14. Meltzoff A. N., Kuhl P. K., Movellan J., Sejnowski T. J. Foundations for a new science of learning, Science, 2009, no. 325 (5938), pp. 284-288. (In English)
15. Merchant Z., Goetz E. T., Cifuentes L., Keeney-Kennicutt W., Davis T. J. Effectiveness of virtual reality-based instruction on students' learning outcomes in K-12 and higher education: A metaanalysis, Computers & Education, 2014, vol. 70, pp. 29-40. (In English)
Вербицкая Наталья Олеговна, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Екатеринбург, e-mail: [email protected]
Verbitskaya Natalya Olegovna, Professor of the Department of Labor Economics and Personnel Management, Ural State Economic University, Doctor of Pedagogy, Professor, Russian Federation, Yekaterinburg, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Звягинцева, Е. П. Развитие трех видов навыков в ходе иноязычной подготовки будущих специалистов для экономики России / Е. П. Звягинцева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 40-46.
УДК 378 ББК 74.58
РАЗВИТИЕ ТРЕХ ВИДОВ НАВЫКОВ В ХОДЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Е. П. Звягинцева
В статье рассматриваются наиболее востребованные на современном этапе развития экономики и общества виды навыков профессионала, обучение которым возможно в высшей школе. Проведенный анализ научной литературы и исследований показывает, что в ближайшем будущем вырастет спрос на специалистов с гибкими и глобальными навыками. Доказывается, что реализация задач в области подготовки профессионала высокого уровня возможна в том числе через освоение дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Представленные в рамках иноязычной профессионально ориентированной подготовки студентов дидактические модули (циклы) включают в себя развитие профессиональных, надпрофессиональных и глобальных навыков. Предлагается ряд педагогических условий, выполнение которых может способствовать подготовке конкурентоспособного специалиста, обладающего всеми тремя видами упоминаемых навыков.
Ключевые слова: иноязычная подготовка, высшая школа, навыки, студенты, обучение.
Вопросы развития человека всегда интересовали не только психолого-педагогическое сообщество, но и любого здравомыслящего человека. Огромный пласт исследований по этому вопросу выдвигают последователи идеи развития индивида, под которым понимаются овладение собственной природой, психическими процессами личности и ее поведением в ходе использования психологических орудий — средств, ориентированных на саму личность (Г. Гегель); раскрытие эго и внутренних сил
субъекта (А. Дистервег); «развитие как саморазвитие» (культурно-историческая концепция Л. С. Выготского) [1].
Вместе с тем определение понятия «развитие» можно рассматривать еще и с разных научных позиций. Например, философия трактует развитие как «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, в результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава
или структуры» [2, с. 542] (т. е. через призму возникновения, трансформации или исчезновения его элементов и связей). С точки зрения социологии развитие является последовательностью изменений, приводящих к новому качественному состоянию субъекта, повышающих его социальную ценность [3]. В психологическом словаре развитие определяется как «закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях» [4, с. 294].
Сложно не согласиться с толкованием понятия «развитие», которые предложили И. Ф. Бережная и А. В. Белошицкий: развитие в большей степени связано с саморазвитием, при этом данный процесс является внутренне детерминированной «актуализацией личностью своих потенциалов, формирования и совершенствования свойств, с последующим преобразованием их в личностно значимые, социально и профессионально важные качества, на основе инициирования и реализации собственной активности под влиянием внешних условий» [5, с. 240]. Профессионально ориентированное обучение студентов вуза соответствует, по сути, данному определению, хотя развитие студентов, включающее в себя прежде всего их саморазвитие, сложно представить без двух не менее важных компонентов дидактического цикла: усвоения знаний и их интеграции в канву практики. Все три конструкта в комплексе позволяют констатировать достижение обучающимся требуемого уровня профессиональной подготовки в эпоху цифровизации, в частности применимы к иноязычной подготовке студентов.
Первый модуль — усвоение — ориентирован прежде всего на определение и введение базовых знаний выбранной студентом специализации на иностранном языке, работу над развитием навыков с целью их использования как в обычном общении, так и при освещении профессиональных вопросов. Педагог и обучаемые вовлечены в активный тимбилдинг, поэтому целесообразно использовать такие виды вербального взаимодействия, как работа в составе пары или микрогруппы, выполнение заданий состязательного характера в относительно больших группах, распределение позиций в ролевых играх, поиск решения простых кейсов и т. д. Данные виды учебной работы не только способствуют выработке профессиональных знаний и навыков; в ходе коммуникативной деятельности они развивают психологические качества, которые будут востребованы на рабочем месте,
такие как: сотворческая деятельность и колла-борация, работа в команде, толерантность, чувство локтя и т. д.
Второй модуль в данном дидактическом цикле — интеграция — ориентирован на овладение студентами профессиональной терминологией, ее внедрение в структуру общий знаний в рамках профессиональной подготовки. Достичь данной цели можно путем активного вовлечения студентов в различные мероприятия, которые могут быть организованы профилирующими кафедрами самостоятельно или совместно с другими подразделениями вуза (психологической службой, отделом развития карьеры и т. д.). Кроме того, реализация второго модуля сопряжена с различными видами творческих профессионально ориентированных проектов и включает в себя: посещение разнообразных тематических выставок, вебинаров, виртуальных экскурсий; поиск нужной информации во время веб-квестов; умение доносить результаты своего научного или профессионально значимого поиска на конференциях, круглых столах; презентационные навыки через визуализацию идей и т. д. Когнитивная составляющая учебной деятельности данного модуля является приоритетной.
Третий модуль (развитие) ориентирован на более высокий уровень владения профессиональными (в первую очередь теоретическими) знаниями, широкий кругозор, способность студента общаться на рабочие темы. При реализации данного модуля не обойтись без активного использования современных средства коммуникации: программ Skype, Zoom, Teams в ходе проведения онлайн-конференций, видеомостов, вебинаров и т. д. Мероприятия данного модуля могут быть включены в программу: 1) как отдельные элементы (что позволяет работать над повышением уровня профессиональной компетентности); 2) как средства реализации различных программ академической мобильности вузов разных стран и как средства развития межкультурных связей (в этом случае ценность подобных мероприятий возрастает многократно, особенно в период пандемийной турбулентности, о чем свидетельствует резкий переход к удаленному формату педагогического взаимодействия во всех учебных заведениях в 2020 г.).
Положительных результатов можно ожидать в том случае, если все три модуля дидактического цикла используются последовательно и поэтапно, тщательно отрабатываются все его элементы и мероприятия. Неоспоримым достоинством предлагаемой системы является ее
вариативность. В зависимости от уровня сформированное™ своих профессиональных компетенций студенты группы могут быстрее или медленнее осуществлять переход с одного модуля на другой. Преподавателю отводится роль «дирижера», помогающего в ориентации вектора личностного и профессионального развития студента во время обучения в вузе. Кроме того, дидактические модули можно считать целостной системой при подготовке специалистов будущего в определенных направлениях профессиональной деятельности (в первую очередь в бакалавриате).
Осветив понятие «развитие», можно более конкретно рассмотреть отдельные востребованные в эпоху софтизации навыки, поскольку каждая профессия включает их в себя наряду со знаниями, необходимыми для выполнения определенных профессиональных задач. Именно навыки помогают решать эти задачи грамотно, быстро и качественно. К ним относятся так называемые hard, soft и global skills [в переводе с англ. — профессиональные (устойчивые), надпрофессио-нальные (гибкие) и глобальные навыки]. Развитие
у студентов первой группы навыков (т. е. профессиональных) возможно только в ходе сращения теории и практики, поэтому популярность программ включенного обучения (чередование трех учебных и трех рабочих дней в неделю) будет только возрастать, а вузы, интегрирующие в образовательные программы обязательную производственную практику, станут более конкурентными и привлекательными для абитуриентов. Исследования, проводимые в Бостонском колледже (США), доказывают, что сотрудники с развитой второй группой навыков (гибкие навыки) все больше привлекают работодателей, так как эффективность такого служащего на рабочем месте возрастает на 12 %, а возврат вложенных инвестиций увеличивается на 250 %. Кроме того, на Западе растет спрос на специалистов с гибкими навыками, особенно в сфере управления [6] (рис. 1), поскольку не за горами активное внедрение искусственного интеллекта, и умение работать и взаимодействовать с ним в новых условиях станет неотъемлемым требованием работодателей в скором времени.
Специальности, где внедряется автоматизация процессов и искусственного интеллекта, % *** Административная работа Электронная торговля Управление персоналом
0 10 20 30 40 50 60 70
Рис. 1. Данные опроса трех тысяч руководителей в странах Запада (источник: МсКтсеу & Со)
Чаще всего в современной психологиче- ность, лидерские качества, тайм-менеджмент,
ской и экономической литературе упоминаются поиск и отбор информации, проактивность,
такие гибкие навыки, как грамотная коммуни- межкультурная компетентность. Кроме того,
кация, развитый социальный интеллект, само- новый вид навыков (глобальные) становится все
менеджмент, эффективное мышление, креатив- более популярным. К ним относят личностные
качества, базовые знания (осмысленное чтение, письмо, математическая грамотность), умение проявлять знания межкультурной коммуникации, включаться в активную коллаборацию, иметь креативное и критическое мышление, развитый эмоциональный интеллект, саморегуляцию, цифровые компетенции, презентационные навыки [7]. Это объясняется тем, что мир становится все более гомогенным, процессы глобализации стремительно расширяются и отвоевывают все большие доли рынков у локальных компаний.
Определение навыков, специфики их развития становится особенно актуальным в условиях вовлечения современной системы подготовки специалистов для экономики страны в цифровую реальность. Это происходит по нескольким причинам:
1) ужесточаются требования работодателей к претендентам на рабочее место;
2) все более заметной становится конкуренция в профессиональной сфере, что заставляет вузы поднимать планку компетенций выпускников все выше и выше;
3) глобальные навыки будут считаться универсальными в любой сфере деятельности, в которую вовлечены люди из разных стран, точно так же, как и единый язык международного общения, коим на данном этапе считается английский.
В связи с этим высшей школе можно предложить следующие направления деятельности:
1) определение актуальных навыков настоящего и ближайшего будущего;
2) комплексное развитие конкретных навыков в процессе обучения студентов (в том числе языку специальности);
3) помощь в поисках достойного места работы своим выпускникам;
4) поддержка по наращиванию компетенций в процессе профессиональной деятельности через возможность участия в программах повышения квалификации (поствузовская подготовка).
При такой континуальной поддержке со стороны вуза выпускники смогут осуществлять плавный переход от одного вида деятельности (учебная) к другому (профессиональная), а время адаптации сократится.
Как показывают эмпирические исследования, круг профессионально значимых качеств вполне поддается формированию и развитию в ходе обучения в вузе. Лучше всего это можно сделать при освоении учебной дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере», так как ее изучение носит кумулятив-
ный, практический, метапредметный характер. Во время занятий иностранным языком у студентов (при грамотно организованной методической поддержке со стороны преподавателя) можно развивать качества, нашедшие отражение в про-фессиограмме экономической деятельности [8], и обеспечивающие успешность ее выполнения. В первую очередь речь идет о хорошо развитой концентрации и умении переключать внимание; высоком уровне развития памяти и математических (счетных) способностей; приобретении навыков работы в условиях аврала, дефицита времени и/или информационных ресурсов; способности справляться с длительными, монотонными видами деятельности; развитом аналитическом мышлении, усидчивости, обязательности, ответственности, аккуратности, исполнительности, общей эрудированности, предприимчивости (деловой хватке), эмоционально-психической устойчивости, коммуникабельности, уверенности в себе и своих силах. Метод кейс-стади, проведение деловых и ролевых игр на иностранном языке, выполнение домашних творческих заданий, веб-квесты, проектная деятельность, методы «перевернутого класса» и т. д. способны развивать все три вида навыков (табл. 1).
К сожалению «эталонные параметры» квалификационных характеристик не всегда соответствуют заданному уровню подготовки специалиста в современной высшей школе. Данное рассогласование основано на позиции двух сторон: «заказчиков» (представителей организаций) и «поставщиков» (работников вуза). В итоге ситуация складывается следующим образом: часто работодатель бывает вынужден доучивать, а иногда и переучивать выпускников вуза за свой счет, теряя не только время, но и деньги. При этом разочарование демонстрируют все: работодатель теряет ресурсы на этапе корректировки специальных знаний в сфере своей деятельности, а бывший студент обижен на вуз, который готовил к профессиональной деятельности (многих — за деньги), а на практике оказалось, что теоретические знания зачастую устаревают прежде, чем выпускник начинает свою профессиональную деятельность, при этом наблюдается несовпадение возможностей вчерашних студентов с требованиями хозяйствующего субъекта.
Вернемся к анализу профессиограммы. Опираясь на мнения экспертов в области определения профессионально значимых качеств специалиста, можно проследить корреляцию между интегративными качествами личности и успешной деятельностью. На основе данной
корреляции выделим семь профессионально значимых качеств для успешной деятельности любого специалиста: к ним относятся профессиональные знания, умения и навыки; осоз-
нанная направленность деятельности в рамках своей специальности; проактивность; ответственность; адаптивность; психологическая устойчивость; коммуникативность [9].
Таблица 1
Дидактические модули профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов, включающие развитие трех видов навыков
Модуль Мероприятия Развиваемые навыки1
П НП Гл
УСВОЕНИЕ Выполнение групповых и индивидуальных заданий (в том числе в рамках самостоятельной работы) в соответствии с требованиями РПД2 + +
Работа с базой данных по изучаемой дисциплине и представление информации с использованием РРР3 + + +
Участие в открытых междисциплинарных занятиях / внеаудиторных мероприятиях с применением soft-поддержки + + +
Самоанализ уровня развития профессиональной компетенции с помощью различных методов педагогического исследования (включая технологии автоматической обработки данных), уровня социального интеллекта и эффективного мышления + +
ИНТЕГРАЦИЯ Усвоение профессиональных терминов и понятий на иностранном языке согласно РПД +
Выполнение индивидуальных, а также групповых заданий, ориентированных на развитие навыков командной работы + +
Работа с различными видами информационных источников, в том числе аутентичных (на иностранном языке) + + +
Участие в учебных и внеучебных мероприятиях вуза через развитие презентационных навыков, креативности и самоменеджмента + +
Разработка и представление индивидуального творческого проекта на основе полученных междисциплинарных знаний/навыков + + +
Вовлечение студентов в мероприятия по оценке уровня развития их профессиональной компетенции на основе различных методов + + +
РАЗВИТИЕ Выполнение групповых и индивидуальных заданий высокой сложности по изучаемой дисциплине +
Разработка и представление студентом индивидуального творческого проекта (через все виды коммуникативных средств) + + +
Подготовка информационных устных и письменных сообщений на общекультурные, межкультурные и профессиональные темы + + +
Участие в локальных, межвузовских, всероссийских и международных профессиональных проектах (в том числе в условиях иной культурной среды) + + +
Совместная (преподавателя и студента) оценка уровня развития профессиональных компетенций обучаемого, выявление перспектив использования навыков коллаборации + + +
Работа с различными видами источников информации на разных цифровых платформах + + +
1 П — профессиональные навыки. НП — надпрофессиональные (гибкие) навыки. Гл — глобальные навыки.
2 РПД — рабочая программа дисциплины.
3 РРР (PowerPoint Presentation) — программа для создания и просмотра электронных презентаций.
Высшей школе приходится прилагать максимальные усилия, для того чтобы переход из статуса выпускника (вчерашнего студента) в востребованного специалиста происходил по возможности быстро и качественно, без больших проблем. Помочь в решении данной за-
дачи способны современные компьютерные технологии, которые прочно вошли в систему подготовки специалистов, влияя на процессы приобретения профессиональных знаний и их последующего расширения [10]. Кроме того, нужно определить и выполнять педагогические
условия, которые помогали бы в развитии всех трех видов навыков в ходе иноязычной подготовки будущих специалистов для экономики России: во-первых, это осознанный характер передачи и получения знаний (здесь способна помочь таксономия Блума); во-вторых, активная интеграция всех полученных и получаемых знаний наряду с развитием коллаборационных навыков как у студентов, так и у преподавателей; в-третьих, создание образовательных программ по системе «включенного обучения» (теория и практика — 50/50); в-четвертых, постоянный интеллектуальный фитнес, которым занимаются все участники образовательного процесса вузов.
Профессиональное развитие невозможно осуществить без учебно-профессиональной деятель-
ности, где основой является процесс постановки и решения студентами профессиональных задач. Движущей силой профессионально-личностного развития в этом процессе может быть осознанная потребность человека «стать собой», т. е. на практике реализовать по максимуму собственное «я» в профессиональной деятельности. Возможно, это и есть профессиональная самоактуализация индивида. Она становится возможной в процессе разрешения диалектических противоречий, когда человек включается в ситуацию выбора, принимая или отвергая свою профессию как форму социализации и индивидуализации. Задача профессорско-преподавательского состава вуза в этом случае заключается в поиске оптимальных средств поддержки студента на его пути к самоактуализации.
Библиографический список
1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — 5-е изд., испр. — Москва : Лабиринт, 1999. — 352 с. — ISBN 5-87604-097-5.
2. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев [и др.]. — 2-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, 1989. — 815. с. — ISBN 5852700304.
3. Федорова, Л. Л. Теория речевой коммуникации и грамматика диалога / Л. Л. Федорова // Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии : науч.-метод. матер. — Санкт-Петербург : ООО «Книжный Дом», 2007. — С. 103-134.
4. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова [и др.] ; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. — Москва : Педагогика, 1983. — 448 с.
5. Бережная, И. Ф. Профессиональное развитие специалиста в образовательном процессе вуза / И. Ф. Бережная, А. В. Белошицкий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2010. — Вып. 5 (85). — С. 239-244.
6. Почему программистам не обойтись без «гибких навыков» // РБК : [сайт]. —2021. — URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5eaff3b09a79470a6106398a (дата обращения: 18.06.2021).
7. Современные дети должны обладать глобальными навыками // Вечерняя Москва. — 2018. — 25 февраля.
8. Макавчик, В. О. Языковая подготовка: коммуникативный подход / В. О. Макавчик, В. В. Максимов // Сибирь. Философия. Образование : научно-публицистический альманах. — 2002. — Вып. 6. — С. 47-59.
9. Архипова, Е. И. Формирование иноязычного лексикона специалиста в интегративном обучении иностранному языку и дисциплинам профессиональной направленности : моногр. / Е. И. Архипова. — Ижевск : Изд-во ИжГТУ, 2009. — 172 с.
10. Швачко, Е. В. Глобальные сценарии развития образования в XXI веке / Е. В. Швачко, И. Д. Тузовский // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2018. — Т. 10. — № 3 (41). — C. 75-84.
For citation: Zvyagintseva, E. P. Development of three kinds of skills during the foreign language training of future specialists for the russian economy / E. P. Zvyagintseva // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 3 (31). — P. 40-46.
DEVELOPMENT OF THREE KINDS OF SKILLS DURING THE FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS FOR THE RUSSIAN ECONOMY
E. P. Zvyagintseva
The article examines the types of professional skills that are most in demand at the present stage of development of the economy and society, the training of which is possible in higher education.
The analysis of scientific literature and research shows that in the near future the demand for specialists with flexible and global skills will increase. It is proved that the implementation of tasks in the field of training a high-level professional is possible, including through the development of the discipline «Foreign language in the professional sphere». The didactic modules (cycles) presented in the framework of the foreign language professionally oriented training of students include the development of professional, supra-professional and global skills. A number of pedagogical conditions are proposed, the fulfillment of which can contribute to the preparation of a competitive specialist who possesses all three types of the mentioned skills.
Key words: foreign language training, higher school, skills, students, training.
References
1. Vygotsky L. S. Myshlenie i rech', 5-e izd., ispr. [Thinking and speech, 5th ed.]. Moscow, Labyrinth, 1999, 352 p. — ISBN 5-87604-097-5. (In Russian)
2. Averintsev S. S., Arab-Ogly E. A., Ilyichev L. F. [and others] Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Sov. encyclopedia, 1989, 815 p., ISBN 5852700304. (In Russian)
3. Fedorova L. L. Teorija rechevoj kommunikacii i grammatika dialoga [Theory of speech communication and the grammar of dialogue], Nauch.-metod. mater. «Kommunikativnye strategii kul'tury i gumanitarnye tehnologii» [Scientific method. mater «Communicative strategies of culture and humanitarian technologies»]. St. Petersburg, OOO «Knizhnyj Dom», 2007, pp. 103-134. (In Russian)
4. Davydov V. V., Zaporozhets A. V., Lomov B. F. [and others] Psihologicheskij slovar' [Psychological dictionary]. Moscow, Pedagogy, 1983, 448 p. (In Russian)
5. Berezhnaya I. F., Beloshitskiy A. V. Professional'noe razvitie specialista v obrazovatel'nom processe vuza [Professional development of a specialist in the educational process of the university] Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities], 2010, Vol. 5 (85), pp. 239-244. (In Russian)
6. Pochemu programmistam ne obojtis' bez «gibkih navykov». RBK, 2021, available at: https:// trends.rbc.ru/trends/education/5eaff3b09a79470a6106398a (accessed: 18.06.2021). (In Russian)
7. Sovremennye deti dolzhny obladat' global'nymi navykami. Vechernjaja Moskva, 2018, 25 fevralja. (In Russian)
8. Makavchik V. O., Maksimov V. V. Jazykovaja podgotovka: kommunikativnyj podhod [Language training: a communicative approach], Sibir'. Filosofija. Obrazovanie: nauchno-publicisticheskij al'manah [Siberia. Philosophy. Education: scientific and journalistic almanac], 2002, issue 6, pp. 47-59. (In Russian)
9. Arkhipova, E. I. Formirovanie inojazychnogo leksikona specialista v integrativnom ob-uchenii inostrannomu jazyku i disciplinam professional'noj napravlennosti: monogr. [Formation of a foreign language lexicon of a specialist in integrative teaching of a foreign language and disciplines of a professional orientation: monograph]. Izhevsk, Izd-vo IzhGTU, 2009, 172 p. (In Russian)
10. Shvachko E. V., Tuzovskij I. D. Global'nye scenarii razvitija obrazovanija v XXI veke [Global scenarios for the development of education in the XXI century], Sovremennaja vysshaja shkola: inno-vacionnyj aspect [Modern higher school: an innovative aspect], 2018, vol. 10, no. 3 (41), pp. 75-84. (In Russian)
Звягинцева Елена Петровна, доцент департамента английского языка и профессиональной коммуникации ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кандидат педагогических наук, доцент, Российская Федерация, г. Москва, е-тай: [email protected]
Zvyagintseva Elena Petrovna, Associate Professor of the Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Moscow, e-mail: [email protected]