Научная статья на тему 'ГИБКИЕ НАВЫКИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА'

ГИБКИЕ НАВЫКИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКИЕ НАВЫКИ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова И.Л., Гладкая Е.С.

Введение. Современные тенденции в высшем образовании ориентированы на подготовку педагогов, способных воспитать новое поколение: людей активных, любознательных, способных творчески мыслить и нестандартно действовать, мобильных, готовых к переменам, умеющих осуществлять жизненный выбор в процессе самореализации. Н. Н. Моисеев, раскрывая в конце прошлого столетия перспективу развития университетского образования, отвел решающую роль системе «УЧИТЕЛЬ» в преобразовании «потребительского характера цивилизации на интеллектуально-творческий» [1]. Им дана оценка существующей знаниевой парадигме образования как не соответствующей потребностям современного этапа исторического развития человечества. В связи c этим востребованными стали специальные универсальные компетенции, которые получили название soft skills или гибкие (мягкие) навыки. В зарубежных странах стратегии формирования soft skills изучаются с середины XX века. Обращение российских ученых к этой проблеме обусловлено теми переменами, которые происходят в системе образования сегодня. И обращены они к современной профессиональной педагогической деятельности. Целью проведенного авторами исследования является выявление гибких (мягких) навыков, формирование которых необходимо для профессиональной самореализации будущих педагогов, оценка их сформированности в процессе педагогической подготовки. Материалы и методы. Исследование выполнено с опорой на диагностический метод. В ходе исследования использовались анализ научной литературы, а также следующие методики: «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов); «Определение когнитивно-деятельностного стиля» (Л. Ребекка); «Опросник межличностных отношений» (В. Шутц, адаптация А. А. Рукавишникова). Систематизированы и обобщены результаты проведенных ранее исследований по заявленной тематике, а также результаты диагностической работы. Результаты. Определены гибкие навыки (soft skills), формирование и развитие которых способствует профессиональному становлению будущих педагогов и личностной самореализации: коммуникативные навыки, навык «эффективный самоменеджмент», эффективное мышление. Получены результаты диагностического исследования на предмет сформированности выявленных гибких навыков. Доказана результативность образовательного процесса, реализуемого в ходе профессиональной педагогической подготовки. Обсуждение. Отмечается результативность образовательного процесса, осуществляемого в педагогическом вузе и направленного на формирование у будущих педагогов не только профессиональных компетенций, но и так называемых гибких навыков. Названные навыки являются необходимым компонентом профессиональной культуры и личности педагога. Их формирование и развитие у будущих педагогов осуществляется в учебном процессе, благодаря использованию современных интерактивных, адаптивных технологий. Заключение. Выявленные soft skills относятся к профессионально и личностно значимым гибким навыкам, повышают уровень готовности будущих педагогов к профессиональной педагогической деятельности и успешность в личностной самореализации. Развитие данных навыков происходит непрерывно и не только в педагогическом вузе. Делается вывод о том, что становление soft skills в процессе реализуемой в педагогическом вузе профессиональной подготовки определяется в значительной мере выбором форм, методов, технологий обучения. Отмечается авторская избирательность выбора гибких навыков для профессионального становления будущих педагогов. Основные положения: - определены основные составляющие гибких навыков студентов педагогического вуза; - проведена диагностика сформированности гибких навыков у студентов - будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности; - доказана результативность формирования гибких навыков у студентов-бакалавров в процессе профессиональной педагогической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орехова И.Л., Гладкая Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT SKILLS AS A CONDITION FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER

Introduction. Modern trends in higher education are focused on training teachers who are able to educate a new generation: people who are active, inquisitive, able to think creatively and act outside the box, mobile, ready for change, able to make life choices in the process of self-realization. N. N. Moiseev, revealing at the end of the last century the prospects for the development of university education, assigned a decisive role to the “TEACHER system” in transforming the “consumer character of civilization into an intellectual and creative one” [1]. They assessed the existing knowledge paradigm of education as not corresponding to the needs of the current stage of the historical development of mankind. In this regard, special universal competencies, which are called softs kills, or flexible (soft) skills, are in demand. In foreign countries, issues and strategies for the formation of soft skills have been studied since the middle of the 20th century. The appeal of Russian scientists to this problem is due to the changes that are taking place in the education system today. And they are addressed to the educational and personal requirements for modern professional pedagogical activity. The purpose of the study conducted by the authors is to identify flexible / soft skills, the formation of which is necessary for the professional self-realization of future teachers, the assessment of their formation in the process of pedagogical training. Materials and methods . The study was carried out based on the diagnostic method. The study used the analysis of scientific literature, as well as the following methods: “Diagnosis of the level of partial readiness for professional and pedagogical self-developmen” (N. P. Fetiskin, V. V. Kozlov, G. M. Manuilov); “Definition of cognitive-activity style» (L. Rebecca); «Questionnaire of interpersonal relations” (V. Schutz, adaptation by A. A. Ru-kavishnikov). The results of earlier studies on the stated topic, as well as the results of diagnostic work, are systematized and summarized. Results. Soft skills are defined, the formation and development of which contributes to the professional development of future teachers and personal self-realization: communication skills, the skill “Effective self-management”, effective thinking. The results of a diagnostic study on the formation of the identified soft skills were obtained. The effectiveness of the educational process implemented in the course of professional pedagogical training has been proved. Discussion . The effectiveness of the educational process carried out in a pedagogical university and aimed at developing future teachers not only professional competencies, but also the so-called flexible skills is noted. These skills are a necessary component of the professional culture and personality of the teacher. Their formation and development in future teachers is carried out in the educational process, thanks to the use of modern interactive, adaptive technologies. Conclusion. The identified soft skills refer to professionally and personally significant soft skills, increase the level of readiness of future teachers for professional pedagogical activity and success in personal self-realization. The development of these skills is ongoing and not only in a pedagogical university. It is concluded that the formation of soft skills in the process of professional training implemented at a pedagogical university is determined to a large extent by the choice of forms, methods, and teaching technologies. The author's selectivity in the choice of soft skills for the professional development of future teachers is noted. Highlights: The main components of the flexible skills of students of a pedagogical university are determined. Diagnostics of the formation of flexible skills in students - future teachers of the basics of life safety was carried out. The effectiveness of the formation of flexible skills in bachelor students in the process of professional pedagogical training has been proven.

Текст научной работы на тему «ГИБКИЕ НАВЫКИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА»

Научная статья УДК 378.937 ББК 74.480.05

DOI 10.25588/CSPU.2022.170.4.007

И. Л. Орехова1, Е. С. Гладкая

1ORCID № 0000-0002-1671-7917 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: orehovail@cspu.ru

2ORCID № 0000-0001-6130-1198 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский к

государственный гуманитарно-педагогический университет, №

ж а №

г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: gladkayaes@cspu.ru g

а

ГИБКИЕ НАВЫКИ О

S

о № К

№ 3

о

№ о

Аннотация о

ж

КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА

Введение. Современные тенденции в высшем образовании ориентированы на подготовку педагогов, способных воспитать новое поколение: людей активных, любознательных, способных творчески мыслить и нестандартно действовать, мобильных, готовых к переменам, умеющих осуществлять жизненный выбор в про- § цессе самореализации. Н. Н. Моисеев, раскрывая в конце прошлого столетия перспективу развития университетского образования,

© Орехова И. Л., Гладкая Е. С., 2022

отвел решающую роль системе «УЧИТЕЛЬ» в преобразовании «потребительского харак-тера цивилизации на интеллектуально-творческий» [1]. Им дана оценка существующей знаниевой парадигме образования как не соответствующей потребностям современного этапа исторического развития человечества. В связи c этим востребованными стали специальные универсальные компетенции, которые получили название soft skills или гибкие (мягкие) навыки. В зарубежных странах стратегии формирования soft skills изучаются с середины XX века. Обращение российских ученых к этой проблеме обусловлено теми переменами, которые происходят в системе образования сегодня. И обращены они к современной профессиональной педагогической деятельности. Целью проведенного авторами исследования является выявление гибких (мягких) навыков, формирование которых необходимо для профессиональной самореализации будущих педагогов, оценка их сформированности в процессе педагогической подготовки.

Материалы и методы. Исследование выполнено с опорой на диагностический метод. В ходе исследования использовались анализ научной литературы, а также следующие методики: «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов); «Определение когнитивно-деятельностного стиля» (Л. Ре-

§ бекка); «Опросник межличностных отношений» (В. Шутц, адап-а

^ тация А. А. Рукавишникова). Систематизированы и обобщены ре-

U

hq зультаты проведенных ранее исследований по заявленной тема-

«о

о £

¡S3

тике, а также результаты диагностической работы.

Результаты. Определены гибкие навыки (soft skills), формирование и развитие которых способствует профессиональному

становлению будущих педагогов и личностной самореализации: коммуникативные навыки, навык «эффективный самоменеджмент», эффективное мышление. Получены результаты диагностического исследования на предмет сформированности выявленных гибких навыков. Доказана результативность образовательного процесса, реализуемого в ходе профессиональной педагогической подготовки.

Обсуждение. Отмечается результативность образовательного процесса, осуществляемого в педагогическом вузе и направленного на формирование у будущих педагогов не только профессиональных компетенций, но и так называемых гибких навыков. Названные навыки являются необходимым компонентом профессиональной культуры и личности педагога. Их формирование и развитие у будущих педагогов осуществляется в учебном процессе, благодаря использованию современных интерактивных, адаптивных технологий.

Заключение. Выявленные soft skills относятся к профессионально и личностно значимым гибким навыкам, повышают уровень готовности будущих педагогов к профессиональной педаго-

и

е е

н

а

№ О*

ки к

а к

Оо о

№ и е

зо

гическои деятельности и успешность в личностнои ^

е

с с и о н

самореализации. Развитие данных навыков происходит непрерывно и не только в педагогическом вузе. Делается вывод о том, что становление soft skills в процессе реализуемой в педагогическом вузе профессиональной подготовки определяется в значительной мере выбором форм, методов, технологий обучения. Отмечается авторская избирательность выбора гибких навыков для I

е

профессионального становления будущих педагогов. а

Ключевые слова: гибкие навыки; составляющие гибких

навыков; студенты педагогического вуза; интерактивные технологии.

Основные положения:

- определены основные составляющие гибких навыков студентов педагогического вуза;

- проведена диагностика сформированности гибких навыков у студентов — будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности;

- доказана результативность формирования гибких навыков у студентов-бакалавров в процессе профессиональной педагогической подготовки.

1 Введение (Introduction)

Реалии современного мира ставят перед образованием задачи по развитию подрастающего поколения, готового к свершению научного прорыва и экономического процветания общества. Для этого подрастающее поколение должно обладать рядом сформированных навыков, определяющих готовность их продуктивного включения во все сферы человеческой жизни [2]. На первый план выходят soft skills, которые не имеют четкого перевода на русский язык и называются гибкими (мягкими) навыками или социальными навыками, универсальными компетенциями [3]. Значимость таких навыков для развития общества подчеркнул прези-§

^ дент Российской Федерации на XIX Всемирном фестивале

да

^ молодежи и студентов (2017 г.) отметив, что благодаря новым тех-

U

hq нологиям и коренным изменениям в образовании будут востребо-

¡S3

ваны те специалисты, которые обладают softs kills [4]. В современном обществе все большее значение приобретают не сами знания и умения, а способность управлять ими и эффективно при-

менять в изменяющемся мире.

Термин «soft skills» (гибкие (мягкие) навыки) появился не в педагогике, а благодаря военной науке [5], но затем стал широко применяться в области экономики и бизнеса, в социальной сфере и в образовании (не только за рубежом, но и в России). Общепризнанного определения данного понятия нет, нет и однозначного перечня навыков, которые могут входить в soft skills. Гибкими навыками занимаются многие отечественные ученые, научные интересы которых находятся в сфере компетентностного подхода (М. А. Беркович [6], О. Б. Ганпанцурова [7], Д. С. Ермаков [8], Э. Ф. Зеер, Л. Н. Степанова [9], Ю. В. Сорокопуд [10], Л. Райцкая [11], Т. А. Яркова [12]).

Следует отметить, что в отечественной педагогической науке максимальное количество публикаций о soft skills приходится на период с 2017 года. Исследования в данной области также нашли отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах, устанавливающих новые образовательные ориентиры и требования к профессиональной деятельности педагогов. Педагоги относятся к категории специалистов, которые динамично и быстро подстраиваются под требования к подготовке ^ обучаемых, что достигается в результате сформированных у них навыков самообразования, саморазвития, самосовершенствования. Поэтому в процессе вузовского образования следует уделять особое внимание формированию у будущих педагогов так называемых гибких навыков. Педагог, обладающий ими, способен в своей профессиональной деятельности принять: 1

е

- субъектную позицию обучаемого относительно целей об- а

г

ог

разования; а

и

е е

н

а №

о*

ки к

а к

оо о

№ и е 3

- рационально использовать полисубъектный подход во всех видах образовательной деятельности;

- идеологическую установку — «в центре образовательной системы - обучаемый, который целенаправленно планирует свою деятельность и несет за нее ответственность»;

- выбор обучаемым специфики освоения содержания образования;

- функцию не дисциплинарно-организационную, контролирующую, а сопровождающую, функцию педагога-тьютора.

Набор гибких навыков в работах специалистов из разных областей различен. Так, например, в 2016 году представленный набор навыков XXI века включал в себя: решение сложных задач, критическое мышление, креативность, работу в команде, эмоциональный интеллект [5]. Ч. Фадель, М. Бялик, Б. Триллинг, выделяя компетенции, необходимые для успеха, называют: креативность, сотрудничество, коммуникация, критическое мышление [2]. И. К. Цаликова, С. В. Пахотина, анализируя публикации в области soft skill, называют следующие компетенции успеха: умение общаться, творчески мыслить, работать в команде и брать ответственность за свое и общее дело, эффективно организовывать время, быстро адаптироваться в новых ситуациях [4]. Представители Высшей школы экономики в модели «Универсальные компе-ка тентности новой грамотности» выделяют три основных вида soft

^ skills (универсальные компетентности): мышление, взаимодействие с другими, взаимодействие с собой [3].

,а в о

£

¡S3

В ходе проведенного исследования определено, что чаще всего к гибким навыкам относят: коммуникативные (умение общаться; доносить свою мысль до собеседника; навыки презентации;

сторителлинг: слышать собеседника; договариваться), интеллектуальные (мотивация деятельности; мышление; восприятие; внимание; память; интуиция; способность решать проблемные задачи), волевые (устремленность к цели; решительность; выдержка; терпеливость; энергичность; инициативность; настойчивость; принципиальность; организованность; самоконтроль), лидерские (способность работать в команде; брать на себя лидерские и исполнительские функции; распределять роли; контролировать выполнение задач).

Анализ работ, посвященных изучению составляющих гибких навыков [13; 14; 15], позволил нам остановиться на следующем толковании soft skills в аспекте педагогического профессионального образования: это универсальные компетенции,

к

динамические навыки, связанные с личностными качествами, ко- ^

ки е

н

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

торыми должен обладать современный педагог, способный выстраивать субъект-субъектное взаимодействие с обучающимися, научить их жить в сложном мире, быть в нем успешными, гото-

2 Материалы и методы (Materials and methods)

и к а к

ус

выми к изменениям и к переменам. о

№ и

е о

В процессе исследования проанализирована психолого-пе- ^

ес

дагогическая литература по проблеме формирования soft skills у сио

на

студентов педагогического вуза, что позволило выявить три группы основных гибких навыков, изучению которых и посвящено наше исследование: коммуникативные, «эффективный менеджмент», эффективное мышление [16; 17; 18], а также опреде-

а ж

о

§

л ж

лить диагностические средства для их оценки. I

ж

л

В ходе педагогического эксперимента использованы: «Ди- ^ агностика уровня парциальной готовности к профессионально

педагогическому саморазвитию» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов); «Определение когнитивно-деятельностного стиля» (Л. Ребекка); «Опросник межличностных отношений» (В. Шутц, адаптация А. А. Рукавишникова) [19].

Исследование осуществлено на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В нем приняли участие 64 студента третьего курса высшей школы физической культуры и спорта. 3 Результаты (Results)

Сформированность гибких навыков у будущих педагогов исследовалась по окончании третьего года профессиональной педагогической подготовки в вузе, когда студенты, обучающиеся по профилю «Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности», освоили курс «Методика обучения безопасности жизнедеятельности». Используемая в ходе исследования методика «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов) позволяет оценить сформированность следующих компонентов профессионально-педагогического саморазвития: мотивацион-ного, нравственно-волевого, гностического, организационного, способность к самоуправлению, коммуникативного. Обозначенные компоненты соотнесены нами с выявленными группами soft

ка skills: коммуникативные навыки соотносятся с коммуникативным

да

компонентом профессионально-педагогического саморазвития; U „

«эффективный менеджмент» — с мотивационным и организационным компонентами, способностью к самоуправлению в педагогической деятельности; «эффективное мышление соотносится с когнитивным, нравственно-волевым и гностическим компонентами

,а в о

£

¡S3

профессионально-педагогического саморазвития.

Анализ результатов диагностики показал высокий уровень сформированности компонентов профессионально-педагогического саморазвития, кроме компонента «способность к самоуправлению в педагогической деятельности», который находится на среднем уровне (рисунок 1).

Рисунок 1 — Сформированность у студентов компонентов профессионально-педагогического саморазвития (баллы) Figure 1 — Formation of the components of professional and pedagogical self-development among students (points)

Методика «Определение когнитивно-деятельностного стиля» (Л. Ребекка) направлена на определение когнитивных способов восприятия, мышления, общения и т. д., что позволяет на

Г

и

Г

е

н

а

№ оки к

а к

Оо о

№ и

е о е с с и о н

а н

о § е н и

So

а

е

д а г о г а

основе анализа поведения обучающихся в пяти деятельностных разновидностях («Мои физические чувства в процессе обучения и работы»; «Мое общение»; «Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями»; «Мой подход к работе»; «Как я оперирую идеями») оценить предпочитаемый ими когнитивно-деятельностный стиль (особенности познавательной деятельности). Значимость когнитивно-деятельностного стиля обусловлена необходимостью развития знаний, умений и навыков, способствующих успешности в профессиональной деятельности.

В ходе проведенного исследования выявлено соотношение типов когнитивной деятельности soft skills: «коммуникативные навыки» соотнесен с типом когнитивной деятельности «Мое общение»; «эффективное мышление» — с «Мои физические чувства в процессе обучения и работы» и «Мой подход к работе»; «эффективное мышление» — «Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями» и «Как я оперирую идеями».

Проанализируем результаты опроса студентов в соответствии с типами когнитивной деятельности.

«Мое общение». В общении преобладает экстравертный тип взаимодействия (62 %), однако 11 % респондентов балансируют между показателями экстра- и интравертов и способны работать в контакте независимо от окружающих условий.

§ «Мои физические чувства в процессе обучения и работы».

а

Анализ физических ощущений в процессе обучения показал ве-

U

hq дущую роль слухового восприятия информации у 50 % респон-

1 дентов и у 17 % — доминирование зрительного и кинестетического восприятия в равном соотношении, у 17 % ведущую роль в

Ч

восприятии играют все виды чувств в равном соотношении.

«Мой подход к работе». При выборе предпочтения подхода к работе у респондентов преобладает жестко регламентированный подход (67 %), они уверены в том, что результат работы зависит от жесткого алгоритма действий. 11% студентов балансируют между жестко регламентируемым и нерегламентированным подходами к работе, что свидетельствует о вариативном подходе к достижению цели деятельности.

«Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями». Анализ результатов по данному типу когнитивной деятельности показал, что студенты более доверяют логическим знаниям, чем интуитивным. Количество респондентов с логическим типом мышления, для которых характерно освоение новых направлений деятельности, планирование будущего профессионального развития, составляет 39 %; 28 % демонстрируют интуитивный тип мышления. Для 33 % будущих педагогов характерна легкость переключения с одного типа мышления на другой.

«Как я оперирую идеями». У 56 % студентов преобладают

мышления. Это характеризует способности мыслить общими ка-

и

г

№ н а в

о* и

к а № с

в равном соотношении аналитический и синтетический стили о

в

и

№ о

тегориями, уметь выделять главную идею, сосредоточиться на ^

е о

ключевых понятиях; при этом также уделять внимание деталям. и

а

«Опросник межличностных отношений» (В. Шутц, адаптация А. А. Рукавишникова) дополняет исследования, проведенные с помощью предыдущих методик в области коммуникатив- й

н

о

ных навыков и используется в нашем исследовании для §

ни

характеристики поведения будущего педагога в процессе меж- я

е

личностного общения. Опросник позволяет оценить межличност- ^ ные потребности студентов с помощью позиций: «включение» (I),

«контроль» (С), «аффект» (А). При этом рассматривается, с одной стороны, как студент оценивает интенсивность своего поведения (выраженного поведения) в процессе межличностной коммуникации (е), а с другой, — интенсивность требуемого с его стороны поведения окружающих Охарактеризуем результаты проведенного исследования с помощью опросника межличностных отношений:

- позиция «включение»: интенсивность выраженного студентами поведения в межличностном общении (1е) оценено 6 баллами (максимум - 9 баллов); интенсивность требуемого поведения окружающих (Г^) — 4 балла;

- позиция «контроль»: показатель «принятие решений» проявляется студентами (Се) на 7 баллов; «самоконтроль» (Cw) — 3 балла;

- позиция «аффект»: показатель «установление близких чувственных отношений» (Ае) демонстрируется студентами на 5 баллов; «установление близких эмоциональных отношений» (Aw) — 2 балла.

На рисунке 2 представлены результаты опроса студентов.

I

-"О

а

и

а

«о

о £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2 — Характеристика межличностных отношений студентов (баллы)

Figure 2 — Characteristics of interpersonal relations of students (points)

Анализ результатов опроса показал, что студенты активно включаются в межличностные взаимоотношения, стремятся принадлежать к различным социальным группам и чаще находиться среди людей. Однако результат показателя «аффекта» выраженного поведения Ae (5 баллов) носит пограничный характер. То есть поведение респондента зависит от переживаемой ситуации, при отрицательных эмоциях субъект с осторожностью выстраивает отношения с членами группы. Это подтверждает и показатель требуемого поведения Aw (2 балла).

к

г

№ ж а №

ок

*

а №

о № к №

о ^

л о о к о ж

а ж

о

§

л ж

к

So ж л

д

а

г о

г а

Показатели «контроля» поведения показывают готовность будущих педагогов брать на себя ответственность и выполнять ведущую роль в деятельности (Ce, 7 балла). Показатель требуемого поведения (Cw) фиксирует стремление к отсутствию контроля со стороны (3 балла).

Показатель «включение» (Ie) свидетельствует о том, что студенты демонстрируют избирательность в межличностных отношениях, делая акцент на качество взаимодействия (6 баллов). Для всех студентов характерно требуемое поведение (Iw) на среднем уровне (4 балла). То есть они понимают, что возможность приятия группой зависит от их личного стремления к деятельности. 4 Обсуждение (Discussion)

Результатом проведенного исследования является определение эффективности образовательного процесса по формированию у будущих педагогов гибких (мягких) навыков как необходимых компонентов профессиональной культуры и личности педагога. Анализ показал, что уже после третьего года обучения в педагогическом вузе будущие педагоги демонстрируют достаточный уровень сформированности таких soft skills, как коммуникативные навыки. Следует отметить, что эти навыки также необходимы при работе в информационных системах. В современной действительности процессы компьютеризации и цифровизации уверенно про-§ никли в сферу образовательной деятельности. Развитие навыков

^ эффективного самоменеджмента обусловливается ускоренными

и

темпами совершенствования современного общества и базируется

1 на сформированности «самости» личности: самомотивации, самого

с^ дисциплины, самосовершенствовании и т. д. Навыки эффективного

^ мышления базируются на развитии системного, критического,

креативного, логического, проектного типов мышления, которые необходимы в профессиональной деятельности для создания и реализации творческих продуктов.

Для развития данных навыков важен выбор образовательных технологий, использование которых способствует наиболее эффективному формированию и развитию у будущих педагогов гибких навыков. Анализ научно-методической литературы и педагогического опыта позволил определить технологии, достаточно адаптированные в образовательной практике: ролевые технологии, технологии развития критического мышления; игровые технологии; проектная технология; технология проблемного обучения; цифровые технологии; технология «кейс-стади» (case-stady); технология обучения в сотрудничестве; технология иссле-

§

довательской деятельности, а также технологии, которые только ^

§

л ж а №

еще входят в практику образования: образовательная методика EduScrum;технология использования аутентичных материалов; технология «лэпбук». Названные технологии мы относим к ин-

§ «

а «

С

терактивным технологиям. S

№ §

« 3

5 Заключение (Conclusion)

В проведенном исследовании определены гибкие (мягкие) ^ навыки (soft skills), которые обеспечивает успешность педагогической деятельности. К ним мы отнесли коммуникативные навыки, навыки эффективного самоменеджмента, эффективное мышление. Следует отметить, что выявленные soft skills определяют использование форм, методов и технологий обучения студентов в процессе их профессиональной подготовки. Полученные результаты диагно- I

ж

стической работы на предмет сформированности у будущих педаго- а гов гибких навыков, выявленных в ходе исследования, свидетельст-

вуют об эффективности образовательного процесса, а также действенности примененных педагогических технологий:

- коммуникативные навыки сформированы на достаточно высоком уровне, но следует отметить, что выявленный у студентов уровень самоконтроля не в полной мере позволяет им чувствовать уверенность при установлении близких эмоционально-доверительных отношений, в частности, с обучаемыми;

- можно сделать вывод, что навыки эффективного самоменеджмента сформированы, однако все его показатели только перешли границу высокого уровня и находятся еще в стадии совершенствования;

- навык «эффективное мышление» по результатам диагностики имеет высокие показатели; студенты продемонстрировали способность к критическому анализу, информационному преобразованию, креативному решению образовательных проблем.

Авторы отмечают, что гибкие навыки, которые определены в исследовании, частично входят в перечень softskills, но владение ими способствует профессиональной самореализации будущих педагогов.

Библиографический список

1. Моисеев Н. Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка // Экология и жизнь. 2010. № 2. С. 4-7. § 2. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование:

Компетенции, необходимые для успеха. М. : Издательская группа «Точка», ^ 2018. - 240 с.

3. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить

в

^ сегодня для успеха завтра / И. Д.Фрумин [и др.]. М : НИУ ВШЭ, 2018. - 28 с. ^ 4. Цаликова И. К., Пахотина С. В. Научные исследования по вопросам

формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web

of Science) // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 187-207. DOI 10.17853/1994-5639-2019-7-187-207.

5. Ермаков Д. С. Гибкие навыки в школьном образовании // Народное образование. 2020. № 5. С. 165-172.

6. Беркович М. А., Кофанова Т. В., Тихонова С. С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник Воронежского государственного университета. 2018. № 4. С. 64-68. (Экономика и управление).

7. Ганпанцурова О. Б. Профессионально важные качества и индивидуализация как результат формирования компетенций soft-skills у студентов разных профессиональных направлений // СМАЛЬТА. 2019. № 4. С. 51-59.

8. Ермаков Д. С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. 2020. № 1. С. 104-112.

9. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 65-89.

10. Сорокопуд Ю. В., Амчиславская А. Ю., Ярославцева А. В. Soft g

skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // g

л

Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 194-196. g

11. Райцкая Л., Тихонова Е. Навыки и компетенции в высшем образовании и за его пределами // Журнал языка и образования. 2019. Т. 5, № 4 (20).

g *

а

С. 4-8.

§

о

№ g

12. Яркова Т. А., Черкасов А. В., Черкасов В. В. Проблема формирования профессиональной компетентности студентов // Вестник Томского гос- kg

о

ударственного педагогического университета. 2022. № 5 (223). С. 38-46. №

о

13. Мягкие навыки (soft skills) у студентов медицинского универси- о

ж

менные проблемы науки и образования : сетевое издание. 2022. № 2. DOI о

о

тета: результаты опроса и классификация / Л. Р. Ахмадеева [и др.] // Современные проблемы на 10.17513/врпо.31549. 14. Гизатулли

учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня.

14. Гизатуллина А. В., Шатунова О. В. Надпрофессиональные навыки о

§

№ g

2019. № 5. С. 14-20. §

15. Жабаков В. Е., Жабакова Т. В., Игнаткин Ю. И. Исследование со- g

о

держания soft skills-компетенций будущих педагогов физической культуры в g

условиях практико-ориентированной // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2021. № 6 (166). С. 97-106.

16. Ганпанцурова О. Б., Помагаева А. Н. Коммуникативная компетентность как основа профессиональных «soft-skills» педагога-психолога // СМАЛЬТА. 2021. № 1. С. 38-49.

17. Гибкость мышления как востребованный «мягкий навык» (soft skills) современных специалистов / Ю. В. Сорокопуд [и др.] // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 400-402.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Щенников Е. А., Пустынникова А. В. TIME MANAGEMENT SKILLS как фактор личной эффективности и конкурентоспособности современного специалиста // Молодой ученый. 2020. № 27.1 (317.1). С. 93-95.

19. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М : Изд-во Института Психотерапии, 2009. - 514 с.

I. L. Orekhova1, Ye. S. Gladkaya2

1ORCID No. 0000-0002-1671-7917 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Life Safety and Biomedical Disciplines, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: orehovail@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0001-6130-1198 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Life Safety and Biomedical ay Disciplines, South-Ural state Humanities-Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia. ^ E-mail: gladkayaes@cspu.ru

Y,e SOFT SKILLS AS A CONDITION

,a

voh FOR THE PROFESSIONAL

о DEVELOPMENT OF A TEACHER

Abstract

Introduction. Modern trends in higher education are focused on training teachers who are able to educate a new generation: people who are active, inquisitive, able to think creatively and act outside the box, mobile, ready for change, able to make life choices in the process of self-realization. N. N. Moiseev, revealing at the end of the last century the prospects for the development of university education, assigned a decisive role to the "TEACHER system" in transforming the "consumer character of civilization into an intellectual and creative one" [1]. They assessed the existing knowledge paradigm of education as not corresponding to the needs of the current stage of the historical development of mankind. In this regard, special universal competencies, which are called softs kills, or flexible (soft) skills, are in demand. In foreign countries, issues and strategies for the formation of soft skills have been studied since the middle of the 20th century. The appeal of Russian scientists to this problem is due to the changes that are taking place in the education system today. And they are addressed to the educational and personal requirements for modern professional pedagogical activ-

0 t

s

1

0

s

1

i o

s $

ft $

ity. The

purpose of the study conducted by the authors is to iden- ft

tify flexible / soft skills, the formation of which is necessary for the professional self-realization of future teachers, the assessment of their formation in the process of pedagogical training.

Materials and methods. The study was carried out based on the diagnostic method. The study used the analysis of scien- ft tific literature, as well as the following methods: "Diagnosis of the level of partial readiness for professional and pedagogical

to £

s ft

s o

ft a

ft

ft

a

ft ^

ft

self-developmen" (N. P. Fetiskin, V. V. Kozlov, G. M. Manuilov); "Definition of cognitive-activity style» (L. Rebecca); «Questionnaire of interpersonal relations" (V. Schutz, adaptation by A. A. Ru-kavishnikov). The results of earlier studies on the stated topic, as well as the results of diagnostic work, are systematized and summarized.

Results. Soft skills are defined, the formation and development of which contributes to the professional development of future teachers and personal self-realization: communication skills, the skill "Effective self-management", effective thinking. The results of a diagnostic study on the formation of the identified soft skills were obtained. The effectiveness of the educational process implemented in the course of professional pedagogical training has been proved.

Discussion. The effectiveness of the educational process carried out in a pedagogical university and aimed at developing future teachers not only professional competencies, but also the so-called flexible skills is noted. These skills are a necessary component of the professional culture and personality of the teacher. Their formation and development in future teachers is carried out in the educational process, thanks to the use of modern interactive, adaptive technologies.

j=H Conclusion. The identified soft skills refer to profession-

's

^ ally and personally significant soft skills, increase the level of

£

readiness of future teachers for professional pedagogical activ-| ity and success in personal self-realization. The development of these skills is ongoing and not only in a pedagogical university. ^ It is concluded that the formation of soft skills in the process of

professional training implemented at a pedagogical university is determined to a large extent by the choice of forms, methods, and teaching technologies. The author's selectivity in the choice of soft skills for the professional development of future teachers is noted.

Keywords: Soft skills; Components of soft skills; Students of a pedagogical university; Interactive technologies.

Highlights:

The main components of the flexible skills of students of a pedagogical university are determined.

Diagnostics of the formation of flexible skills in students — future teachers of the basics of life safety was carried out.

The effectiveness of the formation of flexible skills in bachelor students in the process of professional pedagogical training has been proven. l

References

0

1. Moiseyev N.N. (2010), Sistema "Uchitel"' i sovremennaya §

1

ekologicheskaya obstanovka [System "Tcher" and the current environmental situation], Ekologiya i zhizn', 2, 4-7. (In Russian). o

o t

s

-s

2. Fadel C., Bialik M. & Trilling B. (2018), Chetyrokhmernoye e

obrazovaniye: kompetentsii, neobkhodimyye dlya uspekha [Four-Dimen- o

o

sional Education: Competences Needed for Success], Izdatel'skaya gruppa "Tochka", Moscow, 240 p. (In Russian). a

3. Frumin I.D., Dobryakova M.S., Barannikov K.A. & Remorenko I.M. (2018), Universal'nyye kompetentnosti i novaya gramotnost': chemu uchit' segodnya dlya uspekha zavtra [Universal competencies and new literacy: what to teach today for success tomorrow], Natsional'nyy issledovatel'skiy universitet "Vysshaya shkola ekonomiki", Moscow, 28 p. (In Russian).

4. Tsalikova I.K., Pakhotina S.V. (2019), Nauchnyye issledovaniya c po voprosam formirovaniya soft skills (obzor dannykh v mezhdunarodnykh

o

to

l p

3 n

a

ee

ft

bazakh Scopus, Web of Science) [Scientific research on the formation of soft skills (review of data in the international databases Scopus, Web of Science)], Obrazovaniye i nauka, 21, 8, 187-207. DOI 10.17853/19945639-2019-7-187-207. (In Russian).

5. Ermakov D.S. (2020), Gibkiye navyki v shkol'nom obrazovanii [Flexible skills in school education], Narodnoe obrazovanie, 5, 165-172. (In Russian).

6. Berkovich M.A., Kofanova T.V., Tikhonova S.S. (2018), Soft skills (myagkiye kompetentsii) bakalavra: otsenka sostoyaniya i naprav-leniya formirovaniya [Soft skills (soft competencies) of the bachelor: assessment of the state and direction of formation], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta, "Seriya. Ekonomika i upravleniye", 4, 6468. (In Russian).

7. Ganpancurova O.B. (2019), Professional'no vazhnyye kachestva i individualizatsiya kak rezul'tat formirovaniya kompetentsiy soft-skills u studentov raznykhprofessional'nykh napravleniy [Professionally important qualities and individualization as a result of the formation of soft-skills competencies among students of different professional areas], SMAL'TA, 4, 51-59. (In Russian).

8. Ermakov D.S. (2020), Personalizirovannaya model' obra-zovaniya: razvitiye gibkikh navykov [Personalized model of education: development of flexible skills], Obrazovatel'naya politika, 1, 104-112. (In Russian).

9. Stepanova L.N. & Zeyer E.F. (2019), Soft skills kak prediktory zhiznennogo samoosushchestvleniya studentov [Soft skills as predictors of life self-realization of students], Obrazovaniye i nauka, 21, 8, 65-89. (In

ay Russian).

10. Sorokopud Yu.V., Amchislavskaya A.Yu. & Yaroslavtseva A.V. (2021), Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Soft skills ("soft skills") and their role in the training of modern specialists],

e

£

a

o Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 1 (86), 194-196. (In Russian).

^ 11. Raytskaya L. & Tikhonova Ye. (2019), Navyki i kompetentsii v

^ vysshem obrazovanii i za yego predelami [Skills and competencies in

higher education and beyond], Zhurnal yazyka i obrazovaniya, 5, 4 (20), 4-8. (In Russian).

12. Yarkova T.A., Cherkasov A.V. & Cherkasov V.V. (2022), Problema formirovaniya professional'noy kompetentnosti studentov [The problem of formation of professional competence of students], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 5 (223), 38-46. (In Russian).

13. Akhmadeyeva L.R., Akhmadullina G.Kh., Lipatova Ye.Ye. Sinit-sina A.S., Khuzhina Yu.E., Murzakhanova K.I. & Akhmadeyeva E.N.

(2022), Myagkiye navyki (soft skills) u studentov meditsinskogo universiteta: rezul'taty oprosa i klassifikatsiya [Soft skills among medical university students: survey results and classification], Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Electronic], 2. DOI 10.17513/spno.31549. (In Russian).

14. Gizatullina A.V. & Shatunova O.V. (2019), Nadprofession-al'nyye navyki uchiteley: soderzhaniye i vostrebovannost' [Superprofessional skills of teachers: content and demand], Vyssheye obrazovaniye

o

segodnya, 5, 14-20. (In Russian). ^

15. Zhabakov V.E., Zhabakova T.V. & Ignatkin Yu.I. (2021), Issle- l dovaniye soderzhaniya soft skills-kompetentsiy budushchikh pedagogov

fizicheskoy kul'tury v usloviyakh praktiko-oriyentirovannoy podgotovki o

n

[Study of the content of soft skills-competences of future teachers of phys- t ical culture in conditions of practice-oriented training], Vestnik Chelya- n

binskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 6 (166), 97- tt

106. (In Russian). ^

o

16. Ganpantsurova O. B., Pomagaeva A. N. (2021), Kommunikativ- e

s

c^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

naya kompetentnost' kak osnova professional'nykh «soft-skills» pedagoga- S psikhologa [Communicative competence as the basis of professional "soft-

to

skills" of a teacher-psychologist], SMAL'TA, 1, 38-49. (In Russian). e

17. Sorokopud Yu.V., Kozyakov R.V., Matyugin N.E. & Amchi- P

ft

slavskaya E.Yu. (2020), Gibkost' myshleniya kak vostrebovannyy «myagkiy s navyk» (soft skills) sovremennykh spetsialistov [Flexibility of thinking as a demanded "soft skill" (soft skills) of modern specialists], Mir nauki

navyk» (soft skills) sovremennykh spetsialistov [Flexibility of thinking as a

e

ft

a o

kul'tury, obrazovaniya, 6 (85), 400-402. (In Russian). r

18. Shchennikov E.A., Pustynnikova A.V. (2020), TIME MANAGEMENT SKILLS kak faktor lichnoy effektivnosti i konkurentosposobnosti sovremennogo spetsialista [TIME MANAGEMENT SKILLS as a factor of personal effectiveness and competitiveness of a modern specialist], Mo-lodoy uchenyy, 27.1 (317.1), 93-95. (In Russian).

19. Fetiskin N.P., Kozlov V.V. & Manuilov G.M. (2009), Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups], Iz-datel'stvovo Instituta Psikhoterapii, Moscow, 514 p. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 01.08.2022; одобрена после рецензирования 03.08.2022; принята к публикации 23.08.2022.

The article was submitted 01.08.2022; approved after reviewing 03.08.2022; accepted for publication 23.08.2022.

aya d la

О

.S

£

,a v o

e r

Ob

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.