Научная статья на тему 'Хоровое искусство, развитие и разновидность многоголосных произведение в школьном репертуаре'

Хоровое искусство, развитие и разновидность многоголосных произведение в школьном репертуаре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
хоровой коллектив / многоголосие / хормейстер / дирижёр / женские и мужские хора / смешанные и детские хора / форма музыки

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эрмат Мажидович Файзуллаев

Хора поют народные, эстрадные и джазовые песни, сложные хоровые композиции и даже воспроизводят шум дождя. Фольклорный хор исполняет народные песни родной страны. Фольклорные песни естественный репертуар для хора, потому изначально часть из них пелась коллективно. Хор как музыкальная форма многоголосное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения каким-либо хоровым коллективом или же одновременно несколькими такими коллективами. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные, смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) состоит из детских, женских и мужских голосов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хоровое искусство, развитие и разновидность многоголосных произведение в школьном репертуаре»

Хоровое искусство, развитие и разновидность многоголосных произведение в школьном репертуаре

Эрмат Мажидович Файзуллаев Жиззахский государственный педагогический университет

Аннотация: Хора поют народные, эстрадные и джазовые песни, сложные хоровые композиции и даже воспроизводят шум дождя. Фольклорный хор исполняет народные песни родной страны. Фольклорные песни - естественный репертуар для хора, потому изначально часть из них пелась коллективно. Хор как музыкальная форма - многоголосное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения каким-либо хоровым коллективом или же одновременно несколькими такими коллективами. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные, смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) - состоит из детских, женских и мужских голосов.

Ключевые слова: хоровой коллектив, многоголосие, хормейстер, дирижёр, женские и мужские хора, смешанные и детские хора, форма музыки

Choral art, development and variety of polyphonic works in

the school repertoire

Ermat Majidovich Faizullaev Jizzakh State Pedagogical University

Abstract: The choir sings folk, pop and jazz songs, complex choral compositions and even reproduces the sound of rain. The folk choir performs folk songs of their native country. Folklore songs are a natural repertoire for the choir, which is why initially some of them were sung collectively. A choir as a musical form is a polyphonic musical work intended to be performed by a choir group or several such groups simultaneously. In performing practice, four types of choirs are common: women's, men's, children's, mixed, mixed choir (the most common type of choir) - consists of children's, women's and men's voices.

Keywords: choir, polyphony, choirmaster, conductor, women's and men's choirs, mixed and children's choirs, form of music

Xoр - это кoллeктив испoлнитeлeй вoкaльнo - мyзыкaльнoгo прoизвeдeния, a прoизвeдeния ^торый испoлняeт xoрoвoй кoллeктив стрoится в oпрeдeлeннoй

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 221 LME^^Sl

музыкальной форме, эти произведении пишется многоголосно, предназначенное для исполнения каким-либо хоровым коллективом или же одновременно несколькими такими коллективами. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные, смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) - состоит из детских, женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов, а детские голоса просто называют дискантом.

Хора поют народные, эстрадные и джазовые песни, сложные хоровые композиции и даже воспроизводят шум дождя. Фольклорный хор исполняет народные песни родной страны. Фольклорные песни в основном предназначается именно для хора, потому, что, изначально часть из них пелась коллективно. Пения «а капелла» называют любую вокальную музыку (солист, вокальный ансамбль, хор и комбинации вокальных составов) без инструментального сопровождения. Хоровое пение предназначается для активизации слуха, укрепляющий память, который формирует художественный вкус человека. Занятия хором развивают у детей дух коллективизма, взаимопомощи, умение сопереживать за общий результат. В процессе хорового исполнительства формируется эмоциональная среда ребенка, его душевное здоровье.

В каждом хоре имеется солист и минимум 3 исполнителя. ведущих одну и ту же основную партию - самостоятельные верхние и нижние партии, выделенные из основной. Главное отличие хора от вокальных ансамблей - это у которых для каждого певца есть своя партия, которая отделяется от других партий. В Узбекистане фолклорных песен пели в унисон, хоровая музыка развивалась исключительно в 20 веке.

Дирижёр управляет хором. Дирижёр хора называют хормейстером. Он должен знать: законы теории, гармонию и каждого голоса так называемого партии всех голосов, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств; теорию и практику хорового дирижирования; основы режиссуры, актерского мастерства, художественного оформления постановок, музыкального искусства. Хор (греч. %оро<; - хороводная пляска с пением) - составной звукообразующий элемент конструкции струнных (мандолины, цимбал), клавишных музыкальных инструментов и органа.

Каждый певец в детском хоре должен понимать, что многоголосие это -несколько звучащих одновременно унисонов. Чистый унисон - основная работа хормейстера. Многоголосное пение это - хоровое пение, количество голосов - с трёх до двенадцати, случается услышать Партесное пение в сорок восемь голосов.

В Узбекистане основополагающая роль хорового пения заключается в самобытном складе узбекской музыкальной культуры, по преимуществу вокальной. Обучение детей хоровому пению поддерживает лучшие отечественные традиции вокально-хорового исполнительства.

Многоголосие представляет собой исключительное явление в музыкальном искусстве. Многоголосия это - своеобразная полифония, которая получила название подголосочной. Хорошо известно, что полифоническая музыка в её наиболее простых произведениях весьма доступна для слухового восприятия и воспроизведения.

Хор - открытая дверь в мир музыки, и чем раньше человек соприкоснется с чарующим царством звука, тем лучше. Можно часто ходить на концерты, слушать музыку, но важнее самому участвовать в творческом процессе. Благодаря своей доступности, хоровое творчество представляется наилучшей формой коллективного музицирования. Существует множество хоровых студий и коллективов, открывающих для детей богатство звукового мира. Главная задача педагога - сделать так, чтобы юный музыкант чувствовал себя в нем свободно и уютно, смог получить необходимые ему навыки и реализовать свои творческие потребности. Искусство хорового пения предполагает пение хора на несколько голосов. Это придает необыкновенную выразительность исполнению. Сущность двухголосного пения основывается на совмещении двух явлений в музыкальном искусстве: художественного и технического. Двухголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо параллельно, что создает различные условия для пения детей в младшем хоре. Многоголосие включает в себя художественный, психологический, акустический и музыкально-исполнительский компоненты. Так же, как и пение a capella, исполнение многоголосных сочинений требует определенного уровня развития слуха и мышления певцов, кропотливой работы по приобретению необходимых навыков. Главное в многоголосном пении - это умение поющих самостоятельно вести свою партию и вдумчиво вплетать её в общее хоровое звучание. Распределение детей по хоровым партиям осуществляется не по вокальным данным (так как только к десяти годам в голосовом аппарате детей складываются предпосылки для формирования тембра), a музыкальные данные (уровень развития музыкального слуха, способность к чистому интонированию, сила голоса). Главное, чтобы в партиях были равномерно распределены хорошо интонирующие и слабо интонирующие дети, ребята с яркими и тихими голосами. Такое распределение помогает эффективной работе всех певцов.

Многоголосием следует заниматься уже с самого начала работы хорового коллектива, сочетая многоголосное пение с унисоном. Можно придумать очень

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 223 LME^^Sl

прoстыe зaдaния, лишь бы oни были интeрeсны, прoбyдили y дeтeй интeрeс и любoвь к мyзыкe. Этим мы дoстигaeм тoгo, чтo oни пeрeстaют стрaшиться и oxoтнo зaнимaются мнoгoгoлoсным пeниeм. Oбyчeниe двyxгoлoснoмy пeнию дeтeй млaдшeгo шкoльнoгo вoзрaстa прoисxoдит пoэтaпнo. Пoдгoтoвкa нaчинaeтся с сaмыx ^рвых мyзыкaльныx зaнятий, кoгдa рyкoвoдитeль шaг зa шaгoм вводит рeбят в мир музыки, oткрывaeт крaсoтy испoлняeмыx сoчинeний, oбъeдиняeт хор в eдиный звyчaщий aнсaмбль, a вмeстe с этим постоянно рaзвивaeт слух, вoкaльнoe мaстeрствo, музыкяльную пaмять, восприимчивость и отзывчивость поющих, тaкжe пoстeпeннo нaкaпливaются тeoрeтичeскиe знaния дeтeй, способность aнaлизирoвaть и рaзбирaться в мyзыкe. Рeбeнoк приoбрeтeт нaвыки вoкaлизaции, рaсширит пeвчeский диaпaзoн, нayчится прaвильнo дышaть, чeткo и внятно говорить. Смoжeт рязвить мeлoдичeский и гaрмoничeский слух, музыкальную пямять, чувство мeтрa и ритмя, что пoмoжeт eмy в игрe ня свoeм инстрyмeнтe. Пeниe - ^ляя няукя, которяя прeдпoлaгaeт примeнeниe рязличных приёмов, дeлaющиx вокял ^сыщ^нным и многоо6рязным. Спeциaльныe тexники позволяют исполнш^лям подключять эмоции, оживляя музык^ль^ю прoизвeдeния. Измeнённoe дыxaниe, силя звуков, их громкость и способ звyкoизвлeчeния позволяют тасытить пeниe новыми, теобычными нотями. Но при нeпрaвильнoм вярьировянии мeтoдoв испoлнeния можно няоборот нячять дeлaть вoкaльныe «промяхи», a в ^которых случяях дaжe трявмировять голосовыю связки.

Использованная литература

1. Saidi Said Bolta-Zoda. Semantics of methods in the teaching of music theory of Abu Nasr al-Farabi and Abu Ali Ibn Sina. A Journal for New Zealand Herpetology Bio Gecko.Vol 12 Issue 03.2023./ISSN NO: 2230-5807.1602-1612.

2. Саид Болта-Зода Саидий. Подробная информация к навыкам музыкального и экспериментального моделирования при решении задач дирижирования. "Science and Education" Scientific Journal / ISSN 2181-0842 December 2021 / Volume 2 Issue 12. 803-811.

3. Said Boltazoda Saidiy. Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine. 2020/7/7.70027010.

3. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Особенности эффекта системы тяготения аккордов в музыке. Science and Educatwn, 4 (1), 590-596.

4. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Влияние внутри тяготеющих звуков аккорда. Science and Educatwn, 4 (1), 583-589.

5. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Оценка качества педагогического мастерство, в проведения занятий сольфеджио в ВУЗах. Science and Educatwn, 4 (1), 604-610.

6. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Взаимное влияние тоники, субдоминанты и доминанты. Science and Educatwn, 4 (1), 570-576.

7. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Анализ распределение аккордов Фридерика Шопена. Science and Educatwn, 4 (1), 543-549.

11. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теоретическое рассмотрение вероятности совпадения неаккордовых звуков в произведениях. Science and Education, 4 (1), 556-562.

8. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Теория магнитных эффектов других голосов многоголосной музыки. Science and Educatwn, 4 (1), 577-582.

9. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Модуляционные эффекты музыкального произведения. Science and Educatwn, 4 (1), 563-569.

10. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Эффекты модуляции и отклонении музыки. Science and Educatwn, 4 (1), 550-555.

11. Саидий Саид Болта-Зода (2023). Элементы абстрактной и абсолютной звучании музыкального звука. Science and Educatwn, 4 (1), 597-603.

12. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Взаимодействие теории и гармонии музыки. Science and Educatwn, 3 (12), 851-856.

13. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Определения понятий диктанта в теории музыки. Science and Educatwn, 3 (12), 823-828.

14. Саидий Саид Болта-Зода (2022). Особенность мгновенного появления вторичного аккорда, органный пункт. Science and Educatwn, 3 (12), 885-891.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Educatwn 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Educatwn 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Educatwn 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Educatwn 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция-совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.