ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / THEORETICAL AND APPLIED RESEARCH
https://doi.Org/10.52944/P0RT.2022.50.3.001 Научная статья
OPEN §
ACCESS
Надпрофессиональные навыки преподавателя профессионального образования
Е. В. Астапенко1, О. В. Шмурыгина2 к
1 Тверской государственный университет, Тверь, Российская Федерация 2 Российский государственный профессионально-педагогический университет,
Екатеринбург, Российская Федерация н [email protected]
Аннотация
Введение. В условиях цифровой экономики особое внимание следует уделить месту и роли преподавателя в современном образовательном пространстве, принимая во внимание современный мультикультурный контекст и особенности субъект-субъектной образовательной парадигмы. Закономерно, что помимо профессиональных компетенций, необходимых для качественного выполнения профессиональной деятельности, в настоящее время также требуются надпрофессиональные навыки, которые получили название «soft skills».
Цель - определить, какие soft skills требуются современному преподавателю профессионального образования и какими способами их можно сформировать и развить.
Методы. В процессе работы проведен качественный и количественный контент-анализ теоретических источников. При составлении перечня обязательных для преподавателя soft skills использованы методы классификации и сравнения. Результаты. Выявлены основные надпрофессиональные навыки, которые необходимы преподавателю профессионального образования: коммуникативные, лидерские, навыки планирования, способность проявлять эмпатию, терпение и сочувствие. Поставлена научная проблема разработки методического аппарата, позволяющего действующим преподавателям профессионального образования сформировать эти soft skills.
Научная новизна. Из многообразия используемых наименований («мягкие навыки», «гибкие навыки» и др.), обозначающих soft skills, выделен термин «надпрофессиональные навыки» как наиболее полно отражающий сущность обсуждаемого явления. Внесено предложение о необходимости формирования нaдпрофессио-нальных навыков не только у будущих педагогов, но и у тех, кто уже занимается преподавательской деятельностью.
Практическая значимость. Представленные в исследовании выводы о необходимости формирования надпрофессиональных навыков у действующих педагогов могут быть приняты во внимание разработчикми дополнительных образовательных программ для преподавателей сферы профессионального образования.
Ключевые слова: soft skills, мягкие навыки, гибкие навыки, надпрофессиональные навыки, компетенции, профессиональное образование, педагог профессионального образования
© Астапенко Е. В., Шмурыгина О. В., 2022
Для цитирования: Астапенко Е. В., Шмурыгина О. В. Надпрофессиональные навыки преподавателя профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10. № 3. С. 21-34. https://doi.org/10.52944/ PORT.2022.503.001
Статья поступила в редакцию 26 июля 2022 г.; поступила после рецензирования 7 августа 2022 г.; принята к публикации 14 августа 2022 г.
Introduction. In the modern digital economy, special attention should be paid to the position and role of a teacher in the contemporary educational space, taking into consideration the modern multicultural context and the subject-subject educational paradigm. Naturally, high-quality performance requires not only professional competencies but also supra-professional skills, referred to as soft skills.
Aim. To determine soft skills necessary for a modern VET teacher as well as methods and means of forming and improving soft skills among teachers at present time. Methods. A qualitative and quantitative content analysis of theoretical sources was carried out during the research. Classification and comparison methods were used to develop the concept of soft skills necessary for a modern VET teacher. Results. The main supra-professional skills necessary for a VET teacher were identified: communication skills, leadership skills, planning skills, the ability to show empathy, patience, and sympathy. The scientific problem of developing a methodological apparatus that allows contemporary VET teachers to form these soft skills was raised. Scientific novelty. The definition of supra-professional skills is identified and highlighted among the variety of other possible terms: interpersonal skills, flexible skills, transprofessional skills, etc., denoting the English term soft skills. A suggestion has been made to form supra-professional skills not only among future teachers, but also among those who are already engaged in teaching.
Practical significance. The conclusions regarding the necessity of developing supra-professional skills among future teachers, and those who are already engaged in teaching, may be of interest to developers of further educational programmes for VET teachers.
Keywords: soft skills, vocational education, supra-professional skills, VET teacher, professional competence
For citation: Astapenko, E. V., & Shmurygina, O. V. (2022). Soft skills for VET teachers. Vocational Education and Labour Market, 10(3), 21-34. https://doi.org/10.52944/ PORT.2022.50.3.001
Received July 26, 2022; revised August 7, 2022; accepted August 14, 2022.
Original article
Soft skills for VET teachers
Еlena V. Аstapenko1, Olga V. Shmurygina2 M
1 Tver State University, Tver, Russian Federation 2 Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation K [email protected]
Abstract
Введение
Современное общество находится на стадии активного информационного развития. Это требует кардинальных изменений во всех сферах. Не стали исключением рынок труда и система образования, в особенности возможности их взаимодействия. В условиях цифровой экономики особое внимание следует уделить подготовке преподавателя к современным условиям развития образовательного пространства.
Вполне закономерно, что помимо профессиональных навыков, необходимых для качественного осуществления профессиональной деятельности, в настоящее время также требуются надпрофессиональные навыки, которые получили название soft skills. Термин этот не новый. За последние 20 лет в научном сообществе систематически появляются результаты исследований по проблематике soft skills. Большинство из них являются междисциплинарными, объединяя знания из таких областей, как менеджмент, социология, психология, философия, экономика и др. Однако широкое распространение и признание данное понятие получило после того, как в 2013 году американская компания Millennial Branding провела исследование среди управленцев 225 основных американских фирм на выявление тех личностных качеств, которые наиболее значимы при выполнении профессиональных обязанностей менеджера. В результате исследования были выявлены четыре основных, необходимых менеджеру навыка - soft skills: Коммуникабельность, Позитивное мышление, Гибкость, Умение работать в команде (Wheatman, 2013).
Помимо названных, к soft skills в разное время разные авторы относили некоторые навыки, качества и атрибуты личности, которые помогают выполнять профессиональные задачи (Cobb, 2015; Goleman, 2000); коммуникативные навыки, помогающие выстраивать взаимоотношения между людьми (Robles, 2012); навыки, составляющие эмоциональный интеллект, способность личности осуществлять поведенческие и когнитивные задачи (Cinque, 2016).
В 2016 г. в докладе Всемирного экономического форума (Давос, Швейцария), посвященного профессиям будущего, было отмечено, что к 2020 году основными soft skills (наиболее важными профессиональными навыками) станут умение комплексного решения проблем, критическое мышление, творческий подход, умение управлять людьми и эмоциональный интеллект.
В России к данной проблематике обратились относительно недавно, но за последние семь-восемь лет было проведено немалое количество исследований (Богомолова, Гут, 2020; Кистина, 2022; Короткая, Попова, 2016; Петров, Махароблидзе, 2017; Сорокопуд и др., 2021; Яркова, Черкасова, 2016). К настоящему времени soft skills активно внедряются в сферу бизнес-образования, включаются в федеральные государственные образовательные стандарты (универсальные компетенции, ключевые компетенции), образовательные программы отдельных университетов и колледжей. Одно из последних крупных исследований в данной сфере было проведено Департаментом оценки и методологии АНО «Россия -страна возможностей» для выявления ключевых надпрофессиональных
компетенций для обучающихся и выпускников высших учебных заведений (Степашкина и др., 2022).
Проблема разнообразия исследований в данной сфере в России в немалой степени связана с неоднозначной трактовкой понятия. Российские работодатели (чаще всего это представители международных корпораций) понимают soft skills как определенный набор профессиональных требований к соискателям вакансий, связанный с уровнем владения цифровыми технологиями. Это не совсем корректно, так как понятие soft skills гораздо шире понятия employability skills (навыки для трудоустройства). Путаница в терминах является следствием все более увеличивающегося разрыва между системой образования и рынком труда, наличия существенных пробелов в навыках и компетенциях выпускников, приводящих к проблемам с их трудоустройством.
Кроме того, наряду с английским термином soft skills параллельно и в близком значении используются такие термины, как «гибкие навыки» (Яркова, Черкасова, 2016), «мягкие навыки» (Жадько, Безруких, 2011) или «надпрофессиональные навыки» (Степашкина и др., 2022). Последний термин, по мнению авторов статьи, не являясь калькой или дословным переводом исходного словосочетания, наиболее полно и корректно передает сущность обсуждаемого явления. Тем не менее термин soft skills не исключается из авторского лексикона и не раз будет использован в тексте статьи.
Проводимые исследования демонстрируют необходимость формирования у современного человека не только конкретных профессиональных, но и надпрофессиональных - дополнительных личностных и социальных -навыков. И здесь важно найти действенные способы и средства формирования этих навыков у обучающихся и выпускников различных уровней образования (общего, среднего профессионального, высшего). Не менее важно понять, какими надпрофессиональными навыками должен обладать сам преподаватель (Рогалева, Третьякова, 2022; Стукалова и др., 2022).
В этой связи исследовательский интерес авторов статьи направлен на определение, эмпирическое изучение и анализ soft skills, необходимых современному преподавателю, который осуществляет преподавательскую деятельность в сфере профессионального образования.
Таким образом, цель представленного исследования - выявление и способы формирования личностных навыков, которые можно отнести к надпрофессиональным навыкам, необходимым для осуществления профессиональной деятельности современного преподавателя сферы профессионального образования.
Авторы статьи исходят из того, что преподаватель профессионального образования является активным субъектом, которому для качественного осуществления своей деятельности требуются не только профессионально-педагогические, но и надпрофессиональные навыки.
Проксемические методы, включающие анализ soft skills, позволили выявить характерные черты и закономерности успешных практик для различных профессий и квалификаций.
Методы
Гипотеза о целесообразности применения понятия soft skills, прочно утвердившемся в бизнес-образовании, к профессии преподавателя профессионального образования стала возможна благодаря контент-анализу теоретических источников по данной теме.
Методы классификации и сравнения помогли разработать концепцию тех soft skills, которые требуются современному преподавателю профессионального образования для качественного осуществления своей профессиональной деятельности.
Поиск теоретических источников осуществлялся преимущественно в журналах, индексируемых в международных базах данных Web of Science и Scopus, а также в отечественной базе данных RSCI. Глубина поиска публикаций ограничивается публикациями за последние 20 лет, так как это именно тот период, когда заговорили о разграничении профессиональных навыков, приобретаемых для осуществления определенного рода деятельности, и «надпрофессиональных навыков», которые необходимы для компетентного выполнения профессиональной деятельности.
Результаты и обсуждение
Что принято включать в soft skills?
Marc J. Riemer (2002), проанализировав профессиональную деятельность инженеров и других технических специалистов, к soft skills отнес лидерские, управленческие, коммуникативные умения и навыки, а также ответственность. Подобных взглядов придерживались и многие другие зарубежные исследователи, иногда расширяя и детализируя перечень, включая в него такие качества, как командная работа, решение проблем, принятие решений, коммуникация (Brungardt, 2011). Российские ученые, в частности М. В. Амитрова и Е. А. Нелюбина (2020), в свою очередь, справедливо уточнили, что вышеуказанные качества, «являясь социальными качествами, важны для любой профессиональной деятельности».
Когнитивные навыки, объединенные в разные группы, также вошли во многие классификации с разными, но близкими по значению формулировками: навыки для решения проблем (Jain, 2009), когнитивные процессы и взаимодействие со знанием (Hurrell et al., 2012), критическое мышление и навыки решения проблем (Nikitina, Furuoka, 2012), сложные формы мышления, способность оценивать и использовать знания и информацию (Matteson et al., 2016). В перечень soft skills включали также умение собирать информацию и умение работать под давлением (Cinque, 2016).
Американский ученый Marcel M. Robles (2012) предложил разделить важнейшие soft skills на две категории. К первой он отнес межличностные, или человеческие, навыки, ко второй - личностные, или карьерные, характеристики. Если в состав первых вошли терпение, чувство юмора, дружелюбие, самоконтроль и эмпатия, то в личностные, востребованные для работы, качества - умение общаться с клиентами, умение работать в команде, тайм-менеджмент, лидерские и организационные навыки.
Создатель платформы VirtualSpeech Dom Barnard (2019) включает в перечень soft skills, помимо умения работать в команде, такие умения,
как делегирование полномочий, эмоциональный интеллект и способность к эмпатии.
Теоретики и практики бизнеса к наиболее востребованным и жизненно важным soft skills нового тысячелетия относят коммуникативные навыки, включающие в себя умение внимательно слушать собеседника, общаться с клиентами и проводить презентации. Не менее важным коммуникативным навыком признается знание английского языка, учитывая его широкое признание во всем мире как лингвы франка. Неслучайно дисциплина «Английский язык для специальных целей», ориентированная на освоение особой терминологии и формирование навыков профессионального общения, входит во все программы профессионального образования (Riemer, 2002).
Необходимо отметить, что классификации soft skills имеют различную таксономию. Компоненты определяются как группы или категории навыков (Goleman, 2000; Hurrell et al., 2012) и как менее структурированные перечни отдельных навыков (Jain, 2009; Nikitina, Furuoka, 2012; Robles, 2012).
Значение soft skills для преподавателя профессионального образования
Важность soft skills часто недооценивается. Работодатели часто считают, что потенциальные работники знают, как вести себя на работе, владеют такими важными навыками, как инициативность, эффективное общение и умение слушать, в действительности же все не совсем так или совсем не так.
Сегодня для осуществления успешной профессиональной деятельности работнику недостаточно быть хорошо подготовленным по выбранной специальности. Помимо сугубо профессиональных навыков требуются умения и навыки, относящиеся к soft skills. В отечественном дискурсе soft skills чаще и прежде всего упоминаются в контексте обсуждения навыков управленцев, инженеров, специалистов в сфере продаж и т. д. Проблема развития данных компетенций у педагогов в современных исследованиях освещается недостаточно. Лишь немногие авторы считают, что для развития soft skills в образовательном процессе педагогического вуза необходимо создание условий, способствующих мотивированному преобразованию личностных свойств и качеств, а приобретение студентами soft skills необходимо для повышения уровня профессиональной эффективности педагогической деятельности (Бацу-нов и др., 2018).
Работодатели ценят в потенциальных сотрудниках те качества, которые востребованы на работе ежедневно. Это прежде всего умение легко взаимодействовать с членами команды, быстро принимать самостоятельные решения, не бояться брать ответственность на себя, быстро обучаться новым навыкам, договариваться, избегать конфликтов, соблюдать дедлайны. Поэтому привлекательность «сильных» soft skills универсальна. В случаях, когда человек желает поменять направление своей деятельности, soft skills являются теми ценностями, которые можно перенести в любую другую отрасль. Soft skills трудноизмеримы, однако их можно продемонстрировать на примерах, когда человек преуспел в своей работе на определенной должности.
Социальные перемены, ожидаемые от выпускников колледжей с хорошо сформированными soft skills, будут состоять в том, что мы увидим более успешных профессионалов с лучшими возможностями для вертикальной мобильности и более значимой карьерой, которые принесут пользу своим семьям и организациям (Meeks, 2017). Однако, чтобы это произошло, в достаточной степени soft skills должны обладать сами преподаватели.
Сформированные soft skills требуются для большинства взаимодействий с другими людьми. У преподавателя таких взаимодействий выстраивается множество: с обучающимися, коллегами, родителями. Преподаватель использует soft skills в своей трудовой деятельности ежедневно, их развитие позволяет не только компетентно выполнять свои должностные обязанности, но и «научить» soft skills студентов. Отсутствие soft skills может ограничить потенциал преподавательской деятельности или даже привести к профессиональному выгоранию.
Таким образом, важность soft skills для преподавателя раскрывается в возможности:
1) сделать занятия более интересными, используя различные формы и методы обучения с учетом настроения и внутреннего состояния обучающихся;
2) стать примером для обучающихся, так как soft skills нельзя научить с помощью книг или лекций, обучающиеся могут улучшить межличностные навыки, наблюдая за преподавателями;
3) организовать взаимодействие со студентами на их уровне, в соответствии с их возрастом и когнитивными способностями;
4) продемонстрировать лидерские качества, поскольку преподаватели априори должны пользоваться уважением у обучающихся, уметь дисциплинировать студентов для достижения поставленных задач, мотивировать к активной деятельности и помогать социализироваться в обществе;
5) проявить уровень эмоционального интеллекта, позволяющий распознавать потребности обучающихся и применить индивидуальный подход к каждой личности.
Тобольские исследователи Т. А. Яркова и И. И. Черкасова (2016) предложили классификацию soft skills для педагогов, которая включает три блока (см. рис.).
Рассмотрим более подробно отдельные soft skills, которые необходимы современному педагогу, в первую очередь, коммуникативные навыки.
Любой образовательный процесс - онлайн или офлайн - это общение, что подразумевает наличие у преподавателя отличных коммуникативных навыков - как устных, так и письменных.
К элементам профессионального общения педагога можно отнести активное слушание, поддержание зрительного контакта, план урока и т. д. Невербальные элементы общения - язык тела, жесты и мимика - должны передавать положительные эмоции, которые не менее важны. К обязательным элементам профессионального общения следует отнести и стиль общения, который должен варьироваться в зависимости от возрастных, культурных особенностей и уровня подготовленности аудитории.
* уп!«нн£ fid НДОМ и нрн1нчЫнй НльИЛШТ» ::. 1г и' нг dihltH ■ ГДОГС41М ^b-tYvaOff", ttrt-BÖ=M«*lr
П[*ЯЦ±ГЧ1М йСпигг»* TAI; + «В .1 [К» jjh ГН>:< <> HN ШЛ С "к-" ■ [СГЧК04Р0СГ>1 iiT.irrrj.'-^-.iH.iFJi:
' pi 1Е*Т|>± л ПЭлтИЦЛЬр^-.ГнНА R С И Ту J U, И1* HtyUXTJUl
ДОЫСМН 1С1Ю(»СГЬРН<Ш1М.СКИ№С^ЬО6|П{-ЭГ01Л1Н-ЬЛ|; ■ 3-! llnfHE цтчн J .1 TtapiKKH сгичть Hll-V
5ЛНрцк-litt Ji-fCTM, уыГрМЕ ; ллгь [о6э4 И ЭДОЛОЭДС-й
ilvmhhhjl'jliy'kririjllih-jilfl.vh-vjifj,' , i ■ il ^ к''п, > ч ft*».;
+ LOJAiHlD ПИ'ГТЦ, CTOCDÜKKlf. 4 ШИДОиЫЦНЦ
иыф^ри^цх ч:
- v-w(™r I e^J-.l ,. 4pyi НМИ -K.I-1 vu
■ yupHW ,-T|Hm;4j.K || i ррц Ц|Г{| J111111 l*j 11111 lfc'fljtMll|THll II IP TP'HP ииаготь (MI4;II. дамь ОДМ-ВДНА гщкпмню^ ИНГ[Р!ГН»Т> It iKWITihiHO^f Ii. мрт ifHriUH" trf'i;
■ умлннг [иГж: 1 j"h • jrvjHjr > том hutJip p*b3t j i^prMiuau
0*«tc-. П[!«■■■ не^ -р^тч):
■ ибчиеуч^кэтчвч-тгсрИ^Ачггн:
■ учгннг мйгннн pun л ii| -i [.■ j : \
■ YJlTHii- • JLiflrl^ ■ ДЛ№ HtftlMiü.
■ : J |j^r'i.ir 'J JH'JV.HljHh- i:j4<L-ujn ■■■-ij-|iliJ!
Рис. Soft skills педагога Fig. Soft skills of a teacher
Общение также является ключевым навыком для развития научного потенциала преподавателя. Только эффективная коммуникация с коллегами позволит провести качественные и эффективные исследования.
Следующим ключевым навыком для преподавателя становится лидерство, основой которого является результативное управление лекционными, практическими и иными занятиями, а также строгое соблюдение основных правил поведения на занятиях. Эти правила должны включать пунктуальность, умение выслушать студентов, активное участие во всех видах деятельности на протяжении занятия и др. Все это требует хорошей осведомленности об индивидуальных и психологических особенностях обучающихся и их потребностях.
В реалиях онлайн-обучения для установления и поддержания лидирующего положения преподавателю требуется гораздо больше усилий. Связано это с тем, что в виртуальной среде ослабляется визуальное воздействие преподавателя, он физически отсутствует, тогда как студенты формируют свое мнение преимущественно при личном общении, что соответствует человеческой природе в целом. Требовать внимания и удерживать его, добиваться того, чтобы вас услышали, сродни подвигу.
Одним из важных soft skills для преподавателя является планирование. Любое обучение, включая онлайн-обучение, - это планирование, планирование и еще раз планирование! Лекция или семинар могут показаться невероятно длинными или короткими по времени, но определенно
не в том случае, когда у преподавателя есть адекватный план, определяющий тайминг и содержание всего занятия. Для эффективного управления временем преподавателю полезно иметь в арсенале дополнительные (проверенные временем и практикой) виды деятельности, которые позволяют избегать монотонности, заполнять возникающие паузы и поддерживать концентрацию внимания студентов. Они помогут справиться с неожиданными сценариями, такими как высокая или низкая явка студентов, отвлекающие факторы, плохое настроение, потеря внимания или чрезмерно энергичная аудитория.
Следующие ключевые навыки современного преподавателя из арсенала soft skills, которые актуализируются в процессе онлайн-обучения и нередко становятся причиной разочарований и неудач как у студентов, так и у преподавателей в случае их отсутствия, - это терпение и сочувствие. Демонстрируемые и усваиваемые как студентами, так преподавателями уроки терпения становятся неотъемлемой составляющей образовательного онлайн-процесса, который становится легче, когда порог терпения увеличивается, а тревога отступает.
Еще один необходимый навык межличностного общения для преподавателей - это эмпатия, без которой невозможно достичь такого уровня доверия, когда студент может откровенно поделиться своими проблемами и трудностями, препятствующими успешному обучению в виртуальной среде.
Обязательным для преподавателя является навык критического мышления, позволяющий педагогу быстро принимать обоснованные решения, в режиме дефицита времени пересматривать планы занятий, отвечать на сложные вопросы, разрешать конфликты между студентами, а порой и среди коллег.
Кроме того, сегодня в условиях взаимодействия преподавателей и студентов с представителями различных культур, национальностей, религий и верований преподавателям необходимо ознакомиться с основами мультикультурного общения, правильно и адекватно реагировать на проявления непривычных форм поведения учащихся, предугадывать и понимать особенности реакции представителей различных культур на разные раздражители. Здесь на первый план выходит такое качество преподавателя, как предоставление персонализированной обратной связи, внимание и уважение к отдельно взятой личности.
Таким образом, для осуществления эффективной преподавательской деятельности педагогу необходимо обладать комплексом надпрофесси-ональных навыков: коммуникативных, лидерских, навыков планирования, способностью проявлять эмпатию, терпение и сочувствие.
Заключение
Цифровая экономика диктует новые подходы к подготовке преподавателя профессионального образования. На одной чаше весов лежат профессиональные навыки и умения, на другой - soft skills (надпрофес-сиональные навыки), и нельзя точно утверждать, какие из них перевесят в контексте субъект-субъектной образовательной парадигмы.
В современной системе профессионального образования прослеживается противоречие между необходимостью овладения важнейшими soft skills каждым выпускником и недостаточностью, а иногда и отсутствием четких методик по их формированию.
В настоящее время существуют два основных подхода к формированию soft skills. Первый - обучать непосредственно, вводя отдельные курсы в рамках вариативного компонента учебного плана. Этот подход реализован в ряде зарубежных университетов (Harvard University, Stanford Research Institute и др.), а также в российской Высшей школе экономики, где преподается курс тимбилдинга (командообразования). Второй подход - использовать потенциал изучаемых дисциплин в сочетании с неформальным образованием, внеучебной воспитательной работой. Такой подход распространен в большинстве российских университетов (Шрайбер, 2018; Яркова, Черкасова, 2016)
Однако возможен и третий подход, которого придерживаются авторы настоящей статьи. Он связан с возможностью или скорее необходимостью включить в программы курсов переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшего и профессионального образования такие обязательные курсы, как «Особенности мультикультурно-го взаимодействия в условиях цифровой экономики», «Эффективные коммуникативные технологии, повышающие конкурентоспособность работников», «Развитие эмоционального интеллекта для эффективного взаимодействия на рабочем месте».
Список литературы
1. Амитрова М. В., Нелюбина Е. А. Модель формирования социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 4А. С. 327-336. http://www.publishing-vak. ru/file/archive-pedagogy-2020-4/43-amitrova-nelyubina.pdf
2. Бацунов С. Н., Дереча И. И., Кунгурова И. М., Слизкова Е. В. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 4 (апрель). С. 198-207. https://doi. org/10.24422/MCIT0.2018.4.12367
3. Богомолова А. О., Гут Ю. Н. Мастер-класс: «soft-skills в работе педагога-психолога» // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 2 (11). С. 16-22.
4. Жадько Н. В., Безруких М. М. Формирование «мягких» навыков в профессиональном обучении // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 8. С. 14-15.
5. Кистина Ю. С. Психологическая компетентность как формообразующий фактор развития soft skills // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. ст. по мат-лам Всерос. науч.-практ. конф., Красноярск, 15-29 ноября 2021 г. Красноярск. гос. аграрн. ун-т, 2022. С. 146-148.
6. Короткая М. В., Попова Е. Д. Развитие soft skills у студента вуза через работу со школьниками // Высшая школа. 2016. № 12-1. С. 54-55.
7. Петров А. Ю., Махароблидзе А. В. Soft skills современного менеджера: командообразование и лидерские навыки. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2017. 188 с.
8. Рогалева Е. В., Третьякова Л. Р. Гибкие навыки (soft-skills) педагогов и подходы к их формированию // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2022. № 2. С. 82-87.
9. Сорокопуд Ю. В., Амчиславская Е. Ю., Ярославцева А. В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 194-196. https://doi. org/10.24412/1991-5497-2021-186-194-196
10. Степашкина Е. А., Суходоев А. К., Гужеля Д. Ю. Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 32 с.
11. Стукалова А. В., Уралова Н. В., Шепелева Н. А. Промежуточные итоги реализации педагогического проекта «Soft skills педагога XXI века» // Электронное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2022. Т. 13. № 1. С. 112-117. https://ejournal.pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2022/ TGU_13_18.pdf
12. Шрайбер А. Н. Методика формирования soft skills (мягких навыков) у студентов вузов через систему дополнительного профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 145-147.
13. Яркова Т. А., Черкасова И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanities. 2016. Т. 2. № 4. С. 222-234. https://doi. org/10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234
14. Barnard D. The importance of soft skills. VirtualSpeech. 2019, March 25. https://www.virtualspeech.com/blog/importance-soft-skills
15. Brungardt C. The intersection between soft skills development and leadership education // Journal of Leadership Education. 2011. Vol. 10. No. 1. P. 1-21. https://doi.org/10.12806/v10/i1/rf1
16. Cinque M. «Lost in translation». Soft skills development in European countries // Tuning Journal for Higher Education. 2016. Vol. 3. No. 2. P. 389427. https://doi.org/10.18543/tjhe-3(2)-2016pp389-427
17. Cobb E. J., Meixelsperger J., Seitz K. K. Beyond the classroom: fostering soft skills in professional LIS Organization // Journal of Library Administration. 2015. Vol. 55. No. 2. P. 114-129. https://doi.org/10.1080/01930826.2014.995550
18. Goleman D. Leadership that gets results // Harvard Business Review. 2000. Vol. 78. No. 2. P. 78-90.
19. Hurrell S. A., Scholarios D., Thompson P. More than a "humpty dumpty" term: strengthening the conceptualization of soft skills // Economic and Industrial Democracy. 2012. Vol. 34. No. 1. P. 161-182. https://doi. org/10.1177/0143831X12444934
20. Jain V. Importance of soft skills development in education // School of Educators. 2009, 22 February. http://schoolofeducators.com/2009/02/ importance-of-soft-skills-development-in-education
21. Matteson M. L., Anderson L., Boyden C. Soft Skills: A Phase in Search of Meaning // portal: Libraries and the Academy. 2016. Vol. 16. No. 1. P. 71-88. https://doi.org/10.1353/pla.2016.0009
22. Meeks G. A. Critical soft skills to achieve success in the workplace (Unpublished doctoral dissertation). Walden University. 2017.
23. Nikitina L., Furuoka F. Sharp focus on soft skills: a case study of Malaysian university students' educational expectations // Educational Research for Policy and Practice. 2012. Vol. 11. No. 3. P. 207-224. https://doi.org/10.1007/ s10671-011-9119-4
24. Riemer M. J. English and communication skills for the global engineer // Global Journal of Engineering Education. 2002. Vol. 6. No. 1. P. 91-100. https://www.researchgate.net/publication/246071114
25. Robles M. M. Executive perceptions of the top 10 soft skills needed in today's workplace // Business and Professional Communication Quarterly. 2012. Vol. 75. No. 4. P. 453-465. https://doi.org/10.1177/1080569912460400 '
26. Wheatman D. Developing soft skills: an on-the-go workshop. 2013. 19 c. Smashwords.
References
Amitrova, M. V., & Nelyubina, E. A. (2020). The model of the social important qualities formation for professional occupation among higher school technical students in the process of foreign language teaching. Pedagogical Journal, 10(4A), 327-336. (In Russ.) http://www.publishing-vak.ru/ file/archive-pedagogy-2020-4/43-amitrova-nelyubina.pdf Barnard, D. (2019, March 25). The importance of soft skills. VirtualSpeech.
https://www.virtualspeech.com/blog/importance-soft-skills Batsunov, S. N., Derecha, I. I., Kungurova, I. M., & Slizkova, E. V. (2018). Modern determinants of soft skills development. Concept, 4. (In Russ.) https:// doi.org/10.24422/MCIT0.2018.4.12367 Bogomolova, A. O., & Gut, Yu. N. (2020). Master class: "Soft-skills in the work of a teacher-psychologist". Education and Problems of Development of Society, 2, 16-22. (In Russ.) Brungardt, C. (2011). The intersection between soft skills development and leadership education. Journal of Leadership Education, 10(1), 1-21. https://doi.org/10.12806/v10/i1/rf1 Cinque, M. (2016). "Lost in translation". Soft skills development in European countries. Tuning Journal for Higher Education, 3(2), 389-427. https:// doi.org/10.18543/tjhe-3(2)-2016pp389-427 Cobb, E. J., Meixelsperger, J., & Seitz, K. K. (2015). Beyond the classroom: Fostering soft skills in professional LIS Organization. Journal of Library Administration, 55(2), 114-129. https://doi.org/10.1080/01930826.2014.995 550
Goleman, D. (2000). Leadership that gets results. Harvard Business Review, 78(2), 78-90.
Hurrell, S. A., Scholarios, D., & Thompson, P. (2013). More than a "hump-ty dumpty" term: Strengthening the conceptualization of soft skills.
Economic and Industrial Democracy, 34(1), 161-182. https://doi. org/10.1177/0143831X12444934 Jain, V. (2009, 22 February). Importance of soft skills development in education. School of Educators. http://schoolofeducators.com/2009/02/impor-tance-of-soft-skills-development-in-education Kistina, Yu. S. (2022). Psychological competence as a formative factor in the development of soft skills. In Proceedings of the All-Russian (National) Research and Application Conference "Professional Identity of Youth in Innovative Region: Problems and Prospects", 15-21 November 2021 (pp. 146148), Krasnoyarsk. (In Russ.) Korotkaya, M. V., & Popova, E. D. (2016). Razvitie soft skills u studenta vuza cherez rabotu so shkol'nikami [Development of soft skills in a university student through the work with schoolchildren]. High School, 12-1, 54-55. (In Russ.)
Matteson, M. L., Anderson, L., & Boyden, C. (2016). Soft skills: A phase in search of meaning. portal: Libraries and the Academy, 16(1), 71-88. https://doi.org/10.1353/pla.2016.0009 Meeks, G. A. (2017). Critical soft skills to achieve success in the workplace (Unpublished doctoral dissertation). Walden University. Nikitina, L., & Furuoka, F. (2012). Sharp focus on soft skills: A case study of Malaysian university students' educational expectations. Educational Research for Policy and Practice, 11, 207-224. https://doi.org/10.1007/ s10671-011-9119-4
Petrov, A. Iu., & Maharoblidze, A. V. (2017). Soft skills sovremennogo menedzhera: komandoobrazovanie i liderskie navyki [Soft skills of modern managers: Team building and leadership skills]. Ural University Press. (In Russ.)
Riemer, M. J. (2002). English and communication skills for the global engineer. Global Journal of Engineering Education, 6(1), 91-100. https://www.re-searchgate.net/publication/246071114 Robles, M. M. (2012). Executive perceptions of the top 10 soft skills needed in today's workplace. Business and Professional Communication Quarterly, 75(4), 453-465. https://doi.org/10.1177/1080569912460400 Rogaleva, E. V., & Tretyakova, L. R. (2022). Flexible skills (soft-skills) of teachers and approaches to their formation. Economic and Humanitarian Researches of Regions, 2, 82-87. (In Russ.) Shriber, A. N. (2018). Methods to form soft skills among university students through a system of additional vocational education. Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya, 2, 145-147. (In Russ.) Sorokopud, Yu. V., Amchislavskaya, E. Yu., & Yaroslavtseva, A. V. (2021). Soft skills and their role in the training of modern specialists. Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya, 1, 194-196. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-186-194-196 Stepashkina, E. A., Sukhodoev, A. K., & Gudgelya, D. Yu. (2022). The research on the essential range of soft skills enquired by leading employers during
the process of recruitment of university graduates and young professionals. HSE. (In Russ.)
Stukalova, A. V., Uralova, N. V., & Shepeleva, N. A. (2022). Interim results of the implementation of the pedagogical project "Soft skills of the XXI century teacher". Uchenye Zametki TOGU, 13(1), 112-117. (In Russ.) https:// ejournal.pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2022/TGU_13_18.pdf Wheatman, D. (2013). Developing soft skills: An on-the-go workshop. Smash-words.
Yarkova, Т. А., & Cherkasova, I. I. (2016). Forming soft skills of students in the implementation of professional standard of a teacher. Tyumen State University Herald. Humanities Research. Humanitates, 2(4), 222-234. (In Russ.) https://doi.org/10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234 Zhad'ko, N. V., & Bezrukih, М. М. (2011). Formirovanie "miagkikh" navykov v professional'nom obuchenii [Formation of "soft skills" in vocational training]. Vocational Training. Capital, 8, 14-15. (In Russ.) https://eli-brary.ru/download/elibrary_16550458_25576913.pdf
Информация об авторах / Information about the authors
Астапенко Елена Владимировна - доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных факультетов, Тверской государственный университет, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5996-4707, [email protected]
Elena V. Astapenko - Doctor of Science (Pedagogy), Docent, Associate Professor of Tver State University, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5996-4707, [email protected]
Шмурыгина Ольга Владимировна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры документоведения, права, истории и русского языка, Российский государственный профессионально-педагогический университет, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5528-7315, shmur-olga@ yandex.ru
Olga V. Shmurygina - Candidate of Science (Philosophy), Docent, Associate Professor of Russian State Vocational Pedagogical University, ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-5528-7315, [email protected]
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interests: the authors declare no conflict of interest.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All authors have read and approved the final manuscript.