Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ DIGITAL SKILLS В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ DIGITAL SKILLS В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
digital skills / цифровые навыки / цифровые компетенции / цифровые технологии / цифровизация / цифровизация образования / электронная информационно-образовательная среда / дистанционное образование / информационные ресурсы. / digital skills / digital competencies / digital technologies / digitalization / digitalization of education / electronic information and educational environment / distance education / information resources.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Алферьева-Термсикос Валерия Борисовна

В статье охарактеризованы сущность и структура цифровых навыков («digital skills»), которыми необходимо овладеть субъектам образовательного процесса (от средней общеобразовательной до высшей школы) в условиях цифровизации, когда одним их обязательных условий к трансформации образовательного пространства учебного заведения является проектирование электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), обеспечивающей эффективность обучения в дистанционном режиме. Автор описывает «digital skills» как совокупность умений, благодаря которым личность может интегрироваться в виртуальную среду и эффективно использовать её ресурсы для самообразования. Анализ условий формирования цифровых навыков у обучающихся и преподавателей средней и высшей школы позволил сделать вывод, что данные компетенции могут быть сформированы в результате следующих процессов: осознания ценности информации в современном мире; обучения в дистанционном режиме; поиска информации с помощью разнообразных баз данных; адаптации к ЭИОС в условиях школы, колледжа или вуза; трансляции личностных достижений в социальных сетях. Автором выделены аксиологический, когнитивно-аналитический, мотивационный и процессуальный компоненты digital skills, необходимые в условиях цифровизации и обучения в дистанционном режиме преподавателям средней и высшей школы; аксиологический, когнитивный, мотивационный, коммуникационный и процессуальный компоненты данных компетенций для обучающихся начальной и средней общеобразовательной школы; аксиологический, когнитивно-аналитический, регулятивный, мотивационный и процессуальный компоненты − для студентов средних профессиональных и высших учебных заведений. Digital skills позволяют обучающимся на разных этапах ориентироваться в виртуальном информационном пространстве с целью саморазвития. Практическая работа с использованием ресурсов ЭИОС раскрывает образовательный потенциал личности, формируя так называемое «умение учиться», обеспечивающее непрерывность образовательного процесса на протяжении всей жизни. В статье описаны возможности влияния компонентов ЭИОС на формирование цифровых навыков обучающихся и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Алферьева-Термсикос Валерия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL COMPONENTS OF DIGITAL SKILLS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

The article describes the essence and structure of digital skills that need to be mastered by subjects of the educational process (from secondary schools to higher schools) in the conditions of digitalization, when one of the prerequisites for transforming the educational space of an educational institution is the design of electronic information and educational environment (EIOS), ensuring the effectiveness of distance learning. The author describes “digital skills” as a set of skills thanks to which a person can integrate into the virtual environment and effectively use its resources for self-education. An analysis of the conditions for the formation of digital skills among students and teachers of secondary and higher schools led to the conclusion that these competencies can be formed as a result of the following processes: awareness of the value of information in the modern world; distance learning; searching for information using various databases; adaptation to EIOS in a school, college or university setting; broadcasting personal achievements on social networks. The author has identified axiological, cognitive-analytical, motivational and procedural components of digital skills, necessary in the conditions of digitalization and distance learning for teachers of secondary and higher schools; axiological, cognitive, motivational, communication and procedural components of these competencies for students of primary and secondary schools; axiological, cognitive-analytical, regulatory, motivational and procedural components for students of secondary vocational and higher educational institutions. Digital skills allow students to navigate the virtual information space at different stages for the purpose of self-development. Practical work using EIOS resources reveals the educational potential of the individual, forming the so-called “ability to learn,” which ensures the continuity of the educational process throughout life. The article describes the possibilities of influence of EIOS components on the formation of digital skills of students and teachers.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ DIGITAL SKILLS В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Общественно-гуманитарное направление

УДК 37.02 ГРНТИ 14.85.01

DOI 10.24412/2409-3203-2023-36-237-243

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ DIGITAL SKILLS В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Алферьева-Термсикос Валерия Борисовна

научный сотрудник

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

Россия, г. Ульяновск

Аннотация: В статье охарактеризованы сущность и структура цифровых навыков («digital skills»), которыми необходимо овладеть субъектам образовательного процесса (от средней общеобразовательной до высшей школы) в условиях цифровизации, когда одним их обязательных условий к трансформации образовательного пространства учебного заведения является проектирование электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), обеспечивающей эффективность обучения в дистанционном режиме. Автор описывает «digital skills» как совокупность умений, благодаря которым личность может интегрироваться в виртуальную среду и эффективно использовать её ресурсы для самообразования. Анализ условий формирования цифровых навыков у обучающихся и преподавателей средней и высшей школы позволил сделать вывод, что данные компетенции могут быть сформированы в результате следующих процессов: осознания ценности информации в современном мире; обучения в дистанционном режиме; поиска информации с помощью разнообразных баз данных; адаптации к ЭИОС в условиях школы, колледжа или вуза; трансляции личностных достижений в социальных сетях. Автором выделены аксиологический, когнитивно-аналитический, мотивационный и процессуальный компоненты digital skills, необходимые в условиях цифровизации и обучения в дистанционном режиме преподавателям средней и высшей школы; аксиологический, когнитивный, мотивационный, коммуникационный и процессуальный компоненты данных компетенций для обучающихся начальной и средней общеобразовательной школы; аксиологический, когнитивно-аналитический, регулятивный, мотивационный и процессуальный компоненты - для студентов средних профессиональных и высших учебных заведений. Digital skills позволяют обучающимся на разных этапах ориентироваться в виртуальном информационном пространстве с целью саморазвития. Практическая работа с использованием ресурсов ЭИОС раскрывает образовательный потенциал личности, формируя так называемое «умение учиться», обеспечивающее непрерывность образовательного процесса на протяжении всей жизни. В статье описаны возможности влияния компонентов ЭИОС на формирование цифровых навыков обучающихся и преподавателей.

Ключевые слова: digital skills, цифровые навыки, цифровые компетенции, цифровые технологии, цифровизация, цифровизация образования, электронная информационно-образовательная среда, дистанционное образование, информационные ресурсы.

STRUCTURAL COMPONENTS OF DIGITAL SKILLS IN THE CONDITIONS OF

DIGITALIZATION OF EDUCATION

Alfer'yeva-Termsikos Valeriya Borisovna

researcher

Ulyanovsk state pedagogical University the name of I. N. Ulyanov

Russia, Ulyanovsk

Abstract: The article describes the essence and structure of digital skills that need to be mastered by subjects of the educational process (from secondary schools to higher schools) in the conditions of digitalization, when one of the prerequisites for transforming the educational space of an educational institution is the design of electronic information and educational environment (EIOS), ensuring the effectiveness of distance learning. The author describes "digital skills" as a set of skills thanks to which a person can integrate into the virtual environment and effectively use its resources for self-education. An analysis of the conditions for the formation of digital skills among students and teachers of secondary and higher schools led to the conclusion that these competencies can be formed as a result of the following processes: awareness of the value of information in the modern world; distance learning; searching for information using various databases; adaptation to EIOS in a school, college or university setting; broadcasting personal achievements on social networks. The author has identified axiological, cognitive-analytical, motivational and procedural components of digital skills, necessary in the conditions of digitalization and distance learning for teachers of secondary and higher schools; axiological, cognitive, motivational, communication and procedural components of these competencies for students of primary and secondary schools; axiological, cognitive-analytical, regulatory, motivational and procedural components - for students of secondary vocational and higher educational institutions. Digital skills allow students to navigate the virtual information space at different stages for the purpose of self-development. Practical work using EIOS resources reveals the educational potential of the individual, forming the so-called "ability to learn," which ensures the continuity of the educational process throughout life. The article describes the possibilities of influence of EIOS components on the formation of digital skills of students and teachers.

Keywords: digital skills, digital competencies, digital technologies, digitalization, digitalization of education, electronic information and educational environment, distance education, information resources.

В соответствии с федеральными государственными стандартами образования всех уровней одним из обязательных условий цифровизации является наличие в учебном заведении электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), которая обеспечивает качество процесса обучения в дистанционном режиме. Эффективное использование данного ресурса предполагает наличие как у преподавателей, так и обучающихся соответствующих цифровых навыков, так называемых «digital skills», являющихся показателем сформированности информационной культуры личности.

Главная цель любого образования заключается в развитии у подрастающего поколения «умения учиться», которое является результатом сформированной комбинации из hard skills, soft skills и digital skills.

Исследователи, как правило, разграничивают данные компетенции, противопоставляя их друг другу. Hard skills («жёсткие / твёрдые навыки») представляют собой технические способы овладения информацией, сформированная система знаний об алгоритмах выполнения определённых действий, выполнение учебных операций по образцу. Soft skills («мягкие / гибкие навыки») - установки поведения, позволяющие эффективно использовать окружающее пространство для достижения поставленных целей. Digital skills - совокупность навыков для интеграции в виртуальную среду благодаря совокупности умений эффективно использовать её ресурсы для самообразования. Однако

238

данные компетенции в условиях использования ЭИОС взаимосвязаны: на начальной стадии освоения информационных сервисов и программного обеспечения у обучающихся могут быть сформированы hard skills, показателем которых является умение выполнять технические операции по заданному алгоритму; развитие soft skills предполагает организацию учебного сотрудничества, в том числе в режиме дистанционного обучения, в результате чего обучающиеся начинают продуцировать собственные алгоритмы использования ресурсов данной информационной среды, что и составляет основу digital skills.

В научных исследованиях, изданных за последние годы, представлены различные подходы к определению содержания цифровых навыков.

В исследованиях Л.Ю. Айснер, О.Д. Наумова [1], С.П. Коряковцева, А.Ю. Куликова [7], А.Д. Насибуллиной [9] сделан вывод о том, что от разработанности компонентов информационно-образовательной среды учебного заведения (от средней общеобразовательной школы до вуза) зависит уровень сформированности цифровых компетенций обучающихся. Авторы считают, что ЭИОС является той совокупностью педагогических условий, которая позволяет развить готовность личности к использованию разнообразных платформ и сервисов сети Интернет. В монографии И.О. Петрищева, В.Г. Шубовича, А.Н. Аленовой конкретизированы данные условия: наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры, применение автоматизированных систем для организации для дистанционного обучения, использование интерактивных методов педагогического воздействия [10, с.28-29].

А.У. Менциев, Т.Г. Айгумов, A.M. Юдина, описывая содержание digital skills умения, отмечают, что их главная характеристика заключается в быстром реагировании на изменение виртуальной среды и в готовности самостоятельно осваивать новое программное обеспечение [3]. Следовательно, ЭИОС учебного заведения не должна быть статичной, её инструментарий должен изменяться в соответствии с новыми тенденциями к наполнению цифровых ресурсов.

Н.И. Крюковой, A.A. Чистяковым, Т.И. Шульгой выделены следующие критерии сформированности digital skills: способность анализировать разнообразные виртуальные источники информации, умение создавать цифровой контент, соблюдение правил информационной безопасности [2]. В связи с чем педагогам необходимо проектировать дистанционные занятия с использованием электронной информационно-образовательной среды, в рамках которых будет организована проектная и исследовательская деятельность, а также отработаны алгоритмы соблюдения информационной безопасности.

В научных статьях П. А. Высоцкой, А.И. Гурниковского, Р.Ю. Гурниковской [5], Т.В. Дугиной, A.B. Заболотских [6] подчёркнута необходимость адаптации дидактических методов и организационных форм занятий к условиям цифровизации образования, что и составляет содержание digital skills преподавателей высшей школы.

Анализ условий формирования цифровых навыков у обучающихся и преподавателей средней и высшей школы позволил сделать вывод, что данные компетенции могут быть сформированы в результате следующих процессов:

- осознания ценности информации в современном мире, а также необходимости осваивать новые технологии;

- обучения в дистанционном режиме;

- поиска информации с помощью разнообразных баз данных (электронных библиотечных сетей, локальных хранилищ оцифрованной литературы, специализированных научных сайтов и т.д.);

- адаптации к новой окружающей действительности (ЭИОС школы, колледжа, вуза) посредством воспринятая доступных способов коммуникации и взаимодействия со сверстниками (коллегами) в рамках дистанционных занятий;

- трансляции личностных достижений в социальных сетях, создавая «публичный образ» через трансляцию в окружающую реальность собственной системы ценностей.

- ведение блога и регулярное его пополнение личными авторскими файлами [7, с. 53].

Таким образом, digital skills, представляют собой механизм реализации концепции «Life long learning» («непрерывное образование»), которая позволит личности в современных условиях XXI столетия развиваться на протяжении всей жизни, а также достигнуть высоких результатов как в социальной среде, так и профессиональной деятельности.

Структура digital skills представляет собой совокупность следующих компонентов.

1. Для преподавателей средних и высших учебных заведений:

- Аксиологический компонент - принятие необходимости саморазвития с помощью цифровых технологий; осознание ценности технологического прогресса, позволяющего оптимизировать временные затраты на обучение, обеспечивающего наглядность в освоении новых знаний, а также доступ к разнообразным информационным ресурсам.

- Когнитивно-аналитический компонент — знание способов применения в образовательном процессе цифровых технологий,

- Мотивационный компонент - готовность использовать ЭИОС и разнообразное программное обеспечение для организации учебно-воспитательного процесса в дистанционном режиме.

- Процессуальный компонент — способность самостоятельно осваивать и активно использовать в своей профессиональной деятельности цифровые технологии; умение разрабатывать интерактивный дидактический материал для дистанционных занятий; способность моделировать и транслировать алгоритмы использования программного обеспечения, а также информационных ресурсов ЭИОС и сети Интерне; умение адаптировать педагогические методы и средства под возможности ЭИОС для проведения занятий в онлайн-режиме.

2. Для обучающихся начальной и средней общеобразовательной школы.

- Аксиологический компонент - осознание полезности использования цифровых технологий для решения учебных задач.

- Когнитивный компонент - знание инструментария ЭИОС, программного обеспечения и сервисов для осуществления проектной и исследовательской деятельности.

- Мотивационный компонент - стремление использовать в познавательной деятельности программное обеспечение, а также информационные платформы и сервисы сети Интернет.

- Коммуникационный компонент — способность взаимодействовать с окружающими (одноклассниками / одногруппниками, преподавателями) с помощью ресурсов ЭИОС и разнообразного программного обеспечения.

- Процессуальный компонент - умение создавать виртуальные информационные продукты в результате исследовательской и проектной деятельности в дистанционном режиме обучения (интерактивные презентации, электронные брошюры и плакаты, видеоролики), соблюдение правил информационной безопасности.

3. Для студентов средних профессиональных и высших учебных заведений.

- Аксиологический компонент - понимание ценности цифровых технологий и необходимости их использования в образовательном процессе, а также будущей профессиональной деятельности.

- Когнитивно-аналитический компонент - способность воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с помощью цифровых средств [4, с. 74]; знание способов использования ЭИОС, а также инструментария сервисов и платформ

в сети Интернет для получения образования в дистанционном режиме; представления об основах мониторинга информационных ресурсов в контексте их научности.

- Регулятивный компонент - стрессоустойчивость, способность личности действовать в нестандартной ситуации, умение корректировать алгоритм использования цифровых ресурсов.

- Мотивационный компонент - готовность быть активным пользователем ЭИОС [8, с. 46], стремление осваивать на практике новое программное обеспечение для создания новых цифровых и медийных продуктов.

- Процессуальный компонент - использование в образовательной деятельности цифровых технологий, ресурсов ЭИОС, а также сторонних облачных сервисов (информационных баз данных) с соблюдением правил информационной безопасности; умение разрабатывать виртуальные презентационные материалы, являющиеся результатом аналитической, исследовательской, проектной и творческой деятельности (интерактивные таблицы, кластеры, ментальные карты, электронные конспекты, видеоматериалы и т.д.).

Таким образом, цифровые навыки (digital skills) позволяют обучающимся на разных этапах обучения ориентироваться в виртуальном информационном пространстве ЭИОС не только с целью получения образования, но и саморазвития. В свою очередь, информационно-образовательная среда школы или вуза имеет свою структуру (Таблица 1), т.е. состоит из компонентов, обеспечивающих качество обучения в дистанционном режиме.

Таблица 1 - Структура ЭИОС учебного заведения

Компонент ЭИОС Содержание / Ресурс

Организационный компонент Совокупность ресурсов для оптимизации процесса дистанционного обучения: электронный журнал, расписание занятий, образовательные платформы для проведения контроля и оценки уровня знаний обучающихся (Google Classroom, Moodle).

Методический компонент Учебные планы, рабочие программы, ориентированные на привлечение ресурсов ЭИОС.

Коммуникационны й компонент Формы дистанционных занятий, методы организации учебного сотрудничества в онлайн-режиме с применением интернет-сервисов Web.2.0.

Информационный компонент Система облачного хранения оцифрованного учебного и научного материала.

Учебно-практический компонент Программное обеспечение ЭИОС, платформы и сервисы сети Интернет для организации учебно-воспитательного процесса в дистанционном режиме.

Социокультурный компонент Размещённые на официальном сайте учебного заведения гиперссылки на информационные платформы культурно-досуговых организаций (музеев, электронных библиотек и т.д.)

Необходимо соотнести компоненты ЭИОС учебного заведения и их возможность влияния на формирование цифровых навыков обучающихся и преподавателей (Таблица 2).

Использование организационного компонента позволяет сформировать навык планирования и коррекции образовательной деятельности в информационной среде.

В процессе разработки методического компонента преподаватели развивают навык адаптации средств традиционной дидактики к условиям виртуальной реальности. Обучающиеся, являясь объектом педагогического воздействия, выполняют разнообразные виды деятельности в онлайн-режиме с соблюдением основ информационной безопасности: разрабатывают виртуальные проекты, осуществляют поиск информации, решают

проблемные кейсы, учатся сотрудничеству в мини-группах с использованием разнообразных информационных сервисов.

Коммуникационный компонент создаёт условия для формирования готовности и способности использовать виртуальную среду для получения новых знаний или для осуществления профессиональной деятельности.

Обращение к информационному компоненту ЭИОС позволяет сформировать представления о процедуре поиска, анализа и классификации информации с помощью цифровых технологий, развивает навык навигации при поиске информации в виртуальном пространстве, а также умение извлекать необходимые сведения из оцифрованных источников; формирует способность оценивать полезность источников информации в контексте поиска сведений на определённую исследовательскую (учебную) тему, а также умение продуцировать и корректировать план поиска информации.

Использование ресурсов учебно-практического компонента ЭИОС формирует как у обучающихся, так и у преподавателей умение взаимодействовать с виртуальной средой: использовать разнообразные информационные ресурсы для поиска новой информации; осуществлять мониторинг нового программного обеспечения и сервисов для разработки авторского виртуального продукта.

Социокультурный компонент ЭИОС необходим для развития представлений об информационной картине мира с целью социализации и формирования у обучающихся знаний о поликультурной среде. В контексте развития digital skills данные ресурсы необходимы для отработки навыков поиска информации с помощью разнообразных источников (оцифрованной литературы, отработки навыков поиска информации с помощью разнообразных источников (оцифрованной литературы, виртуальных 3D экскурсий, видеохостингов и т.д.).

Таблица 2 - Формирование digital skills у субъектов образовательного процесса в условиях использования ресурсов ЭИОС в дистанционном режиме обучения._

Компонент ЭИОС Digital skills

Преподавателей Обучающихся Студенты СПО, вуза

средних и высших начальной и средней

учебных заведений общеобразовательной школы

Организационный Мотивационный Мотивационный Мотивационный,

компонент компонент компонент регулятивный компонент

Методический Аксиологический, Когнитивный, Когнитивно-

компонент когнитивно- мотивационный, аналитический

анал итиче ский процессуальный мотивационный,

компонент компонент процессуальный компонент

Коммуникационный Процессуальный Процессуальный, Процессуальный,

компонент компонент коммуникационныи компонент аксиологическии компонент

Информационный Когнитивно- Процессуальный Процессуальный

компонент анал итиче скии компонент компонент компонент

Учебно-практический Процессуальный Процессуальный, Процессуальный,

компонент компонент коммуникационныи компонент аксиологическии компонент

Социокультурный Аксиологический, Аксиологический, Аксиологический,

компонент компонент процессуальный компонент процессуальный компонент

Таким образом, качественная методическая и технологическая разработка компонентов электронной информационно-образовательной среды учебного заведения является обязательным педагогическим условием для формирования digital skills у субъектов образовательного процесса.

Список использованной литературы:

1. Aisner L.Yu., Naumov O.D. To the question of the need for formation skills of working in a digital environment // Formation of professional competencies of students: Материалы региональной (межвузовской) научно-практической конференции, Красноярск, 10 февраля 2022 года. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2022. - Р. 96-100.

2. Kryukova N.I., Chistyakov A. A., Shulga T.I. [et al.] Adaptation of higher education students' digital skills survey to Russian universities // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. -2022. - Vol. 18, No. 11. - P. 2183. -DOI 10.29333/ejmste/12558.

3. Mentsiev A.U., Aygumov T.G., Yudina A.M. Digital skills development as a basis for sustainable education development // Proceedings II International Scientific Conference on Advances in Science, Engineering and Digital Education (ASEDU-II-2021): Conference Proceedings, Krasnoyarsk, 28 октября 2021 года. Vol. 2647 A. - Krasnoyarsk: AIP PUBLISHING, 2022. - P. 40085. - DOI 10.1063/5.0104544.

4. Salynskaya T.V., Yasnitskaya A.A. Key knowledge and skills university students need in a digital environment // Upravlenie. - 2022. - Vol. 10, No. 3. - P. 72-79. - DOI 10.26425/2309-3633-2022-10-3-72-79

5. Высоцкая П.А., Гурниковский А.И., Гурниковская Р.Ю. [и др.] Рабочие модели обучения профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений цифровым навыкам // Управление образованием: теория и практика. - 2023. - № 4(62). - С. 180-191. - DOI 10.25726/z6664-2757-1410-b.

6. Дугина Т.В., Заболотских А.В. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогического состава высшей школы в эпоху цифровой трансформации в сфере образования // Перспективы науки. - 2022. - № 9(156). - С. 151-154.

7. Коряковцев С.П., Куликов А.Ю. Цифровые навыки и цифровая образовательная среда: компетентность студентов // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2023. - № 2. - С. 42-54. - DOI 10.20339/АМ.02-23.042.

8. Костина Е.А. Практика развития цифровых навыков студентов педагогического колледжа // Современные технологии обучения в условиях цифровой трансформации среднего профессионального и высшего образования: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Омск, 21 марта 2023 года. - Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2023. - С. 45-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Насибуллина А. Д. Влияние цифровой среды на развитие цифровых навыков обучающихся с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 80-3.-С. 199-202.

10. Петрищев И.О., Шубович В.Г., Аленова А.Н. [и др.] Теоретические основы формирования цифровых компетенций личности: монография / Министерство просвещения РФ, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова». - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2022. - 159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.