Научная статья на тему 'Формирование музыкального интеллекта у школьников 5-7 классов в процессе реализации культурологического подхода'

Формирование музыкального интеллекта у школьников 5-7 классов в процессе реализации культурологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
развитие музыкального интеллекта / формированию жизнеспособной личности / развития творческого потенциала / культура

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Mаржона Ғайрат Қизи Муродиллаева

Начального образования исключительно важным представляется процесс развития музыкального интеллекта у младших школьников. В данном стандарте особое внимание уделяется личностному развитию и формированию интеллекта школьников. Будучи одним из важных компонентов цели образования, вопросы развития творческих способностей учащихся концентрирует на себе пристальное внимание представителей современной педагогической науки. Поиск оптимальных путей для развития творческого потенциала детей обладает несомненной актуальностью. Возникла потребность в такой личности, которая бы быстро адаптировалась в новой жизни и имела бы созидающий потенциал, используемый на пользу себе и другим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование музыкального интеллекта у школьников 5-7 классов в процессе реализации культурологического подхода»

Формирование музыкального интеллекта у школьников 5-7 классов в процессе реализации культурологического

подхода

Mаржона Гайрат кизи Муродиллаева Наваинский педагогический институт

Аннотация: Начального образования исключительно важным представляется процесс развития музыкального интеллекта у младших школьников. В данном стандарте особое внимание уделяется личностному развитию и формированию интеллекта школьников. Будучи одним из важных компонентов цели образования, вопросы развития творческих способностей учащихся концентрирует на себе пристальное внимание представителей современной педагогической науки. Поиск оптимальных путей для развития творческого потенциала детей обладает несомненной актуальностью. Возникла потребность в такой личности, которая бы быстро адаптировалась в новой жизни и имела бы созидающий потенциал, используемый на пользу себе и другим.

Ключевые слова: развитие музыкального интеллекта, формированию жизнеспособной личности, развития творческого потенциала, культура

Formation of musical intelligence in schoolchildren of grades 5-7 in the process of implementing a cultural approach

Marzhona Ghairat kizi Murodillaeva Navai Pedagogical Institute

Abstract: Primary education is extremely important process of development of musical intelligence in younger students. In this standard, special attention is paid to personal development and the formation of the intellect of schoolchildren. Being one of the important components of the goal of education, the development of the creative abilities of students focuses on itself the close attention of representatives of modern pedagogical science. The search for optimal ways to develop the creative potential of children is of undeniable relevance. There was a need for such a person who would quickly adapt to a new life and would have a creative potential used for the benefit of himself and others.

Keywords: development of musical intelligence, formation of a viable personality, development of creative potential, culture

Развитие музыкального интеллекта и творческих способностей в учебной деятельности способствует формированию жизнеспособной личности. Ведь только творческая личность способна быстро реагировать на все изменения, подстраиваться под новые условия жизни.

Для того чтобы обучать детей правильному пению следует соблюдать певческую установку. Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхание. При обучении детей пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Стулья должны соответствовать росту учеников. Во время пения ученики 1-2 классов должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленями. (При слушании музыки ребята могут прислониться к спинкам стульев). Голову держать надо прямо, не вытягивать шею, не напрягаться. Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны и упруги.

Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. Из практики известно, что индивидуальное обучение музыке, когда преподаватель занимается с учеником «один на один», в какой-то мере сковывает учащегося, который отлично понимает, что все его музыкальные и человеческие проявления являются предметом наблюдения педагога в каждую минуту выполнения музыкального задания. Это осознание подчас весьма отрицательно сказывается на внешних проявлениях музыкального чувства ученика, которое ему как бы «неудобно» проявлять в присутствии взрослого человека - учителя. A в хоровом коллективе ребенок, подросток, юноша чаще всего не замечают момента, когда именно они являются объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.

Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

Развитие музыкального интеллекта и творческих способностей в учебной деятельности способствует формированию жизнеспособной личности. Ведь

тольга твoрчecкaя личтесть cnoco6Ha 6bicrpo рeaгирoвaть Ha Bce измeнeния, пoдcтрaивaтьcя пoд HoBbie ycлoвия жизни.

Шильный xop дoлжeн быть oргaнизoвaн c тaким pac4eTOM, чтобы в HeM coeдинялиcь Функции мyзыкaльнo-coциaльныe c Функциями xyдoжeствeннo-вocпитaтeльнbши. nocTeneHHoe рacширeниe и oттaчивaниe иcпoлнитeльcкoгo MacTepcTBa и oбщeй музык^ль^й культуры Bcex шкoльникoв дaeт вoзмoжнocть дaжe в ycлoвияx MaccoBoro музык^ль^го Bocnrn^HM в клacce cтрeмитьcя к дocтижeнию yрoвня пoдлиннoгo иcкyccтвa.

Звyкooбрaзoвaниe это - cnoco6 извлeчeния звyкa. Рeбятa дoлжны пeть ecтecтвeнным вышким cBerabiM звyкoм, 6e3 крикa и нaпряжeния. Oчeнь вaжeн примeр - пeдaгoгy тaкжe cлeдyeт пeть выш^, пocкoлькy yчeники нaчинaют пoдрaжaть eMy и теть в бoлee выш^м peracxpe.

Звyкooбpaзoвaниe мoжeт быть пpoтяжным, штевным, a бывaeт и oтpывиcтым. Учaщимcя 1-ro клacca cвoйcтвeннo oтpывиcтoe звyкooбpaзoвaниe, пoэтoмy, нaчинaя c caMoro пepвoгo клacca, нaдo учить дeтeй тянyть звуки, пpoтягивaть ^нцы музыкальные фpaз. Пeдaгoг пoдбиpaeт cooтвeтcтвyющиe пecни, нaпpимep нapoдныe, тaк кaк для ниx xapaктepнo пpeoблaдaниe raacmix звyкoв, cпocoбcтвyющиx бoльшeй пpoтяжнocти звyчaния. Рaзвитию пpoтяжнoгo звyкooбpaзoвaния пoмoгaeт пeниe neceH, Han^aHHbix в yMepeHHoM и мeдлeннoм тeмпax.

3a вpeмя пpeбывaния в нaчaльнoй шкoлe y млaдшиx шкoльникoв paзвивaютcя пcиxoлoгичecкиe ^o^c^i: cлoвecнo-лoгичecкoe мышлeниe, aHanro, peфлeкcия и т.п. В этот тертед фopмиpyютcя ycтoйчивыe cиcтeмы y4e6Ho - пoзнaвaтeльныx мoтивoв и личнocтнoгo cмыcлa yчeния, ycиливaeтcя интpoвepтиpoвaннocть личнocти, чтo cпocoбcтвyeт пoвышeнию эффeктивнocти yмcтвeннoй дeятeльнocти Ha ypoкax музыки y млaдшиx шкoльникoв. Вaжнyю poль в paзвитии личнocти млaдшeгo шкoльникa игpaeт мyзыкaльнoe oбpaзoвaниe и в 4aCTHocra, фopмиpoвaниe y Hero мyзыкaльнoгo интeллeктa, в cвязи c этим вoзниклa нeoбxoдимocть paзpaбoтки пeдaгoгичecкиx ycлoвий no paзвитию музык^ль^го интeллeктa y млaдшиx шкoльникoв Ha ypoкax музыки и дoпoлнитeльныx зaнятияx в музык^ль^м круж^ в oбщeoбpaзoвaтeльнoй шкoлe. Пeдaгoгичecкиe ycлoвия в кoнтeкcтe дaннoгo иccлeдoвaния paccмaтpивaютcя нaми кaк cиcтeмa пpинципoв, структуры, coдepжaния, мeтoдoв, cpeдcтв oбyчeния, oбecпeчивaющиx ycпeшнoe paзвитиe музык^ль^го интeллeктa у млaдшиx шкoльникoв в шкoлe.

В oпpeдeлeнии пeдaгoгичecкиx ycлoвий развития музык^ль^го интeллeктa млaдшиx шкoльникoв Ha ypoкax музыки и круж^выгс зaнятияx мы ocнoвывaлиcь Ha вывoдax зapyбeжнoй и oтeчecтвeннoй пeдaгoгики и пcиxoлoгии o тoм, чтo paзвитиe музык^ль^го интeллeктa - этo He cтoлькo

развитие музыкального мышления, воображения и др., сколько развитие интеллектуальной личности. Поэтому мы считаем, что необходимо создавать условия не только для достижения цели и решения отдельных задач, сколько создать условия для интеллектуальной деятельности.

Интеллект (понимание, познание) - общие способности. К познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Интеллект - способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические), для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи. Под современным определением понятия интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и эффектному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Интеллект - это, прежде всего, планирование ресурсов и построения стратегии достижения цели. Интеллект -это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и благ.

Музыкальный интеллект - это способность различать шаг, ритм, тембр и тон. Этот тип интеллекта позволяет нам чувствовать, создавать, воспроизводить музыку. Без него не смогли бы композиторы, музыканты, вокалисты и слушатели с тонким слухом. Интересно, что только музыкальный интеллект плюс склонность к математике может родить таких людей как барабанщики. Они, так правило, очень хорошо отбирают внешний звук и умеют хорошо и быстро считать. Обладающие хорошим музыкальным интеллектом люди становятся прекрасными исполнителями, композиторами, звукорежиссерами и музыкальными критиками.

Важный путь гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, обучающихся в начальной школе. Одно из главных условий - приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые могут при правильной их организации обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества.

ISSN 2181-0842 / Impact Factor 3.848

335

Использованная литература

1. Гаффорова, Ж. Р. К., & Болтазода, С. С. (2023). Выстраивание музыкального образования учащихся в условиях работы музыкального ансамбля и игра на инструменте дутаре в школе. Science and Education, 4(2), 1211-1217.

2. Кувватова, Н. Б. К,., & Болтазода, С. С. (2023). Современные методы работы с детьми, не имеющими музыкального образования. Science and Education, 4(2), 1248-1255.

3. Арзикулов, К. К. У., & Болтазода, С. С. (2023). Интерактивные методы формирования музыкальных знаний детей в МТЦ на основе национального эстрадного исполнительства. Science and Education, 4(2), 1198-1204.

4. Рустамов, А. Р. У., & Болтазода, С. С. (2023). Музыка в системе образования, методы и приёмы занятий по фортепиано, обогащения передовым зарубежным опытом. Science and Education, 4(2), 1340-1347.

5. Бекназаров, А. С., & Болтазода, С. С. (2023). Вокальная деятельность педагога музыканта в детском школьном хоровом коллективе. Science and Education, 4(2), 1205-1210.

6. Ибрагимов, У. С., & Болтазода, С. С. (2023). Современные методы формирования техники исполнения студентов на занятиях. Science and Education, 4(2), 1234-1239.

7. Умарова, М. Б., & Болтазода, С. С. (2023). Репетиция основа механического формирования вокальных данных. Science and Education, 4(2), 1370-1376.

8. Болта-Зода, С. С. (2023). Модуляционные эффекты музыкального произведения. Science and Education, 4(1), 563-569.

9. Болта-Зода, С. С. (2023). Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки. Science and Education, 4(1), 577-582.

10. Болта-Зода, С. С. (2023). Оценка качества педагогического мастерство, в проведения занятий сольфеджио в ВУЗах. Science and Education, 4(1), 604-610.

11. Болта-Зода, С. С. (2023). Особенности эффекта системы тяготения аккордов в музыке. Science and Education, 4(1), 590-596.

12. Болта-Зода, С. С. (2023). Взаимное влияние тоники, субдоминанты и доминанты. Science and Education, 4(1), 570-576.

13. Болтазода, С. С. (2023). Механизмы формирования культуры почитания человеческих ценностей у старшеклассников на основе фольклора в хоре. Science and Education, 4(2), 1386-1391.

14. Ропиева, Д. А., & Болтазода, С. С. (2023). Технологии формирования и развития вокально-хорового навыка студентов через народные песни. Science and Education, 4(2), 1330-1336.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини ани^лашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция-совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

ISSN 2181-0842 / Impact Factor 3.848

337

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.