Научная статья на тему 'НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
надпрофессиональные компетенции / учитель иностранного языка / межкультурное обучение / профессиональная подг / supra-professional competences / foreign language teacher / intercultural learning / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шимичев Алексей Сергеевич

Вектор современного состояния профессиональной подготовки учителей иностранного языка направлен на личностное и профессиональное развитие обучающихся. Одновременно с этим в многочисленных исследованиях описан портрет учителя новой формации, обладающего рядом надпрофессиональных компетенций. В статье дается дефиниция понятия «надпрофессиональные компетенции». Рассматриваются наиболее востребованные «гибкие навыки» современного специалиста. С опорой на наукометрический анализ нормативных актов и научных исследований определена номенклатура «гибких навыков» учителя иностранного языка. На основе опроса обучающихся педагогических направлений подготовки установлено, что запросы и стремления студентов в области надпрофессиональных компетенций соответствуют личностно ориентированным задачам высшего образования. Контент-анализ существующих практик межкультурного обучения позволил определить номенклатуру методов и приемов, которые основаны на механизмах активной вовлеченности обучающихся в образовательный процесс и реализации «гибких навыков» будущих учителей иностранного языка. Делается вывод о том, что системное использование описанных приемов и методов способствует формированию «гибких навыков» студентов, а также позволяет создавать модели образовательных алгоритмов, которые студенты могут применять в собственной профессионально-педагогической деятельности. Также отмечается, что совокупность надпрофессиональных компетенций, личностных и предметно-профессиональных способностей будущего учителя иностранного языка представляется значимым показателем качества профессионально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шимичев Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPRA-PROFESSIONAL COMPETENCES OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER IN ORGANIZING INTERCULTURAL INTERACTION

The vector of the present state of future foreign language teachers’ professional training is aimed at the students’ personal and professional development. At the same time, numerous studies describe a portrait of a teacher of a new formation with a number of supra-professional competences. The article defines the concept of supra-professional competences. The most popular “soft skills” of a modern specialist are considered. The nomenclature of “soft skills” of a foreign language teacher is defined on the basis of scientometric analysis of normative acts and scientific researches. Based on a survey of pedagogical areas students, it was found that the requests and aspirations of students in the field of supraprofessional competencies correspond to the personality-oriented tasks of higher education. Content analysis of the existing practices of intercultural learning allowed us to identify methods and techniques that are based on the mechanisms of students’ active involvement in the educational process and the implementation of "soft skills" of future foreign language teachers. It is concluded that the systematic use of the described methods and techniques contributes to the formation of “soft skills” of students, as well as allows to create models of educational algorithms that students can apply in their own professional and pedagogical activities. It is also noted that the totality of supra-professional competences, personal and subjectprofessional abilities of a future foreign language teacher is a significant indicator of the quality of professional and pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

УДК 378.016:811.1-051 DOI 10.37972/chgpu.2023.119.2.027

А. С. Шимичев

НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

г. Нижний Новгород, Россия

Аннотация. Вектор современного состояния профессиональной подготовки учителей иностранного языка направлен на личностное и профессиональное развитие обучающихся. Одновременно с этим в многочисленных исследованиях описан портрет учителя новой формации, обладающего рядом надпрофессиональных компетенций. В статье дается дефиниция понятия «надпро-фессиональные компетенции». Рассматриваются наиболее востребованные «гибкие навыки» современного специалиста. С опорой на наукометрический анализ нормативных актов и научных исследований определена номенклатура «гибких навыков» учителя иностранного языка. На основе опроса обучающихся педагогических направлений подготовки установлено, что запросы и стремления студентов в области надпрофессиональных компетенций соответствуют личностно ориентированным задачам высшего образования. Контент-анализ существующих практик межкультурного обучения позволил определить номенклатуру методов и приемов, которые основаны на механизмах активной вовлеченности обучающихся в образовательный процесс и реализации «гибких навыков» будущих учителей иностранного языка. Делается вывод о том, что системное использование описанных приемов и методов способствует формированию «гибких навыков» студентов, а также позволяет создавать модели образовательных алгоритмов, которые студенты могут применять в собственной профессионально-педагогической деятельности. Также отмечается, что совокупность надпрофессиональных компетенций, личностных и предметно-профессиональных способностей будущего учителя иностранного языка представляется значимым показателем качества профессионально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: надпрофессиональные компетенции, учитель иностранного языка, межкультурное обучение, профессиональная подготовка

A. S. Shimichev

SUPRA-PROFESSIONAL COMPETENCES OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER IN ORGANIZING INTERCULTURAL INTERACTION

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Abstract. The vector of the present state of future foreign language teachers' professional training is aimed at the students' personal and professional development. At the same time, numerous studies describe a portrait of a teacher of a new formation with a number of supra-professional competences. The article defines the concept of supra-professional competences. The most popular "soft skills" of a modern specialist are considered. The nomenclature of "soft skills" of a foreign language teacher is defined on the basis of scientometric analysis of normative acts and scientific researches. Based on a survey of pedagogical areas students, it was found that the requests and aspirations of students in the field of supraprofessional competencies correspond to the personality-oriented tasks of higher education. Content analysis of the existing practices of intercultural learning allowed us to identify methods and techniques that are based on the mechanisms of students' active involvement in the educational process and the implementation

of "soft skills" of future foreign language teachers. It is concluded that the systematic use of the described methods and techniques contributes to the formation of "soft skills" of students, as well as allows to create models of educational algorithms that students can apply in their own professional and pedagogical activities. It is also noted that the totality of supra-professional competences, personal and subject-professional abilities of a future foreign language teacher is a significant indicator of the quality of professional and pedagogical activity.

Keywords: supra-professional competences, foreign language teacher, intercultural learning, professional training

Введение. Современная система профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, в частности учителей иностранного языка, находится в стадии активных преобразований. Одним из основных мероприятий в данном направлении является процесс стандартизации деятельности педагога. Введение ядра высшего педагогического образования, корреляция ФГОС ВО с Профстандартом «Педагог» определили векторы модернизации содержания обучения, требований к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ.

В новых реалиях национальной системы образования на первое место выходят личностное и профессиональное развитие обучающихся вуза, их способности и готовности к результативному функционированию в сфере обучения и воспитания. В сложившихся условиях представляются необходимыми разработка и реализация технологии профессионально-педагогической подготовки будущих учителей с акцентом на формирование не только профессиональных, но и надпрофессиональных компетенций, способствующих сохранению и росту качества деятельности педагога. Цель статьи - выявление номенклатуры надпрофессиональных компетенций учителя иностранного языка, а также возможностей их реализации в учебно-воспитательном процессе.

Актуальность исследуемой проблемы. Наукометрический анализ трудов последних лет [2], [3], [4], [5], [7] привел нас к выводу о внимании исследователей к вопросам актуализации содержания педагогического образования в части предметных компетенций. Наличие разработанного критериально-оценочного аппарата позволило достоверно оценить степень сформированности профессиональных компетенций, а имеющиеся методы и технологии - в значительной степени повысить уровень знаний, умений, мотива-ционной готовности будущего учителя.

Тем не менее, на современном этапе социального развития даже высокого уровня профессиональных и предметных компетенций оказывается недостаточно для удовлетворения жестких требований социального заказа. В этой связи отмечается значительное смещение акцентов с неизменной важности профессиональных компетенций в сторону значимости надпрофессиональных компетенций.

А. В. Гизатуллиной и О. В. Шатуновой подчеркивается широкое терминологическое поле, отражающее специфику надпрофессиональных компетенций: «мягкие навыки», «ключевые компетентности», «метапредметные умения», «навыки XXI века» и др. [4]. Однако консолидированного мнения относительно однозначной трактовки данного понятия не существует, равно как остается открытым вопрос реализации искомых компетенций в профессионально-педагогической деятельности учителя, в частности учителя иностранного языка.

Материал и методы исследования. При проведении данного исследования были применены такие общенаучные теоретические методы, как:

- наукометрический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме подготовки профессионально-педагогических кадров для средней школы;

- анализ и систематизация требований нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательный процесс в школе и вузе;

- контент-анализ существующих практик межкультурного обучения и их соотнесенности с реализацией «гибких навыков» учителя иностранного языка.

При составлении номенклатуры надпрофессиональных компетенций учителя иностранного языка использовались методы обобщения, структурирования и методического проектирования.

Результаты исследования и их обсуждение. Следует отметить, что исследователи приводят различные определения понятия «надпрофессиональные компетенции». Обобщение имеющихся трактовок данного понятия позволяет заключить, что к надпрофесси-ональным компетенциям относятся личные качества человека, обеспечивающие продуктивное взаимодействие с окружающими; умения в сфере коммуникации и управления; качества успешного лидера; навыки, полученные благодаря жизненному опыту [7]. При этом объединяющим фактором является личностно ориентированный характер надпрофессиональных компетенций, обеспечивающий высокий уровень адаптации к определенной ситуации. Так, в «Атласе новых профессий» приводятся такие навыки, имеющие надпрофесси-ональный характер, как: поликультурность и многоязычие, умение в области менеджмента проектной деятельности, работа в режиме высокой неопределенности и резкой смены обстоятельств, креативность, навыки работы с цифровыми ресурсами и инструментами, системное и критическое мышление, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки профессионального взаимодействия и др. [1]. В наибольшей степени целям данного исследования соответствует следующая дефиниция: «Надпрофессиональные компетенции - это универсальные деловые и управленческие качества индивидуума, позволяющие эффективно и/или наилучшим образом выполнять поставленные задачи и добиваться успеха» [8, а 4].

При рассмотрении вопроса о развитии надпрофессиональных компетенций особую значимость представляет проблема определения компонентного состава «гибких навыков» педагога, наиболее востребованных в современных условиях реализации учебно-воспитательного процесса в средней школе.

Данные опроса обучающихся педагогических направлений подготовки относительно топ-компетенций для успешного обучения в университете выглядят следующим образом: партнерство; анализ информации и выработка решений; коммуникативная грамотность; стрессоустойчивость; планирование и организация; саморазвитие и лидерство [10]. Представленный список интересен прежде всего тем, что отражает личную позицию студентов как субъектов образовательного процесса и будущих специалистов, способных самостоятельно принимать ответственные решения. Стоит также отметить, что этот список в значительной степени коррелирует с набором надпрофессиональных компетенций, выдвигаемых Атласом новых профессий. Рассмотрим содержание данных топ-компетенций. Исследователи утверждают, что их суть заключается в следующем: партнерство/сотрудничество отражает важность совместной работы в группах студентов, взаимовыручку; анализ информации и выработка решений - необходимость изучения большого объема информации, умение работать с научными источниками; коммуникативная грамотность - умение налаживать контакты, договариваться, выстраивать здоровую рабочую коммуникацию в группе и с преподавателями; стрессоустойчивость является необходимой в условиях большой нагрузки, сессий, дедлайнов; планирование и организация необходимы для успешной организации учебного процесса и подготовки к занятиям, контрольным работам и экзаменам; саморазвитие и лидерство отражают стремление студентов к увеличению своих знаний и умений, расширению собственных возможностей по реализации потенциала, стремлению проявить себя [8].

В контексте профессиональной подготовки специалистов в области педагогической деятельности необходимо отметить сложность однозначного дифференцирования надпрофессиональных и профессиональных компетенций. Личностные качества педагога, отраженные в «гибких» навыках, в большинстве случаев являются профессионально значимыми

характеристиками в области преподаваемого предмета. Таким образом, надпрофессио-нальные компетенции выступают в качестве одного из факторов развития профессиональных педагогических компетенций.

Сущность профессиональной подготовки современного учителя иностранных языков предъявляет особые требования к перечню формируемых надпрофессиональных компетенций. В ФГОС ВО по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) очерчен круг универсальных компетенций, необходимых будущему педагогу. Так, наиболее значимыми с позиций настоящего исследования представляются: «УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации; УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах); УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах» [6]. Универсальный характер предметной области «Иностранный язык» акцентирует приоритетное значение умений в области коммуникации, которые успешно интегрируются с наиболее востребованными, по мнению исследователей [3], надпрофессиональными компетенциями: умением решать сложные задачи, критическим мышлением, креативностью.

Нами были определены надпрофессиональные компетенции, которыми должен обладать учитель иностранных языков с учетом специфики современной образовательной ситуации.

Перечень надпрофессиональных компетенций включает следующие позиции, отражающие основные аспекты педагогической деятельности в области иноязычного образования;

1) навыки межличностного общения, в том числе на иностранном языке;

2) менеджмент личностного роста и развития;

3) оценка и критический анализ информации, поступающей из различных источников;

4) креативность;

5) эмоциональный интеллект;

6) адаптивность к переменам и умение работать в состоянии неопределенности;

7) способность принимать ответственные решения и умение нести ответственность за полученные результаты;

8) навыки аргументации и убеждения;

9) умение конструктивно решать проблемы.

Представленные надпрофессиональные компетенции относятся к различным областям, включающим коммуникацию, управление, мышление. При этом они взаимодействуют как единое целое в системе профессиональной подготовки современного учителя иностранных языков. Реализация заявленных компетенций, несомненно, находит выражение на уроке при организации межкультурного взаимодействия учащихся.

Рассмотрим наиболее востребованные в педагогической практике методы и приемы, направленные на комплексное формирование и развитие как предметных, так и надпро-фессиональных компетенций.

Организация процесса межкультурного взаимодействия на занятии по иностранному языку является сложным, многокомпонентным явлением [9], [11]. Чтобы стать активным участником «диалога культур», обучающимся необходимо пройти несколько этапов: 1) рецептивный этап, на котором студенты знакомятся с национально -культурной спецификой страны изучаемого языка, наблюдают за речевым и неречевым поведением представителей иного лингвокультурного сообщества, сравнивают и сопоставляют факты и фреймы родного и иностранного языков и культур; 2) репродуктивно-продуктивный

этап, суть которого заключается в выполнении действий по образцу, следовании сценарным планам и алгоритмам взаимодействия в различных ситуациях, приближенных к реальным; 3) продуктивно-творческий этап, когда обучающиеся решают реальные ситуации общения, принимают коммуникативные решения, действуют сообразно ситуациям.

Каждой из представленных стадий соответствуют свои приемы и методы. На основании контент-анализа наиболее распространенных образовательных практик мы отобрали те из них, которые основаны на механизмах активной вовлеченности и реализации «гибких навыков» будущих учителей иностранного языка. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Соотношение приемов и методов реализации надпрофессиональных компетенций в контексте межкультурного обучения

Надпрофессиональные компетенции учителя иностранного языка Методы и приемы межкультурного обучения

Навыки межличностного общения, в том числе на иностранном языке - ситуационный анализ; - ПОПС-формулы; - круглый стол; - дискуссия; - сторителлинг; - дебаты

Менеджмент личностного роста и развития - планирование коммуникативных актов; - разрешение проблемно-коммуникативных задач; - дебаты; - коммуникативные тренинги; - методы самостоятельной работы

Оценка и критический анализ информации, поступающей из различных источников - мозговой штурм; - кластер предположений; - ИНСЕРТ; - «Бортовой журнал»; - «Тонкие и толстые вопросы»; - майндфитнес

Креативность - проектная деятельность; - коммуникуативный тренинг; - эвристические рассуждения; - кейс-метод

Эмоциональный интеллект - лингвострановедческие и социокультурные квизы; - арт-технологии; - ассоциативные приемы; - проектная деятельность; - скетчноутинг

Адаптивность к переменам и умение работать в состоянии неопределенности - приемы антиципации; - ситуационный контент-анализ; - кейс-метод; - веб-квесты

Способность принимать ответственные решения и умение нести ответственность за полученные результаты - сосредоточенное размышление; - чейндж мнений; - ролевые игры; - искуссии; - дебаты

Навыки аргументации и убеждения - ролевые игры; - круглые столы; - дискуссии; - дебаты

Умение конструктивно решать проблемы - ролевые игры; - круглые столы; - проектные сессии

Реализация перечисленных приемов и методов работы стимулирует активное взаимодействие педагога и учащихся на занятии, создает атмосферу сотрудничества, способствует организации межкультурного общения. Стоит подчеркнуть, что комплексное использование данных приемов и методов позволяет решить две задачи: с одной стороны, формирование «гибких навыков» студентов, с другой - создание моделей реализации образовательных технологий, которые студенты могут использовать в дальнейшей трудовой деятельности. Отметим также, что обладание надпрофессиональными компетенциями в совокупности с личностными и предметно-профессиональными способностями учителя иностранного языка представляются значимыми показателями качества их будущей профессионально-педагогической деятельности.

Выводы. Таким образом, приемы и методы организации межкультурного взаимодействия, обладающие высоким интегративным потенциалом, позволяют совершенствовать надпрофессиональные компетенции современного учителя иностранных языков. При этом происходит обогащение содержательных и организационных возможностей профессиональной подготовки в области иноязычного лингвистического образования в соответствии с вызовами времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - М. : Интеллектуальная Литература, 2020. - 456 с.

2. Байханов И. Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 5. - С. 17-25.

3. Вайндорф-Сысоева М. Е., Воробчикова О. Е. Педагогический дизайн как системообразующая категория: подходы и определения [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 1(42). - Режим доступа : https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1460 (дата обращения: 10.04.2023)

4. Гизатуллина А. В., Шатунова О. В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 5. - С. 14-20.

5. Невзорова А. В. Надпрофессиональные навыки учителя общеобразовательной школы // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 311-313.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 10.04.2023)

7. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, № 8. - С. 65-89.

8. Степашкина Е. А., Суходоев А. К., Гужеля Д. Ю. Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов. - М. : НИУ ВШЭ, 2022. - 32 с.

9. Шамов А. Н., Шимичев А. С. Межкультурный подход как основа профессионально-ориентированной подготовки будущих учителей иностранного языка // Система непрерывного филологического образования: школа - колледж - вуз. Современные подходы к преподаванию дисциплин филологического цикла в условиях полилингвального образования. - Уфа : Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2022. - С. 329-332.

10. Dmitrieva E. N., Oberemko O. G., Shimichev A. S. Foreign language teacher's professional training in the culture of the information society // Freedom and Responsibility in Pivotal Times : Proceedings of International Forum «Freedom and responsibility in pivotal times» (FaR 2021), Linguistics University of Nizhny Novgorod : Future Academy. - 2021. - Vol. 125. - P. 468-480.

11. Oberemko O. G., Glumova E. P., Shimichev A. S. The Language Worldview Formation Through Learning Several Foreign Languages // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. - 2021. - Vol. 102. -P. 904-912.

Статья поступила в редакцию 14.04.2023

REFERENCES

1. Atlas novyh professij 3.0. / pod red. D. Varlamovoj, D. Sudakova. - M. : Intellektual'naya Literatura, 2020. - 456 s.

2. Bajhanov I. B. Skvoznye kompetencii v sisteme kompetencij sovremennogo pedagoga // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2022. - № 5. - S. 17-25.

3. Vajndorf-Sysoeva M. E., Vorobchikova O. E. Pedagogicheskij dizajn kak sistemoobrazuyushchaya kate-goriya: podhody i opredeleniya [Elektronnyj resurs] // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2023. - T. 11, № 1(42). -Rezhim dostupa : https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1460 (data obrashcheniya: 10.04.2023)

4. Gizatullina A. V., SHatunova O. V. Nadprofessional'nye navyki uchitelej: soderzhanie i vostrebovannost' // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2019. - № 5. - S. 14-20.

5. Nevzorova A. V. Nadprofessional'nye navyki uchitelya obshcheobrazovatel'noj shkoly // Problemy sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2020. - № 67-4. - S. 311-313.

6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 fevralya 2018 g. № 125 «Ob utverzhdenii fe-deral'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu pod-gotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki)» (s izmeneniyami i dopolneni-yami). Redakciya s izmeneniyami № 1456 ot 26.11.2020 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (data obrashcheniya: 10.04.2023)

7. Stepanova L. N., Zeer E. F. Soft skills kak prediktory zhiznennogo samoosushchestvleniya studentov // Obrazovanie i nauka. - 2019. - T. 21, № 8. - S. 65-89.

8. Stepashkina E. A., Suhodoev A. K., Guzhelya D. Yu. Issledovanie profilya nadprofessional'nyh kompetencij, vostrebovannyh vedushchimi rabotodatelyami pri prieme na rabotu studentov i vypusknikov universitetov I molodyh specialistov. - M. : NIU VSHE, 2022. - 32 s.

9. Shamov A. N., Shimichev A. S. Mezhkul'turnyj podhod kak osnova professional'no-orientirovannoj podgotovki budushchih uchitelej inostrannogo yazyka // Sistema nepreryvnogo filologicheskogo obrazovaniya: shkola -kolledzh - vuz. Sovremennye podhody k prepodavaniyu disciplin filologicheskogo cikla v usloviyah polilingval'nogo obrazovaniya. - Ufa : Bashkirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. M. Akmully, 2022. - S. 329-332.

10. Dmitrieva E. N., Oberemko O. G., Shimichev A. S. Foreign language teacher's professional training in the culture of the information society // Freedom and Responsibility in Pivotal Times : Proceedings of International Forum «Freedom and responsibility in pivotal times» (FaR 2021), Linguistics University of Nizhny Novgorod : Future Academy. - 2021. - Vol. 125. - P. 468-480.

11. Oberemko O. G., Glumova E. P., Shimichev A. S. The Language Worldview Formation Through Learning Several Foreign Languages // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. - 2021. -Vol. 102. - P. 904-912.

The article was contributed on Aptil 14, 2023 Сведения об авторе

Шимичев Алексей Сергеевич - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой европейских языков и методики их преподавания Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, Россия, https://orcid.org/0000-0001-6526-4080, [email protected]

Author Information

Shimichev, Aleksey Sergeevich - Candidate of Pedagogics, Head of the Department of European Languages and Methods of their Teaching, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia, https://orcid.org/0000-0001-6526-4080, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.