирования психологических установок на участие молодежи в содержательных видах досуговой деятельности является семья, учебный коллектив, средства массовой информации и пропаганды, культурно-просветительные и спортивные учреждения, молодежные общественные организации, творческие союзы.
Следующий фактор представлен непосредственным вовлечением молодежи в различные социально-значимые виды досуговой деятельности, исходя из ее мотивов и интересов. Основными субъектами деятельности на этом этапе являются молодежные общественные организации, культурно-просветительные и спортивные учреждения. Причем роль субъектов здесь не сводится только к вовлечению молодежи в различные виды досуговой деятельности, но и к возвышению мотивов и интересов в процессе этой деятельности (от пассивно-созерцательных к творческо-созидательным).
Материально-техническое, организационно-методическое и кадровое обеспечение деятельности социальных институтов досуга молодежи является также важным фактором в процессе самоорганизации. Субъектами деятельности здесь выступают учебные коллективы, специальные учебные заведения, готовящие кадры специалистов.
Выше названные факторы, взаимодействуя и дополняя друг друга, образуют основу механизма формирования навыков самоорганизации досуга молодежи. Безусловно, что оптимальность действия этого механизма в значительной мере зависит от скоординированности всех его факторов, от объективной «диагностики» досуговых мотивов и интересов различных категорий молодежи и их учета в практической деятельности социальных институтов досуга, от материально-технического и психолого-педагогического обеспечения молодежного досуга.
Социокультурный подход к проблемам самоорганизации предполагает обязательное выделение основных его факторов и педаго-
гического потенциала самоорганизации досуга молодежи.
Таким образом, досуг обладает особыми качествами, ценными для гармонического развития творческой личности. Но процесс самоорганизации досуга студенческой молодежи должен не только формировать и удовлетворять их интересы и увлечения, но и способствовать ее самореализации, удовлетворению потребностей и интересов.
1. Курчашова Т.В. Социодинамика субкультуры: сущность, атрибуты, социальные роли: авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. Тамбов, 2004.
2. Петров Д.В. Молодежные субкультуры: авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 1996.
3. Морозов В.В., Скробов А.П. // Социальнополитический журнал. 1998. № 1. С. 148.
4. Рослова О.Г. Социальный механизм формирования ценностных ориентаций молодежи современной России (теоретико-методологические аспекты): автореф. дис. . канд. социол. наук. Саратов, 2000.
5. Суртаев В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности. СПб., 1992.
6. Соколов Э.В. // Молодежь и культура: сб. науч. тр. / ЛГИК им. Н.К. Крупской. Л., 1977. Т. 36. С. 48-56.
Поступила в редакцию 10.04.2006 г.
СТАНОВЛЕНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СИСТЕМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
О.Б. Мурзина
Murzina O.B. Specific aspects of management in the socio-cultural sphere. Formation of sanatorium and health-resort system in Russia. The article considers in historical dynamics the influence of various factors on recreational opportunities of establishments of sanatorium and health-resort type. The author emphasizes, that consideration of process of adaptation of people of the third age in the establishments of sanatorium type being included into the system of institutes of welfare sphere, substantially defines the specifics of the basic kinds of their activity: medical-improving and cultural-leisure.
Учреждения санаторно-курортного типа входят в систему институтов социальнокультурной сферы, что в определенной мере определяет специфику основных видов их деятельности: лечебно-оздоровительной и
культурно-досуговой. Данные виды деятельности, осуществляемые в условиях санаторно-курортных учреждений, обладают большими потенциальными возможностями в организации процесса адаптации людей пенсионного возраста к новому периоду их жизни. Адаптационный потенциал заложен в самом рекреационном пространстве санаторнокурортного учреждения и определяется такими группами факторов, как лечебно-оздоровительные, социально-демографические, медико-биологические, социально-экономические, социально-культурные. Факторы, входящие в эти группы, способствуют наиболее успешной организации процесса адаптации, при этом их влияние обусловлено со-
циально-историческими, социально-эконо-
мическими условиями и современным уровнем развития санаторно-курортного дела.
Рассмотрим в исторической динамике влияние различных факторов на рекреационные возможности учреждений санаторнокурортного типа. Отрывочные сведения о лечебных местностях России содержатся еще в произведениях писателей древности и средневековья. Первый санаторий-курорт в России возник в первой половине XVIII в. В 1719 г. Петр I издал указ о Марциальных Кончезерских водах близ Петрозаводска. Здесь был построен дворец, в котором во время лечения жил царь с семьей. Это было первое официально утвержденное санаторнокурортное заведение в России [1].
В те же годы немецким ученым X. Паульсеном по указу Петра I были заложены «бадерские бани» на Липецких соленых водах, которые вскоре приобрели попу-