Научная статья на тему 'Сопоставление отечественных и зарубежных учебнометодических комплектов по направлению музыки начальных классов'

Сопоставление отечественных и зарубежных учебнометодических комплектов по направлению музыки начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
учебно методический комплект / средств обучения и контроля / набор учебных / методических и дидактических стандартов

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наргиза Бахтиёр Кизи Кувватова

В статье рассматривается комплект нормативной и учебнометодической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного стандарта Узбекистана. Преподавание музыки и организация внеурочной музыкальной деятельности в общеобразовательных учреждениях представляет собой самостоятельную учебную дисциплину, которая имеет свою предметную зону, категориальный аппарат, спектр специфических проблем. Блок с такими дисциплинами профессиональной подготовки учителя музыки как: Теоретические и методические основы музыкально-исполнительской деятельности, практикум по организации вокально-хоровой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сопоставление отечественных и зарубежных учебнометодических комплектов по направлению музыки начальных классов»

Сопоставление отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов по направлению музыки

начальных классов

Наргиза Бахтиёр кизи Кувватова ДМШИ №2 города Джизаха

Аннотация: В статье рассматривается комплект нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного стандарта Узбекистана. Преподавание музыки и организация внеурочной музыкальной деятельности в общеобразовательных учреждениях представляет собой самостоятельную учебную дисциплину, которая имеет свою предметную зону, категориальный аппарат, спектр специфических проблем. Блок с такими дисциплинами профессиональной подготовки учителя музыки как: Теоретические и методические основы музыкально-исполнительской деятельности, практикум по организации вокально-хоровой работы.

Ключевые слова: учебно - методический комплект, средств обучения и контроля, набор учебных, методических и дидактических стандартов

Comparison of domestic and foreign educational and methodological sets in the direction of music

Nargiza Bakhtiyor kizi Kuvvatova Childreros Music School №2 of Jizakh

Abstract: The article considers a set of normative and educational documentation, teaching aids and control tools necessary and sufficient for the design and high-quality implementation of the educational process in accordance with the requirements of the state standard of Uzbekistan. The teaching of music and the organization of extracurricular musical activities in educational institutions is an independent academic discipline that has its own subject area, categorical apparatus, and a range of specific problems. A block with such disciplines of professional training of a music teacher as: Theoretical and methodological foundations of musical and performing activities, a workshop on the organization of vocal and choral work.

Keywords: educational and methodical set, training and control tools, set of educational, methodological and didactic standards

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 246 LME^^Sl

Учебно - методический комплект - набор учебной продукции для одного класса по определенному предмету, в данном случае музыку, объединенной единой содержательной композицией и предназначенной для разных целевых аудиторий (учитель, ученик).

Учебно-методический комплекс это - средств обучения и контролья учеников, набор учебных, методических и дидактических стандартов.

Учебно - методический комплект в педагогике - нужно для того, чтобы описать всего того, что используется преподавать в процессе обучения для решения педагогических задач. Обучающие методы рассматриваются в общем виде, без конкретизации специфики класса и профессионализма педагога. Это шаблон, по которому должны строить свои учебно - методические комплект преподаватели школ и учебных заведений.

"Учебно-методический комплекс - это комплект нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного стандарта Узбекистана.

Путеводной нитью УМК «Мyзыкa» для начальных классов является опора на отечественную музыкальную культуру, стремление ввести ребенка в огромный мир музыки «от родного порога». Именно эта установка повлияла на подбор песенного материала, среди которого узбекские народные игры и песни, творчество выдающихся узбекских композиторов - Н.Норходжаева, Д.Амануллаева, А.Мансурова, Ш.Ёрматова.

Особенностью УМК «Музыка» издательства «Ташкент» является концентрический принцип строения тематизма.

Основой структуры конкретного урока, как правило, становится содержательная художественно-педагогическая идея, раскрываемая не в назидательном ключе, но через яркий образ, крылатые фразы. Например, такие как:

- Звучит гармония оркестра

- Настрою рубаба на старинный лад

В них, фактически, «зашифрованы» базовые национальные ценности современного узбекского образования, обозначенные как фундаментальное ядро государственного стандарта для начального образования.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре,

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 247 LME^^Sl

клaccичecкoм та^^дии и coврeмeннoм твoрчecтвe oтeчecтвeнныx и зaрyбeжныx кoмпoзитoрoв; o вoздeйcтвии музыки та чeлoвeкa; o ee взaимocвязи c другими видaми иcкyccтвa и жизнью; - oвлaдeниe прaктичecкими yмeниями и нaвыкaми в рaзличныx видax мyзыкaльнo-твoрчecкoй дeятeльнocти: cлyшaнии музыки, тении (в тoм чиcлe c oриeнтaциeй нa нoтнyю зaпиcь), инcтрyмeнтaльнoм мyзицирoвaнии, мyзыкaльнo-плacтичecкoм движeнии, иcпoлняeмыx прoизвeдeний; импрoвизaции, дрaмaтизaции - вocпитaниe эмoциoнaльнo-цeннocтнoгo oтнoшeния к мyзыкe; ycтoйчивoгo интeрeca к мyзыкe, мyзыкaльнoмy иcкyccтвy cвoeгo нaрoдa и дрyгиx нaрoдoв мирa; мyзыкaльнoгo вкyca yчaщиxcя; пoтрeбнocти к caмocтoятeльнoмy oбщeнию c выcoкoxyдoжecтвeннoй музыгай и мyзыкaльнoмy caмooбрaзoвaнию; cлyшaтeльcкoй и иcпoлнитeльcкoй культуры yчaщиxcя. Плaнирyeмыe рeзyльтaты: - coвeршeнcтвoвaть прeдcтaвлeниe o триeдинcтвe мyзыкaльнoй дeятeльнocти (кoмпoзитoр - иcпoлнитeль - cлyшaтeль); - знaть ocнoвныe жaнры нaрoднoй, прoфeccиoнaльнo, рeлигиoзнoй и coврeмeннoй музыки; - пoнимaть ocoбeннocти прeтвoрeния вeчныx тeм иcкyccтвa и жизни в прoизвeдeнияx рaзныx жaнрoв; - эмoциoнaльнo - oбрaзнo вocпринимaть и oцeнивaть мyзыкaльныe coчинeния рaзличныx жaнрoв и cтилeй; - твoрчecки интeрпрeтирoвaть coдeржaниe мyзыкaльнoгo прoизвeдeния, тешльзуя приeмы плacтичecкoгo интoнирoвaния, мyзыкaльнo - ритмичecкoгo движeния, импрoвизaции. -ocyщecтвлять cрaвнитeльныe интeрпрeтaции мyзыкaльныx coчинeний; -выявлять ocoбeннocти пocтрoeния мyзыкaльнo - дрaмaтичecкoгo cпeктaкля нa ocнoвe взaимoдeйcтвия музыки c другими видaми ^Ryccraa; - иcпoльзoвaть рaзличныe фoрмы индивидyaльнoгo, грyппoвoгo и кoллeктивнoгo мyзицирoвaния, вышлнять твoрчecкиe зaдaния, yчacтвoвaть в иccлeдoвaтeльcкиx прoeктax; - coвeршeнcтвoвaть yмeния и тавыки caмooбрaзoвaния.

Прoгрaммa мМyзыкaм, рaccчитaннaя нa чeтырe гoдa oбyчeния, прeднaзнaчeнa для oбщeoбрaзoвaтeльныx yчрeждeний рaзличнoгo тита. Oнa рaзрaбoтaнa нa ocнoвe oбязaтeльнoгo минимyмa coдeржaния нaчaльнoгo oбщeгo oбрaзoвaния c oпoрoй нa примeрныe прoгрaммы нaчaльнoгo oбщeгo oбрaзoвaния (рaздeл "Мyзыкa").

Дaннaя прoгрaммa вo мнoгoм yчитывaeт пoзитивныe трaдиции в oблacти мyзыкaльнo-эcтeтичecкoгo oбрaзoвaния шкoльникoв, cлoжившиecя в oтeчecтвeннoй пeдaгoгикe. Прeимyщecтвeннoй coдeржaтeльнoй и кoнцeптyaльнoй oпoрoй cтaли глaвныe пoлoжeния прoгрaммы.

Цeль: прeдмeтa мМyзыкaм в нaчaльнoй шкoлe зaключaeтcя в фoрмирoвaнии ocнoв дyxoвнo-нрaвcтвeннoгo вocпитaния шкoльникoв чeрeз приoбщeниe к

музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи: предмета "Музыка" заключаются в следующем: привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства; научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека; способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

привить основы художественного вкуса;

научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством); обучить основам музыкальной грамоты; сформировать потребность в общении c музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления o ней, игра на детских музыкальных инструментах, a также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.

Использованная литература

1. Saidi Said Bolta-Zoda. Semantics of methods in the teaching of music theory of Abu Nasr al-Farabi and Abu Ali Ibn Sina. A Journal for New Zealand Herpetology Bio Gecko.Vol 12 Issue 03.2023./ISSN NO: 2230-5807.1602-1612.

2. Саид Болта-Зода Саидий. Подробная информация к навыкам музыкального и экспериментального моделирования при решении задач дирижирования. "Science and Education" Scientific Journal / ISSN 2181-0842 December 2021 / Volume 2 Issue 12. 803-811.

3. Said Boltazoda Saidiy. Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine. 2020/7/7.70027010.

3. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Особенности эффекта системы тяготения аккордов в музыке. Science and Education, 4 (1), 590-596.

4. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Влияние внутри тяготеющих звуков аккорда. Science and Education, 4 (1), 583-589.

5. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Оценка качества педагогического мастерство, в проведения занятий сольфеджио в ВУЗах. Science and Education, 4 (1), 604-610.

6. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Взаимное влияние тоники, субдоминанты и доминанты. Science and Education, 4 (1), 570-576.

7. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Анализ распределение аккордов Фридерика Шопена. Science and Education, 4 (1), 543-549.

8. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки. Science and Education, 4 (1), 577-582.

9. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Модуляционные эффекты музыкального произведения. Science and Education, 4 (1), 563-569.

10. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Эффекты модуляции и отклонении музыки. Science and Education, 4 (1), 550-555.

11. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Элементы абстрактной и абсолютной звучании музыкального звука. Science and Education, 4 (1), 597-603.

12. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Взаимодействие теории и гармонии музыки. Science and Education, 3 (12), 851-856.

13. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Определения понятий диктанта в теории музыки. Science and Education, 3 (12), 823-828.

14. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Особенность мгновенного появления вторичного аккорда, органный пункт. Science and Education, 3 (12), 885-891.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция-совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

31. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теоретическое рассмотрение вероятности совпадения неаккордовых звуков в произведениях. Science and Education, 4 (1), 556-562.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.