Научная статья на тему 'Развитие надпрофессиональных и личностных навыков студентов педагогических вузов'

Развитие надпрофессиональных и личностных навыков студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / подготовка учителя будущего / self-skills / самоопределение / education / future teacher training / self-skills / self-determination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимур Тальгатович Газизов, Надежда Филипповна Долганова, Елена Евгеньевна Сартакова

В процессе становления современной системы российского образования одной из наиболее актуальных проблем является проблема кадрового обеспечения комплексных структурных изменений данной сферы общества. В условиях мультикультурного контекста и современной образовательной парадигмы важнейшим является вопрос подготовки школьного учителя. В статье систематизировано научное знание о современных образовательных результатах (hard-skills, soft-skills, self-skills), предлагается обоснование понятий надпредметных и личностных умений. Систематизированы отдельные инновационные идеи в области организации образовательного процесса в современных вузах: 1) вариативные модели обучения, направленные на формирование у студентов поколения Z личностных и надпредметных навыков: T-shaped model (T-модель), обеспечивающая в горизонтальной плоскости формирование мягких навыков (soft-skills), в вертикальной – предметно-специализированные и профессиональные навыки (hard-skills); V-модель высшего образования, направленная на создание условий для становления творческих специалистов, обладающих умениями непрерывного саморазвития (self-skills); 2) элементы методик формирования у студентов soft-skills, в том числе связанные с различными методами мотивации, организацией процесса коммуникации, использованием специализированных средств обучения, навыков эмоционального интеллекта и др.; 3) модель «Soft-skills педагога», обладающего готовностью к осуществлению образовательного процесса, направленного на формирование у студентов различных образовательных результатов (hard-skills, soft-skills, self-skills) и др. В статье на основании опыта Томского государственного педагогического университета предлагается обоснование процесса формирования надпрофессиональных и личностных навыков студентов педагогического вуза средствами рефлексивно-деятельностного подхода как теоретического основания для проектирования механизмов, обеспечивающих развитие (саморазвитие) потенциала субъекта, способного к самоопределению. Логичным представляется развитие личностных навыков обучающихся с точки зрения их устремления к появлению детерминации своей собственной позиции в любой проблемной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимур Тальгатович Газизов, Надежда Филипповна Долганова, Елена Евгеньевна Сартакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of supraprofessional and personal skills of students of pedagogical universities

In the process of formation of the modern system of Russian education, one of the most urgent problems is the problem of staffing complex structural changes in this sphere of society. In a multicultural context and the modern educational paradigm, the most important issue is the preparation of a school teacher. The article systematizes scientific knowledge about modern educational outcomes (hard-skills, soft-skills, self-skills), provides a rationale for the concepts of over-subject and personal skills. Separate innovative ideas in the field of organization of the educational process in modern universities are systematized: –skills), in the vertical plane – subject-specialized and professional skills (hard-skills); V-model of higher education, aimed at creating conditions for the formation of creative specialists with the skills of continuous self-development (self-skills); 2) elements of methods for the formation of soft-skills among students, including those related to various methods of motivation, organization of the communication process, the use of specialized teaching aids, emotional intelligence skills, etc. a process aimed at developing various educational outcomes for students (hard-skills, soft-skills, self-skills), etc. Based on the experience of Tomsk State Pedagogical University, the article proposes a substantiation of the process of forming the professional and personal skills of students of a pedagogical university by means of a reflexive-activity approach as a theoretical basis for designing mechanisms that ensure the development (self-development) of the potential of a subject capable of self-determination. It seems logical to develop the personal skills of students in terms of their striving for the emergence of the determination of their own position in any problem situation.

Текст научной работы на тему «Развитие надпрофессиональных и личностных навыков студентов педагогических вузов»

Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 5 (229). С. 66-75.

Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2023, vol. 5 (229), pp. 66-75.

УДК 378

https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-5-66-75

Развитие надпрофессиональных и личностных навыков студентов педагогических вузов

Тимур Тальгатович Газизов1, Надежда Филипповна Долганова2, Елена Евгеньевна Сартакова3

1-3 Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия

1 gtt@tspu.edu.ru

2 dolganovanf@tspu.edu.ru

3 lopolit@rambler.ru

Аннотация

В процессе становления современной системы российского образования одной из наиболее актуальных проблем является проблема кадрового обеспечения комплексных структурных изменений данной сферы общества. В условиях мультикультурного контекста и современной образовательной парадигмы важнейшим является вопрос подготовки школьного учителя. В статье систематизировано научное знание о современных образовательных результатах (hard-skills, soft-skills, self-skills), предлагается обоснование понятий надпред-метных и личностных умений. Систематизированы отдельные инновационные идеи в области организации образовательного процесса в современных вузах: 1) вариативные модели обучения, направленные на формирование у студентов поколения Z личностных и надпредметных навыков: T-shaped model (T-модель), обеспечивающая в горизонтальной плоскости формирование мягких навыков (soft-skills), в вертикальной - предметно-специализированные и профессиональные навыки (hard-skills); V-модель высшего образования, направленная на создание условий для становления творческих специалистов, обладающих умениями непрерывного саморазвития (self-skills); 2) элементы методик формирования у студентов soft-skills, в том числе связанные с различными методами мотивации, организацией процесса коммуникации, использованием специализированных средств обучения, навыков эмоционального интеллекта и др.; 3) модель «Soft-skills педагога», обладающего готовностью к осуществлению образовательного процесса, направленного на формирование у студентов различных образовательных результатов (hard-skills, soft-skills, self-skills) и др.

В статье на основании опыта Томского государственного педагогического университета предлагается обоснование процесса формирования надпрофессиональных и личностных навыков студентов педагогического вуза средствами рефлексивно-деятельностного подхода как теоретического основания для проектирования механизмов, обеспечивающих развитие (саморазвитие) потенциала субъекта, способного к самоопределению. Логичным представляется развитие личностных навыков обучающихся с точки зрения их устремления к появлению детерминации своей собственной позиции в любой проблемной ситуации.

Ключевые слова: образование, подготовка учителя будущего, self-skills, самоопределение

Для цитирования: Газизов Т. Т., Долганова Н. Ф., Сартакова Е. Е. Развитие надпрофессиональных и личностных навыков студентов педагогических вузов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 5 (229). С. 66-75. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-5-66-75

Development of supraprofessional and personal skills of students of pedagogical universities

Timur T. Gazizov1, Nadezhda F. Dolganova2, Elena E. Sartakova3

1-3 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

1 gtt@tspu.edu.ru

2 dolganovanf@tspu.edu.ru

3 lopolit@rambler.ru

Abstract

In the process of formation of the modern system of Russian education, one of the most urgent problems is the problem of staffing complex structural changes in this sphere of society. In a multicultural context and the modern

© Т. Т. Газизов, Н. Ф. Долганова, Е. Е. Сартакова, 2023

educational paradigm, the most important issue is the preparation of a school teacher. The article systematizes scientific knowledge about modern educational outcomes (hard-skills, soft-skills, self-skills), provides a rationale for the concepts of over-subject and personal skills. Separate innovative ideas in the field of organization of the educational process in modern universities are systematized: -skills), in the vertical plane - subject-specialized and professional skills (hard-skills); V-model of higher education, aimed at creating conditions for the formation of creative specialists with the skills of continuous self-development (self-skills); 2) elements of methods for the formation of soft-skills among students, including those related to various methods of motivation, organization of the communication process, the use of specialized teaching aids, emotional intelligence skills, etc. a process aimed at developing various educational outcomes for students (hard-skills, soft-skills, self-skills), etc.

Based on the experience of Tomsk State Pedagogical University, the article proposes a substantiation of the process of forming the professional and personal skills of students of a pedagogical university by means of a reflexive-activity approach as a theoretical basis for designing mechanisms that ensure the development (self-development) of the potential of a subject capable of self-determination. It seems logical to develop the personal skills of students in terms of their striving for the emergence of the determination of their own position in any problem situation.

Keywords: education, future teacher training, self-skills, self-determination

For citation: Gazizov T. T., Dolganova N. F., Sartakova E. E. Razvitiye nadprofessional'nykh i lichnostnykh navykov studentov pedagogicheskikh vuzov [Development of supraprofessional and personal skills of students of pedagogical universities]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2023, vol. 5 (229), pp. 66-75 (in Russ.). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-5-66-75

Введение

В процессе становления современной системы российского образования одной из наиболее актуальных проблем является проблема кадрового обеспечения комплексных структурных изменений данной сферы общества. В условиях мультикуль-турного контекста и современной образовательной парадигмы важнейшим является вопрос подготовки школьного учителя. Уже очевидно, что в условиях информационного общества российский педагог должен обладать определенным набором образовательных результатов. Согласно ФГОС высшего образования, это универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые обеспечивают реализацию таких общетрудовых функций, как обучение, развитие и воспитание подрастающего поколения.

В то же время в теории и практике высшего и профессионального образования общепринят тезис о необходимости формирования надпрофессио-нальных навыков (soft-skills) специалистов, а также развития определенных личностных качеств, которые способствовали оптимальной реализации профессиональной педагогической деятельности в соответствии с современными требованиями социума и государства. Эта идея не нова. По данной проблематике существует множество междисциплинарных исследований [1-4], устоявшимся данное понятие стало после исследований, проведенных компанией Millennial Branding в 2013 г., в результате которых было выявлено четыре основных личностных качества, обеспечивающих эффективную деятельности менеджеров: коммуникабельность, позитивное мышление, гибкость, умение работать в команде (Wheatman, 2013). В разное время к этим «4 К» относили такие качества, как

коммуникативные навыки, помогающие выстраивать взаимоотношения между людьми (Robles, 2012); навыки, составляющие эмоциональный интеллект, способность личности осуществлять поведенческие и когнитивные задачи (Cinque, 2016); умение комплексного решения проблем, критическое мышление, творческий подход, умение управлять людьми и др.

В российской науке за последние годы появился достаточный массив литературы по данной проблематике (Жадько, Безруких, 2011; Короткая, Попова, Яркова, Черкасова, 2016; Петров, Махаро-блидзе, 2017; Богомолова, Гут, 2020; Сорокопуд, Амчиславская, Ярославцева, 2021; Кистина, 2022 [6-12]). Так называемые soft-skills активно внедряются в сферу образования. Эта идея в достаточной степени отражена средствами тех универсальных компетенций, которые продекларированы в стандартах по направлению бакалавриата 440300 и магистратуры 440000 «Образование и педагогические науки». Так, к числу универсальных компетенций отнесены системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие и др. Одно из последних значимых исследований в этой области было осуществлено Департаментом оценки и методологии АНО «Россия - страна возможностей» в 2022 г. (Степашкина и др., 2022). В то же время само понятие soft-skills трактуется различными группами специалистов по-разному. Некоторое несоответствие связано с различными подходами в интерпретации данного понятия со стороны представителей в области образования, работодателей, ученых [13]. Последние наряду с английским термином soft-skills в близком

значении используют такие термины, как «гибкие навыки» (Яркова, Черкасова, 2016), «мягкие навыки» (Жадько, Безруких, 2011) или «надпрофессио-нальные навыки/компетенции» (Степашкина и др., 2022) [12, 6, 14]. Мы поддерживаем точку зрения Е. А. Степашкиной, А. К. Суходоева, Д. Ю. Гуже-ля, что «надпрофессиональные компетенции - это универсальные деловые и управленческие качества индивидуума, позволяющие эффективно и/или наилучшим образом выполнять поставленные задачи и добиваться успеха» [14, с. 4].

С нашей точки зрения, может быть актуализирована следующая научная задача: каковы сущностные характеристики надпрофессиональных и личностных навыков, которые бы способствовали успешности выпускника в области реальной педагогической деятельности?

Следовательно, цель данной работы - обосновать процесс формирования надпрофессиональных и личностных навыков в образовательном процессе педагогического вуза (на примере опыта Томского государственного педагогического университета).

Материал и методы

Методологическими ориентирами на различных этапах исследования являлись основные положения системного (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. П. Беспалько, А. А. Веряев, Э. Г. Юдин и др.), компететностного (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. Ф. Радионова, А. В. Хуторской и др.), рефлек-сивно-деятельностного подходов (Н. Г. Алексеев, В. В. Давыдов, Ю. В. Громыко, И. С. Ладен-ко, В. В. Рубцов, И. Н. Семёнов, Г. П. Щедровиц-кий и др.).

Использование компетентностного подхода обусловлено принципиальными изменениями в организации образовательного процесса, в том числе в условиях проектирования таких образовательных результатов, как надпрофессиональные и личностные умения. Системный подход позволил оптимально спроектировать саму систему подготовки будущих педагогов, направленную на формирование указанных выше образовательных результатов.

Рефлексивно-деятельностный подход представляет процесс обучения как поэтапное включение в деятельность, конечным результатом которой является овладение комплексом рефлексивных средств и приемов, формирование надпрофессиональных и личностных качеств студентов, обеспечивающих их субъектную позицию и успешность в обучении, осознанный выбор профессии педагога, дальнейшую результативную профессиональную деятельность.

С нашей точки зрения, использование совокупности данных подходов способствует становлению

«сущностных характеристик в интеллектуальной, коммуникативной, информационной и личностных сферах» (Л. В. Байбородова).

Теоретическую основу исследования составили ведущие идеи теорий непрерывного образования (А. А. Вербицкий и др.), профессионального становления педагога (Н. В. Кузьмина, В. А. Сласте-нин, А. П. Тряпицина и др.), феноменологии социокультурных условий становления человека (Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили, О. И. Гени-саретский), модели образования как организации культурных возрастов человеческого становления (Б. Д. Эльконин, В. П. Зинченко, С. А. Смирнов), концепций развития человеческого потенциала (А. А. Попов) и др.

С авторской точки зрения становление будущего учителя в вузе связано со становлением в процессе обучения не только профессиональных, но и надпрофессиональных и личностных навыков. Проксемические методы, включающие анализ указанных результатов, способствовали теоретическому обоснованию их практики становления в условиях Томского государственного университета. Средствами контент-анализа массива теоретических источников были выявлены сущностные характеристики совокупности образовательных результатов (hard-skills, soft-skills, self-skills). Логические методы исследования позволили разработать отдельные положения технологических решений ТГПУ, способствующих развитию надпро-фессиональных и личностных качеств обучающихся.

Результаты и обсуждение

В настоящее время общепринятым является тезис о том, что в России формируется цифровая экономика и цифровое общество, что обуславливает процесс становления иных механизмов образования, в том числе подготовки кадров в «университетах будущего» [15, 16]. Проведенный исто-рико-педагогический анализ позволил выделить отдельные инновационные идеи в области организации образовательного процесса в современных вузах:

а) вариативные модели обучения, направленные на формирование у студентов поколения Z личностных и надпредметных навыков: T-shaped model (T-модель) обеспечивает: в горизонтальной плоскости формирование мягких навыков (soft-skills), которые необходимо развивать специалисту любой отрасли; по вертикали, соответственно, -предметно-специализированные и профессиональные навыки (hard-skills) [17]; T-модель создает условия для подготовки специалистов, обладающих как профессиональными, твердыми, навыками в своей области по двум смежным профессиям, так и

надпрофессиональными навыками как базовыми; V-модель высшего образования, направленная на создание условий для становления творческих специалистов, обладающих умениями непрерывного саморазвития (self-skills) [18];

б) элементы методик формирования у студентов soft-skills, в том числе связанные с различными методами мотивации, организацией процесса коммуникации, использованием специализированных средств обучения, навыков эмоционального интеллекта и др. [13, 14];

в) модель «Soft-skills педагога», обладающего готовностью к осуществлению образовательного процесса, направленного на формирование у студентов различных образовательных результатов (hard-skills, soft-skills, self-skills) [12] и др.

С нашей точки зрения, средствами рефлексив-но-деятельностного подхода (РДП) можно обосновать концептуальную идею достижения целей человеком, которые перед ним ставит общество или он сам, через свою деятельность и объективную оценку ее результатов. Ученые утверждают о возможности преодоления различного рода проблем, в том числе учебных, за счет триады РДП: деятельность, субъектная позиция и рефлексия [19]. Деятельность в РДП представляет процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса (наставник, обучающийся), позволяющий организовать их совместную работу по преодолению трудностей. Заметим, что совместная деятельность должна базироваться на сотрудничестве, чтобы способствовать развитию субъектной позиции обучаемого. Именно за счет наличия субъектной позиции подопечного, осуществляющего собственную деятельность осознанно и активно, становится возможным процесс осознания ее осуществления, анализ того, что ей может содействовать или противодействовать, то есть рефлексия, благодаря которой появляется такой значимый личностный навык, как взгляд на проблемную ситуацию с точки зрения ресурса своего дальнейшего развития [20].

Опираясь на исследования А. А. Попова [21, 22], можно охарактеризовать внутренние резервы человека, выделив его способности, компетенции и возможности. Способности человека - это его ресурсы: знания, умения и навыки, обеспечивающие успешное выполнение человеком различных видов деятельности, а также скорость овладения ими, их эффективное использование на практике, способы действий человека. На данном уровне работают схемы накопления и программы освоения чего-либо, в том числе в режиме обучения. Некой капитализацией ресурса являются компетенции, именно они позволяют человеку распоряжаться своими способностями. Компетенцией по

А. А. Попову является умение капитализировать свои ресурсы. В отличие от ресурсов субъекта его компетенции существуют лишь в поле социального взаимодействия, коммуникации и конкуренции. На этом уровне подключаются схемы употребления и программы распоряжения собственными характеристиками. Высшим уровнем в содержании субъекта являются возможности (как личностный потенциал) - это нечто, способствующее достижению определенных целей личности, обладающей самоопределением. То есть самоопределение возможно посредством своего личностного потенциала - мышления человека в построении своей модели действительности и/или определения своего я в этом мире. Возможность как направление дальнейшего развития, некое потенциальное бытие (будущее). Предпосылки возникновения того или иного события, процесса, его бытие в потенциальном состоянии. Сюда можно отнести определение своего места в жизни, в обществе, осознание своих интересов (профессиональных, моральных), а также выстраивание человеком своего собственного мира. На высшем уровне работают схемы построения и программы создания в пространстве персонализированных возможностей.

Говоря о некой экономической направленности развития субъекта, можно выстроить иерархию в виде ресурсов, капитала и его использования. Под ресурсами субъекта будем понимать его человеческий потенциал, который, по мнению А. А. Федотова, представляет собой «совокупность способностей, знаний, навыков и личностных характеристик человека вне зависимости от того, в какой мере они находят или могут найти конкретное применение в производительной деятельности» [23, с. 151]. Человеческий же капитал в свою очередь рассматривается авторами в разрезе только тех его способностей, знаний и навыков, которые могут приносить прибыль в настоящем или будущем. Другими словами, человеческий потенциал ориентирован на реализацию человека, а человеческий капитал отражает возможность получения прибыли с этой реализации [1, 23, 24].

Переход человеческого потенциала в человеческий капитал будем считать развитием или переходом с одного уровня на другой. Высшей ступенью в развитии является самоопределение - сознательная детерминированная позиция субъекта при решении произвольных проблем, в том числе и в вопросах выбора жизненного пути.

Обратим внимание, что skills также укладываются в эту трехуровневую схему развития [17, 25]. И с точки зрения развития навыков: Hard-, Soft-, Self-skills - в рамках высшего педагогического образования можно придерживаться следующего их содержательного наполнения (табл. 1).

Таблица 1

Hard-, Soft-, Self-skills

Обучение Компетентность применения навыков Осредствление Компетентность взаимодействия с другими Образование Компетентность взаимодействия с собой

Hard-skills Soft-skills Self-skills

Предметная подготовка Коммуникация Самоопределение

Методика преподавания Само стоятельно сть Самоорганизация

Психолого-педагогическая подготовка Критическое мышление Самообразование

Развитие субъектности в процессе обучения, на наш взгляд, также позиционируется посредством качественных переходов от роли слушателя к роли преподавателя-ученого. Первоначально субъект находится в обучении на уровне ученика, когда он не может нечто сделать самостоятельно (позиция слушателя - школяр), так как то, что нужно ему сделать, оказывается за пределами зоны его актуального развития, по Л. С. Выготскому. Если же то, что нужно сделать, находится в зоне его ближайшего развития, это дает шансы наставнику организовать процесс взаимодействия с обучающимся так, чтобы этот «шаг в развитии» обучающегося был сделан. На следующем уровне (исследовательская позиция - обучающийся) обучающийся активно взаимодействует в группе таких же, как он, под наблюдением наставника. Благодаря выстраиванию взаимодействия с другими подобными себе субъектами он научается коммуницировать, работать в команде и конкурировать, примеряя на себя роль исполнителя и лидера. Высшим уровнем считается умение выступать самому в роли наставника и вести к развитию своих подопечных (позиция создателя - обучающий).

Заметим, что в процессе эволюции степень самостоятельности в постановке целей, в планировании алгоритма действий по ее достижению, а также в осознанности принятия решений и в анализе полученных результатов увеличивается в зависимости от уровня развития субъекта.

Общий вид развития уровней субъекта по разным направлениям своего развития представлен в табл. 2.

Используя данные из табл. 2, приведем схему развития субъекта по разным направлениям (рис. 1), в центре которой изображен человек на высшем уровне своего становления, представляя собой субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу, что, по сути, можно трактовать как основной механизм обретения и проявления им свободы. В качестве секторов выступают направления развития субъекта по разным уровням. Оси определяют направления развития. Предполагается, что максимальный уровень соответствует верхнему уровню развития (самоактуализации), по А. Маслоу, и предполагает высший уровень развития личностных навыков субъекта, в том числе: умения ставить цели, необходимости

Таблица 2

Уровни развития субъекта по направлениям его развития

Направления развития субъекта Уровень развития субъекта

Низкий Средний Высокий

Содержание Способности Компетенции Возможности

Навыки (преимущественная направленность) Hard-skills Soft-skills Self-skills

Схемы Освоения Распоряжения Создания

Программы Накопления Употребления Построения

Экономика Ресурсы Капитал Использование

Технологии Moodle ЭИОС Журнал «Я-как-проект»

Роль субъекта Ученик Педагог-исследователь Преподаватель-ученый

Позиция в обучении Слушатель (тебя учит учитель) Обучающийся (групповая работа + наставник) Обучающий (наставник)

Самостоятельность Менее 30 % От 31 до 70 % Более 70 %

действовать, рефлексии, самоопределения, самоорганизации, саморазвития, степени свободы человека.

В Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) технологический сектор на нижнем уровне представлен системой управления образовательными электронными ресурсами Mood-1е (https://moodle.tspu.edu.ru), на среднем - электронной информационной образовательной средой ЭИОС (https://eios.tspu.edu.ru), на высшем - журналом «Я-как-проект» (https://yakakproject.ru).

ПРОГРАММЫ Рис. 1. Схема развития субъекта по разным направлениям

Технологические решения ТГПУ, способствующие развитию личностных качеств обучающихся, представлены следующими составляющими:

КУРСЫ ТГПУ НА ПЛАТФОРМЕ MOODLE

Moodle ТГПУ (рис. 2) позволяет реализовывать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в ТГПУ и содержит в себе 1 823 разработанных курса. Преподаватели университета обеспечили наличие курсов по каждой дисциплине (модулю) рабочего учебного плана основной образовательной программы в соответствии с утвержденными рабочими программами и оценочно-методическими материалами конкретной дисциплины.

1. ЭИОС ТГПУ обеспечивает выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и эффективное осуществление образовательной деятельности с учетом специфики университета, позволяя обеспечивать связь студент ^ преподаватель как в синхронном, так и асинхронном режиме. Индивидуальная и групповая работа по решению образовательных задач в вузе осуществляется с помощью платформы для проведения конференций BigBlueButton. По статистике, ЭИОС ТГПУ охватывает более 6 500 студентов и около 500 преподавателей, фиксируя за месяц более 6 тыс. посещений. Кроме того, сюда отнесем возможности поддержки и организации практик, анализа эффективности и контроля воспитательной работы, а также участие в плановых общеуниверситетских мероприятиях, таких как музейная педагогика, театральная педагогика и пр. [26].

2. Журнал «Я-как-проект» (рис. 4) способствует развитию целеполагания и является инструментом достижения поставленных целей с возможностью фиксирования личностных результатов и отслеживания рейтинга достижений каждого учащегося группы. При этом составляющими журнала могут выступать потребности человека (его типы деятельности): образование, карьера - продвинутость

в Авторизация через ЭИОС Расписание Тел. справочник Новости

а

о Меню

• Часто задаваемые вопросы

А Навигация В начало

10 Объявления сайта ► Курсы

Запрос на создание курса

Создание аккаунта с помощью данных из ЭИОС

1. Необходимо создать учётную запись МОСЮ1_Е, используя данные вашего аккаунта в ЭИОС. Для этого введите свой логин и пароль из ЭИОС в поля формы авторизации вверху сайта или на странице входа.

2. Службы поддержки:

о ЭИОС — https://eios.tspu.edu.ru/login/ о М0001_Е — gissar@tspu.edu.ru о Телефон — 8 (3822) 311 - 448

Краткое руководство по созданию курса в М0001Е (3.8.3+)

Инструкции по работе с М0001_Е для студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вебинары по работе с МООО!_Е

Требования к разработке материалов электронного курса учебной дисциплины (модуля)/практики

| Поиск курса

Рис. 2. Moodle ТГПУ

ЗИОС ^очта: e'os@tspu.edu.

Телефон: 311-366, внутренний: 4111

% Чать. Énà i= *

[Ц] Профиль сотрудника

Нагрузка @ Документы т Учебный процесс занятия *

Образовательные программы Активные конференции Статистика т Мои занятия т

Обратная связь НЮ Новости Л Лента уведомлений □ Опросы Отчеты Сервисы ж

Список факультетов # Факультеты

1 Физико-математический факультет ФМФ

2 Биолого-химический факультет БХФ

3 Историка-филологический факультет ИФФ

4 Факультет психологии и специального образования ФПСО

5 Институт иностранных языков и международного сотрудничества ииямс

6 Институт развития педагогического образования ирг?о

7 Институт детства и артпедагогики ИДиА

а Технолого-экономический факультет ТЭФ

9 Институт научных исследований и разработок ИНИР

10 Институт физической культуры и спорта ИФКС

Рис. 3. ЭИОС ТГПУ

■ • >

Рис. 4. Журнал «Я-как-проект»

в профессиональной деятельности, семья, репутация, здоровье, финансовое положение и др., что можно «оценить/продать». На текущий момент с журналом работает 91 студент старших курсов обучения, 20 обучающихся по магистерской программе направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Педагогика сельской школы»), 15 обучающихся по магистерской программе направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Управление в сфере образования») и 14 обучающихся по магистерской програм-

ме направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Методология проектирования экосистем математического и естественно-научного образования»).

Исходя из приведенного анализа развития субъекта по разным направлениям, можно выделить основные образовательные технологии, которые можно использовать для создания эффективной системы обучения на базе университета: освоение дисциплин на базе учебного плана; прохождение практик, тренингов и участие в общественных де-

лах вуза; научно-исследовательская работа посред- субъектом своей позиции, целей и средств само-

ством РДП. Именно это позволяет разрабатывать осуществления и самоактуализации в конкретных

пути, средства и технологии, направленные на раз- обстоятельствах жизни. Логичным представляется

витие/саморазвитие потенциала субъекта средства- развитие личностных навыков обучающихся с точ-

ми образовательного процесса. Все силы образова- ки зрения их устремления к появлению детермина-

ния должны быть направлены на взращивание ции своей собственной позиции в любой проблем-

субъекта, способного к самоопределению, посред- ной ситуации. ством которого осуществляется процесс выбора

Список источников

1. Becker G. S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1993. 412 p. DOI: 10.7208/chicago/9780226041223.001.0001

2. Barnard D. The Importance of Soft Skills // VirtualSpeech. URL: https://virtualspeech.com/blog/importance-soft-skills (дата обращения: 13.04.2023).

3. Brungardt C. The intersection between soft skills development and leadership education // Journal of Leadership Education. 2011. Vol. 10, № 1. P. 1-21. DOI: 10.12806/V10/I1/RF1

4. Cinque M. «Lost in translation». Soft skills development in European countries // Tuning Journal for Higher Education. 2016. Vol. 3, № 2. P. 389-427. DOI: 10.18543/tjhe-3(2)-2016pp389-427

5. Богомолова А. О., Гут Ю. Н. Мастер-класс «Soft-skills в работе педагога-психолога» // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 2 (11). С. 16-22.

6. Жадько Н. В., Безруких М. М. Формирование «мягких» навыков в профессиональном обучении // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 8. С. 14-15.

7. Кистина Ю. С. Психологическая компетентность как формообразующий фактор развития soft skills // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам Всерос. (национальной) науч.-практ. конф. (15-29 ноября 2021 г.). Красноярск. 2022. С. 146-148.

8. Короткая М. В., Попова Е. Д. Развитие soft skills у студента вуза через работу со школьниками // Высшая школа. 2016. № 12. С. 54-55.

9. Петров А. Ю., Махароблидзе А. В. Soft skills современного менеджера: командообразование и лидерские навыки. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2017. 188 с.

10. Рогалева Е. В., Третьякова Л. Р. Гибкие навыки (soft-skills) педагогов и подходы к их формированию // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2022. № 2. С. 82-87.

11. Сорокопуд Ю. В., Амчиславская Е. Ю., Ярославцева А. В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 194-196. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-186194-196

12. Яркова Т. А., Черкасова И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2016. Т. 2, № 4. С. 222-234.

13. Астапенко Е. В., Шмурыгина О. В. Надпрофессиональные навыки преподавателя профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. Т. 10, № 3. 2022. С. 21-34. DOI: 10.52944/P0RT.2022.50.3.001

14. Степашкина Е. А., Суходоев А. К., Гужеля Д. Ю. Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов. М.: НИУ ВШЭ, 2022. С. 33 (Современная аналитика образования. № 2 (62)).

15. Колосов Е. А. Современное состояние профессионального образования // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 6 (34). С. 91-97. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-91-97

16. Фадеев А. С., Змеев О. А., Газизов Т. Т. Модель университета 4.0 // Научно-педагогическое обозрение. 2020. Вып. 2 (30). С. 172-178. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-2-172-178

17. Леонтьева Е. Г. Развитие профессиональных, надпрофессиональных и самостоятельных навыков у студентов-центениа-лов в условиях цифровизации // Научно-педагогическое обозрение. 2021. Вып 3 (37). С. 116-123. DOI: 10.23951/23076127-2021-3-116-123

18. Кириллов Н. П., Леонтьева Е. Г. Опыт развития творческого потенциала студентов и преподавателей // Проблемы управления в социальных системах. 2014. Т. 7, № 11. С. 18-27.

19. Зарецкий В. К., Зарецкий Ю. В., Островерх О. С., Тихомирова А. В., Федоренко Е. Ю. Сравнительный анализ концептуальных оснований современных образовательных систем и образовательных практик (на примере сравнения развивающего обучения и рефлексивно-деятельностного подхода) // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 4. С. 3-18. DOI: 10.17759/psyedu.2020120401

20. Зарецкий В.К. Еще раз о зоне ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 2. С. 37-49. DOI: 10.17759/chp.2021170204

21. Попов А. А. Русские компетенции // Деятельностный подход в образовании / сост. В. А. Львовский. М.: Авторский клуб, 2021. С. 266-281.

22. Попов А. А. Дидактика открытого образования. М.: НКЦ, 2020. 352 с.

23. Федотов А. А. Человеческий потенциал и человеческий капитал: сущность и отличие понятий // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 7 (77). С. 148-155. DOI: 10.24412/2411-0450-2021-7-148-155

24. Арнаут М. Н. Дефиниция понятий «человеческий капитал», «человеческий потенциал» и «человеческий ресурс» // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. № 2. С. 79-85. DOI: 10.24412/2071-6435-2021-2-79-85

25. Matteson M. L., Anderson L., Boyden C. Soft Skills: A Phase in Search of Meaning // Portal: Libraries and the Academy. 2016. V. 16, № 1. P. 71-88. DOI: 10.1353/pla.2016.0009

26. Москалев М. Г., Носова А. Д., Газизов Т. Т. Цифровые образовательные ресурсы в работе педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (220). С. 77-85. DOI: 10.23951/1609-624X-2022-2-77-85

Referenсes

1. Becker G. S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. Chicago: University of Chicago Press, 1993. 412 p. DOI: 10.7208/chicago/9780226041223.001.0001

2. Barnard D. The Importance of Soft Skills. VirtualSpeech. URL: https://virtualspeech.com/blog/importance-soft-skills (accessed 13 March 2023).

3. Brungardt C. The intersection between soft skills development and leadership education. Journal of Leadership Education, 2011, vol. 10, no. 1, pp. 1-21. DOI: 10.12806/V10/I1/RF1

4. Cinque M. "Lost in translation". Soft skills development in European countries. Tuning Journal for Higher Education, 2016, vol. 3, no. 2, pp. 389-427. DOI: 10.18543/tjhe-3(2)-2016pp389-427

5. Bogomolova A. O., Gut Yu. N. Master-klass "Soft-skills v rabote pedagoga-psikhologa" [Master class "Soft-skills in the work of a teacher-psychologist"]. Obrazovaniye iproblemy razvitiya obshchestva, 2020, no. 2 (11), pp. 16-22 (in Russian).

6. Zhad'ko N. V., Bezrukikh М. М. Formirovaniye "myagkikh" navykov v professional'nom obuchenii [Formation of "soft skills" in vocational training]. Professional'noye obrazovaniye. Stolitsa, 2011, no. 8, pp. 14-15 (in Russian).

7. Kistina Yu. S. Psikhologicheskaya kompetentnost' kak formoobrazuyushchiy faktor razvitiya soft skills [Psychological competence as a formative factor in the development of soft skills]. Sbornik stateypo materialam Vserossiyskoy (natsional'noy) nauchno-prakticheskoy konferentsii "Professional'noye samoopredeleniye molodezhi innovatsionnogo regiona: problemy i perspektivy" (15-29 November 2021) [Proceedings of the All-Russian (National) Research and Application Conference "Professional Identity of Youth in Innovative Region: Problems and Prospects" (15-29 November 2021)]. Krasnoyarsk, 2022. Pp. 146-148 (in Russian).

8. Korotkaya М. V., Popova Е. D. Razvitiye soft skills u studenta vuza cherez rabotu so shkol'nikami [Development of soft skills in a university student through the work with schoolchildren]. Vysshaya shkola, 2016, no. 12, pp. 54-55 (in Russian).

9. Petrov А. Yu., Makharoblidze А. V. Soft skills sovremennogo menedzhera: komandoobrazovaniye i liderskiye navyki [Soft skills of modern managers: Team building and leadership skills]. Yekaterinburg, Ural University Press Publ., 2017. 188 p. (in Russian).

10. Rogaleva E. V., Tret'yakova L. R. Gibkiye navyki (soft-skills) pedagogov i podkhody k ikh formirovaniyu [Flexible skills (soft-skills) of teachers and approaches to their formation]. Ekonomicheskiye i gumanitarnyye issledovaniya regionov - Economic and Humanitarian Studies of Regions, 2022, no. 2, pp. 82-87 (in Russian).

11. Sorokopud Yu. V., Amchislavskaya E. Yu., Yaroslavtseva A. V. Soft skills ("myagkiye navyki") i ikh rol' v podgotovke sovremennykh spetsialistov [Soft skills («soft skills») and their role in the training of modern specialists]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija - The World of science, culture and education, 2021, no. 1 (86), pp. 194-196 (in Russian). DOI: 10.24412/19915497-2021-186-194-196

12. Yarkova T. A., Cherkasova I. I. Forming soft skills of students in the implementation of professional standard of teacher [Formirovaniye gibkikh navykov u studentov v usloviyakh realizatsii professional'nogo standarta pedagoga]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya - Tyumen State University Herald. Humanities Reserch. Humanities, 2016, vol. 2, no. 4, pp. 222-234 (in Russian).

13. Astapenko E. V., Shmurygina O. V. Nadprofessional'nyye navyki prepodavatelya professional'nogo obrazovaniya [Cross-professional skills of a vocational education teacher]. Professional'noye obrazovaniye i rynok truda - Vocational education and labour market, 2022, vol. 10, no. 3, pp. 21-34 (in Russian). DOI: 10.52944/PORT.2022.50.3.001

14. Stepashkina E. A., Sukhodoyev A. K., Guzhelya D. Yu. Issledovaniye profilya nadprofessional'nykh kompetentsiy, vostrebovannykh vedushchimi rabotodatelyami pri priyome na rabotu studentov i vypusknikov universitetov i molodykh spetsialistov [The research on the essential range of soft skills enquired by leading employers during the process of recruitment of university graduates and young professionals]. Moscow, NIU VSHE Publ., 2022. P. 33 (Modern education analytics. No. 2 (62)) (in Russian).

15. Kolosov E. A. Sovremennoye sostoyaniye professional'nogo obrazovaniya [Modern state of professional education]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2020, vol. 6 (34), pp. 91-97 (in Russian). DOI: 10.23951/2307-6127-20206-91-97

16. Fadeyev A. S., Zmeyev O. A., Gazizov T. T. Model' universiteta 4.0 [University model 4.0]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye — Pedagogical Review, 2020, vol. 2 (30), pp. 172-178 (in Russian). DOI: 10.23951/2307-6127-2020-2-172-178

17. Leont'yeva E. G. Razvitiye professional'nykh, nadprofessional'nykh i samostoyatel'nykh navykov u studentov-tsentenialov v usloviyakh tsifrovizatsii [Building hard, soft and self-skills in the context of digitalization]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye — Pedagogical Review, 2021, vol. 3 (37), pp. 116-123 (in Russian). DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-116-123

18. Kirillov N. P., Leont'yeva E. G. Opyt razvitiya tvorcheskogo potentsiala studentov i prepodavateley [Experience in developing the creative potential of students and teachers]. Problemy upravleniya v sotsial'nykh sistemakh — Problems of Governance, 2014, vol. 7, no. 11, pp. 18-27 (in Russian).

19. Zaretskiy V. K., Zaretsky Yu. V., Ostroverkh O. S., Tikhomirova A. V., Fedorenko E. Yu. Sravnitel'nyy analiz kontseptual'nykh osnovaniy sovremennykh obrazovatel'nykh sistem i obrazovatel'nykh praktik (na primere sravneniya razvivayushchego obucheniya i refleksivno-deyatel'nostnogo podkhoda) [Comparative analysis of conceptual foundations of modern educational systems and educational practices (using the example of comparing developmental learning and reflexive-activity approach)]. Psikhologo-pedagogicheskiye issledovaniya — Psychological and Pedagogical Research, 2020, vol. 12, no. 4, pp. 3-18 (in Russian). DOI: 10.17759/psyedu.2020120401

20. Zaretskiy V. K. Yeshchyo raz o zone blizhayshego razvitiya [One more time on the zone of proximal development]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya - Cultural-Historical Psychology, 2021, vol. 17, no. 2, pp. 37-49 (in Russian). DOI: 10.17759/ chp.2021170204

21. Popov A. A. Russkiye kompetentsii [Russian competencies]. In: V. A. L'vovskiy (Comp.) Deyatel'nostnyy podkhod v obrazovanii [Activity approach in education]. Moscow, Avtorskiy klub Publ., 2021. Pp. 266-281 (in Russian).

22. Popov A. A. Didaktika otkrytogo obrazovaniya [Didactics of open education]. Moscow, NKTs Publ., 2020. 352 p. (in Russian).

23. Fedotov A. A. Chelovecheskiy potentsial i chelovecheskiy kapital: sushchnost' i otlichiye ponyatiy [Human potential and human capital: essence and difference of concepts]. Ekonomika i biznes: Teoriya i praktika — Economics and Business: Theory and Practice, 2021, no. 7 (77), pp. 148-155 (in Russian). DOI: 10.24412/2411-0450-2021-7-148-155

24. Arnaut M. N. Definitsiya ponyatiy "chelovecheskiy kapital", "chelovecheskiy potentsial" i "chelovecheskiy resurs" [Definition of the concepts of "Human capital", "Human potential"and "Human resource"]. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika -ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice, 2021, no. 2, pp. 79-85 (in Russian). DOI: 10.24412/2071-6435-2021-2-79-85

25. Matteson M. L., Anderson L., Boyden C. Soft Skills: A Phase in Search of Meaning. Portal: Libraries and the Academy, 2016, vol. 16, no. 1, pp. 71-88. DOI: 10.1353/pla.2016.0009

26. Moskalev M. G., Nosova A. D., Gazizov T. T. Tsifrovye obrazovatel'nye resursy v rabote uchitelya [Digital educational resources in the work of a teacher]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2022, vol. 2 (220), pp. 77-85 (in Russian). DOI: 10.23951/1609-624X-2022-2-77-85

Информация об авторах

Газизов Т. Т., доктор технических наук, доцент, профессор, начальник управления развития информационных систем и электронного документооборота, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская 60, Томск, Россия, 634061).

Долганова Н. Ф., старший преподаватель, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская 60, Томск, Россия, 634061).

Сартакова Е. Е., доктор педагогических наук, доцент, профессор, руководитель научно-образовательного центра педагогики сельской школы, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская 60, Томск, Россия, 634061).

Information about the authors

Gazizov T. T., Doctor of Engineering Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Informatics, Head of Information Systems Development and Electronic Document Management Department, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

Dolganova N. F., Lecturer, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). Sartakova E. E., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, head of the scientific and educational center of pedagogy of rural school, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

Статья поступила в редакцию 20.03.2023; принята к публикации 01.08.2023

The article was submitted 20.03.2023; accepted for publication 01.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.