Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ГИБКИХ НАВЫКОВ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ГИБКИХ НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКИЕ НАВЫКИ / БЛОК / МОДЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СПЕЦКУРС / ПЕДАГОГ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волобуева Татьяна Борисовна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В данной статье тема развития гибких навыков проецируется в систему дополнительного профессионального образования педагогических кадров. Многочисленные публикации подтверждают, что быть конкурентоспособным на рынке труда, успешным в жизни можно только обладая хорошо развитыми коммуникативными, лидерскими, креативными качествами, критическим мышлением, инициативностью, целеустремленностью. Эти и другие надпрофессиональные качества помогают эффективно выполнять работу, продвигаться по карьерной лестнице, самореализовываться. Педагогам важно их развивать у себя и у обучающихся. Целью исследования является проектирование целенаправленного повышения квалификации педагогических кадров в сфере гибких навыков с использованием современных методов обучения. Методология (материалы и методы). Методологической платформой исследования являются сравнительный анализ информационных источников по проблеме, классификация и структурирование материала, педагогическое моделирование, исследование результативности модели, онлайн-опросы, анкетирование, собеседование. Результаты. В статье анализируются публикации по теме. Разработан спецкурс повышения квалификации, направленный на усовершенствование гибких навыков. Обосновываются семь его блоков: теоретический, поисковый, аналитический, рефлексивный, диагностический, инструментальный, стратегический. Выделяются интерактивные методы обучения: работа в малых группах, дискуссии, интернет-серфинг. Акцентируются самостоятельные формы работы: самоанализ, рефлексия, самодиагностика, конструирование индивидуального развивающего маршрута. Ранжируются списки гибких навыков, востребованных работодателями, определяется и группируется их набор для педагогов. Характеризуется состав целевого методического кейса. Исследуется результативность спецкурса. Теоретическая значимость состоит в том, что на основании выполненных исследований сконструированы блоки модели спецкурса по развитию гибких навыков у педагогов. Научная новизна представлена характеристикой процесса моделирования обучения на курсах повышения квалификации. Практическая значимость предложенной авторской модели заключается в возможности ее использования в системе дополнительного профессионального образования. Заключение. Доказана высокая результативность обучения педагогов по развитию гибких навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волобуева Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING ADVANCED PROFESSIONAL DEVELOPMENT FOR EDUCATORS ON THE DEVELOPMENT OF SOFT SKILLS

The research problem and the rationale for its relevance. This article projects the topic of soft skills development into the system of additional professional education for pedagogical staff. Numerous publications confirm that it is possible to be competitive in the labor market and successful in life only with well-developed communicative, leadership, creative qualities, critical thinking, initiative, and purposefulness. These and other soft skills help to effectively perform work, advance in career, and self-actualization. It is important for teachers to develop them in themselves and in their students. The goal of the research is to design targeted advanced training for teaching staff in the area of soft skills using modern teaching methods. Methodology. The methodological platform of the research is a comparative analysis of information sources on the problem, classification and structuring of material, pedagogical modeling, research on the effectiveness of the model, online surveys, questionnaires, interviews. Results. The article analyzes the publications on the topic. A special professional development course aimed at improving soft skills is developed. Seven blocks are justified: theoretical, searching, analytical, reflective, diagnostic, instrumental, strategic. Interactive methods of training are singled out: work in small groups, discussions, Internet-surfing. Independent forms of work are emphasized: self-analysis, reflection, self-diagnostics, and construction of an individual developmental route. Lists of soft skills demanded by employers are ranked; their set is determined and grouped for teachers. The composition of the target methodical case is characterized. The effectiveness of the special course is investigated. The theoretical significance lies in the fact that on the basis of the research the blocks of the model of special course on the development of soft skills in teachers are constructed. Scientific novelty is represented by the characteristic of the modeling process of training on advanced training courses. The practical significance of the proposed author's model lies in the possibility of its use in the system of additional professional education. Conclusion. The high effectiveness of teachers' training on the development of soft skills has been proved.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ГИБКИХ НАВЫКОВ»

ЧИППКРО

УДК 378.091.398

Моделирование повышения квалификации педагогов по развитию гибких навыков

Т. Б. Волобуева

https://orcid.org/ 0000-0001-6809-8962 iponayka@yandex.ru

Modeling advanced professional development for educators on the development of soft skills

^ B. Volobueva

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В данной статье тема развития гибких навыков проецируется в систему дополнительного профессионального образования педагогических кадров. Многочисленные публикации подтверждают, что быть конкурентоспособным на рынке труда, успешным в жизни можно только обладая хорошо развитыми коммуникативными, лидерскими, креативными качествами, критическим мышлением, инициативностью, целеустремленностью. Эти и другие надпрофессиональные качества помогают эффективно выполнять работу, продвигаться по карьерной лестнице, самореализовываться. Педагогам важно их развивать у себя и у обучающихся. Целью исследования является проектирование целенаправленного повышения квалификации педагогических кадров в сфере гибких навыков с использованием современных методов обучения. Методология (материалы и методы). Методологической платформой исследования являются сравнительный анализ информационных источников по проблеме, классификация и структурирование материала, педагогическое моделирование, исследование результативности модели, онлайн-опросы, анкетирование, собеседование. Результаты. В статье анализируются публикации по теме. Разработан спецкурс повышения квалификации, направленный на усовершенствование гибких навыков. Обосновываются семь его блоков: теоретический, поисковый, аналитический, рефлексивный, диагностический, инструментальный, стратегический.

Выделяются интерактивные методы обучения: работа в малых группах, дискуссии, интернет-серфинг. Акцентируются самостоятельные формы работы: самоанализ, рефлексия, самодиагностика, конструирование индивидуального развивающего маршрута. Ранжируются списки гибких навыков, востребованных работодателями, определяется и группируется их набор для педагогов. Характеризуется состав целевого методического кейса. Исследуется результативность спецкурса. Теоретическая значимость состоит в том, что на основании выполненных исследований сконструированы блоки модели спецкурса по развитию гибких навыков у педагогов. Научная новизна представлена характеристикой процесса моделирования обучения на курсах повышения квалификации. Практическая значимость предложенной авторской модели заключается в возможности ее использования в системе дополнительного профессионального образования. Заключение. Доказана высокая результативность обучения педагогов по развитию гибких навыков.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. This article projects the topic of soft skills development into the system of additional professional education for pedagogical staff. Numerous publications confirm that it is possible to be competitive in the labor market and successful in life only with well-developed communicative, leadership, creative qualities, critical thinking, initiative, and purposefulness. These and other soft skills help to effectively perform work, advance in

career, and self-actualization. It is important for teachers to develop them in themselves and in their students. The goal of the research is to design targeted advanced training for teaching staff in the area of soft skills using modern teaching methods. Methodology. The methodological platform of the research is a comparative analysis of information sources on the problem, classification and structuring of material, pedagogical modeling, research on the effectiveness of the model, online surveys, questionnaires, interviews.

Results. The article analyzes the publications on the topic. A special professional development course aimed at improving soft skills is developed. Seven blocks are justified: theoretical, searching, analytical, reflective, diagnostic, instrumental, strategic. Interactive methods of training are singled out: work in small groups, discussions, Internet-surfing. Independent forms of work are emphasized: self-analysis, reflection, self-diagnostics, and construction of an individual developmental route. Lists of soft skills demanded by employers are ranked; their set is determined and grouped for teachers. The composition of the target methodical case is characterized. The effectiveness of the special course is investigated. The theoretical significance lies in the fact that on the basis of the research the blocks of the model of special course on the development of soft skills in teachers are constructed. Scientific novelty is represented by the characteristic of the modeling process of training on advanced training courses. The practical significance of the proposed author's model lies in the possibility of its use in the system of additional professional education. Conclusion. The high effectiveness of teachers' training on the development of soft skills has been proved.

Ключевые слова: гибкие навыки, блок, модель, повышение квалификации, спецкурс, педагог, обучение.

Keywords: soft skills, block, model, advanced training, special course, teacher, leaning.

Процессы глобализации, жесткая конкуренция на рынке труда, цифровизация всех сфер деятельности человека, появление новых профессий выдвигают запрос на универсальные компетенции специалистов, прикладные мета профессиональные навыки. Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам образовательных

организаций. Работодатели ожидают не только обученных специалистов, а людей мобильных, инициативных, креативных, умеющих работать в условиях неопределенности и многозадачности, выполнять разные роли в команде, активных IT-пользователей. Профессиональные планы молодежи, проектирование благоприятного сценария своего будущего должны опираться на личный потенциал, постоянное самообразование, активность и готовность к саморазвитию.

На педагогов возложена миссия подготовить выпускников к успешной социализации. Общеизвестно, что учитель не сможет сформировать необходимые навыки и компетенции, не овладев ими лично. В последние годы показателем профессиональной конкурентоспособности стали «гибкие навыки» (soft skills). Для педагогических кадров востребованность их удваивается, т. к. это ресурс профессионального роста и самореализации, а также актуальная составляющая педагогической результативности. Система постдипломного образования отличается гибкостью, дифференцируемостью, адресностью, опережающим характером обучения. Анализ Федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования, тематики повышения квалификации институтов развития образования показывает, что занятия с педагогами фокусируется на педагогических технологиях и методиках. Развивающий потенциал тоже присутствует, но направлен на педагогические компетенции. Социальная обусловленность мотивации и развития soft skills у педагогов формирует потребность подготовки целевого курса. Целью исследования является конструирование повышения квалификации педагогических кадров по развитию гибких навыков.

Обзор литературы. Термин «гибкие навыки» («мягкие навыки») впервые появился в 1968 году в учебной доктрине армии США «Системная инженерия обучения» ("Systems engineering of training"). Большой резонанс вызвал доклад на конференции командования Континентальной армии в 1972 году «„Гибкие" навыки: определение, анализ поведенческой модели, процедуры обучения» ("Soft skills: definition, behavioral model analysis, training procedures"), в котором определялось понятие «гибких навыков» и их состав [1]. В работах

российских исследователей [2] делается акцент на психологический аспект проблемы, отдается приоритет коммуникации. Много работ посвящено развитию формирования «гибких навыков» у студентов [3; 4; 5], для построения карьеры [6; 7], в обучении взрослых [8]. В трудах зарубежных ученых [9; 10] soft skills пишется без кавычек и проектируется в образовательное пространство. Ученые из Гарварда, Стэнфорда, Фонда Карнеги выяснили [11], что гибкие навыки обеспечивают 85% профессионального успеха специалиста. Кампания Google в 2017 году провела анализ эффективности своих команд [12]. Исследователи отметили высокую продуктивность смешанных групп с сильными гибкими навыками. В аналитическом отчете подчеркивается особое влияние на успешность работы по развитию навыков лидерства, коммуникации, эмпатии. Каждый исследователь выстраивал свою иерархию универсальных навыков [2; 3; 4], ссылаясь на международные доклады и форумы. С точки зрения социальной востребованности, их можно сгруппировать таким образом:

- помогающие в изменчивом и неопределенном настоящем (предпринимательство, креативность, сотрудничество);

- поддерживающие в сложных ситуациях (способность решения проблем, системность, гибкость мышления):

- адаптирующие в цифровом мире (работа с большими массивами информации, критическое мышление, информационная культура);

- коммуникационные (умение слушать, задавать вопросы, эмоциональный интеллект и др.);

- метапредметные (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование и др.).

Аналитическое изучение информационных источников по проблеме позволил выделить ряд противоречий:

- между необходимостью формирования гибких навыков у обучающихся и недостаточной разработанностью в педагогической науке целостного представления об этой проблеме;

- между востребованностью обществом педагогов с гибкими навыками и отсутствием целевых дополнительных профессиональных программ.

Методология (материалы и методы). Методологическая основа исследования представлена такими общенаучными принципами, как:

принцип развития, в соответствии с которым личность представляет собой развивающуюся систему под влиянием социальных и биологических детерминантов; принцип детерминации, отображающий причинно-следственные связи развития. Также применялся системный подход, совершенствование гибких навыков рассматривалось в многофакторном пространстве и во взаимодействии с окружающей реальностью. В процессе исследования был использован ряд методов: общенаучные (анализ, синтез, обобщение теоретических источников по проблеме исследования, систематизация и интерпретация результатов), диагностические методы (анкеты, опросы, самооценивание), методы статистической обработки данных.

Результаты и их описание. В институте дополнительного педагогического образования разработан и апробирован спецкурс по развитию гибких навыков у педагогов. Он формируется из шести основных блоков (см. рис. 1).

Первый блок - теоретический. В нем проходит введение слушателей в проблему. Так как нет общепринятого определения гибких навыков, то из множества толкований коллективно выбирается наиболее предпочтительное. Soft skills (гибкие навыки) - надпрофессиональные навыки, помогающие успешно решать жизненные задачи, работать с другими людьми [13].

Их необходимость обсуждается в малых группах. Далее идет разграничение жестких и гибких навыков. Слушатели приходят к соглашению, что жесткие навыки - узкопрофессиональны, способствуют продуктивной повседневной работе. К ним педагоги относят, в первую очередь, предметные, педагогические, психологические, методические навыки. В процессе дискуссии разграничиваются понятия «функциональная грамотность», «компетентность», «компетенции», «гибкие навыки».

Во втором, поисковом блоке, используя формат интернет-серфинга, слушатели знакомятся с выдвигаемыми разными источниками наборами гибких навыков, анализируют их содержание, соотносят с требованиями работодателей крупных компаний и перспективных фирм. В малых группах составляют списки востребованных гибких навыков, сравнивают результаты и формируют общую таблицу (см. табл. 1).

Развитие гибких навыков

Рис. 1. Модель целевого повышения квалификации педагогических кадров по развитию гибких навыков

Таблица 1

Гибкие навыки успешного профессионала

Максимально востребованные Часто востребованные Востребованные

Коммуникативные навыки. Навыки самоорганизации. Креативные навыки. Умение работать с информацией. Стрессоустойчивость. Критическое мышление. Обучаемость Командная работа. Системное мышление. Лидерство. Обязательность. Решение проблем. Эмоциональный интеллект. Работа в режиме неопределенности. Бережливое производство. Экологическое мышление. Саморефлексия Наставничество и мониторинг. Ответственность. Решительность. Умение работать под давлением и тайм-менеджмент. Принятие решений. Управление проектами. Гибкость. Эмпатия

В процессе обсуждения рассматриваются модели «4К» и «матрешки». Первая представляет собой совокупность четырех стержневых навыков, которые нужно постоянно развивать каждому специалисту и школьнику: креативность, критическое мышление, координацию, коммуникативность [14]. Координация здесь рассматривается как способность работать в команде, выполнять управленческие функции. «Матрешка» - система навыков, платформой которой являются экзистенциальные навыки, которые определяют образ жизни человека, особенности его характера, в середине - гибкие навыки и грамотности, во внешнем слое - специализированные жесткие навыки [15].

Третий блок - аналитический. Полученную и структурированную информацию слушатели анализируют с точки зрения педагогической эффективности. Гибкие навыки успешного педагога объединили в пять групп. Группа коммуникативных навыков включает культуру педагогического общения. К ним относятся умение слушать, способность четко формулировать мысль и вопрос, умения договариваться, ораторское искусство, культура речи. Особое внимание уделялось эмоциональному интеллекту -способности считать мотивацию, намерения, эмоции собеседника или класса для качественного управления коммуникацией. Важны для педагога навыки делового общения для проведения результативных переговоров, ведения переписки. Новое для педагогов понятие «ненасильственное общение» было единогласно принято в состав навыков этой группы. Каждый учитель и руководитель понимает важность точного, понятного донесения информации, подкрепленной фактами, правильного формулирования просьбы, веского аргументирования точки зрения.

Вторая группа гибких навыков названа интеллектуальной. В ней центральные места занимают креативность, критическое мышление, обучаемость, навыки грамотной работы с информацией. Способность нестандартно мыслить ценится в педагогическом сообществе как инструмент нахождения неожиданных решений проблем, гибкой реакции на происходящие изменения, повышения творческой активности окружающих. В информационном обществе любому человеку необходимо уметь ориентироваться в больших потоках информации. Учи-

тель не ограничивается учебником для подготовки урока, задействует разные информационные источники. Во всемирной паутине, СМИ и даже педагогической литературе встречаются противоречивые, дискуссионные и непроверенные данные. Способность проанализировать, критически оценить информацию, увидеть причинно-следственные связи, выделить главное, определить недостоверные факты, отделить ненужные материалы - показатель профессионализма педагога.

Обучаемость - ценный для работы навык в ракурсе непрерывного педагогического образования и эффективной педагогической практики. Это умение ставить перед собой учебные задачи, находить нужную информацию, организовывать свое обучение или самообучение. Навык самомотивации отражается в стремлении продуктивно работать, установки на успех, обязательности, инициативности, оптимизме, амбициозности. Навыки самоорганизации не менее важны для педагога, так как правильное распределение времени, ранжирование приоритетов, комфортные условия способствуют эффективности работы.

Волевые навыки образуют третью группу. Для педагога ответственность - обязательное профессиональное требование, которое выражается в дисциплине, добросовестности, надежности, подотчетности, умении отвечать за отрицательные последствия принятого решения. В педагогической практике нередко случаются стрессовые ситуации. Способность сохранять работоспособность характеризует стрессоустойчивость специалиста. От педагога требуется решительность при принятии решений. Этот навык предполагает умение оценить ситуацию, быстро просчитать все варианты развития события, увидеть перспективу, учесть риски. Гибкость нужна для быстрой адаптации к новым требованиям и задачам. Это готовность принять нововведения, внешние вызовы.

Четвертая группа гибких навыков - лидерская. Умение вдохновлять, вести коллектив к успеху, мотивировать себя и других всегда востребованы в педагогической практике. В эту группу входят и навыки решения проблем (аналитические, прогностические, критические), разрешение конфликтов, управление проектами, работа в команде, которые требуют интуиции, толерантности, инициативности. Настав-

ничество и менторинг тоже гибкие навыки этой группы. В них нуждаются молодые специалисты, они входят в ролевые функции учителя, могут стать инструментом сетевого взаимодействия со старшеклассниками.

Пятая группа - релевантная, т. е. соответствующая новым вызовам времени. Педагогам иногда приходится выполнять работу в жестких временных ограничениях или получать срочные разноплановые задания. Навыки тайм-менеджмента позволят результативно работать в таких условиях.

В эту группу входят также навыки работы в режимах неопределенности, многозадачности, бережной практики, экологического мышления. Современный мир нестабилен, сложен, неоднозначен, что отражается на всех сферах деятельности человека, включая образование. Современный педагог должен уметь быстро реагировать на любые изменения, адаптировать свою практику под новые запросы социума. Бережливость системы работы предполагает правильные расчеты нагрузок, перераспределение ресурсов для усиления работоспособности обучающихся и профилактики профессионального выгорания. Обучение для устойчивого развития давно стало трендом образования. Современному педагогу необходимо позитивное отношение к миру, ответственность за свои действия, осознанное отношение к событиям без вреда для окружающих и себя.

Четвертый блок повышения квалификации педагогических кадров по развитию гибких навыков - рефлексивный. Слушатели проводят самостоятельно самоанализ и рефлексию своей работы. Определяют для себя необходимый набор гибких навыков для профессиональной успешности, конкурентности, развития. Выбирают оптимальное для себя соотношение жестких и гибких навыков. Для этого преподавателями разработаны и розданы рекомендации. Слушателям предлагается ответить на ряд вопросов, например:

- Что ценится в вашем педагогическом коллективе, профессиональном сообществе?

- Какие особенности образовательной системы вашей образовательной организации?

- Как часто случаются нововведения?

- Какие ваши карьерные притязания?

- Какие сильные и слабые стороны вашей педагогической практики?

- Какие потенциальные возможности профессионального роста вы видите?

Слушателям предлагается вспомнить свои ситуации успеха, составить список навыков, которые помогли получить хорошие результаты и список навыков, нехватку которых ощутили.

Пятый блок - диагностический. Слушателям предлагается по пятибалльной шкале оценить уровень своих навыков из составленного для себя списка. Цифра «1» соответствует начальному уровню, «2» - активному уровню, «3» - профессиональному, «4» - компетентному, «5» - экспертному.

В качестве домашнего задания слушатели ищут и проходят в интернете на определение уровня развития soft skills.

Шестой блок - инструментальный. Слушатели сравнивают личные списки гибких навыков, требующих развития и объединяются в малые группы, выбирая пять общих пунктов. Исходя из постулата, что навык - это знание, отработанное на практике и умение, доведенное до автоматизма, педагоги формируют целевой методический кейс из пяти разделов. Начинают с написания мотивационных листовок, установок. Для следующего раздела в интернете слушатели ищут цифровые книги по развитию конкретного навыка, статьи, лекции, советы авторитетных людей. Третий раздел наполняется квестами, настольными, интеллектуальными и спортивными играми, проектной линией для участия. Эти развивающие инструменты учат быстро находить проблему и варианты ее разрешения, работать в команде, аргументировать мнение, нестандартно мыслить. Например, спортивное ориентирование тренирует умения быстро принимать решение, командовать и подчиняться, чувствовать время и др. Настольные игры выбираются только те, в которых заложено взаимодействие, требуется прогнозирование, умение распознавать эмоции, вариативность мышления. Проектная деятельность также развивает большой спектр гибких навыков. Игры и квесты могут быть как компьютерные, так и реальные.

Четвертый раздел состоит из специфических методов под развитие конкретного навыка. Например, для усовершенствования коммуникативных умений рекомендуется проанализировать свои целевые аудитории из разных сфер

своей жизни, изучить их запросы и свои возможности их удовлетворения. Кроме этого, полезно записаться на курсы переговорщиков или вступить в дебатный клуб, организовывать дискуссии и деловые игры с друзьями.

Пятый раздел представляет собой навигатор по целевым тренингам и курсам.

Седьмой блок повышения квалификации педагогов по развитию гибких навыков - стратегический. Используя материалы предыдущих шести этапов, слушатели конструируют индивидуальный развивающий маршрут. В них закладываются конкретные цели, постоянная рефлексия, осмысление и оценивание нового опыта, опора на обратную связь от коллег, друзей, учащихся, членов семьи.

Результативность повышения квалификации по развитию гибких навыков педагогов проверялась содержательностью целевых кейсов, методическим уровнем (адекватность, последовательность, оптимальность, гибкость, целостность) разработанных индивидуальных маршрутов и степенью удовлетворенности слушателей. 138 педагогов участвовали в анонимном онлайн опросе, и 146 в персональном анкетировании. Результаты опроса отражают высокий уровень удовлетворенности респондентов содержанием (96%), организацией (94%) и условиями (92%) обучения. Слушатели особенно отмечают перспективность блоков для адаптации к обучающимся (90%), практическую ценность методических кейсов (100%), мультимедийную визуализацию учебного контента (82%), актуальные форматы учебных событий (94%).

Рейтинг актуальности гибких навыков у педагогов возглавили:

- работа в режиме неопределенности (88%);

- экологическое мышление (88%);

- прогнозирование рисков (78%);

- умение просто говорить о сложном (74%).

Обсуждение. Проведенное исследование

обозначило ряд дискуссионных проблем и вопросов. Целевое повышение квалификации педагогических кадров по развитию гибких навыков побуждает синергетические эффекты. Происходит конвергентность элементов гибких навыков личности.

Наиболее результативное развитие гибких навыков в процессе повышения квалификации констатировалось у педагогов 25-45 лет. Одна-

ко, группы, скомплектованные из специалистов более старшей возрастной категории, демонстрировали высокую методическую компетентность, опираясь на которую и свой педагогический опыт, домоделировали предложенные формы работы, прогнозируя варианты использования их в школьной практике. Слабая мотивация саморазвития у педагогов старше 60 лет. Возможно, следует организовывать разновозрастные группы для усиления конкурентного взаимодействия.

Директора со стажем более 10 лет проигрывают заместителям директоров в познавательной активности и инновационной готовности. Обсуждается эффективность организации батл-сессий для них.

Нужен ли образовательный интенсив по развитию отдельных компонентов гибких навыков или следует интегрировать развивающий контент в предметное повышение квалификации?

Различный уровень рефлексивных умений и навыков педагогов проявляется в структурной вариативности компонентов soft skills. Проду-мывается целесообразность интеграции рефлексивной модели повышения квалификации в вышеописанную.

Заключение. Таким образом, для достижения успеха в работе, высокой конкурентоспособности любой специалист должен владеть гибкими навыками. Для педагогов они важны и для профессионального роста, и для подготовки успешного выпускника. В институте дополнительного педагогического образования разработан спецкурс по развитию гибких навыков, который состоит из семи блоков: теоретического, поискового, аналитического, рефлексивного, диагностического, инструментального и стратегического. В конце обучения каждый слушатель, кроме новых знаний и умений, становится обладателем персонального списка гибких навыков, целевых методических кейсов и индивидуального развивающего маршрута. Высокий показатель удовлетворенности педагогических работников качеством обучения (средний суммарный показатель - 94%) говорит о результативности целевого повышения квалификации по развитию гибких навыков.

Библиографический список:

1. Whitmore, P. G. Soft skills: definition, behavioral model analysis, training procedures /

P. G. Whitmore, J. P. Fry. Alexandria, VA : Human Resources Research Organization, 1972. 48 p.

2. Бацунов, С. Н. Современные детерминанты развития soft skills / С. Н. Бацунов, И. И. Де-реча, И. М. Кунгурова, Е. В. Слизкова. - Текст : непосредственный // Концепт. - 2018. - № 4. -С.12-21.

3. Волкова, М. Э. Формирование soft skills у студентов педагогических специальностей: теоретический анализ / М. Э. Волкова. - Текст : непосредственный // Студенческая наука и XXI век. - 2017. - № 2 (15). - С. 224-226.

4. Шайхутдинова, Х. А. Формирование soft skills в процессе подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности / Х. А. Шайхутдинова. - Текст : непосредственный // Поволжский педагогический вестник. -

2020. - Т. 8, № 2 (27). - С. 101.

5. Ганпанцурова, О. Б. Формирование soft skills («гибких навыков») в процессе преподавания гуманитарных дисциплин на основе современных педагогических технологий / О Б. Ганпанцурова. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. -

2021. - № 3 (88). - С. 87-90.

6. Жуина, Д. В. Изучение карьерных компетенций выпускников педагогического вуза / Д. В. Жуина. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы психологии и дефектологии : междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. школы для молодых ученых «48-е Ев-севьевские чтения», посв. 50-летию института (2012; Саранск) / под общ. ред. Н. В. Рябовой, Г. А. Винокуровой. - Саранск, 201 2. -С. 62-65.

7. Ивонина, А. И. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников / А. И. Ивонина, О. Л. Чула-нова, Ю. М. Давлетшина. - Текст : непосредственный // Вестн. евразийск. науки. - 2017. -№ 1 (38). - С. 1-8.

8. Огарева, Е. И. Роль гибких навыков (soft skills) в компетентностной модели выпускника магистратуры и аспирантуры / Е. И. Огарева, Н. В. Лик. - Текст : непосредственный // Материалы науч.-метод. конф. СЗИУ РАНХиГС. -2018. - № 1. - С. 145-149.

9. Andrews, J., Higson H. Graduate Employa-bility, 'Soft Skills' Versus 'Hard' Business

Knowledge: A European Study. Higher Education in Europe, 2008, No 33 (4), pp. 411-422.

10. Chassidim, H., Almog, D., Shlomo, M. Fostering soft skills in project-oriented learning within an agile atmosphere. European Journal of Engineering Education, 2018, No. 43 (4), pp. 638-650.

11. The Soft Skills Disconnect / Nation Soft Skills Association. - URL: https://www.national softskills.org/the-soft-skills-disconnect (дата обращения: 25.01.2022).

12. The surprising thing Google learned about its employees - and what it means for todays students. The Washington post. - URL: https://www.washingtonpost.com/news/answer-sheet/wp/2017/12/20/the-surprising-thing-google-learned-about-its-employees-and-what-it-means-for-todays-students/ (дата обращения 25.01.2022).

13. Павлова, Ю. В. Развитие «гибких навыков» у студентов вузов. / Ю. В. Павлюк. - Текст : непосредственный // Россия и Европа: связь культуры и экономики : материалы XXII междунар. науч.-практ. конф. - 2018. - С. 102-104.

14. Фадель, Ч. Четырехмерное образование: компетенции, необходимые для успеха / Ч. Фадель, М. Бялик, Б. Триллинг. - Москва : Точка, 2018. - 240 с. - Текст : непосредственный.

15. Ермаков, Д. С. «Гибкие» навыки в школьном образовании / Д. С. Ермаков. -Текст : непосредственный // Народное образование - 2020. - № 5. - С. 165-172.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Whitmore, P. G., Fry, J. P., Alexandria, V. A.

Soft skills: definition, behavioral model analysis, training procedures. Human Resources Research Organization, 1972. 48 p.

2. Batsunov, S. N., Derecha, I. I., Kunguro-va, I. M., Slizkova, E. V. Modern determinants of soft skills development [Sovremennye determi-nanty razvitiya soft skills], Concept, 2018, No. 4, pp. 12-21.

3. Volkova, M. E. Formation of soft-skills in students of pedagogical specialties: theoretical analysis [Formirovanie soft-skills u studentov ped-agogicheskih special'nostej: teoreticheskij analiz], Student Science and the XXI Century, 2017, No. 2 (15), pp. 224-226.

4. Shaykhutdinova, H. A. Formation of soft skills in the process of students' training for successful professional activity [Formirovanie soft

ЧИППКРО

skills v processe podgotovki studentov k uspeshnoj professional'noj deyatel'nosti], Volga Pedagogical Herald, 2020, Vol. 8, No. 2 (27), pp. 101.

5. Ganpantsurova, O. B. The formation of soft skills ("flexible skills ") in the process of teaching humanities disciplines on the basis of modern educational technologies [Formirovanie soft skills ("gibkih navykov") v processe prepodavaniya gumanitarnyh disciplin na osnove sovremennyh pedagogicheskih tekhnologij], The World of Science, Culture, Education, 2021, No. 3 (88), pp.87-90.

6. Zhuina, D. V. Studying the career competences of graduates of pedagogical higher education [Izuchenie kar'ernyh kompetencij vypuskni-kov pedagogicheskogo vuza], Actual problems of psychology and defectology: international scientific-practical conference with elements of scientific school for young scientists "48th Evsevyev-skie readings", Saransk, 2012, pp. 62-65.

7. Ivonina, A. I., Chulanova, O. L., Davletshi-na, Yu.M. Modern directions of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft-skills and hard skills in professional and career development of employees [Sovremennye napravleniya teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft-skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov], Bulletin of Eurasian Studies, 2017, No. 1 (38), pp. 1-8.

8. Ogareva, E. I., Leek, N. V. The role of soft skills in the competence model of graduate and postgraduate students [Rol' gibkih navykov (soft skills) v kompetentnostnoj modeli vypusknika magistratury i aspirantury], Proceedings of the sci-

entific-methodical conference, 2018, No. 1, pp.145-149.

9. Andrews, J., Higson, H. Graduate Employa-bility, 'Soft Skills' Versus 'Hard' Business Knowledge: A European Study. Higher Education in Europe, 2008, No. 33 (4), pp. 411-422.

10. Chassidim, H., Almog, D., Shlomo, M. Fostering soft skills in project-oriented learning within an agile atmosphere. European Journal of Engineering Education, 2018, No. 43 (4), pp. 638-650.

11. The Soft Skills Disconnect. Nation Soft Skills Association. Available at: https://www. nationalsoftskills.org/the-soft-skills-disconnect (accessed date: 01/25/2022).

12. The surprising thing Google learned about its employees - and what it means for todays students. The Washington post. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/answer-sheet/wp/2017/12/20/the-surprising-thing-google-learned-about-its-employees-and-what-it-means-for-todays-students/_(accessed date: 01/25/2022).

13. Pavlova, Y. V. Development of "soft skills" in university students [Razvitie gibkih navykov u studentov vuzov], Russia and Europe: the connection of culture and economy. Proceedings of the XXII International Scientific-Practical Conference, 2018,pp. 102-104.

14. Fadel, C., Bialik, M., Trilling, B. Four-dimensional education: competences necessary for success [CHetyryohmernoe obrazovanie: kompe-tencii, neobhodimye dlya uspekha], Moscow: Tochka, 2018. 240 p.

15. Ermakov, D. S. Soft skills in school education [Gibkie navyki v shkol'nom obrazovanii], Public Education, 2020, No. 5, pp. 165-172.

Образец для цитирования статьи:

Волобуева, Т. Б. Моделирование повышения квалификации педагогов по развитию гибких навыков / Т. Б. Волобуева. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - № 3 (52). - С. 45-53.

Example for article citation:

Volobueva, T. B. Modeling advanced professional development for educators on the development of soft skills [Modelirovanie povy'sheniya kvalifikacii pedagogov po razvitiyu gibkix navy'kov], Scientific support of a system of advanced training, 2022, No. 3 (52), pp. 45-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.