Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансформация образования / цифровизация / педагог профессионального обучения / профессиональные компетенции / надпрофессиональные навыки / гибкие навыки / коммуникативность / transformation of education / digitalization / vocational training teacher / professional competencies / soft skills / communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Ю. Корнеева

В данной статье рассматривается проблема формирования надпрофессиональных навыков у будущих педагогов профессионального обучения как фактор адаптивности и мобильности на рынке труда в условиях трансформации образования. Обосновывается идея о том, что будущие педагоги должны стать активными участниками эпохи цифровизации, что предполагает перераспределение и уравновешивание профессиональных компетенций и надпрофессиональных навыков. В статье особое внимание уделено коммуникативности как основополагающему надпрофессиональному навыку, способствующему профессионально ориентирующей направленности личности. Также в статье выделены педагогические условия эффективного формирования надпрофессиональных навыков у студентов – будущих педагогов профессионального обучения. Приведены краткие итоги апробации авторской программы формирования надпрофессиональных навыков у студентов Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOFT SKILLS IN FUTURE VOCATIONAL TEACHERS

The article examines a problem of developing soft skills in future vocational training teachers as a factor of adaptability and mobility in the labor market in the context of educational transformation. The idea is substantiated that future teachers should become active participants in the era of digitalization, which involves the redistribution and balancing of professional competencies and supra-professional skills. The article pays special attention to communication as a fundamental supra-professional skill that contributes to the professional orientation of the individual. The article also highlights the pedagogical conditions for the effective formation of soft skills among students (future vocational teachers). The work briefly conveys results of testing the author’s program for developing advanced professional skills among university students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

7. Ростовцева П.П. Виртуальная реальность в иноязычном учебном процессе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 233-235.

8. Шитова И.Ю. Перспективы технологий виртуальной реальности в гуманитарном образовании. Современное педагогическое образование. 2023; № 4: 41-45.

9. Козлов А.В. Виртуальная и дополненная реальности в высшем образовании. Современное педагогическое образование. 2023; № 2: 112-115.

10. Корнеева Н.Ю., Уварина Н.В. Иммерсивные технологии в современном профессиональном образовании. Современное педагогическое образование. 2022; № 6: 15-19.

References

1. Moiseeva A.P. Virtualizaciya kak social'naya transformaciya i kommunikaciya. Izvestiya Tomskogo politehnicheskogo universiteta. 2020; T. 316, № 6: 141-146.

2. Kozlovceva N.A. Potencial primeneniya VR-tehnologij v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 1 (104): 65-67.

3. Blagodeteleva N.K. Tendencii i perspektivy ispol'zovaniya sovremennyh VR-tehnologij v inoyazychnom obrazovanii v sisteme vysshego obrazovaniya Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 109-113.

4. Davydova D., Gil'vanov G.R., Kukushkina Ya.V., Romanova I.Yu. Immersivnye tehnologii v vysshem obrazovanii. Izvestiya Peterburgskogo universitetaputejsoobscheniya. 2023; № 1: 120-132.

5. Krasnova T.I. Potencial immersivnoj virtual'noj real'nosti v obuchenii inostrannym yazykam. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 89-91.

6. Mukasheva M.U., Grigor'ev S.G., Omirzakova A.A., Kalkabaeva Z.K., Zhanasbaeva A.S. Psihologo-pedagogicheskie aspekty ispol'zovaniya immersivnyh tehnologij v obrazovanii. VestnikMGPU. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2023; № 1 (63): 101-110.

7. Rostovceva P.P. Virtual'naya real'nost' v inoyazychnom uchebnom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 233-235.

8. Shitova I.Yu. Perspektivy tehnologij virtual'noj real'nosti v gumanitarnom obrazovanii. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. 2023; № 4: 41-45.

9. Kozlov A.V. Virtual'naya i dopolnennaya real'nosti v vysshem obrazovanii. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2023; № 2: 112-115.

10. Korneeva N.Yu., Uvarina N.V. Immersivnye tehnologii v sovremennom professional'nom obrazovanii. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2022; № 6: 15-19.

Статья поступила в редакцию 12.01.24

УДК 378

Korneeva N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: korneevanyu@cspu.ru

FORMATION OF SOFT SKILLS IN FUTURE VOCATIONAL TEACHERS. The article examines a problem of developing soft skills in future vocational training teachers as a factor of adaptability and mobility in the labor market in the context of educational transformation. The idea is substantiated that future teachers should become active participants in the era of digitalization, which involves the redistribution and balancing of professional competencies and supra-professional skills. The article pays special attention to communication as a fundamental supra-professional skill that contributes to the professional orientation of the individual. The article also highlights the pedagogical conditions for the effective formation of soft skills among students (future vocational teachers). The work briefly conveys results of testing the author's program for developing advanced professional skills among university students.

Key words: transformation of education, digitalization, vocational training teacher, professional competencies, soft skills, communication

Н.Ю. Корнеева, канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

E-mail: korneevanyu@cspu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В данной статье рассматривается проблема формирования надпрофессиональных навыков у будущих педагогов профессионального обучения как фактор адаптивности и мобильности на рынке труда в условиях трансформации образования. Обосновывается идея о том, что будущие педагоги должны стать активными участниками эпохи цифровизации, что предполагает перераспределение и уравновешивание профессиональных компетенций и надпрофессиональных навыков. В статье особое внимание уделено коммуникативности как основополагающему надпрофессиональному навыку, способствующему профессионально ориентирующей направленности личности. Также в статье выделены педагогические условия эффективного формирования надпрофессиональных навыков у студентов - будущих педагогов профессионального обучения. Приведены краткие итоги апробации авторской программы формирования надпрофессиональных навыков у студентов Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет».

Ключевые слова: трансформация образования, цифровизация, педагог профессионального обучения, профессиональные компетенции, над-профессиональные навыки, гибкие навыки, коммуникативность

Актуальность исследования определяется тем, что цифровизация и трансформация образования в настоящее время диктуют новые требования к кадровому обеспечению рынка труда системы профессионального образования, т. к. современное общество находится на пике скоростей обмена информацией, а от современного педагога профессионального обучения требуются новые качества личности. Быстрая смена профессиональных и образовательных стандартов, образовательных программ приводит к повышению требований к профессиональной подготовке педагога, что, в свою очередь, зачастую приводит к тому, что специалисты, которые не справляются с возрастающими требованиями, уходят из педагогической профессии. Поэтому актуальным является принятие необходимых мер для адаптации будущих педагогов профессионального обучения к современным реалиям трансформации системы образования. Из этого следует, что, помимо профессиональных компетенций, необходимых для успешной реализации себя как педагога профессионального обучения, студентам высших учебных заведений потребуется развивать и надпрофессиональные навыки, которые будут значимыми в процессе реализации конкретных видов педагогической деятельности. Надпрофессиональные навыки обычно обозначаются термином soft skills (мягкие, гибкие навыки) и, как и профессиональные компетенции, также широко востребованы работодателями. Будучи не связанными с конкретной предметной областью, надпрофессиональные навыки тем не менее междисциплинарны и включают в себя навыки коммуникации, работу в команде, эмпатию, мобильность, адаптивность, лидерство, ответственность за свои решения, креативность, инициативность, навыки разрешения конфликтов, рефлексию и многое другое.

Наблюдая за текущим процессом трансформации образования в РФ, мы видим множество требований к тому, чтобы высшее образование готовило буду-

щих педагогов к реализации своей профессиональной деятельности в условиях эпохи цифровизации. Становится очевидным, что критическая оценка цифровой трансформации (критическое мышление), понимание положительных и отрицательных воздействий его (системное мышление) и способность совместно создавать преобразования (участие) являются необходимыми для надпрофессиональ-ных навыков современного специалиста.

Такая концепция выходит за рамки профессиональных компетенций и тесно связана с другими компетенциями, такими как умение учиться, проактивность или другие способности, такие как решение проблем, разрешение конфликтов, навыки примирения.

Цель исследования: обоснование актуальности формирования надпро-фессиональных навыков для будущего педагога профессионального обучения.

Объект исследования: надпрофессиональные навыки будущего педагога профессионального обучения, наличие которых обеспечивает мобильность и адаптивность специалистов в изменяющемся рынке труда и образовательных услуг в условиях цифровизации экономики и образования.

В задачи исследования входит:

- выявление проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности педагогов в условиях быстроменяющегося рынка труда;

- обоснование актуальности формирования надпрофессиональных навыков для будущих педагогов профессионального обучения;

- обоснование педагогических условий формирования надпрофессио-нальных навыков.

Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости формирования надпрофессиональных навыков для будущих педагогов профес-

сионального обучения как для людей, наиболее подверженных профессиональному выгоранию.

Методологической базой являются работы отечественных и зарубежных ученых, посвященных формированию гибких навыков - soft skills.

Гипотеза, с которой начинается наше исследование, рассматривает формирование надпрофессиональных компетенций как процесс: будущие педагоги профессионального обучения должны иметь возможность инициировать трансформационную деятельность с помощью управляемого или самостоятельного обучения не только в индивидуально-личностном измерении, но и в коллективном и социальном смыслах - стать активными участниками эпохи цифровизации. Такая глобальная цель в сочетании с далеко идущей цифровой трансформацией системы профессионального образования предполагает на образовательном уровне перераспределение компетенций, необходимых студентам для сознательного исполнения своей роли в будущей профессии педагога и, возможно, совместного определения направления, в котором она будет развиваться в дальнейшем.

Исследованием проблемы формирования надпрофессиональных навыков занимались последнее десятилетие многие отечественные и зарубежные ученые: С.Н. Бацунов [1], М.Э. Волкова [2], А.И. Ивонина [3], Е.В. Карпова [4], Л.К. Раицкая [5], Л.Н. Степанова [6], Н.В. Уварина [7], Х.А. Шайхутдинова [8], Т.А. Яркова [9], H. Chassidim [10], F. Fernandez [11]. Большинством авторов над-профессиональные навыки интерпретировались как междисциплинарные, т. е. способствующие выстраиванию взаимоотношений между людьми, проявлению коммуникативной лабильности, мотивации личности решать когнитивные задачи, принятию решений и ответственности за них, способности к прогнозированию результатов, умению комплексного решения проблем, способности эффективно управлять людскими ресурсами.

Так, С.Н. Бацунов к ведущим гибким навыкам бакалавров относит со-знание, со-переживание и со-творчество. Т.А. Яркова полагает, что проявлением сформированных soft skills у студентов является открытость всему новому. М.Э. Волкова в своей работе предлагает разработать диагностический комплекс оценки овладения надпрофессиональными навыками студентами. О.В. Барино-ва понимает под такими навыками дополнительный язык общения заказчиков и исполнителей, умение доносить свои мысли. А.И. Ивонина считает, что надпро-фессиональные навыки - предмет пристального интереса работодателей.

Однако при всем обилии исследований по формированию надпрофессио-нальных навыков для бизнес-сферы проблема развития таких навыков у педагогов профессионального обучения в современных научных трудах представлена в недостаточной мере. Как известно, большая часть надпрофессиональных навыков требуется для организации продуктивного взаимодействия с другими людьми. У будущего педагога такие взаимодействия будут формироваться с будущими студентами, администрацией учебного заведения, коллегами, родителями обучающихся, социальными партнерами образовательного учреждения, потенциальными работодателями, т. е. будущий педагог профессионального обучения будет систематически использовать надпрофессиональные навыки в своей трудовой деятельности. Грамотное использование сформированных soft skills даст ему возможность комфортно исполнять свои должностные обязанности, а отсутствие таких навыков скорее будет препятствовать получению удовольствия от работы и, возможно, приведет к разочарованию в своей профессии и преждевременному профессиональному выгоранию.

Эффективность формирования надпрофессиональных навыков у будущих педагогов, по нашему мнению, обусловлена выполнением следующих педагогических условий:

1) определение структуры и содержания надпрофессиональных навыков у будущих педагогов профессионального обучения, а также критериев эффективности формирования таких навыков и соответствующих им уровней сформиро-ванности;

Библиографический список

2) разработка методики формирования soft skills у будущих педагогов, основанной на изучении моделей успешного поведения людей, обладающих данными навыками;

3) поиск и реализация инновационных методов формирования и дальнейшего развития надпрофессиональных навыков, которые будут необходимы будущим педагогам (работа с кейсами, ментворкинг, тренинги, ситуативные деловые игры, разрешение дилемм и т. п.);

4) формирование комфортной образовательной среды учреждения профессионального образования, предполагающей творческие динамические черты в условиях цифровизации образования, практико-ориентированную направленность;

5) повышение квалификации у профессорско-преподавательского состава учреждения высшего профессионального образования в области формирования надпрофессиональных навыков у будущих педагогов;

6) мониторинг результатов формирования надпрофессиональных навыков у будущих педагогов в лонгитюде с целью своевременной коррекции данного процесса.

Обязательным надпрофессиональным навыком будущего педагога профессионального обучения должна быть коммуникативность как основополагающая профессионально ориентирующая компетентность, связанная с многочисленными когнитивными, социальными и эмоциональными характеристиками, включая логическое мышление и ясность, дружелюбие и уважение, эмпатию и сострадание. Такая компетентность может формироваться во взаимодействии с наставником (тьютором, куратором), а также за счет участия в различных коммуникативных внеаудиторных мероприятиях, таких как научно-практические конференции, форумы, интерактивные обучающие вебинары, круглые столы, волонтерские акции, профориентационные мероприятия и т. п. Приобретенный опыт коммуникативного взаимодействия может в дальнейшем транслироваться в отношениях с будущими учениками и студентами.

Также в структуру надпрофессиональных навыков, по нашему мнению, должны входить такие сформированные качества личности будущего педагога профессионального обучения, как лидерство, внутренняя дисциплина, эмпатия, толерантность, профессиональная идентичность, рефлексия.

В ходе исследования нами была апробирована авторская программа формирования надпрофессиональных навыков у будущих педагогов профессионального обучения, которая была реализована на базе Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Реализация данной программы позволила сделать вывод о том, что формирование таких навыков является сложным процессом, требующим от авторов исследования знаний не только педагогики, но и педагогической психологии. В ходе апробации программы обнаружены закономерности возрастания коммуникативных качеств у будущих педагогов при уменьшении уровня рефлексии. В целом реализация авторской программы показала, что формирование надпрофессиональных навыков у будущих педагогов профессионального обучения способствует формированию нового качества личности студента вуза - профессиональной идентичности.

Таким образом, надпрофессиональные навыки в условиях цифровизации экономики и трансформации образования дают возможность педагогам профессионального обучения самостоятельно и эффективно работать в рамках своей специальности. Как и профессиональные компетенции, они дают возможность специалисту быть мобильным и адаптивным на рынке труда, мотивированным на изучение нового в своей профессии, успешным в продвижении по карьерной лестнице. Поставленные проблемы являются перспективными для включения в ФГОС перечня надпрофессиональных навыков наряду с общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.

1. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills. Концепт. 2018; № 4: 12-21.

2. Волкова М.Э. Формирование soft-skills у студентов педагогических специальностей: теоретический анализ. Студенческая наука иXXI век. 2017; № 2 (15): 224-226.

3. Ивонина А.И., Чулонова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников. Вестник евразийской науки. 2017; № 1 (38): 1-8.

4. Карпова Е.В. Специфика профессионально важных качеств современного педагога. Современные тенденции развития начального и эстетического образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019: 241-243.

5. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта. Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018; № 3: 350-363.

6. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов. Образование и наука. 2019; Т. 21, № 8: 65-89.

7. Уварина Н.В., Савченков А.В. Профессиональная гибкость как «soft skills» педагога. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019; № 3 (45): 27-35.

8. Шайхутдинова Х.А. Формирование soft skills в процессе подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности. Поволжский педагогический вестник. 2020; Т. 8, № 2 (27): 101.

9. Яркова Т. А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016; Т. 2, № 4: 222-234.

10. Chassidim H., Almog D., Shlomo M. Fostering soft skills in project-oriented learning within an agile atmosphere. European Journal of Engineering Education. 2018; Vol. 43 (4): 638-650.

11. Fernandez F., Huacong L. Examining relationships between soft skills and occupational outcomes among U.S. adults with-and without-university degrees. Journal of Education and Work. 2019; Vol. 32 (8): 650-664.

References

1. Bacunov S.N., Derecha I.I., Kungurova I.M., Slizkova E.V. Sovremennye determinanty razvitiya soft skills. Koncept. 2018; № 4: 12-21.

2. Volkova M.'E. Formirovanie soft-skills u studentov pedagogicheskih special'nostej: teoreticheskij analiz. Studencheskaya nauka iXXI vek. 2017; № 2 (15): 224-226.

3. Ivonina A.I., Chulonova O.L., Davletshina Yu.M. Sovremennye napravleniya teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft-skills i hard skills v professionalem i kar'ernom razvitii sotrudnikov. Vestnik evrazijskoj nauki. 2017; № 1 (38): 1-8.

4. Karpova E.V. Specifika professional'no vazhnyh kachestv sovremennogo pedagoga. Sovremennye tendenciirazvitiya nachal'nogo i 'esteticheskogo obrazovaniya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019: 241-243.

5. Raickaya L.K., Tihonova E.V. Soft skills v predstavlenii prepodavatelej i studentov rossijskih universitetov v kontekste mirovogo opyta. Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2018; № 3: 350-363.

6. Stepanova L.N., Zeer 'E.F. Soft skills kak prediktory zhiznennogo samoosuschestvleniya studentov. Obrazovanie i nauka. 2019; T. 21, № 8: 65-89.

7. Uvarina N.V., Savchenkov A.V. Professional'naya gibkost' kak «soft skills» pedagoga. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyjaspekt. 2019; № 3 (45): 27-35.

8. Shajhutdinova H.A. Formirovanie soft skills v processe podgotovki studentov k uspeshnoj professional'noj deyatel'nosti. Povolzhskijpedagogicheskij vestnik. 2020; T. 8, № 2 (27): 101.

9. Yarkova T.A., Cherkasova I.I. Formirovanie gibkih navykov u studentov v usloviyah realizacii professional'nogo standarta pedagoga. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2016; T. 2, № 4: 222-234.

10. Chassidim H., Almog D., Shlomo M. Fostering soft skills in project-oriented learning within an agile atmosphere. European Journal of Engineering Education. 2018; Vol. 43 (4): 638-650.

11. Fernandez F., Huacong L. Examining relationships between soft skills and occupational outcomes among U.S. adults with-and without-university degrees. Journal of Education and Work. 2019; Vol. 32 (8): 650-664.

Статья поступила в редакцию 21.02.24

УДК 378

Kuznetsov A.A., postgraduate, specialist of the resource Center of the Institute of Continuing Education, Moscow City University (Moscow, Russia),

E-mail: kuznetzovaa@mgpu.ru

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article discusses features of professional self-determination of high school students in the digital educational environment. The article emphasizes that digitalization of the educational process provides many opportunities for obtaining information about professions and learning the skills necessary for a successful career. In particular, high school students can use online resources such as websites, blogs, forums, and social networks to obtain information about the job market and employer requirements, as well as to communicate with professionals in their field. However, the article points out difficulties that high school students may encounter when using digital technologies. For example, information in online resources may be incomplete or inaccurate, which can complicate the process of professional self-determination. In addition, there are risks of losing data privacy when using online platforms and social networks. In general, the article is an overview of the features of professional self-determination of high school students in the digital educational environment.

Key words: digital educational environment, career guidance, self-determination, digital literacy

А.А. Кузнецов, аспирант, специалист ресурсного центра Института непрерывного образования, Московский городской педагогический университет,

г. Москва, E-mail: kuznetzovaa@mgpu.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются особенности профессионального самоопределения старшеклассников в цифровой образовательной среде (далее ЦОС). В статье подчеркивается, что цифровизация образовательного процесса предоставляет множество возможностей для получения информации о профессиях и обучения навыкам, необходимым для успешной карьеры. В частности, старшеклассники могут использовать онлайн-ресурсы, такие как сайты, блоги, форумы и социальные сети, для получения информации о рынке труда и требованиях работодателей, а также для общения с профессионалами в своей области. Однако в статье указываются сложности, с которыми могут столкнуться старшеклассники при использовании цифровых технологий. Например, информация в онлайн-ресурсах может быть неполной или неточной, что может затруднить процесс профессионального самоопределения. Кроме того, существуют риски потери конфиденциальности данных при использовании онлайн-платформ и социальных сетей. В целом статья представляет собой обзор особенностей профессионального самоопределения старшеклассников в цифровой образовательной среде.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, профориентация, самоопределение, цифровая грамотность

Актуальность данной темы заключена в том, что в современном мире, где технологии играют все более значимую роль в различных сферах жизни, их роль в образовании является значимой. Цифровизация образовательного процесса предполагает использование современных информационных и коммуникационных технологий для улучшения качества обучения и повышения эффективности образовательного процесса. В этом контексте профессиональное самоопределение старшеклассников в ЦОС становится особенно важным.

Профориентация является одним из ключевых этапов в жизни каждого человека, так как от выбора профессии зависит не только карьерный успех, но и личное благополучие. В условиях ЦОС старшеклассники имеют возможность использовать различные онлайн-ресурсы для получения информации о различных профессиях, обучения навыкам, необходимым для успешной карьеры и общения с профессионалами в своей области. Однако, несмотря на все преимущества ЦОС, существуют определенные сложности, связанные с профессиональным самоопределением старшеклассников.

Цель данной статьи обозначить проблемы и перспективы развития профессионального самоопределения старшеклассников в цифровой образовательной среде (ЦОС).

В соответствии с целью поставлены задачи:

1. Провести анализ проблем профессионального самоопределения старшеклассников в ЦОС.

2. Провести анализ перспектив развития профессионального самоопределения старшеклассников в ЦОС.

3. Выделить новые технологические средства, которые внедряют в ЦОС для улучшения показателей профессионального самоопределения старшеклассников.

Научная новизна изучения профессионального самоопределения старшеклассников в цифровой образовательной среде (ЦОС) заключается в том, что это относительно новая область исследования, которая активно развивается и изменяется вместе с развитием информационных и коммуникационных технологий.

Теоретическое и методологическое значение исследования заключено в расширении представлений об уровне развития технологий ЦОС и наличию проблем, сопровождающих данный феномен.

Одной из главных особенностей цифровой образовательной среды является возможность получения информации о различных профессиях и обучения навыкам, необходимым для успешной карьеры, с помощью онлайн-ресурсов. Старшеклассники могут использовать различные сайты, блоги, форумы и социальные сети для получения информации о рынке труда и требованиях работодателей. Они также могут общаться с профессионалами в своей области через социальные сети и профессиональные платформы.

Преимущества использования цифровых технологий в профессиональном самоопределении старшеклассников довольно существенны, и мы рассмотрим некоторые из них.

Широкий доступ к информации у обучающихся. Онлайн-ресурсы предоставляют обширную информацию о различных профессиях, рынке труда и требованиях работодателей, что позволяет старшеклассникам получить более полное представление о возможностях и требованиях в различных областях. Также на данных ресурсах прописываются и демонстрируются требования к данным профессиям и резюме по задачам, которые выполняются специалистами [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удобство и гибкость использования цифровых технологий. Современные технологии позволяют старшеклассникам учиться и исследовать профессиональные возможности в удобное для них время и месте. Они могут изучать новые навыки и получать информацию о профессиях, не выходя из дома.

Возможность общения с профессионалами. Цифровые технологии предоставляют возможность старшеклассникам общаться с профессионалами в своей области через социальные сети, профессиональные платформы и онлайн-сооб-щества. Это способствует получению ценных советов и информации от людей, уже работающих в выбранной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.